Единый контакт-центр

1414

8-800-080-7777

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


ужесточение деятельности субъектов предпринимательства, в части введения запрета на заключение договора на оказание услуг по предоставлению персонала без привлечения частных агентств занятости

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: АРВ
Дата создания: 07/09/2019
Публичное обсуждение до: 12/09/2019
Дата запуска онлайн-обсуждения: 07/09/2019 00:00:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 12/09/2019 00:00:00

Аналитическая форма анализа регуляторного воздействия, связанного с ужесточением деятельности субъектов предпринимательства, в части введения запрета на заключение договора на оказание услуг по предоставлению персонала без привлечения частных агентств занятости, за исключением лиц, предоставляемых для работы по контракту на предоставление персонала нерезидентом, определяемым в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан

Наименование требования/регуляторного инструмента: введение запрета на заключение договора на оказание услуг по предоставлению персонала без привлечения частных агентств занятости, за исключением лиц, предоставляемых для работы по контракту на предоставление персонала нерезидентом, определяемым в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, инициированное депутатами Парламента Республики Казахстан

Наименование проекта документа: проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования заемного труда»

Разработчик: Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан

ШАГ 1: Определение проблемы и цели регулирования

1.

 Определение проблемы и причины существования проблемы (текст в произвольной форме не превышающий 3 предложений, необходимо указать целевую группу и причинно-следственную связь)

Предоставление персонала (заемный труд) частными агентствами занятости не урегулировано трудовым законодательством и статистика по данному вопросу не ведется.

В настоящее время на рынке труда имеются следующие проблемы:

- высокая интенсивность труда, неопределенная сфера ответственности работодателей в отношении соблюдения условий труда, включая нормы безопасности труда и надзора за их соблюдением;

- отсутствие в ряде случаев необходимой профессиональной подготовки, высокий риск производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

- превышается нормальная продолжительность рабочего времени заемных работников, получаемая заработная плата ниже, чем у постоянных работников, не предоставляются ежегодные трудовые отпуска и другие виды социальных выплат;

- риск замещения штатных работников заемными работниками.

В частности, в текущем году на предприятиях республики произошло 565 несчастных случаев, в результате которых пострадало  749 чел., из них со смертельным исходом - 82 чел., также проведено 4 751 проверок, в ходе которых выявлено 6 927 нарушений.

В целом, отсутствует законодательное урегулирование деятельности частных агентств занятости в вопросах предоставления персонала.

 

Целевая группа:

Предлагаемые изменения затрагивают порядка 280 тыс. юридических лиц и 6,6 млн.граждан, занятых трудовой деятельностью в качестве наемных работников, а также 92 частных агентств занятости.  

(по данным Комитета по статистике МНЭ РК и АО «Центр развития трудовых ресурсов»)

2.

Существуют ли данные (в цифровом измерении) доказывающие факт существования проблемы и показывающие ее масштаб

Нет

Да X

К примеру:

В 2018 году 13 частных агентств занятости предоставили около 6000 заемных работников 10 предприятиям ассоциации «KAZENERGY».

Около 600 заемных работников работает в АО «АрселорМиттал Темиртау», заработная плата которых ниже заработной платы штатных сотрудников.

По данным АО «Центра развития трудовых ресурсов» в 2017 году обратились 22 тыс. человек за помощью в трудоустройстве в 53 частных агентств занятости.

 

Ущемляются трудовые права заемных работников, а также их права на получение гарантированных социальных и компенсационных выплат. 

3.

 Какова цель вводимого регулирования

Введение запрета на заключение договора на оказание услуг по предоставлению персонала без привлечения частных агентств занятости поможет обеспечить баланс между:

- интересами заемных работников по адекватной защите их трудовых прав и прав в сфере социального обеспечения;

- интересами постоянных работников по охране их прав в сфере труда и занятости;

- интересами предприятий, которые нуждаются в гибкой и квалифицированной помощи;

- интересами государства, целью которого являются уменьшение безработицы и проведение эффективной экономической политики.

