Единый контакт-центр

1414

8-800-080-7777

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам статуса педагога, снижения нагрузки на ученика и учителя»

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Закон
Дата создания: 13/06/2019
Публичное обсуждение до: 27/06/2019
Дата запуска онлайн-обсуждения: 02/07/2019 15:45:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 03/07/2019 15:45:00
Приложенные документы:

ПРОЕКТ

 

 

Закон Республики Казахстан

«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные

акты Республики Казахстан по вопросам статуса педагога,

снижения нагрузки на ученика и учителя»

 

Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:

1. В Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года                № 95-IV(Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2008 год, декабрь,  № 21, ст. 93; № 5, ст. 23, № 7, ст. 29, 32, № 15, ст. 71, № 24, ст. 146, № 24, ст. 149, № 24, ст. 150, № 2, ст. 21, № 2, ст. 25, № 4, ст. 37, № 6, ст. 50, № 7,ст. 54, № 11, ст. 102, № 13, ст. 115, №15, ст. 125, №16, ст. 129, № 20, ст. 151, № 24, ст. 196, № 1, ст.5, № 2, ст. 16, № 3, ст. 21, № 4, ст. 30, № 4, ст. 32, № 5, ст. 36, № 5, ст. 41, № 8, ст. 64, № 13, ст. 91, № 14, ст. 94, №18-19, ст. 119, № 23-24, ст. 125, № 2, ст. 11, № 5-6, ст. 30, № 8, ст. 50, № 9, ст. 51, № 10-11, ст. 56, № 13, ст. 63, № 14, ст. 72, № 15, ст. 81, № 15, ст. 82, № 16, ст. 83, № 20, ст. 113, № 21-22, ст. 114, № 1, ст. 6, № 2, ст. 10, № 2, ст. 12, № 4-5, ст. 24, № 7, ст. 37, № 8, ст. 44, № 11, ст. 63, № 11, ст. 69, № 12, ст. 82, № 14, ст. 84, 86, № 16, ст. 90, № 19-II, ст. 96, № 21, ст. 122, № 22, ст. 128, № 15, ст. 81, № 22, ст. 131, № 23, ст. 143, № 2, ст. 3, № 22, ст. 116, № 23, ст. 119, № 24, ст. 126, № 4, ст. 7, № 6, ст. 11,  № 9, ст. 18, № 10, ст. 23, № 13, ст. 45, № 14, ст. 51, № 15, ст. 55, № 20, ст. 96,  № 22-III, ст. 109, № 23-III, ст. 111,  № 23-V, ст. 113, № 24, ст. 115,№ 1, ст. 2, № 7-8, ст. 22,№ 9, ст. 31,№ 10, ст. 32,№ 12, ст. 39,№ 14, ст. 42,№ 15, ст. 47,50,№ 16, ст. 55,№ 19, ст. 62): Закон Республики Казахстан от 3 апреля 2019 года № 243-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам специальных экономических и индустриальных зон, привлечения инвестиций, развития и продвижения экспорта, а также социального обеспечения», опубликованныйв газете «Казахстанская правда» от 5 апреля 2019 г. № 65 (28942); ИС «Эталонный контрольный банк НПА РК в электронном виде» 8 апреля 2019 г.):

1) в подпункте 3) пункта 1 статьи 54:

в абзаце втором после слов «организации образования» дополнить словами «, реализующими общеобразовательные учебные программы предшкольной подготовки, начального, основного среднего и общего среднего образования,»;

в абзаце тринадцатомпосле слов «государственных организаций образования» дополнить словами «, реализующих общеобразовательные учебные программы предшкольной подготовки, начального, основного среднего и общего среднего образования,»;

дополнить абзацами восемнадцатым и девятнадцатым следующего содержания:

«медицинское обслуживание обучающихся и воспитанников организаций образования, за исключением дошкольных организаций и организаций среднего образования, не относящихся к интернатным организациям;    

начальное, основное среднее и общее среднее образование, включая вечернюю (сменную) форму обучения, и общее среднее образование, предоставляемое через организации интернатного типа;»;

 2) в подпункте 3) пункта 1 статьи 56:

дополнить абзацем третьимследующего содержания:

«техническое и профессиональное, послесреднее образование;»;

в абзацах пятом и седьмом после слов «общего среднего» дополнить словами «образовательные программы технического и профессионального, послесреднего».

2. В Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» от 5 июля 2014 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2014 г., № 18-І, 18-II, ст. 92; № 21, ст. 122; № 23, ст. 143; № 24, ст. 145, 146; 2015 г., № 1, ст. 2; № 2, ст. 6; № 7, ст. 33; № 8, ст. 44, 45; № 9, ст. 46; № 10, ст. 50; № 11, ст. 52; № 14, ст. 71; № 15, ст. 78; № 16, ст. 79; № 19-І, ст. 101; № 19-II, ст. 102, 103, 105; № 20-IV, ст. 113; № 20-VII, ст. 115; № 21-І, ст. 124, 125; № 21-II, ст. 130; № 21-III, ст. 137; № 22-І, ст. 140, 141, 143; № 22-II, ст. 144, 145, 148; № 22-III, ст. 149; № 22-V, ст. 152, 156, 158; № 22-VI, ст. 159; № 22-VII, ст. 161; № 23-І, ст. 166, 169; № 23-II, ст. 172; 2016 г., № 1, ст. 4;               № 2, ст. 9; № 6, ст. 45; № 7-І, ст. 49, 50; № 7-II, ст. 53, 57; № 8-І, ст. 62, 65;             № 8-II, ст. 66, 67, 68, 70, 72; № 12, ст. 87; № 22, ст. 116; № 23, ст. 118; № 24, ст. 124, 126, 131; 2017 г., № 1-2, ст. 3; № 9, ст. 17, 18, 21, 22; № 12, ст. 34; № 14, ст. 49, 50, 54; № 15, ст. 55; № 16, ст. 56; № 22-III, ст. 109; № 23-III, ст. 111;              № 23-V, ст. 113; № 24, ст. 114, 115; 2018 г., № 1, ст. 4; № 7-8, ст. 22; № 9, ст. 27; № 10, ст. 32; № 11, ст. 36, 37; № 12, ст. 39; № 13, ст. 41; № 14, ст. 44;  № 15, ст. 46, 49, 50; № 16, ст. 53): Закон Республики Казахстан от 05.10.2018 г. №184-YI«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения единства измерений и стандартизации», опубликованный в газете «Казахстанская правда» от10 октября 2018 г. № 193 (28822); ИС «Эталонный контрольный банк НПА РК в электронном виде» 11 октября 2018 г.):

