Единый контакт-центр

1414

8-800-080-7777

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Аналитическая форма анализа регуляторного воздействия при введении новых регуляторных инструментов и ужесточения регулирования Лицензирование деятельности по осуществлению научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры и (или) археологических работ

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: АРВ
Дата создания: 12/04/2019
Публичное обсуждение до: 17/04/2019
Дата запуска онлайн-обсуждения: 12/04/2019 00:00:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 17/04/2019 00:00:00
Приложенные документы:

Аналитическая форма анализа регуляторного воздействия при введении новых  регуляторных инструментов и ужесточения регулирования

Лицензирование деятельности по осуществлению научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры и (или) археологических работ

(наименование требования/регуляторного инструмента)

 

В рамках проекта Закона РК «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия»                                                   (наименование проекта документа)

 

Разработчик проекта документа: Министерство культуры и спорта Республики Казахстан

 

ШАГ 1: Определение проблемы и цели регулирования

1.

Определение проблемы и причины существования проблемы (текст в произвольной форме не превышающий 3 предложений, необходимо указать целевую группу и причинно-следственную связь)

На сегодняшний день на археологических объектах историко-культурного наследия, представляющих собой артефактов и сведений  исторической жизнедеятельности казахского народа археологические работы осуществляются вне регулируемого инструмента. Таким образом, имеется значительный риск разрушения, исчезнования, искажения потенциальных уникальных объектов, опираясь на которых формируется источниковедческая база древней истории Казахстана, на основе которой мы создаем и развиваем современную историю казахского народа. Субъект бизнеса, работающий в свободной экономической среде ориентирован на получение прибыли, а не на обеспечение сохранности  объекта историко-культурного наследия с точки зрения его целостности, аутентичности, подлинности, которых может обеспечить только квалифицированный специалисты. Согласно действующему законодательству в настоящее время лицензируется деятельность по осуществлению археологических работ на памятниках истории и культуры. Таким образом, проведение археологических работ на объектах историко-культурного наследия, которые согласно действующему законодательству должны охранятся наравне с памятниками истории и культуры будут осуществляться  вне поле зрения уполномоченных органов, обеспечение сохранности которых является их прямой функцией.

Отсутствие разрешительного  инструмента позволяет субъектам вести археологическую работу на свое усмотрение без учета методики проведения археологических работ,  его историко-культурной  значимости и уникальности, что приводит к безвозвратной утере их подлинности и целостности, т.к. работа ведется абсолютными дилетантами. Учитывая, что объекты являются по сути научными историческими материалами, опираясь на которых формируется и восстанавливается древняя история Казахстана,  на них работы должны производится организациями, ориентированными на научную деятельность и имеющие соответствующую квалификацию. Вмешательство дилетантов – это значительный риск уничтожения и разрушения объектов историко-культурного наследия, после которых  восстановить подлинную историческую картину невозможно. В то же время необходимо учесть, что территории некоторых объектов историко-культурного занимают занчительную площадь, в которых имеются очаги сибирской язвы. Чумы, это Ордабасинский район Туркестанской области, Баканасский район Алматинской области, ведение работ на которых может вызвать угрозу для населения, крестьянских хозяйств. В то же время на территории некоторых объектов действют крестьянские хозяйства, деятельность которых направлена на расширение и развитие, для которых отсутствие регулируемого инструмента даст возможность свободного действия и результат приведет к уничтожению объекта историко-культурного наследия.

Целевая группа: центральные государственные органы, местные исполнительные органы (далее – МИО), юридические и физические лица Республики Казахстан, научная общественность, студенчество, общественность страны

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Существуют ли данные (в цифровом измерении) доказывающие факт существования проблемы и показывающие ее масштаб

Памятников истории и культуры на сегодняшний день согласно Государственным спискам памятников истории и культуры республиканского и местного значений  насчитывается более 11 тыс., численность объектов историко-культурного наследия насчитывает более 25 тыс. единиц. Таким образом, 14 тыс. объектов историко-культурного наследия, из которых 80 % - археологические объекты подвергаются угрозе уничтожения, разрушения, изменения исторического облика, последствием которого вполне может стать безвозваратная утеря отрезка исторического прошлого  казахского народа.

