Единый контакт-центр

1414

8-800-080-7777

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Регулирование цен на санаторно-курортное лечение, протезно-ортопедическую помощь, технические вспомогательные (компенсаторные) средства, специальные средства передвижения, при реализации их инвалидам согласно индивидуальным программам реабилитации через портал социальных услуг (утверждение уполномоченным органом в области социальной защиты населения соответствующих правил и проверка их соблюдения при регистрации поставщиков на портале социальных услуг)

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: АРВ
Дата создания: 12/07/2019
Публичное обсуждение до: 17/07/2019
Дата запуска онлайн-обсуждения: 12/07/2019 00:00:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 17/07/2019 00:00:00
Приложенные документы:

Аналитическая форма анализа регуляторного воздействия при введении новых регуляторных инструментов и ужесточения регулирования

 

Наименование требования/регуляторного инструмента: Регулирование цен на санаторно-курортное лечение, протезно-ортопедическую помощь, технические вспомогательные (компенсаторные) средства, специальные средства передвижения, при реализации их инвалидам согласно индивидуальным программам реабилитации через портал социальных услуг (утверждение уполномоченным органом в области социальной защиты населения соответствующих правил и проверка их соблюдения при регистрации поставщиков на портале социальных услуг)

 

Наименование проекта документа: проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обязательного социального страхования»

 

Разработчик проекта документа: Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан (введение регуляторного инструмента инициировано депутатами Мажилиса Парламента Республики Казахстан при рассмотрении законопроекта)

 

 ШАГ 1: Определение проблемы и цели регулирования

1.

 Определение проблемы и причины существования проблемы (текст в произвольной форме не превышающий 3 предложений, необходимо указать целевую группу и причинно-следственную связь)

На данный момент предоставление инвалидам товаров, работ и услуг согласно индивидуальным программам реабилитации осуществляется посредством проведения государственных закупок, что приводит к смещению критериев от качества услуг к ценам, и, соответственно, вызывает недовольство среди получателей.

В целях повышения качества представляемых инвалидам товаров, работ и услуг предлагается введение механизма сооплаты, при котором государство возмещает их стоимость в пределах средних цен, зарегистрированных на портале социальных услуг.

Вместе с тем, есть риск предоставления поставщиками на портале социальных услуг необоснованно завышенных цен.

2.

Существуют ли данные (в цифровом измерении) доказывающие факт существования проблемы и показывающие ее масштаб

Нет ___

Да х

По состоянию на 1 января 2019 года доля обеспеченности инвалидов всеми видами ТСР составила 57,8%. В разрезе видов средств и услуг обеспеченность выглядит следующим образом: протезно-ортопедическими средствами - 50%, специальным средствам передвижения (кресло-коляски) - 58%, санаторно-курортному лечению - 44%, сурдологическими средствами - 47%, тифлотехническими средствами - 45%.

3.

 Какова цель вводимого регулирования

Исключение возможности предоставления поставщиками на портале социальных услуг необоснованно завышенных цен на товары, работы и услуги, реализуемые инвалидам согласно индивидуальным программам реабилитации

 ШАГ 2: Альтернативы

1. Определение планируемых для рассмотрения альтернатив (отметьте те варианты, которые уже есть и те альтернативные подходы, которые Вы рассматриваете и анализируете – необходимо выбрать не меньше 3 альтернативных подхода, возможно комбинирование. Для определения альтернатив используйте список возможных вариантов представленный ниже.
1. Действующее регулирование (текущая ситуация, то есть неизменность регулирования)
2. Информационная кампания.

3. Изменение налогов, субсидий, государственные закупки, торговля квотами, другие рыночные механизмы.

4. Обязательное страхование ответственности.

5. Обязательные маркировки.

6. Обязательная отчетность.

7. Декларирование, уведомление.

8. Правила деятельности и проверки их исполнения (без разрешительных документов).
9. Разрешительные инструменты.

10. Запреты.

11. Введение сферы государственного контроля и надзора

12. Введение обязательного саморегулирования (далее - СРО) (при выборе данной альтернативы необходимо заполнить форму 1а)

13. Иное (на выбор разработчика аналитической формы)

 

2.

Описание планируемых альтернатив (описываются все выбранные альтернативы в произвольной форме с указанием регуляторной конкретики (по списку выше)

Альтернатива 1 – действующее регулирование: сохранение действующего регулирования не предполагает регулирование цен, по которым поставщики осуществляют реализацию своих товаров, работ и услуг для инвалидов.

