Единый контакт-центр

1414

8-800-080-7777

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Аналитическая форма по результатам анализа регуляторного воздействия регуляторных инструментов

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: АРВ
Дата создания: 22/10/2019
Публичное обсуждение до: 25/10/2019
Дата запуска онлайн-обсуждения: 22/10/2019 00:00:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 25/10/2019 00:00:00
Приложенные документы:

Аналитическая форма по результатам анализа регуляторного
воздействия регуляторных инструментов

 

 

Министерство финансов Республики Казахстан____________________________________

(наименование регулирующего государственного органа или заинтересованного лица)

 

В рамках проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственных закупок»

(наименование проекта документа)

 

Разработчик проекта документа: Министерство финансов Республики Казахстан           

 

ШАГ 1: Определение проблемы и цели регулирования

1

Определение проблемы и причины существования проблемы (текст в произвольной форме не превышающий 3 предложений, необходимо указать целевую группу и причинно-следственную связь)  

Наблюдается резкое увеличение количества необоснованных жалоб потенциальных поставщиков при участии в государственных закупках

 

С 1 января 2018 года на веб-портале государственных закупок внедрен функционал «Электронное обжалование», жалобы подаются в электронном виде посредством веб-портала с использованием электронно-цифровой подписи.

Подача жалоб на итоги государственных закупок влечет приостановление заключения договора, что затягивает процесс государственных закупок.

Среди жалобщиков появились так называемые «профессиональные жалобщики», для которых обжалование стало инструментов незаконной выгоды от срыва государственных закупок.

 

Целевая группа:

Потенциальные поставщики в сфере государственных закупок.

 

Количество потенциальных поставщиков, зарегистрированных на веб-портале государственных закупок: 256225.

(по состоянию на 30 сентября 2019 года, статистические данные обновляются веб-порталом государственных закупок автоматически).

2

Существуют ли данные (в цифровом измерении) доказывающие факт существования проблемы и показывающие ее масштаб.

 

Нет ___

Да _х_

Количество поступивших в уполномоченный орган жалоб в сфере государственных закупок в 2015 году составило 2265, в 2016 – 8081,
в 2017 – 9142, в 2018– 14629.

При этом, анализ статистики свидетельствует, что количество жалоб, в которых доводы заявителей подтверждены снижается, так доля отказанных в удовлетворений обращение
в 2015 году составила 26% (611 обращений),
в 2016 году 36% (2922), в 2017 году 33% (3045), в 2018 году 49% (7238).

За 9 месяцев 2019 года уже зарегистрировано 20035 жалоб, 41% (8315) из которых не нашли своего подтверждения (отказано в удовлетворении).

Основаниями обжалования выступают: неприменение или неправомерное применение условных скидок – 39 %,   неправомерный допуск к участию в конкурсе – 35 %, неправомерное отклонение заявок – 21 %, завышенные/необоснованные требования – 2%, не разделение на лоты – менее 1 %.

Т.е. по содержанию 74% жалоб подаются участниками закупок на заявки конкурентов. 

3

 Какова цель вводимого регулирования

 

 

Снижение количества необоснованных жалоб, связанных с неправомерным допуском потенциальных поставщиков к участию в закупках. То есть, исключение фактов подачи необоснованных жалоб по принципу «не себе, не людям».

Борьба с «профессиональными жалобщиками», для которых обжалование стало инструментом незаконной выгоды от срыва государственных закупок.

Кроме того, опыт взимания платы за подачу жалоб применятся в международной практике, в т.ч. странах СНГ (Грузия, Украина, Армения).

ШАГ 2: Альтернативы

1. Определение планируемых для рассмотрения альтернатив (отметьте те варианты, которые уже есть и те альтернативные подходы, которые Вы рассматриваете и анализируете – необходимо выбрать не меньше 3 альтернативных подхода, возможно комбинирование. Для определения альтернатив используйте список возможных вариантов представленный ниже.

1. Действующее регулирование (текущая ситуация, то есть неизменность регулирования)

2. Информационная кампания.