 ШАГ 2: Альтернативы

1. Определение планируемых для рассмотрения альтернатив (отметьте те варианты, которые уже есть и те альтернативные подходы, которые Вы рассматриваете и анализируете – необходимо выбрать не меньше 3 альтернативных подхода, возможно комбинирование. Для определения альтернатив используйте список возможных вариантов представленный ниже.

1. Действующее регулирование (текущая ситуация, то есть неизменность регулирования)

2. Информационная кампания.

3. Изменение налогов, субсидий, государственные закупки, торговля квотами, другие рыночные механизмы.

4. Обязательное страхование ответственности.

5. Обязательные маркировки.

6. Обязательная отчетность.

7. Декларирование, уведомление.

8. Правила деятельности и проверки их исполнения (без разрешительных документов).

9. Разрешительные инструменты.

10. Запреты.

11. Введение сферы государственного контроля и надзора

12. Введение обязательного саморегулирования (далее-СРО) (при выборе данной альтернативы необходимо заполнить форму 1а)

13. Иное (на выбор разработчика аналитической формы)

2.

Описание планируемых альтернатив (описываются все выбранные альтернативы в произвольной форме с указанием регуляторной конкретики (по списку выше)

Альтернатива 1 Сохранение текущего положения.

Сохранение действующего положения не предполагает регулирование деятельности частных агентств занятости в вопросах предоставления персонала.

Согласно анкетированию Частных агентств занятости (проведен АО «Центр развития трудовых ресурсов» в 2018 году) 26 ЧАЗ из 40 являются юридическими лицами, более половины ЧАЗ осуществляют смешанную деятельность, 14 кадровых агентства, 2 рекрутинговых агентства, 1 по подбору кадров в домашнем хозяйстве.

В настоящее время, вопрос предоставления персонала не регламентируется, нет четкой ответственности направляющих и принимающих сторон. В частности при происшествии несчастного случая с работником принимающая сторона не берет на себя ответственность ссылаясь что работник не является его штатным работником.

Альтернатива 2 Введение добровольного порядка

Введение добровольного порядка на заключение договора на оказание услуг по предоставлению персонала без привлечения частных агентств занятости, имеет риски привлечения персонала без обязательств (гарантии прав и свобод в сфере труда) со стороны принимающего лица.

Также, контролирующие органы лишены правовых оснований для привлечения работодателей ответственности за использование заемного труда.

Альтернатива 3 Введение запрета на заключение договора на оказание услуг по предоставлению персонала без привлечения частных агентств занятости, за исключением лиц, предоставляемых для работы по контракту на предоставление персонала нерезидентом, определяемым в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан

Ведение запрета на заключение договора на оказание услуг по предоставлению персонала без привлечения частных агентств занятости, за исключением лиц, предоставляемых для работы по контракту на предоставление персонала нерезидентом, определяемым в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, обеспечит урегулирование деятельности частных агентств занятости в вопросах предоставления персонала.

  Также, введение данной нормы позволит привлекать персонал только через частные агенства занятости с которыми у них имеются трудовые отношения. В связи с тем, что частные агенства занятости будут являться работодателями, права работников будут полностью защищаться в соответствии с трудовым законодательством.

Для населения расширяются каналы для трудоустройства за счет привлечения частных поставщиков. Соискатели смогут обратиться за содействием в трудоустройстве в частное агентство при невозможности или незаинтересованности в постоянной работе.

Население будет иметь больший выбор в поиске работы. За счет привлечения частных агентств будет расширена база вакансий, так как частные агентства могут наладить более адресное взаимодействие с работодателями. При этом частные агентства могут обеспечить индивидуальный подход в работе с каждым обратившимся соискателем.

 

 ШАГ 3: Определение воздействия альтернатив

3.1. Воздействие на экономическую систему

Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждой альтернативы при ее воздействии на экономическую систему в целом с учетом таких элементов экономической системы как:

1. Воздействие на свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также международную торговлю и международные инвестиционные потоки.

2. Общие последствия для экономического роста.

