Единый контакт-центр

1414

8-800-080-7777

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Об утверждении основных направлений государственной политики Республики Казахстан в сфере официальной помощи развитию на 2021-2025 годы

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Указ
Дата создания: 15/07/2020
Публичное обсуждение до: 29/07/2020
Дата запуска онлайн-обсуждения: 29/07/2020 10:00:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 29/07/2020 17:05:00

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Об утверждении основных направлений государственной политики Республики Казахстан в сфере официальной помощи развитию

на 2021-2025 годы

 

 

В соответствии с подпунктом 1) статьи 6 Закона Республики Казахстан от 10 декабря 2014 года «Об официальной помощи развитию» ПОСТАНОВЛЯЮ:

  1. Утвердить прилагаемые основные направления государственной политики Республики Казахстан в сфере официальной помощи развитию на 2021-2025 годы.
  2. Признать утратившим силу Указ Президента Республики Казахстан от 31 января 2017 года № 415 «Об утверждении основных направлений государственной политики Республики Казахстан в сфере официальной помощи развитию на 2017 - 2020 годы» (САПП Республики Казахстан, 2017 г., № 1, ст. 3).
  3. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания.

 

 

Президент

Республики Казахстан                                                                        К. Токаев

 

 

Нур-Султан, Акорда,                            2020 года

            №

 

 

 

 

Президенту

Республики Казахстан

Токаеву К.К.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту Указа Президента Республики Казахстан «Об утверждении основных направлений государственной политики Республики Казахстан в сфере официальной помощи развитию

на 2021 – 2025 годы»

 

Проект Указа Президента Республики Казахстан «Об утверждении основных направлений государственной политики Республики Казахстан в сфере официальной помощи развитию на 2021 – 2025 годы» (далее – проект Указа) разработан в соответствии с подпунктом 1) статьи 6 Закона Республики Казахстан от 10 декабря 2014 года «Об официальной помощи развитию».

Целью основных направлений государственной политики Республики Казахстан в сфере официальной помощи развитию на 2021 – 2025 годы является определение основных приоритетов, ключевых параметров и инструментов практической деятельности в области официальной помощи развитию на предстоящий пятилетний период.

Реализация Указа не повлечет негативных социально-экономических и правовых последствий, а также не потребует дополнительных финансовых затрат из республиканского бюджета.

По данному вопросу был принят Указ Президента Республики Казахстан от 31 января 2017 года № 415 «Об утверждении основных направлений государственной политики Республики Казахстан в сфере официальной помощи развитию на 2017 - 2020 годы».

Правительством Республики Казахстан в период с 2017 по 2020 годы была проведена соответствующая работа по утвержденным направлениям государственной политики в сфере официальной помощи развитию.

При этом вышеуказанный документ имеет концептуальный характер и не определяет точных целевых показателей.

На основании изложенного, Правительство Республики Казахстан вносит на рассмотрение Президента Республики Казахстан проект Указа Президента Республики Казахстан «Об утверждении основных направлений государственной политики Республики Казахстан в сфере официальной помощи развитию на 2021 – 2025 годы».

                                                 

Премьер-Министр

Республики Казахстан

 

 

       А. Мамин

 

 

 

 

 

 

 

 

О проекте Указа Президента Республики Казахстан

«Об утверждении основных направлений государственной политики Республики Казахстан в сфере официальной помощи развитию

на 2021 – 2025 годы»

 

 

Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

внести на рассмотрение Президента Республики Казахстан проект Указа Президента Республики Казахстан «Об утверждении основных направлений государственной политики Республики Казахстан в сфере официальной помощи развитию на 2021 – 2025 годы».

 

 

Премьер-Министр

      Республики Казахстан                                                                       А. Мамин

 

 

 

 

 

Премьер-Министру
Республики Казахстан
Мамину А.У.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту постановления Правительства Республики Казахстан

«О проекте Указа Президента Республики Казахстан

«Об утверждении основных направлений государственной политики Республики Казахстан в сфере официальной помощи развитию

на 2021 – 2025 годы»

 

 

  1. Наименование государственного органа-разработчика

Министерство иностранных дел Республики Казахстан.

  1. Основания для принятия проекта со ссылкой на соответствующие нормативные правовые акты, нормы международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан, решения международных организаций, участницей которых является Республика Казахстан, протокольные и иные поручения руководства Правительства и Канцелярии и/или другие обоснования необходимости его принятия

Проект разработан на основании подпункта 1) статьи 6 Закона Республики Казахстан от 10 декабря 2014 года «Об официальной помощи развитию».

  1. Необходимость финансовых затрат по проекту и его финансовая обеспеченность, в том числе источник финансирования, а также в случае необходимости - решение Республиканской бюджетной комиссии (соответствующие расчеты, ссылка на источник финансирования, копия решения Республиканской бюджетной комиссии в обязательном порядке прикладываются к пояснительной записке)

Принятие проекта не потребует дополнительных затрат из государственного бюджета.

  1. Предполагаемые последствия в случае принятия проекта

Принятие проекта не повлечет отрицательных социально-экономических и правовых последствий.

  1. Конкретные цели и сроки ожидаемых результатов

Утверждение основных направлений государственной политики Республики Казахстан в сфере официальной помощи развитию на 2021 – 2025 годы.

  1. Сведения об актах Президента и/или Правительства, принятых ранее по вопросам, рассматриваемым в проекте, и результатах их реализации

Указ Президента Республики Казахстан от 31 января 2017 года № 415 «Об утверждении основных направлений государственной политики Республики Казахстан в сфере официальной помощи развитию на 2017 - 2020 годы».

Правительством Республики Казахстан в период с 2017 по 2020 годы была проведена соответствующая работа по утвержденным направлениям государственной политики в сфере официальной помощи развитию.

При этом вышеуказанный документ имеет концептуальный характер и не определяет точных целевых показателей.

  1. Необходимость приведения законодательства в соответствие с вносимым проектом в случае его принятия (указать, требуется ли принятие других нормативных правовых актов или внесение изменений и/или дополнений в действующие акты) либо отсутствие такой необходимости
    1.  
  2. Информация о необходимости последующей ратификации представленного проекта международного договора.

Не подлежит ратификации.

  1. Возможность передачи проектов и материалов к ним на мобильные устройства членов Правительства через информационную систему «Мобильный офис Правительства Республики Казахстан», за исключением проектов, содержащих государственные секреты и (или) служебную информацию, в соответствии с перечнем служебной информации, разрешенной к передаче в информационной системе «Мобильный офис Правительства Республики Казахстан», утвержденным совместным приказом Руководителя Канцелярии и Министерства связи и информации от 20 мая 2011 года № 25-1-32 дсп/22П-дсп
    1.  
  2. Информация о размещении проекта постановления на интернет ­ресурсе государственного органа, а также интернет-портале открытых нормативных правовых актов (дата, количество байт)

Размещен на интернет-ресурсе Министерства иностранных дел Республики Казахстан «15» июля 2020 года, на портале открытых нормативных правовых актов - «15» июля 2020 года.

