Единый контакт-центр

1414

8-800-080-7777

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Об утверждении Концепции развития гражданского общества в Республике Казахстан до 2025 года

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Указ
Дата создания: 16/07/2020
Публичное обсуждение до: 30/07/2020
Дата запуска онлайн-обсуждения: 30/07/2020 16:25:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 30/07/2020 17:25:00
Приложенные документы:
  • Скачать
  • Скачать
  • Скачать
  • Скачать

                                                                                                                                    Проект

 

 

Об утверждении Концепции развития

гражданского общества в Республике Казахстан до 2025 года

 

 

В целях реализации Послания Главы государства народу Казахстана
от 2 сентября 2019 года «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» ПОСТАНОВЛЯЮ:

  1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития гражданского общества в Республике Казахстан до 2025 года.
  2. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан.
  3. Настоящий Указ вводится в действие со дня его подписания.

 

 

Президент

Республики Казахстан                                                                         К.Токаев

                                                        

                           

 

 

Нур-Султан, Акорда,                       2020 года     

       

       №

 

 

 

 

 

 

Концепция развития гражданского общества

в Республике Казахстан до 2025 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нур-Султан, 2020 год

 

Содержание

 

Введение                                                                                                           3-6

Глава 1. Анализ текущей ситуации в сфере развития гражданского общества в Республике Казахстан                                                                        6-11

Глава 2. Обзор международного опыта                                                  11-16

Глава 3. Видение развития сферы гражданского общества                  16-26

Глава 4. Ожидаемые результаты реализации Концепции                     26-27

Глава 5. Этапы реализации Концепции                                                  27-28

 

Заключение                                                                                                       28

 

Перечень правовых актов Республики Казахстан, посредством которых предполагается реализация Концепции                                                        29

 

 

 

Введение

 

Концепция развития гражданского общества в Республике Казахстан до 2025 года (далее-Концепция) обозначает процессы гражданской самоорганизации и развития гражданского общества в современном Казахстане, а также определяет основные задачи и приоритеты в сфере взаимодействия гражданского общества и органов власти.

В Основном Законе страны провозглашено, что народ Казахстана осознает себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалам свободы, равенства и согласия, а Республика Казахстан является демократическим, светским, правовым и социальным государством, в котором высшими ценностями признаны гражданин, его жизнь, права и свободы.

Основополагающие принципы политики Казахстана – это общественное согласие, политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, политическое и идеологическое многообразие, патриотизм и гражданская активность, решение наиболее важных вопросов жизни общества и государства в целом демократическими методами и в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Настоящая Концепция разработана на основе законов Республики Казахстан, Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года и Стратегии развития Республики Казахстан до 2050 года, указов Президента Республики Казахстан, целями и задачами которых являются сохранение политической стабильности, общественного согласия, развитие гражданского самосознания, дальнейший экономический рост страны, государственных программ.

Немаловажное значение придается построению конструктивного общественного диалога как основе стабильности и демократического развития Казахстана.

Концепция определяет меры по созданию условий для развития гражданского общества и его институтов, вовлечения граждан в обсуждение и решение ключевых задач государства и общества с учетом происходящих общественно-политических процессов, экономической конкуренции, плюрализма мнений, разнообразия форм и методов гражданской активности.

Гражданское общество должно основываться на равноправном и конструктивном партнерстве с государством и бизнесом, являясь одним из основных базисов для построения правового, демократического, социального и «слышащего» государства при обязательном соблюдении прав на свободу выражения мнений и проведения мирных собраний, которые провозглашены во Всеобщей декларации прав человека и Международном пакте о гражданских и политических правах.

Гражданское общество полноценно формируется и развивается только в условиях демократии, которая предполагает:

возрастающее значение человеческой личности;

верховенство права;

наличие у граждан возможностей и механизмов обеспечения, соблюдения и защиты своих прав и свобод;

экономическую самостоятельность граждан на базе частной собственности;

многообразие форм самореализации индивидов;

конструктивное взаимодействие государства с максимально возможным количеством граждан и организаций гражданского общества.

