Единый контакт-центр

1414

8-800-080-7777

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Концепция проекта Закона Республики Казахстан

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Концепция
Дата создания: 02/07/2019
Публичное обсуждение до: 16/07/2019
Дата запуска онлайн-обсуждения: 22/07/2019 11:30:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 22/07/2019 13:00:00
Приложенные документы:

1. Наименование концепции

Концепция проекта Закона Республики Казахстан

 


 

2. Название законопроекта

Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам создания семейных судов» (далее – проект закона).

 


 

3. Обоснование необходимости разработки законопроекта

Первым Президентом Республики Казахстан - Елбасы                                 Назарбаевым Н.А. на церемонии открытия Года молодежи подчеркнул значимость семейного воспитания в обществе.

Елбасы отмечено о необходимости соответствующим государственным органам поработать над вопросом, как можно обеспечить психологическую и консультативную поддержку молодой семьи: «Нам нужно подумать с министерством, правительством в обеспечении психологической и консультативной поддержки по всем вопросам в семейных отношениях».

При этом, разработка проекта закона осуществляется в целях исполнения поручения Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Абдыкаликовой Г.Н.

В этой связи, во исполнение поручений Первого Президента Республики Казахстан - Елбасы Назарбаева Н.А. (данных им на открытии Года молодежи) и Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Абдыкаликовой Г.Н., концепцией предлагается разработать законопроект, направленный на совершенствование законодательства по вопросам семейно-брачных отношений и созданию семейных судов.

Анализ работы судов по рассмотрению семейных споров, споров о детях и их содержании, бытовом насилии, являющимся одной из причин распада семьи, подтверждает необходимость сосредоточения предмета рассмотрения этих судов в юрисдикции одного суда - семейного суда.

В связи с созданием семейных судов и актуализацией роли семьи в современном обществе необходима психологическая консультативная помощь семье и ребенку, создание дружественного к ребенку правосудия.

На основании изложенного считаем, что назрела необходимость пересмотра законодательства в сфере семейно-брачных отношений, где должны быть отражены все положения, получившие свою регламентацию в отраслевых законодательных актах, в той или иной степени, затрагивающие, пропаганду семейных ценностей, достижение гендерного равенства в семейных отношениях, функциональные обязанности и компетенцию уполномоченного органа по вопросам государственной семейной политики.

В свете поставленных Елбасы задач, с целью создания семейных судов в пределах своей компетенции разработан проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам создания семейных судов» (далее - проект закон).

Проектом закона предусматриваются внесение изменений и дополнений в отдельные нормы действующего законодательства.

1) Создать семейные суды и передать им вопросы, касающиеся семьи, ребенка (разводы, опека, попечительство, споры об имуществе и т.д.) для более глубокого анализа проблем семьи

По мнению экспертов идеальной конструкции семейных судов нет.

Затраты, на создание семейных судов несопоставимы с ущербом, который причиняет государству  обществу неудовлетворительное решение проблемы семьи и детей.

Идея создания семейного суда отражает стремление отнести все вопросы, касающиеся подростка-правонарушителя, нуждающегося в защите и заботе к юрисдикции определенного судебного органа (опека, попечительство, санкции в отношении родителей, споры об имуществе и т.д.), что не относится идеально к ювенальной юстиции, а относится к гражданскому судопроизводству.

Верховным Судом с 2018 года проводится пилотный проект «Семейный суд», в котором принимают участие суды общей юрисдикции, рассматривающие семейные споры (разводы, раздел имущества между супругами), специализированные межрайонные суды по делам несовершеннолетних и специализированные административные суды.

На постоянной основе пилотными судами проводится профилактическая работа по сохранению семьи, пропаганде культа семьи с участием психологов, медиаторов; досудебному урегулированию споров о детях предварительно в органах опеки и попечительства с привлечением представителей местных исполнительных органов; предотвращению бытового насилия с привлечением работников кризисного центра, психологов, наркологов, что дает определенный позитивный результат.

Несмотря на рост за 5 месяцев 2019 года гражданских дел о расторжении брака супругов, имеющих несовершеннолетних детей (поступило 29 032 иска), удовлетворено исков по 15 025 делам, другая часть дел прекращены в связи с примирением, отложены для возможного примирения на сроки от 1 до 6 месяцев, либо заявления оставлены без рассмотрения по требованиям истцов, возвращены истцам на стадии принятия иска судьей - примирителем или еще не рассмотрены.

Анализ работы судов по рассмотрению семейных споров, споров о детях и их содержании, бытовом насилии, являющимся одной из причин распада семьи, подтверждает необходимость сосредоточения предмета рассмотрения этих судов в юрисдикции одного суда - семейного суда.

Внедрение данной законодательной нормы позволит изменить название суда на современный семейный суд - суд смешанной юрисдикции: уголовной, гражданской, семейной и детализируется предмет спора.

Будет выделен отдельно предмет требований - установление отцовства, без указания возраста ответчика.

Объединяющим являются интересы ребенка, в отношении которого устанавливается отцовство. Поэтому выделение несовершеннолетнего или взрослого отца не имеет значения.

Планируется дополнение требования указанием на «имущественные», которые могут быть затронуты как при разделе имущества супругов - его родителей, так и при разделе наследства, а также при предъявлении к представителю несовершеннолетнего или несовершеннолетнему имущественных требований. Споры по содержанию супруга, связанные с отношениями в семье.

Перечень требований может быть не ограниченным, поэтому указывается на подсудность семейных судов иных споров между родителями и детьми;

2) дополнить действия суда на стадии подготовки дела: обязывать стороны семейного спора пройти консультации в местном исполнительном органе, занимающимся вопросами семьи, защиты детства; по делам о расторжении брака супругов, имеющих несовершеннолетних детей, а также по делам, связанным с алиментными обязательствами, сообщать в местный исполнительный орган, о поступлении искового заявления, а при необходимости запрашивать соответствующее заключение

Пилотный проект по примирительным процедурам в судах показал востребованность института возврата заявления с примирением.

После проведенной информационной встречи судьей со сторонами до возбуждения гражданского дела по делам, вытекающим из семейно-брачных отношений стороны мирятся и просят о возврате заявления без заключения всяких соглашений. Их даже не устраивает прекращение производства по делу, предполагающего отказ от иска, им не хочется приобретать статус истца и ответчика, в основном это связано с последствиями которые могут вызвать такие соглашения или определения.

Для судов это тоже упрощает процесс, не нужно выносить определение об утверждении соглашения  и создавать дополнительные документы в виде соглашения. Кроме того, такое выделение важно для ведения статистики.