  1. Информация о размещении проекта, касающегося торговли товарами, услугами или прав интеллектуальной собственности, на интернет-ресурсах уполномоченных государственных органов, а также пресс-релиза к проекту постановления, имеющего социальное значение

Не требуется

  1. Соответствие проекта постановления международным договорам, ратифицированным Республикой Казахстан, и решениям международных организаций, участницей которых является Республика Казахстан

Соответствует.

  1. Результаты расчетов, подтверждающих снижение и (или) увеличение затрат субъектов частного предпринимательства в связи с введением в действие акта Правительства

Не требуется.

  1. Обоснование причин несогласия с экспертным заключением Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан и аккредитованных объективных субъектов частного предпринимательства

Не требуется.

 

 

Министр иностранных дел
   Республики Казахстан                                                         М. Тлеуберди

 

 

 

 

Основные направления государственной политики

Республики Казахстан в сфере официальной помощи развитию

на 2021-2025 годы

 

1. Введение

 

По международной классификации с валовым внутренним продуктом (далее – ВВП) на душу населения, Республика Казахстан менее чем за два десятилетия по уровню жизни вошла в список стран с доходом выше среднего. Согласно прогнозам Всемирного банка, в ближайшем будущем Казахстан имеет все перспективы перейти в категорию государств с высоким уровнем дохода благодаря благоприятному экономическому климату.

Республика Казахстан вошла в число 50-ти наиболее развитых стран мира и с привлечением более 347 миллиардов долларов США прямых иностранных инвестиций. За годы независимости. Казахстан занимает лидирующую позицию по данному показателю в регионе, а также входит в пятерку лидеров по благоприятности деловой среды среди постсоветских стран.

Казахстан занимает 58 место среди 189 стран по индексу человеческого развития, значение которого в стране выросло с 0,69 до 0,8 в период 1990–2017 годов, увеличившись на 16%. 99,8%  казахстанцев в возрасте 15 лет и старше относятся к населению с высоким уровнем образования. Страна входит в список стран с высокой категорией человеческого развития. Согласно отчету, валовый национальный доход (далее – ВНД) на душу населения в Казахстане за годы независимости увеличился примерно на 64,7%, а ВВП на душу населения вырос более чем на 27 тысяч долларов США по покупательской способности. С момента принятия Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года Казахстан добился заметного прогресса в сфере образования, развития предпринимательства, доступа к финансовым услугам и фондам, сокращения бедности и модернизации судебной системы.

Республика Казахстан является региональным экономическим лидером и его международные усилия по оказанию помощи глобальному развитию остается необходимым элементом внешней политики страны. Казахстан продолжит преемственность взятого курса, определенного Первым Президентом Республики Казахстан – Елбасы Н.А.Назарбаевым для решения глобальных и региональных проблем устойчивого развития через национальную систему официальной помощи развитию (далее – ОПР).

Основываясь на своем предыдущем опыте, как в области помощи в целях развития, так и оказания гуманитарной помощи, Казахстан предпринял конкретные шаги по созданию институциональной, законодательной и стратегической основы национальной системы ОПР.

Целью настоящего документа является определение основных приоритетов, ключевых параметров и инструментов практической деятельности в области ОПР на предстоящий пятилетний период. В частности, ориентиры по географии, секторальной направленности, формам и механизмам финансирования национальной системы ОПР, согласно Закону Республики Казахстан от 10 декабря 2014 года  «Об официальной помощи развитию» (далее – Закон «Об официальной помощи развитию»).

При осуществлении деятельности в сфере ОПР, Республика Казахстан на основе двустороннего сотрудничества будет использовать как проектные, так и финансовые инструменты для эффективного достижения намеченных результатов, включая взаимосвязь своего многостороннего сотрудничества с Организацией Объединенных Наций (далее – ООН) и другими международными организациями, а также финансовыми институтами.

 

2. Цели участия Республики Казахстан в содействии международному развитию

 

Целью сотрудничества Республики Казахстан в сфере официальной помощи развитию является содействие стабильности в странах-партнерах и укрепление их потенциала для устойчивого социально-экономического развития и процветания. Сотрудничество в области развития способствует развитию политических, экономических, торговых, экологических, культурных, научных и других отношений Республики Казахстан с ними, а также укреплению глобальной безопасности, стабильности, предотвращению конфликтов и интеграции Республики Казахстан в систему региональных и международных отношений.

В странах-партнерах, выбранных для двустороннего сотрудничества в целях развития, Республика Казахстан обеспечит согласованность между сотрудничеством в целях развития и гуманитарной деятельностью.

Участие Республики Казахстан в содействии международному развитию в странах-партнерах и развивающихся странах является выражением солидарности и вкладом в национальную и региональную безопасность.

Следует отметить, что благополучие страны зависит не только от уровня развития национальной экономики, но и от того, в каком состоянии находятся экономики и социально-политические системы других государствах в регионе. Помощь в целях развития будет направлена на решение социально-экономических проблем, окружающей среды, безопасности стран-партнеров, повышение их устойчивости, снижение рисков, с которыми сегодня сталкивается регион и весь мир.

Совместно с гуманитарной помощью ОПР предоставляет возможность целенаправленной помощи для стабилизации стран, затронутых конфликтами и стихийными бедствиями, с прямой связью с восстановлением, развитием, а также политическим и экономическим партнерством.

В соответствии со Стратегией «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства», Республика Казахстан намерена войти в число 30-ти наиболее развитых стран мира. Обозначенные Первым Президентом Республики Казахстан – Елбасы Н.А.Назарбаевым в мае 2015 года «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» (формирование профессионального государственного аппарата, обеспечение верховенства закона, индустриализация и экономический рост, идентичность и единство, формирование подотчетного государства) являются ответом на глобальные и внутренние вызовы и, одновременно, Планом нации по вхождению в тридцатку развитых государств в современных условиях. Все стратегии Правительства Республики Казахстан отражают действия, направленные на достижение этой цели. Указанный План нации закладывает основу для коренных преобразований, направленных на укрепление государственности, достижение экономического прогресса, повышение эффективности деятельности государственного аппарата и защиту прав и интересов граждан Казахстана.

Ноу-хау и практический опыт, динамично накапливаемый в ходе такой экономической и социальной трансформации в политически, экономически и финансово стабильную страну, являются активом, которым Казахстан может поделиться с менее развитыми странами. Это позволит Казахстану эффективно поддерживать устойчивое социально-экономическое развитие стран-партнеров и предложить им решения для повышения качества жизни.

Наибольшие сравнительные преимущества Казахстан имеет в области технических и организационных знаний и опыта, накопленных его экспертами. Повышение человеческого и институционального потенциала, оказание основных услуг и применение передовых технологий являются одними из наиболее важных условий для развития. Именно поэтому особый акцент в политике Казахстана в области помощи развитию делается на обучении, передаче знаний и обмене опытом. Национальные семинары, а также образовательные и учебные заведения могут играть ключевую роль в наращивании такого потенциала стран-партнеров.

В частности, Казахстан может предложить свои ноу-хау в сферах экономического и социального развития (включая области образования и здравоохранения), сельского хозяйства, управления водными ресурсами, охраны окружающей среды и реформирования государственного управления.