Деятельность органов власти и гражданского общества носит взаимодополняющий характер, что предполагает их сотрудничество, основанное на общих принципах взаимодействия:

признание государством экономического, политического и идеологического плюрализма в обществе;

признание и защита государством прав человека и гражданина как высшей ценности;

невмешательство государства в частную жизнь граждан;

уважение прав граждан и их объединений в вопросах постановки ими своих целей, а также управления своей деятельностью в конституционных рамках;

наличие взаимных обязанностей и ответственности гражданского общества и государства. Деятельность в пользу общественных интересов требует как от объединений граждан, так и институтов государственных органов открытости, ответственности и готовности давать отчет о своей деятельности и об использовании расходуемых средств при ее осуществлении;          взаимный отказ общества и государства от применения насильственных и незаконных действий;

партнерство объединений граждан и органов власти, позволяющее осуществлять взаимовыгодное сотрудничество и распределение обязанностей с учетом государственных и общественных интересов;

политическая независимость, свобода и поддержка гражданской инициативы за счет бюджетов и фондов публичного сектора; ограничение мер политического характера в рамках закона;

взаимное соблюдение принципов противодействия коррупции. Выбор государственными органами партнеров по сотрудничеству из числа объединений граждан, а также привлечение их к оказанию публичных услуг и делегирование иных обязанностей объединениям граждан будут способствовать значительному снижению коррупционных рисков;

рациональное и сбалансированное развитие деятельности объединений граждан и государственных органов при взаимном сотрудничестве;

обеспечение объединениями граждан и органами власти принципиального равенства и свободного доступа всех граждан и их объединений к участию в общественной жизни;

стремление к социальному, межэтническому миру, партнерству и согласию.

Соблюдение данных принципов не ограничивает появления и утверждения новых подходов во взаимодействии общества и власти.

Эффективное взаимодействие гражданского общества и государства невозможно при недостаточно сильных и независимых общественных институтах или их отсутствии.

В связи с этим возникает необходимость внесения изменений и дополнений в законодательство Республики Казахстан в целях улучшения функционирования таких институтов и оказания им всесторонней поддержки со стороны государства. Вносимые изменения и дополнения должны соответствовать следующим принципам развития гражданского общества:

обеспечение прав человека на свободное создание общественных объединений и участие в организациях гражданского общества по собственному выбору с соблюдением прав на свободу выражения мнений, проведения мирных собраний и создания ассоциаций;

соответствие международно-правовым обязательствам любых ограничений, которые могут быть установлены организациям гражданского общества при реализации гражданами прав на свободу выражения мнений, проведения мирных собраний и создания ассоциаций;

приверженность государства принципам законности и справедливости при принятии административных мер, способствующих созданию благоприятных и безопасных условий для деятельности организаций гражданского общества;

невмешательство государства в деятельность организаций гражданского общества, включая вопросы управления и принятия ими решений. При этом необходимо учитывать, что ни одно объединение граждан не может во взаимоотношениях с органами власти представлять интересы всего гражданского общества;

создание условий для институциональной поддержки деятельности организаций гражданского общества в виде стратегических инвестиций; 

сохранение права организаций гражданского общества на свободный выбор источников финансовой поддержки со стороны государственных, частных, иностранных и международных организаций без наложения дополнительных обязательств;

усиление и расширение механизмов общественного участия и влияния на деятельность государственных органов и организаций с государственным участием;

развитие многообразия форм общественного участия в законотворческом процессе и расширение влияния на совершенствование правовой политики страны.

Исходя из этих основополагающих принципов, целями настоящей Концепции являются создание благоприятных условий для развития гражданского общества и обеспечение эффективных путей взаимодействия граждан с государством в различных формах на основе равноправного партнерства.

 

Глава 1. Анализ текущей ситуации в сфере развития гражданского общества в Республике Казахстан

Гражданское общество можно определить как совокупность индивидов, групп, социально-экономических, нравственных и духовных, семейных отношений и различных социальных институтов, учитывающих интересы индивидов и групп, свободно и добровольно создающих объединения, ассоциации и другие союзы для удовлетворения собственных и общественных потребностей и интересов.

