Единый контакт-центр

1414

8-800-080-7777

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Об утверждении Методики по проведению выборочного обследования уровня доверия населения к правоохранительным органам

Краткое содержание: Об утверждении Методики по проведению выборочного обследования уровня доверия населения к правоохранительным органам
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 3    (  Версия 2  ,  Версия 1  )
Тип НПА: Приказ
Дата создания: 10/09/2019
Публичное обсуждение до: 25/09/2019
Дата запуска онлайн-обсуждения: 25/09/2019 09:20:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 25/09/2019 18:30:00
Приложенные документы:

 Об утверждении Методики по проведению выборочного обследования уровня доверия населения к правоохранительным органам

 

 

В соответствии с подпунктом 5) статьи 12 Закона Республики Казахстан от 19 марта 2010 года «О государственной статистике» и
подпунктом 258) пункта 17 Положения о Министерстве национальной экономики Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 сентября 2014 года № 1011, ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемую Методику по проведению выборочного обследования уровня доверия населения к правоохранительным органам.

2. Управлению социальной и демографической статистики совместно с Юридическим управлением Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан обеспечить в установленном законодательством порядке:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан.

3. Управлению социальной и демографической статистики Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан довести настоящий приказ до структурных подразделений и территориальных органов Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан для руководства и использования в работе.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего заместителя Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан
(Кошкимбаев Н.Ж.).

5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

 

 

 

 

     «СОГЛАСОВАНО»

Генеральная Прокуратура

Республики Казахстан

 

 

     «СОГЛАСОВАНО»

Министерство финансов

Республики Казахстан

 

 

     «СОГЛАСОВАНО»

Агентство Республики Казахстан

по противодействию коррупции

(Антикоррупционная служба)

 

 

    «СОГЛАСОВАНО»

Министерство внутренних дел

Республики Казахстан

 

 

 

 

 

 

 

Утверждена приказом

Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан

от «  » _______ 2019 года

 

 

Методика по проведению выборочного обследования уровня доверия населения к правоохранительным органам

 

 

Глава 1. Общие положения

 

1. Методика по проведению выборочного обследования уровня доверия населения к правоохранительным органам (далее - Методика) относится к статистической методологии, формируемой в соответствии с международными стандартами и утверждаемой в соответствии с Законом Республики Казахстан от 19 марта 2010 года «О государственной статистике».

2. Настоящая Методика применяется Комитетом по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан                      (далее - Комитет) и его территориальными органами при планировании и организации выборочного обследования по определению уровня доверия населения к правоохранительным органам.

3. Целью настоящей Методики является получение репрезентативных данных об уровне доверия населения правоохранительным органам, восприятии собственной безопасности и субъективной оценки уровня преступности, сведений о правонарушениях.

4. В Методике используются следующие определения:

 

1) генеральная совокупность – полная группа всех единиц анализа, чьи характеристики подлежат оценке;

2) репрезентативность – соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности;

3) страта – деление на специальные слои единиц (респондентов) обладающих одинаковыми или схожими показателями;

4) супервайзер – сотрудник территориального органа Комитета, обеспечивающий проведение обследований домашних хозяйств и осуществляющий контроль работы интервьюеров;

5) выборка – отдельные позиции из утвержденных классификаторов, номенклатур и справочников, используемые при сборе и обработке статистических данных;

6) выборочная совокупность – совокупность отобранных элементов попавших в выборку в процессе отбора;

7) размер выборки – общее число единиц наблюдения в выборочной совокупности.

 

Глава 2. Определение генеральной совокупности и основа выборки

 

5. Источником для формирования выборочной совокупности домашних хозяйств является информационная система «Статистический регистр жилищного фонда», компонент интегрированной информационной системы «е-Статистика» (далее – CРЖФ).

6. Использование указанной базы данных обусловлено рядом преимуществ, к которым относятся следующие:

наличие готовой рамки выборки, что исключает одну из существенных статей затрат, связанных с составлением основы выборки;

наличие постоянно актуализируемой базы данных, что необходимо для осуществления ротации домашних хозяйств;

наличие информации о домашних хозяйствах в территориальном разрезе.

7. В генеральную совокупность включаются домашние хозяйства, проживающие во всех типах жилых помещений, за исключением проживающих в  общих коммунальных квартирах, общежитиях, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, детских домах, тюрьмах, гостиницах, религиозных общинах и аналогичных жилых помещениях.

8. Конечной единицей отбора определено домашнее хозяйство (проживающих в жилых помещениях), являющееся также и единицей обследования.

9. Размер выборки определяется на основе принципа оптимального сочетания затрат и заданных критериев точности результатов.

