Единый контакт-центр

1414

8-800-080-7777

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Аналитическая форма анализа регуляторного воздействия при введении новых регуляторных инструментов и ужесточения регулирования Лицензирование деятельности по осуществлению научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры и (или) археологических работ

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: АРВ
Дата создания: 28/05/2019
Публичное обсуждение до: 31/05/2019
Дата запуска онлайн-обсуждения: 28/05/2019 00:00:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 31/05/2019 00:00:00
Приложенные документы:

Аналитическая форма анализа регуляторного воздействия при введении новых  регуляторных инструментов и ужесточения регулирования

Лицензирование деятельности по осуществлению научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры и (или) археологических работ

(наименование требования/регуляторного инструмента)

 

В рамках проекта Закона РК «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия»                                                   (наименование проекта документа)

 

Разработчик проекта документа: Министерство культуры и спорта Республики Казахстан

 

ШАГ 1: Определение проблемы и цели регулирования

1.

Определение проблемы и причины существования проблемы (текст в произвольной форме не превышающий 3 предложений, необходимо указать целевую группу и причинно-следственную связь)

 

 

На сегодняшний день в Казахстане согласно Классификатору специальностей и квалификаций технического и профессионального, послесреднего образования подготовка специалистов – реставраторов осуществляется (0400000-Искусство и культура, Реставрация (по отраслям) на уровне технического и профессионального, послесреднего образования.

Соответственно в квалификационных требованиях, предъявляемых при лицензировании деятельности по
осуществлению научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры необходимо указать на наличие средне-специального образования по специальности реставратор.

Тогда как на осуществление археологических работ требуется наличие высшего образования по специальности «археология и этнология», «история».

В этой связи, наличие одной лицензии без разделения на соответствующие подвиды задерживает развитие и своевременное осуществление научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры и археологических работ и приводит к нестабильному положению субъектов лицензирования.

Целевая группа: всего выдано 168 лицензии, из которых 61 - на осуществление археологических работ на памятниках истории и культуры, 93 – на осуществление научно-реставрационных работ и 14 – на осуществление археологических и научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Существуют ли данные (в цифровом измерении) доказывающие факт существования проблемы и показывающие ее масштаб

Памятников истории и культуры на сегодняшний день согласно Государственным спискам памятников истории и культуры республиканского и местного значений  насчитывается более 11 тыс., численность объектов историко-культурного наследия насчитывает более 25 тыс. единиц. Таким образом, 14 тыс. объектов историко-культурного наследия, из которых 80 % - археологические объекты подвергаются угрозе уничтожения, разрушения, изменения исторического облика, последствием которого вполне может стать безвозваратная утеря отрезка исторического прошлого  казахского народа.

3.

Какова цель вводимого регулирования

Создание условий для развития научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры и (или) археологических работ путем упрощения доступа входа на рынок

ШАГ 2: Альтернативы

1. Определение планируемых для рассмотрения альтернатив (отметьте те варианты, которые уже есть и те альтернативные подходы, которые Вы рассматриваете и анализируете – необходимо выбрать не меньше 3 альтернативных подхода, возможно комбинирование. Для определения альтернатив используйте список возможных вариантов представленный ниже.
1. Действующее регулирование (текущая ситуация, то есть неизменность регулирования)
2. Информационная компания

3. Изменение налогов, субсидий, государственные закупки, торговля квотами, другие рыночные механизмы.
4. Обязательное страхование ответственности.
5. Обязательные маркировки.
6. Обязательная отчетность.
7. Декларирование, уведомление.
8. Правила деятельности и проверки их исполнения (без разрешительных документов).
9. Разрешительные инструменты.
10. Запреты.
11. Введение сферы государственного контроля и надзора
12. Введение обязательного саморегулирования (далее-СРО) (при выборе данной альтернативы необходимо заполнить форму 1а)
13. Иное (на выбор разработчика аналитической формы)

 

2.

Описание планируемых альтернатив (описываются все выбранные альтернативы в произвольной форме с указанием регуляторной конкретики (по списку выше)

Альтернатива 1

Действующее регулирование (текущая ситуация, то есть неизменность регулирования)

При действущем регулировании работа на объектах историко-культурного наследия  проводится без ведома заинтересованных органов и соблюдения норм, результат которой приведет к разрушению, исчезновению, искажению целого ряда артефактов, являющихся идентификационными материалами для восстановления исторического прошлого.

