Единый контакт-центр

1414

8-800-080-7777

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Аналитическая форма анализа регуляторного воздействия по введению лицензирования деятельности субъектов предпринимательства, осуществляющих микрофинансовую деятельность, предоставляющих микрокредиты (микрофинансовые организации, кредитные товарищества, ломбарды)

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: АРВ
Дата создания: 06/03/2020
Публичное обсуждение до: 12/03/2020
Дата запуска онлайн-обсуждения: 06/03/2020 00:00:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 12/03/2020 00:00:00
Приложенные документы:

                                               

Аналитическая форма анализа регуляторного воздействия по введению лицензирования деятельности субъектов предпринимательства, осуществляющих микрофинансовую деятельность, предоставляющих микрокредиты

(микрофинансовые организации, кредитные товарищества, ломбарды)

(наименование требования/регуляторного инструмента)

 

В рамках проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам улучшения бизнес-климата»

(наименование проекта документа)

Разработчик проекта документа Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка

 

ШАГ 1: Определение проблемы и цели регулирования

1.

Определение проблемы и причины существования проблемы (текст в произвольной форме не превышающий 3 предложений, необходимо указать целевую группу и причинно-следственную связь)

С 1 января 2020 года введена учетная регистрация для ломбардов, кредитных товариществ и иных юридических лиц, предоставляющих займы гражданам. Обязанность по прохождению учетной регистрации в уполномоченном органе установлена
до 1 июля 2020 года.

На сегодня учетную регистрацию в Агентстве РК по регулированию и развитию финансового рынка не прошел ни один ломбард, ни одно кредитное товарищество.

Справочно: до 2006 года деятельность ломбардов и кредитных товариществ подлежала лицензированию.
В рамках оптимизации разрешительных процедур и улучшения бизнес-климата, с 2006 года лицензирование деятельности указанных субъектов было отменено.

По данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК на начало 2020 года в стране осуществляют деятельность свыше 2 000 ломбардов, более 800 кредитных товариществ, около 300 иных субъектов небанковского рынка кредитования.

В начале 2020 года правоохранительными органами были выявлены факты осуществления ломбардами незаконных операций, имеющих признаки мошенничества и организации финансовой пирамиды.

В целом на рынке небанковского кредитования сохраняются системные риски.

Со стороны небанковских кредиторов нередки случаи нарушения интересов потребителей. Пользуясь низкой финансовой грамотностью населения, небанковские кредиторы предоставляют гражданам кредиты по высоким ставкам, с различными комиссиями и штрафами, что усиливает риски закредитованности граждан и невозможности исполнения обязательств по займам.

В соответствии с Протоколом совещания под председательством Президента РК от 26.02.2020г.
№ 20-01-7.5 Правительству РК совместно с Национальным Банком РК и Агентством РК по регулированию и развитию финансового рынка, поручено рассмотреть вопрос о возврате к лицензированию ломбардной деятельности.

Целевая группа:

более 2 000 ломбардов;

более 800 кредитных товарищества;

200 микрофинансовых организаций;

более 200 микрокредитных организаций;

более 40 компаний онлайн-кредитования.

2.

Существуют ли данные (в цифровом измерении) доказывающие факт существования проблемы и показывающие ее масштаб

Да

На начало 2020 года общая задолженность по всем потребительским кредитам превышает 4 трлн. тенге. Должниками являются более 5,5 млн. человек. Это около 30% всего населения Казахстана и 60% рабочей силы страны.

Задолженность каждого заемщика в среднем составляет более 700 тыс. тенге, т.е. более 3 среднемесячных заработных плат.

Количество ломбардов, а также субъектов, предоставляющих займы гражданам, по информации Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан, значительно растет и на начало 2020 года их количество превысило 2 000 субъектов. Общее количество субъектов, предоставляющих займы гражданам, на начало текущего года составляет порядка 3 200 юридических лиц.

Наблюдается рост рисков в секторе небанковского кредитования. Ссудный портфель небанковских организаций (онлайн-кредиторы, ломбарды, кредитные товарищества) растет высокими темпами, достигнув порядка 500 млрд. тенге.

Деятельность ломбардов связана с оборотом большого количества предметов залога (изделия из драгоценных металлов, автотранспортных средств и другого движимого имущества), в том числе незаконно добытого.

