Единый контакт-центр

1414

8-800-080-7777

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Аналитическая форма по результатам анализа регуляторного воздействия регуляторных инструментов

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: АРВ
Дата создания: 22/10/2019
Публичное обсуждение до: 25/10/2019
Дата запуска онлайн-обсуждения: 22/10/2019 00:00:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 25/10/2019 00:00:00
Приложенные документы:

Аналитическая форма по результатам анализа регуляторного
воздействия регуляторных инструментов

 

 

Министерство финансов Республики Казахстан____________________________________

(наименование регулирующего государственного органа или заинтересованного лица)

 

В рамках проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственных закупок»

(наименование проекта документа)

 

Разработчик проекта документа: Министерство финансов Республики Казахстан           

 

ШАГ 1: Определение проблемы и цели регулирования

1

Определение проблемы и причины существования проблемы (текст в произвольной форме не превышающий 3 предложений, необходимо указать целевую группу и причинно-следственную связь)  

В 2019 году в законодательстве о государственных закупках  установлен новый критерий выбора поставщика по сумме уплаченных налогов, который направлен на стимулирование потенциальных поставщиков добросовестно уплачивать налоги.

Однако сегодня имеют место случаи, когда крупные предприятия в определенной сфере имеют лучшие показатели критериев отбора, и соответственно побеждают во всех государственных закупках.

Таким образом, данная ситуация приводит к монополизации рынков и препятствию развития малого и среднего бизнеса.

    В этой связи, предлагается установить ограничения участия в государственных закупках при превышении ежегодных объемов (лимиты) участия потенциальных поставщиков, которые будут определяться Правилами осуществления государственных закупок.

2

Существуют ли данные (в цифровом измерении) доказывающие факт существования проблемы и показывающие ее масштаб.

Нет

Да _Х_

 

3

 Какова цель вводимого регулирования

 

        В целях развития малого и среднего бизнеса предлагается установить ежегодные объемы (лимиты) участия потенциальных поставщиков в государственных закупках, поскольку показатели налоговых отчислений зачастую ведут к победе субъектов крупного бизнеса.

        Порядок определения лимитов будет установлен Правилами осуществления государственных закупок.

ШАГ 2: Альтернативы

1. Определение планируемых для рассмотрения альтернатив (отметьте те варианты, которые уже есть и те альтернативные подходы, которые Вы рассматриваете и анализируете – необходимо выбрать не меньше 3 альтернативных подхода, возможно комбинирование. Для определения альтернатив используйте список возможных вариантов представленный ниже.

1. Действующее регулирование (текущая ситуация, то есть неизменность регулирования)

2. Информационная кампания.

3. Изменение налогов, субсидий, государственные закупки, торговля квотами, другие рыночные механизмы.

4. Обязательное страхование ответственности.

5. Обязательные маркировки.

6. Обязательная отчетность.

7. Декларирование, уведомление.

8. Правила деятельности и проверки их исполнения (без разрешительных документов).

9. Разрешительные инструменты.

10. Запреты.

11. Введение сферы государственного контроля и надзора

12. Введение обязательного саморегулирования (далее-СРО) (при выборе данной альтернативы необходимо заполнить форму 1а)

13. Иное (на выбор разработчика аналитической формы)

2

Описание планируемых альтернатив (описываются все выбранные альтернативы в произвольной форме с указанием регуляторной конкретики (по списку выше)

 

 

 

 

Альтернатива 1 сохранение текущего положения.

Процедура государственных закупок осуществляется в порядке, определенном Законом «О государственных закупках» и Правилами осуществления государственных закупок.

На сегодняшний день, участие потенциальных поставщиков в государственных закупках осуществляется на добровольной, открытой и прозрачной основе.

С учетом предмета закупаемых товаров, работ, услуг, к потенциальным поставщикам заказчиками устанавливаются соответствующие требования.

Среди потенциальных поставщиков, соответствующих квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации определяется победитель.

 Альтернатива 2

Исключение порогового значения демпинга с возможностью внесения антидемпинговых сумм.

В данной ситуации будет исключена возможность подачи демпинга с внесением антидемпинговых сумм.

Это позволит сопоставление условных цен участников конкурса и определение победителя конкурса осуществлять в первую очередь на основе наименьшей условной цены.

 Альтернатива 3

Установление для потенциальных поставщиков ограничения на участие в государственных закупках при превышении ежегодных объемов (лимиты) государственных закупок.

