Единый контакт-центр

1414

8-800-080-7777

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Концепция проекта Закона Республики Казахстан «Об органах военной полиции Республики Казахстан»

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Концепция
Дата создания: 30/06/2020
Публичное обсуждение до: 15/07/2020
Дата запуска онлайн-обсуждения: 17/07/2020 09:00:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 17/07/2020 18:30:00

1. Наименование концепции

Концепция проекта Закона Республики Казахстан «Об органах военной полиции Республики Казахстан»

 


 

2. Название законопроекта

Проект Закона Республики Казахстан «Об органах военной полиции Республики Казахстан»


 

3. Обоснование необходимости разработки законопроекта

Мировой опыт деятельности органов военной полиции показывает, что
в первую очередь, их роль заключается в проведении целого комплекса мероприятий, направленных на укрепление правопорядка в армии, выполнении правоохранительных функции, под которыми понимается не только поддержание дисциплины в гарнизонах и на военных объектах, расследование воинских преступлений, регулирование дорожного движения, но и оказание помощи командирам в обеспечении дисциплины.

Органы военной полиции Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан с момента создания в 1997 году успешно выполняют задачи по повышению воинской дисциплины, обеспечению правопорядка и противодействию коррупции в Вооруженных Силах Республики Казахстан. 

Деятельность органов военной полиции позволила значительно снизить количество уголовных правонарушений и преступлений, повысить уровень правосознания военнослужащих. Так, с 1999 по 2009 год снижении правонарушений составило 79%, с 2009 по 2019 год снижение правонарушений составило 40%.

Военная полиция стала одним из важнейших подразделений по обеспечению правопорядка и противодействию коррупции, прочно заняв свое место в структуре соответствующих государственных органов.

Реализация основных направлений деятельности органов военной полиции стала возможной путем решения следующих задач:

обеспечение правопорядка в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан, предупреждение, выявление, раскрытие и пресечение воинских преступлений и правонарушений;

предупреждение коррупции и выявление административных и уголовных коррупционных правонарушений в пределах компетенции, розыск военнослужащих, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда;

производство дознания по делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, и гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими воинских сборов;

обеспечение безопасности дорожного движения военных транспортных средств, соблюдение правил их эксплуатации;

содержание военнослужащих на гауптвахтах военной полиции.

осуществление внутреннего контроля за организацией службы суточного наряда, внутренней и гарнизонной служб в воинских частях Вооруженных Сил Республики Казахстан.

В целях правового закрепления основ обеспечения правопорядка в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан 21 февраля 2005 года принят Закон Республики Казахстан
«Об органах военной полиции».

Впервые на законодательном уровне урегулированы организационно-правовые вопросы деятельности органов военной полиции, права и обязанности субъектов, конкретизированы задачи органов военной полиции Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, а также компетенция уполномоченных органов.

В целом, положительные результаты системной и целенаправленной работы военной полиции вносят на современном этапе большой вклад в обеспечение обороноспособности Республики Казахстан.

Вместе с тем, дальнейшее укрепление правовых основ правопорядка, обороны и обеспечения безопасности - важнейшее условие полноценного поступательного развития и строительства Вооруженных Сил Республики Казахстан.

Так, с момента принятия действующего Закона Республики Казахстан
«Об органах военной полиции» прошло 15 лет. За этот период в значительной степени пересмотрены параметры дальнейшего строительства Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, произошли изменения в их организационно-штатной структуре, расширились задачи, выполняемые органами военной полиции.

Как известно, одним из средств активного совершенствования и упорядочения норм действующего законодательства является устранение противоречий в содержании правовых норм, исключение устаревших и выявления предпосылок к созданию новых норм права, соответствующих назревшим потребностям общественного развития.

В целях построения целостной системы законодательного обеспечения, унификации законодательных основ деятельности органов военной полиции, позволяющей согласованно выполнять поставленные задачи разработан Законопроект.

