Единый контакт-центр

1414

8-800-080-7777

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Концепция проекта Закона Республики Казахстан «О геодезии и пространственных данных»

Краткое содержание: улудшение законодательства сфер геодезии и картографии
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Концепция
Дата создания: 30/06/2020
Публичное обсуждение до: 15/07/2020
Дата запуска онлайн-обсуждения: 27/07/2020 09:00:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 27/07/2020 18:30:00
Приложенные документы:

1. Наименование концепции

Концепция проекта Закона Республики Казахстан «О геодезии и пространственных данных»

 


 

2. Название законопроекта

Закон Республики Казахстан «О геодезии и пространственных данных» 

 


 

3. Обоснование необходимости разработки законопроекта

В соответствии со Стратегией «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства (Послание Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана, г. Астана, 14 декабря 2012 года, далее – Стратегия 2050) одним из десяти глобальных вызовов ХХI века является Третья индустриальная революция.

Так, согласно Стратегии 2050 «Человечество находится на пороге Третьей индустриальной революции, которая меняет само понятие производства. Технологические открытия кардинально меняют структуру и потребности мировых рынков. Мы живем уже в совершенно иной технологической реальности, нежели ранее.

Цифровые и нанотехнологии, робототехника, регенеративная медицина и многие другие достижения науки станут обыденной реальностью, трансформировав не только окружающую среду, но и самого человека.

Мы должны быть активными участниками этих процессов.».

В инициативе 2.9 Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года № 636 (далее – СПР 2025), закреплена инициатива 2.9 «Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры». Из данной инициативы исходит, что «Для создания условий по технологическому обновлению и цифровизации отраслей продолжится развитие надежной, доступной и безопасной цифровой инфраструктуры…».

Таким образом, из названной инициативы вытекает, что будут приняты меры по развитию инфраструктуры и устранение барьеров для цифровизации, законодательные изменения, которые позволят стимулировать развитие технологий будущего и цифровизацию экономики, такие как стандартизация использования наиболее применимых технологий.

Также, в соответствии с Посланием Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. от 31 января 2017 года «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» поставлена задача по обеспечению реализации Третьей модернизации Казахстана. Так Назарбаевым Н.А. отмечена необходимость создания новой модели экономического роста, которая обеспечит глобальную конкурентоспособность страны.

Первым приоритетом, отмеченным в названном Послании, является ускоренная технологическая модернизация экономики.

В этом направлении говорится, что «Мы должны культивировать новые индустрии, которые создаются с применением цифровых технологий. Это важная комплексная задача.

Необходимо развивать в стране такие перспективные отрасли, как 3D-принтинг, онлайн-торговля, мобильный банкинг, цифровые сервисы, в том числе в здравоохранении и образовании, и другие.

Также важно обеспечить развитие коммуникаций, повсеместный доступ к оптоволоконной инфраструктуре. Развитие цифровой индустрии обеспечит импульс всем другим отраслям.».

Вторым приоритетом отмечено кардинальное улучшение и расширение бизнес-среды.

Так говорится, что «Процессы оказания государственных услуг должны быть максимально оптимизированы. Необходимо сократить сроки и перечень документов, исключить дублирующийся процедуры. При этом нужно перевести их оказание полностью в электронный формат, без обязательного физического присутствия.».

Государственной программой «Цифровой Казахстан» на 2018-2022 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 декабря 2017 года № 827, одной из направлений путей  достижения поставленных целей Программы является пункт 5.2. «Переход на цифровое государство» (Государство-гражданам).

В названной Программе в части пространственных данных указано, что «большой объем и не структурированность накопленной совокупности данных создают информационный барьер, а иногда препятствуют процессам обмена информацией и управлению на основе этой информации. Новые требования рынка, предъявляемые к информации о местности, и развитие информационных технологий обуславливают необходимость поиска новых решений. Выход из сложившейся ситуации видится в создании условий, обеспечивающих доступ потребителей к пространственным данным в электронном виде и их эффективное использование.

В целях унификации, развития и поддержания пространственных данных в актуальном состоянии будет модернизирована система государственного геодезического обеспечения, установлена единая система координат, созданы карты открытого пользования по единым форматам и структурам данных.».

В целях достижения указанных задач пунктом 56 Плана мероприятий по реализации Государственной программы «Цифровой Казахстан», предусмотрено создание Национальной инфраструктуры пространственных данных (далее – национальная ИПД), которое создаст условия доступности и  эффективного использования пространственных данных в цифровом виде.

Основными целями национальной ИПД являются:

-    установление единой государственной системы координат QTRS (Qazaqstan Terrestrial Reference System) (взамен системе координат 1942 года);

-    обеспечение охвата территории Республики Казахстан открытыми пространственными данными на 100%;

-    автоматизация обмена пространственными данными центральных и местных государственных органов.

