Единый контакт-центр

1414

8-800-080-7777

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 

О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам труда

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Закон
Дата создания: 02/04/2019
Публичное обсуждение до: 16/04/2019
Приложенные документы:

ПРОЕКТ

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам труда

Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:

1. В Кодекс Республики Казахстан от 5 июля 2014 года   «Об административных правонарушениях» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2014 г., № 18-I, 18-II, ст.92; № 21, ст.122; № 23, ст.143; № 24, ст.145, 146; 2015 г., № 1, ст.2; № 2, ст.6; № 7, ст.33; № 8, ст.44, 45; № 9, ст.46; № 10, ст.50; № 11, ст.52; № 14, ст.71; № 15, ст.78; № 16, ст.79; № 19-I, ст.101; № 19-II, ст.102, 103, 105; № 20-IV, ст.113; № 20-VII, ст.115; № 21-I, ст.124, 125; № 21-II, ст.130; № 21-III, ст.137; № 22-I, ст.140, 141, 143; № 22-II, ст.144, 145, 148; № 22-III, ст.149; № 22-V, ст.152, 156, 158; № 22-VI, ст.159; № 22-VII, ст.161; № 23-I, ст.166, 169; № 23-II, ст.172; 2016 г., № 1, ст.4; № 2, ст.9; № 6, ст.45; № 7-I, ст.49, 50; № 7-II, ст.53, 57; № 8-I, ст.62, 65; № 8-II, ст.66, 67, 68, 70, 72; № 12, ст.87; № 22, cт.116; № 23, ст.118; № 24, ст.124, 126, 131; 2017 г., № 1-2, ст.3; № 9, ст.17, 18, 21, 22; № 12, ст.34; № 14, ст.49, 50, 54; № 15, ст.55; № 16, ст.56, № 22-III, ст.109; № 23-III, ст.111; № 23-V, ст.113; № 24, ст.114, 115; 2018 г., № 1, ст.4; № 7-8, ст.22; № 9, ст.27; № 10, ст.32; № 11, ст.36, 37; № 12, ст.39; № 13, ст.41; № 14, ст.44; № 15, ст.46, 49, 50; № 16, ст.53; № 19, ст.62, Закон Республики Казахстан от 8 января 2019 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам рекламы», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 10 января 2019 года, Закон Республики Казахстан от 21 января 2019 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам усиления защиты права собственности, арбитража, оптимизации судебной нагрузки и дальнейшей гуманизации уголовного законодательства», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 23 января 2019 года):

1) пункт 1 статьи 90 изложить в следующей редакции:

«1. Допущение работодателем дискриминации в сфере труда, выраженное в нарушении права работника на равную оплату за равный труд, создании разных условии при реализации трудовых прав по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства, возраста или физических недостатков, а также принадлежности к общественным объединениям, -

влечет штраф на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере тридцати, на субъектов среднего предпринимательства – в размере шестидесяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере ста месячных расчетных показателей.».

2. В Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2015 г., № 22-IV, ст.151; 2016 г., № 7-I, ст.49; 2017 г., № 11, ст.29; № 12, ст.34; № 13, ст.45; № 20, ст.96; 2018 г., № 1, ст.4; № 7-8, ст.22; Закон Республики Казахстан от 24 мая 2018 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования регулирования предпринимательской деятельности», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 28 мая 2018 года; Закон Республики Казахстан от 2 июля 2018 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социального обеспечения» опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 3 июля 2018 года):

1) в пункте 1 статьи 1:

подпункты 16), 27), 41), 44), 76) изложить в следующей редакции:

«16) трудовой спор – разногласия между работником (работниками) и работодателем (работодателями), в том числе ранее состоявшими в трудовых отношениях по вопросам применения трудового законодательства Республики Казахстан, выполнения или изменения условий соглашений, трудового и (или) коллективного договоров, актов работодателя;»;

«27) несчастный случай, связанный с трудовой деятельностью, – воздействие на работника вредного и (или) опасного производственного фактора либо событие, произошедшие при выполнении им трудовых (служебных) обязанностей или заданий работодателя, в результате которого произошли производственная травма, профессиональное заболевание, внезапное ухудшение здоровья или отравление работника, приведшие его к временной или стойкой утрате трудоспособности либо смерти;»;

«41) акты работодателя – приказы, распоряжения, инструкции, правила, положения, графики сменности, графики вахт, графики отпусков и иные акты по вопросам трудовых отношений, издаваемые работодателем;»;

«44) представители работников –профессиональные союзы и их объединения, а при их отсутствии выборные представители, избранные и уполномоченные на общем собрании (конференции) работников большинством голосов участников, при присутствии на нем не менее двух третей работников (делегатов конференции), в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;»;

«76) дисциплинарный проступок – нарушение работником трудовой дисциплины, а также неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей;»;

дополнить подпунктами 33-1), 35-1), 50-1), 50-2), 50-3), 69-1) и 79-1) следующего содержания:

33-1) система управления охраной труда – часть общей системы управления организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации;»;

35-1) единая система учета трудовых договоров – информационная система, предназначенная для автоматизации учета трудовых договоров;»;

50-1) профессиональный риск – риск утраты трудоспособности (либо смерти) работника при исполнении им трудовых обязанностей;»;

50-2) управление профессиональными рисками - подсистема системы управления безопасностью и охраной труда, включающая в себя идентификацию и оценку профессиональных рисков, корректирующие меры, контроль и мониторинг профессионального риска;»;

50-3) оценка профессионального риска – определение степени профессионального риска на основе анализа информации об идентификации рисков и статистических данных о заболеваемости и травматизме на предприятии, обеспеченности средствами коллективной и индивидуальной защиты;»;

69-1) предоставление персонала – направление работника частным агентством занятости для исполнения им трудовых функций в интересах, под управлением и контролем принимающей стороны - физического или юридического лица, не являющего работодателем данного работника, по договору на оказание услуг по предоставлению персонала, заключенного между частным агентством занятости и принимающей стороной;»;

79-1) обособленное структурное подразделение организации – иное, помимо филиалов и представительств, территориально обособленное подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, которые созданы на срок более одного месяца, выполняющие часть функций организации;».

2) пункт 2 статьи 6 изложить в следующей редакции:

«2. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации при реализации трудовых прав по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства, возраста или физических недостатков, а также принадлежности к общественным объединениям.»;

3) статью 11 дополнить абзацем в следующей редакции:

«Акты работодателя оформляются в письменной форме или форме электронного документа с использованием электронной цифровой подписи.»;

4) в статье 16:

подпункты 30) и 34) изложить в следующей редакции:

«30) определяет порядок и сроки проведения обучения, инструктирования и проверок знаний по вопросам безопасности и охраны труда работников, руководителей и лиц, ответственных за обеспечение безопасности и охраны труда;»;

«34) утверждает по согласованию с центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию нормы выдачи работникам молока или равноценных пищевых продуктов, либо специализированных продуктов для диетического (лечебного и профилактического) питания;»;

дополнить подпунктами 41-1), 41-2), 41-3), 41-4) и 41-5) следующего содержания:

«41-1) разрабатывает и утверждает типовое положение о системе управления охраной труда в организации;

41-2) разрабатывает и утверждает порядок управления профессиональными рисками;»;

41-3) разрабатывает и утверждает межотраслевые типовые нормативы численности работников служб охраны труда организации;

41-4) разрабатывает и утверждает Кодекс служебной этики гражданских служащих Республики Казахстан;

41-5) разрабатывает и утверждает порядок предоставления и получения сведений о трудовом договоре и трудовой деятельности из единой системы учета трудовых договоров.»; 

5) в статье 17:

подпункт 3) изложить в следующей редакции:

«3) проводит анализ причин производственного травматизма и разрабатывает предложения по их профилактике;»;

подпункт 5) исключить;

6) пункт 1 статьи 20 изложить в следующей редакции:

«1. Интересы работников в пределах делегированных им полномочий представляют органы профессиональных союзов в соответствии с Законом Республики Казахстан «О профессиональных союзах», а при их отсутствии – выборные представители. В случае если членство работников в профессиональном (-ых) союзе (-ах) составляет менее половины штатной численности работников организации, то интересы работников могут представлять профессиональные союзы и выборные представители. При наличии в организации профессионального союза не допускается ведение коллективных переговоров между работодателем и работниками без участия профессионального союза.»;