В Законопроект по итогам проведенного мониторинга нормативных правовых актов, с использованием общетеоретических подходов к проблемам обеспечения правопорядка в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях сформулированы исходные понятия, определяющие права, обязанности и ответственность военнослужащих органов военной полиции, а также определен порядок и организация службы органов военной полиции.

Так, в целях предупреждения и недопущения случаев травматизма и гибели военнослужащих в Вооруженных Силах, основной причиной которых за последние годы является несоблюдение мер безопасности при несении воинской службы, возникла необходимость организации централизованной и систематической работы по обеспечению безопасности воинской службы и охране труда.

В этой связи, проектом Закона предусматривается наделение органов военной полиции Вооруженных Сил Республики Казахстан функцией ведомственного контроля за организацией обеспечения безопасности воинской службы.

Данное нововведение позволит упорядочить работу по данному направлению, создаст возможность для командиров (начальников) всех степеней, опираясь на правовую базу, повысить уровень безопасности воинской службы, как для самих военнослужащих, так и для гражданского населения в целом.

В настоящее время, существует спектр функций и задач, выполняемых военной полицией Вооруженных Сил, не регламентированных на законодательном уровне, таких как:

обеспечение режима и безопасности Министерства обороны Республики Казахстан (обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов);

обеспечение безопасности Министра обороны Республики Казахстан, объектов и первых руководителей государственных органов в области обороны иностранных государств, в период их визита в Республику Казахстан (согласно международным договорам);

проведение полиграфологических исследований в отношении военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил.

Таким образом, в целях эффективного выполнения задач в области общественной безопасности, предлагается расширить объем прав военнослужащих органов военной полиции, предоставив им право на осуществление проверок у военнослужащих и лиц гражданского персонала документов, удостоверяющих их личность, осуществление при входе (въезде) в места проведения охранных, массовых мероприятий с участием войск досмотра лиц, их вещей, транспортных средств и провозимых грузов, использование технических средств фиксации противоправных действий при исполнении служебных обязанностей (использование видеорегистраторов и видео жетонов).

С учетом необходимости соблюдения требований повышенной безопасности предъявляемым в период проведения массовых мероприятий с участием войск концепцией предусмотрено расширение круга обязанностей органов военной полиции, в том числе с включением обязанностей органов военной полиции по обеспечению правопорядка и безопасности в период проведения массовых мероприятий с участием войск.

Концепцией также предлагается наделить военнослужащих органов военной полиции Комитета национальной безопасности правом на беспрепятственный вход на территорию воинских частей, учреждений и объектов органов национальной безопасности в связи с исполнением служебных обязанностей.

Для единообразного применения и толкования понятийного аппарата предлагается оставить понятие «военнослужащий органов военной полиции» при этом, исключив понятие «сотрудник».

В целях законодательного закрепления условий и пределов применения физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия военнослужащими органов военной полиции предусмотрена разработка соответствующих правил.

А также в целях регламентации участия представителей военной полиции в международных миссиях по поддержанию мира, в частности в миссиях ООН, приведения норм в соответствие с действующим законодательством законопроектом предусмотрено внесение ряда поправок редакционного характера.

Предварительный пакет поправок в Закон превышает половину его текста и в соответствии с пунктом 6 статьи 26 Закона «О правовых актах», принимается его новая редакция, в связи с чем, необходимо разработать проект Закона «Об органах военной полиции Республики Казахстан».


 

4. Цели принятия законопроекта

Целью принятия законопроекта является законодательное урегулирование общественных отношений в сфере деятельности органов военной полиции Республики Казахстан с определением их статуса, полномочий и организации деятельности.


 

5. Предмет регулирования законопроекта

Предметом регулирования законопроекта являются общественные отношения, складывающиеся при обеспечении правопорядка в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях, а также организации службы органов военной полиции, обеспечения безопасности воинской службы.