Потребности и интересы различных социальных групп и индивидов проявляются через создание таких институтов гражданского общества,
как политические партии и движения, местные сообщества, профессиональные союзы, религиозные объединения, творческие, общественные и научные союзы и объединения, бизнес-организации, средства массовой информации,
а также общественные объединения и неправительственные организации
(далее – НПО), реализующие широкий спектр услуг для общества.

В отличие от государственных структур в гражданском обществе преобладают не вертикальные, а горизонтальные связи – отношения и разнообразные формы координации, а также конкуренции между образующими его структурами и различными группами людей.

К определению гражданского общества также следует отнести полное обеспечение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, самоуправляемость, свободно формирующееся общественное мнение, плюрализм, всеобщую информированность при соблюдении права каждого гражданина на доступ к информации.

Гражданское общество и правовое государство объединены
рядом структурных связей, без которых они не могут успешно взаимодействовать. Сущность идеи правового государства, заложенная в Конституции Республики Казахстан, предполагает взаимоуправление со стороны гражданского общества и государства, снижение монополии государства на власть с изменением соотношения свободы государства и общества одновременно в пользу последнего и отдельной личности.

Гражданское общество в качестве базовой социальной единицы состоит из граждан, воспитание каждого из которых предполагает его включение в систему ценностей демократии. Эта система является основой гражданского общества как всей совокупности общественных отношений.

Гражданская активность – это важная составная часть демократического устройства общества. Государственные органы поддерживают общественную активность граждан созданием благоприятной правовой среды, постоянным информированием населения о своей деятельности, вовлечением граждан и различных общественных объединений в планирование и выполнение принятых решений.

Объединения граждан являются своего рода каналами представления разных мнений и интересов в обществе, через которые граждане получают информацию и выражают свое мнение по поводу принятых решений. Если лица, принимающие политические решения, ведут диалог с общественностью
и считаются с внесенными в процессе публичного обсуждения предложениями, то в конечном итоге значительно вырастет степень доверия граждан к государственным институтам.

Концепция развития гражданского общества в Республике Казахстана
на 2006–2011 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 25 июля 2006 года № 154, отражает становление гражданского общества в стране и является основой для совершенствования, дальнейшей разработки и принятия законодательных и иных правовых актов, нацеленных
на создание благоприятных условий для дальнейшего развития институтов гражданского общества.

Основным показателем реализации Концепции развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2006–2011 годы стало внедрение системы государственного социального заказа, что привело к росту этого показателя  в суммарном выражении с 574,8 млн до 20 млрд тенге с последующей динамикой в сторону увеличения, чему способствовала передача государственных функций в конкурентную среду.

Концепция правовой политики Республики Казахстан, принятая на период с 2010 по 2020 годы, внесла свою лепту в совершенствование правовой идеологии, права (законодательства), юридической практики и укрепление государственного суверенитета Казахстана в юридическом плане как демократического, правового, светского и социального государства.

Стратегия «Казахстан – 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» и План нации «100 конкретных шагов» также обозначили актуальность «перезагрузки» неправительственного сектора, определили необходимость формирования новых подходов и платформ для работы с институтами гражданского общества.

Изменения, внесенные в законодательство Республики Казахстан о государственном социальном заказе, позволили внедрить отраслевой принцип и расширить участие профильных государственных органов в реализации совместных с НПО социальных проектов.

Концепция развития местного самоуправления в Республике Казахстан
до 2020 года повысила гражданскую активность казахстанцев, их заинтересованность и готовность к участию в решении вопросов местного значения.

Закон Республики Казахстан «О профессиональных союзах» придал новый импульс развитию в обществе социального диалога и партнерства.

Вектор дальнейшего развития неправительственного сектора был обозначен Национальным планом по развитию взаимодействия неправительственных организаций и государства в Республике Казахстан на 2016–2020 годы, утвержденным распоряжением Премьер-Министра Республики Казахстан от 28 декабря 2018 года № 159-Р.