7) в статье 22:

в пункте 1:

подпункты 8), 15) и 16) изложить в следующей редакции:

«8) объединение, включая право на создание профессионального союза, а также членство в нем, для представления и защиты своих трудовых прав, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан;»;

«15) равную оплату за равный труд, а также на равные производственно-бытовые условия без какой-либо дискриминации;

16) обращение за рассмотрением индивидуального трудового спора последовательно в согласительную комиссию, суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;»;

дополнить подпунктом 25) следующего содержания:

«25) получение из единой системы учета трудовых договоров сведения о своей трудовой деятельности.»;

в пункте 2:

дополнить подпунктом 8) следующего содержания:

«8) предоставлять документы, подтверждающие трудовую деятельность предусмотренные статьей 35 настоящего Кодекса для внесения их в единую систему учета трудовых договоров;»;

8) в статье 23:

пункт 1 дополнить подпунктом 2-1) следующего содержания:

«2-1) на получение из единой системы учета трудовых договоров сведений о трудовой деятельности претендентов (с их предварительного согласия) и работников;»;

в пункте 2:

подпункт 12) изложить в следующей редакции:

«12) на обращение за рассмотрением индивидуального трудового спора последовательно в согласительную комиссию, суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.»;

дополнить подпунктами 26) и 27) следующего содержания:

«26) создавать с участием равного числа представителей работников и работодателя согласительную комиссию для рассмотрения индивидуальных трудовых споров в порядке, установленном настоящим Кодексом;

27) направлять информацию о заключении и прекращении с работником трудового договора, вносимые по нему изменения и дополнения, содержащую сведения, предусмотренные подпунктами 1), 2), 3), 4), 5) и 13) пункта 1 статьи 28 настоящего Кодекса, а также сведения о трудовой деятельности работников и штатной численности организации в единую систему учета трудовых договоров, в порядке, установленном уполномоченным государственным органом по труду.»;

9) дополнить статьей 23-1 следующего содержания:

«Статья 23-1. Переходные положения

1. Сведения о всей трудовой деятельности, работника, с момента ее начала, которому, до достижения пенсионного возраста, установленного Законом Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», осталось менее двух лет, работодатель обязан внести в единую систему учета трудовых договоров в течение шести месяцев со дня введения в действие подпункта 27) пункта 2 статьи 23 настоящего Кодекса.

2. Сведения о всей трудовой деятельности работника, с момента ее начала, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, вносятся в единую систему учета трудовых договоров в течение одного года со дня введения в действие подпункта 27) пункта 2 статьи 23 настоящего Кодекса.

3. Регистрация сведений о трудовой деятельности работников, впервые поступающих на работу с 1 января 2020 года, осуществляется только в электронном виде.

С 1 января 2022 года ведение трудовых книжек на бумажном носителе не осуществляется.»;

10) в пункте 2 статьи 26:

подпункты 2) и 5) изложить в следующей редакции:

«2) в государственные предприятия на праве хозяйственного ведения, национальные управляющие холдинги, национальные институты развития, национальные холдинги и национальные компании, а также их дочерние организации лица, ранее совершившего коррупционное преступление;»;

«5) на работу по совместительству работников, не достигших восемнадцатилетнего возраста;»;

11) в статье 30:

подпункт 2) пункта 1 изложить в следующей редакции:

«2) на определенный срок не менее одного года, кроме случаев, установленных подпунктами 3), 4), 5) и 6) настоящего пункта.

При истечении срока трудового договора стороны вправе продлить его на неопределенный или определенный срок не менее одного года.

В случае истечения срока действия трудового договора, если ни одна из сторон в течение последнего рабочего дня (смены) письменно не уведомила о прекращении трудовых отношений, он считается продленным на тот же срок, на который был ранее заключен, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 51 настоящего Кодекса.

Заключенный на определенный срок трудовой договор может продлеваться не более двух раз.

При продолжении трудовых отношений трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок.

Положения частей четвертой и пятой настоящего подпункта не распространяются на иностранцев – работников автономных организаций образования и их организаций.»;

пункт 5 исключить;

12) пункт 3 статьи 31 изложить в следующей редакции:

«3. В случаях, определенных пунктом 2 настоящей статьи, наряду с лицом, не достигшим восемнадцатилетнего возраста трудовой договор должен подписываться одним из его родителей, опекуном, попечителем, патронатным воспитателем, приемным родителем или усыновителем.»;

13) в статье 32:

пункты 3 и 6 изложить в следующей редакции:

«3. При поступлении на гражданскую службу, на работу в государственные предприятия на праве хозяйственного ведения, национальные управляющие холдинги, национальные институты развития, национальные холдинги и национальные компании, а также их дочерние организации, организации, пятьдесят и более процентов акций, которых принадлежат Национальному Банку на должность, связанную с исполнением управленческих функций, лицо представляет справку о наличии либо отсутствии сведений о совершении коррупционного преступления.»;

«6. Работодатель не вправе требовать документы, не предусмотренные настоящей статьей, за исключением случаев, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.»;

14) пункт 1 статьи 33 дополнить частью второй следующего содержания:

«Трудовой договор может быть заключен в форме электронного документа с использованием электронной цифровой подписи.»; 

15) статью 35 изложить в следующей редакции:

«Статья 35. Документы, подтверждающие трудовую деятельность работника

Документом, подтверждающим трудовую деятельность работника, может быть любой из следующих:

1) трудовая книжка;

2) трудовой договор;

3) выписки из актов работодателя, подтверждающих возникновение и (или) прекращение трудовых отношений на основе заключения и (или) прекращения трудового договора;

4) выписки из ведомости выдачи заработной платы работникам;

5) послужной список (перечень сведений о работе, трудовой деятельности работника), подписанный и заверенный печатью работодателя (при ее наличии);

6) выписки из единого накопительного пенсионного фонда о перечисленных обязательных пенсионных взносах;

7) сведения из Государственного фонда социального страхования о произведенных социальных отчислениях;

8) архивная справка, содержащая сведения о трудовой деятельности работника;

9) решение суда об установлении юридического факта, подтверждающего наличие трудовых отношений, вступившее в законную силу.»;

16) пункт 2 статьи 39 изложить в следующей редакции:

«2. В случае письменного отказа работника от перевода в другую местность вместе с работодателем либо при наличии акта, удостоверяющего отказ работника от предоставления письменного отказа от перевода в другую местность вместе с работодателем, трудовой договор с работником прекращается по основанию, предусмотренному подпунктом 1) пункта 1 статьи 58 настоящего Кодекса.»;

17) статью 40 изложить в следующей редакции:

«Статья 40. Прикомандирование работника к другому юридическому

                    лицу

1. Прикомандирование - выполнение работником (прикомандированным) работы по определенной специальности, квалификации или должности (трудовой функции), обусловленной трудовым договором, либо по другой должности, специальности, квалификации у другого юридического лица (его филиалов и (или) представительств), за исключением ограничений, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

В целях обеспечения выполнения определенных задач допускается прикомандирование работников в следующие принимающие стороны:

1) в юридическое лицо (его филиалы и (или) представительства), являющееся учредителем, участником или акционером работодателя, а также которому косвенно принадлежат акции (доли участия) юридического лица (его филиала и (или) представительства), являющегося работодателем;

2) в юридическое лицо (его филиалы и (или) представительства), по отношению к которому юридическое лицо - работодатель (его филиал и (или) представительство) является акционером, участником или учредителем, а также акции (доли участия) которого косвенно принадлежат юридическому лицу - работодателю (его филиалу и (или) представительству);

3) в юридическое лицо (его филиал и/или представительство), учредители, акционеры или участники которого являются учредителями, участниками или акционерами юридического лица (его филиала и/или представительства) либо которым косвенно принадлежат акции (доли участия) юридического лица (его филиала и/или представительства) работодателя;

4) в юридическое лицо (его филиал и/или представительство), если акции (доли участия) такого юридического лица и акции (доли участия) юридического лица -работодателя прямо или косвенно принадлежат одному и тому же третьему лицу.