 

6. Структура законопроекта

Законопроект состоит из преамбулы и четырех глав:

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Статус органов военной полиции

Статья 2. Правовая основа деятельности органов военной полиции

Статья 3. Принципы деятельности органов военной полиции

Статья 4. Система и структура органов военной полиции

Статья 5. Задачи органов военной полиции

Статья 6. Взаимодействие и сотрудничество органов военной полиции с государственными органами и организациями, должностными лицами

Глава 2. Полномочия органов военной полиции

Статья 7. Полномочия органов военной полиции Национальной гвардии Республики Казахстан

Статья 8. Полномочия органов военной полиции Комитета национальной безопасности

Статья 9. Права органов военной полиции

Статья 10. Обязанности органов военной полиции

Статья 11. Компетенция уполномоченных органов

Статья 12. Ответственность сотрудников органов военной полиции

Глава 3. Применение сотрудниками органов военной полиции огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы

Статья 13. Применение огнестрельного оружия

Статья 14. Применение специальных средств и физической силы

Статья 15. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия.

Глава 4. Кадровый состав, социальная и правовая защита сотрудников органов военной полиции

Статья 16. Кадровый состав органов военной полиции

Статья 17. Социальная и правовая защита военнослужащих органов военной полиции

Статья 18. Надзор за соблюдением законности в деятельности органов военной полиции

Статья 19. Финансовое и материально-техническое обеспечение органов военной полиции


 

7. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия, в случае принятия законопроекта

Принятие законопроекта не повлечет за собой каких-либо негативных правовых и социально-экономических последствий.

Принятия законопроекта позволит укрепить правопорядок в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях, а также более эффективно выполнять задачи, поставленные перед ними.


 

8. Необходимость одновременного (последующего) проведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом

Законопроект требует внесения изменений и дополнений в законы Республики Казахстан «О воинской службе и статусе военнослужащих»,
«О дорожном движении», «Об обороне и Вооруженных Силах» и другие.


 

9. Регламентированность предмета законопроекта иными словами НПА (список НПА)

Предмет правоотношений, рассматриваемый законопроектом, действующим законодательством не урегулирован.

Предмет законопроекта частично регламентируется отдельными законодательными актами, в которые предполагается внести изменения и дополнения (осуществляется посредством подготовки сопутствующего законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности органов военной полиции»).


 

10. Наличие зарубежного опыта

Функционирование в системе правоохранительных органов военной полиции достаточно распространенное явление. Так, практически все страны – члены НАТО имеют подобную структуру, а кое-где даже в виде отдельного рода войск. Создана она в некоторых государствах СНГ. История свидетельствует, что основателями аналога нынешней военной полиции стали англичане, создав еще в 1511 г. специальные формирования для поддержания дисциплины среди солдат. Изначально подразделения военных полицейских боролись с мародерством, вылавливали дезертиров и противостояли другим военным преступлениям. Через два столетия опытом британцев воспользовался их противник – армия североамериканских колоний, восставших против английского правления.

В странах бывшего СССР к такому опыту вынудило обратиться реальное состояние дел с соблюдением законности в войсках, количество совершенных правонарушений, а также те ресурсы, которые затрачиваются для противодействия этим негативным явлениям, причем часто в ущерб выполнению основного предназначения.

Мировой опыт свидетельствует о том, что данная структура, как правило, имеет следующие направления деятельности:

- обеспечения правопорядка и поддержание воинской дисциплины;

- охрана объектов и несение патрульной службы;

- обеспечение безопасности дорожного движения военных транспортных средств;

- противодействие терроризму;

- обеспечение миротворческой деятельности войск.

В военное время органы военной полиции также осуществляют охрану
и оборону командных пунктов, ведут разведку и охрану тылового района, регулируют движение, выполняют контроль за перемещением беженцев, выявляют дезертиров, проводят интернирование гражданских лиц и т.д. Одна из задач военно-полицейского обеспечения войск в ходе боевых действий – оказание помощи командирам в рамках своей компетенции в принятии решений в боевой обстановке.