3.

Какова цель вводимого регулирования

Данное регулирование вводится в целях обеспечения сохранности, подлинности, аутентичности объектов историко-культурного наследия, сокращения случаев разрушения, исчезнования, изменения исторических объектов наследия прошлого, рассматриваемого во всем прогрессивном мире как особый ресурс и фактор социально-экономического развития. В этой связи  предлагается проведение археологических работ на всех объектах историко-культурного наследия, в т.ч. на вновь выявляемых объектах на разрешительной основе, т.к. они являются потенциальными объектами  общенационального достояния, сохранность которых должна обеспечиваться на государственном уровне.

ШАГ 2: Альтернативы

1. Определение планируемых для рассмотрения альтернатив (отметьте те варианты, которые уже есть и те альтернативные подходы, которые Вы рассматриваете и анализируете – необходимо выбрать не меньше 3 альтернативных подхода, возможно комбинирование. Для определения альтернатив используйте список возможных вариантов представленный ниже.
1. Действующее регулирование (текущая ситуация, то есть неизменность регулирования)
2. Информационная кампания.
3. Изменение налогов, субсидий, государственные закупки, торговля квотами, другие рыночные механизмы.
4. Обязательное страхование ответственности.
5. Обязательные маркировки.
6. Обязательная отчетность.
7. Декларирование, уведомление.
8. Правила деятельности и проверки их исполнения (без разрешительных документов).
9. Разрешительные инструменты.
10. Запреты.
11. Введение сферы государственного контроля и надзора
12. Введение обязательного саморегулирования (далее-СРО) (при выборе данной альтернативы необходимо заполнить форму 1а)
13. Иное (на выбор разработчика аналитической формы)

 

2.

Описание планируемых альтернатив (описываются все выбранные альтернативы в произвольной форме с указанием регуляторной конкретики (по списку выше)

Альтернатива 1

Действующее регулирование (текущая ситуация, то есть неизменность регулирования)

При действущем регулировании работа на объектах историко-культурного наследия  проводится без ведома заинтересованных органов и соблюдения норм, результат которой приведет к разрушению, исчезновению, искажению целого ряда артефактов, являющихся идентификационными материалами для восстановления исторического прошлого.

Альтернатива 2

Информационная кампания

Ведение постоянной глобальной и локальной информационной работы с разъяснением и предложением об обеспечении сохранности подлинности  и целостности объектов

Альтернатива 3

Разрешительные инструменты

В связи с тем, что обеспечение сохранности объектов историко-культурного наследия является основной функцией уполномоченных органов, внедрение разрешительного инструмента будет служит оптимальной эффективной мерой в данной работе

ШАГ 3: Определение воздействия альтернатив

3.1. Воздействие на экономическую систему
Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждой альтернативы при ее воздействии на экономическую систему в целом с учетом таких элементов экономической системы как:

В целом, историко-культурное наследие в наше время во всем мире рассматривается как особый ресурс и фактор социально-экономического развития.

1. Воздействие на свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также международную торговлю и международные инвестиционные потоки.

2. Общие последствия для экономического роста.

3. Влияние на занятость, рабочие места.

4. Косвенное влияние на отрасли экономики и другое
Необходимо спрогнозировать последствия предполагаемого регулирования в произвольной форме

 

Выгоды

Издержки

Альтернатива 1

Действующее регулирование (текущая ситуация, то есть неизменность регулирования)

отсутствует 

Отсутствие ответственности субъектов предпринимательства за сохранение объектов историко-культурного наследия, а также данное положение приведет к процветанию «черной археологии»

Альтернатива 2

Информационная кампания

Пропаганда  объекта историко-культурного наследия, которая будет способствовать распространению информации о его значимости и повышению туристского потенциала