По данным Министерства внутренних дел РК за 2018 год установлено свыше 2,5 тыс. фактов сбыта краденого имущества через ломбарды. Возможность осуществления операций с деньгами и иным имуществом при отсутствии контроля и надзора повышает риски легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

На рынке микрофинансовых организаций (200 субъектов) осуществляют деятельность крупные субъекты, объем активов которых сопоставим со средними и небольшими банками.

Кредитные товарищества (864 субъектов) осуществляют прием и аккумулирование денег (вклад в уставный капитал) для кредитования своих участников, что схоже с привлечением депозитов и создает риски невозврата вложенных средств.

В этой связи, наблюдается увеличение количества обращений/жалоб граждан, на неправомерную деятельность нерегулируемых кредиторов, выдаваемых кредитными организациями, онлайн-кредитования, ломбардами.

3.

Какова цель вводимого регулирования

Учитывая, что деятельность ломбардов, кредитных товариществ и микрофинансовых организаций связана с высоким уровнем риска для собственности и интересов потребителей, а также в целях допуска на рынок исключительно добросовестных участников, соответствующих установленным квалификационным требованиям, предлагается ввести лицензирование микрофинансовой деятельности.

В реализацию указанных предложений подготовлен блок поправок в законодательные акты РК по вопросу введения лицензирования микрофинансовой деятельности.

Введение лицензирования микрофинансовой деятельности позволит отнести субъектов микрофинансовой деятельности к финансовым организациям и создать единое законодательное определение финансовых услуг и финансового рынка. При этом лицензирование позволит устанавливать более высокие требования к деятельности субъектов, включая требования к финансовой устойчивости, защите интересов потребителей финансовых услуг, созданию равноправных условий для деятельности финансовых организаций, направленных на поддержание добросовестной конкуренции на финансовом рынке.

ШАГ 2: Альтернативы

1. Определение планируемых для рассмотрения альтернатив (отметьте те варианты, которые уже есть и те альтернативные подходы, которые Вы рассматриваете и анализируете - необходимо выбрать не меньше 3 альтернативных подхода, возможно комбинирование. Для определения альтернатив используйте список возможных вариантов представленный ниже.

1. Действующее регулирование (текущая ситуация, то есть неизменность регулирования)

2. Информационная кампания.

3. Изменение налогов, субсидий, государственные закупки, торговля квотами, другие рыночные механизмы.

4. Обязательное страхование ответственности.

5. Обязательные маркировки.

6. Обязательная отчетность.

7. Декларирование, уведомление.

8. Правила деятельности и проверки их исполнения (без разрешительных документов).

9. Разрешительные инструменты.

10. Запреты.

11. Введение сферы государственного контроля и надзора

12. Введение обязательного саморегулирования (далее – СРО) (при выборе данной альтернативы необходимо заполнить форму 1а)

13. Иное (на выбор разработчика аналитической формы)

2.

Описание планируемых альтернатив (описываются все выбранные альтернативы в произвольной форме с указанием регуляторной конкретики (по списку выше)

Альтернатива 1

Действующее регулирование

Учетная регистрация организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность (в т.ч. ломбарды, микрофинансовые организации и кредитные товарищества)

Альтернатива 2 (рекомендуемая)

Введение лицензирования в отношении организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность (в т.ч. ломбардов, микрофинансовых организаций и кредитных товариществ), в том числе признание организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность финансовыми организациями, что предполагает распространение в отношении них всех требований и ограничений, установленных законодательством по контролю и надзору за финансовым рынком и финансовыми организациями (проверка соответствия установленным квалификационным требованиям перед получением лицензии, необходимость раскрытия информации об учредителях (участниках) организации, необходимость получения согласия на назначение руководящих работников и другие).

Альтернатива 3

Запрет на осуществление микрофинансовой деятельности

ШАГ 3: Определение воздействия альтернатив

3.1. Воздействие на экономическую систему

Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждой альтернативы при ее воздействии на экономическую систему в целом с учетом таких элементов экономической системы как:

1. Воздействие на свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также международную торговлю и международные инвестиционные потоки.

2. Общие последствия для экономического роста.

3. Влияние на занятость, рабочие места.

4. Косвенное влияние на отрасли экономики и другое

Необходимо спрогнозировать последствия предполагаемого регулирования в произвольной форме

   

Выгоды

Издержки

 

Альтернатива 1

Повышение прозрачности рынка кредитования путем устранения имеющихся дисбалансов в регулировании его различных сегментов.