3. Влияние на занятость, рабочие места.

4. Косвенное влияние на отрасли экономики и другое

Необходимо спрогнозировать последствия предполагаемого регулирования в произвольной форме

 

 

Выгоды

Издержки

 

Альтернатива 1

Возможность организациям не являющимся частными агентствами занятости предоставлять персонал другой компании.

Выгода компаниям принимающих заемных работников в виде экономии финансовых средств на содержание штатных сотрудников, а также привлечение дешевой рабочей силы без налоговой нагрузки.

 

Сохранение практики  привлечения персонала без частных агентств занятости, которое приводит к отсутствию ответственности со стороны отправляющих и принимающих сторон в части предоставления социального пакета работнику (оплата труда, ежегодный оплачиваемый трудовой отпуск, лечебные пособия и прочие).

Кроме того, компания, принявшая на работу заемного работника, не несет за него ответственности при несчастном случае на производстве.

На 1 августа т.г. на предприятиях республики произошло 565 несчастных случаев, в результате которых пострадало  749 чел., из них со смертельным исходом - 82 чел.

На практике заемные работники остаются за рамки социальной защиты.

 

 

Альтернатива 2

Добровольный характер заключения договора на оказание услуг по предоставлению персонала.

Удовлетворение потребности рынка труда в мобильной рабочей силе, вызванной глобализацией, децентрализацией и углублением специализации производства (свободное перемещение рабочей силы).

 

Добровольный характер заключения договора на оказание услуг по предоставлению персонала не гарантирует защиту прав заемных работников.

Отсутствие регулирования трудовых взаимотношений.

 

 

Альтернатива 3

Запрет на заключение договора на оказание услуг по предоставлению персонала без привлечения частных агентств занятости приведет к:

  • защите трудовых прав и прав в сфере социального обеспечения заемных работников;
  • организации гибкой и квалифицированной рабочей силы;
  • установлению ответственности сторон договора, а также юридических последствий

Передача услуг в сфере занятости на аутстаффинг позволит стимулировать развитие предпринимательства в сфере занятости. На рынке появятся новые частные агентства по трудоустройству, в том числе в сельской местности, что позволит повысить доступность услуг по трудоустройству для различных категорий граждан.

 

Вынесение предписания государственными инспекторами труда за заключение договора на оказание услуг по предоставлению персонала без привлечения частных агентств занятости

3.2. Воздействие на бизнес

Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждой альтернативы при ее воздействии на бизнес с обязательным учетом:

1. Влияния на производительность и конкурентоспособность предприятий, в том числе на инновации и развитие (при внедрении саморегулирования необходимо оценить возможные сложности входа в бизнес).

2. Влияния на прибыльность и устойчивость предприятий.

3. Относительное влияние издержек в зависимости от размера предприятия (является ли относительное влияние издержек для малых предприятий выше, чем для крупных).

4. Другое.

Отдельно монетизируйте и посчитайте издержки для бизнеса согласно с формой 1б

 

 

 

Выгоды

Издержки

 

Альтернатива 1

Неурегулированное привлечение рабочей силы посредством разных агентств по предоставлению персонала.

Низкая стоимость рабочей силы. К примеру: средняя заработная плата штатных работников за 2018 год в нефтяной сфере – 704,6 тыс.тенге (по крупным и средним предприятиям), горнодобывающей – 371,6 тыс.тенге, в стоительстве – 213,7 тыс.тенге.

(по данным Комитета по статистике МНЭ РК)

Средняя заработная плата заемного работника (с учетом текущей ситуации на 40 % ниже чем у штатного работника) в нефтяной сфере (по крупным и средним предприятиям) – 422,7 тыс.тенге, горнодобывающей – 222,9 тыс.тенге., в стоительстве – 128,2 тыс.тенге.

Тем самым стоимость работы заемных работников на 35-40% дешевле обходится для предприятий.

У привлекаемого лица нет обязательств по обеспечению работников сторонних организаций безопасными условиями труда и предоставлению социального пакета.