Информационная работа малоэффективна, т.к. бизнес действует в свободной от регулирования зоне и не заинтересован воспринимать информационные сведения, поступившие извне и в этой связи изменение подходов предпринимателей маловероятно. Из-за малоэффективности предлагаемой кампании  появится необходимость дополнительного посещения объекта на предмет удостоверения его сохранности, что приведет к непланируемым расходам

Альтернатива 3

Разрешительные инструменты

 

Сохранение объекта, внедрение полученных материалов в  научный и учебный  оборот, повышение туристского потенциала, отслеживание состояния объекта, как уникального артефакта исторического прошлого

Отсутствуют

3.2. Воздействие на бизнес
Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждой альтернативы при ее воздействии на бизнес с обязательным учетом:
1. Влияния на производительность и конкурентоспособность предприятий, в том числе на инновации и развитие (при внедрении саморегулирования необходимо оценить возможные сложности входа в бизнес).
2. Влияния на прибыльность и устойчивость предприятий.
3. Относительное влияние издержек в зависимости от размера предприятия (является ли относительное влияние издержек для малых предприятий выше, чем для крупных).
4. Другое.
Отдельно монетизируйте и посчитайте издержки для бизнеса согласно с формой 1б

 

Выгоды

Издержки

Альтернатива 1

Действующее регулирование (текущая ситуация, то есть неизменность регулирования)

Бизнес имеет  прибыль и при этом не отвечает за последствия

Бизнес вовлекается к работе без каких либо документов, подтверждающих его квалификацию необходимой для проведения специфичной работы и в результате будет под сомнением качество работы с точки зрения научной составляющей

Издержки для бизнеса по форме 1б

х

 

Альтернатива 2

Информационная кампания

Бизнес не несет нагрузки

Эффективность метода для изменение подхода бизнеса к наследию низкая

Издержки для бизнеса по форме 1б

х

 

Альтернатива 3

Разрешительные инструменты

 

Бизнес не несет нагрузки

Бизнесу потребуется соответствовать квалифицированным требованиям

Издержки для бизнеса по форме 1б

х

 

3.3 Воздействие на органы государственной власти и общество в целом
Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждой альтернативы при ее воздействии на органы государственной власти и общество в целом с обязательным учетом:
1. Влияние на здоровье и безопасность (включая экономическую) населения.
2. Влияния на преступность включая экономическую.
3. Возможные коррупционные риски.
4. Влияния на экологию.
5. Изменения потребительского выбора.
6. Изменения розничных цен.
7. Влияние на информированность потребителей и их защиту.
8. Другое.
Отдельно монетизируйте и посчитайте издержки на администрирование регулирования согласно с формой 1в

 

Выгоды

Издержки

Альтернатива 1

Действующее регулирование (текущая ситуация, то есть неизменность регулирования)

Отсутствуют

Неквалифицированный  бизнес-субъект может нанести угрозу дальнейшему сохранению объекта историко-культурного наследия за счет государственной поддержки, т.к. в данном случае услугодатель будет определяться на общих основаниях. Таким образом имеется вероятность неэффективного использования выделенных из госбюджета средств

Издержки на администрирование по форме 1в

 

 

Альтернатива  2

Информационная кампания

Отсутствуют

Выделенные средства из государственного бюджета на проведение информационной работы не решит данный вопрос, т.к. реагируемость бизнес-среды на информационные кампании низкая.  

Издержки на администрирование по форме 1в

 

 

Альтернатива 3

Разрешительные инструменты

 

Обеспечение сохранности объектов историко-культурного наследия, являющихся общенациональным достоянием страны, мониторинга состояния объекта, своевременный учет, пропаганда, популяризация, введение в научный и учебный оборот

Отсутствуют

Издержки на администрирование по форме 1в

 

 

ШАГ: 4 Выбор наиболее оптимальной регуляторной альтернативы

Определение баллов 5-ти бальной системы оценки результативности регулирования
5 – поставленная задача решается полностью (проблема больше существовать не будет);
4 – поставленная задача решается почти полностью (все важные части проблемы существовать не будут);
3 – поставленная задача решается частично (проблема значительно уменьшается, самые критичные аспекты проблемы существовать не будут);
2 – поставленная задача решается в некоторых аспектах (некоторые важные и критические аспекты проблемы продолжат существовать;
1 – поставленная задача не решается (проблема продолжит существовать)**.

