Единый контакт-центр

1414

8-800-080-7777

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Аналитическая форма анализа регуляторного воздействия по введению минимальных размеров уставного и собственного капиталов коллекторского агентства в рамках проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования микрофинансовой и коллекторской деятельности в Республике Казахстан»

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: АРВ
Дата создания: 14/04/2020
Публичное обсуждение до: 17/04/2020
Дата запуска онлайн-обсуждения: 14/04/2020 00:00:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 17/04/2020 00:00:00
Приложенные документы:

Аналитическая форма анализа регуляторного воздействия по введению минимальных размеров уставного и собственного капиталов коллекторского агентства

(наименование требования/регуляторного инструмента)

В рамках проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования микрофинансовой и коллекторской деятельности в Республике Казахстан»

(наименование проекта документа)

Разработчик проекта документа Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка

ШАГ 1: Определение проблемы и цели регулирования

1.

Определение проблемы и причины существования проблемы (текст в произвольной форме не превышающий 3 предложений, необходимо указать целевую группу и причинно-следственную связь)

На рынке коллекторских услуг сохраняются системные риски.

Присутствие на рынке недобросовестных участников. Систематическое поступление жалоб граждан касательно нарушений со стороны коллекторских агентств.

Требования для введения коллекторской деятельности:

- оборудованное (для хранения изъятого имущества должника) помещение площадью от 50 м2, стоимость аренды в месяц составляет от 200 тыс. тенге;

- оборудование в виде компьютеров (5 рабочих мест по 100 тыс. тенге), устройства аудио/видео фиксации (4-5 устройств по 200 тыс. тенге), офисная мебель (на сумму 500 тыс. тенге);

- наем персонала в виде 3-4 работников (оклад работника составляет СЗП≈200 тыс. тенге), бухгалтера (минимальный оклад 200 тыс. тенге), юриста (минимальный оклад 200 тыс. тенге);

- заключение договора с кредитным бюро.

Общие затраты в год, необходимые для предоставления коллекторских услуг, составляют более 15 млн. тенге.

При несоблюдении требований, как показывает практика, есть риск возникновения недобросовестных организаций на рынке, учредители которых несут риск убытков только в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

В этой связи, наблюдаются увеличение количества обращений, на неправомерные действия коллекторских агентств.

 

 

Целевая группа:

172 коллекторских агентства.

 

 

2.

Существуют ли данные (в цифровом измерении) доказывающие факт существования проблемы и показывающие ее масштаб

Да

На сегодня в реестре коллекторских агентств состоят 172 организаций, лишь у 5-ти компаний уставный капитал превышает 10 млн. тенге.

В 2018 году в Национальный банк поступило 230 обращений с жалобами на действия коллекторских агентств, наблюдается рост жалоб, за 2019 год Агентством Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка было рассмотрено 353 жалобы должников на действия коллекторских агентств, что на 123 жалобы больше по сравнению с предыдущим годом или на 53%. Себестоимость предоставления коллекторских услуг в год составляет более 15 млн. тенге.

3.

Какова цель вводимого регулирования

- обеспечение присутствия на рынке добросовестных организаций, способных предоставлять качественные услуги и обеспечивать соблюдения прав и интересов должников;

- повышение прозрачности на рынке коллекторских услуг;

- повышение уровня конкуренции на рынке.

ШАГ 2: Альтернативы

1. Определение планируемых для рассмотрения альтернатив (отметьте те варианты, которые уже есть и те альтернативные подходы, которые Вы рассматриваете и анализируете - необходимо выбрать не меньше 3 альтернативных подхода, возможно комбинирование. Для определения альтернатив используйте список возможных вариантов, представленный ниже.

1. Действующее регулирование (текущая ситуация, то есть неизменность регулирования)

2. Информационная кампания.

3. Изменение налогов, субсидий, государственные закупки, торговля квотами, другие рыночные механизмы.

4. Обязательное страхование ответственности.