Важно отметить, что координатная основа и базовые пространственные данные, создаваемые в рамках национальной ИПД являются составными частями Единой геосервисной экосистемы по цифровизации сферы земельных отношений и архитектуры, рассматриваемой Комиссией при Президенте Республики Казахстан по вопросам внедрения цифровизации (одобрены Президентом РК от 31.10.2019 г. № 4789-6, от 10.02.2020 г. № 20-562(19-1507)).

Согласно Протокола данной Комиссии под руководством Премьер-Министра РК Мамина А.У. от 13 мая 2020 года поручено рассмотреть возможность финансирования национальной ИПД.

В свою очередь, проводятся работы по созданию информационной системы «Единый государственный кадастр недвижимости» (далее – ЕГКН) во исполнение пункта 81 Общенационального Плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 5 октября 2018 года «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» касательно создания Единой национальной базы данных о земельном фонде и объектах недвижимости в целях обеспечения прозрачности и полного доступа населения и бизнеса к информации. Это позволит гражданам и бизнесу, через портал «Электронного правительства», получить возможность выбора на Публичной кадастровой карте свободного земельного участка с техническими условиями.

При этом согласно резолиции Президента Республики Казахстан от 9 июня 2020 года № 20-61-1287 и записки Заместителя Руководителя Администрации Президента Республики Казахстан Сулейменова Т., «главным сдерживающим фактором для полноценного запуска ЕГКН и геоинформационные порталы регионов является отсутствие единой национальной системы координат.  В настоящее время в стране используется устаревшая геодезическая сеть 1942 года (СК-42),которая имеет закрытый характер из-за наличия секретных объектов.  Внедрение новой национальной системы координат запланировано на 2024 год.».

Отмечаем что переход на новую систему государственного геодезического и картографического обеспечения осуществляется раз в 30-40 лет по мере достижений научно-технического прогресса, что требует концептуальных изменений в законодательстве.

На совещании по реализации Государственной программы «Цифровой Казахстан», состоявшемся 4 марта 2020 года, Глава  государства отметил, что цифровизация направлена не только на совершенствование одной отрасли или сферы деятельности, но и на серьезные преобразования в экономике и общественной жизни. Поэтому он напомнил о необходимости создания единой системы мониторинга, объединяющей все государственные органы.

«Внедрение передовых и современных технологий не достигнута, в этой работе не хватает согласованности и скоординированности. В результате цифровизация в разных ведомствах идет бессистемно», - сказал Глава государства.

В свою очередь отмечаем, что цифровизация пространственных данных ведется разрозненно, большинство государственных услуг, связанных с пространственной информацией (карты, планы, схемы) не автоматизированы. Пространственная информация создается многократно на одну и ту же территорию с различной точностью, различными способами, в различных форматах и системах координат. Пространственный учет ведется различными ведомствами республиканского и местного уровней.

Президент отметил, что: «в эпоху информационного «бума» цифровые государственные услуги должны быть интуитивно понятны и доступны даже для непродвинутого пользователя.».

В этой связи, Главой государства поручено Правительству Республики Казахстан:

- разработать комплекс регуляторных и стимулирующих мер по расширению проекта Индустрия 4.0;

- перевести весь документооборот полностью в электронный формат;

- внести соответствующие изменения в законодательные акты, регламенты государственных органов. Правительство, аппараты палат Парламента и другие государственные органы должны принять необходимые меры в этом направлении.

Также, Глава государства также отметил о важности проблемы по цифровизации регионов.

«Будучи востребованной среди населения и бизнеса, цифровизация очень медленно внедряется в сферах, наиболее подверженных коррупции. Это прежде всего касается выдачи земельных участков, услуг естественных монополий, системы оплаты проезда в общественном транспорте и других сфер. Надеюсь, что местные исполнительные органы будут уделять этому особое внимание. Министерство цифрового развития, инновации и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан должно провести необходимую работу на должном уровне»,— отметил Токаев К.К.

В настоящее время, несмотря на проводимую государственную политику в области геодезии, картографии и пространственных данных, все еще имеются ряд проблемных вопросов:

- отсутствие современной координатной основы (государственная система координат 1942 года (СК-42) морально устарела);

- разрозненность геоинформационной среды (геопорталы, кадастры в разных ведомствах, регионах ведутся в разных системах координат (CК-42, СК-63, Всемирная геодезическая система WGS-84, местные СК) и графических материалах различных форматов);

- ограничение распространения картографических материалов;

- нормативно-правовая база не соответствует современным реалиям.

