Единый контакт-центр

1414

8-800-080-7777

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 

О внесении изменений и дополнений в приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 3 декабря 2015 года № 691 «Об утверждении Правил оказания услуг системным оператором, организации и функционирования рынка системных и вспомогательных услуг»

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Приказ
Дата создания: 10/07/2019
Публичное обсуждение до: 24/07/2019
Приложенные документы:

О внесении изменений и дополнений в приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 3 декабря 2015 года № 691
«Об утверждении Правил оказания услуг системным оператором, организации и функционирования рынка системных и вспомогательных услуг»

 

 

РИКАЗЫВАЮ:

1. Внести в приказ Министра энергетики Республики Казахстан
от 3 декабря 2015 года № 691 «Об утверждении Правил оказания услуг системным оператором, организации и функционирования рынка системных и вспомогательных услуг» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 12562, опубликован в информационно-правовой системе «Әділет» от 13 января 2016 года) следующие изменения и дополнения:

пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. В Правилах используются следующие основные понятия и определения:

1) веб-сайт — система электронных документов (файлов данных и кода) частного лица или организации в компьютерной сети под общим адресом (доменным именем или IP-адресом);

2) веб-интерфейс — это совокупность средств, при помощи которых пользователь взаимодействует с веб-сайтом или любым другим приложением через браузер;

3) ведомость рабочих электрических мощностей генерации, технологических и технических минимумов – документ, составляемый Системным оператором на каждые сутки, в который включаются предоставленные энергопроизводящими организациями и согласованные Системным оператором значения рабочих электрических мощностей генерации, технологических и технических минимумов электрических станций энергопроизводящих организаций;

 

4) диспетчер – работник, уполномоченный от имени диспетчерского центра отдавать команды и распоряжения диспетчеру нижестоящего диспетчерского центра или оперативному персоналу субъектов электроэнергетики по управлению электроэнергетическим режимом и эксплуатационным состоянием электрического оборудования, устройств и электрических сетей в операционной зоне соответствующего диспетчерского центра;

5) диспетчерская команда - указание совершить (воздержаться от совершения) конкретное действие (действия) по управлению технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием электрического оборудования, устройств и электрических сетей, выдаваемое диспетчером вышестоящего диспетчерского центра по каналам связи диспетчеру нижестоящего диспетчерского центра или оперативному персоналу субъектов электроэнергетики;

6) оперативное управление - организация управления эксплуатационным состоянием электрического оборудования, устройств и электрических сетей, при котором эксплуатационное состояние указанного оборудования, устройств и электрических сетей изменяется только по команде диспетчера соответствующего диспетчерского центра;

7) оперативное ведение - организация управления эксплуатационным состоянием электрического оборудования, устройств и электрических сетей, при котором выполнение операций с указанным оборудованием, устройствами и электрическими сетями производится с разрешения диспетчера вышестоящего уровня оперативно-диспетчерского управления, в ведении которого находятся указанное оборудование и устройства;

8) система планирования – совокупность программно-технических средств, предназначенная для передачи субъектами оптового рынка электрической энергии заявок по производству-потреблению электрической энергии за день вперед, формированию суточного графика производства-потребления электрической энергии, а также передаче заявок день в день (корректировка утвержденного суточного графика);

9) системные ограничения - предельно допустимые значения технологических параметров функционирования ЕЭС Казахстана;

10) нормальный режим работы единой электроэнергетической системы Республики Казахстан (ЕЭС Казахстан) - установившийся режим работы, при котором работают все элементы электроэнергетической системы, предусмотренные при планировании режима, и обеспечивается электроснабжение всех потребителей электрической энергии в соответствии с условиями заключенных договоров;

11) послеаварийный режим работы ЕЭС Казахстана - установившийся режим, возникающий после аварийного отключения поврежденного элемента электроэнергетической системы и продолжающийся до восстановления нормального режима работы;

12) резерв электрической мощности ЕЭС Республики Казахстана - электрическая мощность агрегатов энергопроизводящих организаций, имеющих требуемую структуру, величину, а также степень готовности к диспетчеризации, соответствующих требованиям, предусмотренным договором;