5. Обязательные маркировки.

6. Обязательная отчетность.

7. Декларирование, уведомление.

8. Правила деятельности и проверки их исполнения (без разрешительных документов).

9. Разрешительные инструменты.

10. Запреты.

11. Введение сферы государственного контроля и надзора

12. Введение обязательного саморегулирования (далее – СРО) (при выборе данной альтернативы необходимо заполнить форму 1а)

13. Иное (на выбор разработчика аналитической формы)

2.

Описание планируемых альтернатив (описываются все выбранные альтернативы в произвольной форме с указанием регуляторной конкретики (по списку выше)

Альтернатива 1

Действующее регулирование

Учетная регистрация без требований к минимальным размерам уставного и собственного капиталов.

 

 

 

 

Альтернатива 2 (рекомендуемая)

В целях повышения требований и ответственности коллекторских агентств, предлагается установить требование о минимальных размерах уставного и собственного капиталов. Коллекторское агентство может быть включено в реестр при условии наличия сформированных уставного и собственных капиталов в размере, установленном нормативным правовым актом уполномоченного органа.

Альтернатива 3

Запрет на осуществление коллекторской деятельности

ШАГ 3: Определение воздействия альтернатив

3.1. Воздействие на экономическую систему

Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждой альтернативы при ее воздействии на экономическую систему в целом с учетом таких элементов экономической системы как:

1. Воздействие на свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также международную торговлю и международные инвестиционные потоки.

2. Общие последствия для экономического роста.

3. Влияние на занятость, рабочие места.

4. Косвенное влияние на отрасли экономики и другое

Необходимо спрогнозировать последствия предполагаемого регулирования в произвольной форме

   

Выгоды

Издержки

 

Альтернатива 1

Повышение прозрачности рынка путем устранения имеющихся дисбалансов в регулировании его различных сегментов.

Обеспечение надежной защиты прав и законных интересов граждан.

Формирование цивилизованного рынка.

Отсутствуют

 

Альтернатива 2

(рекомендуемая)

Повышение прозрачности рынка путем устранения имеющихся дисбалансов в регулировании его различных сегментов.

Обеспечение надежной защиты прав и законных интересов граждан.

Формирование цивилизованного рынка кредитных услуг и условий ведения бизнеса.

Повышение ответственности коллекторских агентств.

Минимизация рисков проведения коллекторской деятельности.

Повышение уровня добросовестной конкуренции в связи с введением единых стандартов и требований к деятельности на рынке коллекторских услуг.

Отсутствуют.

 

Альтернатива 3

Отсутствуют

Увеличение проблемных и невозвратных займов.

Потеря рабочих мест.

3.2. Воздействие на бизнес

Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждой альтернативы при ее воздействии на бизнес с обязательным учетом:

1. Влияния на производительность и конкурентоспособность предприятий, в том числе на инновации и развитие (при внедрении саморегулирования необходимо оценить возможные сложности входа в бизнес).

2. Влияния на прибыльность и устойчивость предприятий.

3. Относительное влияние издержек в зависимости от размера предприятия (является ли относительное влияние издержек для малых предприятий выше, чем для крупных).

4. Другое.

Отдельно монетизируйте и посчитайте издержки для бизнеса согласно с формой 1б

   

Выгоды

Издержки

 

Альтернатива 1

(действующее регулирование)

Формирование цивилизованного рынка коллекторских услуг, прозрачность, добросовестная конкуренция

Отсутствуют

 

Издержки для бизнеса по форме 1б

   
 

Альтернатива 2 (рекомендуемая)

Повышение конкуренции в связи с уходом с рынка неспособных добросовестно осуществлять коллекторскую деятельность, участников рынка коллекторских услуг.

Обеспечение надлежащей защиты прав и интересов клиентов.

Формирование цивилизованного и регулируемого рынка и условий ведения бизнеса.