По делам об установлении отцовства и взыскании алиментов, как правило, ответчики уклоняются от явки в судебное заседание и препятствуют проведению судом процессуальных действий, направленных на подготовку дела к судебному разбирательству.

Принятие обеспечительных мер по заявлению истца, в пределах, к примеру, годовой суммы алиментов, подлежащих взысканию, в случае установления отцовства, дисциплинирует ответчика по явке в суд и он будет заинтересован в рассмотрении дела.

На примере Федеративной Республики Германия можно показать, что обеспечительное определение по заявлению ребенка или матери возлагается обязанность на ответчика  выплачивать содержание или предоставить обеспечение такого содержания до рассмотрения дела по существу;

3) исключить рассмотрение дел о расторжении брака в заочном производстве

В интересах семьи и выяснения причин распада семьи в присутствии обеих сторон. Иногда основания иска о разводе могут не совпадать с  основаниями, о которых суд может узнать только при рассмотрении дела с участием сторон.

Как показывает опыт Федеративной Республики Германия - запрет на заочное решение значительно уменьшает число разводов, а также при разводе выясняются реальные основания распада семьи.

Неявка в суд супруга для заслушивания или допроса влечет применение административных взысканий;

4) прекращать производство по делу, если принято заявление от обеих сторон о неисполнении решения суда о расторжении брака ввиду примирения и возврате свидетельства о браке из дела

На сегодняшний день на постоянной основе пилотными семейными судами проводится профилактическая работа по сохранению семьи, пропаганде культа семьи с участием психологов, медиаторов; досудебному урегулированию споров о детях предварительно в органах опеки и попечительства с привлечением представителей местных исполнитеьных органов, предотвращению бытового насилия с привлечением работников кризисного центра, психологов, наркологов, что дает определенный позитивный результат.

При принятии указанной нормы, при положительном прохождении консультаций при местных исполнительных органах за прекращением дела следует возврат свидетельства о браке.

На основании вышеизложенного, предлагается внести изменения в соответствующие нормы в Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан.

Также предлагается внесение изменений в отдельные нормы Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» (далее - КоАП):

5) предусмотреть возможность установления особых требований к поведению правонарушителя и по инициативе суда

Согласно данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам совершено 919 правонарушений в семейно-бытовой сфере и 444 уголовных правонарушений против семьи и несовершеннолетних.

Важно отметить, что большинство таких правонарушений происходит в состоянии алкогольного опьянения. Кроме того, потерпевшие часто боятся обращаться в полицию во избежание получения повторных побоев.

Вместе с тем, правонарушения против несовершеннолетних зачастую совершаются в неблагополучных семьях (наличие в семье пьющего члена семьи, отчима/мачехи и др.). Однако встречаются случаи совершение насильственных действий со стороны близких родственников.

Одной из важных проблем в решении вопросов бытового насилия является неосведомленность населения о реагировании на такие случаи, получения консультаций и всей необходимой юридической помощи.

В этой связи для сокращения количества правонарушений в отношении женщин и несовершеннолетних предлагается расширить полномочия суда и дать возможность применять особые требования к правонарушителям не только по ходатайству участников производства по делу и органов внутренних дел, но и по собственной инициативе.

Также предлагается дополнить нормой, что в течение срока действия особых требований к поведению правонарушителя возложить обязанность посещать психолога, а также в целях защиты потерпевшего от посягательств правонарушителя, предусмотреть возможность выселения правонарушителя даже в случае отсутствия у него другого жилища.

В целях усиления ответственности за совершение административных правонарушений данной категории, исключить альтернативность видов взысканий и увеличить срок административного ареста.

Поскольку данные правонарушения могут совершаться не только в местах проживания, но и в общественных местах, а участниками административного производства являются одни и те же лица, полагаем целесообразным исключение из диспозиции квалифицирующего признака - места совершения правонарушения - индивидуальный жилой дом, квартира или иное жилище.

Предлагается внести изменения в нормы КоАП РК в частях увеличения санкции за противоправные действия в сфере семейно - бытовых отношений, нарушение защитного предписания и предусмотрения того, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 73, 73-1, 73-2 и 461 КоАП рассматривает семейный суд, т.к. бытовое насилие тоже является причиной распада семьи.

6) предусмотреть участие специалиста (психолога) по делам в сфере семейно-бытовых отношений, который передает информацию в местный исполнительный орган

Жертва бытового насилия находится под психологическим давлением семейного «тирана», впоследствии из-за страха за свою жизнь и членов семей (детей, родителей и т.д.) она отказывается от заявления и дальнейшего разбирательства.

В результате правонарушитель, чувствуя свою безнаказанность, продолжает совершать противоправные деяния, но уже с более тяжкими последствиями.

Для решения данной проблемы предлагается, в ст. 64 КоАП РК (Освобождение от административной ответственности в связи с примирением сторон) ввести дополнение в части исключения возможности примирения сторон при рассмотрении административного производства по ст. 73 КоАП РК (Противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений).

Предлагаемая норма позволит:

- возбуждать административное производство по факту, независимо от волеизъявления потерпевшего;

- обеспечить безопасность и сохранить жизнь потерпевшего и членов семьи;

- обеспечить принцип неотвратимости наказания за совершение противоправных деяний.

Вместе с тем, будет предусмотрено участие специалиста - психолога, который будет давать заключение о добровольности волеизъявления сторон в вопросах примирения и обладающего специальными познаниями, для постановки на профилактический учет и оказания консультативной помощи субъектам правонарушений.

В случае возникновения сомнения суда о недобровольности волеизъявления сторон в вопросах примирения, суд вправе отказать в утверждении соглашения о примирении сторон.

Также предусмотрено создание консультативного совета на базе местного уполномоченного органа, в целях недопущения фактов насилия в семье.

В Послании Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы Назарбаева Н.А. народу Казахстана от 5 октября 2018 года «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» комплексная поддержка молодежи и института семьи определена приоритетом государственной политики.

В числе ключевых вопросов, касающихся каждой казахстанской семьи, отмечены вопросы качества и доступности образования, здравоохранения, жилья, комфортного и безопасного проживания.

Личное поручение Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы Назарбаева Н.А. от 22 ноября 2018 года                                                №18-01-25.121-4 предусматривает принятие мер в отношении профилактики разводов на основе анализа текущего положения казахстанских семей, а также в целях комплексной поддержки института семьи и повышении эффективности межведомственного взаимодействия в сфере поддержки института семьи с учетом передового международного опыта, предложений и замечаний заинтересованных государственных органов РК и экспертов в сфере семейной политики и усиление информационно-разъяснительной работы по данному направлению.