В области экономического развития Казахстан имеет опыт по созданию стабильного делового климата. Наша страна может поделиться опытом по  развитию отечественного рынка и производственного потенциала и созданию инфраструктуры для поддержания институтов рыночной экономики и развития торговли. Казахстан поддержал применение современных технологий, что привело к улучшению бизнес-среды. Инновационный подход Правительства Республики Казахстан в отношении частного сектора и активизация усилий в области реформ по созданию благоприятного бизнес-климата, способствовали росту позиции Казахстана в рейтинге стран по легкости ведения бизнеса «Doing Business», в котором Казахстан в 2019 году занял 25-е место среди 190 государств. Правительство Республики Казахстан ставит цель по вхождению нашей страны в первую двадцатку к 2025 году, что позволит встать вровень с такими странами, как Финляндия, Австралия, Латвия и другими развитыми странами. Таким образом, государство оказалось среди ведущих реформаторов в сфере создания благоприятных условий для ведения бизнеса.

Сельское хозяйство является важной отраслью экономики Казахстана, который входит в число ведущих производителей пшеницы. Страна может поделиться своим опытом по применению соответствующих сельскохозяйственных технологий и практик ведения устойчивого сельского хозяйства и выращивания подходящих сельскохозяйственных культур. Казахстан также обладает опытом по развитию предпринимательства в сельском хозяйстве в целях развития фермерства, создания новых рабочих мест, обеспечения более высокого уровня доходов и более высокого качества жизни в сельской местности.

Казахстан также занимает высокие позиции по ключевым гендерным показателям и показателям развития: Индекс гендерного развития женщин (GDI) составляет 0,795 по сравнению с 0,790 для мужчин. Этот совокупный GDI 1,006 указывает на высокое равенство между женщинами и мужчинами. Кроме того, в последние годы в Казахстане неуклонно снижается значение Индекса гендерного неравенства с 0,405 в 2000 году до 0,197 в 2017 году, что ниже его среднего показателя по Европе и странам Центральной Азии - 0,279. Несмотря на более высокий рейтинг, Казахстан продолжает сокращать гендерный разрыв.

 

Принципы ОПР Республики Казахстан.

 

Политика Республики Казахстан в сфере ОПР основывается на международных нормах и принципах сотрудничества в области развития, установленных Парижской декларацией по повышению эффективности внешней помощи (2005 год), Аккрской программой действий (2008 год) и Пусанским итоговым документом (2011 год). Одновременно, она соответствует национальным интересам и законодательству Республики Казахстан, а также уважает суверенитет, национальные интересы и законы стран-партнеров.

Ключевые принципы ОПР Республики Казахстан включают в себя эффективность помощи, взаимную подотчетность и прозрачность использования ресурсов. Казахстан будет адаптировать свою помощь развитию к потребностям и целям стран-партнеров, определенным в их национальных стратегиях развития, и направлять свои усилия на достижение измеримых результатов ОПР.

Республика Казахстан будет способствовать положительному развитию в странах-партнерах посредством поддержки следующих универсальных принципов, а также стремиться обеспечивать их учет в различных проектах развития на всех этапах проектного цикла:

Уважение основных прав человека, экономических, социальных и трудовых прав бенефициаров проекта, включая гендерное равенство и защиту прав детей.

Вся деятельность Казахстана в рамках помощи развитию будет способствовать реализации прав человека в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека и другими международными инструментами по правам человека. Помощь будет направлена на обеспечение гендерного равенства благодаря конкретным проектам, нацеленным на расширение прав и возможностей женщин.

Эффективное государственное управление и цифровизация.

Республика Казахстан будет поддерживать развитие эффективного государственного управления посредством реализации конкретных проектов, нацеленных на улучшение этого сектора на центральном и местном уровнях, с вовлечением местного населения в процессы принятия решений.

Казахстан является одним из главных поставщиков интернета в другие республики Центральной Азии, в частности в Кыргызстан и Таджикистан. Экономическое развитие страны, включая политический прогресс, напрямую связано с цифровизацией. Развитие цифровой экономики в Центральной Азии позволит не только повысить устойчивость государств, также будет способствовать укреплению межрегионального сотрудничества.

В отчете Всемирного Банка «Получение цифровых дивидендов» излагаются методы и инструменты, необходимые для того, чтобы в полной мере воспользоваться преимуществами, которые даёт интернет и новые цифровые технологии, говорится, что в Таджикистане только 17% людей используют интернет на любом устройстве, по сравнению с 28% - в Кыргызстане, 44% - в Узбекистане и 55% в Казахстане.

Охрана окружающей среды и климата.

Республика Казахстан будет уделять особое внимание окружающей среде путем включения важных аспектов в области экологии во все этапы оказываемой помощи развитию. Мероприятия будут включать оценку воздействия проектов ОПР Республики Казахстан на окружающую среду и изменение климата, оценку устойчивости результатов проектов и оценку чувствительности проектов к последствиям изменения климата в тех случаях, когда проведение таких оценок является целесообразным.

Сегодня ухудшение состояния окружающей среды стала дестабилизирующим глобальным фактором. Результаты изменения климата в Центральной Азии ведут к обострению проблемных вопросов, таких как опустынивание, таяние ледников и последующее сокращение источников питьевой и поливной воды. Казахстан будет продвигать региональное сотрудничество для решения имеющихся проблем в данном направлении через проекты ОПР Республики Казахстан.

Чувствительная к конфликтам помощь развитию.

Все мероприятия Республики Казахстан, проводимые в рамках помощи развитию, будут направлены на удовлетворение интересов всех соответствующих социальных групп страны-партнера во избежание возникновения конфликтов, связанных с управлением и использованием водными ресурсами и других проблем, вызываемых оказываемой помощью.

Содействие развитию торгово-экономического сотрудничества.

Республика Казахстан осознает, что ключевыми стимулами социально-экономического развития являются устойчивый экономический рост, интеграция развивающихся стран в международную торговлю и социальное развитие.

Содействие развитию сотрудничества в сфере сельского хозяйства.

Сельское хозяйство имеет значительную долю в экономике Казахстана. Рост сельскохозяйственного производства в 4,5 раза был объявлен одной из стратегических целей развития страны. Из общего валового продукта в сельском хозяйстве растениеводство занимает 55%, животноводство – 45%.

В настоящее время в стране насчитывается более 21 миллионов гектаров земель, предназначенных для сельского хозяйства. Из них более 1,0 миллиона гектаров являются орошаемыми землями (около 5%), то есть на 95% сельскохозяйственных угодий возделываются сельскохозяйственные культуры с естественным увлажнением с целью увеличения количества орошаемых земель - до 3 миллионов гектаров к 2030 году.

 

Реализация Закона «Об официальной помощи развитию».

 

Анализируя деятельность национальной системы ОПР Республики Казахстан в течение последних шесть лет со дня получения статуса «Приглашенный» в Комитете содействия развитию Организации экономического сотрудничества и развития (далее – КСР ОЭСР), можно отметить, что национальная система ОПР развивалась в трех важнейших направлениях:

социальный сектор, в частности, в области образования, здравоохранения, государственного управления и гражданского общества, а также решения конфликтов и обеспечения безопасности;

помощь в товарном виде;

гуманитарная помощь.