Обеспечение надежной защиты прав и законных интересов граждан.

Формирование цивилизованного рынка кредитных услуг и условий ведения бизнеса.

Отсутствуют

 

Альтернатива 2

(рекомендуемая)

Повышение прозрачности рынка кредитования путем устранения имеющихся дисбалансов в регулировании его различных сегментов.

Обеспечение надежной защиты прав и законных интересов граждан.

Формирование цивилизованного рынка кредитных услуг и условий ведения бизнеса.

Повышение ответственности финансовых организаций (в т.ч. организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность) при осуществлении деятельности по кредитованию.

Минимизация рисков проведения организациями, осуществляющими микрофинансовую деятельность, незаконных операций, мошенничества, организации финансовых пирамид.

Повышение уровня добросовестной конкуренции в связи с введением единых стандартов и требований к деятельности на рынке небанковского кредитования.

Затраты на получение лицензии и приведение деятельности в соответствие с новыми требованиями законодательства, связанными с установлением лицензирования (затраты на регулирование)

 

Альтернатива 3

Отсутствуют

Существенное ограничение возможностей населения в удовлетворении потребностей в заемных средствах ввиду сокращения субъектов кредитования.

Переход субъектов кредитования в теневой сектор.

Потеря рабочих мест.

3.2. Воздействие на бизнес

Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждой альтернативы при ее воздействии на бизнес с обязательным учетом:

1. Влияния на производительность и конкурентоспособность предприятий, в том числе на инновации и развитие (при внедрении саморегулирования необходимо оценить возможные сложности входа в бизнес).

2. Влияния на прибыльность и устойчивость предприятий.

3. Относительное влияние издержек в зависимости от размера предприятия (является ли относительное влияние издержек для малых предприятий выше, чем для крупных).

4. Другое.

Отдельно монетизируйте и посчитайте издержки для бизнеса согласно с формой 1б

   

Выгоды

Издержки

 

Альтернатива 1

(действующее регулирование)

Учетная регистрация организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность (в т.ч. ломбарды, кредитные товарищества и компании онлайн-кредитования)

Формирование цивилизованного рынка микрофинансирования, прозрачность, добросовестная конкуренция

Затраты на учетную регистрацию и приведение деятельности в соответствие с требованиями законодательства, связанными с учетной регистрацией.

 

Издержки для бизнеса по форме 1б

 

Издержки для ломбардов и кредитных товариществ – 0 тенге за год / 0 тенге за 5 лет

 

Альтернатива 2 (рекомендуемая)

Введение лицензирования в отношении организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность (в т.ч. ломбардов, микрофинансовых организаций и кредитных товариществ)

Повышение конкуренции в связи с приходом на рынок равноправных банкам участников рынка микрокредитования, следовательно, снижение стоимости кредитных ресурсов для заемщиков.

Обеспечение надлежащей защиты прав и интересов заемщиков.

Формирование цивилизованного и регулируемого рынка кредитных услуг и условий ведения бизнеса.

Получение лицензии.

Периодическая отчетность государству (или увеличение отчетности).

 

Издержки для бизнеса по форме 1б

 

Издержки для организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность (в т.ч. ломбардов, кредитных товариществ и микрофинансовых организаций) – 3 419 790 000 тенге за год / 3 419 790 000 тенге за 5 лет

Сборы: получение лицензии – 1 060 400 тенге (400 МРП, разовое разрешение).

Итого: 1 060 400 тенге (за год и за 5 лет)

 

Альтернатива 3

Запрет на осуществление микрофинансовой деятельности (предоставление микрокредитов)

Нет

Отсутствие доступа к кредитным ресурсам и переход бизнеса по кредитованию предпринимателей в теневой сектор. Продолжение осуществления деятельности в теневом секторе.

 

Издержки для бизнеса по форме 1б

 

Издержки для заемщиков (субъектов бизнеса) по деятельности нерегулируемых субъектов –

5 600 000 000 тенге за 1 год / 28 000 000 000 за 5 лет

Справочно:

Сумма ущерба, заявленная потерпевшими в результате незаконной деятельности ломбардов в феврале 2020 года.