Отсутствуют

 

Издержки для бизнеса по форме 1б

   
 

Альтернатива 3

Нет

Продолжение осуществления деятельности в теневом секторе. Увеличение проблемных и невозвратных займов.

 

Издержки для бизнеса по форме 1б

 

нет

3.3 Воздействие на органы государственной власти и общество в целом

Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждой альтернативы при ее воздействии на органы государственной власти и общество в целом с обязательным учетом:

1. Влияние на здоровье и безопасность (включая экономическую) населения.

2. Влияния на преступность включая экономическую.

3. Возможные коррупционные риски.

4. Влияния на экологию.

5. Изменения потребительского выбора.

6. Изменения розничных цен.

7. Влияние на информированность потребителей и их защиту.

8. Другое.

Отдельно монетизируйте и посчитайте издержки на администрирование регулирования согласно с формой 1в

   

Выгоды

Издержки

 

Альтернатива 1

Нет

Отсутствуют

Издержки на администрирование по форме 1в

   
 

Альтернатива 2 (рекомендуемая)

Повышение конкуренции в связи с уходом с рынка неспособных добросовестно осуществлять коллекторскую деятельность участников рынка коллекторских услуг. Обеспечение надлежащей защиты прав и интересов клиентов.

Формирование цивилизованного и регулируемого рынка и условий ведения бизнеса.

Отсутствуют

Издержки на администрирование по форме 1в

   
 

Альтернатива 3

Нет

Продолжение осуществления деятельности в теневом секторе. Увеличение количества проблемных и невозвратных займов.

Нарушение прав и интересов потребителей.

Усиление социального напряжения.

Издержки на администрирование по форме 1в

 

нет

ШАГ: 4 Выбор наиболее оптимальной регуляторной альтернативы

Определение баллов 5-ти бальной системы оценки результативности регулирования

5 - поставленная задача решается полностью (проблема больше существовать не будет);

4 - поставленная задача решается почти полностью (все важные части проблемы существовать не будут);

3 - поставленная задача решается частично (проблема значительно уменьшается, самые критичные аспекты проблемы существовать не будут);

2 - поставленная задача решается в некоторых аспектах (некоторые важные и критические аспекты проблемы продолжат существовать;

1 - поставленная задача не решается (проблема продолжит существовать)**.

Рейтинг по результативности (достигаемости задач в решении проблемы)

Балл результативности (5-ти бальная система)

Объяснение присвоения соответствующего балла

Альтернатива 1

3

На рынке коллекторских услуг сохраняются системные риски.

Присутствие на рынке недобросовестных участников. Систематическое поступление жалоб граждан касательно нарушений со стороны коллекторских агентств.

Альтернатива 2

4

Повышение прозрачности рынка путем устранения имеющихся дисбалансов в регулировании его различных сегментов.

Обеспечение надежной защиты прав и законных интересов граждан.

Формирование цивилизованного рынка кредитных услуг и условий ведения бизнеса.

Повышение ответственности коллекторских агентств.

Минимизация рисков проведения организациями, осуществляющими коллекторскую деятельность, незаконных действий.

Повышение уровня добросовестной конкуренции в связи с введением единых стандартов и требований к деятельности на рынке коллекторских услуг.

Уход с рынка ненадежных участников.

Альтернатива 3

2

Установление запрета на осуществление деятельности коллекторских агентств не решит существующие проблемы. Может привести к уходу бизнеса в теневой сектор.

Увеличение количества проблемных и невозвратных займов.

Рейтинг по эффективности, в зависимости от нагрузки на субъект бизнеса

Выгоды (итог)

Издержки (итог)

Альтернатива 1

3

Отсутствуют

Альтернатива 2

4

Отсутствуют

Альтернатива 3

2

Увеличение уровня проблемных займов в  кредитных портфелях банков.