Кроме того, имеется проблема отсутствия соответствующей системы учреждений и ответственных должностных лиц для должной координации вопросов семейной политики на центральном и местном уровне.

На региональном уровне уполномоченные органы по вопросам семьи отсутствуют. Исключение г.Шымкент, в которых в рамках пилотного проекта Генеральной прокуратуры Республики Казахстан «Казастан без насилия в семье» созданы соответствующие управления по делам семьи, детей и молодежи.

Ранее, порядка 7-10 лет назад, данные функции эффективно выполняли секретари комиссий по делам женщин и семейно-демографической политики в качестве высвобожденных инспекторов аппаратов акимов с соответствующими подотчетными им управлениями в регионах. Вместе с тем, в ходе оптимизации штатной численности во многих регионах данные позиции либо полностью упразднены, либо их функции возложены на заместителей акимов областей, либо на сотрудников аппаратов акимов, курирующих весь социальный и внутриполитический блок.

Исходя из важности поставленных Елбасы и Государственным секретарем поручений, а также в виду чувствительности вопросов семьи для населения (для большинства населения по данным соц.опросов семья – ценность первого порядка, важнее здоровья и материального благополучия: взрослые – более 26%, молодежь – свыше 90%) предлагается регламентировать компетенцию уполномоченного органа по вопросам семьи и местных исполнительных органов, которые изучают причины расторжения брака, социального сиротства, бытового насилия и других негативных явлений в семье; создают центры ресурсной поддержки семьи, обеспечивают и координируют их деятельность, в том числе при семейных судах;

7) установить, что для заключения брака (супружества) необходимы прохождение в регистрирующих органах информационной встречи с консультантами или психологами по вопросам, связанным с интересами семьи

В целях укрепления института семьи и брака вводится обязательная процедура получения консультации со специалистами местного исполнительного органа по вопросам семьи.

Необходимо прохождение консультации  в местном исполнительном органе.

Вместе с тем, планируется предусмотреть возможность назначения супругам срока для примирения в пределах одного года, если имеются предпосылки для сохранения семьи, при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака (супружества) с рекомендацией в указанный период  обратиться для получения консультации в местный исполнительный орган, занимающийся вопросами семьи, защиты детства, в случае отложения разбирательства дела;

8) предусмотреть возможность расторжения брака между супругами, имеющими общих несовершеннолетних детей при отсутствии спора, связанного с правами общих несовершеннолетних детей, после получения консультации в местном исполнительном органе

Расторжение брака в судах на практике стало формальной процедурой.

Вместе с тем, судебное рассмотрение должно, в том числе  содействовать укреплению института семьи и брака.

Судами рассмотрено дел о расторжении брака между супругами, не имеющими несовершеннолетних детей и взаимных претензий: за 2016 год - 47677, из них удовлетворено - 33948 или 71,2 %, за 2017 - 52896, из них удовлетворено - 36810 или 69,6%, за три месяца 2018 рассмотрено 11107, из них удовлетворено – 7942 или 71,5%.

В рамках пилотного проекта по введению обязательной медиации, в порядке партисипативной процедуры, заключением мирового соглашения  прекращено производство в связи с примирением по 8099 делам о расторжении брака, в 2017 году, за три месяца 2018 года – 1677 дел.

При принятии данной нормы, как показывает статистика, количество разводов значительно уменьшится;

9) регламентировать, что расторжение брака (супружества) в судебном порядке производится после получения сторонами консультации в местном исполнительном органе, в срок не менее трех месяцев со дня подачи в суд супругами заявления о расторжении брака (супружества)

По даной категории дел поступило:

за 2016 год - 3992 исков.

Из них удовлетворено - 1266 или 38,3% от числа оконченных дел (3309), с примирением сторон - 1052 или 31,8% (мировое - 219, медиация -809, партисипативная процедура - 24).

2017 год-поступило 4 536 исков, из них удовлетворено - 1 396 или 34,9 % от числа оконченных (4 002), с примирением сторон - 1 337 или                  33,4 % (мировое - 150, медиация - 1 139, партисипативная процедура - 48).

При принятии указанной нормы расширится возможность применения процедуры медиации при разрешении споров;

10) предусмотреть обязательное досудебное урегулирование споров о детях в органах, осуществляющих функции по опеке или попечительству;

Также в связи с передачей бесспорных требований о взыскании алиментов нотариусам и местным исполнительным органам предлагается предусмотреть право взыскания алиментов на основании исполнительной надписи нотариуса или постановления местного исполнительного органа, занимающегося вопросами семьи, защиты детства, а при наличии спора - в судебном порядке, а также дополнить перечень исполнительных документов указанием на исполнительную надпись, постановление местного исполнительного органа по вопросам семьи и защиты детства о взыскании алиментов;

11) предусмотреть создание местными исполнительными органами центров ресурсной поддержки семьи

Статистика свидетельствует о незначительном росте разрыва браков за последние три года. Однако, количество разводов составляет 1/3 от общего числа зарегистрированных браков. Преимущественно в брак вступают люди в возрасте 27 лет среди мужчин и 25 лет среди женщин, в то время как основная доля разводов приходится на 37 лет для обоих полов.

Около половины браков в Казахстане расторгаются по причине несовместимости характеров. Данная причина свидетельствует о том, что люди в большинстве случаев неосознанно выбирают себе супруга.

В целях сохранения семьи предлагается при местных исполнительных органах открыть центры ресурсной поддержки семьи, в которых при вступлении в брак будет проводиться обязательная процедура получения консультации со специалистами по вопросам семьи. После этого стороны представляют в РАГС справку о получении данной консультации.

В связи с этим, предлагаем внести соответствующие поправки в Кодекс Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье»;

12) отменить регистрацию расторжения брака через Центры обслуживания населения

При принятии данного законопроекта процедура расторжения брака будет проходить через РАГС, что в перспективе предоставит возможность передачи информации в органы местного самоуправления для принятия мер по сохранению браков. Так, при поступление информации о разводе с гражданами будет проводиться профилактические беседы, в том числе и с психологами, для примирения супругов.

13) создать единую базу неблагополучных семей, с обеспечением доступа к ней органов соцобеспечения, судов, органов внутренних дел                   (по ИИН)

Данная база позволит вести учет неблагополучных семей, которым необходима какая-либо помощь (психологическая, консультативная, финансовая и т.д.). Кроме того, доступ к базе по ИИН уполномоченных органов существенно упростит работу с неблагополучными семьями.