         Согласно пункту 172 Правил осуществления государственных закупок, при равенстве опыта работы в качестве генерального подрядчика, победителем признается участник конкурса, имеющий больший показатель по сумме уплаченных налогов за четыре года, предшествующие предыдущему году согласно данным информационных систем органов государственных доходов.

Предлагаемый подход выбора поставщика является одной из мер по недопущению к участию в закупках компаний-однодневок и стимулированию предпринимателей к добросовестной уплате налогов.

Вместе с тем, данный показатель порождает  случаи, когда победителями государственных закупок определяются субъекты крупного предпринимательства за счет крупных налоговых отчислений.

В этой связи, предлагается для потенциальных поставщиков, участвующих в государственных закупках установить ежегодные лимиты по их участию в закупках.

Порядок определения лимитов будет установлен Правилами осуществления государственных закупок.

ШАГ 3: Определение воздействия альтернатив

3.1. Воздействие на экономическую систему

Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждой альтернативы при ее воздействии на экономическую систему в целом с учетом таких элементов экономической системы как:

1. Воздействие на свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также международную торговлю и международные инвестиционные потоки.

2. Общие последствия для экономического роста.

3. Влияние на занятость, рабочие места.

4. Косвенное влияние на отрасли экономики и другое

Необходимо спрогнозировать последствия предполагаемого регулирования в произвольной форме

 

 

Выгоды

Издержки


 

Альтернатива 1

Неограниченный доступ к участию в государственных закупках позволит потенциальным поставщикам – представителям малого, среднего и крупного бизнеса участвовать в государственных закупках  на равных условиях, что будет способствовать обеспечению благоприятного климата для предпринимательской деятельности.

Неограниченный доступ к участию в государственных закупках влечет убытки для субъектов малого и среднего бизнеса, поскольку с учетом применяемых критериев выбора поставщика приоритет отдается крупным предпринимателям за счет опыта работы и налоговых отчислений.


 

Альтернатива 2

Исключение порового значения демпинга повлечет для потенциальных поставщиков возможность спускать ценовое предложение до максимума, что тем самым будет способствовать образованию экономии бюджетных средств.

В погоне за выигрышем потенциальные поставщики будет спускать ценовое предложение, что негативно отразится на качестве закупаемых работ.

 


 

Альтернатива 3

Установление ограничения на участие в государственных закупках при превышении объемов (лимитов) будет способствовать поддержке и развитию малого и среднего бизнеса.

отсутствуют

3.2. Воздействие на бизнес

Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждой альтернативы при ее воздействии на бизнес с обязательным учетом:

1. Влияния на производительность и конкурентоспособность предприятий, в том числе на инновации и развитие (при внедрении саморегулирования необходимо оценить возможные сложности входа в бизнес).

2. Влияния на прибыльность и устойчивость предприятий.

3. Относительное влияние издержек в зависимости от размера предприятия (является ли относительное влияние издержек для малых предприятий выше, чем для крупных).

4. Другое.

Отдельно монетизируйте и посчитайте издержки для бизнеса согласно с формой 1б


 


 

Выгоды

Издержки


 

Альтернатива 1

Неограниченный доступ к участию в государственных закупках обеспечивает равную и добросовестную конкуренцию

 Неограниченный доступ к участию в государственных закупках повлечет убытки для субъектов малого и среднего бизнеса, поскольку с учетом применяемых критериев выбора поставщика в приоритете будут крупные предприниматели за счет опыта работы и налоговых отчислений.


 

Издержки для бизнеса по форме 1б

 

-


 

Альтернатива 2

Возможность использования демпинга при условии внесения обеспечения на сниженную сумму предоставит представителям бизнеса, независимо от наличия квалификации (опыт работы) побеждать в государственных закупках.

Использование критерия выбора поставщика по наименьшей цене повлечет нездоровую и неравную конкуренцию.

 

 


 

Издержки для бизнеса по форме 1б

 

-


 

Альтернатива 3

Установление ограничения на участие в государственных закупках при превышении объемов (лимитов) будет способствовать поддержке и развитию малого и среднего бизнеса.

При достижении установленных ежегодных объемов (лимитов) субъекты предпринимательства не вправе будут принимать участие в государственных закупках.


 

Издержки для бизнеса по форме 1б

 

-

3.3 Воздействие на органы государственной власти и общество в целом

3.3 Воздействие на органы государственной власти и общество в целом
Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждой альтернативы при ее воздействии на органы государственной власти и общество в целом с обязательным учетом:

1. Влияние на здоровье и безопасность (включая экономическую) населения.