1) оглавление дополнить заголовком статьи 207-1 следующего содержания:

«Статья 207-1. «Нарушение Правил организации питания обучающихся в организациях среднего образования, а также приобретения товаров, связанных с обеспечением питания детей, воспитывающихся и обучающихся в дошкольных организациях, организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

 

2) статью 127 дополнить частью 1-1 следующего содержания:

«1-1. Унижение чести и достоинства педагога, совершенное несовершеннолетними,  –

влечет штраф на родителей или лиц, их заменяющих, в размере ста месячных расчетных показателей.»;

3) дополнить статьей 207-1 следующего содержания:

«Статья 207-1. Нарушение Правил организации питания обучающихся  в организациях среднего образования, а также приобретения товаров, связанных с обеспечением питания детей, воспитывающихся и обучающихся в дошкольных организациях, организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

1. Нарушение требований Правил организации питания обучающихся в организациях среднего образования, а также приобретения товаров, связанных с обеспечением питания детей, воспитывающихся и обучающихся в дошкольных организациях, организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к конкурсной документации, либо в размещаемой информации при осуществлении приобретения товаров, услуг по организации питания путем установления любых, не измеряемых количественно и (или) неадминистрируемых требований к потенциальным поставщикам, либо указания на характеристики, определяющие принадлежность приобретаемых услуг, товаров отдельным потенциальным поставщиком, за исключением случаев, предусмотренных нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок организации питания в организациях образования –

 влечет штраф на должностных лиц в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.

2. Направлениезапроса и иные действия конкурсной комиссии, связанные с дополнением заявки на участие в конкурсе недостающими документами, заменой документов, представленных в заявке на участие в конкурсе, приведением в соответствие ненадлежащим образом оформленных документов, после истечения срока приведения заявок на участие в конкурсе в соответствие с квалификационными требованиями и требованиями конкурсной документации, предусмотренными Правилами, –

влекут штраф на должностных лиц в размере ста месячных расчетных показателей.

3. Установление в конкурсной документации к потенциальным поставщикам услуг, товаров квалификационных требований, не предусмотренных Правилами, –

влечет штраф на должностных лиц в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.

4. Нарушение требований Правил в части неприменения критериев, выбора поставщика услуги или товаров, а равно их неправильный расчет –

влекут штраф на должностных лиц в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.

5. Признание потенциального поставщика услуг, товаров несоответствующими квалификационными требованиями и (или) требованиям конкурсной документации по основаниям, не предусмотренным Правилами, –

влечет штраф на должностных лиц в размере ста месячных расчетных показателей.

6. Неразделение при осуществлении приобретения услуг на лоты в соответствии с Правилами  –

влечет штраф на должностных лиц в размере десяти месячных расчетных показателей.

7. Необращение или несвоевременное обращение заказчика в суд с иском о признании потенциальных поставщиков или поставщиков недобросовестными поставщиками услуг, товаров по организации питания обучающихся в организациях среднего образования, а также товаров, связанных с обеспечением питания детей, воспитывающихся и обучающихся в дошкольных организациях, организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в случаях:

1) уклонившихся от заключения договора в случае признания его победителем конкурса;

2) не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших свои обязательства по заключенному с ними договору об оказании услуг, товаров по организации питания обучающихся в организациях среднего образования, а также товаров, связанных с обеспечением питания детей, воспитывающихся и обучающихся в дошкольных организациях, организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

3) предоставивших недостоверную информацию по квалификационным требованиям,-

влечет штраф на должностных лиц в размере тридцати месячных расчетных показателей.

8. Неуказание в протоколах допуска на участие в конкурсе, об итогах конкурса подробного описания причин отклонения заявки потенциального поставщика на участие в конкурсе, в том числе сведений и документов, подтверждающих его несоответствие квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации, –

влечет штраф на должностных лиц в размере десяти месячных расчетных показателей.

9. Неразмещение или несвоевременное размещение годового плана приобретения услуг или товаров или внесенных изменений и (или) дополнений в годовой план приобретения услуг или товаров на интернет-ресурсе организатора конкурса или органа управления образованием в случае отсутствия у организатора конкурса собственного интернет-ресурса и (или) в периодическом печатном издании, распространяемом на территории соответствующей административно-территориальной единицы, а равно утверждение (уточнение) годового плана приобретения услуг или товаров в объеме, не соответствующем бюджету (плану развития) или индивидуальному плану финансирования в совокупности по спецификам экономической классификации (статьям расходов), по которым требуются заключения договоров о приобретении услуг, товаров, –

влекут штраф на должностных лиц в размере пятнадцати месячных расчетных показателей.