14) при обоюдном согласии сторон на развод руководствоваться положениями Конвенции о правах ребенка и в интересах детей откладывать разбирательство по делу для возможного примирения сторон

Данная инициатива нацелена на дальнейшее примирение родителей, руководствующихся личными интересами в ущерб общему ребенку. Ввиду того, что поспешные и зачастую необдуманные действия родителей могут нанести прямой вред ребенку, текущий пункт преследует исключительно интересы ребенка, в частности проживание в полноценной семье.

15) предусмотреть административную ответственность супругов за предоставление недостоверных сведений для получения пособия (обман государственных органов и т.д.). В зависимости от последствий, предусмотреть уголовную ответственность за мошенничество с взысканием полученной суммы пособия

Уголовная и административная ответственность за предоставление ложных сведений уменьшит количество таких правонарушений, что в свою очередь сохранит бюджетные деньги. Кроме того, ответственность будет нести и предупредительный характер;

16) детализировать основания прекращения выплаты пособий с указанием на причины

Детализированные основания уменьшат количество ошибок в выплате или прекращению выплаты пособий, а также такая практика поспособствует усовершенствованию нормативно-правовой базе по данному направлению. Вместе с тем, данный пункт внедрит практику дачи исчерпывающих ответов гражданам при прекращении выплаты пособий;

17) разрешить вопрос об организации дежурств в пилотных семейных судах представителей органов опеки и попечительства (опыт Англии) и/или при местных исполнительных органах. На стадии принятия иска они могут проводить встречу с истцами

Прикрепление дежурного представителя органов опеки поспособствует оперативному реагированию на уровне подачи иска, а также оформлению всех необходимых документов. Такой опыт Англии может хорошо адаптироваться в Казахстане, а также поспособствовать к уменьшению бракоразводных процессов на начальных стадиях;

18) при разрешении вопроса о выдаче пособия органам оциального обеспечения учитывать доход обоих родителей независимо от размера взысканных алиментов, принимая во внимание обязанность родителей по содержанию детей, в том числе выплатами должником дополнительных сумм на содержание и обучение детей

Учет доходов обоих родителей в вопросе выплат пособий поспособствует оказанию справедливой материальной помощи или в ее обоснованном отказе. Кроме того, обязанность родителей обеспечивать своих детей является доминирующим фактором в решении вопроса выплат пособий, отводя на второй план личные потребности и нужды.

 


 

4. Цели принятия законопроекта

Принятие проекта закона направлено на дальнейшее совершенствование законодательства Республики Казахстан в сфере регулирования семейно-брачных отношений, обеспечения защиты прав и интересов семьи, определения ее развития приоритетным направлением государственной социальной политики Республики Казахстан. Вместе с тем, проект закона направлен на комплексное совершенствование системы, устанавливающей подсудность специализированных семейных судов, усиление ответственности за противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений, обязательность участия психолога - специалиста по вопросам семейных конфликтов, создание консультативного органа для координации деятельности в сфере семейно-бытовых отношений, а также усиление компетенции местных исполнительных органов по координации семейных ресурсных центров.

 


 

5. Предмет регулирования проекта Закона

Предметом регулирования проекта закона являются общественные отношения, возникающие в сфере семейно-брачных отношений, а также и в процессе их взаимодействия с государством.

 


 

6. Структура и содержание проекта Закона

Проект закона состоит из двух статей.

Первая статья предусматривает внесение изменений и дополнений в следующие нормативные правовые акты Республики Казахстан:

1. Кодекс Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» от           26 декабря 2011 года;

2.Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» от 5 июля 2014 года;

3. «Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан» от                  31 октября 2015 года;

4. Закон Республики Казахстан от 16 апреля 1997 года «О жилищных отношениях»;

5.Закон Республики Казахстан от 2 апреля 2010 года                                        «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей»;

6. Иные Законы Республики Казахстан.

Вторая статья определяет порядок введения в действие нормы Закона.

 


 

7. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия, в случае принятия проекта Закона

Принятие предположительно не повлечет за собой негативных социально-экономических и правовых последствий.

Принятие проекта закона позволит укрепить институт семьи и семейных ценностей, повысить престиж семьи, достичь гендерного равенства в семейных отношениях, обеспечивающих социальную и культурную преемственность поколений, которые являются фактором стабильности и устойчивого развития гражданского общества, а также сократить число разводов.

 


 

8. Необходимость одновременного (последующего) проведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом

Не требуется.

 


 

9. Регламентированность предмета законопроекта иными словами НПА (список НПА)

Предмет проекта закона регламентирован следующими нормативными правовыми актами:

1. Кодекс Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» от           26 декабря 2011 года;

2.Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» от 5 июля 2014 года;

3. Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан от                  31 октября 2015 года;

4. Закон Республики Казахстан от 16 апреля 1997 года «О жилищных отношениях»;

5.Закон Республики Казахстан от 2 апреля 2010 года                                          «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей».

 


 

10. Наличие по рассматриваемому вопросу международного опыта

В данном разделе Концепции приводится международный опыт по некоторым предлагаемым проектом закона направлениям.

Концепция современного семейного суда рассматривает его как суд смешанной, причем комплексной, юрисдикции - уголовной, гражданской, семейной.

В этом смысле он изначально предполагается как существенно отличающийся от действующего суда для несовершеннолетних.

Однако нельзя забывать два важных обстоятельства:

  • современный «детский» суд уже не является чисто уголовным.

Вспомним хотя бы социальную насыщенность ювенальной юстиции, и станет ясно, что ему в ходе судебного разбирательства по уголовном делу несовершеннолетнего приходится решать и многие другие связанные с ним вопросы (установление надзора за подростком, оставленным на свободе, изъятие его из неблагоприятной семейной обстановки и т.д.);

  • предшественники суда для несовершеннолетних были судами не

уголовной, а гражданской юрисдикции. Вспомним судьбу первого суда для несовершеннолетних в США: чтобы начать функционировать, «детский» суд г. Филадельфии законом штата Пенсильвания был провозглашен судом именно гражданской юрисдикции. Кстати, и сейчас в США высказывают мнение о большей эффективности ювенальной юстиции, будь она гражданской юрисдикции, и вспоминают о доктрине parens patriae.

В чем состоят предложения о создании юрисдикции семейного суда и что представляют собой уже действующие семейные суды?

Изменение ювенальной юстиции путем замены суда для несовершеннолетних семейным судом произошло пока лишь в некоторых странах. Достаточно стабильны судебные системы по делам несовершеннолетних в Италии, Швейцарии, Германии. Не происходит изменений в тех странах, где суды для несовершеннолетних включают в свою юрисдикцию решение охранительно-воспитательных задач (например, опекунские суды в Австрии, Испании, Португалии).

