Единый контакт-центр

1414

8-800-080-7777

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Концепция проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам геодезии и пространственных данных»

Краткое содержание: совершенствование законодательства геодезии и картографии
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Концепция
Дата создания: 30/06/2020
Публичное обсуждение до: 15/07/2020
Дата запуска онлайн-обсуждения: 27/07/2020 09:00:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 27/07/2020 18:30:00
Приложенные документы:

1. Наименование концепции

Концепция проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам геодезии и пространственных данных»

 


 

2. Название законопроекта

Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам геодезиии пространственных данных»

 


 

3. Обоснование необходимости разработки законопроекта

В соответствии со Стратегией «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства (Послание Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана, г. Астана,  14 декабря 2012 года, далее – Стратегия 2050)одним из десяти глобальных вызовов ХХI века является Третья индустриальная революция.

Так, согласно Стратегии 2050 «Человечество находится на пороге Третьей индустриальной революции, которая меняет само понятие производства. Технологические открытия кардинально меняют структуру и потребности мировых рынков. Мы живем уже в совершенно иной технологической реальности, нежели ранее.

Цифровые и нанотехнологии, робототехника, регенеративная медицина и многие другие достижения науки станут обыденной реальностью, трансформировав не только окружающую среду, но и самого человека.

Мы должны быть активными участниками этих процессов.».

В инициативе 2.9 Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года № 636 (далее – СПР 2025), закреплена инициатива 2.9 «Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры». Из данной инициативы исходит, что «Для создания условий по технологическому обновлению и цифровизации отраслей продолжится развитие надежной, доступной и безопасной цифровой инфраструктуры…».

Таким образом, из названной инициативы вытекает, что будут приняты меры по развитию инфраструктуры и устранение барьеров для цифровизации, законодательные изменения, которые позволят стимулировать развитие технологий будущего и цифровизацию экономики, такие как стандартизация использования наиболее применимых технологий.

Также, в соответствии с Посланием Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. от 31 января 2017 года «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» поставлена задача по обеспечению реализации Третьей модернизации Казахстана. Так Назарбаевым Н.А. отмечена необходимость создания новой модели экономического роста, которая обеспечит глобальную конкурентоспособность страны.

Первым приоритетом, отмеченным в названном Послании является ускоренная технологическая модернизация экономики.

В этом направлении говорится, что «Мы должны культивировать новые индустрии, которые создаются с применением цифровых технологий. Это важная комплексная задача.

Необходимо развивать в стране такие перспективные отрасли, как 3D-принтинг, онлайн-торговля, мобильный банкинг, цифровые сервисы, в том числе в здравоохранении и образовании, и другие.

Также важно обеспечить развитие коммуникаций, повсеместный доступ к оптоволоконной инфраструктуре. Развитие цифровой индустрии обеспечит импульс всем другим отраслям.».

Вторым приоритетом в Послании - кардинальное улучшение и расширение бизнес-среды.

Так говорится, что «Процессы оказания государственных услуг должны быть максимально оптимизированы. Необходимо сократить сроки и перечень документов, исключить дублирующийся процедуры. При этом нужно перевести их оказание полностью в электронный формат, без обязательного физического присутствия.».

Государственной программой «Цифровой Казахстан» на 2018-2022 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 декабря 2017 года № 827, одной из направлений путей  достижения поставленных целей Программы является пункт 5.2. «Переход на цифровое государство» (Государство-гражданам).

В данной Программе в части пространственных данных указано, что «большой объем и не структурированность накопленной совокупности данных создают информационный барьер, а иногда препятствуют процессам обмена информацией и управлению на основе этой информации. Новые требования рынка, предъявляемые к информации о местности, и развитие информационных технологий обуславливают необходимость поиска новых решений. Выход из сложившейся ситуации видится в создании условий, обеспечивающих доступ потребителей к пространственным данным в электронном виде и их эффективное использование.