3. Изменение налогов, субсидий, государственные закупки, торговля квотами, другие рыночные механизмы.

4. Обязательное страхование ответственности.

5. Обязательные маркировки.

6. Обязательная отчетность.

7. Декларирование, уведомление.

8. Правила деятельности и проверки их исполнения (без разрешительных документов).

9. Разрешительные инструменты.

10. Запреты.

11. Введение сферы государственного контроля и надзора

12. Введение обязательного саморегулирования (далее-СРО) (при выборе данной альтернативы необходимо заполнить форму 1а)

13. Иное (на выбор разработчика аналитической формы)

2

Описание планируемых альтернатив (описываются все выбранные альтернативы в произвольной форме с указанием регуляторной конкретики (по списку выше)

 

 

 

 

Альтернатива 1 сохранение текущего положения.

Законом Республики Казахстан «О государственных закупках» установлены требования, обеспечивающие взаимный просмотр заявок потенциальных поставщиков и возможность подать жалобу на действия заказчика (организатора) в электронном формате с приостановлением процедуры заключения договора до окончания срока рассмотрения жалобы.

В случае обжалования не позднее пяти рабочих дней со дня размещения протокола об итогах государственных закупок срок заключения договора о государственных закупках приостанавливается до окончания срока рассмотрения жалобы.

По результатам рассмотрения жалобы, уполномоченный орган принимает решение об отмене либо отказе в отмене итогов государственных закупок.

 Альтернатива 2

Исключение взаимного просмотра участниками закупок заявок на участие в проводимом конкурсе других потенциальных поставщиков.

В данной ситуации будет исключена возможность подачи жалобы на неправомерный допуск других участников или неправомерное применение условных скидок к заявкам других участников закупки.

Это ограничит деятельность «профессиональных жалобщиков», вместе с тем, не позволит участникам закупок оценивать обоснованность принимаемых решений заказчика по заявкам конкурентов.

 Альтернатива 3 внедрение платы за подачу жалобы в сфере государственных закупок

Оставить действующее положения Закона «О государственных закупках», обеспечивающие взаимный просмотр заявок потенциальных поставщиков и возможность подать жалобу на действия заказчика (организатора) в электронном формате с приостановлением процедуры заключения договора до окончания срока рассмотрения жалобы.

При этом, взимать плату за подачу жалобы с заявителя, в случае подтверждения доводов заявителя соответствующая плата подлежит возврату, в случае не подтверждения доводов заявителя соответствующая плата подлежит в перечислению в доход бюджета.

Размер, порядок внесения (возврата) платы будет определен уполномоченным органом (Министерство финансов РК).

ШАГ 3: Определение воздействия альтернатив

3.1. Воздействие на экономическую систему

Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждой альтернативы при ее воздействии на экономическую систему в целом с учетом таких элементов экономической системы как:

 1. Воздействие на свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также международную торговлю и международные инвестиционные потоки.

 2. Общие последствия для экономического роста.

 3. Влияние на занятость, рабочие места.

4. Косвенное влияние на отрасли экономики и другое

Необходимо спрогнозировать последствия предполагаемого регулирования в произвольной форме

 

 

Выгоды

Издержки


 

Альтернатива 1

Обеспечение открытого доступа и прозрачность при участии в закупках позволит использовать институт обжалования и соблюдение законодательства, что будет способствовать обеспечению благоприятного климата для предпринимательской деятельности.

Неограниченный доступ к системе обжалования приводит к нарушению прав третьих лиц, заказчик и победитель несут убытки вследствие задержки исполнения контракта в связи с поступлением необоснованных жалоб. Деятельность «профессиональных жалобщиков» стала инструментом незаконной выгоды от срыва государственных закупок.


 

Альтернатива 2

Ограничит деятельность «профессиональных жалобщиков»

Не позволит участникам закупок оценивать обоснованность принимаемых решений заказчика по заявкам конкурентов, также исключит возможность подачи жалобы точечно с указанием конкретных нарушений, допущенных не только заказчиками, но и потенциальными поставщиками-конкурентами.