США. Корпус военной полиции как постоянный род войск создан
 1942 году. Первоначально его задачи заключались в следующем: расследование преступлений в вооружённых силах; контроль за соблюдением законности; доклад о нарушениях правопорядка; предотвращение дисциплинарных правонарушений; контроль и регулирование движения транспорта, как в районах боевых действий, так и в гарнизонах и военных городках; обеспечение безопасности военнослужащих; расследование случаев хищения собственности; содержание лагерей военнопленных; оказание помощи боевым подразделениям в уничтожении воздушных десантов противника.

После Второй мировой войны функции военной полиции уточнялись
с учётом опыта полученного в ходе боевых действий.

В условиях мирного времени военная полиция выполняет лишь правоохранительные функции, под которыми понимается не только поддержание дисциплины в гарнизонах и на базах, но и охрана объектов, расследование воинских преступлений, регулирование дорожного движения, ликвидация или оказание содействия в ликвидации волнений среди гражданского населения, в том числе и в других странах, где дислоцированы части и подразделения армии США.

Главное их назначение – оказание помощи командирам в боевой обстановке. При этом они выполняют четыре основные функции: контроль
за перемещениями своих войск в районе боевых действий; обеспечение безопасности; содержание военнопленных; поддержание законности правопорядка.

ФРГ. Военная полиция является самостоятельным родом войск в сухопутных силах. Вместе с тем она решает задачи в интересах военно-воздушных и военно-морских сил бундесвера, а также войск союзников НАТО, находящихся на территории этой страны.

В мирное время военная полиция предназначена для: охраны штабов, мест расквартирования войск, военно-воздушных и военно-морских баз, других объектов, пунктов (районов) отмобилизования и развёртывания войск (сил); обеспечения транспортных перевозок, регулирования движения

и охраны маршрутов выдвижения войск; поддержания или восстановления порядка и дисциплины в частях и подразделениях; предотвращения преступных акций в отношении военнослужащих и военных объектов бундесвера и союзных войск.

В ходе миротворческих операций (май-июнь 1993 года в Сомали, 1994 год Босния и Герцеговина) на подразделения военной полиции возлагались следующие задачи: поддержание воинской дисциплины и уставного порядка
в формированиях многонациональных контингентов; приведение исполнение мер дисциплинарного воздействия к военнослужащим; оказание помощи военным судам; содержание и сопровождение задержанных военнослужащих и военнопленных; несение патрульной службы; рекогносцировка и обозначение маршрутов; регулирование передвижения войск и перевозки воинских грузов; профилактика дорожно-транспортных происшествии; оказание помощи в случае аварий и катастроф; обеспечение безопасности личного состава в ходе учений, включая охрану районов их проведения; контроль за соблюдением войсками экологических норм, а также правил перевозки опасных грузов; обеспечение безопасности транспортировки денег и материальных ценностей; проведение контрразведывательных мероприятий.

Италия. Формирований военной полиции не имеется. Функции военной полиции возложены на войска карабинеров, организационно входящие в состав Сухопутных войск. Структурно подчинены Министру обороны через Генеральный штаб Сухопутных войск, а по вопросам оперативного использования в качестве полицейских сил в мирное время – Министру внутренних дел.

На подразделения карабинеров в Министерстве обороны, Генеральном штабе, Генеральном штабе видов Вооруженных Сил, штабах военных округов, соединений и частей (рота или взвод) возложены решения следующих задач: контрразведка (установление и поддержание контрразведывательного режима на важных военных объектах национального и коалиционного подчинения); организация комендантской службы; борьба с правонарушениями среди военнослужащих.

В интересах Вооруженных Сил эти войска выполняют следующие военно-полицейские функции: оборона своей территории; борьба терроризмом, диверсионно-разведывательными группами и десантами противника; организация контроля за наземным, морским и воздушным пространством; охрана Министерства обороны, Генерального штаба, Генерального штаба видов Вооруженных Сил, штабов объединений, соединений и частей Сухопутных войск, Военно-воздушных сил и Военно-морских сил.