2. Условия, порядок, срок прикомандирования, перечень должностей и численность прикомандированных работников устанавливаются и определяются соглашением между юридическими лицами согласно гражданскому законодательству Республики Казахстан в зависимости от целей прикомандирования.

В случае одновременного прикомандирования работников более десяти процентов от среднесписочной численности юридического лица, к которому прикомандировываются работники, необходимо согласование с представителями работников принимающей стороны.

3. За прикомандированным работником сохраняется место работы (должность) у работодателя, который осуществляет прикомандирование.

4. Прикомандирование допускается только с письменного согласия сторон трудового договора путем подписания дополнительного соглашения к трудовому договору с указанием места выполнения работы на период прикомандирования. По окончании срока прикомандирования, в случае продолжения действия трудового договора, работодатель обязуется предоставить работнику место работы (должность), которое (которую) работник занимал до прикомандирования. 

5. На период прикомандирования на работника распространяется режим рабочего времени и времени отдыха принимающей стороны за исключением продолжительности и порядка предоставления ежегодного оплачиваемого трудового отпуска.

6. В случае нарушения прикомандированным работником трудовой дисциплины принимающая сторона в течение трех рабочих дней со дня обнаружения данного факта уведомляет работодателя прикомандированного работника с представлением подтверждающих документов для принятия решения о привлечении его к дисциплинарной ответственности в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан.

7. При несчастном случае, происшедшем с прикомандированным работником, организация расследования несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью, возлагается на принимающую сторону, с участием представителя работодателя.

 8. Прикомандирование не допускается в целях:

1) замены участвующих в забастовке работников принимающей стороны, в случае проведения забастовки в установленном законодательством порядке;

2) замены работников принимающей стороны, отказавшихся от выполнения работы в случаях и в порядке, установленных трудовым законодательством;

3) выполнения работ в случае простоя (временной приостановки принимающей стороной работ), осуществления процедуры банкротства принимающей стороной, введения принимающей стороной режима неполного рабочего времени в целях сохранения рабочих мест при угрозе увольнения работников.»;

18) статью 43 изложить в следующей редакции:

«Статья 43. Временный перевод на другую работу по состоянию здоровья

1. В связи с производственной травмой, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, полученным в связи с исполнением трудовых обязанностей, или иным повреждением здоровья, не связанным с производством, на основании медицинского заключения работодатель обязан до восстановления трудоспособности или установления инвалидности либо установления утраты профессиональной трудоспособности временно перевести работника на другую, не противопоказанную по состоянию здоровья работу,  либо освободить его от работы на условиях, оговоренных в трудовом, коллективном договорах, акте работодателя.

2. В случае письменного отказа работника от временного перевода на другую, не противопоказанную по состоянию здоровья работу либо при наличии акта, удостоверяющего отказ работника от предоставления письменного отказа от временного перевода по таким основаниям, трудовой договор с работником прекращается по основанию, предусмотренному подпунктом 3) пункта 1 статьи 58 настоящего Кодекса.»;

19) пункт 1 статьи 45 изложить в следующей редакции:

«1. Не требует согласия работника перемещение его на другое рабочее место либо в другое структурное подразделение в той же местности, либо поручение работы на другом механизме или агрегате в пределах должности, специальности, профессии, квалификации и с сохранением размера и условий оплаты труда, обусловленных трудовым договором.»;

20) пункт 3 статьи 46 изложить в следующей редакции:

«3. В случае письменного отказа работника от продолжения работы в связи с изменением условий труда либо при наличии акта, удостоверяющего отказ работника от предоставления письменного отказа от продолжения работы в связи с изменением условий труда, трудовой договор с работником прекращается по основанию, предусмотренному подпунктом 2) пункта 1 статьи 58 настоящего Кодекса.»;

21) в статье 48:

подпункт 6) пункта 2 изложить в следующей редакции:

«6) если его действия или бездействия повлекли или могли повлечь за собой создание аварийной ситуации, нарушение правил охраны труда, пожарной безопасности либо безопасности движения на транспорте, либо нарушение условий безопасности жизни и здоровья других работников.»;

пункт 6 изложить в следующей редакции:

«6. Заработная плата и пособие по временной нетрудоспособности сохраняется за работником в случае его незаконного отстранения работодателем от работы.»;

22) подпункт 4) статьи 49 изложить в следующей редакции:

«4) в связи с переводом работника в другое юридическое лицо.»;

23) пункт 4 статьи 51 изложить в следующей редакции:

«4. Датой истечения срока трудового договора, заключенного на время замещения временно отсутствующего работника, является рабочий день, предшествующий дню выхода на работу работника, за которым сохранялось место работы (должность).»;

24) в пункте 1 статьи 52:

подпункты 13), 23) и 24) изложить в следующей редакции:

«13) совершения виновных действий или бездействия работника, обслуживающего денежные или товарные ценности, а также работника коммерческой организации, использующего свое служебное положение в своих интересах или в интересах третьего лица вопреки интересам работодателя взамен получения материальных или иных выгод для себя, или других лиц, если эти действия или бездействие дают основания для утраты доверия к нему со стороны работодателя;»;

«23) досрочного прекращения полномочий руководителя исполнительного органа, членов коллегиального исполнительного органа юридического лица или полномочий отдельного члена исполнительного органа юридического лица, а также в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об акционерных обществах» работников службы внутреннего аудита и корпоративного секретаря по решению собственника имущества юридического лица либо уполномоченного собственником лица (органа) или уполномоченного органа юридического лица;

24) достижения работником пенсионного возраста, установленного пунктом 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан;»;

25) в статье 53:

пункты 6, 7, 8 и 9 изложить в следующей редакции:

«6. Расторжение трудового договора по основаниям, предусмотренным подпунктами 8), 9), 10), 11), 12), 14), 15), 16) и 18) пункта 1 статьи 52 настоящего Кодекса, производится с соблюдением порядка применения дисциплинарного взыскания, предусмотренного статьей 65, и требований статьи 66 настоящего Кодекса.

7. Расторжение трудового договора по основаниям, предусмотренным подпунктами 9) и 10) пункта 1 статьи 52 настоящего Кодекса, должно быть подтверждено медицинским заключением.

В случае отказа работника от прохождения медицинского освидетельствования составляется соответствующий акт.

В случае удаленности (более 20 км) объектов работодателя от государственных медицинских организаций, которые производят медицинское освидетельствование для установления факта употребления психоактивного вещества и состояния опьянения, расторжение трудового договора может быть подтверждено медицинским заключением, выданным врачом, прошедшим повышение квалификации по вопросам проведения наркологического освидетельствования в организациях медицинского образования и науки.

8. Расторжение трудового договора по основанию, предусмотренному подпунктом 20) пункта 1 статьи 52 настоящего Кодекса, допускается после предъявления работником листа о временной нетрудоспособности.

9. Расторжение трудового договора по основанию, предусмотренному подпунктом 24) пункта 1 статьи 52 настоящего Кодекса, допускается по достижении работником пенсионного возраста, установленного пунктом 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», с уведомлением работника после достижения им пенсионного возраста не менее чем за один месяц до даты расторжения трудового договора, с выплатой компенсации в размере, определяемом трудовым, коллективным договорами и (или) актом работодателя.