2. Влияния на преступность включая экономическую.

3. Возможные коррупционные риски.

4. Влияния на экологию.

5. Изменения потребительского выбора.

6. Изменения розничных цен.

7. Влияние на информированность потребителей и их защиту.

8. Другое.

Отдельно монетизируйте и посчитайте издержки на администрирование регулирования согласно с формой 1в

 

 

Выгоды

Издержки


 

Альтернатива 1

Неограниченный доступ к участию в государственных закупках обеспечивает равную и добросовестную конкуренцию

 Неограниченный доступ к участию в государственных закупках повлечет убытки для субъектов малого и среднего бизнеса, поскольку с учетом применяемых критериев выбора поставщика в приоритете будут крупные предприниматели за счет опыта работы и налоговых отчислений.

 Издержки на администрирование по форме 1в

-

-


 

 Альтернатива 2

Возможность использования демпинга при условии внесения обеспечения на сниженную сумму предоставит представителям бизнеса, независимо от наличия квалификации (опыт работы) побеждать в государственных закупках.

Использование критерия выбора поставщика по наименьшей цене повлечет нездоровую и неравную конкуренцию.

 

 

 Издержки на администрирование по форме 1б

Создание нового государственного органа или структурного подразделения не требуется

-


 

 Альтернатива 3

Установление ограничения на участие в государственных закупках при превышении объемов (лимитов) будет способствовать поддержке и развитию малого и среднего бизнеса.

отсутствуют

 Издержки на администрирование по форме 1в

Создание нового государственного органа или структурного подразделения не требуется

-
 

ШАГ: 4 Выбор наиболее оптимальной регуляторной альтернативы

Определение баллов 5-ти бальной системы оценки результативности регулирования

5 – поставленная задача решается полностью (проблема больше существовать не будет);

4 – поставленная задача решается почти полностью (все важные части проблемы существовать не будут);

3 – поставленная задача решается частично (проблема значительно уменьшается, самые критичные аспекты проблемы существовать не будут);

2 – поставленная задача решается в некоторых аспектах (некоторые важные и критические аспекты проблемы продолжат существовать);

1 – поставленная задача не решается (проблема продолжит существовать)**.

Рейтинг по результативности (достигаемости задач в решении проблемы)

Бал результативности

(5-ти бальная система)

Объяснение присвоения соответствующего балла

Альтернатива 1

2

Действующая система выбора поставщика ставит субъекты малого и среднего бизнеса в неравные условия с крупными предприятиями.

Альтернатива 2

1
 

Поставленная задача решается частично, поскольку, в данном случае использование критерия выбора поставщика по наименьшей цене повлечет нездоровую и неравную конкуренцию.

Альтернатива 3

4
 

Установление ограничения на участие в государственных закупках при превышении объемов (лимитов) будет способствовать поддержке и развитию малого и среднего бизнеса.

Рейтинг по эффективности, в зависимости от нагрузки на субъект бизнеса

Выгоды (итог)

Издержки (итог)

Альтернатива 1

2

2

Альтернатива 2

3

2

Альтернатива 3

4

3

Выбор наилучшей альтернативы (производится на основании сопоставления данных двух предыдущих таблиц) с определением возможных рисков и механизма реализации

Рейтинг

Возможные риски и непредвиденные последствия

Механизм реализации предлагаемого регулирования


 

 Альтернатива 3 рекомендуемая

отсутствуют
 

1. Сроки и этапы внедрения:

1) принятие проекта Закона до конца 2020 года, введение в действие с 1 января 2021 года;

2) разработка и утверждение Правил осуществления закупок до конца 2020 года, введение в действие с 1 января 2021 года.

2. Уполномоченный орган, ответственный за внедрение регулирования и осуществления оценки достижения поставленных индикаторов

Министерство финансов Республики Казахстан

ШАГ 5: Индикатор оценки

1

Определите индикаторы и рекомендуемые изменения в системы сбора и анализа информации для более полного мониторинга (возможные индикаторы и что надо сделать чтоб они стали измеряемы) и указать источники информации, на основании которых будет осуществляться оценка достижения заявленного индикатора

Сведения по государственным закупкам, размещенным веб-портале государственных закупок.