Выбор наилучшей альтернативы (производится на основании сопоставления данных двух предыдущих таблиц) с определением возможных рисков и механизма реализации

Рейтинг

Возможные риски и непредвиденные последствия

Механизм реализации предлагаемого регулирования

 

Альтернатива 2 (рекомендуемая)

 

Введение минимальных размеров уставного и собсвенного капиталов коллекторского агентства в размере, установленном нормативным правовым актом уполномоченного органа.

Отсутствуют

  1. Этапы внедрения 2021 г.
  2. Уполномоченный орган, ответственный за внедрение регулирования и осуществления оценки достижения поставленных индикаторов Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка

ШАГ 5: Индикатор оценки

1.

Определите индикаторы и рекомендуемые изменения в системы сбора и анализа информации для более полного мониторинга (возможные индикаторы и что надо сделать, чтобы они стали измеряемы) и указать источники информации, на основании которых будет осуществляться оценка достижения заявленного индикатора

Прямые индикаторы выполнения:

- уход с рынка организаций, нарушающие меры взыскания задолженности;

- повышение прозрачности на рынке коллекторских услуг;

- повышение уровня конкуренции на рынке коллекторских услуг.

2.

Рекомендуемая периодичность измерения индикаторов (не менее 3 лет не более 5 лет, а при введении СРО-3 года)

5 лет

3.

Планируемое изменение данных, указанных в пункте 2 шага 1 «данные доказывающие факт существования проблемы и показывающие ее масштаб», в цифровом измерении, показывающих возможные изменения масштаба проблемы после введения регулирования (в описании укажите временные рамки планируемых изменений)

  • улучшение уровня защиты прав и интересов заемщиков;
  • повышение прозрачности деятельности нерегулируемых субъектов;
  • сокращение количества коллекторских агентств на рынке.
               
                               
 

 

* - присвоение балла 1 означает, что вариант выбран неправильно и его не следует рассматривать вообще

 

 

Заместитель Председателя

Агентства Республики Казахстан

по регулированию и развитию

финансового рынка                                                                                             Н. Абдрахманов

 

дата «____» апрель 2020г.

 

форма 1а Выбор оптимальной структуры саморегулирования

 

1. Описание сферы/области, в которой предусматривается введение саморегулирования, основанного на обязательном членстве (участии)

Сфера деятельности, где вводится обязательное СРО и обоснование ее выбора исходя из принципа общности деятельности, отрасли, видов экономической деятельности, рынка произведенных товаров (работ, услуг).

Х

Количество существующих субъектов профессиональной или предпринимательской деятельности в сфере, где планируется введение саморегулирования с разбивкой по годам за последние 5 лет. Количество существующих субъектов профессиональной или предпринимательской деятельности в сфере, где планируется введение саморегулирования с разбивкой по годам за последние 5 лет.

Х

Обоснование сопряженности сферы деятельности, где вводится обязательное СРО, сопряженностью с реализацией государственных функций либо необходимости делегирования определенных функций, выполняемых государственными органами.

Х

Перечень технических регламентов, стандартов и других нормативных правовых актов, содержащих требования к производимым товарам, (работам, услугам).

Х

Описание

Х

2. Анализ степени самоорганизации сферы, в которой вводится саморегулирование, основанное на обязательном членстве (участии)

Перечень, место нахождения существующих некоммерческих организаций в форме ассоциации (союза), общественной организации или иной организационно-правовой форме, установленной законами Республики Казахстан, в том числе саморегулируемых организаций, в анализируемой сфере с разбивкой по годам за последние 5 лет

Х

По каждой действующей некоммерческой организации или саморегулируемой организации, необходимо указать:

количество субъектов входящих в состав такой некоммерческой организации на момент проведения анализа объем произведенных товаров, работ и услуг членами такой некоммерческой организации, саморегулируемой организации, от общего количества произведенных товаров (работ, услуг) на рынке в анализируемой сфере

Х

3. Прогноз результативности предлагаемого регулирования посредством введения саморегулирования, основанного на обязательном членстве (участии)

5-ти бальная система оценки результативности регулирования

5 - обеспечивается охват всего спектра деятельности в рассматриваемой отрасли/сфере; наблюдается доверие со стороны общества к способности саморегулируемой организации самостоятельно обеспечить регулирование отрасли/сферы и контроль за соблюдением установленных стандартов и правил; существуют механизмы рассмотрения претензий и конфликтов; существует цепочка связи в регионах.