 

16 125 работников могут потерять рабочие места

(864 кредитных товариществ, 2121 ломбард, 40 онлайн-кредиторов, 200 микрофинансовых организаций = при наличии в каждом субъекте не менее 5 работников = 16 125 работников)

3.3 Воздействие на органы государственной власти и общество в целом

Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждой альтернативы при ее воздействии на органы государственной власти и общество в целом с обязательным учетом:

1. Влияние на здоровье и безопасность (включая экономическую) населения.

2. Влияния на преступность включая экономическую.

3. Возможные коррупционные риски.

4. Влияния на экологию.

5. Изменения потребительского выбора.

6. Изменения розничных цен.

7. Влияние на информированность потребителей и их защиту.

8. Другое.

Отдельно монетизируйте и посчитайте издержки на администрирование регулирования согласно с формой 1в

   

Выгоды

Издержки

 

Альтернатива 1

Учетная регистрация организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность (в т.ч. ломбарды, кредитные товарищества и компании онлайн-кредитования)

Нет

Нарушение прав и интересов потребителей.

Рост закредитованности населения.

Усиление социального напряжения.

Возможное сокрытие субъектами доходов и уменьшение налогооблагаемой базы (поступлений в бюджет)

Рост рисков незаконной деятельности со стороны небанковских кредитных организаций

Издержки на администрирование по форме 1в

 

Нет

 

Альтернатива 2 (рекомендуемая)

Введение лицензирования в отношении организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность (в т.ч. ломбардов, микрофинансовых организаций и кредитных товариществ)

Повышение конкуренции в связи с приходом на рынок равноправных банкам участников рынка микрокредитования, следовательно, снижение стоимости кредитных ресурсов для заемщиков.

Обеспечение надлежащей защиты прав и интересов заемщиков.

Формирование цивилизованного и регулируемого рынка кредитных услуг и условий ведения бизнеса.

Предоставление лицензий

 

– 3 419 790 000 тенге (поступления в бюджет за сборы)

(400 МРП * 2651 * 3225)

Издержки на администрирование по форме 1в

 

3 419 790 000 тенге за 1 год / 3 419 790 000 тенге за 5 лет

 

Альтернатива 3

Запрет на осуществление микрофинансовой деятельности (предоставление микрокредитов)

Нет

Возможный переход бизнеса в теневой сектор.

Уменьшение поступлений в бюджет.

Издержки на администрирование по форме 1в

 

Нет

ШАГ: 4 Выбор наиболее оптимальной регуляторной альтернативы

Определение баллов 5-ти бальной системы оценки результативности регулирования

5 - поставленная задача решается полностью (проблема больше существовать не будет);

4 - поставленная задача решается почти полностью (все важные части проблемы существовать не будут);

3 - поставленная задача решается частично (проблема значительно уменьшается, самые критичные аспекты проблемы существовать не будут);

2 - поставленная задача решается в некоторых аспектах (некоторые важные и критические аспекты проблемы продолжат существовать;

1 - поставленная задача не решается (проблема продолжит существовать)**.

Рейтинг по результативности (достигаемости задач в решении проблемы)

Балл результативности (5-ти бальная система)

Объяснение присвоения соответствующего балла

Альтернатива 1

3

На рынке небанковского кредитования сохраняются системные риски.

Со стороны небанковских кредиторов нередки случаи нарушения интересов потребителей. Пользуясь низкой финансовой грамотностью населения, небанковские кредиторы предоставляют гражданам кредиты по высоким ставкам, с различными комиссиями и штрафами, что усиливает риски закредитованности граждан и невозможности исполнения обязательств по займам.

Альтернатива 2

5

Введение лицензирования деятельности в сфере предоставления микрокредитов (ломбардов, кредитных товариществ, микрофинансовых организаций) позволит вести тщательный контроль и надзор за деятельностью указанных субъектов с целью недопущения нарушения прав и интересов граждан и бизнеса. Также предполагает защиту интересов потребителей финансовых услуг, создание равноправных условий для деятельности финансовых организаций, направленных на поддержание добросовестной конкуренции на финансовом рынке.

Альтернатива 3

1

Установление запрета на осуществление деятельности по предоставлению микрокредитов не решит существующие проблемы в сфере рынка микрофинансирования.

Может привести к уходу бизнеса в теневой сектор.

Снижение возможностей граждан получать микрокредиты может привести к росту социальной напряженности.