          Предоставляемый Республикой Казахстан агрегированный статистический отчет ежегодно публикуется на веб-странице ОЭСР наряду с традиционными донорами, а также в ежегодном отчете КСР о сотрудничестве в сфере развития. Публикация данных о казахстанской ОПР в официальных отчетах КСР ОЭСР служит признанием со стороны международного сообщества деятельности Казахстана в качестве страны-донора.

На многостороннюю ОПР приходилось 64% чистых расходов Казахстана в 2016 году, предоставленных главным образом через агентства ООН (на долю которой приходится 91% его многосторонней ОПР в 2016 году), а также через другие многосторонние организации. Общая сумма помощи Казахстана по двусторонним и многосторонним каналам в 2017-2018 годах составила 98,22 млн. долларов США.

За годы независимости Казахстаном предоставлено различных видов помощи странам Центральной Азии, Афганистану и другим развивающимся странам на сумму свыше 500 миллионов долларов США. Средства направлялись на социально-экономическое развитие, а также строительство школ, больниц, объектов транспортной инфраструктуры. Особый фокус сделан на обогащение человеческого капитала в странах-партнерах через образовательные программы и выделение соответствующих стипендий.

В целях реализации Закона «Об официальной помощи развитию» Республики Казахстан, в тесном взаимодействии с Программой развития ООН (далее - ПРООН) в Казахстане и Израильским Агентством по международному сотрудничеству «МАШАВ» в апреле 2017 года реализован пилотный проект казахстанской ОПР для стран-партнеров в Центральной Азии (научно-практический семинар в области сельского хозяйства для представителей Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана) в городах Алматы и Нур-Султан.

В 2017-2018 годы реализован проект «Содействие Казахстану в сотрудничестве с Афганистаном в области официальной помощи развитию» при поддержке и финансировании Трастового Фонда ПРООН-Япония. В рамках проекта были проведены мероприятия по повышению потенциала афганских женщин государственных служащих в сфере бюджетного управления, также по материнскому и детскому здравоохранению. Участие казахстанской стороны в проекте осуществлялось в форме технической помощи в виде передачи опыта и знаний в сфере государственного управления и здравоохранения.

Казахстан впервые предоставил отчет о выполнении индикаторов по ОПР в рамках добровольного национального доклада достижения Целей Устойчивого Развития (далее - ЦУР) на политическом форуме ООН высокого уровня в городе Нью-Йорк в июле 2019 года. Практически, все программные и стратегические документы, реализуемые в нашей стране, коррелируются и созвучны с ЦУР.

Чистый объем официальной помощи в целях развития (как суммарной, так и выделяемой наименее развитым странам) в процентном отношении к валовому национальному доходу Республики Казахстан за период 2017-2018 годы в среднем составил 0,02%-0,03%. Финансирование ОПР Республики Казахстан будет осуществляться в соответствии с источниками, указанными в Законе «Об официальной помощи развитию».

Отношение объема официальной помощи в целях развития и сотрудничество Юг-Юг к совокупному национальному бюджету составляет 0,01%. В целом, эти данные показывают, что страна как новый донор выполняет свои международные обязательства и может постепенно увеличивать объём помощи в связи со сложившейся ситуацией в регионе и мире.

Отмечая прогресс, достигнутый страной в достижении ее целей по достижению стандартов ОЭСР и достижению ЦУР, а также ее текущие задачи в области развития, национальные приоритеты Казахстана включают диверсификацию экономики, реформу государственной службы, сокращение гендерного неравенства и официальное оформление ее статуса страны-донора помощи. Правительство Казахстана активно продвигает несколько основных направлений политики, в частности, увеличение поставок возобновляемой энергии, повышение эффективности использования воды и сокращение выбросов парниковых газов. Повестка дня зеленой экономики отражена в Концепции зеленой экономики (2013 год), согласно которой реализована инициатива «Зеленый мост» и запущен Международный центр зеленых технологий и инвестиционных проектов (ICGTIP) в 2017-2018 годах.  План на 2025 год содержит важную гендерную инициативу, которая должна быть реализована посредством гендерно-чувствительного программирования.

 

3. Текущие вызовы регионального и глобального развития

 

Новые глобальные и региональные риски и угрозы в современном мире.

 

За последнее время в мире произошел ряд существенных изменений. Последние несколько десятилетий были наиболее успешным периодом в развитии человеческого потенциала и капитала. Тем не менее, отрицательные аспекты экономического роста имеют негативные последствия: рост экономического развития в некоторых регионах мира привел к увеличению потребления, что в совокупности с другими актуальными глобальными вызовами (рост численности населения, урбанизация, изменение климата, миграция, загрязнение окружающей среды и т.д.) угрожает устойчивости развития.

В результате глобального экономического и финансового кризиса, многие страны сталкиваются с социальным неравенством и безработицей, что приводит к росту риска напряженности и конфликтов, увеличению таких угроз, как организованная преступность, международный терроризм, незаконная миграция и стихийные бедствия.

Новая глобальная основа для устойчивого развития, гуманитарной помощи и уменьшения опасности стихийных бедствий подчеркивает устойчивость стран и регионов к естественным, искусственным и другим угрозам. Она направлена на создание устойчивых базовых инфраструктур и систем государственного управления, усиление адаптации к изменению климата в целях повышения продовольственной безопасности и управления рисками на местном, региональном и глобальном уровнях.

Несмотря на достижение государствами Центральной Азии последовательного прогресса в течение последних 20 лет и сохранение стабильности в регионе, текущая ситуация в регионе характеризуется сочетанием социально-экономических проблем, маргинализацией в обществе, недостатками в сфере верховенства закона, ростом религиозного экстремизма, межэтнической напряженности и организованной преступности.

По данным глобального индекса многомерной бедности за 2019 год, число людей, живущих в условиях крайней бедности, все еще очень велико – в 101 стране около 1,3 млрд. человек, т.е. 23,1% находятся за чертой бедности, в то время как основные потребности еще большего числа людей не находят удовлетворения. Две трети бедных людей живут в странах со средним уровнем дохода. В этом году акцент на детской бедности в Южной Азии демонстрирует значительное разнообразие. В то время как 10,7% девочек из Южной Азии не посещают школу и живут в домохозяйствах с весьма низкими условиями. Например, в Афганистане эта доля составляет 44,0%.

Данный индекс обеспечивает всестороннюю картину глобальной бедности во всех его измерениях и отслеживает прогресс в достижении ЦУР: 1 – «ликвидация бедности во всех ее формах». Документ также предоставляет возможность представителям власти для ответа на призыв к целевой задаче 1.2 «сократить как минимум вдвое долю мужчин, женщин и детей всех возрастов, живущих в нищете во всех ее измерениях в соответствии с национальным определением».

Региональной стабильности угрожают нерешенные пограничные споры, напряженность в отношении использования общих водных ресурсов и потребности в энергии, системные нарушения прав человека, незаконная миграция, незаконный оборот наркотических средств, терроризм и другие формы организованной преступности. Такие тенденции требуют согласованных усилий со стороны всех стран Центральной Азии для выработки эффективных мер реагирования. В этом отношении роль Казахстана в качестве регионального экономического лидера незаменима. Чем более стабильными, демократическими и процветающими будут страны, тем более устойчивыми они будут к внешним угрозам.