В рассматриваемой отрасли/сфере существуют действующие некоммерческие организации, с обязательным членством.

4 - обеспечивается охват всего спектра деятельности в рассматриваемой отрасли/сфере; наблюдается доверие со стороны общества к способности саморегулируемой организации самостоятельно обеспечить регулирование отрасли/сферы и контроль за соблюдением установленных стандартов и правил; существуют механизмы рассмотрения претензий и конфликтов; связь в регионах частичная.

В рассматриваемой отрасли/сфере существуют действующие некоммерческие организации, с обязательным членством.

3 - обеспечивается охват всего спектра деятельности в рассматриваемой отрасли/сфере; в стадии становления вопросы самостоятельного обеспечения саморегулируемой организацией регулирования отрасли/сферы и контроля за соблюдением установленных стандартов и правил; существуют механизмы рассмотрения претензий и конфликтов; связь в регионах отсутствует.

В рассматриваемой отрасли/сфере существуют действующие некоммерческие организации, с обязательным членством.

2 - частичный охват всего спектра деятельности в рассматриваемой отрасли/сфере; в стадии становления вопросы самостоятельного обеспечения саморегулируемой организацией регулирования отрасли/сферы и контроля за соблюдением установленных стандартов и правил; существуют механизмы рассмотрения претензий и конфликтов; связь в регионах отсутствует.

В рассматриваемой отрасли/сфере существуют действующие некоммерческие организации, с обязательным членством.

1 - частичный охват деятельности в рассматриваемой отрасли/сфере, в стадии становления вопросы самостоятельного обеспечения саморегулируемой организацией регулирования отрасли/сферы и контроля за соблюдением установленных стандартов и правил, нет механизмов рассмотрения претензий и конфликтов; связь в регионах отсутствует.

В рассматриваемой отрасли/сфере существуют действующие некоммерческие организации, с обязательным членством.

Рейтинг по результативности

Бал результативности (5-ти бальная система)

Объяснение присвоения соответствующего балла

Альтернатива 1

Одна саморегулируемая организация (на базе действующей)

Х

Х

Альтернатива 2

Две и более, указывается конкретное количество _____ (на базе действующих)

Х

Х

Альтернатива 3

Иная саморегулируемая организация (например, создание одной путём консолидации нескольких действующих саморегулируемых организаций и другое).

Х

Х

4. Архитектура саморегулируемой организации, основанной на обязательном членстве (участии)

Членство в обязательном СРО:

Юридические лица/физические лица

Х

При выборе членства физических лиц, осуществляющих профессиональную деятельность указывается нормативный правовой акт, в соответствии с которым предусмотрено данное право физического лица

Х

Способ обеспечения имущественной ответственности членов (участников) саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами, способа обеспечения имущественной ответственности членов (участников) саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами, а также обоснование его выбора

Х

         
 

 

 

 

форма 1б Расчет издержек для бизнеса (монетизация)

 

Какие регуляторные действия предполагает использование альтернативы?