Идея создания семейного суда отражает стремление отнести все вопросы, касающиеся подростка-правонарушителя, нуждающегося, как обычно формулируется в соответствующих законах, «в заботе, контроле и защите», к юрисдикции одного определенного судебного органа. Этот орган должен рассматривать не только вопросы, касающиеся правонарушения, совершенного подростком, но и все те, что возникают в судебном процессе в связи с совершенным правонарушением (опека, попечительство, санкции в отношении родителей, споры об имуществе и т.д.).

Перечисленные вопросы не относятся к компетенции суда для несовершеннолетних, поскольку относятся к гражданскому судопроизводству. Поэтому в процессе модернизации ювенальной юстиции стали раздаваться голоса в пользу замены суда по делам несовершеннолетних судом гражданской юрисдикции. В предлагаемых проектах реорганизации ювенальной юстиции подчеркивалось, что суд для несовершеннолетних не может решить многих вопросов, когда речь идет не о применении наказания и иных мер воздействия к несовершеннолетнему преступнику, а о защите прав и законных интересов детей и подростков, о контроле над ними.

Так возникла идея создания (или воссоздания) семейного суда. Его моделью послужили уже функционировавшие тогда семейные суды в Японии и опекунские суды в Австрии.

Япония                                                     

Семейные суды были созданы в 1947—1948 гг. Вслед за Японией преобразования произошли во Франции, Англии, Бельгии, Люксембурге, США. В западной литературе этот процесс оценивали высоко, считая, что он предвещает для семейных судов широкое распространение в настоящем и в будущем как на национальном, так и на международном уровне53. Процесс этот происходил в 60—70-е гг., но по прошествии достаточно длительного времени массовым он так и не стал. Суд для несовершеннолетних удерживает свои позиции достаточно прочно.

Компетенция семейного суда, действующего в Японии, охватывает следующие вопросы:

  • преступления и правонарушения несовершеннолетних;
  • преступления взрослых, наносящие ущерб несовершеннолетним;
  • весь комплекс вопросов семейного права, связанных с защитой

прав и интересов несовершеннолетних. В их числе: надзор и попечение за несовершеннолетними; обучение и поведение подростков-школьников; оздоровление семейной обстановки и ряд других.

В Японии семейный суд является самостоятельным судом в системе районных судов. К его компетенции относятся несовершеннолетние правонарушители в возрасте от 14 до 20 лет, а также «социально неадаптированные» лица того же возраста.

Дело несовершеннолетнего, возраст которого более 16 лет, может быть передано на рассмотрение общего уголовного суда при совершении тяжкого преступления. Поскольку в семейном суде дело рассматривается по правилам «социального исследования», то при семейных судах существует специальная сеть вспомогательных служб и лиц, осуществляющих эту деятельность. Так, при семейном суде существует пункт медико-психиатрической консультации, имеются прикрепленные к нему социальные работники. Их статус соответствует статусу агентов службы пробации в английской и американской системе правосудия. При семейном суде имеются также советники, обязанность которых состоит в ведении примирительного (третейского) производства по делам о разводах.

Основная философия семейного суда определена в правовой доктрине достаточно четко: ребенок, несовершеннолетний имеет органическую потребность в семье и должен жить в ней в нормальных условиях, в согласии с родителями, быть в семье личностью. И само воспитание подростков становится нормальным лишь в том случае, если истоки его - семья.

Соединенные Штаты Америки

Что касается действующих семейных судов в других современных странах, то можно указать на двуединую систему США, где существуют суды по делам несовершеннолетних и семейные суды.

Франция

Семейные суды во Франции, существующие как экспериментальные возникли в 1970 - 1972 гг.. Можно напомнить и о континентальном варианте: семейной палате Французского суда большой инстанции.

Существуют экспериментальные семейные суды, созданные в                     1960-1970 годах.

Во Франции применяется раздельное проживание для целей примирения и это не прекращает брак, а освобождает супругов от обязанности по совместному проживанию при сохранении других семейных обязанностей, для осознания возможности сохранения брака.

Англия

Особый интерес с точки зрения охраны прав и интересов личности представляет Отделение по семейным делам Высокого суда Англии. Компетенция его чрезвычайно широка во всем, что касается вопросов семьи и детей. Этот суд может выступать и как суд первой инстанции, и как апелляционный в пределах своей компетенции. В число дел данного суда как суда первой инстанции входят вопросы матримониального статуса: расторжение брака, усыновление детей, попечительство и опека (последнее - с 1972 г., когда из Канцлерского отделения Законом 1971 г. было изъято ведение дел об опеке).

Австрия

Опекунский суд. Подсудность - конфликты между родителями при их несогласии с рекомендациями в вопросах воспитания детей, даваемыми социальной службой Бюро детства.

Австрийские опекунские суды, принятые как модель семейного суда, распространяют свою юрисдикцию на несовершеннолетних в возрасте до                  21 года, проживающих в данном судебном округе. Этот суд применяет к правонарушителям воспитательные меры, а в отношении лиц, нуждающихся в защите, меры охраны и попечения. Опекунские суды рассматривают также конфликты между родителями при их несогласии с рекомендациями в вопросах воспитания детей, даваемыми социальной службой Бюро детства. Вопросы правонарушений несовершеннолетних отнесены к компетенции имеющихся в Австрии судов по делам несовершеннолетних. Однако в таких городах, как Вена, Грац, эти суды объединены с опекунскими, в связи с чем и компетенция у объединенных судов оказывается общей.

Сегодня судебная система Южной Кореи включает суды трёх ступеней:

Верховный суд;

Окружные суды и районные суды, в которые входят специализированные суды по семейным делам;

Суды по административным делам.

Последние осуществляют юрисдикцию по гражданским, уголовным, административным делам, делам связанными с выборами, и иными судебными делами, одновременно осуществляя судебный надзор за делами, связанными с регистрацией недвижимости, с документами переписей, депозитами и нотариальным оформлением.

Во главе системы общих судов находится Верховный суд, являющийся высшей апелляционной инстанцией по всем делам, включая подсудные военным судам. Изъятие составляют смертные приговоры и решения военных судов, вынесенные в период действия чрезвычайного положения.

Верховные суды в Сеуле, Кванджу и Тэгу рассматривают апелляции на решения нижестоящих судов по гражданским и уголовным делам. Они могут также выступать в качестве судов первой инстанции по искам против правительственных учреждений и высших должностных лиц.

Судами первой инстанции для большинства гражданских и уголовных дел служат окружные суды в Сеуле и главных провинциальных городах. Семейный суд в Сеуле рассматривает вопросы семейного права и дела о правонарушениях несовершеннолетних; в других городах соответствующие вопросы рассматриваются окружными судами. Помимо Семейного суда специальными являются также военные суды.