В течение десятилетий страны Центральной Азии не имели расширенные экономические связи, что препятствовало устойчивому росту этого региона. Сегодня, имея общие интересы и проблемы, регион вышел на новый этап развития. В этой связи, тесный конструктивный политический диалог между всеми пяти странами региона будет иметь принципиальное значение для торговли, экономических инвестиционных связей и стабильности. Общее культурное наследие, а также общее будущее объединяет регион Центральной Азии.

Центральная Азия становится регионом глобального масштаба. Казахстан, будучи крупнейшей экономикой в Центральной Азии, жизненно заинтересован в дальнейшем укреплении взаимовыгодного сотрудничества между всеми государствами.

Казахстан готов поддержать двусторонние и многосторонние действия, нацеленные на достижение мира и стабильности. В качестве хорошего примера приверженности инклюзивному диалогу Казахстан предоставляет платформу для межсирийских переговоров. Благодаря Астанинскому процессу, который дополняет женевские переговоры, было достигнуто прекращение боевых действий. Были созданы зоны деэскалации с условиями для безопасного возвращения беженцев.

Казахстан выдвинул ряд важнейших инициатив, позволивших внести весомый вклад в международные усилия по обеспечению мира и безопасности. Прежде всего, следует отметить созыв Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (далее - СВМДА), идея о создании которого была выдвинута Первым Президентом Республики Казахстан - Елбасы Н.А.Назарбаевым 5 октября 1992 года на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. На сегодняшний день СВМДА представляет собой ведущую диалоговую площадку по укреплению безопасности и стабильности в Азиатском регионе, участниками которой являются уже 27 государств. Казахстан намерен преобразовать СВМДА в полноценную региональную организацию по безопасности и развитию на своем посту председателя этой организации в 2020 году.

Будучи непостоянным членом Совета Безопасности ООН, страна проделала большую работу по укреплению безопасности, нераспространения и регионального сотрудничества, подтверждая свою приверженность делу мира.

Растущая экономическая мощь Азии требует более интегрированной архитектуры континентальной безопасности. Казахстан твердо проводит политику инклюзивного и устойчивого развития, всестороннего диалога и мирных усилий.

Являясь ответственным членом мирового сообщества, Казахстан не перестанет вносить свой вклад в региональные и коллективные действия, направленные на содействие миру и продвижению прав человека, достоинства и процветания в странах-партнерах.

 

Стратегические цели в рамках ОПР и достижение ЦУР.

 

Основные направления также отражают актуальность итогов Форума высокого уровня по повышению эффективности внешней помощи в Пусане (декабрь 2011 год) о важности участия новых доноров из числа динамично развивающихся стран с переходной экономикой в оказании помощи развитию и достижение ЦУР, принятых на Генеральной Ассамблее ООН (сентябрь 2015 года). В Повестке дня на период до 2030 года основное внимание уделяется искоренению нищеты и сокращению неравенства в развивающемся мире с участием государственного, гражданского, частного и академического секторов.

Основная цель оказания официальной помощи развитию Республикой Казахстан заключается в содействии и использовании ее потенциала и опыта в соответствии с международными обязательствами, построении стабильного, безопасного, инклюзивного, процветающего и устойчивого мира и укреплении ее позиции.

В соответствии с Повесткой дня на период до 2030 года, система ОПР Республики Казахстан будет направлена на реализацию отдельных тематических приоритетов в области развития и гуманитарной помощи, которые соответствуют основным целям в области устойчивого развития.

Приоритеты, которые должны быть направлены на достижение вышеупомянутых целей, включают в себя содействие мирным и инклюзивным обществам, доступ к правосудию, а также создание эффективных, подотчетных и прозрачных институтов на всех уровнях.

Республика Казахстан будет и впредь уделять основное внимание повышению устойчивости стран-партнеров к негативным последствиям изменения климата и стихийных бедствий, одновременно содействуя разработке национальных, региональных и глобальных механизмов для эффективного управления изменениями климата и наращивания потенциала.

Таким образом, Казахстан сделал важный практический шаг на пути к присоединению к усилиям традиционных и новых стран-доноров для содействия международному развитию на систематической основе. Такой шаг является важным и ценным, учитывая тот факт, что он был сделан в период сокращения бюджетов традиционных доноров, в то время как количество вызовов международного и регионального развития остается на высоком уровне.

ЦУР являются своеобразным призывом к действию, исходящим от всех стран – развитых, развивающихся и бедных. Они направлены на улучшение благосостояния и защиту нашей планеты. Государства признают, что меры по ликвидации бедности должны приниматься параллельно усилиям по наращиванию экономического роста и решению целого комплекса вопросов в области образования, здравоохранения, социальной защиты и трудоустройства, а также борьбе с изменением климата и защите окружающей среды.

ЦУР призваны содействовать устойчивому развитию через объединение трех компонентов: экономического, социального и экологического. Наличие тесной взаимосвязи между тремя компонентами устойчивого развития приобретает особую актуальность в современных условиях.

Для Казахстана внедрение методологии и индикаторов ЦУР предоставляет возможность системной адаптации системы стратегического планирования и мониторинга РК к мировым стандартам, с учетом созвучия программных документов Казахстана, в первую очередь, «Стратегии-2050» и вытекающих из нее программ, глобальным целям развития.

Данная повестка дня до 2030 года во многих аспектах согласуется с усилиями Казахстана в области ОПР и может служить убедительной политической основой для их достижения в Афганистане, в Центральной Азии и за ее пределами, а также для мониторинга и оценки прогресса в достижении ЦУР.

Казахстан уделяет особое внимание полному осуществлению повестки дня на период до 2030 года. Казахстан активно ведет работу по достижению ЦУР на региональном и международном уровнях,80% целей устойчивого развития интегрированы в стратегические программы страны.

В качестве следующего шага Казахстан предлагает создать Центр ООН по ЦУР с миссией на оказание помощи странам Центральной Азии и Афганистана. Являясь одной из крупнейших транзитно-транспортных территорий в Евразии, Казахстан будет играть ключевую роль в продвижении трансконтинентальной торговли в качестве члена Евразийского экономического союза и надежного партнера в рамках реализации Программы «Один пояс, один путь».

Президент Республики Казахстан К.К.Токаев, выступая на политическом форуме высокого уровня по вопросам устойчивого развития под эгидой 74-ой Генеральной Ассамблеи ООН, отметил необходимость обеспечения рационального расходования финансовых ресурсов, выделяемых на цели ЦУР.

Глава государства указал на важность целей Исламской организации по продовольственной безопасности, созданной по инициативе Первого Президента РК – Елбасы Н.А.Назарбаева, которые направлены на решение проблем опустынивания, обезлесения, эрозии, засоления, а также обеспечения социальной безопасности.

 

4. Планирование и администрирование официальной помощи развитию

 

Планирование объемов помощи и финансирование на цели развития.