В целях унификации, развития и поддержания пространственных данных в актуальном состоянии будет модернизирована система государственного геодезического обеспечения, установлена единая система координат, созданы карты открытого пользования по единым форматам и структурам данных.».

В целях достижения указанных задач, пунктом 56 Плана мероприятий по реализации Государственной программы «Цифровой Казахстан», предусмотрено создание Национальной инфраструктуры пространственных данных (далее – национальная ИПД), который создаст условия доступности и  эффективного использования пространственных данных в цифровом виде.

Основными целями национальной ИПД являются:

-    установление единой государственной системы координат QTRS (Qazaqstan Terrestrial Reference System) (взамен системе координат 1942 года);

-    обеспечение охвата территории Республики Казахстан открытыми пространственными данными на 100%;

-    автоматизация обмена пространственными данными центральных и местных государственных органов.

Важно отметить, что координатная основа и базовые пространственные данные, создаваемые в рамках национальной ИПД являются составными частями Единой геосервисной экосистемы по цифровизации сферы земельных отношений и архитектуры, рассматриваемой Комиссией при Президенте Республики Казахстан по вопросам внедрения цифровизации (одобрены Президентом РК от 31.10.2019 г. № 4789-6, от 10.02.2020 г. № 20-562(19-1507)).

Согласно Протокола данной Комиссии под руководством Премьер-Министра РК Мамина А.У. от 13 мая 2020 года поручено рассмотреть возможность финансирования национальной ИПД.

В свою очередь, проводятся работы по созданию информационной системы «Единый государственный кадастр недвижимости» (далее – ЕГКН) во исполнение пункта 81 Общенационального Плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 5 октября 2018 года «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» касательно создания Единой национальной базы данных о земельном фонде и объектах недвижимости в целях обеспечения прозрачности и полного доступа населения и бизнеса к информации. Это позволит гражданам и бизнесу, через портал «Электронного правительства», получить возможность выбора на Публичной кадастровой карте свободного земельного участка с техническими условиями.

При этом, согласно резолиции Президента Республики Казахстан      от 9 июня 2020 года № 20-61-1287 и записки Заместителя Руководителя Администрации Президента Республики Казахстан Сулейменова Т., «главным сдерживающим фактором для полноценного запуска ЕГКН и геоинформационные порталы регионов является отсутствие единой национальной системы координат.  В настоящее время в стране используется устаревшая геодезическая сеть 1942 года (СК-42),которая имеет закрытый характер из-за наличия секретных объектов.  Внедрение новой национальной системы координат запланировано на 2024 год.».

Отмечаем что переход на новую систему государственного геодезического и картографического обеспечения осуществляется раз в 30-40 лет по мере достижений научно-технического прогресса, что требует концептуальных изменений в законодательстве.

На совещании по реализации Государственной программы «Цифровой Казахстан», состоявшемся 4 марта 2020 года, Глава  государства отметил, что цифровизация направлена не только на совершенствование одной отрасли или сферы деятельности, но и на серьезные преобразования в экономике и общественной жизни. Поэтому он напомнил о необходимости создания единой системы мониторинга, объединяющей все государственные органы.

«Внедрение передовых и современных технологий не достигнута, в этой работе не хватает согласованности и скоординированности. В результате цифровизация в разных ведомствах идет бессистемно», - сказал Глава государства.

В свою очередь отмечаем, что цифровизация пространственных данных ведется разрозненно, большинство государственных услуг, связанных с пространственной информацией (карты, планы, схемы) не автоматизированы. Пространственная информация создается многократно на одну и ту же территорию с различной точностью, различными способами, в различных форматах и системах координат. Пространственный учет ведется различными ведомствами республиканского и местного уровней.

Президент отметил, что: «в эпоху информационного «бума» цифровые государственные услуги должны быть интуитивно понятны и доступны даже для непродвинутого пользователя.».