Индия

Семейные суды в Индии были образованы, по индийским меркам, совсем недавно - в 80-х гг. ХХ в. в соответствии с Законом о семейных судах 1984 г. В соответствии с указанным нормативным правовым актом, правительствам штатов после консультаций с высокими судами в максимально сжатые сроки в городах с численностью жителей более 1 млн. человек, а также где они посчитают необходимым, нужно было образовать семейные суды. На первый взгляд может показаться, что пороговое значение в 1 млн. жителей города довольно высокое, в особенности для России, в которой всего 15 городов-миллионников. В Индии, с населением более 1,3 млрд. чел., данное значение не слишком велико. В настоящее время в стране действует более 400 семейных судов. Одна из основных причин роста числа семейных судов в стране - наличие республиканской программы по строительству судебной инфраструктуры. По официальным данным Судебного департамента Индии, на начало 2016 г. в стране функционировало 438 семейных судов, которые распределены по штатам следующим образом

Семейные суды в Республике Индия количество действующих судов – 438. Так как количество судов в штатах (союзных территориях) сильно разнится, так имеются и значительные отличия в численности судейских корпусов семейных судов. Семейный суд количественно может состоять из               1 или более судей. Они назначаются правительством штата после консультации с соответствующим высоким судом. Также один из судей в том же порядке назначается главным судьей и дополнительным главным судьей, который будет исполнять обязанности первого при его отсутствии.

До сих пор в стране, несмотря на развитие демократических ценностей, к добрачным связям, разводам, повторному замужеству, даже при условии смерти мужа, сохраняется негативное отношение. Примерами проявлений народных стремлений по защите положительного образа крепкой семьи можно привести насилие со стороны ближайших родственников (родителей, братьев) не только за внебрачную связь с мужчиной или супружескую измену, но в целях избавления от «осквернения» и «очищения» рода убийство подвергнутой сексуальному насилию девушки.

Что касается юрисдикции семейных судов, то в Республике Индия к ней относится рассмотрение споров или заявлений:

-между супругами о признании брака недействительным (объявление брака недействительным или, в зависимости от случая, аннулирование брака), реституция супружеских прав, судебное разлучение или расторжение брака;

- о действительности брака или о брачном статусе лица;

- между супругами в отношении имущества одной из сторон брака;

- об обязанностях и обязательствах, возникающих из супружеских отношений;

- об алиментах;

- о правах любого из лиц;

- об опекуне, опекунстве и доступе к несовершеннолетнему ребенку.

Указанный перечень вопросов, рассматриваемых семейными судами в южно-азиатской стране, соответствует распространенной в целом в других странах мира юрисдикции гражданских судов относительно семейных споров. Также необходимо отметить, что семейные суды в Индии обладают всеми правами районных (окружных) судов и иных судов в Республике Индия по гражданским спорам на территории подсудности соответствующего семейного суда. Судебный процесс в семейных судах регулируется нормами Гражданско-процессуального кодекса Индии. Проведенный анализ гражданских, уголовных и семейных судов в Индии показал наличие весьма специфических черт, присущих как индийской судебной системе, так и общераспространенной практике, что является одним из подтверждений приверженности Республики Индия демократическим ценностям и стремлению к имплементации и развитию современных институтов демократии на ее территории.

Израиль

Суд по семейным делам рассматривает семейные споры и, в частности, такие вопросы, как содержание детей, алименты, опекунство, усыновление, наследство, раздел имущества, расторжение брака между исповедующими разную веру. Параллельную юрисдикцию по некоторым из этих вопросов имеют религиозные суды, наделённые также исключительной юрисдикцией в вопросах брака и развода между людьми одной веры. До принятия Закона о суде по семейным делам и создания судов по семейным делам в 1995 году вопросы семейного права были в компетенции окружных судов.

В начале 2011 года действовало 14 судов по семейным делам. Это позволило сосредоточить под одной крышей весь комплекс вопросов, связанных с семейными конфликтами. Судьи, заседающие в этих судах, обладают специальными знаниями в семейном праве. При суде действует служба помощи, в которой работают психологи, социальные работники и психиатры. Апелляции на решения суда по семейным делам рассматриваются окружным судом.

При рассмотрении некоторых вопросов суд по семейным делам принимает во внимание доклад так называемого «пакид саад» - социального служащего, обладающего широкими полномочиями. Действия и рекомендации этих социальных работниц нередко вызывает серьёзную критику общественных организаций и некоторых судей.

Египет

Существуют суды специальной юрисдикции. Египетская судебная ветвь состоит из различных типов судов со специализированной юрисдикцией, включая Верховный Конституционный суд (Эль-Махкамах Эль-Достурия Эль-Ауля), Семейные суды (Махкамат Эль-Осра), Военные суды (Эль-Махакем-эль-Аскария), Экономические суды (Эль-Махкамат Эль-Эктисадея), Экологические суды (Эль-Махкамат-эль-Беаэя) и Государственный совет (Административный судебный суд) (Махкамат аль-Кдаа Эль-Эдари).

Семейные суды были созданы в 2004 году для защиты детей в спорах, касающихся опеки, развода, алиментов и содержания под стражей. Эти суды применяют исламский шариат в спорах с участием мусульман и христианских пар, которые принадлежат к разным христианским сектам. Суды также применяют исламский закон в вопросах наследования. Судебная система семейного суда представляет собой трехуровневую систему, с первой инстанцией, промежуточными и окончательными апелляционными судами, которые отражают административное деление страны.

Египетская правовая система, рассматриваемая как система гражданского права, основана на хорошо зарекомендовавшей себя системе кодифицированных законов. Высшим законом Египта является его письменная Конституция 1971 года с последующими поправками. Что касается сделок между физическими или юридическими лицами, самым важным законодательством является Египетский Гражданский кодекс                     1948 года, который остается основным источником правовых норм, применимых к контрактам. Большая его часть основана на Гражданском кодексе Франции и на исламском (шариатском) законе (особенно в контексте личностно-семейных отношений).

Ватикан

Как правило, все уголовные дела, подпадающие под юрисдикцию Ватикана, разрешаются судами Италии. Судебные решения выносятся «именем понтифика», все судьи Ватикана назначаются Папой. Все вынесенные судами решения подлежат исполнению на территории государства Ватикан. Папа Римский имеет право вмешиваться в судопроизводство на любой стадии, требовать выделения дела в отдельное производство и передавать комиссии. В этом проявляется неограниченная власть понтифика и в судебной сфере. В случае рассмотрения дела в кассационной инстанции решение папы также является окончательным.