10. В качестве показателей точности статистического оценивания, используются стандартная ошибка выборки и относительная стандартная ошибка выборки.

11. Возможные расхождения между характеристиками выборочной и генеральной совокупности измеряются стандартной (средней) ошибкой выборки, которая рассчитывается по каждой страте по следующей формуле:

 

                                                                  

                                                                         (1)

где:

 

µ - стандартная (средняя) ошибка;

- генеральная дисперсия;

n - объем выборочной совокупности;

N - объем генеральной совокупности.

 

Стандартная ошибка выборочной доли определяется по формуле:

 

                                                    (2)

 

где:  

- стандартная ошибка выборочной доли;

  w   - доля в выборочной совокупности.

 

12. Для определения на сколько процентов выборочная оценка может отклониться от значения параметра в генеральной совокупности используется относительная стандартная ошибка, которая рассчитывается по каждой страте по следующей формуле:

                               

                                                                              (3)

где,

RSE  - относительная стандартная ошибка выборки;

µ     - стандартная (средняя) ошибка выборки;

 - среднее значение переменной, использованной для оценки величины относительной стандартной ошибки.

 

 

Глава 3. Алгоритм формирования выборочной  совокупности

 

13. Выборочная совокупность домашних хозяйств формируется методом двухступенчатой вероятностной (случайной) выборки с использованием процедур стратификации и случайного отбора на каждой из ступеней формирования выборки. Процедура стратификации нацелена на формирование представительной выборочной совокупности домашних хозяйств, адекватно отражающей территориальные особенности расслоения населения.

14. Процесс формирования выборки проводится в 2 этапа.

На первом этапе генеральная совокупность стратифицируется по территориальному признаку, включая распределение на городскую и сельскую местность. Таким образом, формируется 31 страта – состоящая из домашних хозяйств в городской и сельской местности в семнадцати регионах страны.

15. Формирования выборки включает в себя две последовательные процедуры. Первоначальная процедура предусматривает определение количество первичных выборочных единиц (далее – ПВЕ) внутри каждой страты.

16. В качестве ПВЕ отбираются территориальные единицы, которые представляют собой городскую и сельскую местности.

17. Далее осуществляется отбор определенного количества ПВЕ и домашних хозяйств в каждой ПВЕ.

18. При проведении фактического отбора ПВЕ в городах необходимо учесть, что в СРЖФ отсутствует деление в отдельных крупных городах на мелкие территориальные единицы.

19. Вероятность отбора в выборе ПВЕ в каждой страте определяется по следующей формуле:

                  

                                    
 

 

                                          (4)                                            

 

 

где,

phi     - вероятность отбора i-ой ПВЕ в страте h;

nhi      - количество домашних хозяйств в i-ой ПВЕ выбранных в страте h;

Nh      - общее количество домашних хозяйств в страте h.

20. Следующая процедура нацелена на достижение оптимального значения относительной стандартной ошибки по каждой из 31 страты.

      Для оценки величины относительной стандартной ошибки, в качестве переменной используются показатели, которые считаются наиболее важными для обследования. В обследовании уровня доверия населения к правоохранительным органам к таким показателям относят следующие: «правоохранительным органам можно доверять», «правоохранительные органы смогут защитить интересы».

21. Характеристика оценки точности показателя «правоохранительные органы смогут защитить интересы», в качестве примера приведена таблица 1, согласно приложению к настоящей Методике. Согласно приведенным расчетам величина относительной стандартной ошибки выборки по стране не превышает 1%, по регионам – не более 5%.

22. На втором этапе формирования выборки, в каждой ПВЕ случайным отбором выбирается количество домашних хозяйств в каждом населенном пункте в зависимости от региона. Основой формирования выборки на втором этапе является перечень отдельных жилых помещений в ПВЕ.  Домашние хозяйства, которые нужно посетить в ходе обследования, выбираются с равной вероятностью из числа подходящих жилых помещений в ПВЕ.

23. Вероятность выбора домашнего хозяйства в ПВЕ каждой страты определяется по следующей формуле:

 

                                           (5)

где,

    - вероятность выбора j-го домашнего хозяйства в i-ой ПВЕ в страте h;  

    - количество необходимых жилищ  в i-ой ПВЕ в страте h;

    - общее количество подходящих жилищ в i-ой ПВЕ в страте h.

24. Ожидается, что каждое отобранное жилище вмещает одно домашнее хозяйство. Если обнаружилось, что в данном жилище находится более одного домашнего хозяйства, то случайным методом выбирается одно из них. Если жилище оказалось пустым, то необходимо применить метод, описываемый далее в разделе «Смещение выборки».