Рейтинг по эффективности, в зависимости от нагрузки на субъект бизнеса

Выгоды (итог)

Издержки (итог)

Альтернатива 1

3

Издержки для заемщиков (субъектов бизнеса) по деятельности нерегулируемых субъектов – 28 000 000 000 тенге за 5 лет

Альтернатива 2

5

Издержки нерегулируемых кредиторов на приведение в соответствие деятельности и соблюдение новых требований:

3 419 790 000 тенге за 5 лет

Издержки для государственного органа

0 тенге за 5 лет

ИТОГО: 3 419 790 000 тенге за 5 лет

Альтернатива 3

1

Издержки для заемщиков (субъектов бизнеса) по деятельности нерегулируемых субъектов – 28 000 000 000 тенге за 5 лет

Выбор наилучшей альтернативы (производится на основании сопоставления данных двух предыдущих таблиц) с определением возможных рисков и механизма реализации

Рейтинг

Возможные риски и непредвиденные последствия

Механизм реализации предлагаемого регулирования

 

Альтернатива 2 (рекомендуемая)

 

Введение лицензирования деятельности в сфере предоставления микрокредитов (ломбардов, кредитных товариществ и микрофинансовых организаций)

Отсутствуют

1. Сроки и этапы внедрения с 2021 года.

2. Уполномоченный орган, ответственный за внедрение регулирования и осуществления оценки достижения поставленных индикаторов –государственный орган по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций

ШАГ 5: Индикатор оценки

1.

Определите индикаторы и рекомендуемые изменения в системы сбора и анализа информации для более полного мониторинга (возможные индикаторы и что надо сделать, чтобы они стали измеряемы) и указать источники информации, на основании которых будет осуществляться оценка достижения заявленного индикатора

Прямой индикатор выполнения:

- получение регуляторной отчетности;

- предоставление кредитной информации о заемщиках в кредитное бюро;

- четкое соблюдение регулируемыми субъектами требований законодательства о микрофинансовой деятельности, о противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма и других законодательных требований.

2.

Рекомендуемая периодичность измерения индикаторов (не менее 3 лет не более 5 лет, а при введении СРО-3 года)

5 лет

3.

Планируемое изменение данных, указанных в пункте 2 шага 1 «данные доказывающие факт существования проблемы и показывающие ее масштаб», в цифровом измерении, показывающих возможные изменения масштаба проблемы после введения регулирования (в описании укажите временные рамки планируемых изменений)

Снижение перекредитованности населения, улучшение уровня защиты прав и интересов заемщиков и повышение прозрачности деятельности на рынке небанковского кредитования, минимизация рисков незаконной деятельности со стороны небанковских кредитных организаций.

               
                                 
 

 

* - присвоение балла 1 означает, что вариант выбран неправильно и его не следует рассматривать вообще

 

 

Заместитель Председателя

Агентства Республики Казахстан

по регулированию и развитию

финансового рынка                                                                                             Н. Абдрахманов

 

дата «____» марта 2020г.

 

 

 

форма 1а Выбор оптимальной структуры саморегулирования

 

1. Описание сферы/области, в которой предусматривается введение саморегулирования, основанного на обязательном членстве (участии)

Сфера деятельности, где вводится обязательное СРО и обоснование ее выбора исходя из принципа общности деятельности, отрасли, видов экономической деятельности, рынка произведенных товаров (работ, услуг).

Х

Количество существующих субъектов профессиональной или предпринимательской деятельности в сфере, где планируется введение саморегулирования с разбивкой по годам за последние 5 лет. Количество существующих субъектов профессиональной или предпринимательской деятельности в сфере, где планируется введение саморегулирования с разбивкой по годам за последние 5 лет.

Х

Обоснование сопряженности сферы деятельности, где вводится обязательное СРО, сопряженностью с реализацией государственных функций либо необходимости делегирования определенных функций, выполняемых государственными органами.

Х

Перечень технических регламентов, стандартов и других нормативных правовых актов, содержащих требования к производимым товарам, (работам, услугам).