Также следует отметить, что современная практика стран-лидеров в формировании информационного общества и повышении эффективности системы государственного управления свидетельствует о необходимости реализации крупномасштабных и комплексных государственных стратегий информационного развития. Эффективность управления государством, его экономическое и социальное развитие, оборона и безопасность во многом зависят от актуальности пространственных данных. С развитием спутниковых методов позиционирования, повсеместным внедрением информационных технологий и телекоммуникационной инфраструктуры, развиваются новые возможности применения геодезических и  картографических данных. Создание на их основе инфраструктуры пространственных данных является необходимым компонентом построения единого социально-экономического пространства страны.

На текущий момент отсутствие современной координатной основы, разрозненность геоинформационной среды, ограниченность распространения картографических материалов, отсутствие современной нормативно-правовой базы препятствует реализации в полном объеме ряда существующих проектов и сдерживает внедрение информационных технологий в управлении страной.

Также протоколом заседания под руководством Премьер-Министра Республики Казахстан от 15 января 2019 года государственным органам поручено проработать:

- вопрос внесения изменений в действующее законодательство Республики Казахстан в части совершенствования государственного контроля, в том числе с регламентацией вопросов контроля продукции, не соответствующей требованиям, введения особого порядка проверок в отношении субъектов геодезической, картографической деятельности и пересмотра системы управления рисками;

- вопрос закрепления функции по осуществлению государственного контроля.

Во исполнение вышеуказанных поручений, нами проведен анализ действующего законодательства, определены причины недостаточной эффективности существующих механизмов, а также изучен международный опыт.

В этой связи, для обеспечения благоприятной среды цифровизации отрасли геодезии, картографии и пространственных данных необходимо с учетом правоприменительной практики концептуально пересмотреть и актуализировать Закон Республики Казахстан «О геодезии и картографии».

В рамках предлагаемого проекта Закона крайне важно пересмотреть и разработать пакет новых и корректирующих регуляторных и стимулирующих мер этой области с учетом международного опыта и имеющихся вышеуказанных результатов оценки эффективности развития.

Выполнение вышеуказанных задач в полной мере возможно путем введения следующих системных и интеграционных подходов: 

1)Приведение в соответствие законодательства в сфере геодезии и пространственных данных;

2) Введение новых и усовершенствованных механизмов деятельности субъектов геодезической и картографической деятельности;

3) Усиление координации государственной политики и внедрение общепризнанных международных принципов и подходов регулирования геодезической, картографической деятельности;

4) Совершенствование государственного контроля в сфере геодезии и пространственных данных.

При этом планируется, что законодательные инициативы затронут следующие основные направления:

А)Урегулирование геодезической и картографической деятельности, на основе развития пространственных данных.

Б) Введение новых и усовершенствованных механизмов ведения политики в области геодезии, картографии и пространственных данных направленных на:

- внедрение современных цифровых технологий, используемых в геодезии и картографии;

- оптимизацию и автоматизацию процессов с сокращением сроков исполнения государственных услуг;

- обеспечение создания единой геоинформационной среды;

- ориентирование научно-технической деятельности на реальный сектор экономики страны;

- стимулирование спроса на инновации в области геодезии, картографии и пространственных данных.

В) Структурирование национальной ИПД на части:

- базовых пространственных данных;

- отраслевых пространственных данных;

- внутренних пространственных данных;

- метаданных;

- национальной геопространственной платформы;

- стандартов;

- организационного обеспечения.

Разработка проекта Закона будет способствовать совершенствованию государственной политики в области геодезии, картографии, пространственных данных и внедрению общепризнанных международных принципов и подходов регулирования этой деятельности.

1) Приведение в соответствие законодательства в сфере геодезии и пространственных данных

Основной целью данного пакета инициатив является актуализация норм действующего законодательства Республики Казахстан с учетом опыта практической реализации, пересмотр и упорядочивание всех действующих норм, которые позволятповысить эффективность государственного контроля, отношения между субъектами геодезической и картографической деятельности(G2B, B2B,B2C,G2C, G2G), упорядочит деятельность субъектов пространственных данных, будет способствовать развитию инфраструктуры и устранению барьеров для цифровизации.

Также, проектом Закона предусмотрено поэтапное внедрение принципов «Yellow pages Rules».

2) Введение новых и усовершенствованных механизмов деятельности субъектов геодезической и картографической деятельности

Поправки связаны с реализацией инициатив, которые позволят стимулировать развитие технологий будущего и цифровой экономики, такие как стандартизация использования наиболее применимых технологий.

Изменения затронут вопросы создания возможности расширения доступа к государственным информационным ресурсам, инфраструктуре пространственных данных, применения удаленной системы получения пространственной информации с идентификацией клиентов, закрепления обязательных принципов открытых интерфейсов (Open API) и другие нормы.

3) Усиление координации государственной политики и внедрение общепризнанных международных принципов и подходов регулирования геодезической, картографической деятельности.