 

Глава 4. Смещение выборки

 

25. В ходе обследования имеют место случаи, когда не удается опросить домашнее хозяйство по причине того, что жилище не найдено, изменено назначение помещения, не заселено, или домашнее хозяйство отказывается участвовать в обследовании. Указанные случаи сокращают размер выборки и являются источником потенциального смещения выборки.

26. Эффективной профилактикой преодоления проблемы неполучения данных является тщательное документирование каждого случая.

27. При возникновении сложности по соблюдению принципа «недопущения замены» следует предусмотреть список резервных домашних хозяйств.

28. Отбор резервных домашних хозяйств из дополнительного списка осуществляется путем определения ближайшего расположенного домашнего хозяйства. Для замены отбираются домашние хозяйства наиболее близко расположенные от тех домашних хозяйств, которые не могут участвовать в опросе по причинам, указанным пункте 25.

 

 

Глава 5. Организационная структура обследования

 

29. Обследование осуществляется путем опроса населения и записи сведений в инструментарий (статистические формы). Опрос осуществляется методом ведения интервью специально подготовленными интервьюерами путем посещения ими домашних хозяйств.

30. Интервьюер проводит опрос в соответствии с маршрутом составляемым супервайзером, с учетом срока сбора отчетности и выдается интервьюеру для исполнения. Интервьюер проставляет даты фактического посещения в маршруте и после окончания опроса представляет супервайзеру для анализа и контроля. Супервайзер осуществляет постоянный контроль за его выполнением.

31. Интервьюер в рамках проведения обследования:

1) проходит специальный инструктаж, изучает информацию по всем вопросам организации и проведения обследования;

2) идентифицирует (определяет) адреса домашних хозяйств согласно списку, подготовленному супервайзером;

3) проводит агитационно-разъяснительную работу среди респондентов и привлекает их к обследованию;

4) заранее устанавливает даты посещений (при необходимости даты визитов устанавливаются интервьюером по договоренности с самим домашним хозяйством, о возможности прихода в определенные дни) и предварительно, соответствующим образом, готовиться к опросу;

5) устанавливает контакт с респондентом на получение согласия на опрос;

6) оперативно, качественно и в запланированные сроки проводит опрос в домашних хозяйствах;

7) оказывает консультативную помощь респондентам;

8) проводит арифметико-логический контроль информации, полученной от респондентов, осуществляет кодирование данных;

9) информирует супервайзера о прохождении обследования и о результатах опроса домашних хозяйств; незамедлительно сообщает о случаях неответов (отказов), возникающих в ходе обследования;

10) сдает супервайзеру заполненные и обработанные статистические формы. В случае обнаружения грубых ошибок, интервьюер дополнительно посещает домашнее хозяйство для уточнения необходимых данных и информирует супервайзера о результатах посещения.

32. Супервайзер в рамках проведения обследования:

1) непосредственно отвечает за организацию работы по опросу в закрепленных за ним участках обследования;

2) проводит обучение интервьюеров, поясняет специфику деятельности каждого правоохранительного органа;

3) вместе с интервьюером идентифицирует (определяет) на местах адреса домашних хозяйств, попавших в выборку;

4) распределяет интервьюерам материалы обследования (статистические формы, инструкции по заполнению статистических форм) и ведёт строгий учет этих материалов;

5) принимает и проверяет заполненные статистические формы;

6) проверяет кодировку данных;

7) проверяет логические увязки между показателями;

8) совместно с интервьюерами выясняет ошибки заполнения, кодировки и обобщения данных;

9) анализирует результаты обследования каждого интервьюера в отдельности;

10) осуществляет контроль работы интервьюера в каждом обследуемом участке, в том числе и проведение контрольного интервью;

11) способствует дальнейшему обучению интервьюеров, а в случае необходимости выезжает на места для проведения совместного интервью;

12) выявляет наиболее часто встречаемые проблемы и выходит с предложениями по их устранению.

33. Ввод и обработка первичных статистических данных осуществляется на региональном уровне, обработка сводных данных, контроль и формирование выходной информации по результатам статистического наблюдения – на центральном уровне.  

34. Для оценки качества поступившей информации от респондентов, внутри каждого раздела статистической формы строится система логического контроля.

 

Глава 6. Инструментарий статистического наблюдения

 

35. При проведении статистического наблюдения используется следующий статистический инструментарий:

статистическая форма обследования;

инструкция по заполнению статистической формы.

36. Статистическая форма обследования содержит следующие разделы:

сведения о респонденте;

            восприятие собственной безопасности и субъективная оценка уровня преступности;

степень доверия правоохранительным органам;

сведения о правонарушениях.