Х

Описание

Х

2. Анализ степени самоорганизации сферы, в которой вводится саморегулирование, основанное на обязательном членстве (участии)

Перечень, место нахождения существующих некоммерческих организаций в форме ассоциации (союза), общественной организации или иной организационно-правовой форме, установленной законами Республики Казахстан, в том числе саморегулируемых организаций, в анализируемой сфере с разбивкой по годам за последние 5 лет

Х

По каждой действующей некоммерческой организации или саморегулируемой организации, необходимо указать:

количество субъектов входящих в состав такой некоммерческой организации на момент проведения анализа объем произведенных товаров, работ и услуг членами такой некоммерческой организации, саморегулируемой организации, от общего количества произведенных товаров (работ, услуг) на рынке в анализируемой сфере

Х

3. Прогноз результативности предлагаемого регулирования посредством введения саморегулирования, основанного на обязательном членстве (участии)

5-ти бальная система оценки результативности регулирования

5 - обеспечивается охват всего спектра деятельности в рассматриваемой отрасли/сфере; наблюдается доверие со стороны общества к способности саморегулируемой организации самостоятельно обеспечить регулирование отрасли/сферы и контроль за соблюдением установленных стандартов и правил; существуют механизмы рассмотрения претензий и конфликтов; существует цепочка связи в регионах.

В рассматриваемой отрасли/сфере существуют действующие некоммерческие организации, с обязательным членством.

4 - обеспечивается охват всего спектра деятельности в рассматриваемой отрасли/сфере; наблюдается доверие со стороны общества к способности саморегулируемой организации самостоятельно обеспечить регулирование отрасли/сферы и контроль за соблюдением установленных стандартов и правил; существуют механизмы рассмотрения претензий и конфликтов; связь в регионах частичная.

В рассматриваемой отрасли/сфере существуют действующие некоммерческие организации, с обязательным членством.

3 - обеспечивается охват всего спектра деятельности в рассматриваемой отрасли/сфере; в стадии становления вопросы самостоятельного обеспечения саморегулируемой организацией регулирования отрасли/сферы и контроля за соблюдением установленных стандартов и правил; существуют механизмы рассмотрения претензий и конфликтов; связь в регионах отсутствует.

В рассматриваемой отрасли/сфере существуют действующие некоммерческие организации, с обязательным членством.

2 - частичный охват всего спектра деятельности в рассматриваемой отрасли/сфере; в стадии становления вопросы самостоятельного обеспечения саморегулируемой организацией регулирования отрасли/сферы и контроля за соблюдением установленных стандартов и правил; существуют механизмы рассмотрения претензий и конфликтов; связь в регионах отсутствует.

В рассматриваемой отрасли/сфере существуют действующие некоммерческие организации, с обязательным членством.

1 - частичный охват деятельности в рассматриваемой отрасли/сфере, в стадии становления вопросы самостоятельного обеспечения саморегулируемой организацией регулирования отрасли/сферы и контроля за соблюдением установленных стандартов и правил, нет механизмов рассмотрения претензий и конфликтов; связь в регионах отсутствует.

В рассматриваемой отрасли/сфере существуют действующие некоммерческие организации, с обязательным членством.

Рейтинг по результативности

Бал результативности (5-ти бальная система)

Объяснение присвоения соответствующего балла

Альтернатива 1

Одна саморегулируемая организация (на базе действующей)

Х

Х

Альтернатива 2

Две и более, указывается конкретное количество _____ (на базе действующих)

Х

Х

Альтернатива 3

Иная саморегулируемая организация (например, создание одной путём консолидации нескольких действующих саморегулируемых организаций и другое).

Х

Х

4. Архитектура саморегулируемой организации, основанной на обязательном членстве (участии)

Членство в обязательном СРО:

Юридические лица/физические лица

Х

При выборе членства физических лиц, осуществляющих профессиональную деятельность указывается нормативный правовой акт, в соответствии с которым предусмотрено данное право физического лица

Х

Способ обеспечения имущественной ответственности членов (участников) саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами, способа обеспечения имущественной ответственности членов (участников) саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами, а также обоснование его выбора

Х

         
 

 

 

 

форма 1б Расчет издержек для бизнеса (монетизация)

 

Какие регуляторные действия предполагает использование альтернативы?