Успешность реализации политики в области геодезии и картографии затруднена отсутствием внедрения общепризнанных международных принципов и подходов регулирования деятельности.

Кроме этого, будут совершенствованы отдельные нормы законодательных актов, определяющие полномочия уполномоченного органа в области геодезии и картографии.

Также для каждого аспекта эффективной политики в сфере геодезии и пространственных данных требуется набор правительственных компетенций с точки зрения человеческого капитала и политических процессов.

К примеру, способность выявлять новые тенденции и разрабатывать соответствующую политику, осуществлять оценку, адаптацию и изменение или прекращение политики, когда это необходимо, координировать работу между министерствами.Разрабатываемая политика должна сфокусироваться на текущем моменте, но и с течением времени преодолевать колебания политической экономики.

Необходимо отметить, что согласно мировой практики эта ведущая координирующая роль в формировании и развитии национальных пространственных данных возложена на единых операторов, которые выполняют главную стратегическую задачу государства.

В связи с чем, в Казахстане также требуется законодательно определить роль единого оператора национальной инфраструктуры пространственных данных Республики Казахстан.

4)Совершенствование государственного контроля в сфере геодезии и пространственных данных

В соответствии с мировой практикой, и опираясь на опыт  стран как Южная Корея система обеспечения геодезической и картографической продукцией является одним из главных инструментов защиты рынка от некачественной продукции. При этом вся изготавливаемая и  ввозимая продукция должна соответствовать требованиям безопасности и качества страны назначения, а также иметь документы, подтверждающие качество продукции.

Однако в реальности качество выполняемых работ и изготовленной продукции на рынке невозможно отследить.

Также в стране имеются факты утраты пунктов государственных геодезических сетей. Согласно последним данным, из более 140 тысяч геодезических пунктов утрачены более 30 %.

Следует отметить, что основной проблемой является несовершенство действующего законодательства в сфере геодезии и картографии:

Так в целях исключения на казахстанском рынке некачественной  и несоответствующей предъявляемой требованиям продукции, первостепенной значение имеют оперативность и эффективность выявления нарушений и меры реагирования на выявленные нарушения.

В настоящее время, действующая система государственного контроля в сфере геодезии и картографии Республики Казахстан не позволяет применять превентивные меры для недопущения изготовления некачественной продукции.

Ситуация усугубляется отсутствием единой платформы на котором полноценно производился бы учет и контроль  геодезических пунктов и   всех работ в сфере геодезии и картографии на стадии их выполнения.

В этой связи проектом Закона предлагается на базе национальной ИПД создать единую платформу на котором будет производиться учет всех геодезических и картографических работ.

Выполнение работ на данной платформе позволит оптимизировать и автоматизировать следующие требования к субъектам:

- уведомление в области геодезии и (или) картографии (к примеру,  если раньше субъекты могли производить геодезические или картографические работы без уведомления уполномоченного органа, после внедрения единой платформы уведомление будет производиться автоматический при регистрации на платформе);

- безвозмездное предоставление одного экземпляр копий созданных ими геодезических и картографических материалов и данных в Национальный картографо-геодезический фонд Республики Казахстан (необходимость данных требований исключится, так как создание продукции будет осуществлятся на единой платформе);

- использование ранее созданных геодезических, топографических и картографических материалов и данных, финансируемых за счет бюджетных средств Республики Казахстан (сократятся расходы государственного бюджета, так как на единой платформе на постоянной основе будут накапливаться/обновляться актуальные сведения от всех субъектов геодезической и картографической деятеьности, также исключится дублирование работ);

- целостность государственной геодезической сети (будет возможность полноценно отслеживать сохранность и функционирование геодезических пунктов, определять плотность при выдаче разрешений на снос или перезакладку (перенос) геодезических пунктов);

- предъявлять требование устранения выявленных нарушений порядка организации и выполнения геодезических и картографических работ (предоставит возможность проверить каждую продукцию на соответствие на единой платформе без посещения субъекта);

- выдача субъектам геодезической и картографической деятельности соответствующих сведений о геодезической и картографической изученности местности на участках планируемых работ (субъекты могут не обращаясь в уполномоченный орган получить необходимые сведения на единой платформе);

Необходимо отметить, что предлагаемые проектом Закона поправки позволят повысить качество создаваемой продукции и исключить некачественное выполнение геодезических и картографических работ, также обеспечит полноценный учет геодезических пунктов и контроль за обеспечением их сохранности.

 

 


 

4. Цели принятия законопроекта

Повышение активности путем внедрения законодательных норм эффективного функционирования геодезической и картографической деятельности, основанной на современной международной практике, развития пространственных данных, исключение разрозненности геоинформационной среды и создание условий добросовестной конкуренции, а также устранение имеющихся правовых пробелов и коллизий.