 

Альтернатива 3

Обеспечение открытого доступа и прозрачность при участии в закупках позволит использовать институт обжалования и соблюдение законодательства, что будет способствовать обеспечению благоприятного климата для предпринимательской деятельности.

Снижение количества необоснованных жалоб, направленных на искусственное затягивание закупочных процедур и срыв сроков заключения договоров. Исключение деятельности «профессиональных жалобщиков».

отсутствуют

3.2. Воздействие на бизнес

Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждой альтернативы при ее воздействии на бизнес с обязательным учетом:

1. Влияния на производительность и конкурентоспособность предприятий, в том числе на инновации и развитие (при внедрении саморегулирования необходимо оценить возможные сложности входа в бизнес).

2. Влияния на прибыльность и устойчивость предприятий.

3. Относительное влияние издержек в зависимости от размера предприятия (является ли относительное влияние издержек для малых предприятий выше, чем для крупных).

4. Другое.

Отдельно монетизируйте и посчитайте издержки для бизнеса согласно с формой 1б


 


 

Выгоды

Издержки


 

Альтернатива 1

Открытый и прозрачный процесс проведения государственных закупок обеспечивает добросовестную конкуренцию

 Неограниченный доступ к системе обжалования приводит к нарушению прав третьих лиц, заказчик и победитель несут убытки вследствие задержки исполнения контракта


 

Издержки для бизнеса по форме 1б

 

-


 

Альтернатива 2

отсутствуют

Исключение взаимного просмотра заявок участников может повлиять на прозрачность принимаемых заказчиком решений, что в целом негативно отразится на прозрачности государственных закупок и обеспечений добросовестной конкуренции 


 

Издержки для бизнеса по форме 1б

 

-


 

Альтернатива 3

Открытый и прозрачный процесс проведения государственных закупок обеспечивает добросовестную конкуренцию, также исключит возможность манипуляции и получения незаконной выгоды от срыва государственных закупок

При подаче жалобы, в случае если доводы заявителя не подтверждены, плата за подачу жалобы не возвращается.


 

Издержки для бизнеса по форме 1б

 

-

3.3 Воздействие на органы государственной власти и общество в целом

3.3 Воздействие на органы государственной власти и общество в целом
Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждой альтернативы при ее воздействии на органы государственной власти и общество в целом с обязательным учетом:

1. Влияние на здоровье и безопасность (включая экономическую) населения.

2. Влияния на преступность включая экономическую.

3. Возможные коррупционные риски.

4. Влияния на экологию.

5. Изменения потребительского выбора.

6. Изменения розничных цен.

7. Влияние на информированность потребителей и их защиту.

8. Другое.

Отдельно монетизируйте и посчитайте издержки на администрирование регулирования согласно с формой 1в

 

 

Выгоды

Издержки


 

Альтернатива 1

Обеспечение открытого доступа и прозрачность при участии в государственных закупках позволит использовать институт обжалования и соблюдение законодательства.

Неограниченный доступ к системе обжалования позволяет использовать обжалование закупок как инструмент незаконной выгоды и приводит задержке заключения и исполнения контракта, это непосредственно влияет на своевременное выполнение заказчиками государственных функций, в том числе по обеспечению населения социальными объектами, что негативно отражается на обществе в целом.

 Издержки на администрирование по форме 1в

-

-


 

 Альтернатива 2

Ограничит деятельность «профессиональных жалобщиков», которые используют неограниченный  доступ к системе обжалования

Исключение взаимного просмотра заявок участников отрицательно повлияет на прозрачность принимаемых заказчиком решений, что повышает коррупционные риски

 Издержки на администрирование по форме 1б

Создание нового государственного органа или структурного подразделения не требуется

-


 

 Альтернатива 3

Обеспечение открытого доступ и прозрачность при участии в государственных закупках позволит использовать институт обжалования и соблюдение законодательства.