Право амнистии, помилования и иные способы освобождения лиц от уголовной ответственности или смягчения наказания также принадлежат понтифику.

Судебная власть по гражданским делам, неподсудным единоличному судье, и по уголовным делам осуществляется в обычном порядке судами первой инстанции и Высшим церковным апелляционным судом (Трибуналом Рота Романа). Трибунал Рота Романа является также апелляционной инстанцией по отношению к церковным судам вне пределов Ватикана и, как правило, рассматривает сложные брачно-семейные споры. Дисциплинарная власть осуществляется Верховным судом сигнатуры (Верховный Трибунал Апостольской Сигнатуры).

Англия и Уэльс

Сужествуют суд по делам семьи, отделение по семейным делам Высокого суда.

Высокий суд правосудия (High Court of Justice) в судебной системе Англии и Уэльса является судом первой инстанции по наиболее тяжким и сложным гражданским и семейным делам. Он состоит из трех отделений - Отделения королевской скамьи, Отделения по делам семьи и Канцлерского отделения. В отдельных случаях их юрисдикции частично пересекается и по решению суда дела, начатые в одном отделении, могут быть переданы другому.

Высокий суд возглавляет Лорд-главный судья - глава Уголовного отделения Апелляционного суда.

Отделение по делам семьи (Family Division) занимается самыми сложными и чувствительными ситуациями, связанными с семейными отношениями, такими как развод и споры по поводу детей, имущества или денег; усыновлению, опеке и другими вопросами, связанными с детьми. Отделение возглавляется Председателем отделения по делам семьи (President of the Family Division).

Суд по делам семьи.

Суд по делам семьи (Family Court) был создан в апреле 2014 года, когда соответствующие разделы Закона о судах и преступлениях 2013 года вступили в действие, и впервые за всю историю судебной системы Англии и Уэльса в одном суде были сосредоточены судьи всех уровней семейной судебной системы – магистраты, судьи районных и окружных судов, а также судьи Отделения по делам семьи Верховного суда. Семейный суд имеет национальную юрисдикцию. Одним из преимуществ нового Суда является сокращение излишних затрат времени и ресурсов на передачу дел между различными судами, в чем заключался основной недостаток предыдущей структуры.

Семейные суды (Family courts) рассматривают большинство споров,  регулируемых нормами семейного права. Некоторые категории семейных споров разрешаются Высоким судом в качестве суда первой инстанции. Жалобы на решения Семейных судов, как правило, подаются в Высокий суд.

Высокий суд рассматривает семейный споры, связанные с дорогостоящими исковыми требованиями, а также отдельные споры в области семейного права, имеющие большое общественное значение. Обжалование решений Высокого суда производится в Апелляционном или в Верховном суде.

Апелляционный суд является судом апелляционной инстанции. Вынесенные им решения могут быть обжалованы в Верховном суде.

В Англии выдается судом приказ о раздельном проживании, а потом только приказ о разводе, чтобы супруги имели возможность примириться.

Австралия

Семейный суд Австралии  является превосходным австралийским федеральным судом записи, которая имеет дело с семейным правом вопросов, такими как приложения развода, родительские споры, и разделением богатства, когда пара отдельно. Вместе с Федеральным окружным судом Австралии он охватывает вопросы семейного права во всех штатах и территориях Австралии, за исключением Западной Австралии. Его основная функция заключается в определении дел с наиболее сложными законами, фактами и сторонами, для охвата специализированных областей в семейном праве и для обеспечения национального охвата в качестве национального апелляционного суда по вопросам семейного права.

Установленное принятие Закона семейного права 1975 года, в соответствии с главой 3 конституции Австралии, он начал работу 5 января 1976 г. В настоящее время он включает главный судья, заместитель главного судьи, Апелляционное отделение судей и другие судья. В июле 2008 года было 44 судьи (5 из которых были также судьями по семейным делам Западной Австралии), 2 судебных регистратора и 1 старший регистратор. В декабре 2017 года количество судей сократилось до 36, включая 8 судей Апелляционного отдела. Суд ведет реестры во всех австралийских штатах и территориях, кроме Западной Австралии.

Суд обладает юрисдикцией в отношении всех брачных дел, связанных во всех штатах и территориях Австралии, за исключением Западной Австралии, который имеет свой собственный суд по семейным делам. Однако существует возможность обжалования в суде по семейным делам Австралии решений, вынесенных в суде Западной Австралии.

Его юрисдикция распространяется на заявления о признании действительности или недействительности браков , разводов , проживания, контактов, содержания, алиментов на ребенка и имущественных вопросов. Эта юрисдикция, предоставленная в соответствии с Законом о семейном праве 1975 года, входит в обязанности Содружества в соответствии с главой власти по «супружеским причинам» в разделе 51 Конституции Австралии. До 1975 года юрисдикция в отношении вопросов семейного права осуществлялась в основном верховными судами штата в соответствии с Законом о бракоразводных процессах.

Полномочия Содружества издавать законы о браке и «супружеских отношениях», в то время как право законодательно принимать решения по фактическим финансовым вопросам во многом зависит от передачи государствами Содружества.

Тем не менее, определения «супружеской причины» и «фактической финансовой причины» в некоторых отношениях различаются из-за различных источников полномочий Содружества принимать решения по этим вопросам.

Суд по семейным делам также обладает юрисдикцией в отношении детей де-факто пар и детей, которые никогда не жили вместе. Эта юрисдикция была приобретена Содружеством посредством передачи полномочий, согласованных между Содружеством и всеми штатами, кроме Западной Австралии. Первоначальное обращение касалось опеки и доступа в случае разрыва отношений де-факто.

Апелляции на решения суда первой инстанции подаются в Апелляционный отдел, в состав которого входит Суд по семейным делам. Из Полного суда единственно возможный способ обжалования лежит в Высоком суде Австралии, действие которого требует предоставления особого разрешения Высокого суда.

С созданием Федерального магистратского суда (FMC) в 1999 году, Семейный суд имеет параллельную юрисдикцию в большинстве областей, с FMC. FMC первоначально отдавался юрисдикцией для рассмотрения заявления о недействительности и расторжения брака, семейные споры закон собственности, родительские приказы , предусматривающие такие вопросы, как контакт, содержание и конкретные вопросы, а также, где стороны согласились, постановления о воспитании детей, предусматривающие проживание ребенка. В декабре 2000 года его юрисдикция была расширена, чтобы охватить «место жительства». Большинство судебных разбирательств в соответствии с Законом о семейном праве в настоящее время ведется в ЦСМ. В общей практике только более сложные и неразрешимые дела по семейному праву передаются из Федерального магистратского суда в суд по семейным делам.