 


 

5. Предмет регулирования законопроекта

Проект Закона регулирует общественные отношения  по определению, установлению, применению и исполнению обязательных требований к продукции, услуге, процессам жизненного цикла и государственному контролю в области геодезии и пространственных данных, а также устанавливает правовые основы государственной системы геодезического  регулирования, направленные на обеспечение качества продукций, услуг и процессов в Республике Казахстан, приводит к балансу интересов государства, уполномоченных ими лиц.

 


 

6. Структура законопроекта

Проект Закона будет состоять из двух статей.

Статья 1 предусматривает положения нового Закона Республики Казахстан «О геодезии и пространственных данных» в следующей структуре(примерно):

Глава 1. Общие положения.

Глава 2. Обеспечение благоприятной среды обитания ижизнедеятельности при осуществлении геодезической, картографической деятельности.

Глава 2. Права, обязанности и ответственность субъектов геодезической, картографической деятельности.

Глава 4. Государственное управление в области геодезии и пространственных данных.

Глава 5. Государственные нормативы в области геодезии и пространственных данных.

Глава 6. Геодезический и картографический контроль

Статья 2 предусматривает сроки и порядок введения в действие Закона.

 


 

7. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия, в случае принятия законопроекта

Правовые последствия:

Принятие проекта Закона позволит привести в соответствие национальное законодательство Республики Казахстан в области геодезии и пространственных данных учитывая развитие современной инфраструктуры пространственных данных.

Кроме того, принятие проекта Закона усилит координацию и взаимосвязь всех участников геодезической и картографической деятельности.

Правовые последствия принятия проекта Закона потребуют внесения изменений и дополнений в действующие законодательные акты, а также принятия дополнительных подзаконных нормативных правовых актов.

Отрицательных правовых последствий принятие данного проекта Закона не повлечёт.

 

Социально-экономические последствия:

В результате принятия законодательных норм ожидается:

- благоприятная среда для внедрения национальной пространственной геоцентрической системы координат;

- благоприятная среда для создания единого геоинформационного пространства;

- единая система технических регламентов, стандартов, нормативно-технических баз и классификаторов регулирующих создание, преобразование и совместное использование пространственных данных и метаданных;

- повышение качества создаваемой картографической продукции, несоответствующей обязательным требованиям;

- создание условий для добросовестной конкуренции;

- повышение эффективности и оперативности осуществления государственного контроля;  

Следует отметить, что принятие проекта Закона отрицательных социальных и (или) экономических последствий не повлечет. 

 


 

8. Необходимость одновременного (последующего) проведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом

Принятие проекта Закона определяется необходимостью внесения изменений и дополнений в иные законодательные акты Республики Казахстан в различной степени регулирующих и влияющих на отношения регулируемые проектом Закона посредством сопутствующего проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам геодезии и  пространственных данных».

 


 

9. Регламентированность предмета законопроекта иными словами НПА (список НПА)

Предмет законопроекта целостно не регламентирован определенным законодательным актом. Отдельная регламентация предмета законопроекта имеется в следующих законодательных актах:

- Закон Республики Казахстан«О геодезии и картографии»;

- Закон Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях»;

- Закон Республики Казахстан «О государственных услугах»;

-Предпринимательский кодекс Республики Казахстан;

- иные законодательные и подзаконные нормативные правовые акты.

 


 

10. Наличие зарубежного опыта

Законодательные нормы в области геодезии, картографии и пространственных данных.

В Рейтинге стран по уровню внедрения геопространственных технологий по данным Geospatial Media and Communications за 2019 год Казахстан занимает 47 место (Россия - 22, Китай - 7, США - 1).

Начало работ по Инфраструктуре пространственных данных (далее – ИПД) обычно связывают с инициативой США по разработке национальной ИПД (NSDI), которая определила политику и содержание геоинформационной деятельности во всем мире. В 1993 году Национальная академия наук США опубликовала руководящий документ «О координации национальной ИПД», в котором был обобщен весь накопленный опыт в предметной области с начала 80-х годов XX века. В 1994 году появился Указ Президента США «Координация сбора и обеспечение доступа к географическим данным: Национальная ИПД».

Позднее появились проект Глобальной ИПД (GSDI), Канадской ИПД (CGDI), ИПД Австралии и Новой Зеландии (ASDI), Азиатско-Тихоокеанской ИПД (APSDI), европейские национальные инициативы в рамках панъевропейской программы EUROGI, директива INSPIRE Европейского союза.