Альтернатива 2

Введение монополии. Существенно повлияет на рынок путем сокращения численности работников, осуществляющих научно-реставрационные работы на памятниках истории и культуры и (или) археологические работы

Альтернатива 3

Введение разделения лицензии на 2 подвида.  позволит упорядочить систему выдачи лицензии в сфере охраны и использования объектов историко-культурного наследия.

Всего выдано 168 лицензии, из которых 61 - на осуществление археологических работ на памятниках истории и культуры, 93 – на осуществление научно-реставрационных работ и 14 – на осуществление археологических и научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры.

Однако, на практике есть потребность в разделении лицензии на 2 подвида:

1. Осуществление научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры.

2. Осуществление археологических работ.

 

ШАГ 3: Определение воздействия альтернатив

3.1. Воздействие на экономическую систему
Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждой альтернативы при ее воздействии на экономическую систему в целом с учетом таких элементов экономической системы как:

В целом, историко-культурное наследие в наше время во всем мире рассматривается как особый ресурс и фактор социально-экономического развития.

1. Воздействие на свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также международную торговлю и международные инвестиционные потоки.

2. Общие последствия для экономического роста.

3. Влияние на занятость, рабочие места.

4. Косвенное влияние на отрасли экономики и другое.
Необходимо спрогнозировать последствия предполагаемого регулирования в произвольной форме

 

Выгоды

Издержки

Альтернатива 1

Действующее регулирование (текущая ситуация, то есть неизменность регулирования)

отсутствует 

Отсутствие ответственности субъектов предпринимательства за сохранение объектов историко-культурного наследия, а также данное положение приведет к процветанию «черной археологии»

Альтернатива 2

Введение монополии

отсутствует

Сокращение рабочих мест

Альтернатива 3

Введение разделения лицензии на 2 подвида:

1. Осуществление научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры.

2. Осуществление археологических работ.

 

 

Развитие научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры и археологических работ путем расширения доступа на рынок

Отсутствуют

3.2. Воздействие на бизнес
Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждой альтернативы при ее воздействии на бизнес с обязательным учетом:
1. Влияния на производительность и конкурентоспособность предприятий, в том числе на инновации и развитие (при внедрении саморегулирования необходимо оценить возможные сложности входа в бизнес).
2. Влияния на прибыльность и устойчивость предприятий.
3. Относительное влияние издержек в зависимости от размера предприятия (является ли относительное влияние издержек для малых предприятий выше, чем для крупных).
4. Другое.
Отдельно монетизируйте и посчитайте издержки для бизнеса согласно с формой 1б

 

Выгоды

Издержки

Альтернатива 1

Действующее регулирование (текущая ситуация, то есть неизменность регулирования)

отсутствует

Субъекты должны иметь активы одновременно обеспечивающие проведение научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры и археологических работ

Издержки для бизнеса по форме 1б

х

 

Альтернатива 2

Введение монополии

отсутствует

Рынок будет закрыт, сокращение субъектов, осуществляющих научно реставрационных работ на памятниках истории и культуры и архелогических работ, потеря доходов

Издержки для бизнеса по форме 1б

х

 

Альтернатива 3

Введение разделения лицензии на 2 подвида:

1. Осуществление научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры.

2. Осуществление археологических работ.

 

Расширение доступа на рынок субъектам, осуществляющим научно-реставрационные работы на памятниках истории и культуры и археологические работы

отсутствует

Издержки для бизнеса по форме 1б

х

 

3.3 Воздействие на органы государственной власти и общество в целом
Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждой альтернативы при ее воздействии на органы государственной власти и общество в целом с обязательным учетом:
1. Влияние на здоровье и безопасность (включая экономическую) населения.
2. Влияния на преступность включая экономическую.
3. Возможные коррупционные риски.
4. Влияния на экологию.
5. Изменения потребительского выбора.
6. Изменения розничных цен.
7. Влияние на информированность потребителей и их защиту.
8. Другое.
Отдельно монетизируйте и посчитайте издержки на администрирование регулирования согласно с формой 1в

 

Выгоды

Издержки

Альтернатива 1

Действующее регулирование (текущая ситуация, то есть неизменность регулирования)

Отсутствуют

………..