Рейтинг по результативности (достигаемости задач в решении проблемы)

Балл результативности (5-ти бальная система)

Объяснение присвоения соответствующего балла

Альтернатива 1

Действующее регулирование (текущая ситуация, то есть неизменность регулирования)

2

В рамках данной альтернативы поставленная задача решается в некоторых аспектах

 

Альтернатива 2

Информационная кампания

1

В рамках данной альтернативы поставленная задача не решается

Альтернатива 3

Разрешительные инструменты

 

4

В рамках данной альтернативы поставленная задача решается полностью

Рейтинг по эффективности, в зависимости от нагрузки на субъект бизнеса

Выгоды (итог)

Издержки (итог)

Альтернатива 1

Действующее регулирование (текущая ситуация, то есть неизменность регулирования)

Бизнес не несет нагрузки в части обеспечения подлинности и целостности объекта

Основную задачу по сохранности объекта, поставленную при проведении данной работы бизнес может не обеспечить в силу своей низкой квалификации. Низкое качество оказываемых услуг.  

Альтернатива 2

Информационная кампания

Информационная кампания  не возлагает дополнительной нагрузки на бизнес

Информационная кампания не эффективна в силу отсутствия механизма ее проведения 

Альтернатива 3

Разрешительные инструменты

Повышение качества оказываемых услуг, увеличение поступлений средств в бюджет за счет налоговых платежейИмеется  возможность планирования, управления, использования, обеспечения сохранности объекта

Бизнес обязан учесть историко-культурную значимость объекта и соответственно вести работу в рамках  установленных норм 

Выбор наилучшей альтернативы (производится на основании сопоставления данных двух предыдущих таблиц) с определением возможных рисков и механизма реализации

Рейтинг

Возможные риски и непредвиденные последствия

Механизм реализации предлагаемого регулирования (описываются механизмы реализации предусмотренные в рамках разрабатываемого проекта)

Альтернатива 1 рекомендуемая

 

Разрешительные инструменты

Риски не предусматриваются

1. Сроки и этапы внедрения 2019 год.
2. Уполномоченный орган, ответственный за внедрение регулирования и осуществления оценки достижения поставленных индикаторов – Министерство культуры и спотра Республики Казахстан.

Уполномоченным органом лицензия на осуществление археологических работ будет выдаваться по заявлению Субъекта. При этом Субъект должен будет подтвердить квалификацию  и образование научного руководителя (не менее 3 лет) и техническую состоятельность на наличие необходимого инвентаря. В данном случае заявитель также должен будет  подтвердить  опыт работы на археологических  объектах с указанием их наименований и приложением договора. На основании данного заявления уполномоченный орган направляет запрос в акиматы в целях уточнения достоверности опыта работы Субъекта.  Данный механизм позволит удостовериться в опыте Субъекта, являющегося основным фактором в работе с археологическими объектами и определить предполагаемый объект его перспективной деятельности, на котором может отслеживаться качество работы и его соответствие

ШАГ 5: Индикатор оценки

1.

Определите индикаторы и рекомендуемые изменения в системы сбора и анализ информации для более полного мониторинга (возможные индикаторы и что надо сделать чтоб они стали измеряемы) и указать источники информации, на основании которых будет осуществляться оценка достижения заявленного индикатора

С 2015 года по настоящее время количество выданных лицензий на проведение археологических работ на памятниках истории и культуры составляет: 2015 год – 36; 2016 год – 16;

2017 год – 9; 2018 год – 14; 2019 год – 0. Таким образом, на сегодняшний день численность субъектов, действующих на рынке составляет 61. В целях осуществления качественной контрольной работы вводится институт планирования археологических работ с определением единого оператора. Данная мера позволит определить ежегодный объем работы по стране и индикаторы их роста либо уменьшения. Данная мера позволит уменьшить риск уничтожения, разрушения, искажения археологических объектов.    