Руководство их деятельностью осуществляет отдел контрразведки управления оперативной разведки и контрразведки Генерального штаба Сухопутных войск.

Великобритания

В Вооруженных силах Великобритании, понятие безопасности воинской службы – это состояние военной службы, обеспечивающее защищенность военнослужащих, местного населения и окружающей природной среды от угроз, возникающих при осуществлении деятельности Вооруженных Сил Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.

Обеспечение безопасности военной службы заключается в поддержании в воинском подразделении условий военной службы и порядка ее несения, обеспечивающих защищенность личного состава и каждого военнослужащего в отдельности, а также местного населения, его имущества и окружающей среды от воздействия опасных факторов военной службы, возникающих в ходе повседневной деятельности воинского подразделения.

В этих целях, в апреле 2015 года в структуре Министерства обороны создано Управление по вопросам безопасности (Defence Safety Authority), которое несет ответственность за организацию воинской службы в масштабе Вооруженных сил.

Основными функциями данной организации являются:

  1. Регулирование вопросов безопасности в сфере обороны и несении воинской службы с аспектов авиации, ядерной, морской, наземной деятельности, в том числе безопасность при обращении с боеприпасами и взрывчатыми веществами и огневых средств;
  2. Проведение независимых расследований при несчастных случаях в рамках выполнения обязанностей воинской службы и мероприятий оперативной и боевой подготовки;
  3. Обеспечение охраны здоровья и окружающей среды при выполнении вопросов безопасности и воинской службы.

Главной задачей системы обеспечения безопасности военной службы является нейтрализация действий негативных факторов, снижающих уровень безопасности военной службы и организация оптимального управления всеми категориями военнослужащих в процессе повседневной деятельности.

К другим задачам относятся:

формирование у каждого военнослужащего личной ответственности за строгое соблюдение правил и мер безопасности;

выработка у личного состава сознательного отношения к сохранению как своей жизни, здоровья, так и жизни и здоровья окружающих;

привитие должностным лицам всех степеней правовой культуры и неукоснительного выполнения действующих правовых норм;

формирование у военнослужащих прочных военно-профессиональных и морально-психологических качеств, обеспечивающих максимально безопасную деятельность;

привитие всем категориям военнослужащих уважительного отношения к воинским уставам, выработка навыков и умения строго выполнять их требования, воспитание личной дисциплинированности и исполнительности;

формирование у личного состава уважительного отношения к гражданскому населению и строгого выполнения нормативно-правовых требований по отношению к местному населению;

выработка у военнослужащих гуманного отношения к окружающей природной среде.

Угрозы безопасности военной службы формируются, в свою очередь, под воздействием опасных факторов различной природы, да и сами угрозы представляют собой совокупность этих факторов. Сами опасные факторы могут быть различной природы: физические, химические, биологические, психофизиологические и социальные.

Франция

Основным нормативным правовым актом во Франции, регламентирующим организацию безопасности воинской службы, является Инструкция №5МО/ГШ от 4.02.16 г., касающаяся организации и совместной координации в области предотвращения инцидентов, контроля рисков и недопущения нанесения вреда окружающей среде.

Положения настоящей Инструкции определяют комплекс мер, направленный на обеспечение предупреждения инцидентов в структурных подразделениях, находящихся в подчинении Генерального Штаба;

Кроме того, она также распространяется и на служащих, работающих в военных подразделениях по контракту.

Инструкция также определяет механизмы координации, организации при инцидентах, а также комплекс превентивных мер между различными органическими профилактическими цепочками на центральном уровне, военными базами на материковой части Франции, на заморских территориях и департаментах. В данном контексте, разъясняются роль и обязанности командного состава в рамках обеспечения безопасности воинской службы.

Согласно инструкции, Генеральный штаб является главным координатором в области предотвращения инцидентов, контроля рисков и недопущения нанесения вреда окружающей среде.