10. Несвоевременное рассмотрение заявок потенциальных поставщиков на участие в конкурсе, а равно несвоевременное размещение протокола допуска к участию в конкурсе и (или) протокола об итогах конкурса –

влекут штраф на должностных лиц в размере тридцати месячных расчетных показателей.

11. Действия (бездействия), предусмотренные частями первой и пятой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, –

влекут штраф на должностных лиц в размере ста месячных расчетных показателей.

12. Действия (бездействия), предусмотренные частями восьмой и десятой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, –

влекут штраф на должностных лиц в размере шестидесяти месячных расчетных показателей.

13. Действия, предусмотренные частью второй настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, –

влекут штраф на должностных лиц в размере двухсот месячных расчетных показателей.»;

4) в статье 409:

в пункте 1 слова «педагогическим работником, -» заменить словом «педагогом, - »;

дополнить частями 7-3,7-4, 7-5 и 7-6следующего содержания:

«7-3. Нарушение законодательства Республики Казахстан о статусе педагога, совершенное в виде:

1) привлечения педагога к видам работ, не связанных с его профессиональными обязанностями, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан;

2) требования от педагога предоставления отчетности либо информации, не предусмотренных законодательством Республики Казахстан;

3) возложения на педагога обязанности приобретать товарно-материальные ценности для обеспечения учебно-воспитательного процесса за счет собственных средств, -

влечет предупреждение;

7-4. Деяние, предусмотренное частью 7-3 настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, –

влечет штраф на должностных лиц в размере сорока, насубъектов малого предпринимательства или некоммерческиеорганизации – вразмере шестидесяти, на субъектов среднего предпринимательства – вразмере восьмидесяти, на субъектов крупного предпринимательства – вразмере ста двадцати месячных расчетных показателей.»;

7-5. Необоснованное вмешательство в профессиональную деятельность педагога или воспрепятствование профессиональной деятельности педагога, повлекшее нарушение его прав и законных интересов, -

влечет предупреждение;

7-6. Деяние, предусмотренное частью 7-5 настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, –

влечет штраф в размере ста месячных расчетных показателей.»;

5) в части первой статьи 684:

после цифр «200» дополнитьцифрами «, 207-1»;

6) в части первой статьи 722:

после цифр «207»  дополнить цифрами «, 207-1»;

7) в части первой статьи 730:

слова «409 (частями первой, второй, третьей, четвертой, пятой и шестой)» заменить словами «409 (частями первой, второй, третьей, четвертой, пятой, шестой, 7-3, 7-4, 7-5 и 7-6),»;

8) подпункт 49) пункта 1 статьи 804 изложить в следующей редакции:

«49) уполномоченного органа в области образования (статьи 127-1134, 207-1, 409 (части седьмая,7-1), 462463);».

3. В Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года(Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2015 г., № 22-IV, ст. 151; 2016 г., № 7-І, ст. 49; 2017 г., № 11, ст. 29; № 12, ст. 34; № 13, ст. 45; № 20,   ст. 96; 2018 г., № 1, ст. 4; № 7-8, ст. 22; № 10, ст. 32): Закон Республики Казахстан от 4 июля 2018 года № 172-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам образования» опубликованный в газете «Казахстанская правда» от 10 июля 2018 г. № 128 (28757); ИС «Эталонный контрольный банк НПА РК в электронном виде» 12 июля 2018 г.; Ведомости Парламента РК, 2018 год, июль, № 15 (2766), опубликованный в газетах «ЕгеменҚазақстан» и «Казахстанская правда»18 апреля 2018 года):

статью 71 дополнить пунктом 7 следующего содержания:

«7. С учетом особенностей труда педагога, за исключением организаций, реализующих образовательные программы высшего и (или) послевузовского образования,в зависимости от их должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени (нормы часов учебной нагрузки за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемый в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагога определяются уполномоченным органом в области образования по согласованию с уполномоченными органами соответствующей отрасли.».

4. В ЗаконРеспублики Казахстан от 12 декабря 1995 года «О государственных наградах Республики Казахстан»(Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г., № 23, ст. 143; Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1996 г., № 18, ст. 366; 1997 г., № 7, ст. 79; № 12, ст. 184; 1999 г., № 8, ст. 247; № 21, ст. 782; 2001 г., № 10, ст. 121;2002 г., № 15, ст. 147; 2003 г., № 15, ст. 131; 2007 г., № 10, ст. 69; № 17, ст. 139; № 20, ст. 152; 2008 г., № 21, ст. 94; 2009 г., № 23, ст. 111; 2010 г., № 11, ст. 59; 2011 г., № 1, ст. 7; 2012 г., № 1, ст. 1; № 3, ст. 26; № 4, ст. 32;2014 г., № 11, ст. 67; 2015 г., № 6, ст. 27; № 19-II, ст. 106; № 22-І, ст. 140): Законом Республики Казахстан от 11 июля 2017 года № 91-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам их приведения в соответствие с нормами Конституции Республики Казахстан», опубликованном в «Казахстанской правде» от 14 июля 2017 г. № 133 (28512); ИС «Эталонный контрольный банк НПА РК в электронном виде» 20 июля 2017 г.; Ведомости Парламента РК, 2017 год, август, № 16 (2737):

1) статью 24 дополнить частью четвертой следующего содержания:

«Қазақстанныңеңбексіңірген ұстазы»;

2) статью 25 дополнить частью третьей следующего содержания:

««Қазақстанныңеңбексіңірген ұстазы» - педагогу организаций образования за выдающиеся заслуги в педагогической деятельности перед республикой;».