 

 

Да

Нет

Инвестиции в средства производства, изменения помещений, лаборатории, обучение персонала, иные необходимые неадминистративные издержки

 

۷

Необходимость использования третьих лиц для независимых экспертиз, оценок, заключений

 

۷

Периодическая отчетность государству (или увеличение отчетности)

 

۷

Становление субъектом специализированных государственных проверок (или ужесточение существующего режима проверок или санкций)

 

۷

Получение справок и разрешений от государственных органов

 

۷

Иное (определить)

 

۷

     
 

 

 

Расчет издержек на одно среднестатистическое предприятие субъект регулирования

 

Таблица 1

Разовые инвестиции

Расходы на тех обслуживание, поддержание (в год)

Итого

Инвестиции в средства производства, изменения помещений, лаборатории, обучение персонала

отсутствуют

отсутствуют

нет

Расходы за 5 лет

 

 

 

Таблица 2

Расходы на экспертизы и заключения

Периодическое обслуживание третьими лицами (в год)

Итого

Необходимость использования третьих лиц для независимых экспертиз, оценок, заключений

отсутствуют

отсутствуют

нет

Расходы за 5 лет

     
 

 

Таблица 3

Государственные пошлины

Цена затраты рабочего времени (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Периодическая отчетность государству

отсутствуют

0

0

Расходы за 5 лет

отсутствуют

0

0

Таблица 4

Цена затрат рабочего времени на работу с проверяющими (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Вероятностные штрафные санкции (цена штрафа умножается на вероятность его наложения) в год

Итого

Государственные проверки (специализированные по альтернативе)

отсутствуют

0

0

Расходы за 5 лет

отсутствуют

0

0

 

 

Таблица 5

Государственные пошлины, другие прямые выплаты за документы

Цена затраты рабочего времени на их получение (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Получение лицензии

Сборы:

Отсутствует

 
 

  

 

форма 1в Расчет издержек на администрирование регулирования для государственных органов (монетизация)

 

Какие действия предполагает использование альтернативы?

Если альтернатива предполагает работу нескольких государственных органов, Таблица 1 заполняется по каждому из них отдельно с указанием государственного органа

 

Таблица 1

Цена затраты рабочего времени (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Получение и анализ отчетности

3 работников = 3 * 196 716 *12

7 081 776 тенге

Проведение проверок

5 работников = 5 * 196 716 * 12

11 802 960 тенге

Иные формы контроля (определить)

5 работников (дистанционный надзор) = 5 * 196 716 * 12

11 802 960 тенге

Итого за 1 год

 

30 687 696 тенге

Итого за 5 лет

 

153 438 480 тенге

 

 

Предполагает ли альтернатива создание нового государственного органа, либо нового структурного подразделения существующего органа Да __ Нет ۷

Если да - определите полный планируемый годовой бюджет нового органа или структурного подразделения

 

 

 

 

Приложение 2

к Правилам проведения и

использования анализа

регуляторного воздействия

регуляторных инструментов

 

Форма

 

 

Отчет о проведении общественных обсуждений

 

В рамках проекта поправок по введению минимальных размеров уставного и собственного капиталов коллекторского агентства

Разработчик проекта документа – РГУ «Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка»

 

1

Общественное обсуждение:

укажите дату информирования об их проведении, дату начала общественных обсуждений

Апрель 2020 года

2

Способ проведения общественного обсуждения (онлайн обсуждение, посредством форумов, совещания, опрос и другое).

При проведении мероприятий в виде совещаний, круглых столов, форумов, опроса и других необходимо указать даты проведения и количество участвовавших.

Совещания, онлайн обсуждение

13 апреля 2020 года

3

С кем проводились обсуждения (перечислить все организации, в том числе государственные органы, ассоциации, предпринимателей, общественные объединения и другие).

Представители ОЮЛ «Национальная палата коллекторов Казахстана»;

Представители Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен».

4

Полученные комментарии, замечания и предложения

Согласно Протоколу рабочей встречи по обсуждению инициативных поправок депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан, по вопросу введения минимальных размеров уставного и собственного капиталов коллекторского агентства №1 от 13 апреля 2020 года.

Представители ОЮЛ «Национальная палата коллекторов Казахстана» и Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» пришли к единому мнению о целесообразности приостановления законодательных инициатив по вопросам регулирования коллекторских агентств, в том числе по введению минимальных размеров уставного и собственного капиталов коллекторских агентств во время действия режимов карантина и чрезвычайного положения в Республики Казахстан.