С работником, достигшим пенсионного возраста установленного пунктом 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» и обладающим высоким профессиональным и квалификационным уровнем, с учетом его работоспособности действие трудового договора может продолжаться без изменения срока трудового договора либо продлеваться без ограничения, предусмотренного частью четвертой подпункта 2) пункта 1 статьи 30 настоящего Кодекса.»;

дополнить пунктом 7-1 следующего содержания:

«7-1. Расторжение трудового договора по основаниям, предусмотренным подпунктом 13) пункта 1 статьи 52 настоящего Кодекса, должно подтверждаться результатами внутреннего расследования с указанием в нем доказательств, подтверждающих совершение виновных действий или бездействия указанными категориями работников.»;

26) пункт 1 статьи 54 изложить в следующей редакции:

«1. Не допускается расторжение трудового договора по инициативе работодателя в период временной нетрудоспособности и пребывания работника в отпуске, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1), 20) и 23) пункта 1 статьи 52 настоящего Кодекса.»;

27) статью 55 дополнить пунктом 1-1 следующего содержания:

«1-1. Трудовой договор с гражданским служащим прекращается в связи с его переводом на работу в другое государственное учреждение, казенное предприятие по согласованию между руководителями соответствующих органов согласно пункту 8 статьи 139 настоящего Кодекса.»;

28) пункт 2 статьи 58 изложить в следующей редакции:

«2. Прекращение трудового договора допускается при письменном отказе работника от продолжения трудовых отношений либо при наличии акта, удостоверяющего отказ от предоставления письменного отказа от продолжения трудовых отношений.»;

29) подпункт 4) пункта 1 статьи 64 изложить в следующей редакции:

«4) расторжение трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным подпунктами 8), 9), 10), 11), 12), 13), 14), 15), 16) и 18) пункта 1 статьи 52 настоящего Кодекса;»;

30) пункт 4 статьи 65 дополнить подпунктом 5) следующего содержания:

«5) проведения расследования несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью»;

31) пункт 3 статьи 66 изложить в следующей редакции:

«3. Течение срока наложения дисциплинарного взыскания приостанавливается на время отсутствия работника на работе в связи с временной нетрудоспособностью, освобождением от работы для выполнения государственных или общественных обязанностей, нахождением в отпуске, командировке или межвахтовом отдыхе, проведения расследования несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью.»;

32) пункт 3 статьи 69 изложить в следующей редакции:

«3. Работникам-инвалидам первой и второй групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю.»;

33) пункт 3 статьи 70 изложить в следующей редакции:

«3. Работодатель по письменному заявлению беременной женщины, одного из родителей (усыновителя, удочерителя), имеющего ребенка (детей) в возрасте до трех лет, а также работника, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, обязан установить им режим неполного рабочего времени.»;

34) пункт 3 статьи 79 изложить в следующей редакции:

«3. Форма и порядок ведения учета рабочего времени определяются актом работодателя.»;

35) пункт 1 статьи 82 изложить в следующей редакции:

«1. На отдельных видах работ работникам предоставляются внутрисменные перерывы, обусловленные технологией и организацией производства и труда, которые включаются в рабочее время. Виды этих работ, продолжительность и порядок предоставления таких перерывов определяются коллективным договором или актами работодателя, а также в случаях, установленных законодательством Республики Казахстан.»;

36) пункт 3 статьи 92 изложить в следующей редакции:

«3. По соглашению между работником и работодателем оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск может быть разделен на части. При этом одна из частей оплачиваемого ежегодного трудового отпуска должна быть не менее двух календарных недель.»;

37) пункт 4 статьи 95 изложить в следующей редакции:

«4. Не допускается отзыв из оплачиваемого ежегодного трудового отпуска работника, не достигшего восемнадцатилетнего возраста, беременных женщин, предоставивших работодателю справку о беременности и работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.»;

38) пункт 2 статьи 96 дополнить абзацем следующего содержания:

«Компенсационная выплата за неиспользованные им дни оплачиваемого ежегодного трудового отпуска (ежегодных трудовых отпусков) исчисляется из расчета средней заработной платы работника.»;

39) в статье 97:

подпункт 3) пункта 3 изложить в следующей редакции:

«3) смерти близких родственников, супруга (супруги).»;

дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«4. Работодатель на основании уведомления работника, призванного для прохождения срочной воинской службы, обязан предоставить ему отпуск без сохранения заработной платы на период прохождения срочной воинской службы.»;

40) в статье 99:

часть первую пункта 2 изложить в следующей редакции:

«2. Беременная женщина с даты, указанной в листе о временной нетрудоспособности, дающем право на отпуск по беременности и родам, оформляет его путем представления листа о временной нетрудоспособности, подтверждающего право на данный вид отпуска. Отпуск по беременности и родам предоставляется продолжительностью семьдесят календарных дней до родов и пятьдесят шесть (в случае осложненных родов или рождения двух или более детей – семьдесят) календарных дней после родов, если иное не установлено законодательством Республики Казахстан.»;

41) пункт 4 статьи 100 изложить в следующей редакции:

«4. В случае выхода на работу до истечения отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет работник обязан уведомить работодателя о своем намерении за месяц до начала работы.»;

42) статью 110 дополнить частью второй следующего содержания:

«При совпадении ночного времени работы с праздничным или выходным днем оплата труда производится отдельно за ночные часы согласно пункту 1 настоящей статьи, и за часы праздничные или выходные согласно статье 109 Кодекса.»;

43) статью 111 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«4. Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель – досрочно отменить поручение о ее выполнении, уведомив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.»;

44) статью 113 изложить в следующей редакции:

«Статья 113. Порядок и сроки выплаты заработной платы

1. Заработная плата устанавливается и выплачивается в денежной форме в национальной валюте Республики Казахстан не реже одного раза в месяц не позже первой декады следующего месяца. Дата выплаты заработной платы предусматривается трудовым, коллективным договорами. При совпадении дня выплаты заработной платы с выходными или праздничными днями выплата производится накануне их.

2. При выплате заработной платы работодатель обязан в письменной или электронной форме ежемесячно извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, в том числе сведения об удержанных и перечисленных обязательных пенсионных взносах, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

3. При невыплате заработной платы работодателем в полном объеме и в сроки, которые установлены трудовым договором, работодатель несет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан. Работодатель выплачивает работнику задолженность и пеню за период задержки платежа. Размер пени рассчитывается исходя из 1,25 - кратной официальной ставки рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан на день исполнения обязательств по выплате заработной платы и начисляется за каждый просроченный календарный день начиная со следующего дня, когда выплаты должны быть произведены, и заканчивается днем выплаты.

4. При прекращении трудового договора выплата сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится не позднее трех рабочих дней после его прекращения.

В случае нарушения, установленных сроков, работодатель выплачивает работнику задолженность и пеню за период задержки платежа. Размер пени рассчитывается исходя из 1,25 - кратной официальной ставки рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан на день исполнения обязательств по выплате заработной платы и начисляется за каждый просроченный календарный день начиная со следующего дня, когда выплаты должны быть произведены, и заканчивается днем выплаты.»;

46) пункт 2 статьи 115 дополнить подпунктом 4-1) следующего содержания:

«4-1) в случае восстановления работника на прежнее место работы по решению согласительной комиссии либо решения суда удерживается компенсационная выплата за неиспользованные им дни оплачиваемого ежегодного трудового отпуска (ежегодных трудовых отпусков).»;

47) пункт 3 статьи 124 изложить в следующей редакции:

«3. Работникам, подлежащим призыву на срочную воинскую службу, в период прохождения медицинской комиссии сохраняются место работы (должность), заработная плата по месту работы при наличии повестки о вызове в местные органы военного управления, а на период прохождения срочной воинской службы - место работы (должность) в пределах срока действия трудового договора. 

Работник, за которым на период прохождения срочной воинской службы сохранялось место работы (должность), не позднее одного месяца со дня исключения из списков воинской части в связи с увольнением с воинской службы обязан приступить к своим трудовым обязанностям.»;

48) статью 130 изложить в следующей редакции:

 «Статья 130. Компенсационные выплаты работникам в случаях, когда их

работа протекает в пути или имеет разъездной характер либо связана со

служебными поездками в пределах обслуживаемых участков,

населенных, пунктов

1. Работникам, когда их работа протекает в пути или имеет разъездной характер либо связана со служебными поездками в пределах обслуживаемых участков, населенных пунктов, производятся компенсационные выплаты за каждый день нахождения вне постоянного места жительства в порядке, установленном соглашением, коллективным, трудовым договорами и (или) актом работодателя.

2. К работникам, постоянная работа которых протекает в пути или имеет разъездной характер либо связана со служебными поездками в пределах обслуживаемых участков, населенных пунктов, относятся работники железнодорожного, речного, морского, автомобильного транспорта, гражданской авиации, автомобильных дорог, газораспределительных систем (в том числе при поездках в пределах населенных пунктов), магистральных трубопроводов, магистральных линий связи и сооружений на них, радиорелейных линий и сооружений на них, воздушных линий электропередачи и сооружений на них, объектов связи, а также работники, обслуживающие участки Государственной границы Республики Казахстан.