Директива INSPIRE легла в основу нормативных правовых актов многих стран. Например, в Республике Молдова принят Закон от 17 ноября 2016 года № 254 «О национальной ИПД». Закон регулирует содержание метаданных ИПД, определяет ответственных за создание и актуализацию метаданных; создает основу интероперабельности данных, сетевых сервисов; определяет порядок доступа, поиска, использования и распределения пространственных данных. Кроме того, он устанавливает обязанности всех субъектов страны, которые в ходе своей деятельности так или иначе имеют доступ, создают либо используют пространственные данные; определяет порядок финансирования национальной ИПД. Законом предусматривается существование Совета по национальной ИПД как коллегиального органа, ответственного за надлежавшее развитие национальной ИПД; определяется его состав, структуру и обязанности. Интересно, что закон содержит ссылки на главы и статьи директивы INSPIRE, на основе которых он разработан, хотя Молдова не является членом Европейского союза. Приложение к нему содержит классификацию пространственных данных.

Концепция архитектуры ИПД Германии (GDI-DE) содержит определения и описание с учетом требований Директивы INSPIRE. Помимо основных технических требований к GDI-DE в ней перечислены положения и принципы, делающие возможной совместную работу отдельных элементов инфраструктуры. Следом даны рекомендации по использованию стандартов и форматов в рамках GDI-DE, при этом для каждого из них указаны категории обязательности в зависимости от степени технической проработки. Концепция создана с учетом интересов публично-правового управления и может применяться вне зависимости от профессиональной области. Технические стандарты действительны для экономики, науки и общественной деятельности.

Также, в Концепции архитектуры ИПД Германии рассмотрена реализация централизованных и децентрализованных компонентов GDI-DE (геосервисов) на основе заявленных стандартов.

В Российской Федерации нормативно-правовую основу пространственных данных (ИПД) составляет Федеральный закон от 30 декабря 2015 года № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Закон вводит понятие фондов пространственных данных как основы ИПД, правила их описания метаданными. Закреплено понятие порталов пространственных данных как механизма их распространения в сети Интернет. Пространственные данные рассматриваются в тесной связи с геодезической и картографической деятельностью.

В настоящее время исполнение государственной функции по федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии (сокращенно — государственному геодезическому надзору) возложено на Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестр) и ее территориальные органы.

На территории Российской Федерации действуют нормативно-правовые документы, которые направлены на регулирование деятельности организаций, осуществляющих геодезические и картографические работы. В Федеральном законе также закреплены основные требования к геодезическим и картографическим работам и их результатам обязательные для исполнения всеми лицами, выполняющими геодезическую и картографическую деятельность.

Действующим законодательством на Росреестр и его территориальные органы возложены функции по осуществлению государственного геодезического надзора. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2016 года № 1084 «О федеральном государственном надзоре в области геодезии и картографии» определен порядок осуществления федерального государственного надзора в области геодезии и картографии.

Геодезический надзор направлен на выявление нарушений при производстве геодезической и картографической деятельности.

Основными направлениями геодезического надзора является контроль за правильным выполнением геодезических работ, установлением местных систем координат, правильным отображением государственной границы, за правильным употреблением географических названий объектов местности на карте, в плане и т. д.

В рамках данного надзора уполномоченным органом по осуществлению государственного геодезического надзора ежегодно проводятся плановые и внеплановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, кадастровых инженеров. Проверки, осуществляемые государственным органом, могут быть как выездные, так и документарные.

Выездная проверка, как правило, производится по месту нахождения объекта проверки. При такой проверке производится осмотр геодезического оборудования на наличие сертификата поверки, на наличие лицензионного программного обеспечения, а также производится контроль выполненных измерений, путем полевого контроля. Документарная же проверка производится путем сверки сведений в документах лица, выполняющего геодезические и картографические работы. При выявлении нарушений законодательства о геодезии и картографии должностным лицом государственного органа выписывается предписание для устранения выявленных нарушений.

В случае если выявленные нарушения не устраняются лицом, допустившим эти нарушения, влечет за собой наложение штрафа в соответствии с КоАП Российской Федерации.

Таким образом, основной целью геодезического надзора является контроль за правильным выполнением геодезических и картографических работ на всей территории Российской Федерации.

 


 

11. Предполагаемые финансовые затраты

Реализация проекта Закона потребует дополнительных финансовых затрат из государственного бюджета в части создания Национальной инфраструктуры пространственных данных.