5. В Закон Республики Казахстан от 13 июля 1999 года                                           «О противодействии терроризму» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1999 г., № 19, ст. 649; 2002 г., № 4, ст. 32; 2004 г., № 23, ст. 142; 2009 г., № 15-16, ст. 71; № 19, ст. 88; 2010 г., № 7, ст. 32; 2011 г., № 11, ст. 102; 2012 г., № 4, ст. 32; 2013 г., № 1, ст. 2; № 16, ст. 83; 2014 г., № 7, ст. 37; № 11, ст. 61; № 16, ст. 90; № 19-I, 19-II ст. 96; № 21, ст. 118, 122; 2015 г., № 1, ст. 2; № 16, ст. 79; № 22-I, cт. 140):

1) дополнить подпунктами 5.1), 9.1) статьи 1 следующего содержания:

«5.1) Экстремистская религиозная идеология - система религиозных идей, взглядов и представлений, направленная на непримиримое противостояние (включая всестороннее применение физического насилия, насильственный захват власти, насильственное изменение государственного строя) с существующими религиозными традициями с целью их коренного изменения или уничтожения.

9.1) Зона террористической активности – территория, в пределах которой совершаются насильственные и (или) иные преступные действия, связанные с устрашением населения и направленные на причинение ущерба личности, общества и государства.»;

2) включить в заголовок статью 17-1 следующего содержания:

«Статья 17-1.Социальная реабилитация лиц, прибывших из зон террористической активности, а также лиц, находившихся под влиянием экстремистской религиозной идеологии.»;

3) дополнить статьей 17-1 следующего содержания:

«17-1. «Социальная реабилитация лиц, прибывших из зон террористической активности, а также лиц, находившихся под влиянием экстремистской религиозной идеологии.

Лица (семьи), прибывающие из зон террористической активности, а также лица (семьи), находившиеся под влиянием экстремистской религиозной идеологии, проходятсоциальную реабилитацию.

Порядок их прохождения, права и обязанности лица (семьи), находящегося в трудной жизненной ситуации, определяются законодательством Республики Казахстан о специальных социальных услугах.».

6. Закон Республики Казахстан от 8 августа 2002 года «О правах ребенка в Республике Казахстан» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2002 г., № 17, ст. 154; 2004 г., № 23, ст. 142; 2005 г., № 7-8, ст. 19; 2006 г., № 3, ст. 22; 2007 г., № 9, ст. 67; № 20, ст. 152; 2009 г., № 15-16, ст. 72; № 17, ст. 81; № 18, ст. 84; 2010 г., № 5, ст. 23):

дополнить статьей 41-2 следующего содержания:

«41-2. Защита ребенка, прибывшего из зон террористической активности, а также находившегося под влиянием экстремистской религиозной идеологии.

Республика Казахстан принимает меры по реабилитации детей, прибывших из зон террористической активности, а также находившихся под влиянием экстремистской религиозной идеологии.».

7. В ЗаконРеспублики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» ((Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2013 г., № 10-11, ст. 55; № 21-22, ст. 115; 2014 г., № 1, ст. 1; № 6, ст. 28; № 8, ст. 49; № 11, ст. 61; № 19-I, 19-II, ст. 96; № 21, ст. 122; № 22, ст. 131; № 23, ст. 143;2015 г., № 6, ст. 27; № 8, ст. 45; № 10, ст. 50; № 15, ст. 78; № 20-IV, ст. 113; № 22-II, ст. 145; № 22-VI, ст. 159; № 23-II, ст. 170; 2016 г., № 7-I, ст. 49; № 8-I, ст. 65; 2017 г., № 12, ст. 36; № 22-III, ст. 109; Закон Республики Казахстан от 2 июля 2018 года № 168-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам валютного регулирования и валютного контроля, рискориентированного надзора за деятельностью финансовых организаций, защиты прав потребителей финансовых услуг и совершенствования деятельности Национального Банка Республики Казахстан», опубликованный в газете «Казахстанская правда» от 5 июля 2018 г. № 125 (28754); ИС «Эталонный контрольный банк НПА РК в электронном виде» 12 июля 2018 г.; Ведомости Парламента РК, 2018 год, июль, № 14 (2765), ст. 44 (вышло из печати 24.07.2018 г.), опубликованный в «Казахстанской правде» от 5 июля 2018 г. № 125 (28754); ИС «Эталонный контрольный банк НПА РК в электронном виде» 12 июля 2018 г.; Ведомости Парламента РК, 2018 год, июль, № 14 (2765):

1) по всему тексту Закона слова «педагогического работника и приравненного к нему лица», «педагогических работников и приравненных               к ним лиц», «педагогических кадров», «педагогические работники и приравненные к ним лица» заменить словами «педагога», «педагогов», «педагоги»соответственно;

2) в статье 1:

подпункт 7-1) изложить в следующей редакции:

«7-1) ваучерно-модульная система повышения квалификации – формаповышения квалификации, предоставляющая педагогу возможность выбора организации, содержания и сроков обучения, финансируемая на основе подушевого норматива, установленного государством и оформленного в виде именного документа (ваучера), обеспеченного определенной суммой денег;»;

дополнить подпунктом 9-3) следующего содержания:

«9-3) качество образования –комплекснаяхарактеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия государственному общеобязательному стандарту образования соответствующего уровня образования,  государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов соответствующей образовательной программы;»;

дополнить подпунктом 12-1) следующего содержания:

«12-1) оператор цифровизации сферы образования – юридическоелицо со стопроцентным участием государства в уставном капитале, определяемое уполномоченным органом в области образования, на которое возложены функции методологического и аналитического сопровождения системы управления образования с применением технологий искусственного интеллекта, а также функции образовательного мониторинга и приведения статистических показателей образования в соответствие с международными стандартами;»;

подпункты 17) и 53-4) исключить;

подпункт 21-5) изложить в следующей редакции:

«21-5) высший колледж – учебное заведение, реализующее интегрированные модульные образовательные программы общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования;»;

подпункт 35) изложить в следующей редакции:

«35) колледж – учебное заведение, реализующее образовательные программы общего среднего, технического и профессионального образования;»;

3) пункт 1 статьи 2 изложить в следующей редакции:

«1. Законодательство Республики Казахстан в области образования основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона,Закона Республики Казахстан «О статусе педагога» и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.»;

4) подпункт 2) пункта 3 статьи 2 дополнить вторым абзацем:

«Потенциальные поставщики, состоящие в перечне недобросовестных поставщиков услуг, товаровпо организации питания обучающихся в организациях среднего образования, а также товаров, связанных с обеспечением питания детей, воспитывающихся и обучающихся в дошкольных организациях, организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не допускаются к участию в конкурсах по выбору поставщика услуг, товаров по организации питания обучающихся в организациях среднего образования, а также товаров, связанных с обеспечением питания детей, воспитывающихся и обучающихся в дошкольных организациях, организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в течение двадцати четырех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда о признании их недобросовестными поставщиками услуг, товаров по организации питания обучающихся в организациях среднего образования, а также товаров, связанных с обеспечением питания детей, воспитывающихся и обучающихся в дошкольных организациях, организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

5) в статье 4:

подпункт 7) исключить;

в подпункте 11) слова «, а также перечень должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц» исключить;

в подпункте 21) слова «....из семей, не получающих государственную адресную социальную помощь, в которых среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, и» исключить;

6) в статье 5: 

дополнить подпунктом 6-1) следующего содержания:

«6-1) разрабатывает и утверждает образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования, за исключением военных, специальных, медицинских и фармацевтических учебных заведений;»;

в подпункте 8) слово «квалификациям» заменить словом «специальностям»;

подпункты 9) и 12-2) исключить;

дополнить подпунктами 9-1) и 9-2) следующего содержания:

«9-1) разрабатывает и утверждает правила аттестации педагогов;

9-2) утверждает порядок и условия прохождения национального квалификационного тестирования и выдачи документа по его результатам;»;

в подпункте 27-1) слово «ежегодно» исключить;

дополнить подпунктами 33-1) и 33-2) следующего содержания:

«33-1) устанавливает педагогу за исключением организаций, реализующих образовательные программы высшего и (или) послевузовского образования, объём нормативной учебной нагрузки для исчисления месячной заработной платы по согласованию с уполномоченными органами соответствующей отрасли;

33-2) утверждает правила,определяющие особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагога, за исключением организаций, реализующих образовательные программы высшего и (или) послевузовского образования;»;

подпункт 34) изложить в следующей редакции:

«34) разрабатывает и утверждает типовые квалификационные характеристики должностей педагогов, за исключением педагогов организаций высшего и (или) послевузовского образования;»;

дополнить подпунктом 34-2) следующего содержания:

«34-2) разрабатывает и утверждает текст присяги и порядок ее принятия педагогами;»;

дополнить подпунктом 38-5) следующего содержания:

«38-5) определяет порядок и условия переподготовкиспециалистов, не имеющих соответствующего педагогического образования»;

дополнить подпунктом 46-21) следующего содержания:

«46-21) разрабатывает и утверждает порядок получения бесплатного дополнительного образования в организациях образования и во внешкольных организациях детьми из малообеспеченных семей;»;

7) в статье 6: 

в пункте 2:

подпункт 2) изложить в следующей редакции:

«2) обеспечивает предоставление начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования;»;

подпункт 9) исключить;

подпункт 8) пункта 3 исключить;

в пункте 4:

подпункт 2) изложить в следующей редакции:

«2)обеспечивает предоставление начального, основного среднего и общего среднего образования, включая вечернюю (сменную) форму обучения, и общего среднего образования, предоставляемого через организации интернатного типа, техническое и профессиональное, послесреднее  образования;»;

подпункт 3) исключить;

в подпункте 11) слова «....из семей, не получающих государственную адресную социальную помощь, в которых среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, и» исключить;

8) в подпункте 8) статьи 8 слова «....а также из семей, не получающих государственную адресную социальную помощь, в которых среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, и» исключить;

9) пункт 2 статьи 17 изложить в следующей редакции:

«2. Образовательные программы технического и профессионального образования в зависимости от их содержания и уровня подготовки обучающихся делятся на образовательные программы:

1) предусматривающие подготовку квалифицированных рабочих кадров.          Содержание образовательных программ предусматривает изучение общеобразовательных, общегуманитарных, общепрофессиональных, специальных дисциплин, прохождение производственного обучения и профессиональной практики (для медицинских и фармацевтических специальностей) или изучение интегрированных в базовые и профессиональные модули общегуманитарных, общепрофессиональных, специальных дисциплин, прохождение производственного обучения и профессиональной практики с присвоением рабочих квалификаций;

2) предусматривающие подготовку специалистов среднего звена.

Содержание образовательных программ предусматривает изучение общеобразовательных, социально-экономических, общегуманитарных, общепрофессиональных, специальных дисциплин, прохождение производственного обучения и профессиональной практики (для медицинских и фармацевтических специальностей) или изучение интегрированных в базовые и профессиональные модули социально-экономических, общегуманитарных, общепрофессиональных, специальных дисциплин, прохождение производственного обучения и профессиональной практики с присвоением квалификации «специалист среднего звена» и (или) рабочих квалификаций.»;

10) в статье 26:  

первый абзац пункта 5 изложить в следующей редакции:

«5. При проведении конкурса на получение образовательных грантов, а также на зачисление в состав обучающихся по государственному образовательному заказу на подготовку кадров с техническим и профессиональным, послесредним и высшим образованием в случае равенства баллов преимущественное право в последующей очередности имеют: ......»;

пункт 8 дополнить подпунктом 7) следующего содержания:

«7) детей из числа многодетных семей;»;

пункт 13 изложить в следующей редакции:

«13. При поступлении учащегося в организацию среднего образования и зачислении ребенка в дошкольную организацию с законными представителями ребенка заключается договор, типовая форма которого утверждается уполномоченным органом в области образования.