При этом, учитывая, что данные товары, работы и услуги приобретаются в рамках государственных закупок, имеет место регулирование сумм, выделяемых государством на их приобретение.

 Альтернатива 2 – обязательная отчетность: убедиться в том, что устанавливаемые поставщиками цены на товары, работы и услуги для инвалидов, реализуемые посредством портала социальных услуг, не являются завышенными можно посредством изучения соответствующей документации.

 Альтернатива 3 – правила деятельности и проверки их исполнения: утверждение уполномоченным органом в области социальной защиты населения соответствующих правил и оценка их соблюдения при регистрации поставщиков на портале социальных услуг

 

 ШАГ 3: Определение воздействия альтернатив

3.1. Воздействие на экономическую систему

Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждой альтернативы при ее воздействии на экономическую систему в целом с учетом таких элементов экономической системы как:

1. Воздействие на свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также международную торговлю и международные инвестиционные потоки.
2. Общие последствия для экономического роста.

3. Влияние на занятость, рабочие места.

4. Косвенное влияние на отрасли экономики и другое

Необходимо спрогнозировать последствия предполагаемого регулирования в произвольной форме

 


 


 

Выгоды

Издержки


 

Альтернатива 1 (действующее регулирование)

1. Обеспечение открытого доступа всем желающим для участия в государственных закупках.

2. Действующая система государственных закупок позволяет осуществлять закуп товаров, работ и услуг по наименьшей стоимости, что приводит к экономии бюджетных средств.

  1.  Незначительный уровень налоговых поступлений
  2. Низкий уровень занятости в связи с незначительным объемом реализуемых товаров, работ и услуг

 


 

Альтернатива 2 (обязательная отчетность)

Отсутствуют

  1. Снижение объемов реализации товаров, работ и услуг для инвалидов в случае установления на них необоснованно завышенных цен, т.к. у инвалидов может отсутствовать возможность доплатить за них сверх тех средств, которые выделит государство

 


 

Альтернатива 3 (правила деятельности и проверки их исполнения)

  1.  Развитие конкурентного рынка технических средств реабилитации, санаторно-курортного лечения
  2. Создание условия для стабильной занятости за счет сохранения на рынке конкурентоспособных поставщиков
  1.  Ограничение доступа всех желающих реализовать товары, работ и услуг через Портал социальных услуг за счет установления требований на соответствие установленным ценам при регистрации
     

3.2. Воздействие на бизнес

Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждой альтернативы при ее воздействии на бизнес с обязательным учетом:

1. Влияния на производительность и конкурентоспособность предприятий, в том числе на инновации и развитие (при внедрении саморегулирования необходимо оценить возможные сложности входа в бизнес).

2. Влияния на прибыльность и устойчивость предприятий.

3. Относительное влияние издержек в зависимости от размера предприятия (является ли относительное влияние издержек для малых предприятий выше, чем для крупных).

4. Другое.

Отдельно монетизируйте и посчитайте издержки для бизнеса согласно с формой 1б


 


 

Выгоды

Издержки


 

Альтернатива 1

(действующее регулирование)

  1. Свободное установление наценок при реализации товаров, работ и услуг для инвалидов
  1. Реализация поставщиками товаров, работ и услуг по минимально возможной цене чтобы выиграть в государственных закупках


 

Издержки для бизнеса по форме 1б

-
 

-


 

Альтернатива 2

(обязательная отчетность)

  •  

Отсутствуют


 

Издержки для бизнеса по форме 1б

-
 

-
 


 

Альтернатива 3

(правила деятельности и проверки их исполнения)

Повышение конкуренции среди поставщиков товаров, работ и услуг, реализуемых инвалидам согласно индивидуальным планам реабилитации посредством портала социальных услуг
 


Ограничение установления наценок при реализации товаров, работ и услуг для инвалидов


 

Издержки для бизнеса по форме 1б

-
 

-
 

3.3 Воздействие на органы государственной власти и общество в целом

Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждой альтернативы при ее воздействии на органы государственной власти и общество в целом с обязательным учетом:

1. Влияние на здоровье и безопасность (включая экономическую) населения.

2. Влияния на преступность включая экономическую.

3. Возможные коррупционные риски.

4. Влияния на экологию.

5. Изменения потребительского выбора.

6. Изменения розничных цен.

7. Влияние на информированность потребителей и их защиту.

8. Другое.