3. В случае, если работники находятся в разъездах не все рабочие дни месяца, выплата производится пропорционально фактическому количеству дней поездок к месту работы (производства работ) и обратно.

49) в статье 133:

пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Основанием для выплаты социальных пособий по временной нетрудоспособности являются листы о временной нетрудоспособности, выданные в порядке, утвержденном уполномоченным органом в области здравоохранения.»;

в пункте 4:

подпункты 1) и 4) изложить в следующей редакции:

«1) работнику, временная нетрудоспособность которого наступила вследствие производственных травм, полученных при совершении им административного и уголовного правонарушения, в случае установления виновности вступившим в законную силу приговором или постановлением суда.»;

«4) при временной нетрудоспособности работника от заболеваний или производственных травм, наступивших вследствие употребления алкоголя, наркотических и токсикологических средств и их аналогов;»;

дополнить подпунктом 6) следующего содержания:

«6) за дни временной нетрудоспособности, приходящиеся на отпуск без сохранения заработной платы.»;

50) в статье 134:

пункты 5 и 6 изложить в следующей редакции:

«5. Работник, занятый на сезонных работах, имеет право расторгнуть трудовой договор по своей инициативе, письменно уведомив об этом работодателя за семь календарных дней.

6. Работодатель обязан письменно уведомить работника, занятого на сезонных работах, о предстоящем расторжении трудового договора по основаниям, предусмотренным подпунктами 1) и 2) пункта 1 статьи 52 настоящего Кодекса, за семь календарных дней.»;

51) в статье 135:

часть вторую пункта 2 изложить в следующей редакции:

«Работодатель обеспечивает порядок применения вахтового метода в соответствии с трудовым, коллективным договорами и (или) положением о вахтовом методе работы, утверждаемым работодателем, а также условиями пребывания работника на объекте производства работ и в местах, специально оборудованных для проживания (вахтовых поселках). Работник обязан соблюдать распорядок, установленный работодателем на объекте производства работ и в местах, специально оборудованных для проживания (вахтовых поселках).»;

пункт 5 изложить в следующей редакции:

«5. При вахтовом методе работы устанавливается суммированный учет рабочего времени.»;

52) пункт 3 статьи 136 изложить в следующей редакции:

«3. Сроки письменного уведомления о прекращении (расторжении) трудового договора с домашним работником, а также случаи и размеры компенсационной выплаты в связи с потерей работы устанавливаются трудовым договором.»;

53) пункт 10 статьи 139 изложить в следующей редакции:

«10. Гражданским служащим, содержащимся за счет государственного бюджета, предоставляется основной оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск продолжительностью не менее тридцати календарных дней с выплатой пособия на оздоровление в размере должностного оклада (тарифной ставки).»;

54) статью 140 изложить в следующей редакции:

«Статья 140. Особенности регулирования труда руководителя исполнительного органа юридического лица и других членов коллегиального исполнительного органа юридического лица, а также работников службы внутреннего аудита и корпоративного секретаря»

1. Заключение и прекращение трудового договора, порядок и условия оплаты труда, привлечение к материальной и дисциплинарной ответственности, отстранение от работы руководителя исполнительного органа, работников службы внутреннего аудита и корпоративного секретаря осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, документами, утверждаемыми учредителями, собственником имущества юридического лица либо уполномоченным учредителями, собственником лицом (органом) или уполномоченным органом юридического лица, положениями об исполнительном органе. о службе внутреннего аудита, корпоративном секретаре юридического лица и трудовым договором.

2. В случае если единственный учредитель (участник, акционер) является единоличным исполнительным органом юридического лица, то трудовой договор не заключается. Трудовые отношения оформляются актом работодателя о приеме на работу, который должен содержать трудовую функцию, срок осуществления трудовой деятельности, дату начала работы, место выполнения работы, а также размер и иные условия оплаты труда.

3. В случае назначения (избрания, утверждения в должности) руководителя исполнительного органа, работников службы внутреннего аудита и корпоративного секретаря на новый срок в трудовой договор вносятся соответствующие изменения и дополнения.

4. Акт работодателя о приеме и прекращении трудового договора подписывается лицом, уполномоченным на это решением учредителей, собственника имущества юридического лица либо уполномоченного учредителями, собственником лица (органа) или уполномоченного органа юридического лица либо документами, утверждаемыми ими.

5. Дисциплинарное взыскание на руководителя и других членов коллегиального исполнительного органа, работников службы внутреннего аудита и корпоративного секретаря юридического лица налагается непосредственно за обнаружением дисциплинарного проступка, но не позднее двух месяцев со дня его обнаружения.

Порядок применения дисциплинарных взысканий к руководителю исполнительного органа юридического лица, работникам службы внутреннего аудита и корпоративному секретарю устанавливается актом работодателя, утвержденным решением учредителей, собственника имущества юридического лица либо уполномоченного учредителями, собственником лица (органа) или уполномоченным органом юридического лица с учетом особенностей законодательства Республики Казахстан и учредительных документов юридического лица.

6. Особенности регулирования труда руководителя исполнительного органа юридического лица, предусмотренные настоящим Кодексом, распространяются на единоличный исполнительный орган юридического лица, а также на других членов коллегиального исполнительного органа юридического лица.»;

55) статью 148 изложить в следующей редакции:

«Статья 148. Организация социального партнерства

1. Республиканская, отраслевая и региональные комиссии являются постоянно действующими органами по обеспечению согласования интересов сторон социального партнерства путем проведения консультаций и переговоров, которые оформляются соответствующими решениями, обязательными для исполнения сторонами.

2. Обеспечение организации социального партнерства возлагается на:

1) республиканском уровне – на уполномоченный государственный орган по труду;

2) отраслевом уровне – на уполномоченные государственные органы соответствующих сфер деятельности;

3) региональном уровне – на местные исполнительные органы соответствующей административно-территориальной единицы.

Для целей настоящего Кодекса перечень отраслей устанавливается республиканской комиссией.

3. Представителями сторон являются:

1) на республиканском уровне – полномочные представители Правительства Республики Казахстан, республиканских объединений профессиональных союзов, республиканских объединений работодателей, республиканских объединений по малому предпринимательству;

2) на отраслевом уровне – полномочные представители уполномоченных государственных органов соответствующих сфер деятельности, представители отраслевых профессиональных союзов, отраслевых объединений работодателей, а при их отсутствии - отраслевые организации;

3) на региональном уровне – полномочные представители местных исполнительных органов, территориальные объединения профессиональных союзов, представители областного или городов республиканского значения и столицы объединения работодателей, областного или городов республиканского значения и столицы объединения по малому предпринимательству.

4) на городском, районном уровнях – полномочные представители местных исполнительных органов, городские, районные объединения по малому предпринимательству территориальные объединения профессиональных союзов.

Персональный состав участников комиссий формируется каждой стороной социального партнерства самостоятельно. Все участники сторон социального партнерства наделяются равными правами полномочиями.»;

56) пункт 2 статьи 150 изложить в следующей редакции:

«2. Порядок ведения переговоров, сроки разработки и заключения соглашений, а также внесение в них изменений и дополнений утверждаются комиссиями.»;

57) в статье 153:

подпункт 4) пункта 4 изложить в следующей редакции:

«4) об утверждении национальной рамки квалификаций;»;

в пункте 5:

подпункты 1), 4) и 5) изложить в следующей редакции:

«1) о рассмотрении программных и стратегических документов соответствующей отрасли;»;

«4) об основных принципах системы оплаты труда в отрасли, в том числе установление минимальных значений межразрядных коэффициентов;

5) об утверждении отраслевой рамки квалификаций.»;

подпункты 6), 7), 8) и 9) исключить;

подпункт 6) пункта 6 изложить в следующей редакции:

«6) деятельности Совета по вопросам предупреждения и разрешения коллективных трудовых споров.»;

58) пункт 3 статьи 156 изложить в следующей редакции:

«3. Коллективный договор может заключаться как в организациях, так и в филиалах и представительствах иностранных юридических лиц. В организации заключается один коллективный договор.»;

59) статью 159 изложить в следующей редакции:

«Статья 159. Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора

1. Индивидуальные трудовые споры рассматриваются согласительными комиссиями, а по неурегулированным вопросам либо неисполнению решения согласительной комиссии – судами, за исключением субъектов микропредпринимательства, домашних работников, некоммерческих организаций с численностью работников не более пятнадцати человек, единоличного исполнительного органа юридического лица, руководителей исполнительного органа юридического лица, а также других членов коллегиального исполнительного органа юридического лица.