Когда был создан Суд по семейным делам, была предпринята попытка сделать суд менее формальным и более «дружелюбным по отношению к семье» с предложением не носить парики, хотя халаты будут сохраняться. В 1987 году требование носить парики было восстановлено. Судьи и судебные регистраторы семейного суда Австралии были одеты в черное шелковое платье, барную куртку с полосами или жабо и парик. Теперь судьи носят черное платье (с красной полосой на апелляциях и официальных заседаниях).

Федеративная Республика Германия

Семейные суды созданы в 1976 году. Подсудность –дела о разводах, а также весь спектр проблем, возникающих между членами одной семьи (между бывшими супругами, между детьми и родителями, между остальными членами семьи).

Разные споры одной и той же семьи рассматриваются одни и тем же судьей, чтобы обеспечить единый взгляд на эту семью. Процесс закрытый.

Существует консультационное бюро и органы по оказанию помощи несовершеннолетним.

Срок отложения расторжения брака до 1 года. Применяется процедура разлучения - сепарация (отдельное проживание супругов в срок, установленный судом).

Грузия

Подсудность семейного суда - развод, семейные споры по недвижимости, семейные споры о разделе имущества.

Сингапур

Семейный суд, суды по делам молодежи (Закон о семейном правосудии). Подсудность – все семейные дела, связанные с семейными вопросами с точки зрения семьи и отдельных заинтересованных лиц (разводы и связанные с этим вопросы, случаи насилия в семье, усыновление и опека, вопросы завещания и наследства.

Суд может предоставить набор конкретных семейных услуг, улучшить процессы и определить соответствующие учебные программы, которые развивают навыки у судей, адвокатов и других специалистов по работе с семьей и детьми.

При семейном суде существует отдел по предоставлению услуг медиации, консультирования, психологов в т.ч. для обеспечения целостного и комплексного подхода к решению дел, связанных с семьей, является неотъемлемой частью процесса отправления правосудия. Мультидисциплинарная команда-социальные работники, психологи, консультанты. Центр проводит научные исследования для удовлетворения потребности общества по программам поддержки семей или отдельных лиц, которые требуют поддержки по таким вопросам, как насилие в семье, равод, молодежь и дети.

Суд может назначить, чтобы стороны прошли консультирование и медиацию, для решения спора без суда.

Канада

Семейные суды, где широко используют простые судебные формы для заполнения (онлайн, упрощение, неформальность процедуры рассмотрения спора).

Социальные службы бюро детства функционируют в Канаде.

Онтарио

Осуществляют деятельность служащие по разрешению споров (Dispute Resolution Officer), организует встречу с третьим нейтральным лицом (он дает предварительную оценку, побуждает стороны к заключению соглашения), посещение обязательно для сторон.

Действует Программа обязательного информирования (Mandatory Information Programs): разъясняются влияние развода на родителей и детей; альтернативы судебному разбирательству; семейно-правовые вопросы: судебная процедура; местные правовые и не правовые программы для взрослых и детей. Информационная сессия проводится, как правило, прямо в здании суда.

В Британской Колумбии предусмотрены консультант по семейным спорам (Family Justice Counsellors) (в некоторых судах провинции обязательно его по-сещение), примирительная конференция у судьи.

В Манитобе - консилиатор (оценивает ситуацию в семье, определяет интересы ребенка, впоследствии может быть допрошен судом в качестве свидетеля).

В Юконе предусмотрена обязательная согласительная конференция с участием судьи.

В Северо-Западных территориях Новой Шотландии представляют из себя трехчасовой (как правило) семинар (лекцию). Важная особенность состоит в том, что их посещение обязательно перед судебным разбирательством и проводится бесплатно. Определение состояния ребенка, его потребностей, желаний.

В Российской Федерации функционируют муниципальные службы профилактики семейного неблагополучия.

Расторжение брака (супружества) в судебном порядке при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака (супружества). При отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака (супружества) суд вправе принять меры к примирению супругов и отложить разбирательство дела, назначив супругам срок для примирения в пределах одного года, если имеются предпосылки для сохранения семьи.

Отложение разбирательства по делу возможно при заявлении такого ходатайства одним из супругов или по инициативе суда. На практике так и происходит в подавляющих случаях.

Суд может этот срок продлить в интересах семьи, если признает возможным восстановление семейной жизни и примирение сторон, в том числе и с учетом интересов несовершеннолетних детей.

Отложение расторжения брака сроком на три месяца.

При примирении супругов стороны не мирятся на определенных условиях. Их волеизъявление направлено на возобновление супружеских отношений имеющих в основном личный характер и основанных на чувствах уважения, любви, взаимопомощи друг перед другом и перед иными членами семьи.

Независимо о того, что стороны, возможно, проходили консультации в организациях социального и семейного развития, занимающимися вопросами семьи, защиты детства в том числе и с участием психолога они вправе повторно обратиться.

Суд смешанной юрисдикции, основной моделью которого стал семейный суд, не смог полностью заменить суд по делам несовершеннолетних. Во-первых, в компетенцию семейного суда оказалось сложно включить главные вопросы юрисдикции традиционного суда для несовершеннолетних - уголовную ответственность и наказание несовершеннолетних за совершенные ими преступления. Так, если суд по делам несовершеннолетних «не справлялся» с комплексом вопросов гражданской юрисдикции, то семейный суд не смог преодолеть барьер в виде «чистого» судопроизводства по уголовным делам, особенно, когда речь шла о тяжких преступлениях. Следствием этих трудностей стало и медленное распространение семейных судов, и тяготение их к юрисдикции по гражданским делам, и сохранение судов для несовершеннолетних.                         Во-вторых, сказывалась и многолетняя традиция иметь в системе своих судов и ювенальную юстицию в «чистом виде». Поэтому даже там, где были созданы семейные суды, продолжали действовать и суды по делам несовершеннолетних (например, в США, Франции).

Сказанное вовсе не означает, что к семейному суду потерян интерес. Напротив, на него продолжают смотреть с надеждой, считая, что за ним будущее ювенальной юстиции. Просто полагают, что гражданское и уголовное судопроизводство в нем со временем поменяются местами по степени их значимости в делах несовершеннолетних.

При внедрении и дальнейшей проработке данной информационной системы, полагаем, можно в определенной степени позаимствовать опыт зарубежных стран.

 


 

11. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией проекта закона

Проекта закона будет реализован в рамках текущих бюджетных программ местных исполнительных органов и не потребует дополнительных финансовых затрат из государственного бюджета.