В этой связи, Главой государства поручено Правительству Республики Казахстан:

- разработать комплекс регуляторных и стимулирующих мер по расширению проекта Индустрия 4.0;

- перевести весь документооборот полностью в электронный формат;

- внести соответствующие изменения в законодательные акты, регламенты государственных органов. Правительство, аппараты палат Парламента и другие государственные органы должны принять необходимые меры в этом направлении.

Также, Глава государства также отметил о важности проблемы по цифровизации регионов.

«Будучи востребованной среди населения и бизнеса, цифровизация очень медленно внедряется в сферах, наиболее подверженных коррупции. Это прежде всего касается выдачи земельных участков, услуг естественных монополий, системы оплаты проезда в общественном транспорте и других сфер. Надеюсь, что местные исполнительные органы будут уделять этому особое внимание. Министерство цифрового развития, инновации и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан должно провести необходимую работу на должном уровне»,— отметил Токаев К.К.

В настоящее время, несмотря на проводимую государственную политику в области геодезии, картографии и пространственных данных, все еще имеются ряд проблемных вопросов:

- отсутствие современной координатной основы (государственная система координат 1942 года (СК-42) морально устарела);

- разрозненность геоинформационной среды (геопорталы, кадастры в разных ведомствах, регионах ведутся в разных системах координат (CК-42, СК-63, Всемирная геодезическая система WGS-84, местные СК) и графических материалах различных форматов);

- ограничение распространения картографических материалов;

- нормативно-правовая база не соответствует современным реалиям.

Также следует отметить, что современная практика стран-лидеров в формировании информационного общества и повышении эффективности системы государственного управления свидетельствует о необходимости реализации крупномасштабных и комплексных государственных стратегий информационного развития. Эффективность управления государством, его экономическое и социальное развитие, оборона и безопасность во многом зависят от актуальности пространственных данных. С развитием спутниковых методов позиционирования, повсеместным внедрением информационных технологий и телекоммуникационной инфраструктуры, развиваются новые возможности применения геодезических и  картографических данных. Создание на их основе инфраструктуры пространственных данных является необходимым компонентом построения единого социально-экономического пространства страны.

На текущий момент отсутствие современной координатной основы, разрозненность геоинформационной среды, ограниченность распространения картографических материалов, отсутствие современной нормативно-правовой базы препятствует реализации в полном объеме ряда существующих проектов и сдерживает внедрение информационных технологий в управлении страной.

Также протоколом заседания под руководством Премьер-Министра Республики Казахстан от 15 января 2019 года государственным органам поручено проработать:

- вопрос внесения изменений в действующее законодательство Республики Казахстан в части совершенствования государственного контроля, в том числе с регламентацией вопросов контроля продукции, не соответствующей требованиям, введения особого порядка проверок в отношении субъектов геодезической, картографической деятельности и пересмотра системы управления рисками;

- вопрос закрепления функции по осуществлению государственного контроля.

Во исполнение вышеуказанных поручений, нами проведен анализ действующего законодательства, определены причины недостаточной эффективности существующих механизмов, а также изучен международный опыт.

В этой связи, для обеспечения благоприятной среды цифровизации отрасли геодезии, картографии и пространственных данных разработана концепция проекта нового Закона Республики Казахстан «О геодезии и пространственных данных».

В целях реализации указанного проекта Закона предлагается внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты:

  1. Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года:

В действующем Бюджетном кодексе Республики Казахстан топографо-геодезические и картографические работы отнесены к направлениям расходов республиканского бюджета и не предусмотрены в других уровнях бюджета. Предлагается перераспределить указанные направления расходов между уровнями бюджетов в части картографического обеспечения населенных пунктов.

     2) Земельный кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года:                              

  В целях усиления охраны пунктов государственных геодезических сетей предлагается дополнить обязанности собственников земельных участков и землепользователей по использованию земельных участков, на территории которых размещены геодезические пункты, о  сообщении в уполномоченный орган обо всех случаях повреждения или уничтожения геодезических пунктов, также о предоставлении возможности подъезда (подхода) к геодезическим пунктам при проведении геодезических и картографических работ.