Издержки на администрирование по форме 1в

 

 

Альтернатива  2

Введение монополии

Отсутствуют

Выделение средств в размере 600 млн. тенге из государственного бюджета на создание государственного предприятия    

Издержки на администрирование по форме 1в

 

 

Альтернатива 3

Введение разделения лицензии на 2 подвида:

1. Осуществление научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры.

2. Осуществление археологических работ.

 

Четкое разграничение по видам деятельности, что позволит эффективно контролировать деятельность по осуществлению научно-реставрационных работ и археологических работ

Отсутствуют

Издержки на администрирование по форме 1в

 

 

ШАГ: 4 Выбор наиболее оптимальной регуляторной альтернативы

Определение баллов 5-ти бальной системы оценки результативности регулирования
5 – поставленная задача решается полностью (проблема больше существовать не будет);
4 – поставленная задача решается почти полностью (все важные части проблемы существовать не будут);
3 – поставленная задача решается частично (проблема значительно уменьшается, самые критичные аспекты проблемы существовать не будут);
2 – поставленная задача решается в некоторых аспектах (некоторые важные и критические аспекты проблемы продолжат существовать;
1 – поставленная задача не решается (проблема продолжит существовать)**.

Рейтинг по результативности (достигаемости задач в решении проблемы)

Балл результативности (5-ти бальная система)

Объяснение присвоения соответствующего балла

Альтернатива 1

Действующее регулирование (текущая ситуация, то есть неизменность регулирования)

3

В рамках данной альтернативы поставленная задача решается в некоторых аспектах

 

Альтернатива 2

Введение монополии

2

Рынок будет закрыт, сокращение субъектов, осуществляющих научно реставрационных работ на памятниках истории и культуры и архелогических работ, потеря доходов  

Альтернатива 3

Введение разделения лицензии на 2 подвида:

1. Осуществление научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры.

2. Осуществление археологических работ.

 

4

Развитие научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры и (или) археологических работ путем расширения доступа на рынок

Рейтинг по эффективности, в зависимости от нагрузки на субъект бизнеса

Выгоды (итог)

Издержки (итог)

Альтернатива 1

Действующее регулирование (текущая ситуация, то есть неизменность регулирования)

отсутствует

Основную задачу по сохранности объекта, поставленную при проведении данной работы бизнес может не обеспечить в силу своей низкой квалификации. Низкое качество оказываемых услуг. 

Альтернатива 2

Введение монополии

отсутствует

Сокращение рабочих мест

Альтернатива 3

Введение разделения лицензии на 2 подвида:

1. Осуществление научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры.

2. Осуществление археологических работ.

Повышение качества оказываемых услуг, увеличение поступлений средств в бюджет за счет налоговых платежей. Расширение доступа на рынок.

отсутствует

Выбор наилучшей альтернативы (производится на основании сопоставления данных двух предыдущих таблиц) с определением возможных рисков и механизма реализации

Рейтинг

Возможные риски и непредвиденные последствия

Механизм реализации предлагаемого регулирования (описываются механизмы реализации предусмотренные в рамках разрабатываемого проекта)

Альтернатива 3 рекомендуемая

Введение разделения лицензии на 2 подвида:

1. Осуществление научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры.

2. Осуществление археологических работ.

 

 

Риски не предусматриваются

1. Сроки и этапы внедрения в течение 2020 года.

Требуется переоформление лицензий в течении 3 лет со дня введения в действие Закона

2. Уполномоченный орган, ответственный за внедрение регулирования и осуществления оценки достижения поставленных индикаторов – Министерство культуры и спорта Республики Казахстан.

После принятия Закона  будут утверждены новые квалификационные требования, предъявляемые при лицензировании деятельности по
осуществлению научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры и (или) археологических работ

ШАГ 5: Индикатор оценки

1.