13) фактический баланс производства-потребления электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии Республики Казахстан (далее – фактический баланс) – составленный системным оператором документ, устанавливающий адресное распределение объемов произведенной, поставленной и потребленной электрической энергии на рынках децентрализованной и централизованной торговли, балансирующем рынке электрической энергии за расчетный период. Фактический баланс является основанием для проведения взаиморасчетов между субъектами оптового рынка электрической энергии Республики Казахстан;

14) зона единой электроэнергетической системы Республики Казахстан - часть единой электроэнергетической системы Республики Казахстан, в которой отсутствуют ограничения технического характера, препятствующие передаче электрической энергии, произведенной генерирующими источниками, определяемая в соответствии с порядком разработки прогнозных балансов электрической энергии и мощности;

15) централизованное оперативно-диспетчерское управление - осуществляемый системным оператором процесс непрерывного управления технически согласованной работой энергопроизводящих, энергопередающих, энергоснабжающих организаций и потребителей электрической энергии, обеспечивающий нормативный уровень надежности единой электроэнергетической системы Республики Казахстан и соблюдение нормативного качества электрической энергии;

16) технологический минимум – сумма минимальных электрических мощностей генерирующих установок (при заданном уровне их тепловой нагрузки), в МВт;

17) технический минимум - сумма минимальных допустимых электрических мощностей генерирующих установок: для конденсационных, теплофикационных, газотурбинных и парогазовых электрических станций - по условиям обеспечения стабильности их работы согласно соответствующим паспортным данным, для гидравлических электрических станций – по условиям обеспечения заданных уполномоченным органом в области использования и охраны водного фонда, водоснабжения, водоотведения расходов воды, в МВт;

18) договор купли-продажи электрической энергии - соглашение, заключаемое между субъектами оптового рынка электрической энергии на покупку(продажу) электрической энергии с их физической поставкой в определенный период;

19) ограничение электроснабжения - прекращение подачи электрической энергии потребителю полностью или частично;

20) суточный график производства-потребления электрической энергии - утвержденный системным оператором документ, регламентирующий почасовые величины производства и потребления электрической энергии на каждые календарные сутки в соответствии с договорами по купле-продаже электрической энергии, заключенными участниками оптового рынка на рынках децентрализованной купли-продажи электрической энергии и централизованной торговли электрической энергией (далее – суточный график);

21) рабочая мощность электростанции - располагаемая мощность электростанции за вычетом мощности оборудования, выведенного в ремонт;

Иные понятия и термины, используемые в Правилах, применяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области электроэнергетики.»;

пункт 5 изложить в следующей редакции:

«5. Услуги по передаче электрической энергии по национальной электрической сети предоставляются:

1) субъектам оптового рынка, заключившим двухсторонние сделки купли-продажи электрической энергии с ее поставкой в определенный период времени (неделя, месяц, квартал, год);

2) субъектам оптового рынка, приобретающим электрическую энергию из электроэнергетической системы Республики Казахстан через территорию сопредельных государств.

В этих случаях, оплата услуг по передаче электрической энергии по национальной электрической сети осуществляется данными субъектами оптового рынка электрической энергии однократно в объеме полученной электрической энергии.»;

пункт 8 изложить в следующей редакции:

«8. Услуги по технической диспетчеризации отпуска в сеть и потребления электрической энергии оказываются системным оператором энергопроизводящим организациям, а также энергоснабжающим, энергопередающим организациям и потребителям, осуществляющим поставку (импорт) электроэнергии из-за пределов Республики Казахстан, в том числе поставки электрической энергии из электроэнергетической системы Республики Казахстан через территорию сопредельных государств.»;

подпункт 4) пункта 9 изложить в следующей редакции:

«4) обеспечение коммерческого учета электрической энергии, отвечающего требованиям, установленным действующим законодательством Республики Казахстан.»;

подпункт 3) пункта 11 изложить в следующей редакции:

«3) разработки мероприятий по вводу ограничений субъектов оптового рынка электрической энергии, нарушающих условия договоров, заключенных на оптовом рынке электрической энергии, а также нарушающих условия договора на оказание услуг по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки;»;

пункт 14 изложить в следующей редакции:

«14. Системный оператор при осуществлении централизованного оперативно-диспетчерского управления определяет структуру построения, развития и организации эксплуатации средств технологической связи, релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, телемеханики и автоматизированных систем управления объектами, контроля режимов их работы, учета электрической энергии и управления потреблением электрической энергии.»;

пункт 28 изложить в следующей редакции:

«28. Субъекты оперативного диспетчерского управления в процессе централизованного диспетчерского управления, в соответствии с требованиями, установленным действующим законодательством Республики Казахстан, обеспечивают:

1) соблюдение норм системы централизованно-диспетчерского управления, наличия связи по двум независимым направлениям с региональным диспетчерским центром;

2) соблюдение режимов, задаваемых системным оператором по заключенным договорам на электроснабжение;

3) системного оператора достоверной и своевременной информацией, необходимой для составления фактических балансов электрической энергии;

4) соблюдение графиков ремонта оборудования электростанций Республики Казахстан, находящихся в оперативном управлении системного оператора в соответствии с Законом;

5) соблюдение режимов работы и схем устройств релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, находящихся в оперативном управлении, ведении системного оператора;

6) выполнение заданных уполномоченным органом в области использования и охраны водного фонда Республики Казахстан попусков воды из водохранилищ;

7) выполнение указаний системного оператора по размещению и установке систем и приборов противоаварийной автоматики, средств автоматизированной системы диспетчерского управления, релейной защиты и автоматики и их надлежащую эксплуатацию;

8) наличие средств диспетчерского технологического управления, в том числе средств связи с диспетчерскими центрами системного оператора, оперативно-информационного комплекса диспетчерского управления, унифицированного с оперативно-информационным комплексом системного оператора.»;

пункт 31 изложить в следующей редакции:

«31. Суточный график формируется и размещается системным оператором на веб-интерфейсе на основе заявок:

1) по производству-потреблению электрической энергии на каждый час предстоящих суток, сформированных в соответствии с договорами, заключенными на рынке децентрализованной купли-продажи электрической энергии, и сделками, совершаемыми на рынке централизованной торговли, и представленных субъектами оптового рынка электрической энергии в систему планирования с учетом договоров на оказание услуг по поддержанию готовности электрической мощности, заключенных между энергопроизводящими организациями и единым закупщиком;

2) от энергопроизводящих, энергоснабжающих, энергопередающих организаций, потребителей электрической энергии и энергосистем других государств.»;

пункты 34 и 35 изложить в следующей редакции:

«34. Для подтверждения обоснованности заявленных поставок системный оператор сверяет принятые системой планирования заявки с объемами указанными в  договорах:

1. на оказание системных и вспомогательных услуг;

2. на оказание услуг по передачу электрической энергии по национальной электрической сети;

3. на оказание услуг по организации балансирования производства-потребления электрической энергии;

4. на оказание услуг по поддержанию готовности электрической мощности, заключенными между энергопроизводящими организациями и единым закупщиком;

5. на оказание услуг по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки, заключенными между потребителями рынка мощности и единым закупщиком на рынке электрической мощности.

Системный оператор осуществляет техническую экспертизу поданных заявок произвольной форме на предмет технической реализуемости в соответствии с критериями устойчивости и надежности работы ЕЭС Казахстана.

35. Заявка по производству-потреблению электрической энергии отклоняется системным оператором при:

1) отсутствии зарегистрированных системным оператором договоров на оказание системных услуг, договоров на оказание услуги по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки у оптового потребителя;

2) нарушении срока подачи заявки, установленного пунктами 7), 41) и 46) настоящих Правил;

3) несоответствии заявки критериям устойчивости и надежности работы ЕЭС Казахстана;

4) несоответствии заявки на поставку электрической энергии субъектам оптового рынка Южной зоны Казахстана объемам пропускной способности транзита Север-Юг Казахстана, распределенной в соответствии с пунктом 39 настоящих Правил.»;

дополнить пунктом 35-1 следующего содержания:

«35-1. Заявка корректируется системным оператором с изменением величины почасовой генерации с сохранением заявленного суточного объема производства электроэнергии с соблюдением следующих условий:

 

 

1) на соответствующие сутки планирования максимальная электрическая мощность генерации энергопроизводящей организации не должна превышать ее рабочей электрической мощности;

2) на соответствующие сутки планирования минимальная электрическая мощность генерации энергопроизводящей организации не должна быть меньше технологического и технического минимумов.