С лицами, поступившими на обучение, организацией образования, реализующей образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, за исключением военных, специальных учебных заведений и организаций, реализующих образовательные программы высшего и (или) послевузовского образования, заключается договор, типовая форма которого утверждается уполномоченным органом в области образования.»;

11) пункт 1 статьи 30 изложить в следующей редакции:

«1. Дошкольное воспитание и обучение детей осуществляется от рождения до предшкольной подготовки в семье или с одного года до приема в1 класс в дошкольных организациях и предшкольных классах организаций среднего образования.»;

12) пункт 3 статьи 32 изложить в следующей редакции:

«3. Организации образования, реализующие образовательные программы технического и профессионального образования, вправе реализовывать товары (работы, услуги) собственного производства, выпускаемые в учебно-производственных мастерских, учебных хозяйствах, на учебных полигонах и на учебно-опытных участках.»;

13) статью 33 дополнить шестым абзацем следующего содержания:

«Организации образования, реализующие образовательные программы послесреднего образования, вправе реализовывать товары (работы, услуги) собственного производства, выпускаемые в учебно-производственных мастерских, учебных хозяйствах, на учебных полигонах и на учебно-опытных участках.»;

14) подпункты 1) и 1-1) пункта 3 статьи 39 изложить в следующей редакции:

«1) организации образования, имеющие лицензию на занятие образовательной деятельностью по общеобразовательным учебным программам основного среднего, общего среднего образования, образовательным программам технического и профессионального, послесреднего образования, а также высшего и послевузовского образования в военных, специальных учебных заведениях;

1-1) международные школы, имеющие лицензию на занятие образовательной деятельностью по общеобразовательным учебным программам основного среднего, общего среднего образования, прошедшие аккредитацию в установленном законодательством порядке Республики Казахстан, если иное не предусмотрено международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан;»;

15) пункт 1 статьи 41 дополнить подпунктом 7) следующего содержания:

«7)структура и компетенция органов управления и самоуправления организации образования, порядок их формирования и сроки полномочий.»;

16) в пункте 3 статьи 43:

подпункт 1) изложить в следующей редакции:

«1) разработка и утверждение правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка;»;

в подпункте 5) слова «, за исключением единого национального тестирования» исключить;

дополнить подпунктом 5-2) следующего содержания:

«5-2) разработка и утверждение штатного расписания;»;

дополнить подпунктом 7-1) следующего содержания:

«7-1) обеспечение прохождения педагогами обязательного медицинского осмотра в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;»;

дополнить подпунктом 13-1) следующего содержания:

«13-1) создание и обеспечение безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за воспитанниками, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся и воспитанников;»;

подпункт 14) изложить в следующей редакции:

«14) содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей несовершеннолетних учащихся, осуществляемой в образовательной организации и не запрещенной законодательством Республики Казахстан;»;

подпункт 15) изложить в следующей редакции:

«15) представление финансовой, статистической и ведомственной отчетности в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;»;

подпункт 18) изложить в следующей редакции:

«18) внедрение современных форм профессиональной подготовки кадров, обеспечение повышения квалификации, профессионального развития и роста педагогов.»;

17) в абзаце втором пункта 9 статьи 44 после слова «советы» дополнить словами «,совет по этике организации образования»;

18) статью 45 дополнить пунктом 2-1 следующего содержания:

«2-1. Руководитель организации образования обеспечивает соблюдение прав и законных интересов обучающихся, воспитанников, педагогов.»;

19) статью 47 дополнить пунктом 11-1 следующего содержания:

«11-1. Дети из малообеспеченных семей имеют право бесплатно получать дополнительное образование в организациях образования и во внешкольных организациях в порядке, определяемом уполномоченным органом в области образования.»;

20) пункт 2 статьи 48 изложить в следующей редакции:

«2. Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются утверждаемыми организациями образования положениями, подготовленными на основе государственных общеобязательных стандартов образования, санитарно-эпидемиологических правил и норм, учебных планов и рекомендаций органов здравоохранения и образования.

Максимальная учебная нагрузка на обучающихся организаций образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования, специализированные общеобразовательные и специальные учебные программы, определяется типовыми учебными планами соответствующего вида организации образования согласно номенклатуре видов организаций образования.»;

21) статью 49:

дополнить подпунктом 1) пункта 2 следующего содержания:

«1) обеспечить выполнение обучающимисядомашних учебных заданий;»;

дополнить пунктами 3 и 4 следующего содержания:

«3. В случае возникновения у ребенка академической задолженности педагог и родители и иные законные представители обязаны создать ему условия для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью её ликвидации.

4. Педагоги и родители несут солидарную ответственность за образование и воспитание детей.»;

22) заголовок главы 7 изложить в следующей редакции: «Глава 7. Статус педагога»;

23) статью 50 изложить в следующей редакции:

 «Статья 50. Статус педагога

1. Государство признает особый статус педагога в обществе и создает условия для осуществления профессиональной деятельности.