Планирование объемов официальной помощи развитию регулируется и осуществляется в соответствии с Законом «Об официальной помощи развитию».

В целях реализации основных направлений государственной политики Республики Казахстан, Министерство иностранных дел Республики Казахстан (далее - МИД) в качестве уполномоченного органа в сфере ОПР утверждает План мероприятий ОПР, а также План выплат добровольных взносов в международные организации на ОПР и осуществляет его реализацию.

Планирование объемов помощи, предоставляемой в рамках ОПР, будет осуществляться МИДом на основании проектных предложении поступающих от государственных органов от иных организации по форме, установленной МИД.

Согласно предварительным данным КСР ОЭСР, общие чистые потоки ОПР от членов КСР снизились на 2,7% в 2018 году составив 153 миллиардов долларов США по сравнению с 149,3 миллиардами долларов США в 2017 году.

Половина членов КСР обновила свои политики и стратегии сотрудничества в области развития с 2017 года. Новые политики и стратегии определяют, как доноры будут способствовать достижению ЦУР в развивающихся странах – как напрямую, так и путем решения глобальных проблем – и одновременно служить своим национальным интересам в таких областях, как торговля и безопасность.

Управление проектами ОПР.

 

Для эффективного использования объема средств, расходуемых Республикой Казахстан на официальную помощь развитию и выполнения широкого спектра задач, основывающихся в настоящем документе, необходимо соответствующее кадровое обеспечение.

В рамках реализации пилотных проектов в сфере ОПР, организована серия мероприятий в сотрудничестве с ПРООН, USAID, GIZ, JICA и другими международными донорскими организациями, направленных на повышение потенциала представителей государственных органов РК по вопросам ОПР. 

Загранучреждения Республики Казахстан в странах-партнерах выполняют важные задачи по определению и разработке соответствующих проектов, а также мониторингу их реализации. В этой связи, представляется необходимым постоянно наращивать кадровый потенциал сотрудников загранучреждений РК в области ОПР, в том числе путем найма соответствующих местных кадров.

Согласно Правилам взаимодействия государственных органов и организаций в сфере официальной помощи развитию, утвержденным приказом Министра иностранных дел Республики Казахстан от 6 февраля 2015 года №11-1-2/42», государственные органы и загранучреждения Республики Казахстан, оператор и организации ежегодно в срок до 1 февраля текущего финансового года вносят в МИД проектные предложения, согласно установленной форме на очередной финансовый год по формированию плана мероприятий ОПР и плана выплат добровольных взносов в международные организации на ОПР (далее – проектные предложения). МИД, как координатор деятельности ОПР, рассматривает представленные проектные предложения на предмет их внешнеполитической целесообразности. В случае внешнеполитической целесообразности реализации проектного предложения, МИД включает его в проект соответствующего плана.

В рамках сотрудничества с международными донорскими организациями, МИД направляет список проектных предложений на рассмотрение донорских организаций. В случае заинтересованности, донорская организация может взять на себя финансирование. Исполнителем проекта может выступить третье лицо, т.е. организация, которая предоставит человеческие ресурсы для реализации намеченных целей. 

 

Информирование общественности.

 

Общественная и политическая поддержка является важной предпосылкой для эффективной деятельности ОПР Республики Казахстан и достижения количественных и качественных изменений в этой сфере. Общественная поддержка также может оказывать положительное влияние на доступ к источникам финансирования и знаний. Повышение информированности общественности об ОПР является важной задачей, поскольку оно развивает чувство солидарности и способствует развитию устойчивых моделей потребления и производства внутри страны, а также в целом сокращению глобального неравенства и усилению охраны окружающей среды.

МИД, как основной координатор помощи развитию, постоянно стремится к укреплению политической поддержки, сотрудничеству в области развития, активно участвует в обсуждениях по сотрудничеству в целях развития в Парламенте Республики Казахстан.

МИД и оператор в сфере ОПР будут осуществлять мероприятия по повышению информированности общественности; выпуск соответствующих документов и публикаций, использование веб-сайта, работу с журналистами и организацию конференций, семинаров, выставок и т.д.

Другим важным фактором является повышение осведомленности о роли Республики Казахстан в качестве донора в странах-партнерах. В этом плане особая роль отводится загранучреждениям Республики Казахстан в странах-партнерах.

 

Проведение мониторинга и оценки эффективности проектов ОПР.

Последовательный обзор и мониторинг, ориентированный на результат с оценками проектов, секторов и программ, остаются ключевыми инструментами для управления и принятия квалифицированных решений по дальнейшей эффективной организации проектов ОПР. Результаты мониторинга и оценок будут способствовать дальнейшему повышению качества сотрудничества Республики Казахстан в области развития и углублению взаимной ответственности и прозрачного партнерства со странами-партнерами, а также с общественностью.

Основа для мониторинга и оценки качества должна быть подготовлена путем тщательного определения мероприятий в области развития, включая исходные данные и тщательный анализ рисков. Проведение мониторинга и оценки эффективности проектов ОПР должно соответствовать требованиям законодательства РК.

 

Мониторинг.

 

Важными элементами системы управления в области развития являются мониторинг и оценка. Мониторинг предполагает регулярный сбор данных о деятельности в области развития для обеспечения менеджеров проектов или программ и доноров информацией о достигнутых результатах и выделяемых ресурсах. Мониторинг проектов помощи развитию будет осуществляться МИД при содействии загранучреждений Республики Казахстан, соответствующих государственных органов Республики Казахстан и оператора в сфере ОПР.

 

Оценка.

 

Оценка обеспечивает систематичность и объективность успешности мер в области развития с точки зрения их актуальности, эффективности, результативности, воздействия и устойчивости. Комплексная оценка обеспечивает обратную связь для разработки новых программ или проектов, а также принятия решений о выделении дополнительных средств в той или иной стране. Оценка способствует повышению качества и инновационности программ сотрудничества в области развития, вырабатывая рекомендации для улучшения будущих мероприятий в области развития.

Оценка проводится на основе международных стандартизированных методов, адаптированных к специфике системы ОПР Республики Казахстан. Основная ответственность за проведение оценки в рамках институциональной структуры сотрудничества в области развития возлагается на МИД.

 

 

5. Сотрудничество в сфере ОПР

 

Роль частного сектора, гражданского общества и других ключевых организаций в сфере ОПР.

В соответствии с Повесткой дня на период до 2030 года, Республика Казахстан будет стремиться к эффективному и последовательному участию государственного, неправительственного и частного секторов в осуществлении сотрудничества в целях развития. Необходимо использовать современные инструменты сотрудничества во всех областях взаимодействия, отражая спрос, потенциал и степень развития стран-партнеров, а также особенности данного партнерства в целях развития.

Частные компании и предприниматели Казахстана являются важными партнерами системы ОПР Республики Казахстан. Сотрудничество, осуществляемое неправительственными организациями (далее – НПО) и научными кругами, будет играть важную роль в ОПР Республики Казахстан.

Частный сектор.

С учетом международных тенденций в частном секторе - влияния частных инвестиций на социально-экономическое развитие стран-партнеров, развитие предпринимательства и создание рабочих мест, а также принимая во внимание национальные экономические интересы, важно содействовать его вовлечению в помощь развитию.