     3) Закон Республики Казахстан от 6 января 2012 года «О космической деятельности»:

     Бюджетным инвестиционным проектом «Национальная ИПД» запланировано включение некоторых частей системы высокоточной спутниковой навигации, созданной в рамках космической деятельности в состав национальной ИПД. В связи с этим, необходимо внести изменения в космической деятельности, в части функций и полномочий спутниковой навигации.

 


 

4. Цели принятия законопроекта

Повышение активности путем внедрения законодательных норм эффективного функционирования геодезической и картографической деятельности, основанной на современной международной практике, развития пространственных данных, исключение разрозненности геоинформационной среды и создание условий добросовестной конкуренции, а также устранение правовых пробелов и коллизий, которые возникнут при его принятии.

 


 

5. Предмет регулирования законопроекта

Проект Закона регулирует общественные отношения  по определению, установлению, применению и исполнению обязательных требований к продукции, услуге, процессам жизненного цикла и государственному контролю в области геодезии и пространственных данных, а также устанавливает правовые основы государственной системы геодезического  регулирования, направленные на обеспечение качества продукций, услуг и процессов в Республике Казахстан, приводит к балансу интересов государства, уполномоченных ими лиц.

 


 

6. Структура законопроекта

Проект закона Республики Казахстан состоит из двух статей.

Статья 1 предусматривает внесение изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года, Земельный кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года, Закон Республики Казахстан от 6 января 2012 года «О космической деятельности» и иные законодательные акты Республики Казахстан.

Статья 2 предусматривает сроки и порядок введения в действие Закона.

 


 

7. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия, в случае принятия законопроекта

Правовые последствия:

Принятие проекта Закона позволит привести в соответствие национальное законодательство  Республики Казахстан в области геодезии и пространственных данных с лучшим мировым опытом учитывая развитие современной инфраструктуры пространственных данных.

Кроме того, принятие проекта Закона усилит координацию и взаимосвязь всех участников геодезической и картографической деятельности.

Принятие данного проекта Закона не повлечёт отрицательных правовых последствий.

Социально-экономические последствия:

В результате принятия законодательных норм ожидается:

- благоприятная среда для внедрения национальной пространственной геоцентрической системы координат и для создания единого геоинформационного пространства;

- создание единой системы технических регламентов, стандартов, нормативно-технических баз и классификаторов регулирующих создание, преобразование и совместное использование пространственных данных и метаданных;

- повышениекачества создаваемой картографической продукции, несоответствующей обязательным требованиям;

- создание условий для добросовестной конкуренции.

Следует отметить, что принятие проекта Закона отрицательных социальных и (или) экономических последствий не повлечет.

 


 

8. Необходимость одновременного (последующего) проведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом

Отсутствует.

 


 

9. Регламентированность предмета законопроекта иными словами НПА (список НПА)

Предмет законопроекта регламентирован в следующих законодательных актах: Бюджетный кодекс Республики Казахстан, Земельный кодекс Республики Казахстан, Предпринимательский кодекс Республики Казахстан, Закон Республики Казахстан«О геодезии и картографии», Закон Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях», Закон Республики Казахстан «О государственных услугах», Закон Республики Казахстан «О космической деятельности»

 


 

10. Наличие зарубежного опыта

В Рейтинге стран по уровню внедрения геопространственных технологий по данным Geospatial Mediaand Communications за 2019 год Казахстан занимает 47 место (Россия – 22, Китай – 7, США – 1).

С 1990-х годов государственные администрации в Европе и во всем мире инвестировали значительные ресурсы в развитие инфраструктуры для поощрения, облегчения и координации обмена и обмена географическими данными. Главной движущей силой в разработке и внедрении этих инфраструктур пространственных данных (SDI) в Европе стала Директива INSPIRE 2007 года о создании инфраструктуры для пространственной информации в Европейском сообществе (European Commission 2007). Директива INSPIRE направлена ​​на преодоление основных барьеров, влияющих на доступность и доступность географических данных, путем развития европейской инфраструктуры пространственной информации, основанной на создании, эксплуатации и обслуживании национальных инфраструктур пространственных данных в Европе, которая финансируется не только центральным государственным сектором, но и региональным.