 


 

Комментарий

КАРАБАЛАЕВ НУРЛЫХАН

посмотреть текст 14/07 - 23:39

Согласно требованиям действующего Законодательства и внутренней политики государства по поддержке принципов "Yellow pages rules" все конкурентные виды деятельности должны передаватсья в конкурентную среду в обязательном порядке, а не в плановом поэтапном. Более того, некоторые виды деятельности не входят список разрешенных видов деятельности, согласно требований постановления Правительства РК №1095 от 28 декабря 2015 г. Многие виды работ, предусмотренных в действующей бюджетной программе 007 «Обеспечение топографо-геодезической и картографической продукцией и ее хранение» и новой бюджетной программе "Создание Национальной инфраструктуры пространственных данных" относятся к конкурентным видам деятельнсости. На рынке Казахстана присутсвует большое количество субъектов частного предпринимательства, осуществляющие деятельность на данном рынке товаров, работ и услуг. Более подробные аргументы приведены ниже 1. Бюджетные программы включают в себя работы, которые отнесены к геодезической и картографической деятельности государственного назначения, в соответствии в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона РК «О геодезии и картографии». Однако ни один из данных видов работ, как и вся геодезическая и картографическая деятельность государственного назначения не относятся к сфере государственной монополии согласно статье 193 Предпринимательского Кодекса Республики Казахстан. Следовательно все работы, предусмотренные в бюджетных программах, являются конкурентными видами деятельности. 2. Согласно статьи 193 Предпринимательского кодекса, подведомственное предприятие РГКП «Казгеодезия» или создаваемое РГП «Центр геодезии и пространственных данных» Комитета Геодезии и Картографии МЦРИАП РК не являются субъектом государственной монополии. Следовательно они являются субъектами предпринимательской деятельности и должны конкурировать с другими субъектами предпринимательской деятельности, согласно требованиям Предпринимательского кодекса и других Законов Республики Казахстан. 3. Все работы, относящиеся к геодезической и картографической деятельности государственного назначения (в соответствии пункту 2 статьи 4 Закона РК «О геодезии и картографии»), не относятся к обязательным услугам, оказываемым субъектами естественных монополий и квазигосударственного сектора, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 163-1 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан. 4. Бюджетным законодательством Республики Казахстан предусмотрено финансирование геодезической и картографической деятельности государственного назначения за счет средств республиканского бюджета. Однако данный факт и само бюджетное законодательство Республики Казахстан не служит основанием для передачи конкурентных видов работ напрямую подведомственным государственным предприятиям Комитета МЦРИАП в обход требования других регулирующих законов Республики Казахстан. 5. МЦРИАП РК ссылается на подпункт 8) пункта 2 статьи 134 Закона РК «О государственном имуществе». Однако данная статья закона дает лишь право на производства топографо-геодезических и картографических работ, которые являются конкурентными видами работ, в то время как на рынке присутствуют субъекты частного предпринимательства, осуществляющие данные виды деятельности. Следовательно подпункт 8) пункта 2 статьи 134 Закона РК «О государственном имуществе» не дает права или каких-либо оснований для передачи подведомственным государственным предприятиям конкурентных видов работ напрямую в виде государственного задания. 6. В соответствии с пунктом 1 статьи 134 Закона Республики Казахстан «О государственном имуществе» от 1 марта 2011 года № 413-IV «Государственные предприятия в случаях, предусмотренных подпунктом 4) пункта 2 статьи 133 настоящего Закона, могут создаваться, а ранее созданные - действовать только для осуществления видов деятельности, предусмотренных настоящей статьей». В соответствии с пунктом 3 статьи 134 Закона «О государственном имуществе» для Казенных государственных предприятий не предусмотрена какая-либо деятельность, связанная с выполнением топографо-геодезических и картографических работ. Согласно пункту 1 статьи 192 Предпринимательского кодекса РК предусмотрено 7 случаев участия государства в предпринимательской деятельности. Исходя из анализа этих условий, ни один из пунктов Предпринимательского кодекса не дает основания для ведения деятельности в области геодезии, картографии и аэросъемки со стороны подведомственного казенного предприятия КГиК МЦРИАП РК. Следовательно, казенное подведомственное предприятие КГиК МЦРИАП РК (РГКП «Казгеодезия») не имеет основания на выполнение работ из Госзадания №2. В противном случае передача работ в форме государственного задания и деятельность РГКП «Казгеодезия» будет осуществлена с нарушением требований пункта 1 и 3 статьи 134 Закона «О государственном имуществе», пункта 1 статьи 192 Предпринимательского кодекса РК Производство топографо-геодезических и картографических работ подведомственным предприятием КГиК МЦРИАП РК на основе конкурсных процедур в конкурентной среде с другими субъектами предпринимательства, возможно только после преобразования и создания РГП на ПХВ «Центр геодезии и пространственных данных». При этом, Устав с утвержденными видами деятельности данного предприятия должны быть приведены в соответствие с требованиями действующего законодательства Республики Казахстан. 7. В соответствии пунктом 1 статьи 194 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан запрещаются и признаются недействительными полностью или частично в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, антиконкурентные действия (бездействие) государственных, местных исполнительных органов, организаций, наделенных государством функциями регулирования деятельности субъектов рынка, выразившиеся в действиях (бездействии), принятии актов либо решений, которые привели или могут привести к ограничению или устранению конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения. Текущая деятельности Комитета по передаче топографо-геодезических работ может быть воспринята в качестве нарушение следующих подпунктов пункта 1 статьи 194 2) предоставление отдельным субъектам рынка льгот или других преимуществ, которые ставят их в привилегированное положение относительно конкурентов, или создание неблагоприятных либо дискриминационных условий деятельности по сравнению с конкурентами; 3) прямое или косвенное принуждение субъектов рынка к приоритетному заключению договоров, к первоочередной поставке товаров определенному кругу потребителей либо первоочередному приобретению товаров у определенных продавцов (поставщиков). 8. В бюджетных программах предусмотрены такие работы, как «аэрокосмосъемка городов, населенных пунктов и территорий». Они включают в себя два вида деятельности аэрофотосъемка и космическая съемка. Однако в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 1095 эти два вида деятельности не входят в перечень видов деятельности, осуществляемых юридическими лицами, более пятидесяти процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству и аффилированными с ними лицами. Следовательно РГКП «Казгеодезия» и создаваемое РГП «Центр геодезии и пространственных данных», как государственное предприятие МЦРИАП РК не имеют основания на выполнение этих видов работ. 9. В бюджетных программах предусмотрены такие работы, как «обследование, восстановление, координирование пунктов, сертификация эталонных базисов, нивелирование I, II класса, создание сводных каталогов, геодинамические исследования, составление технических проектов». Согласно действующего ОКЭД-2020, эти виды работ относятся к 71.12.3 «Геодезическая деятельность». Однако в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 1095 эти виды работ как вся геодезическая деятельность «71.12.3» не входят в перечень видов деятельности, осуществляемых юридическими лицами, более пятидесяти процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированными с ними лицами. Следовательно РГКП «Казгеодезия» до преобразования в РГП «Центр геодезии и пространственных данных», как государственное предприятие МЦРИАП РК не имеют право на выполнение этих видов работ. 10. Среди субъектов частного предпринимательства, осуществляющие свою деятельность в области геодезии, картографии и аэрокосмических съемок, имеются компании с подразделениями по защите государственных секретов (ПЗГС), а также имеющие доступ к материалам с грифами «секретно» и с пометками «для служебного пользования». Следовательно субъекты частного предпринимательства могут выполнять работы из бюджетных программ, которые требуют соблюдения требований Закона РК «О государственных секретах».