2. Статус педагога определяется Законом Республики Казахстан «О статусе педагога».»;

24) статьи 51 – 53 исключить;

25) в статье 55:

пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Управление качеством образования осуществляется путем принятия управленческих решений на всех уровнях образования, за исключением технического и профессионального, послесреднего образования, на основании результатов образовательного мониторинга.»;

часть третью пункта 4 исключить;

абзац первый пункта 5 изложить в следующей редакции:

«5. Внешняя оценка учебных достижений проводится в организациях среднего образования:»;

подпункт 4) пункта 5 исключить;

пункт 6 изложить в следующей редакции:

«6. Перечень организаций среднего образования, в которых проводится внешняя оценка учебных достижений, определяется уполномоченным органом в области образования.»;

подпункт 1) пункта 7 исключить;

26) пункт 2 статьи 57 изложить в следующей редакции:

«2. Лицензирование деятельности в сфере образования юридических лиц, реализующих образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования, производится по специальностям в соответствии с классификатором специальностей технического и профессионального, послесреднего образования.»;

27) в статье 59:

пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Государственный контроль в системе образования направлен на обеспечение государством права на образование, а также соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица, реализующими общеобразовательные учебные и образовательные программы, соответствия осуществляемой ими образовательной деятельности требованиям законодательства Республики Казахстан в области образования и законодательства Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях и осуществляется уполномоченным органом в области образования.»;

пункт 2 дополнить подпунктом 3) следующего содержания:

«3) деятельность местных исполнительных органов в области образования в соответствии с компетенцией, предусмотренной статьей 6 настоящего Закона.»;

подпункт 1) пункта 3 исключить;

пункт 4исключить;

пункт 8 изложить в следующей редакции:

«8. Государственный контроль в системе образования осуществляется в форме проверок и профилактического контроля в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.

Профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля осуществляется в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан и настоящим Законом.

Профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля проводится уполномоченным органом, ведомством и его территориальными органами.

Субъектами (объектами) контроля являются органы управления образования местных исполнительных органов, юридические лица, которые реализуют одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивают содержание и воспитание обучающихся, воспитанников независимо от формы собственности и организационной правовой формы, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, реализующие общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения.

Целями профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля являются своевременное пресечение и недопущение нарушений, предоставление субъектам (объектам) контроля права самостоятельного устранения нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля, и снижение административной нагрузки на них.

Профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля проводится путем взаимного сопоставления данных, имеющихся в уполномоченном органе в области образования:

отчетов, представляемых субъектом (объектом) контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем;

сведений от уполномоченных организаций и уполномоченных государственных органов посредством запроса;

сведений, полученных из различных источников информации, по деятельности субъекта (объекта) контроля, в том числе по ежегодной самооценке образовательной деятельности организаций образования, реализующих общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего образования.

В случае выявления нарушений по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля в действиях (бездействиях) субъекта (объекта) контроля оформляется и направляется рекомендация дляустранения нарушений в срок не позднее десяти рабочих дней со дня выявления нарушений.

Рекомендация должна быть вручена субъекту (объекту) контроля лично под роспись или иным способом, подтверждающим факты отправки и получения.

Рекомендация, направленная одним из нижеперечисленных способов, считается врученной в следующих случаях:

нарочно – с даты отметки в рекомендации о получении;

почтой – заказным письмом;

электронным способом – с даты отправки на электронный адрес субъекта контроля, указанный в письме при запросе уполномоченного органа, ведомства или его территориального органа.

Рекомендация об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля, должна быть исполнена в течение десяти рабочих дней со дня, следующего за днем ее вручения.

Субъект (объект) контроля в случае несогласия с нарушениями, указанными в рекомендации, вправе направить в уполномоченный орган, ведомство или его территориальный орган, направившие рекомендацию, возражение в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем вручения рекомендации.

Неисполнение в установленный срок рекомендации об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля, влечет назначение профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля путем включения в полугодовой список проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля.

Профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля проводится не чаще одного раза в год.»;

часть третью пункта 8-4 изложить в следующей редакции:

«При неустранении нарушений, выявленных в результате проверки предоставляющими услуги по дошкольному воспитанию и обучению, уполномоченный орган в области образования исключает организацию образования из реестра уведомлений о начале или прекращении осуществления деятельности по дошкольному воспитанию и обучению.».

8. В Закон Республики Казахстан от 29 декабря 2008 года                                 «О специальных социальных услугах» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2008 г., № 24, ст. 127; 2009 г., № 18, ст. 84; 2010 г., № 5, ст. 23; 2011 г., № 1, ст. 2; № 11, ст. 102; № 12, ст. 111; 2012 г., № 5, ст. 35; № 8, ст. 64; № 15, ст. 97; 2013 г., № 14, ст. 72; 2014 г., № 1, ст. 4; № 3, ст. 21; № 19-I, 19-II, ст. 94, 96; 2015 г., № 10, ст. 50; № 20-IV, ст. 113; № 23-ІІ, ст. 170; 2017 г., № 8, ст. 16):

пункт 1 статьи 6 дополнить подпунктом 13) следующего содержания:

«13) прибывшее из зон террористической активности, а также находившиеся под влиянием экстремистской религиозной идеологии.».

9. ВЗакон Республики Казахстан от 19 января 2011 года «О статусе «Назарбаев Университет», «Назарбаев Интеллектуальные школы» и «Назарбаев Фонд» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2011 г., № 2, ст. 20; 2012 г., № 5, ст. 36; № 23-24, ст. 125; 2015 г., № 14, ст. 72; 2016 г., № 8-II, ст. 67, Закон Республики Казахстан от 11 июля 2017 года № 91-YI«О внесении изменений и дополненийв некоторые законодательные акты Республики Казахстанпо вопросам их приведения в соответствие с нормами
Конституции Республики Казахстан):

в статье 10:

пункт 1 дополнить частью пятой следующего содержания:

«Уровни педагогического мастерства педагогов, квалификационные характеристики педагогов утверждаются Интеллектуальными школами самостоятельно.».