Так  как, будь то большие или малые, европейские города нуждаются в надежной и сопоставимой информации городского планирования для безопасного, устойчивого и благополучного развития, где пространственная информация  позволит городским планировщикам лучше оценить риски и возможности, начиная от угрозы наводнения и воздействия изменения климата, и заканчивая выявлением новой инфраструктуры и потребностей общественного транспорта. 

На сегодняшний день Европейские инструменты и концепции в пространственном планировании направлены на соответствия к современным тенденция развития, такие как урбанизация, глобализация торговли товарами и растущее использование природных ресурсов, оказывают влияние на устойчивое экологическое пространственное развитие.

В этой связи, учитывая тенденции развития рынка накопившиеся проблемы не могут быть решены только на центральном уровне и требуют решения проблем на региональном уровне.

 


 

11. Предполагаемые финансовые затраты

Реализация проекта Закона не потребует дополнительных финансовых затрат из государственного бюджета.

 

 


 

Комментарий

КАРАБАЛАЕВ НУРЛЫХАН

посмотреть текст 14/07 - 23:18

Одним из главных упущений в в нормативных документах, а также политики по внедрению новой системы координат в рамках проекта "НИПД", является полное отсутствие какой либо нормативной базы связанной с обязательным применением новой государственной системы координат и при каких задачах. Есть два главных блока вопросов: 1. Что делать со всеми прошлыми накопленными архивами и материалами отраслевых пространственных данных, которые хранятся в архивах или используется различными действующими государственными информационными системами и местными исполнительными органами. Фактически ни в проекте, ни в инструкциях по созданию НИПД не заложены какие-либо планы, этапы и действия, нацеленные на создание инструкций с едиными сертифицированными коэффициентами пересчета из действующих систем координат в новую. А также списка отраслей, в которых использование новой СК носит исключительно обязательный характер, а в каких только как дополнительное. Следовательно, отсутствует возможность для реального внедрения и использования имеющихся пространственных данных в новой системе координат для производственной деятельности. Либо же, всем действующим субъектам геодезической и картографической деятельности придется утилизировать имеющиеся пространственные данные и начать создание новых заново. Необходимо внести план работ по переведу важных используемых пространственных данных из прежних в новую систему координат для использования в различных информационных системах государственного и регионального уровней. 2. Должен быть определен и прописан четкий уровень и список отраслей, в которых новая система координат должна применяться: - исключительно в обязательном порядке; - параллельно с действующими системами координат, но только при наличии сертифицированных коэффициентов пересчета и стандарта (для случаев с местными системами координат городов и населенных пунктов); - не используется вообще, а используются действующие системы координат; В противном случае это приведет только к появлению очередной системы координат, и бардака при выполнении геодезических и картографических работ на уровне МИО. Или даже при наличие новой системы координат, каждый из ГО и подведомственных предприятий будет продолжать ведение своих информсистем и работ в действующих СК без каких-либо переходов в новую. Следовательно это приведет к незначительному эффекту от внедрения новой СК при значительных бюджетных затратах. В качестве примера, когда заказчик будет требовать работы в местной системе координат, но при этом эти полученные данные никак нельзя будет перевести в новую СК и использовать их про создании/обновлении базовых пространственных данных. И подобных сценариев большое количество. Либо же даже при наличии государственной системы координат будет требоваться использовании топографического плана только в местной системе координат для задач городского планирования. Необходимо определить виды деятельности из отраслей экономики и внести соответствующие изменения в смежные законные и подзаконные акты. В изменениях будет прописано в каких видах деятельности использование новой СК обязательно, а в каких может осуществляться параллельно с местными системами координат, но только при условии наличия сертифицированных коэффициентов пересчета.