Требование о создании согласительной комиссии для рассмотрения индивидуальных трудовых споров в порядке, установленном настоящим Кодексом, не распространяется на государственные органы, труд работников которых регулируется Трудовым кодексом РК с особенностями, предусмотренными специальными законами и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

2. Согласительная комиссия является постоянно действующим органом, создаваемым работодателем в организации, ее филиалах и представительствах на паритетных началах из равного числа представителей от работодателя и работников. В коллективном договоре может предусматриваться создание согласительных комиссий в иных обособленных структурных подразделениях организации.

3. Количественный состав членов согласительной комиссии, порядок ее работы, содержание и порядок принятия решения согласительной комиссией, срок полномочий согласительной комиссии, вопрос о привлечении посредника устанавливаются в письменном соглашении между работодателем и представителями работников либо в коллективном договоре.

4. Заявление, поступившее в согласительную комиссию, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией в день подачи.

5. Согласительная комиссия обязана рассмотреть спор в течение пятнадцати рабочих дней со дня регистрации заявления и выдать сторонам спора копии решения в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

6. Решение согласительной комиссии подлежит исполнению в установленный ею срок, за исключением спора о восстановлении на работе.

7. В случае неисполнения решения согласительной комиссии,         неурегулирования вопросов в установленный срок, работник или работодатель вправе обратиться в суд.

8. Члены согласительной комиссии обязаны проходить ежегодное обучение по применению трудового законодательства Республики Казахстан, развитию навыков ведения переговоров и достижению консенсуса в трудовых спорах.»;

60) в статье 160:

подпункт 1) изложить в следующей редакции:

«Для обращения в согласительную комиссию или в суд по рассмотрению индивидуальных трудовых споров устанавливаются следующие сроки:

1) по спорам о восстановлении на работе – один месяц со дня вручения либо направления письмом с уведомлением копии акта работодателя о прекращении трудового договора в согласительную комиссию, а для обращения в суд – два месяца со дня вручения либо направления письмом с уведомлением копии решения согласительной комиссии при обращении по неурегулированным спорам либо при неисполнении ее решения стороной трудового договора.»;

дополнить частью третьей следующего содержания:

«Для участников трудовых отношений, которые вправе в соответствии с настоящим Кодексом обратиться в суд без обращения в согласительную комиссию по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, установлены следующие сроки:

по спорам о восстановлении на работе - три месяца со дня вручения или  направления письмом с уведомлением копии акта работодателя о прекращении трудового договора;

по другим трудовым спорам - один год с того дня, когда работник или работодатель узнал или должен был узнать о нарушении своего права.»;

61) статью 161 изложить в следующей редакции:

«Статья 161. Восстановление на работе работника

1. Работнику, восстановленному на прежней работе, выплачивается заработная плата за все время вынужденного прогула (отстранения от работы) или разница в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы при незаконном переводе на другую работу, но не более чем за шесть месяцев.

2. Решение согласительной комиссии либо суда по рассмотрению индивидуального трудового спора о восстановлении работника на прежней работе подлежит немедленному исполнению. При задержке работодателем исполнения решения о восстановлении на работе согласительная комиссия либо суд выносит решение о выплате работнику заработной платы или разницы в заработной плате за время задержки исполнения решения.»;

62) пункт 2 статьи 166 изложить в следующей редакции:

«2. Количество членов трудового арбитража, его персональный состав, порядок рассмотрения трудового спора определяются соглашением сторон на паритетной основе. Трудовой арбитраж должен состоять не менее чем из пяти человек. В состав трудового арбитража включается государственный инспектор труда.»;

63) в статье 181:

подпункт 8) пункта 1 изложить в следующей редакции:

«8) сохранение заработной платы на время приостановки работы организации из-за несоответствия требованиям по безопасности и охране труда;»;

64) в статье 182:

подпункт 4) пункта 1 изложить в следующей редакции:

«4) направлять работников за счет собственных средств на профилактические медицинские осмотры в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан или актом работодателя;»;

в пункте 2:

подпункт 1) изложить в следующей редакции:

«1) проводить оценку профессиональных рисков и принимать меры по их минимизации и исключению, путем проведения профилактики, замены производственного оборудования и технологических процессов на более безопасные;»;

дополнить подпунктом 1-1) следующего содержания:

«1-1) внедрять систему управления охраной труда в организации и осуществлять контроль за ее функционированием;»;

подпункты 3) и 4) изложить в следующей редакции:

«3) организовать обучение и проверку знаний по вопросам безопасности и охраны труда руководителей и лиц, ответственных за обеспечение безопасности и охраны труда, периодически не реже одного раза в три года в организациях, осуществляющих повышение квалификации кадров, в порядке, установленном уполномоченным органом по труду, согласно списку, утвержденному актом работодателя;

4) создать работникам необходимые санитарно-гигиенические условия, обеспечить выдачу и ремонт специальной одежды и обуви работников, снабжение их средствами профилактической обработки, моющими и дезинфицирующими средствами, медицинской аптечкой, молоком или равноценными пищевыми продуктами, либо специализированными продуктами для диетического (лечебного и профилактического) питания, средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с нормами, установленными уполномоченным государственным органом по труду.»;

подпункт 13) изложить в следующей редакции:

«13) представлять сведения о результатах аттестации производственных объектов по условиям труда соответствующему местному органу по инспекции труда в единую информационную систему социально-трудовой сферы в месячный срок;»;

65) статью 184 дополнить пунктом 6 в следующей редакции:

«6. При проведении работ на строительной площадке одновременно несколькими организациями (два и более) общую координацию работ по соблюдению ими требований безопасности и охраны труда, в соответствии с настоящим Кодексом, законами Республики Казахстан и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, осуществляет генеральная подрядная организация.»;

66) в статье 186:

часть первую пункта 2 изложить в следующей редакции:

«2. Подлежат учету как несчастные случаи, связанные с трудовой деятельностью, повреждения здоровья работников, связанные с исполнением трудовых обязанностей, приведшие к нетрудоспособности либо смерти, если они произошли:»;

67) в статье 187:

подпункт 5) пункта 2 исключить.

дополнить пунктом 2-1 следующего содержания:

«2-1. Работодатель незамедлительно, но не позднее трех рабочих дней сообщает о несчастном случае, связанном с трудовой деятельностью, в страховую организацию, с которой заключен договор на страхование работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей;»;

68) в статье 188:

часть первую пункта 1 изложить в следующей редакции:

«1. Расследование несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью, за исключением случаев, подлежащих специальному расследованию, проводится комиссией, создаваемой актом работодателя в течение двадцати четырех часов с момента получения заключения о степени тяжести производственной травмы в порядке, установленном уполномоченным органом в области здравоохранения.

Комиссия создается в следующем составе:»;

пункт 5 изложить в следующей редакции:

«5. При расследовании несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью, происшедших вследствие аварий и инцидентов на опасных производственных объектах, председателем комиссии назначается представитель уполномоченного органа в области промышленной безопасности или его территориального подразделения. В этом случае государственный инспектор труда является членом комиссии.»;

69) в статье 190:

пункты 2 и 4 изложить в следующей редакции:

«2. Акт должен быть оформлен в соответствии с материалами расследования и с учетом мнения большинства членов комиссии.

Если при расследовании несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью, комиссией установлено, что грубая неосторожность явилась причиной возникновения или увеличения вреда, то комиссия применяет смешанную ответственность сторон и определяет степень вины работника и работодателя в процентах.

В случае, если один из членов комиссии по расследованию несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью, не согласен с выводами комиссии (большинства), он, в течение двух рабочих дней с момента завершения расследования, представляет в письменном виде свое мотивированное мнение для включения его в материал расследования. Акт специального расследования он подписывает с оговоркой «смотри особое мнение»;

«4. Разногласия по вопросам расследования, оформления и регистрации несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью, рассматриваются:

1) государственным инспектором труда и (или) в судебном порядке в случае разногласия между работодателем и работником;

2) соответствующим вышестоящим государственным инспектором труда и (или) в судебном порядке в случае разногласия между работодателем, работником и нижестоящим государственным инспектором труда либо государственным инспектором по государственному надзору в области промышленной безопасности при случаях, происшедших на опасных производственных объектах.