 

В настоящее время, отсутствие в ряде случаев необходимой профессиональной подготовки заемных работников, приводит к высоким рискам производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Что создает дополнительные проблемы для ведения бизнеса.

В целях предупреждения нарушений трудового законодательства государственными инспекторами труда в 2019 году проведено
4 751 проверок, в ходе которых выявлено 6 927 нарушений.

По всем фактам нарушений, работодателям выдано 2820 предписаний и наложено 1451 административных штрафов на сумму 186,5 млн. тенге.

 

 

Издержки для бизнеса по форме 1б

 

 

 

Альтернатива 2

Добровольный порядок привлечения рабочей силы имеет такие же выгоды для бизнеса как и в текущей ситуации. Так как бизнес будет продолжать привлекать заемных работников без обязательств.

 

Добровольный порядок заключения договора на оказание услуг по предоставлению персонала может привезти к нарушениям трудового законодательства по диспропорции оплаты и условий труда, что в свою очередь налагает на бизнес административные штрафы.

 

Издержки для бизнеса по форме 1б

 

 

 

Альтернатива 3

Передача услуг в сфере занятости на аутстаффинг позволит стимулировать развитие предпринимательства в сфере занятости.

На рынке появятся новые частные агентства по трудоустройству, в том числе в сельской местности, что позволит повысить доступность услуг по трудоустройству для различных категорий граждан.

Введение запрета на заключение договора на оказание услуг по предоставлению персонала без привлечения частных агентств занятости позволит четко определить обязательства частных агентств занятости перед принимающей стороной.

Согласно договору частные агентства занятости являясь работодателем укзанных работников берет на себя все обязательства по содержанию и защите их прав.

 

Возможные выплаты административных штрафов по вынесенным предписаниям государственных инспекторов труда за заключение договора на оказание услуг по предоставлению персонала без привлечения частных агентств занятости.

В целях предупреждения нарушений трудового законодательства государственными инспекторами труда в 2019 году проведено
4 751 проверок, в ходе которых выявлено 6 927 нарушений.

По всем фактам нарушений, работодателям выдано 2820 предписаний и наложено 1451 административных штрафов на сумму 186,5 млн. тенге

 

Издержки для бизнеса по форме 1б

 

 

3.3 Воздействие на органы государственной власти и общество в целом,

Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждой альтернативы при ее воздействии на органы государственной власти и общество в целом с обязательным учетом:

1. Влияние на здоровье и безопасность (включая экономическую) населения.

2. Влияния на преступность включая экономическую.

3. Возможные коррупционные риски.

4. Влияния на экологию.

5. Изменения потребительского выбора.

6. Изменения розничных цен.

7. Влияние на информированность потребителей и их защиту.

8. Другое.

Отдельно монетизируйте и посчитайте издержки на администрирование регулирования согласно с формой 1в

  

  

Выгоды

Издержки

 

Альтернатива 1

Отсутствуют

Сохранение высоких показателей выявляемых нарушений трудового законодательства в сфере оплаты труда работников. Возможные риски:

- социальные неравенства между заемными и штатными работниками могут вызвать социальные напряжения, забастовки;

- увеличение количества высвобожденных работников (по состоянию на 2 августа 2019 года прекращены трудовые отношения по причине  сокращение численности или штата 2112 чел в 228 предприятиях);

- из АО «Государственный фонд социального страхования» на социальную выплату на случай потери работы выплачено в 2017 году – 2,1 млрд.тенге 35,7 тыс. получателям, в 2018 году – 3,6 млрд.тенге 47,6 тыс. получателям.

Издержки на администрирование по форме 1в

 

 

 

Альтернатива 2

Отсутствуют

Добровольный характер заключения договора на оказание услуг по предоставлению персонала не будет защищать права работников, что в свою очередь создаст трудовые конфликты на предприятиях.

 

Издержки на администрирование по форме 1в

 

 

 

Альтернатива 3

Данная альтернатива позволит защитить трудовые права работников от нарушений со стороны принимающей стороны или частных агентств занятости, в том числе закреплённые в договоре на оказание услуг по предоставлению персонала.