отсутствуют

 Издержки на администрирование по форме 1в

Создание нового государственного органа или структурного подразделения не требуется

-
 

ШАГ: 4 Выбор наиболее оптимальной регуляторной альтернативы

Определение баллов 5-ти бальной системы оценки результативности регулирования

5 – поставленная задача решается полностью (проблема больше существовать не будет);

4 – поставленная задача решается почти полностью (все важные части проблемы существовать не будут);

3 – поставленная задача решается частично (проблема значительно уменьшается, самые критичные аспекты проблемы существовать не будут);

2 – поставленная задача решается в некоторых аспектах (некоторые важные и критические аспекты проблемы продолжат существовать);

1 – поставленная задача не решается (проблема продолжит существовать)**.

Рейтинг по результативности (достигаемости задач в решении проблемы)

Бал результативности

(5-ти бальная система)

Объяснение присвоения соответствующего балла

Альтернатива 1

1

Действующая система обжалования не обеспечивает снижения количества необоснованных жалоб потенциальных поставщиков при участии в государственных закупках, а также деятельность «профессиональных жалобщиков»

Альтернатива 2

2
 

Поставленная задача решается частично, поскольку, в данном случае будет исключена деятельность «профессиональных жалобщиков»

Альтернатива 3

4
 

Внедрение механизма платности жалоб с возвратом платы заявителю при подтверждении доводов или удержания платы, в случае не подтверждения доводов заявителя, обеспечит сокращение необоснованных жалоб по принципу «не себе, не людям» и деятельность профессиональных жалобщиков, т.к. такой «фильтр» позволит дисциплинировать участников и обеспечит соблюдение принципа ответственности участников государственных закупок и недопущения коррупционных проявлений.

Рейтинг по эффективности, в зависимости от нагрузки на субъект бизнеса

Выгоды (итог)

Издержки (итог)

Альтернатива 1

3

3

Альтернатива 2

2

3

Альтернатива 3

3

1

Выбор наилучшей альтернативы (производится на основании сопоставления данных двух предыдущих таблиц) с определением возможных рисков и механизма реализации

Рейтинг

Возможные риски и непредвиденные последствия

Механизм реализации предлагаемого регулирования


 

 Альтернатива 3 рекомендуемая

отсутствуют
 

1. Сроки и этапы внедрения:

1) принятие проекта Закона до конца 2020 года, введение в действие с 1 января 2021 года;

2) разработка и утверждение Правил осуществления закупок до конца 2020 года, введение в действие с 1 января 2021 года.

2. Уполномоченный орган, ответственный за внедрение регулирования и осуществления оценки достижения поставленных индикаторов

Министерство финансов Республики Казахстан

ШАГ 5: Индикатор оценки

1

Определите индикаторы и рекомендуемые изменения в системы сбора и анализа информации для более полного мониторинга (возможные индикаторы и что надо сделать чтоб они стали измеряемы) и указать источники информации, на основании которых будет осуществляться оценка достижения заявленного индикатора

1) Общее количество поступивших обращений (жалоб) в сфере государственных закупок; 2) доля отказанных в удовлетворении обращений (жалоб) (доводы не подтверждены)

Оценка достижения заявленных индикаторов (№1, № 2) будет осуществляться на основании информации веб-портала государственных закупок (Реестр жалоб) и уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту.

2

Рекомендуемая периодичность измерения индикаторов (не менее 3 лет не более 5 лет, а при введении СРО-3 года)


два года


 

3

Планируемое изменение данных, указанных в пункте 2 шага 1 "данные доказывающие факт существования проблемы и показывающие ее масштаб", в цифровом измерении, показывающих возможные изменения масштаба проблемы после введения регулирования (в описании укажите временные рамки планируемых изменений)

 

 

 

Нет ____

Да __х__

 Если

Да –  приведите их

 

Установление платности жалоб может привести к изменению статистики поступивших и удовлетворенных жалоб в сфере государственных закупок в связи с уменьшением количества жалоб, поданных необоснованно и исключением деятельности «профессиональных жалобщиков».

                   

 

** - присвоение балла 1 означает, что вариант выбран неправильно и его не следует рассматривать вообще

 

Подпись ___________                                              дата «___» ____________ 201__ г.