 

 

Да

Нет

Инвестиции в средства производства, изменения помещений, лаборатории, обучение персонала, иные необходимые неадминистративные издержки

 

۷

Необходимость использования третьих лиц для независимых экспертиз, оценок, заключений

 

۷

Периодическая отчетность государству (или увеличение отчетности)

۷

 

Становление субъектом специализированных государственных проверок (или ужесточение существующего режима проверок или санкций)

۷

 

Получение справок и разрешений от государственных органов

۷

 

Иное (определить)

 

۷

     
 

 

 

Расчет издержек на одно среднестатистическое предприятие субъект регулирования

 

Таблица 1

Разовые инвестиции

Расходы на тех обслуживание, поддержание (в год)

Итого

Инвестиции в средства производства, изменения помещений, лаборатории, обучение персонала

отсутствуют

отсутствуют

нет

Расходы за 5 лет

 

 

 

Таблица 2

Расходы на экспертизы и заключения

Периодическое обслуживание третьими лицами (в год)

Итого

Необходимость использования третьих лиц для независимых экспертиз, оценок, заключений

отсутствуют

отсутствуют

нет

Расходы за 5 лет

     
 

 

Таблица 3

Государственные пошлины

Цена затраты рабочего времени (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Периодическая отчетность государству

отсутствуют

0

0

Расходы за 5 лет

отсутствуют

0

0

Таблица 4

Цена затрат рабочего времени на работу с проверяющими (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Вероятностные штрафные санкции (цена штрафа умножается на вероятность его наложения) в год

Итого

Государственные проверки (специализированные по альтернативе)

отсутствуют

0

0

Расходы за 5 лет

отсутствуют

0

0

 

 

Таблица 5

Государственные пошлины, другие прямые выплаты за документы

Цена затраты рабочего времени на их получение (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Получение лицензии

Сборы: предоставление лицензии

400 МРП (разовое разрешение)

 

Отсутствует

1 060 400 тенге (400 МРП)

 

 

Данные Таблиц 1-5 (расходы за 5 лет в колонках «Итого») суммируются 1 060 400 тенге

Данная величина умножается на количество предприятий (субъектов предпринимательства), которые являются субъектами этой альтернативы =  3 419 790 000 тенге (затраты 3 225 субъектов кредитования на государственное регулирование за 5 лет).

 

Ломбарды = 2121 единиц

Кредитные товарищества = 864 единиц

Онлайн-кредиторы = 40 единиц

Микрофинансовые организации = 200 единиц

Итого: 3225 субъектов

 

 

 

форма 1в Расчет издержек на администрирование регулирования для государственных органов (монетизация)

 

Какие действия предполагает использование альтернативы?

Если альтернатива предполагает работу нескольких государственных органов, Таблица 1 заполняется по каждому из них отдельно с указанием государственного органа

 

Таблица 1

Цена затраты рабочего времени (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Получение и анализ отчетности

Отсутствует

0 тенге

Проведение проверок

Отсутствует

0 тенге

Выдача лицензии

Отсутствует

0 тенге

Иные формы контроля (определить)

Отсутствует

0 тенге

Итого за 1 год

Отсутствует

0 тенге

Итого за 5 лет

Отсутствует

0 тенге

 

 

Предполагает ли альтернатива создание нового государственного органа, либо нового структурного подразделения существующего органа Да __ Нет ۷

Если да - определите полный планируемый годовой бюджет нового органа или структурного подразделения

 

 

 

 

Приложение 2

к Правилам проведения и

использования анализа

регуляторного воздействия

регуляторных инструментов

 

Форма

 

 

Отчет о проведении общественных обсуждений

 

В рамках проекта поправок по введению лицензирования микрофинансовой деятельности

Разработчик проекта документа – РГУ «Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка»

 

1

Общественное обсуждение:

укажите дату информирования об их проведении, дату начала общественных обсуждений

Март 2020 года

2

Способ проведения общественного обсуждения (онлайн обсуждение, посредством форумов, совещания, опрос и другое).

При проведении мероприятий в виде совещаний, круглых столов, форумов, опроса и других необходимо указать даты проведения и количество участвовавших.

Совещания, онлайн обсуждение

6 марта 2020 года

3

С кем проводились обсуждения (перечислить все организации, в том числе государственные органы, ассоциации, предпринимателей, общественные объединения и другие).

Члены ОЮЛ «Ассоциация микрофинансовых организаций Казахстана»

Члены «ОЮЛ «Казахстанская ассоциация Финтех»

Члены ОЮЛ «Ассоциация ломбардов Казахстана»

Члены ОЮЛ «Национальная Ассоциация ломбардов Казахстана»

Члены ОЮЛ «Ассоциация кредитных товариществ агропромышленного комплекса»

4

Полученные комментарии, замечания и предложения

Прилагаются