Украина. Государственной программой реформирования и развития Вооруженных Сил Украины создана Военная служба правопорядка (ВСП), основным предназначением которой является обеспечение правопорядка воинской дисциплины среди военнослужащих Вооруженных Сил Украины местах дислокации воинских частей и в общественных местах; предотвращение преступлений, административных и дисциплинарных правонарушений, а также обеспечение их раскрываемости, защита жизни, здоровья, прав и законных интересов военнослужащих от противоправных посягательств, противодействие диверсионным проявлениям террористическим актам на военных объектах. Подразделения ВСП представлены в большинстве областных центров Украины и в крупных гарнизонах, причем руководство этих подразделений остается независимым местного военного командования.

В Вооруженных Силах Украины обеспечения безопасности военной службы осуществляется также специальным правоохранительным формированием в составе Вооруженных Сил - Военной службой правопорядка. Служба правопорядка это государственный вооруженный орган исполнительной власти в системе Вооруженных Сил Украины, призванный защищать жизнь, здоровье, права и свободы военнослужащих и других граждан, задействованных в военной сфере, собственность, природную среду, интересы общества и государства от противоправных посягательств в воинских частях и на военных объектах.

Военная служба правопорядка в Вооруженных Силах Украины - специальное правоохранительное формирование в составе Вооруженных Сил Украины.

Сформирована 19 апреля 2002 года.

Стратегическим оборонным бюллетенем Украины 2016 года предусмотрено преобразование Военной службы правопорядка в ВСУ на Военную полицию.

Кроме этого, Центральное управление безопасности военной службы Вооруженных Сил Украины, создано 28 октября 2017 году на основании совместного директивы Министерства обороны Украины и Генерального штаба Вооруженных Сил Украины.

На Центральное управление безопасности военной службы возложена ответственность по четырем основным направлениям деятельности:

организация выполнения мероприятий по повышению живучести и взрывопожаробезопасности арсеналов, баз и складов хранения боезапаса ВС Украины;

организация и контроль за выполнением мероприятий гарнизонной, караульной и внутренней службы в ВС Украины;

реализация политики государства в области пожарной безопасности, организация и контроль выполнения мер пожарной безопасности в ВС Украины;

планирование, организация и осуществление контрольно-профилактических мероприятий по сохранению жизни и здоровья личного состава ВС Украины.

Россия. Разработка нормативных документов по созданию военной полиции в Вооруженных Силах Российской Федерации и их обсуждение федеральных органах власти идут уже с 1993 года. Создание военной полиции предусматривалось еще федеральной программой Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 мая 1994 года. Военная полиция, на их взгляд, должна стать составной частью существующей в стране системы поддержания правопорядка и совместно с другими правоохранительными органами обеспечивать выполнение федеральной программы по с преступностью. Указом Президента РФ от 25.03.2015 "Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" предусмотрены следующие основные направления деятельности органов военной полиции: охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности в связи с функционированием Вооруженных Сил; выявление правонарушений и расследование уголовных дел о преступлениях, в том числе проведение в связи с этим оперативно-розыскной деятельности; пресечение правонарушений, организация и осуществление розыска и конвоирования правонарушителей; предупреждение правонарушений и проведение воспитательной профилактической работы; учет преступности в Вооруженных Силах. Военная полиция оказывает помощь другим федеральным и местным правоохранительным органам в организации работы по борьбе с правонарушениями и участвует в координации предупреждения правонарушений в Вооруженных Силах. Сирийский опыт применения военной полиции РФ показал состоятельность указанного подразделения при осуществлении расследований за рубежом, выполнению интернирования, обеспечения безопасности баз Вооруженных Сил РФ в Сирии.

Вывод: зарубежный опыт подтверждает целесообразность и необходимость на современном этапе внесения соответствующих поправок.


 

11. Предполагаемые финансовые затраты

Реализация законопроекта не потребует дополнительных финансовых затрат из государственного бюджета.