Отдельно монетизируйте и посчитайте издержки на администрирование регулирования согласно с формой 1в

  

  

 Выгоды

 Издержки


 

Альтернатива 1

Экономия бюджетных средств

Низкое качество товаров, работ и услуг для инвалидов

Издержки на администрирование по форме 1в

-


-


 

Альтернатива 2

1.Получение государством информации относительно структуры цен на товары, работы и услуги, реализуемые инвалидам посредством портала социальных услуг
 

  1. Увеличение необоснованной нагрузки на бюджет, т.к. сооплата со стороны государства предполагается в пределах средних цен, зарегистрированных на портале социальных услуг.
  2. Отсутствие у государства возможности принять меры реагирования в случае выявления фактов необоснованного завышения цен

Издержки на администрирование по форме 1в

-

-


 

Альтернатива 3

 

 

  1. Исключение необоснованной нагрузки на бюджет, т.к. сооплата со стороны государства предполагается в пределах средних цен, зарегистрированных на портале социальных услуг.
  2. Свободный выбор инвалидами приобретаемых ими товаров, работ и услуг согласно индивидуальным планам реабилитации посредством портала социальных услуг

Дополнительные затраты на республиканский бюджет в целях 100% обеспечения инвалидов техническими средствами и услугами реабилитации на 2020-2024 годы в общей сумме 150,5 млрд. тенге, в том числе:

на 2020 год–27,6 млрд. тг.

на 2021 год–28,9 млрд. тг.

на 2022 год–30,1 млрд. тг.

на 2023 год–31,3 млрд. тг.

на 2024 год–32,6 млрд. тг.


 

Издержки на администрирование по форме 1в


-


-

 ШАГ: 4 Выбор наиболее оптимальной регуляторной альтернативы

Определение баллов 5-ти бальной системы оценки результативности регулирования
5 – поставленная задача решается полностью (проблема больше существовать не будет);

4 – поставленная задача решается почти полностью (все важные части проблемы существовать не будут);

3 – поставленная задача решается частично (проблема значительно уменьшается, самые критичные аспекты проблемы существовать не будут);

2 – поставленная задача решается в некоторых аспектах (некоторые важные и критические аспекты проблемы продолжат существовать;

1 – поставленная задача не решается (проблема продолжит существовать)**.

Рейтинг по результативности (достигаемости задач в решении проблемы)

Балл результативности (5-ти бальная система)

Объяснение присвоения соответствующего балла

Альтернатива 1 (действующее регулирование)

2
 

Действующий механизм предоставления инвалидам технических средств и услуг реабилитации позволяет обеспечивать порядка 60% нуждающихся. Низкая доля обеспеченности связано с нехваткой выделяемых средств из местного бюджета, а также отказом инвалидов от ТСР из-за низкого качества

Альтернатива 2 (обязательная отчетность)

3

Внедрение механизма возмещения стоимости решит обозначенную выше проблему неудовлетворенности инвалидов качеством предоставляемых им товаров, работ и услуг согласно индивидуальным планам реабилитации.

Вместе с тем, есть риск предоставления поставщиками на портале социальных услуг необоснованно завышенных цен, что не получится избежать лишь посредством предоставления поставщиками документов, связанных с ценообразованием.

Альтернатива 3 (правила деятельности и проверки их исполнения)

5
 

Утверждение уполномоченным органом в области социальной защиты населения соответствующих правил и оценка их соблюдения при регистрации поставщиков на портале социальных услуг исключит возможность предоставления поставщиками на портале социальных услуг необоснованно завышенных цен на товары, работы и услуги, реализуемые инвалидам согласно индивидуальным программам реабилитации. Кроме того, инвалидам предоставляется возможность получение более качественных технических средств и услуг реабилитации.

Рейтинг по эффективности, в зависимости от нагрузки на субъект бизнеса

Выгоды (итог)

Издержки (итог)

Альтернатива 1 (действующее регулирование)

2

3

Альтернатива 2 (обязательная отчетность)

2

3

Альтернатива 3 (правила деятельности и проверки их исполнения)

3

2

 Выбор наилучшей альтернативы (производится на основании сопоставления данных двух предыдущих таблиц) с определением возможных рисков и механизма реализации

 Рейтинг

 Возможные риски и непредвиденные последствия

 Механизм реализации предлагаемого регулирования (описываются механизмы реализации предусмотренные в рамках разрабатываемого проекта)


 

Рекомендуемая альтернатива – альтернатива 3 (правила деятельности и проверки их исполнения)


Отсутствуют

1. Сроки и этапы внедрения -
2020 год.