 

Оценка достижения заявленных индикаторов будет осуществляться на основании информации веб-портала государственных закупок

2

Рекомендуемая периодичность измерения индикаторов (не менее 3 лет не более 5 лет, а при введении СРО-3 года)


три года


 

3

Планируемое изменение данных, указанных в пункте 2 шага 1 "данные доказывающие факт существования проблемы и показывающие ее масштаб", в цифровом измерении, показывающих возможные изменения масштаба проблемы после введения регулирования (в описании укажите временные рамки планируемых изменений)

Нет ____

Да __х__

 Если

Да –  приведите их

 

 

Установление ограничения на участие в государственных закупках при превышении объемов (лимитов)  приведет к изменению статистики государственных закупок, в частности по сведениям  участников государственных закупок и их объемов.

 

 

 

                   

 

** - присвоение балла 1 означает, что вариант выбран неправильно и его не следует рассматривать вообще

 

Подпись ___________                                              дата «___» ____________ 201__ г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

форма 1б Расчет издержек для бизнеса (монетизация)

Альтернатива 1 – сохранение текущего положения

 

       Какие регуляторные действия предполагает использование альтернативы?


 

Да

Нет

Инвестиции в средства производства, изменения помещений, лаборатории, обучение персонала, иные необходимые неадминистративные издержки


 

х

Необходимость использования третьих лиц для независимых экспертиз, оценок, заключений


 

х
 

Периодическая отчетность государству (или увеличение отчетности)


 

х
 

Становление субъектом специализированных государственных проверок (или ужесточение существующего режима проверок или санкций)


 

х
 

Получение справок и разрешений от государственных органов


 

х
 

Иное (определить)


 

х
 

 

Расчет издержек на одно среднестатистическое предприятие субъект регулирования

Таблица 1

Разовые инвестиции

Расходы на тех обслуживание, поддержание (в год)

Итого

Инвестиции в средства производства, изменения помещений, лаборатории, обучение персонала

 

не требуются
 

не требуются


 

Расходы за 5 лет

0

0

0

Таблица 2

Расходы на экспертизы и заключения

Периодическое обслуживание третьими лицами (в год)

Итого

Необходимость использования третьих лиц для независимых экспертиз, оценок, заключений

 

не требуются
 

не требуются

 
 

Расходы за 5 лет

0

0

0

Таблица 3

Государственные пошлины

Цена затраты рабочего времени (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Периодическая отчетность государству

 

не требуются
 

не требуются

 
 

Расходы за 5 лет

0

0

0

Таблица 4

Цена затраты рабочего времени на работу с проверяющими (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Вероятностные штрафные санкции (цена штрафа умножается на вероятность его наложения) в год

Итого

Государственные проверки (специализированные по альтернативе)

 

не предусмотрены

 

не предусмотрены


Х

Расходы за 5 лет

0

0

0

Таблица 5

Государственные пошлины, другие прямые выплаты за документы

Цена затраты рабочего времени на их получение (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Получение разрешений, иных государственных документов

 

не предусмотрены

 

не предусмотрены

 
Х

Расходы за 5 лет

0

0

0

 

Данные Таблиц 1-5  (расходы за 5 лет в колонках «Итого») суммируются _-___ тенге

Данная величина умножается на количество предприятий (субъектов предпринимательства), которые являются субъектами этой альтернативы ____-______ тенге

 

 

форма 1б Расчет издержек для бизнеса (монетизация)

Альтернатива 2 – исключение порогового значения демпинга с возможностью внесения антидемпинговых сумм

 

       Какие регуляторные действия предполагает использование альтернативы?


 

Да

Нет

Инвестиции в средства производства, изменения помещений, лаборатории, обучение персонала, иные необходимые неадминистративные издержки


 

х

Необходимость использования третьих лиц для независимых экспертиз, оценок, заключений


 

х
 

Периодическая отчетность государству (или увеличение отчетности)


 

х
 

Становление субъектом специализированных государственных проверок (или ужесточение существующего режима проверок или санкций)


 

х
 

Получение справок и разрешений от государственных органов


 

х
 

Иное (определить)


 

х
 

 

Расчет издержек на одно среднестатистическое предприятие субъект регулирования

Таблица 1

Разовые инвестиции

Расходы на тех обслуживание, поддержание (в год)

Итого

Инвестиции в средства производства, изменения помещений, лаборатории, обучение персонала

 

не требуются
 

не требуются


 

Расходы за 5 лет

0

0

0

Таблица 2

Расходы на экспертизы и заключения

Периодическое обслуживание третьими лицами (в год)