Допущение частными агентствами занятости дискриминации в сфере труда, выраженное в нарушении права работника на оплату не ниже размера основной заработной платы работников принимающей стороны за труд по аналогичной должности, соответствующей квалификации, специальности или профессии, а также условий труда  в период действия договора на оказание услуг по предоставлению персонала, - влечет штраф на частные агентства занятости, в размере шестидесяти месячных расчетных показателей (151500 тг (1 МРП – 2525 тг.).

Снижение нагрузки на государство по трудоустройству и выплате социальных пособий высвобожденным, потерявших работу работникам.

 

Отсутствуют

Издержки на администрирование по форме 1в

 

 

 ШАГ: 4 Выбор наиболее оптимальной регуляторной альтернативы

Определение баллов 5-ти бальной системы оценки результативности регулирования

5 – поставленная задача решается полностью (проблема больше существовать не будет);

4 – поставленная задача решается почти полностью (все важные части проблемы существовать не будут);

3 – поставленная задача решается частично (проблема значительно уменьшается, самые критичные аспекты проблемы существовать не будут);

2 – поставленная задача решается в некоторых аспектах (некоторые важные и критические аспекты проблемы продолжат существовать;

1 – поставленная задача не решается (проблема продолжит существовать)**.

Рейтинг по результативности (достигаемости задач в решении проблемы)

Балл результативности

(5-ти бальная система)

Объяснение присвоения соответствующего балла

Альтернатива 1

2

Не решает существующей проблемы

Альтернатива 2

3

Поставленная задача решается частично.

Добровольное заключение договора на оказание услуг по предоставлению персонала приведет в большой степени к привлечению персонала без частных агентств занятости, что в свою очередь на защитит права трудящихся

Альтернатива 3

4

Поставленная задача решается почти полностью.

Будут обеспечены:

- права и обязанности работников в сфере заемного труда;

- права и обязанности частных агентств занятости, принимающей стороны и работников;

- снижение издержек работодателя при заключении договора на оказание услуг по предоставлению персонала с частным агентством занятости;

- дополнительные возможности трудоустройства для работников;

- снижение количества фактов использования труда работников без заключения трудового договора.

Рейтинг по эффективности, в зависимости от нагрузки на субъект бизнеса

Выгоды (итог)

Издержки (итог)

Альтернатива 1

Отсутствует

Сохранение текущего положения  

не способствует уменшению издержек как работодателей, так и работников, а также количество нарушении трудового законодательства

Альтернатива 2

Отсутствует

Добровольность участия приведет к отсутствию полной и достоверной информации о трудовой деятельности работников в сфере заемного труда

Альтернатива 3

Защита трудовых прав работников от нарушений со стороны частных агентств занятости или принимающей стороны, в том числе закреплённые в договоре на оказание услуг по предоставлению персонала.

 

Возможность вынесения предписания государственными инспекторами труда за заключение договора на оказание услуг по предоставлению персонала без привлечения частных агентств занятости

 

 Выбор наилучшей альтернативы (производится на основании сопоставления данных двух предыдущих таблиц) с определением возможных рисков и механизма реализации

 Рейтинг

Возможные риски и непредвиденные последствия

Механизм реализации предлагаемого регулирования (описываются механизмы реализации предусмотренные в рамках разрабатываемого проекта)

 

Альтернатива 3 рекомендуемая

Отсутствует

1. Сроки и этапы внедрения 2020 год

2. Ответственным уполномоченным органом за внедрение регулирования и осуществления оценки достижения поставленных индикаторов является Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан

ШАГ 5: Индикатор оценки

1.

Определите индикаторы и рекомендуемые изменения в системы сбора и анализа информации для более полного мониторинга (возможные индикаторы и что надо сделать чтоб они стали измеряемы) и указать источники информации, на основании которых будет осуществляться оценка достижения заявленного индикатора

Количество фактов использования труда работников без заключения договора на оказание услуг по предоставлению персонала без частных агентств занятости

Источник информации - годовой отчет местных органов по инспекции труда форма «Сведения о работе государственных инспекторов труда»

 

2.