2. Уполномоченный орган, ответственный за внедрение регулирования и осуществления оценки достижения поставленных индикаторов - Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.

ШАГ 5: Индикатор оценки

1.

Определите индикаторы и рекомендуемые изменения в системы сбора и анализа информации для более полного мониторинга (возможные индикаторы и что надо сделать чтоб они стали измеряемы) и указать источники информации, на основании которых будет осуществляться оценка достижения заявленного индикатора


Увеличение доли обеспеченности инвалидов техническими средствами и услугами реабилитации


Оценка достижения заявленного индикатора будет осуществляться на основании данных предоставляемых Порталом социальных услуг

2.

Рекомендуемая периодичность измерения индикаторов (не менее 3 лет не более 5 лет, а при введении СРО-3 года)


один раз в 3 года


 

3.

Планируемое изменение данных, указанных в пункте 2 шага 1 "данные доказывающие факт существования проблемы и показывающие ее масштаб", в цифровом измерении, показывающих возможные изменения масштаба проблемы после введения регулирования (в описании укажите временные рамки планируемых изменений)

Нет ____

Да __х__

 Если

Да –  приведите их

 

Доля обеспеченности техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, в общей численности нуждающихся:

в 2020 году – 70%;

в 2021 году – 75%;

в 2022 году – 80%;

в 2023 году – 85%;

в 2024 году – 90%;

в 2025 году – 100%

 

 

               

      * – присвоение балла 1 означает, что вариант выбран неправильно и его не следует рассматривать вообще

 

      Подпись ____________                        дата "___" ________ 201__ г.

 

 

 

 

 

 

 

 

форма 1б Расчет издержек для бизнеса (монетизация)

       Какие регуляторные действия предполагает использование альтернативы?


 

Да

Нет

Инвестиции в средства производства, изменения помещений, лаборатории, обучение персонала, иные необходимые неадминистративные издержки


 

х
 

Необходимость использования третьих лиц для независимых экспертиз, оценок, заключений


 


х

Периодическая отчетность государству (или увеличение отчетности)


 

х

Становление субъектом специализированных государственных проверок (или ужесточение существующего режима проверок или санкций)


 


х

Получение справок и разрешений от государственных органов


 

х

Иное (определить)


 

х
 


 


 

х

 

Расчет издержек на одно среднестатистическое предприятие субъект регулирования

Таблица 1

Разовые инвестиции

Расходы на тех обслуживание, поддержание

(в год)

Итого

Инвестиции в средства производства, изменения помещений, лаборатории, обучение персонала

Не требуются

Не требуются


 

Расходы за 5 лет

0


 


0

Таблица 2

Расходы на экспертизы и заключения

Периодическое обслуживание третьими лицами (в год)

Итого

Необходимость использования третьих лиц для независимых экспертиз, оценок, заключений

Не требуются

Не требуются

 
 

Расходы за 5 лет


 


 

0
 

Таблица 3

Государственные пошлины

Цена затраты рабочего времени (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Периодическая отчетность государству


Не требуются


Не требуются

 

Расходы за 5 лет

 

 

0

Таблица 4

Цена затраты рабочего времени на работу с проверяющими (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Вероятностные штрафные санкции (цена штрафа умножается на вероятность его наложения) в год

Итого

Государственные проверки (специализированные по альтернативе)

Не предусмотрены

Не предусмотрены

 

Расходы за 5 лет

 

 

0

Таблица 5

Государственные пошлины, другие прямые выплаты за документы

Цена затраты рабочего времени на их получение (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Получение разрешений, иных государственных документов


Не предусмотрены


Не требуются

 

Расходы за 5 лет


 


 

0
 

       Данные Таблиц 1-5 (расходы за 5 лет в колонках "Итого") суммируются ___тенге

      Данная величина умножается на количество предприятий (субъектов предпринимательства), которые являются субъектами этой альтернативы ___0______тенге

 

 

 форма 1в Расчет издержек на администрирование регулирования для государственных органов (монетизация)

       Какие действия предполагает использование альтернативы?