подпункт 4) пункта 2 изложить в следующей редакции:

«4) оценивания учебных достижений обучающихся;».

10. В Законе Республики Казахстан от 16 февраля 2012 года «О воинской службе и статусе военнослужащих» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2012 г., № 5, ст. 40; 2013 г., № 1, ст. 3; № 2, ст. 10; № 3, ст. 15;  № 14, ст. 72; № 16, ст. 83; 2014 г., № 7, ст. 37; № 8, ст. 49; № 16, ст. 90; № 19-I, 19-II, ст. 96; 2015 г., № 11, ст. 56; № 15, ст. 78; № 19-I, ст. 100; № 21-III, ст. 135; № 23-II, ст. 170; 2017 г., № 11, ст. 29; № 13, ст. 45; № 16, ст. 56):

подпункт 1) пункта 5 статьи 35 изложить в следующей редакции:

«1) педагогам организаций образования, расположенных в сельской местности, имеющим техническое и професиональное, послесреднее, высшее и (или) послевузовское педагогическое образование и работающим по специальности, на весь период работы;».

11. В Закон Республики Казахстан от 13 ноября 2015 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам образования» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2015 г., № 21-III, ст.135; 2016 г., № 8-II, ст.67):

в статье 1:

пункт 2:

абзацы десятый, одиннадцатый, двенадцатый, тринадцатый, шестнадцатый, семнадцатый, восемнадцатый и девятнадцатый подпункта 31) исключить.

абзац третий подпункта 54) исключить.

12. В Законе Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года                                 «О государственных закупках» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2015 г., № 23-II, ст.171; 2016 г., № 7-II, cт.55; № 8-II, cт.72; № 24, ст.126; 2017 г., № 4, ст.7; № 9, cт.18; № 14, cт.51; № 23-III, cт.111; № 24, cт.115; 2018 г., № 10, ст.32; № 11, cт.37; № 13, cт.41):

пункт 3 статьи 39 дополнить подпунктом 9-2)следующего содержания:

«9-2) приобретения товаров, работ, услуг, необходимых для осуществления деятельности по реабилитации детей и их родителей, прибывших из зон террористической активности, а также находившихся под влиянием экстремистской религиозной идеологии.».

13. В Законе Республики Казахстан от 9 апреля 2016 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав ребенка» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2016 г., № 8-I, ст.67):

абзацы шестой и седьмой подпункта 10) пункта 11 статьи 1 изложить в следующей редакции:

«1) организации образования, имеющие лицензию на занятие образовательной деятельностью по общеобразовательным учебным программам основного среднего, общего среднего образования, образовательным программам технического и профессионального, послесреднего образования, образовательным программам докторантуры, а также высшего и послевузовского образования в военных, специальных учебных заведениях;

2) международные школы, имеющие лицензию на занятие образовательной деятельностью по общеобразовательным учебным программам основного среднего, общего среднего образования и прошедшие аккредитацию в установленном законодательством порядке Республики Казахстан, если иное не предусмотрено международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.».

 

Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

 

 

Президент

Республики Казахстан 

 

Комментарий

АКТАЕВ ДАУЛЕТ

влечет штраф на родителей или лиц, их заменяющих, ... посмотреть текст 2 1 14/06 - 16:36

почему 100 МРП?, что в бюджете страны денег нет? не знаете где дыры в бюджете закрывать ? предлагаю вместо 100 МРП - 3МРП. Учитель должен уметь работать с учениками, а не обижаться и возмущаться каждый раз, да согласен бывают "трудные" дети или дет "мажориков" (богатых семей) которые ни во что не ставит учителя. Учитель это еще и психолог. И вообще как будет устанаваливаться данное нарушение?? со слов учителя ??? тогда будет беспредел. я против, чтобы из моего кармана просто так сдирали с трудом нажитые деньги....

02/07 - 17:07

Данная норма исключена из проекта Закона в ходе согласования с государственными органами. Спасибо, за комментарии.

лариса ткаченко

акты Республики Казахстан по вопросам статуса педа... посмотреть текст 2 1 15/06 - 12:02

а если учитель оскорбляет ученика первоклассника-это нормально? на глазах у всех! и директор его защищает! даже я не могла поверить ушам своим и не видела причину для этого, чтобы мой сын получил такое от учителя. Никакой им компенсации ! Они сами должны быть высокообразованными и адекватными. Спросите каждого учителя, проведите анкетирование, по своей воле и по призванию ли они стали учителями, или пошли туда учиться, где вакансии есть? ответ вас поразит, если они ответят честно.

02/07 - 17:08

Данная норма исключена из проекта Закона в ходе согласования с государственными органами. Спасибо, за комментарии.

КЕНЖЕТАЙ АРАЙЛЫМ

влечет штраф на родителей или лиц, их заменяющих, ... посмотреть текст 2 1 17/06 - 09:33

кто исполнитель данного предложения? Министерство образования ? или Министерство штрафов? 100 МРП это более 250 тысяч тенге и с каждым годом он будет расти и расти, Вы там вообще головой "соображаете" , когда вносите предложения или Вам там сверху (АкОрда) спускают команду ? Народ и так в долгах и в штрафах от ПДД, плюс еще Вы хотите совсем добить. Знайте эффект пружины? Когда сдавливаешь пружину, она до определенного момента поддается давлению, но если не остановиться то пружина ОБЯЗАТЕЛЬНО даст сдачу! Учитель он еще и психолог!!! Этим все сказано!

02/07 - 17:07

Данная норма исключена из проекта Закона в ходе согласования с государственными органами. Спасибо, за комментарии.