Роль, которую может играть частный сектор в ОПР Республики Казахстан, является чрезвычайно важной. Создание рабочих мест, участие в экономической деятельности, в особенности женщин и молодежи, которые являются ключевыми составляющими устойчивого роста в развивающихся странах. Для поддержания синергии и взаимодополняемости ОПР Республики Казахстан и частных инвестиций партнерство с частным сектором будет укрепляться. Например, из опыта Японии: крупные японские холдинги и предпринимательские союзы активно участвуют во всех этапах оказания ОПР. Соответственно, проекты японской ОПР во многом ориентированы именно на продвижение интересов отечественного бизнеса. Высокая степень участия бизнеса во всех этапах оказания ОПР наблюдается также в КНР. Бизнес может выступать в качестве соинвестора проектов ОПР на принципах государственного-частного партнёрства. В Германии с 1999 года функционирует Фонд партнерства государственного и частного сектора (Public-private partnerships facility), который стимулирует реализацию немецких государственно-частных проектов в развивающихся странах.

В целом, в ряде стран, например, в США и Канаде, бизнес активно привлекается в качестве поставщиков и исполнителей проектов, реализуемых в рамках ОПР. 

 

Гражданское общество.

 

Сотрудничество, осуществляемое НПО и научными кругами, будет играть важную роль в ОПР Республики Казахстан. Страна придает большое значение налаживанию партнерских отношений с заинтересованными сторонами: представителями частного сектора, научного сообщества и гражданским обществом. Партнерские отношения и взаимодействие между различными заинтересованными сторонами могут дополнять недостающие возможности и приносить дополнительные ресурсы, необходимые для осуществления Повестки дня на период до 2030 года.

Казахстан может применить опыт традиционных стран-доноров по взаимодействию с другими организациями для реализации проектов ОПР. К примеру, из опыта Японии, основными структурами, ответственными за реализацию государственной политики и оказание ОПР являются: Министерство иностранных дел Японии, Международный фонд экономического сотрудничества Японии (OECF), Агентство международного сотрудничества Японии (JICA), Банк международного сотрудничества Японии (JBIC).

Из опыта Германии: основная помощь осуществляется через различные государственные финансовые институты и общественные фонды, такие как, Немецкая служба развития, Немецкий фонд международного развития, фонды различных политических партий – Фонд Фридриха Эберта, Фонд Конрада Аденауэра, Фонд Фридриха Наумана и другие. Говоря о дипломатии Германии в предоставлении ОПР, следует отметить, что основная роль принадлежит МИД, которое осуществляет контакты с зарубежными странами. 

 

Роль ОПР в экономической дипломатии.

 

          В свете реализации задач государства и других стратегических программных документов Республики Казахстан курс на усиление экономической дипломатии стал приоритетным для работы ведомства внешней политики страны.

Необходимость большего внимания экономической дипломатии теперь общепризнана. Экономические соображения должны оставаться в авангарде усилий по достижению целей внешней политики. Страны, которые не сразу осознали это, находятся в неблагоприятном положении. Экономическая дипломатия призвана влиять на политические и нормативные решения иностранных правительств, а также международных организаций. Это выходит за рамки торговли и инвестиций для разрешения многочисленных причин международных конфликтов.

Большая роль в экономической дипломатии Казахстана отводится многостороннему экономическому сотрудничеству, особенно работе с международными донорскими и финансовыми организациями, на площадках которых отстаиваются интересы нашей страны.

В условиях глобализации одним из важных направлений внешней политики Республики Казахстан становится оказание официальной помощи развитию, направленной на социально-экономическое развитие стран-реципиентов. ОПР Республики Казахстан оказывается по двусторонним, предоставляемым напрямую странам-реципиентам, и многосторонним каналам через международные организации. Таким образом, казахстанская ОПР по своей форме подразделяется на два вида: оказание технической помощи и участие в работе (взносы) международных организаций.

Техническая помощь осуществляется для развития человеческих ресурсов с учетом конкретных условий в странах-реципиентах. В рамках таких программ, Казахстан принимает для обучения специалистов из стран-реципиентов, а также может направить своих специалистов для предоставления и обмена опытом и знаниями в эти государства.

В последние годы наблюдается диверсификация торгово-инвестиционных потоков компаний развитых стран, активизация их деятельности на рынках развивающихся государств. В реализации государственной политики Республики Казахстан в сфере ОПР, особую актуальность приобретает вопрос координации ОПР и мероприятий по государственной поддержке инвестиционной деятельности отечественных компаний на рынках развивающийся стран. 

 

Сотрудничество с международными организациями, финансовыми институтами и другими организациями в сфере ОПР.

 

Данная система была создана на основе вышеуказанных принципов, а также консультаций с международными организациями и донорами (ПРООН, Агентство США по международному развитию – ЮСАИД, Немецкое агентство по международному развитию, ОЭСР и другие) и опыта по созданию национальных систем ОПР в других странах.

В рамках осуществления многостороннего сотрудничества в целях развития, усилия Казахстана будут сосредоточены на партнерских отношениях с организациями, которые работают в тесном взаимодействии с национальными приоритетами и интересами. На основе опыта, накопленного на сегодняшний день, Республика Казахстан направит свои усилия в области международного развития (включая соответствующие финансовые и человеческие ресурсы), прежде всего, на ПРООН, Продовольственную и сельскохозяйственную организацию (ФАО), Всемирную Продовольственную программу (ВПП) и волонтеры ООН (ВООН). Эти платформы позволят РК наиболее эффективно использовать свой национальный опыт, включая возможности для отечественных организаций участвовать в реализации программ ООН.

Таким образом, Казахстан сделал важный практический шаг на пути к присоединению к усилиям традиционных и новых стран-доноров для содействия международному развитию на систематической основе. Такой шаг является тем более важным и ценным, учитывая тот факт, что он был сделан в период сокращения бюджетов традиционных доноров, в то время как количество вызовов международному и региональному развитию остается на высоком уровне.

С учетом важности участия Республики Казахстан в глобальном диалоге и координации в области ОПР, вопрос углубления сотрудничества с КСР ОЭСР, в котором Казахстан имеет официальный статус «приглашенный» (с июля 2015 года), является одним из приоритетных направлений деятельности. Для Казахстана сотрудничество с ОЭСР является стратегическим приоритетом и соответствует основной цели – войти в 30 наиболее развитых стран мира.

В соответствии с данным статусом, Казахстан предоставил в КСР шесть агрегированных статистических отчетов о помощи, оказанной Республикой Казахстан зарубежным странам в период 2013-2018 годы. Публикация указанных данных на официальных ресурсах КСР, а также в ежегодном отчете КСР о сотрудничестве в сфере развития является, своего рода, официальным признанием международным сообществом деятельности Республики Казахстан в качестве страны-донора.