      Если альтернатива предполагает работу нескольких государственных органов, Таблица 1 заполняется по каждому из них отдельно с указанием государственного органа

Таблица 1

Цена затраты рабочего времени (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Получение и анализ отчетности


0


0

Проведение проверок


0


0

Выдача разрешений


0


0

Иные формы контроля (определить)

0
 

0
 

Итого за 5 лет

0
 

0
 

      Предполагает ли альтернатива создание нового государственного органа, либо нового структурного подразделения существующего органа Да ____ Нет _х__

      Если да – определите полный планируемый годовой бюджет нового органа или структурного подразделения ____ х5 = _____

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснение по заполнению аналитической формы анализа регуляторного воздействия регуляторных инструментов

 

      1.3. Определение цели регулирования служит связующим звеном между определением проблемы и формулировкой нескольких альтернатив государственной политики и их последующим сравнением. Цели государственного вмешательства определяются как ожидаемые результаты регулирования. В целях обеспечения и защиты интересов населения каждое государственное вмешательство по возможности максимально отвечает следующим критериям:

      специфичность – задачи излагаются достаточно четко, чтобы исключить вероятность их широкой интерпретации;

      измеримость – задачи определяют будущее состояние на основании измеряемых критериев, для возможности определения успеха или провала задачи в будущем;

      доступность и реалистичность – задачи учитывают количество доступных человеческих и материальных ресурсов и других факторов для достижения поставленных целей;

      зависимость от времени – задачи устанавливают определенные временные рамки для обеспечения соблюдения требований регулирования.

 

      Шаг 3: Определение воздействия альтернатив

      Анализ воздействия регуляторных альтернатив играет существенную роль для их сравнения и выбора наиболее оптимального варианта с максимальными выгодами и наименьшими издержками. Разработчикам анализа регуляторного воздействия необходимо определить выгоды и издержки от применения альтернативы, учитывая как прямые, так и косвенные возможно непреднамеренные эффекты воздействия. Также важно учитывать, на что влияет генерируемое воздействие.

      Воздействие может влиять на предпринимателей, потребителей, работников, другие социальные группы, экономику в целом, общество в целом и государство.

      Чтобы определить издержки альтернативного варианта, необходимо учитывать соответствующие издержки на предпринимателей.

      Для правильного определения этих издержек необходимо:

      1) оценить издержки, разбив их на составляющие части регуляторных действий. Важно отметить, что одна регуляторная альтернатива может включать использование нескольких регуляторных действий.

      2) определить частоты финансового воздействия по каждому регуляторному действию. Ежегодные или повторные издержки могут оказаться более значимыми, нежели единовременные издержки.

      3) рассчитать полные издержки на соблюдение предлагаемой альтернативной меры, используя вышеприведенные данные.

      4) оценить масштаб издержек или другими словами, ответить на вопрос, какому количеству субъектов частного предпринимательства необходимо соблюдать данную регуляторную альтернативу и какие издержки они при этом понесут.

      Также необходимо рассмотреть относительное влияние издержек в зависимости от размера предприятия. Относительное финансовое воздействие на крупный бизнес может значительно отличаться от воздействия такой же финансовой нагрузки на малый бизнес.

      Также важно рассмотреть ограничивает ли предлагаемая альтернатива коммерческую деятельность субъекта частного предпринимательства через запреты или такие меры как определение цен на отдельные товары и услуги, установление рабочих часов, размера помещения и прочее, то вероятнее всего общее воздействие подобной меры более значимо, нежели простые прямые издержки по соблюдению меры.

      Выгоды определяются в виде улучшения благосостояния населения в результате применения альтернативы. Кроме того, издержки, которых удалось избежать в результате реализации государственной политики, также будут считаться выгодами.

 

      Шаг 4: Выбор наиболее оптимальной регуляторной альтернативы

       Оптимальной регуляторной альтернативой будет та альтернатива, которая решит проблему лучше других.

      Сравнение между вариантами проводится на основании базового сценария. Критерии для принятия решения по выбору наиболее оптимальной альтернативы используются такие категории:

      результативность – насколько выбранные варианты достигают поставленных задач;

      эффективность – насколько поставленные задачи могут быть решены при заданном уровне ресурсов или при наименьших издержках.

      Основным критерием является критерий эффективности, то есть – наилучшая альтернатива генерирует наибольшие блага при наименьших издержках. Существует ряд методов для сравнения альтернатив по критерию эффективности:

      анализ затрат-выгод, который используется в случае возможной конвертации в денежное измерение издержек и выгод, генерируемых каждой альтернативой. Для этой цели разработчику необходимо учитывать как экономические, так и социальные эффекты воздействия. В этом случае, критерий принятия решения – это чистые выгоды (или разница между общими выгодами и общими издержками), так, чтобы все альтернативы были классифицированы в соответствии с этим критерием;