Определите индикаторы и рекомендуемые изменения в системы сбора и анализ информации для более полного мониторинга (возможные индикаторы и что надо сделать чтоб они стали измеряемы) и указать источники информации, на основании которых будет осуществляться оценка достижения заявленного индикатора

Переоформление всех обратившихся

С 2015 года по настоящее время количество выданных лицензий на проведение археологических работ на памятниках истории и культуры составляет: 2015 год – 36; 2016 год – 16;

2017 год – 9; 2018 год – 14; 2019 год – 0. Таким образом, на сегодняшний день численность субъектов, действующих на рынке составляет 61.

 

 

 

2.

Рекомендуемая периодичность измерения индикаторов (не менее 3 лет не более 5 лет, а при введении СРО - 3года

3 года

 

3.

Планируемое изменение данных, указанных в пункте 2 шага 1 «данные доказывающие факт существования проблемы и показывающие ее масштаб», в цифровом измерении, показывающих возможные изменения масштаба проблемы после введения регулирования (в описании укажите временные рамки планируемых изменений)

Да

В случае непереоформления лицензии постлицензионный контроль  (3 года)

 


 

 

               

 

* – присвоение балла 1 означает, что вариант выбран неправильно и его не следует рассматривать вообще

      Подпись ____________ дата "___" ________ 201__ г.

 

 

форма 1б Расчет издержек для бизнеса (монетизация)

      Какие регуляторные действия предполагает использование альтернативы?

 

Да

Нет

Инвестиции в средства производства, изменения помещений, лаборатории, обучение персонала, иные необходимые неадминистративные издержки

 

+

Необходимость использования третьих лиц для независимых экспертиз, оценок, заключений

+

 

Периодическая отчетность государству (или увеличение отчетности)

+

 

Становление субъектом специализированных государственных проверок (или ужесточение существующего режима проверок или санкций)

 

+

Получение справок и разрешений от государственных органов

 

+

Иное (определить)

 

+

 

 

 

Расчет издержек на одно среднестатистическое предприятие субъект регулирования

Таблица 1

Разовые инвестиции

Расходы на тех обслуживание, поддержание (в год)

Итого

Инвестиции в средства производства, изменения помещений, лаборатории, обучение персонала

Нет

Не требуется

Нет

Расходы за 5 лет

х

х

х

Таблица 2

Расходы на экспертизы и заключения

Периодическое обслуживание третьими лицами (в год)

Итого

Необходимость использования третьих лиц для независимых экспертиз, оценок, заключений

Государственная научно-техническая экспертиза проводится по линии МОН на безвозмездной основе 

1 раз в год

х

Расходы за 5 лет

х

х

х

Таблица 3

Государственные пошлины

Цена затраты рабочего времени (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Периодическая отчетность государству

1-3 раза в год

72,0*12=864,0 тыс.тенге

72,0*12=864,0 тыс.тенге

Расходы за 5 лет

 

4320,0 тыс. тенге

4320,0 тыс. тенге

Таблица 4

Цена затраты рабочего времени на работу с проверяющими (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Вероятностные штрафные санкции (цена штрафа умножается на вероятность его наложения) в год

Итого

Государственные проверки (специализированные по альтернативе)

х

х

х

Расходы за 5 лет

 

 

 

Таблица 5

Государственные пошлины, другие прямые выплаты за документы

Цена затраты рабочего времени на их получение (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Получение разрешений, иных государственных документов

х

х

х

Расходы за 5 лет

 

 

 

      Данные Таблиц 1-5 (расходы за 5 лет в колонках "Итого") суммируются 4 320 000 тенге

      Данная величина умножается на количество предприятий (субъектов предпринимательства), которые являются субъектами этой альтернативы 263 520 000 тенге

форма 1в Расчет издержек на администрирование регулирования для государственных органов (монетизация)

      Какие действия предполагает использование альтернативы?

      Если альтернатива предполагает работу нескольких государственных органов, Таблица 1 заполняется по каждому из них отдельно с указанием государственного органа

Таблица 1

Цена затраты рабочего времени (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Получение и анализ отчетности

157 000*12=1 884 000 тенге

1 884 000 тенге

Проведение проверок

 

 

Выдача разрешений

 

 

Иные формы контроля (определить)

 

 

Итого за 5 лет

 

 

Предполагает ли альтернатива создание нового государственного органа, либо нового структурного подразделения существующего органа Да ____ Нет ___

      Если да – определите полный планируемый годовой бюджет нового органа или структурного подразделения ____ х5 = _____