 

2.

Рекомендуемая периодичность измерения индикаторов (не менее 3 лет не более 5 лет, а при введении СРО - 3года

1 раз в год

 

3.

Планируемое изменение данных, указанных в пункте 2 шага 1 «данные доказывающие факт существования проблемы и показывающие ее масштаб», в цифровом измерении, показывающих возможные изменения масштаба проблемы после введения регулирования (в описании укажите временные рамки планируемых изменений)

Нет ____
Да ____
Если Да – приведите их

 

Уменьшение численности объектов, подвергающихся угрозе разрушения, искажения и т.д.

 

               

 

* – присвоение балла 1 означает, что вариант выбран неправильно и его не следует рассматривать вообще

      Подпись ____________ дата "___" ________ 201__ г.

 

 

форма 1б Расчет издержек для бизнеса (монетизация)

      Какие регуляторные действия предполагает использование альтернативы?

 

Да

Нет

Инвестиции в средства производства, изменения помещений, лаборатории, обучение персонала, иные необходимые неадминистративные издержки

 

+

Необходимость использования третьих лиц для независимых экспертиз, оценок, заключений

+

 

Периодическая отчетность государству (или увеличение отчетности)

+

 

Становление субъектом специализированных государственных проверок (или ужесточение существующего режима проверок или санкций)

 

+

Получение справок и разрешений от государственных органов

 

+

Иное (определить)

 

+

 

 

 

Расчет издержек на одно среднестатистическое предприятие субъект регулирования

Таблица 1

Разовые инвестиции

Расходы на тех обслуживание, поддержание (в год)

Итого

Инвестиции в средства производства, изменения помещений, лаборатории, обучение персонала

Нет

Не требуется

Нет

Расходы за 5 лет

х

х

х

Таблица 2

Расходы на экспертизы и заключения

Периодическое обслуживание третьими лицами (в год)

Итого

Необходимость использования третьих лиц для независимых экспертиз, оценок, заключений

Государственная научно-техническая экспертиза проводится по линии МОН на безвозмездной основе 

1 раз в год

х

Расходы за 5 лет

х

х

х

Таблица 3

Государственные пошлины

Цена затраты рабочего времени (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Периодическая отчетность государству

1-3 раза в год

72,0*12=864,0 тыс.тенге

72,0*12=864,0 тыс.тенге

Расходы за 5 лет

 

4320,0 тыс. тенге

4320,0 тыс. тенге

Таблица 4

Цена затраты рабочего времени на работу с проверяющими (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Вероятностные штрафные санкции (цена штрафа умножается на вероятность его наложения) в год

Итого

Государственные проверки (специализированные по альтернативе)

х

х

х

Расходы за 5 лет

 

 

 

Таблица 5

Государственные пошлины, другие прямые выплаты за документы

Цена затраты рабочего времени на их получение (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Получение разрешений, иных государственных документов

х

х

х

Расходы за 5 лет

 

 

 

      Данные Таблиц 1-5 (расходы за 5 лет в колонках "Итого") суммируются 4 320 000 тенге

      Данная величина умножается на количество предприятий (субъектов предпринимательства), которые являются субъектами этой альтернативы 263 520 000 тенге

форма 1в Расчет издержек на администрирование регулирования для государственных органов (монетизация)

      Какие действия предполагает использование альтернативы?

      Если альтернатива предполагает работу нескольких государственных органов, Таблица 1 заполняется по каждому из них отдельно с указанием государственного органа

Таблица 1

Цена затраты рабочего времени (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Получение и анализ отчетности

157 000*12=1 884 000 тенге

1 884 000 тенге

Проведение проверок

 

 

Выдача разрешений

 

 

Иные формы контроля (определить)

 

 

Итого за 5 лет

 

 

Предполагает ли альтернатива создание нового государственного органа, либо нового структурного подразделения существующего органа Да ____ Нет ___

      Если да – определите полный планируемый годовой бюджет нового органа или структурного подразделения ____ х5 = _____