Участие Казахстана в отдельных международных организациях будет включать, прежде всего, финансовую поддержку конкретных программ (целевое финансирование) или взносы в целевые фонды. Республика Казахстан продолжит вносить взносы в основные бюджеты отдельных международных организаций и международных финансовых учреждений (основное финансирование), с тем, чтобы отразить критическую важность основных бюджетов для функционирования этих организаций. Республика Казахстан также будет участвовать в процессах принятия решений международных организаций и использования опыта казахстанских экспертов, неправительственных организаций, коммерческих компаний и других организаций; включая командирование национальных экспертов в отдельные учреждения или их непосредственное участие в этих структурах.

На многосторонних площадках Казахстан будет поддерживать инструменты сотрудничества в целях развития, которые вносят эффективный и прозрачный вклад в сокращение масштабов нищеты и неравенства. Это, в частности, техническая помощь, наращивание местного потенциала, обмен опытом и передача знаний и опыта. При этом Республика Казахстан будет делать упор на инновационные финансовые инструменты, обеспечивающие устойчивое участие частного сектора, с упором на малые и средние предприятия.

 

Географические и секторальные приоритеты.

 

При определении географических приоритетов ОПР Республики Казахстан учитывались вызовы глобального развития, национальный потенциал и имеющиеся ресурсы. Кроме того, был применен комплекс критериев, основывающихся на предыдущем опыте, традиционных отношениях, а также приверженности стран-партнеров целям развития.

Ниже представлены критерии выбора географических приоритетов на предстоящий период. Порядок их представления не указывает на важность критериев, поскольку их вес сложно выразить в количественном измерении. Данные критерии являются взаимосвязанными, и все они отражены в выборе приоритетных стран на предстоящий пятилетний период:

двусторонние отношения и отношения в области развития Казахстана со страной-партнером;

уровень потребности страны-партнера в сотрудничестве в области развития (уровень социально-экономического развития);

готовность страны-партнера к принятию помощи;

разделение труда в деятельности по развитию с другими странами-донорами.

Географические приоритеты ОПР определяются исходя из региональной ситуации и мировой повестки в сфере содействия развитию и возможностей страны. Принимая во внимание текущую ситуацию в регионе, связанную с продолжающимися социально-экономическими проблемами, религиозным экстремизмом, межэтнической напряженностью и ростом организованной преступности, основной фокус остается на страны Центральной Азии и Афганистан в качестве географических приоритетов оказания помощи развитию. 

Основные направления государственной политики Республики Казахстан в сфере ОПР на 2021-2025 годы соответствуют целям и направлениям национальной внешней политики, экономической политики и политики в области национальной безопасности, а также согласованным на международном уровне целям и принципам в области развития.

При этом, для достижения максимального синергетического эффекта в деятельности Республики Казахстан как части общемировых усилий в сфере развития казахстанская ОПР также может быть ориентирована на Южный Кавказ, Африку, Латинскую Америку, малые островные развивающиеся государства, наименее развитые страны, страны, не имеющие выхода к морю, а также другие регионы.

Для перечисленных стран будет разрабатываться План мероприятий ОПР, как предусмотрено Законом и вытекающими из него подзаконными актами.

Секторальные приоритеты учитывают традиционные отношения со странами-партнерами и основываются на тех областях, где Республика Казахстан имеет сравнительные преимущества, специальные знания, опыт и технологии.

С учетом текущих вызовов регионального и глобального развития, а также в соответствии со статьей 5 Закона «Об официальной помощи развитию», деятельность Республики Казахстан в области развития будет сосредоточена на следующих секторах страны-партнера: образование, здравоохранение, устойчивое управление природными ресурсами, сельское хозяйство, поддержка предпринимательства, улучшение бизнес-климата, борьба с нелегальным оборотом наркотиков и транснациональной организованной преступностью, включая торговлю людьми, незаконную миграцию и незаконный оборот оружия и иные направления, определяемые Законом «Об официальной помощи развитию».

Секторальные приоритеты также отражают общие приоритеты международного сообщества. Не менее важно и то, что они учитывают процесс разделения труда с другими донорами. В каждом секторе проекты должны быть максимально взаимосвязанными для обеспечения синергетического и мультипликационного эффекта. Определенные сектора больше подходят для оказания помощи в форме многостороннего взаимодействия, например, посредством финансового вклада и активной работы через международные организации.

Секторальные приоритеты ОПР Республики Казахстан обозначены Законом РК «Об официальной помощи развитию». Данные приоритеты основаны на международной повестке дня в области развития, сравнительных преимуществах Республики Казахстан и ожидаемых потребностях стран-партнеров.

Также Республика Казахстан намерена сотрудничать в области ОПР по следующим секторальным направлениям:

Социальное развитие.

Устойчивое социальное развитие населения является основой развития любого общества. Рост качества и повышение доступности образования, улучшение здоровья и доступность социальной помощи расширяют возможности людей для участия в повышении благосостояния своих сообществ и таким образом способствуют экономическому росту и социальному прогрессу.

Управление государственными ресурсами (совершенствование деятельности государственных институтов, ответственных за управление государственными ресурсами; управление государственными финансами; совершенствование фискальной политики; управление государственным долгом).

Республика Казахстан готова оказывать поддержку странам-партнерам по развитию их институционального потенциала, необходимого для эффективного, действенного, прозрачного и ориентированного на результаты управления государственными ресурсами.

Региональное развитие.

Региональное развитие способствует улучшению экономического, социального, культурного и экологического благосостояния сообществ, находящихся в экономически сложной ситуации. Поддержка устойчивого экономического развития позволяет повысить качество жизни и считается необходимым условием для регионального развития. Республика Казахстан будет принимать меры в отношении различных угроз, которые могут дестабилизировать регион Центральной Азии. Деятельность ОПР Республики Казахстан по сферам и секторам будет основываться на принципе разделения труда доноров в каждой из приоритетных стран.

Прозрачность и подотчетность принятия решений по оказанию и использованию ОПР будут соответствовать международным стандартам. В связи с этим, Казахстан будет информировать общественность, и публиковать подробные ежегодные отчеты по государственным расходам на цели международного развития. Подотчетность и прозрачность ожидаются и от стран-партнеров.

Казахстан стремится к усилению согласованности в области развития. В связи с этим, географические и секторальные приоритеты были выбраны в соответствии с целями внешней политики и другими политическими целями Казахстана (региональная и национальная политика, а также деятельность в области безопасности, внешней экономики, климата, науки, культуры и других).

 

Многостороннее сотрудничество в целях развития.

 

Многостороннее сотрудничество в целях развития предоставит Республике Казахстан возможность использовать свой опыт (включая опыт двустороннего сотрудничества в целях развития и гуманитарной помощи) и учитывать интересы Казахстана и на международном уровне. Около 70% ОПР Республики Казахстан направляется на помощь развивающимся странам через многосторонние каналы.

Республика Казахстан будет продвигать свой национальный опыт и цели в отдельных международных организациях активным, всеобъемлющим и последовательным образом. Будут определены стратегические и политические позиции в консультации со всеми соответствующими министерствами, неправительственными организациями, частным сектором, местными органами власти, образовательными учреждениями и т.д. Координация будет направлена на обеспечение финансирования, выделяемое на многостороннее сотрудничество в целях развития, использования эффективным и действенным образом и в соответствии с приоритетами внешней политики Республики Казахстан.