Итого

Необходимость использования третьих лиц для независимых экспертиз, оценок, заключений

 

не требуются
 

не требуются

 
 

Расходы за 5 лет

0

0

0

Таблица 3

Государственные пошлины

Цена затраты рабочего времени (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Периодическая отчетность государству

 

не требуются
 

не требуются

 
 

Расходы за 5 лет

0

0

0

Таблица 4

Цена затраты рабочего времени на работу с проверяющими (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Вероятностные штрафные санкции (цена штрафа умножается на вероятность его наложения) в год

Итого

Государственные проверки (специализированные по альтернативе)

 

не предусмотрены

 

не предусмотрены


Х

Расходы за 5 лет

0

0

0

Таблица 5

Государственные пошлины, другие прямые выплаты за документы

Цена затраты рабочего времени на их получение (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Получение разрешений, иных государственных документов

 

не предусмотрены

 

не предусмотрены

 
Х

Расходы за 5 лет

0

0

0

 

Данные Таблиц 1-5  (расходы за 5 лет в колонках «Итого») суммируются _-___ тенге

Данная величина умножается на количество предприятий (субъектов предпринимательства), которые являются субъектами этой альтернативы ____-______ тенге

 

 

 

 

форма 1б Расчет издержек для бизнеса (монетизация)

Альтернатива 3 – Установление для потенциальных поставщиков ограничения на участие

в государственных закупках при превышении ежегодных объемов (лимиты)

государственных закупок.

 

       Какие регуляторные действия предполагает использование альтернативы?


 

Да

Нет

Инвестиции в средства производства, изменения помещений, лаборатории, обучение персонала, иные необходимые неадминистративные издержки


 

х

Необходимость использования третьих лиц для независимых экспертиз, оценок, заключений


 

х
 

Периодическая отчетность государству (или увеличение отчетности)


 

х
 

Становление субъектом специализированных государственных проверок (или ужесточение существующего режима проверок или санкций)


 

х
 

Получение справок и разрешений от государственных органов


 

х
 

Иное (определить)


 

х
 

 

Расчет издержек на одно среднестатистическое предприятие субъект регулирования

Таблица 1

Разовые инвестиции

Расходы на тех обслуживание, поддержание (в год)

Итого

Инвестиции в средства производства, изменения помещений, лаборатории, обучение персонала

 

не требуются
 

не требуются


 

Расходы за 5 лет

0

0

0

Таблица 2

Расходы на экспертизы и заключения

Периодическое обслуживание третьими лицами (в год)

Итого

Необходимость использования третьих лиц для независимых экспертиз, оценок, заключений

 

не требуются
 

не требуются

 
 

Расходы за 5 лет

0

0

0

Таблица 3

Государственные пошлины

Цена затраты рабочего времени (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Периодическая отчетность государству

 

не требуются
 

не требуются

 
 

Расходы за 5 лет

0

0

0

Таблица 4

Цена затраты рабочего времени на работу с проверяющими (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Вероятностные штрафные санкции (цена штрафа умножается на вероятность его наложения) в год

Итого

Государственные проверки (специализированные по альтернативе)

 

не предусмотрены

 

не предусмотрены


Х

Расходы за 5 лет

0

0

0

Таблица 5

Государственные пошлины, другие прямые выплаты за документы

Цена затраты рабочего времени на их получение (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Получение разрешений, иных государственных документов

 

не предусмотрены

 

не предусмотрены

 
Х

Расходы за 5 лет

0

0

0

 

Данные Таблиц 1-5  (расходы за 5 лет в колонках «Итого») суммируются _-___ тенге

Данная величина умножается на количество предприятий (субъектов предпринимательства), которые являются субъектами этой альтернативы ____-______ тенге

 

 

форма 1в Расчет издержек на администрирование регулирования для государственных органов (монетизация)

       Какие действия предполагает использование альтернативы?

      Если альтернатива предполагает работу нескольких государственных органов, Таблица 1 заполняется по каждому из них отдельно с указанием государственного органа

Таблица 1

Цена затраты рабочего времени (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Получение и анализ отчетности


 


 

Проведение проверок


 


 

Выдача разрешений


 


 

Иные формы контроля (определить)


 


 

Итого за 5 лет


 


 

      Предполагает ли альтернатива создание нового государственного органа, либо нового структурного подразделения существующего органа Да ____ Нет ___

      Если да – определите полный планируемый годовой бюджет нового органа или структурного подразделения ____ х5 = _____