 

 

 

 

 

форма 1б Расчет издержек для бизнеса (монетизация)

Альтернатива 1 – сохранение текущего положения

 

       Какие регуляторные действия предполагает использование альтернативы?


 

Да

Нет

Инвестиции в средства производства, изменения помещений, лаборатории, обучение персонала, иные необходимые неадминистративные издержки


 

х

Необходимость использования третьих лиц для независимых экспертиз, оценок, заключений


 

х
 

Периодическая отчетность государству (или увеличение отчетности)


 

х
 

Становление субъектом специализированных государственных проверок (или ужесточение существующего режима проверок или санкций)


 

х
 

Получение справок и разрешений от государственных органов


 

х
 

Иное (определить)


 

х
 

 

Расчет издержек на одно среднестатистическое предприятие субъект регулирования

Таблица 1

Разовые инвестиции

Расходы на тех обслуживание, поддержание (в год)

Итого

Инвестиции в средства производства, изменения помещений, лаборатории, обучение персонала

 

не требуются
 

не требуются


 

Расходы за 5 лет

0

0

0

Таблица 2

Расходы на экспертизы и заключения

Периодическое обслуживание третьими лицами (в год)

Итого

Необходимость использования третьих лиц для независимых экспертиз, оценок, заключений

 

не требуются
 

не требуются

 
 

Расходы за 5 лет

0

0

0

Таблица 3

Государственные пошлины

Цена затраты рабочего времени (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Периодическая отчетность государству

 

не требуются
 

не требуются

 
 

Расходы за 5 лет

0

0

0

Таблица 4

Цена затраты рабочего времени на работу с проверяющими (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Вероятностные штрафные санкции (цена штрафа умножается на вероятность его наложения) в год

Итого

Государственные проверки (специализированные по альтернативе)

 

не предусмотрены

 

не предусмотрены


Х

Расходы за 5 лет

0

0

0

Таблица 5

Государственные пошлины, другие прямые выплаты за документы

Цена затраты рабочего времени на их получение (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Получение разрешений, иных государственных документов

 

не предусмотрены

 

не предусмотрены

 
Х

Расходы за 5 лет

0

0

0

 

Данные Таблиц 1-5  (расходы за 5 лет в колонках «Итого») суммируются _-___ тенге

Данная величина умножается на количество предприятий (субъектов предпринимательства), которые являются субъектами этой альтернативы ____-______ тенге

 

 

форма 1б Расчет издержек для бизнеса (монетизация)

Альтернатива 2 – Исключение взаимного просмотра участниками закупок заявок на участие в проводимом конкурсе других потенциальных поставщиков

 

       Какие регуляторные действия предполагает использование альтернативы?


 

Да

Нет

Инвестиции в средства производства, изменения помещений, лаборатории, обучение персонала, иные необходимые неадминистративные издержки


 

х

Необходимость использования третьих лиц для независимых экспертиз, оценок, заключений


 

х
 

Периодическая отчетность государству (или увеличение отчетности)


 

х
 

Становление субъектом специализированных государственных проверок (или ужесточение существующего режима проверок или санкций)


 

х
 

Получение справок и разрешений от государственных органов


 

х
 

Иное (определить)


 

х
 

 

Расчет издержек на одно среднестатистическое предприятие субъект регулирования

Таблица 1

Разовые инвестиции

Расходы на тех обслуживание, поддержание (в год)

Итого

Инвестиции в средства производства, изменения помещений, лаборатории, обучение персонала

 

не требуются
 

не требуются


 

Расходы за 5 лет

0

0

0

Таблица 2

Расходы на экспертизы и заключения

Периодическое обслуживание третьими лицами (в год)

Итого

Необходимость использования третьих лиц для независимых экспертиз, оценок, заключений

 

не требуются
 

не требуются

 
 

Расходы за 5 лет

0

0

0

Таблица 3

Государственные пошлины

Цена затраты рабочего времени (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Периодическая отчетность государству

 

не требуются
 

не требуются

 
 