Решение государственного инспектора труда по вопросам расследования несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью, оформляется в виде заключения по форме, установленной уполномоченным государственным органом по труду.»;

в пункте 5:

подпункты 6), 8), 9) и 10) изложить в следующей редакции:

«6) результаты лабораторных и других исследований, экспериментов, экспертизы, анализов и другие (при их наличии);»;

«8) сведения о материальном вреде, причиненном работодателю (при его наличии);

9) приказ работодателя о возмещении пострадавшему (членам его семьи) вреда, причиненного здоровью (при его наличии), и привлечении к ответственности должностных лиц, виновных за допущенный случай (при их наличии);

10) перечень прилагаемых документов.

В случае отсутствия, указанных в настоящем пункте, материалов в акте расследования несчастного случая отражается соответствующая информация с указанием причин.»;

70) в статье 193:

подпункты 1), 6) 11) изложить в следующей редакции:

«1) беспрепятственно посещать работодателей в целях проведения проверок соблюдения трудового законодательства Республики Казахстан в соответствии с нормативными правовыми актами;»;

«6) приостанавливать (запрещать) деятельность отдельных производств, цехов, участков, рабочих мест и эксплуатацию оборудования, механизмов при выявлении их несоответствия требованиям нормативных правовых актов о безопасности и охране труда на срок не более пяти рабочих дней с обязательным предъявлением в указанный срок искового заявления в суд.

В случае выявления несоответствия организаций требованиям нормативных правовых актов о безопасности и охране труда, что создает угрозу жизни и здоровью работников, которая не может быть устранена путем приостановления (запрещения) деятельности отдельных производств, цехов, участков, рабочих мест и эксплуатации оборудования, механизмов, главный государственный инспектор труда Республики Казахстан, главный государственный инспектор труда области, города республиканского значения, столицы вправе приостанавливать (запрещать) деятельность организаций на срок не более пяти рабочих дней с обязательным предъявлением в указанный срок искового заявления в суд.

Под угрозой жизни и здоровью работников в настоящей статье следует понимать возможность получения производственных травм либо риск смерти работников;»;

«11) направлять в соответствующие правоохранительные органы и суды информацию, исковые заявления и иные материалы по фактам нарушений трудового законодательства Республики Казахстан, неисполнения работодателями актов государственных инспекторов труда;»;

71) подпункт 1) пункта 1 статьи 195 изложить в следующей редакции:

«1. В зависимости от установленных нарушений трудового законодательства Республики Казахстан государственный инспектор труда выносит (составляет) следующие акты:

1) предписание:

об устранении нарушений требований трудового законодательства Республики Казахстан;

о проведении профилактических работ по безопасности и охране труда на производственных объектах и оборудовании, а также в производственных процессах для предотвращения возникновения травмоопасных и аварийных ситуаций;

о запрещении (приостановлении) деятельности отдельных производств, цехов, участков, рабочих мест и эксплуатации оборудования, механизмов или деятельности организации в целом.

При этом акт о запрещении (приостановлении) деятельности действует до возбуждения судом гражданского дела по исковому заявлению о запрещении (приостановлении) деятельности, поданному в соответствии с подпунктом 6) статьи 193 настоящего Кодекса.»;

72) пункт 1 статьи 195 дополнить подпунктом 6) следующего содержания:

«6) акт о результатах проверки.»;

73) статью 200 изложить в следующей редакции:

«Статья 200. Декларирование деятельности работодателя

Декларирование деятельности работодателя осуществляется местным органом по инспекции труда совместно с региональными объединениями работодателей и территориальными объединениями профсоюзов.

Декларирование осуществляется путем сопоставления критериев (показателей), по которым работодатель самостоятельно проводит оценку своей деятельности на соответствие требованиям трудового законодательства.

Сведения по декларированию деятельности работодателя (самоконтроль) передается в единую информационную систему социально-трудовой сферы.

Работодателям, деятельность которых признана соответствующей требованиям трудового законодательства Республики Казахстан, вручается сертификат доверия сроком на три года, который учитывается при формировании списка профилактического контроля с посещением субъекта контроля в соответствии с Предпринимательским кодексом РК.»;

74) пункт 1 статьи 201 изложить в следующей редакции:

«1. Внутренний контроль по безопасности и охране труда включает в себя организацию создания и внедрения системы управления охраной труда, наблюдения за состоянием условий труда, проведение оперативного анализа данных производственного контроля, оценку профессиональных рисков и принятие мер по ликвидации обнаруженных несоответствий с требованиями по безопасности и охране труда.»;

75) пункты 1 и 4 статьи 203 изложить в следующей редакции:

«1. По инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представителей в срок не более пятнадцати рабочих дней создается производственный совет по безопасности и охране труда. В его состав на паритетной основе входят представители работодателя, представители работников, включая технических инспекторов по охране труда.»;

«4. Производственный совет по безопасности и охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах техническими инспекторами по охране труда.».

3. В Закон Республики Казахстан от 7 февраля 2005 года «Об обязательном страховании работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2005 г., № 3-4, ст.2; 2007 г., № 8, ст.52; 2009 г., № 24, ст.134; 2010 г., № 5, ст.23; 2012 г., № 13, ст.91; 2014 г., № 19-I, 19-II, ст.96; № 23, ст.143; 2015 г., № 8, ст.45; № 22-V, ст.152; № 22-VI, ст.159; 2017 г., № 4, ст.7; № 13, ст.45; Закон Республики Казахстан от 24 мая 2018 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования регулирования предпринимательской деятельности», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 28 мая 2018 года, Закон Республики Казахстан от 2 июля 2018 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам страхования и страховой деятельности, рынка ценных бумаг», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 4 июля 2018 года):

1) подпункт 8) статьи 1 изложить в следующей редакции:

«8) страховой случай – несчастный случай при исполнении трудовых (служебных) обязанностей (несчастный случай), произошедший с работником (работниками) при исполнении им (ими) трудовых (служебных) обязанностей в результате воздействия вредного и (или) опасного производственного фактора либо событие, вследствие которого произошли производственная травма, внезапное ухудшение здоровья или отравление работника, приведшие его к установлению ему степени утраты профессиональной трудоспособности, профессиональному заболеванию либо смерти, при обстоятельствах, предусмотренных статьей 16-1 настоящего Закона;».

4. В Закон Республики Казахстан от 1 марта 2011 года «О государственном имуществе» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2011 г., № 5, ст.42; № 15, ст.118; № 16, ст.129; № 17, ст.136; № 24, ст.196; 2012 г., № 2, ст.11, 16; № 4, ст.30, 32; № 5, ст.41; № 6, ст.43; № 8, ст.64; № 13, ст.91; № 14, ст.95; № 21-22, ст.124; 2013 г., № 2, ст.13; № 8, ст.50; № 9, ст.51; № 15, ст.82; № 16, ст.83; 2014 г., № 1, ст.9; № 2, ст.10, 12; № 4-5, ст.24; № 7, ст.37; № 12, ст.82; № 19-I, 19-II, ст.94, 96; № 22, ст.131; № 23, ст.143; 2015 г., № 8, ст.42; № 11, ст.57; № 14, ст.72; № 19-I, ст.99; № 19-II, ст.103, 105; № 20-IV, ст.113; № 20-VII, ст.117; № 21-I, ст.124; № 21-II, ст.130; № 21-III, ст.135; № 22-II, ст.145, 148; № 22-VI, ст.159; № 23-II, ст.170, 172; 2016 г., № 7-I, ст.47; № 7-II, ст.56; № 8-I, ст.62; № 24, ст.124; 2017 г., № 4, ст.7; № 9, ст.22; № 11, cт.29; № 13, ст.45; № 14, cт.51, 54; № 15, ст.55; № 20, ст.96; № 22-III, ст.109; 2018 г., № 1, ст.4; № 7-8, ст.22; № 10, ст.32; № 11, ст.37; № 15, ст.47; № 19, ст.62, Закон Республики Казахстан от 21 января 2019 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам усиления защиты права собственности, арбитража, оптимизации судебной нагрузки и дальнейшей гуманизации уголовного законодательства», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 23 января 2019 года):

1) в статье 134:

пункт 2 дополнить подпунктом 29) следующего содержания:

«29) безопасности и охраны труда.»;

2) подпункт 4) пункта 3 изложить в следующей редакции:

«4) занятости, культуры и спорта.»