Рекомендуемая периодичность измерения индикаторов (не менее 3 лет не более 5 лет, а при введении СРО-3 года)

3 года

Источник информации - годовой отчет местных органов по инспекции труда форма «Сведения о работе государственных инспекторов труда»

3.

Планируемое изменение данных, указанных в пункте 2 шага 1 "данные доказывающие факт существования проблемы и показывающие ее масштаб", в цифровом измерении, показывающих возможные изменения масштаба проблемы после введения регулирования (в описании укажите временные рамки планируемых изменений)

Нет

Да Х

Если Да – приведите их

Привлечение трудовой силы через частные агентства занятости:

в 2020 году – 80 %;

в 2021 году – 90 %;

в 2022 году – 100 %.

           

      * – присвоение балла 1 означает, что вариант выбран неправильно и его не следует рассматривать вообще

Вице-министр

труда и социальной защиты

населения Республики Казахстан                                           А. Сарбасов

 

«___» ________ 2019 г

 

форма 1б Расчет издержек для бизнеса (монетизация)

Какие регуляторные действия предполагает использование альтернативы?

 

Да

Нет

Инвестиции в средства производства, изменения помещений, лаборатории, обучение персонала, иные необходимые неадминистративные издержки

 

Нет

Необходимость использования третьих лиц для независимых экспертиз, оценок, заключений

 

Нет

Периодическая отчетность государству (или увеличение отчетности)

 

Нет

Становление субъектом специализированных государственных проверок (или ужесточение существующего режима проверок или санкций)

 

Нет

Получение справок и разрешений от государственных органов

 

Нет

Иное (определить)

 

Нет

 

Расчет издержек на одно среднестатистическое предприятие субъект регулирования

Таблица 1

Разовые инвестиции

Расходы на тех обслуживание, поддержание         (в год)

Итого

Инвестиции в средства производства, изменения помещений, лаборатории, обучение персонала

 

 

Х

Расходы за 5 лет

 

 

 

Таблица 2

Расходы на экспертизы и заключения

Периодическое обслуживание третьими лицами (в год)

Итого

Необходимость использования третьих лиц для независимых экспертиз, оценок, заключений

 

 

Х

Расходы за 5 лет

 

 

 

Таблица 3

Государственные пошлины

Цена затраты рабочего времени (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Периодическая отчетность государству

 

 


Х

Расходы за 5 лет

 

 

 

Таблица 4

Цена затраты рабочего времени на работу с проверяющими (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Вероятностные штрафные санкции (цена штрафа умножается на вероятность его наложения) в год

Итого

Государственные проверки (специализированные по альтернативе)

 

 

 Х

Расходы за 5 лет

 

 

 

Таблица 5

Государственные пошлины, другие прямые выплаты за документы

Цена затраты рабочего времени на их получение (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Получение разрешений, иных государственных документов

 

 

 Х

Расходы за 5 лет


 


 


 

Данные Таблиц 1-5 (расходы за 5 лет в колонках "Итого") суммируются ___тенге

Данная величина умножается на количество предприятий (субъектов предпринимательства), которые являются субъектами этой альтернативы _________тенге

 

форма 1в Расчет издержек на администрирование регулирования для государственных органов (монетизация)

Какие действия предполагает использование альтернативы?

Если альтернатива предполагает работу нескольких государственных органов, Таблица 1 заполняется по каждому из них отдельно с указанием государственного органа

Таблица 1

Цена затраты рабочего времени (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Получение и анализ отчетности

 

 

Проведение проверок

 

 

Выдача разрешений

 

 

Иные формы контроля (определить)

 

 

Итого за 5 лет

 

 

Предполагает ли альтернатива создание нового государственного органа, либо нового структурного подразделения существующего органа Да ____ Нет Х

Если да – определите полный планируемый годовой бюджет нового органа или структурного подразделения ____ х5 = _____