Системный оператор, для энергопроизводящей организации, в суточном графике задает почасовой режим ее работы с учетом:

1) скорректированного суточного объема поставок электрической энергии контрактным потребителям данной энергопроизводящей организации;

2) технической возможности внутрисуточного регулирования данной энергопроизводящей организации.»;

пункт 36 изложить в следующей редакции:

«36. В случае несоответствия объемов поставки в заявках оптового потребителя и энергопроизводящей организации, системный оператор, в суточном графике, учитывает наименьший из заявленных объемов.

При этом заявленный объем оптового потребителя должен быть в пределах технической возможности генерации, согласно ведомости рабочих электрических мощностей генерации, технологических и технических минимумов энергопроизводящей организации.

В случае если фактический режим потребления электрической энергии оптовым потребителем не будет соответствовать его заявленному объему, системный оператор корректирует заявку в соответствии с изменением суточного объема выработки и потребления электроэнергии данного потребителя оптового рынка.»;

дополнить пунктом 38-1 следующего содержания:

«38-1. Энергопроизводящая организация обеспечивает почасовое планирование режима генерации в соответствии с заявками потребителей в пределах технической возможности, определяемой по информации о значениях рабочих электрических мощностей, технологических и технических минимумов электрических станций, входящих в состав энергопроизводящей организации, предоставленной Системному оператору на соответствующие сутки планирования.»;

подпункт 10) пункта 39 исключить;

пункт 41 изложить в следующей редакции:

«41. Заявки по договорам, заключенным на рынке децентрализованной торговли, направляются ежесуточно до 11 часов суток (здесь и далее время города Нұр-Сұлтана), предшествующих операционным. Заявки подаются в виде XML – файла путем загрузки через веб–интерфейс системы планирования или путем отправки по электронной почте (e-mail) и обрабатываются в соответствии с разработанным и утвержденным системным оператором Инструкцией по формированию, передаче, обработке заявок на поставку электрической энергии (далее – Инструкция), размещенной на веб – сайте системного оператора. При технологических сбоях при обращении к веб – интерфейсу системы планирования подача заявок осуществляется по электронной почте на согласованный с системным оператором электронный адрес. Заявки на субботу, воскресенье и понедельник подаются в пятницу, на праздничные дни - в рабочий день, предшествующий праздничному дню.»;

пункт 46 изложить в следующей редакции:

«46. Допускается внесение корректировок в утвержденный суточный график не позднее, чем за 2 часа до начала операционного часа.

Корректировка инициируется энергопередающими, энергоснабжающими организациями и потребителями, являющимися субъектами оптового рынка по согласованию с соответствующими энергопроизводящими организациями, у которых осуществляется покупка электрической энергии.

Подача корректировок производиться посредством оперативных переговоров с диспетчерским персоналом системного оператора.

При наличии технической возможности энергопроизводящих организаций, соответствия договорам купли-продажи, технической реализуемости предполагаемых корректировок системный оператор вводит корректировки в систему планирования, присваивает корректировке признак согласования и вносит в суточный график.»;

подпункт 3) пункта 53 изложить в следующей редакции:

«3) обеспечивают коммерческий учет электрической энергии, отвечающий требованиям, установленным действующим законодательством Республики Казахстан;»;

дополнить пунктом 56-1 следующего содержания:

«56-1. При оказании системных услуг по организации балансирования производства/потребления электрической энергии системный оператор осуществляет:

1) формирование необходимых объемов и структуру резервов электрической мощности, и их размещение на электростанциях Казахстана и в энергосистемах сопредельных государств, в том числе заключение договора об аварийной взаимопомощи с сопредельными государствами;

2) обеспечение установленных стандартов частоты в ЕЭС Казахстана путем покупки вспомогательных услуг по регулированию электрической мощности (частоты);

3) централизованный прием ценовых предложений на участие в балансировании от энергопроизводящих организаций и составление ранжированного списка свободных объемов электрической мощности;

4) непрерывный мониторинг текущего баланса производства/потребления электрической энергии в ЕЭС Казахстана, урегулирование отклонений фактических межгосударственных сальдо-перетоков электрической энергии от договорных;

5) физическое урегулирование возникающих дисбалансов электрической энергии в единой электроэнергетической системе Казахстана посредством подачи команд на увеличение/снижение генерации или потребления электрической энергии субъектами оптового рынка;

6) коммерческий учет электрической энергии, задействованной для физического урегулирования дисбалансов электрической энергии в ЕЭС Казахстана, и определение фактических дисбалансов электрической энергии субъектов оптового рынка на базе данных приборов коммерческого учета по итогам расчетного периода;

7) расчет цен балансирующей электрической энергии, использованной при физическом урегулировании дисбалансов в ЕЭС Казахстана;

8) определение финансовых обязательств на балансирующем рынке электрической энергии, возникших у субъектов оптового рынка по итогам расчетного периода;

9) финансовое урегулирование выявленных дисбалансов электрической энергии с субъектами оптового рынка, за исключением периода времени, в течение которого балансирующий рынок электрической энергии работает в имитационном режиме.»;

пункт 58 изложить в следующей редакции:

«58. При оказании системному оператору вспомогательных услуг по регулированию мощности (частоты) поставщики данных услуг:

1) представляют системному оператору информацию, требуемую для формирования регулировочного диапазона в ЕЭС Казахстана;

2) обеспечивают надлежащее техническое состояние своего оборудования, систем регулирования в соответствии с Законом;

3) обеспечивают выполнение распоряжений системного оператора на изменение величины генерации(потребления) электрической энергии в соответствии с установленными договором на оказание вспомогательных услуг объемами и сроками;

4) Поставщики услуг обеспечивают реализацию сигналов системы автоматического регулирования частоты и мощности на изменение величины генерации электрической энергии в соответствии с установленными договором на оказание вспомогательных услуг объемами и сроками.

При этом для оказания вспомогательных услуг по регулированию мощности (частоты) в первую очередь привлекаются поставщики услуг, задействованные в автоматическом регулировании частоты и мощности и отвечающим требованиям, предъявляемым к электростанциям по регулированию частоты и сальдо перетоков мощности в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан в соответствии с Электросетевыми правилами Республики Казахстан.»;

подпункт 2) пункта 59 изложить в следующей редакции:

«2) отдает распоряжения на изменение величины генерации (потребления) электрической энергии, в том числе в автоматическом режиме, в соответствии с установленными договором на оказание вспомогательных услуг объемами и сроками. Фактический объем оказанных услуг по регулированию мощности (частоты) подлежит оплате в порядке, установленном договором.»;

подпункт 2) пункта 60 изложить в следующей редакции:

«2) гарантированный диапазон регулирования (в МВт) и порядок предоставления регулировочного диапазона.».

2. Департаменту реализации государственной политики в области электроэнергетики Министерства энергетики Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан» Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства энергетики Республики Казахстан;

4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства энергетики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра энергетики Республики Казахстан.

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

 

 

«СОГЛАСОВАН»
Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан

Комментарий

СУХАНОВ АНДРЕЙ от 3 декабря 2015 года № 691 «Об утверждении Прави... посмотреть текст 0 0 10/07 - 12:18

Фактически все нижеследующие изменения и дополнения вносятся не в сам приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 3 декабря 2015 года № 691, как это указано в проекте, а в утвержденные этим приказом Правила оказания услуг системным оператором, организации и функционирования рынка системных и вспомогательных услуг.

12/08 - 15:05

Спасибо за комментарий. Ваше предложение принято.