5. В Закон Республики Казахстан от 16 февраля 2012 года «О воинской службе и статусе военнослужащих» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2012 г., № 5, ст.40; 2013 г., № 1, ст.3; № 2, ст.10; № 3, ст.15; № 14, ст.72; № 16, ст.83; 2014 г., № 7, ст.37; № 8, ст.49; № 16, ст.90; № 19-I, 19-II, ст.96; 2015 г., № 11, ст.56; № 15, ст.78; № 19-I, ст.100; № 21-III, ст.135; № 23-II, ст.170; 2017 г., № 11, ст.29; № 13, ст.45; № 16, ст.56; № 21, ст.98, 2018 г., № 11, cт. 47):

1) в статье 27:

пункт 7 исключить.

6. В Закон Республики Казахстан от 27 июня 2014 года «О профессиональных союзах» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2014 г., № 11, ст. 66; 2015 г., № 22-V, ст. 152; 2016 г., № 7-I, cт. 49; № 7-II, cт. 55, 2017 г., № 15, cт. 55):

1) статью 3 дополнить пунктом 3 следующего содержания:

«3. Представители работодателей не могут состоять в выборных органах профсоюза любого уровня.»;

2) статью 6 изложить в следующей редакции:

«Статья 6. Международные связи профсоюзов

Профсоюзы в соответствии с уставными целями и задачами вправе вступать в международные объединения профсоюзов, работающие в сфере защиты прав и свобод трудящихся, а также заключать договора, соглашения о сотрудничестве.

Профсоюзы вправе организовывать, проводить совместно с международными организациями мероприятия и реализовывать проекты, направленные на защиту прав и интересов работников в соответствии с законодательством Республики Казахстан.»;

3) пункт 2 статьи 10 изложить в следующей редакции:

«2. До истечения года со дня регистрации республиканское, территориальное объединения профсоюзов, отраслевой и локальный профсоюзы обязаны представить в орган, зарегистрировавший их, копии документов, подтверждающих соответствие требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 11, пунктом 3 статьи 12, пунктами 2 и 3 статьи 13 и пунктом 4 статьи 14 настоящего Закона.»;

4) в статье 11:

пункты 2 и 3 изложить в следующей редакции:

«2. Республиканское объединение профсоюзов создается отраслевыми профсоюзами и (или) территориальными объединениями профсоюзов областей, городов республиканского значения и столицы в иной организационно-правовой форме некоммерческой организации.

3. Республиканское объединение профсоюзов должно иметь членские организации на территории, включающие более половины количества областей, городов республиканского значения и столицы.»;

дополнить пунктом 3-1 следующего содержания:

«3-1. Для участия в работе республиканской трехсторонней комиссии по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений республиканское объединение профсоюзов должно уведомить уполномоченный государственный орган по труду в установленном им порядке.»;

5) статьи 12, 13 и 14 изложить в следующей редакции:

«Статья 12. Территориальное объединение профсоюзов

1. Территориальное объединение профсоюзов является полномочным представителем работников, членских организаций в социальном партнерстве на региональном уровне.

2. Территориальное объединение профсоюзов создается профсоюзами и (или) их объединениями.

3. Территориальное объединение профсоюзов на уровне области, городов республиканского значения и столицы должно иметь членские организации на территории не менее двух районов (городов областного значения).

Территориальное объединение профсоюзов на уровне района (города областного значения) должно иметь не менее двух членских организаций на соответствующей территории.

3-1. Территориальное объединение профсоюзов на уровне области, города республиканского значения и столицы имеет право вступить в состав республиканского объединения профсоюзов в качестве членской организации на условиях соблюдения устава республиканского объединения профсоюзов.

3-2. Для участия в работе областной, городской, районной комиссии по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений территориальное объединение профсоюзов должно уведомить местный исполнительный орган соответствующей административно-территориальной единицы в порядке, определенном уполномоченным органом по труду.

4. Основные функции территориального объединения профсоюзов:

1) представлять, защищать права и интересы своих членских организаций;

2) содействовать развитию системы социального партнерства на региональном уровне;

3) выступать стороной социального партнерства при заключении регионального соглашения с региональными объединениями работодателей и местными исполнительными органами Республики Казахстан, участвовать в переговорах по подготовке проекта соглашения и его заключению;

4) участвовать в работе региональной трехсторонней комиссии по социальному партнерству;

5) осуществлять иные функции, направленные на реализацию уставных целей.

Статья 13. Отраслевой профсоюз

1. Отраслевой профсоюз является полномочным представителем работников, членских организаций в социальном партнерстве на отраслевом уровне.

2. Отраслевой профсоюз должен иметь первичные профсоюзные организации, локальные профсоюзы-членские организации на территории, включающие более половины количества областей, городов республиканского значения и столицы.

 Работники субъектов малого предпринимательства вправе создавать отраслевой профсоюз при наличии структурных подразделений, членских организаций на территории, включающие более половины количества областей, городов республиканского значения и столицы.

2-2. Для участия в работе отраслевой комиссии по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений отраслевой профсоюз должен уведомить уполномоченный государственный орган соответствующей сферы деятельности в порядке, определенном уполномоченным государственным органом по труду.

3. Отраслевой профсоюз имеет право вступать в состав республиканского объединения профсоюзов в качестве членской организации на условиях соблюдения устава республиканского объединения профсоюзов.

4. Основные функции отраслевого профсоюза:

 1) представлять, защищать трудовые и социальные права и интересы своих членов, членских организаций;

2) содействовать развитию системы социального партнерства на отраслевом уровне;

3) выступать стороной социального партнерства при заключении отраслевого соглашения с полномочными представителями отраслевых организаций работодателей и центральными государственными органами Республики Казахстан, участвовать в переговорах по подготовке проекта соглашения и его заключению;

4) участвовать в работе отраслевой трехсторонней комиссии по социальному партнерству;

5) осуществлять иные функции, направленные на реализацию уставных целей.

5. Филиалы и представительства отраслевого профсоюза являются полномочными представителями работников по ведению переговоров на региональном уровне от имени и в пределах полномочий отраслевого профсоюза.

 Статья 14. Локальный профсоюз

1. Локальный профсоюз добровольно создается работниками одной или нескольких организаций, связанными общими трудовыми, производственно-профессиональными интересами.

2. Локальный профсоюз, добровольно создаваемый работниками субъектов малого предпринимательства, может объединять работников организаций нескольких видов (подвидов) экономической деятельности.

3. Локальный профсоюз является полномочным представителем работников в социальном партнерстве на уровне организации (организаций).

Для ведения коллективных переговоров и заключения коллективного договора локальный профсоюз должен уведомить территориальное объединение профсоюзов в порядке, определенным уполномоченным государственным органом по труду.

4. Локальный профсоюз имеет право входить в состав отраслевого профсоюза и (или) территориального объединения профсоюзов в качестве членской организации на условиях соблюдения их устава.»;

6) статью 33 исключить.

Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования.

 

           Президент

Республики Казахстан

 

 

Комментарий

СУХАНОВ АНДРЕЙ О внесении изменений и дополнений в некоторые зако... посмотреть текст 0 0 02/04 - 12:11

В случаях внесения изменений и (или) дополнений в законодательные акты проекты концепций законопроектов и проекты нормативных правовых актов должны размещаться на Портале вместе с пояснительными записками и сравнительными таблицами к ним (см. пункт 3 Правил размещения и публичного обсуждения проектов концепций законопроектов и проектов нормативных правовых актов на интернет-портале открытых нормативных правовых актов, утвержденных приказом Министра информации и коммуникаций Республики Казахстан от 30 июня 2016 года № 22).

19/04 - 16:40

спасибо ваши замечания будут учтены