      анализ экономической эффективности, который наиболее полезен при невозможности четкого расчета или конвертации в денежное измерение выгод от использования всех альтернатив. Тем не менее, предполагается, что выгоды, генерируемые различными альтернативами, имеют аналогичную единицу измерения, хоть и не выраженную в денежном измерении. В этом случае, правило принятия решения будет сводиться к определению государственной политики, которая генерирует наименьшие издержки на единицу планируемой выгоды;

      многокритериальный анализ является наилучшим вариантом, когда издержки и выгоды одинаково измеримы и неизмеримы. В данном методе аналитик одновременно определяет различные критерии для принятия решения, в отличие от только одного критерия как в случае первых двух методов. Расчет нагрузки, присваиваемый каждому критерию, определяется субъективно. Разработчикам анализа регуляторного воздействия настоятельно рекомендуется всегда ранжировать альтернативы на основании оценочных критериев. Это позволит лицам, ответственным за принятие решений, исследовать все возможные варианты. Ранжирование также позволит усовершенствовать структуру любой предлагаемой меры в целях снижения возможного негативного воздействия, определить сопутствующие меры для смягчения любых негативных эффектов и повысить вероятность наилучшего результата.

      Чтобы ранжировать альтернативы, аналитику необходимо проанализировать следующее:

      результативность различных альтернатив в достижении определенной задачи и представить результаты в формате четкой сравнительной таблицы;

      баланс положительных и негативных воздействий, ассоциируемых с предпочтительной альтернативой и другими возможными альтернативами.

      Следует начинать с ранжирования альтернатив на основании критерия результативности и таким образом определить ту альтернативу, которая наберет наивысший балл по результативности, то есть наилучшим образом отвечает требованиям поставленной задачи.

      Следующим действием будет определение эффективности различных альтернатив в целях анализа издержек, ассоциируемых с реализацией государственных мер. Во многих случаях такой анализ может привести к нескольким вариантам, подходящим для реализации меры. Например, может быть обнаружено, что наиболее результативные варианты также сопряжены с более высокими издержками или, что менее результативный вариант в состоянии генерировать многие положительные побочные эффекты. Таким образом, эти аспекты результативности сопоставляются с аспектами эффективности и определяют общее ранжирование вариантов. В целях обеспечения полной прозрачности процесса необходимо четко отобразить достигнутые результаты в своем отчете, включая информацию о присуждении определенных баллов планируемым воздействиям и использованным расчетам нагрузки.

      В некоторых случаях также рекомендуется учесть возможность переформулирования задач или альтернатив, или же разработать альтернативы второго порядка, чтобы более эффективно выявить основные плюсы и минусы.

      В процессе выбора, необходимо подробно перечислить положительные и негативные воздействия предлагаемой меры, включая непреднамеренные побочные эффекты. Эта описание базируется на максимальном использовании количественных данных по всем переменным, по мере возможности, выраженным в отклонениях от базового сценария. Часто представляется полезным проиллюстрировать выводы в виде таблицы или графика. Важно отметить, что можно использовать неисчисляемые воздействия, чтобы дополнить общую картину.

      Наиболее эффективная и результативная мера, как правило, также будет производить наивысшие чистые выгоды, и любая альтернатива, которая убедительно будет проходить этот двойной тест, будет достойна рассмотрения. Тем не менее, также важно обсудить, каким образом неисчисляемые элементы могут оказать влияние на чистую выгоду.

      Расчет издержек, связанных с введением регулирующей нормы предполагает последовательную реализацию следующих этапов:

      1) выделение содержательных требований из текста акта, проекта акта;

      2) определение показателя масштаба регулирующих норм;

      3) определение частоты выполнения регулирующих норм;

      4) определение затрат рабочего времени, необходимого на выполнение регулирующей нормы;

      5) определение стоимости приобретений, необходимых для выполнения регулирующей нормы;

      6) расчет суммы регулирующих издержек.

      Наиболее распространенными типами регулирующих требований являются:

      изменения в разрешительном регулировании (лицензии, разрешения, иные государственные документы);

      изменения в контрольно-надзорном регулировании;

      изменения в налогово-административном регулировании;

      требования по приобретению (установке и обслуживанию) оборудования;

      требования по найму дополнительного персонала и так далее.

      В целях определения масштаба регулирующего требования устанавливается количество объектов (организаций, сотрудников, событий), на которые направлено регулирование с точки зрения необходимости выполнения вводимой регулирующей нормы.

      В целях определения частоты выполнения регулирующего требования устанавливается количество выполнений вводимой регулирующей нормы за календарный год.