24/07 - 15:47

Данный вопрос является предметом обсуждения самого Закона РК «О геодезии и пространственных данных», в свою очередь Концепцией проекта Закона РК «О геодезии и пространственных данных» предусмотрено совершенствование отдельных норм законодательных актов, определяющие полномочия уполномоченного органа в области геодезии и картографии, которая будет способствовать выявлять новые тенденции и разрабатывать соответствующую политику. Также для сведения отмечаем, что в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2002 года № 1403 «Об установлении единых государственных систем координат, высот, гравиметрических и спутниковых измерений, а также масштабного ряда государственных топографических карт и планов» на территории Республики Казахстан установлена единая государственная система координат, высот, гравиметрических и спутниковых измерений, приняв за начало координат центр Круглого зала Пулковской обсерватории, а исходный уровень высот - ноль Кронштадтского футштока в Балтийском море, расположенные на территории Российской Федерации, т.е. система координат 1942 года (СК-42). Также после создания новой системы координат на территории Республики Казахстан выйдет соответствующее постановление Правительства «Об установлении единых государственных систем координат, высот, гравиметрических и спутниковых измерений, а также масштабного ряда государственных топографических карт и планов». Вместе с тем, параметры перехода между системами координат и утверждения относится регулированию подзаконными актами и не является предметом Концепции проекта Закона Республики Казахстан «О геодезии и пространственных данных».

КАРАБАЛАЕВ НУРЛЫХАН

посмотреть текст 14/07 - 16:03

Помимо ограничения картографических материалов, имеется прямое ограничение на применение материалов аэрокосмической съемки для решения задач в гражданском секторе. Данные ограничения являются архаизмом и пережитками экпохи Советского Союза. На текущий момент, когда на любой участок территории Республики Казахстан доступны космические снимки сверхвыского разрешения (от 1 метра до 30 см) через такие сервисы как: - Google Earth - Яндекс Карты - Here - BingMaps - ArcGIS Online и др. Ны международном рынке, активную деятельность по распространению коммерческих данных космической съемки ведут такие мировые компании, как - Maxar Technologies - Airbus Defense&Space - PlanetLabs - и др. Последние 5 лет по всему миру, активно применяются беспилотные летательные аппараты для выполнения аэрофотосъемки с целью: - создания/обновления топокарт и планов; - выполнения мониторинга состояния сельскохозяственных земель; - лесохозяственная деятельность; - создание 3Д моделей населенных пунктов и т.д. В Казахстане, активно обсуждается использование технологий космического мониторинга для контроля, учета и управления земельными ресурсами. Во всех государственных информационных системах, таких как ЕГКН, НИПД, НБД РК и др. в качестве базовой подложки и первоисточником актуальной пространственной информации служат материалы аэрокосмической съемки. Однако из-за наличия избыточных ограничений на применение и использование аэрокосмических материалов сверхвыского разрешения, объективно вносятся существенные временные и экономические издержки внедрения государственных информационных систем (ЕГКН, НИПД и др.) с регулярным их обновлением, усложняется процедура выполнения космического мониторинга земель, фермеры не могут использовать материалы с беспилотных летательных аппаратов для мониторинга состояния посевов, усложняется процессы мониторинга и съемки линейно протяежнных объектов (газопроводы, нефтепроводы), создание 3Д моделей городов для региональных ГИС геопорталов и т.д. Необходимо внести изменения в соответствующие законодательные акты и подзаконные акты, для снятия избыточных устаревших неактуальных ограничений на применение аэрокосмических материалов сверхвыского разрешения в гражданских целях.

24/07 - 15:51

Данный вопрос не является предметом Концепции проекта Закона Республики Казахстан «О геодезии и пространственных данных», снятие ограничений на использование и распространение материалов аэрокосмической съемки регулируется Законом РК «О Государственных секретах», ВПС и подзаконных актах министерства. Будет рассматриваться отдельно в соответствии с Законом РК «О Государственных секретах».