37. При проведении выборочного обследования опрашивается один член домашнего хозяйства в возрасте от 15 лет и старше.

    При проживании в домашнем хозяйстве более одного респондента, отбор респондента для опроса производится методом «ближайший день рождения» (выбирается член домашнего хозяйства, день рождения которого приходится на ближайший период).

 

 

Глава 7. Распространение итогов обследования на генеральную совокупность

 

38. Распространение выборочных данных обследования основано на присвоении соответствующего индивидуального веса каждой отдельной единице обследования.

  Для этого осуществляется сопоставление данных обследования (численности опрошенных лиц), стратифицированной с учетом половозрастной и региональной характеристик, с генеральной совокупностью численности населения, стратифицированной по этим же характеристикам.

39. В общем виде формула расчета фактора адаптации (веса) имеет вид

 

                                                                                   (6)

 

где,

   - вес по признаку g;

  - доля населения в генеральной совокупности, с характеристикой g;

   - общее число опрошенных;

  - число опрошенных, с характеристикой g.

40. В целях распространения итогов обследования на генеральную совокупность в первую очередь определяется базовый вес (). Базовый вес единицы выборки является обратной величиной вероятности ее отбора для включения в выборку.

41. Далее определяется численность населения в обследуемых домашних хозяйствах, по следующей формуле:

 

                                                                           (7)

где,

 - численность населения  в обследуемых домашних хозяйствах;

 - численность населения в фактически опрошенных домашних хозяйствах;

             - базовый вес.

42. Распространение результатов выборочного обследования на генеральную совокупность осуществляется с помощью фактора адаптации (весов).

  Процедура взвешивания производится на основе данных о структуре населения по сложившейся совокупности, используемой в качестве генеральной, в разрезе внутри региональных слоев (страт) по полу и возрасту. Для каждого респондента рассчитывается система факторов адаптации (весов) по следующим признакам:

территориальная структура (район);

тип местности;

пол (мужчины и женщины);

возрастные группы (15–19 лет; 20–24 года; 25–29 лет; 30–34 года; 35–39 лет; 40–44 года; 45–49 лет; 50–54 года; 55–59 лет; 60 лет и выше).

43. Для расчета базового индивидуального веса используется следующая формула расчета фактора адаптации:

 

                                                                                            (8)

 

где,

 - фактор адаптации;

 - численность населения по генеральной совокупности (среднегодовые данные численности населения за отчетный год);

- численность населения в обследуемых домашних хозяйствах; 

- отличительный признак в зависимости от совокупной характеристики лица, для которого рассчитывается фактор.

44. Окончательный индивидуальный вес (или коэффициент экстраполяции) является произведением базового веса и фактора адаптации. 

 

                                                                                (9)

 

где,

 - индивидуальный вес (коэффициент экстраполяции);

- базовый вес;

 - фактор адаптации.

45. Рассчитанные индивидуальные веса в качестве дополнительных переменных записываются в базу индивидуальных данных по каждому опрошенному респонденту и используются при формировании сводных итогов по соответствующему периоду на республиканском, региональном уровнях.

 

Глава 8. Распространение и публикация полученных результатов

 

46. Итоги обследования формируются в разрезе областей, городов республиканского значения, по типу местности, по полу, возрасту, национальности, уровню образования, состоянию в браке, статусу занятости.

47. Подготовка официальной статистической информации для публикации включает процесс контроля выходных таблиц, согласования и утверждения статистического бюллетеня руководством Комитета.

48. Выходная информация по результатам выборочного обследования, размещается в виде бюллетеня на официальном интернет-ресурсе Комитета.

 

 

Приложение к Методике

по проведению выборочного

обследования уровня доверия

населения к правоохранительным

органам

 

 

Таблица 1. Характеристика оценки точности показателя «правоохранительные органы смогут защитить интересы»

 

Регионы

Стандартная ошибка

Относительно стандартная ошибка

Акмолинская

0,011

0,98%

Актюбинская

0,014

1,18%

Алматинская

0,007

0,67%

Атырауская

0,008

0,73%

Западно-Казахстанская

0,013

1,13%

Жамбылская 

0,010

0,91%

Карагандинская

0,008

0,69%

Костанайская

0,011

0,96%

Кызылординская

0,009

0,86%

Мангистауская

0,013

1,19%

Павлодарская

0,011

0,92%

Северо-Казахстанская

0,011

1,01%

Туркестанская

0,009

0,78%

Восточно-Казахстанская

0,008

0,71%

город Нур-Султан

0,006

0,61%

город Алматы

0,010

0,89%

город Шымкент

0,010

0,93%

РК

0,002

0,21%