24/07 - 15:38

Здравствуйте! Спасибо, за активное участие. Согласно Закона Республики Казахстан "О правовых актах" концепция проекта закона – документ, содержащий обоснование необходимости разработки проекта закона, цели его принятия. Указанные Вами комментарий не является предметом Концепции данного Закона.

КАРАБАЛАЕВ НУРЛЫХАН

посмотреть текст 14/07 - 22:34

В обоснование необходимо также добавить такую проблему, как снятие ограничений на использование и распространение материалов аэрокосмической съемки сверхвыского разрешения. Действующие избыточные ограничение на применение аэрокосмоснимков сверхвысокого разрешения являются архаизмом и пережитком эпохи Советского Союза, и как результат тормозят развитие использования современных технологий космического мониторинга и их применение в различных отраслях экономики Казахстана, в том числе и отрасли геодезия и картография. Аэрокосмоснимки являются и могут служат оперативным первоисточником пространственной информации для таких информационных систем как НИПД, ЕГКН, НБД РК, Автоматизированная система градостроительного кадастра и т.д. ЧТо позволит содержать всю информацию в актуальном состоянии, а также вести мониторинг использования земель сельхоз назначения и т.д. Однако действующие ограничения ведут к огромным издержкам (временным и финансовым). В качестве примера, крупные и средние аграрные холдинги не могут выполнять аэрофотосъемку собственных полей, их обработку и просмотр с целью мониторинга состояния посевов. Однако в тоже время, на рынке в открытом и платном доступе имеется огромное количество источников космической съемки серхвыского разрешения на любой участок Казахстана (Google Карты, Яндекс Карты, Here, BingMaps ит.д.) Считаем необходим указать эту проблему, а также предусмотреть в концепции Закона шаги и планы по их устранению, в виде внесения изменений в законодательные и подзаконные акты, а также по включению в новый закон "О геодезии и пространственных данных"

24/07 - 15:40

Данный вопрос не является предметом Концепции проекта Закона Республики Казахстан «О геодезии и пространственных данных», снятие ограничений на использование и распространение материалов аэрокосмической съемки регулируется Законом РК «О Государственных секретах», ВПС и подзаконных актах министерства. Будет рассматриваться отдельно в соответствии с Законом РК «О Государственных секретах».