Расходы за 5 лет

0

0

0

Таблица 4

Цена затраты рабочего времени на работу с проверяющими (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Вероятностные штрафные санкции (цена штрафа умножается на вероятность его наложения) в год

Итого

Государственные проверки (специализированные по альтернативе)

 

не предусмотрены

 

не предусмотрены


Х

Расходы за 5 лет

0

0

0

Таблица 5

Государственные пошлины, другие прямые выплаты за документы

Цена затраты рабочего времени на их получение (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Получение разрешений, иных государственных документов

 

не предусмотрены

 

не предусмотрены

 
Х

Расходы за 5 лет

0

0

0

 

Данные Таблиц 1-5  (расходы за 5 лет в колонках «Итого») суммируются _-___ тенге

Данная величина умножается на количество предприятий (субъектов предпринимательства), которые являются субъектами этой альтернативы ____-______ тенге

 

 

 

 

форма 1б Расчет издержек для бизнеса (монетизация)

Альтернатива 3 – Исключение взаимного просмотра участниками закупок заявок на участие в проводимом конкурсе других потенциальных поставщиков

 

       Какие регуляторные действия предполагает использование альтернативы?


 

Да

Нет

Инвестиции в средства производства, изменения помещений, лаборатории, обучение персонала, иные необходимые неадминистративные издержки


 

х

Необходимость использования третьих лиц для независимых экспертиз, оценок, заключений


 

х
 

Периодическая отчетность государству (или увеличение отчетности)


 

х
 

Становление субъектом специализированных государственных проверок (или ужесточение существующего режима проверок или санкций)


 

х
 

Получение справок и разрешений от государственных органов


 

х
 

Иное (определить)


 

х
 

 

Расчет издержек на одно среднестатистическое предприятие субъект регулирования

Таблица 1

Разовые инвестиции

Расходы на тех обслуживание, поддержание (в год)

Итого

Инвестиции в средства производства, изменения помещений, лаборатории, обучение персонала

 

не требуются
 

не требуются


 

Расходы за 5 лет

0

0

0

Таблица 2

Расходы на экспертизы и заключения

Периодическое обслуживание третьими лицами (в год)

Итого

Необходимость использования третьих лиц для независимых экспертиз, оценок, заключений

 

не требуются
 

не требуются

 
 

Расходы за 5 лет

0

0

0

Таблица 3

Государственные пошлины

Цена затраты рабочего времени (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Периодическая отчетность государству

 

не требуются
 

не требуются

 
 

Расходы за 5 лет

0

0

0

Таблица 4

Цена затраты рабочего времени на работу с проверяющими (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Вероятностные штрафные санкции (цена штрафа умножается на вероятность его наложения) в год

Итого

Государственные проверки (специализированные по альтернативе)

 

не предусмотрены

 

не предусмотрены


Х

Расходы за 5 лет

0

0

0

Таблица 5

Государственные пошлины, другие прямые выплаты за документы

Цена затраты рабочего времени на их получение (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Получение разрешений, иных государственных документов

 

не предусмотрены

 

не предусмотрены

 
Х

Расходы за 5 лет

0

0

0

 

Данные Таблиц 1-5  (расходы за 5 лет в колонках «Итого») суммируются _-___ тенге

Данная величина умножается на количество предприятий (субъектов предпринимательства), которые являются субъектами этой альтернативы ____-______ тенге

 

 

 

форма 1в Расчет издержек на администрирование регулирования для государственных органов (монетизация)

       Какие действия предполагает использование альтернативы?

      Если альтернатива предполагает работу нескольких государственных органов, Таблица 1 заполняется по каждому из них отдельно с указанием государственного органа

Таблица 1

Цена затраты рабочего времени (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Получение и анализ отчетности


 


 

Проведение проверок


 


 

Выдача разрешений


 


 

Иные формы контроля (определить)


 


 

Итого за 5 лет


 


 

      Предполагает ли альтернатива создание нового государственного органа, либо нового структурного подразделения существующего органа Да ____ Нет ___

      Если да – определите полный планируемый годовой бюджет нового органа или структурного подразделения ____ х5 = _____