      Процесс определения затрат рабочего времени, необходимого на выполнение регулирующего требований, включает следующие этапы:

      1) определение по каждой вводимой регулирующей нормы действий, которые необходимо осуществить для его выполнения;

      2) оценка затрат рабочего времени по действиям, которые необходимо осуществить для выполнения вводимой регулирующей нормы;

      3) определение совокупных затрат рабочего времени на выполнение каждой вводимой регулирующей нормы с учетом показателя масштаба и частоты.

      В целях определения стоимости приобретений, необходимых для выполнения каждой регулирующей нормы, рекомендуется выявить перечень товаров, работ, услуг, обязательных для его выполнения.

      Сумма регулирующих издержек по всем вводимым нормам проекта законодательного акта рассчитывается как сумма трудозатрат и приобретений, необходимых для выполнения всех содержательных требований, в денежном выражении с учетом показателя масштаба и частоты.

      В целях определения последствий введения в действие законопроекта для субъектов предпринимательства можно использовать нижеуказанные формулы.

      1. Издержки, связанные с обеспечением процесса предпринимательской деятельности (инвестиции в средства производства, изменения помещений, лаборатории, обучение персонала)

      Формула расчета чистой приведенной стоимости (NPV):

      


 

       где:

      Bt – выгоды в момент времени t,

      Ct – затраты в момент времени t,

      r – индекс дисконтирования.

      Пример расчета чистой приведенной стоимости

      Предположим, предлагается ввести в действие новый регулирующий акт, требующий наличие дополнительного оборудования по очистке воздуха на промышленных предприятиях некоей отрасли. Общая стоимость такого оборудования в масштабах отрасли составляет 50 миллионов тенге, срок службы оборудования 5 лет. Ежегодные расходы, связанные с функционированием данного оборудования, составляют 10 миллионов тенге в ценах нулевого года. Объем выгод в денежном выражении (согласно проведенному отдельно анализу) составит 30 миллионов тенге в год (аналогично, в ценах нулевого года). Проведем расчет чистой приведенной стоимости для двух вариантов индекса дисконтирования: 3% и 5%.

      В данном примере подсчитывается чистая приведенная стоимость регулирующего акта, являющаяся суммарной для всех групп, на которые данный регулирующий акт будет оказывать воздействие. Издержки в данном случае являются исключительно издержками бизнеса (соответствующей отрасли).

      Также при введении планируемого регулирования, связанного с обеспечением процесса предпринимательства, можно проследить изменение затрат по следующей формуле:

      Изменение затрат на соблюдение требований к процессу предпринимательства:

      


 

       где:

      P1 – предполагаемые затраты на единицу измерения товара (работ, услуг), которые субъект предпринимательства будет осуществлять после принятия законопроекта в целях исполнения требований к характеристикам товаров (работ, услуг);

      P0 – затраты на единицу измерения товара (работ, услуг), которые субъект предпринимательства осуществляет в целях исполнения требований действующего законодательства к характеристикам товаров (работ, услуг);

       V – общий объем (в единицах измерения) выпускаемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) субъектами предпринимательства, на которых распространяются нормы законопроекта;

       Для определения изменения затрат, связанного с изменением требований к характеристикам (наличию специальных приспособлений, техническим параметрам) средств, используемых в основной деятельности предпринимателей:

       2. Издержки, связанные с обеспечением процесса предпринимательской деятельности дополнительными независимыми экспертами

      


 

      где:

      E = издержки, связанные с привлечением дополнительных экспертов;

      L1 – предполагаемые затраты субъекта предпринимательства на содержание одного эксперта (специалиста) после принятия законопроекта;

      M – общая численность экспертов (специалистов) субъектов предпринимательства, на которых предполагается распространение действия законопроекта;

      N – количество обращений к дополнительному эксперту в течение года.

      3. Издержки, связанные с периодической отчетностью государству

      И отч – издержки субъектов предпринимательства на ознакомление с требованиями о предоставлении отчетности, заполнение форм отчетности, внутреннее согласование форм отчетности и предоставление отчетности в органы власти

      


 

      где:

      B – среднее время, которое работник МСП использует для предоставления отчетности;

      E – средняя стоимость одного часа работы сотрудника МСП;

      N – периодичность сдачи отчетов в течение года;

      4. Издержки, связанные с проведением государственных проверок (специализированные по альтернативе)

      


 

      где:

      Б – объем издержек субъектов предпринимательства (тыс. тг.);

      

 – количество планируемых контрольно-надзорных мероприятий в год i;
 

      

 – издержки субъектов предпринимательства от проведения данного типа мероприятий i (тыс. тенге) издержки субъектов предпринимательства на прохождение проверок (рассчитывается как произведение средней продолжительности проверок на среднее число часов работников, задействованных в ее проведении, и среднюю заработную плату в час) (тыс. тенге);
 

      5. Издержки, связанные с процессом получения разрешений, иных государственных документов (R)

      


 

      где:

      A – средняя сумма материальных издержек одного предприятия, связанных с вводимым регулированием касательно получения разрешения, иных государственных документов (бумага, ксерокопии и другое);

      K – средняя сумма консультационных издержек, затраченных на консультации и анализ сведений для получения разрешительного документа (юрист, консалтинг, лабораторные испытания и другое);

      T – сумма пошлин и государственных сборов, необходимых для уплаты за предоставление разрешительного документа;

      B – среднее время, которое работник МСП использует для подготовки документов на получение разрешения/иного государственного документа;

      E – средняя стоимость одного часа работы сотрудника МСП;

      N – количество разрешений/иных государственных документов, необходимых получить в течение года;

      C – количество субъектов МСП, затрагивающих вводимая норма регулирования.

      6. Издержки, связанные с введением саморегулирования, основанного на обязательном членстве (участии)

      На сегодняшний день вряд ли возможно провести полный количественный анализ издержек саморегулирования, прежде всего, по причине отсутствия необходимых статистических данных.

       Транзакционные издержки (в годовом исчислении) существования организации саморегулирования, поддающиеся наиболее простому измерению, определяются величиной вступительных членских взносов и годовых членских взносов

 членов организации

 , где индекс

 относится к субъектам предпринимательства, вступающим в организацию саморегулирования, индекс

 относится к действительным членам организации саморегулирования, а

 — к организации (с учетом того, что, в общем случае, в отрасли несколько организаций саморегулирования).
 

       Суммирование по

 от 1 до

 , где

 — число субъектов предпринимательства, вступивших в организацию саморегулирования

 за год, и по

 от 1 до

 , где

 — среднегодовое число членов в данной организации , даст суммарные годовые издержки организации саморегулирования:
 

      


 

       Если величины вступительных и годовых членских взносов одинаковы для различных субъектов предпринимательства и равна, соответственно,

 , то можно использовать следующее равенство:
 

      


 

      Суммирование по позволяет определить годовые суммарные издержки по всей отрасли:

      


 

       где

 — число организаций саморегулирования в отрасли.
 

      Подставляя в, получаем:

      


 

      В случае равенства членских взносов для различных субъектов из получаем:

      


 

      Шаг 5: Индикатор оценки

      Описываются индикаторы и механизмы оценки выбранных и внедренных регуляторных инструментов, чтоб дает возможность оценить их предполагаемую результативность после реализации. Такая оценка обычно называется экс-пост оценкой, и она проводится для определения результативности регулирования, и, при необходимости, нахождения альтернативных реформ, которые могли бы улучшить результаты. Экс-пост оценка полезна для обратной связи и позволяет улучшать существующие регулирования, обеспечивая результативность и эффективность регуляторных инструментов.

      Индикатор является измеряемой величиной. Индикаторы обычно базируются на данных, которые измеряют проблемы, задачи или издержки исполнения регулирования. Очень важно отбирать небольшое число индикаторов по задачам и издержкам по каждому предлагаемому регуляторному инструменту, сопровождающемуся анализ регуляторного воздействия. Данным индикаторам необходимо отражать ключевую сущность регуляторного инструмента и его наиболее заметные воздействия, быть доступными и периодически измеримыми. При введении саморегулирования периодичность введения индикатора должна быть не более трех лет.

      Общие виды индикаторов оценки:

      количественные индикаторы: они отображаются посредством прямых измерений в фиксированных цифровых значениях (например, количество летальных исходов в результате хронических респираторных заболеваний за год);

      качественные индикаторы: они отображаются через косвенно измеримые аспекты, такие как точки зрения, предположения о чем-либо (например, данные социологических опросов);

      прямые индикаторы: они напрямую измеряют переменные, относящиеся к задачам или издержкам;

      косвенные индикаторы: они измеряют заменитель прямой переменной, когда слишком сложно измерить прямую переменную, если такое измерение требует значительных затрат, времени или сложных расчетов.

      Уполномоченным органом дается отрицательное заключение в случае неполной или некачественной подготовки анализа регуляторного воздействия и наличия логических ошибок при оценке.