Закон «Об общественных советах» и пакет взаимосвязанных с ним законов о государственной службе, противодействии коррупции, доступе
к информации, персональных данных и их защите законодательно закрепили становление института общественных советов и обеспечили эффективную обратную связь государственных органов с институтами гражданского общества и населением.

Введение новых форм финансирования НПО в виде грантов и премий стало результатом признания неправительственного сектора как одного
из активных институтов гражданского общества в решении социальных задач, что способствовало увеличению числа граждан, занятых в гражданском секторе.

Для обеспечения транспарентности и независимости процедур распределения грантовых средств в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 1192                               «О некоторых вопросах грантового финансирования неправительственных организаций» создано некоммерческое акционерное общество (НАО) «Центр поддержки гражданских инициатив», являющееся оператором в сфере грантового финансирования.

В целях совершенствования системы государственного социального заказа в 2018 году законодательно регламентирован порядок формирования государственного социального заказа и разработаны стандарты. Впервые внедрена оценка результатов осуществления проектов НПО за счет государственного финансирования.

Приняты законы Республики Казахстан «О волонтерской деятельности»,
«О благотворительности», «О саморегулировании», которые способствовали формированию новой системы взаимоотношений государства и гражданского общества.

На VIII Гражданском форуме выработаны решения по совершенствованию механизмов развития гражданского общества.

В Послании Президента страны народу Казахстана от 2 сентября 2019 года «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» отмечена необходимость внедрения концепции «слышащего государства» – модели оперативного и эффективного реагирования
на конструктивные запросы граждан для формирования обратной связи
между гражданами и государственными органами. Идея «слышащего государства» предполагает повышение порога чувствительности государственного аппарата к запросам населения, выработку лучших технологий и практик коммуникаций между властью и обществом.

Казахстан является участником более 200 международных конвенций
и многосторонних соглашений. В настоящее время в стране внедрен институт независимого мониторинга в отношении нескольких конвенций, в частности Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, к которой Казахстан присоединился 29 июня 1998 года. Участие гражданского общества в независимом мониторинге таких соглашений (конвенций) является действенным инструментом развития гражданского самосознания и оказывает поддержку государству в эффективном соблюдении Конвенции на национальном уровне.

Республика Казахстан поддержала Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 года и презентовала первый Добровольный национальный обзор по реализации данной Повестки дня на Политическом форуме высокого уровня по устойчивому развитию в Нью-Йорке в июле
2019 года.

Ключевые партнеры гражданского общества принимают участие
в национальных рабочих группах, межгосударственных переговорах под эгидой Организации Объединенных Наций (далее – ООН).

Одним из инструментов совместной работы государственных органов
и представителей гражданского общества стал Национальный совет общественного доверия (далее –НСОД) – консультативно-совещательный орган при Президенте Республики Казахстан. НСОД является одним из источников идей для общественно-политической модернизации и дальнейшего развития многопартийности, политической конкуренции и плюрализма мнений в стране.

В настоящее время в Казахстане официально зарегистрированы
и действуют 6 политических партий, 22 763 НПО различной направленности,
3738 религиозных объединений, представляющих 18 конфессий, 3494 СМИ различных форм собственности, 234 общественных совета,
3 крупных республиканских объединения профсоюзов, которые включают
36 отраслевых и 19 территориальных организаций.

За период с 2011 по 2019 годы достигнуты следующие результаты:

1) обеспечен количественный рост НПО, расширился спектр их деятельности в реализации социальной политики;

2) проведены V, VI, VII и VIII гражданские форумы, которые стали драйверами осуществления последовательных и конкретных мер по укреплению роли НПО в обществе;

3) внедрены формы общественного контроля через общественные советы на местах;

4) функционирует многопартийный Парламент;

5) расширены механизмы участия граждан в процессе принятия решений в сфере государственного управления;

6) заложены и реализованы правовые основы формирования «открытого
и подотчетного правительства».

Вместе с тем в обществе обозначился ряд проблемных вопросов.

Правительство Казахстана в целях обеспечения вхождения в число 30-ти самых развитых государств мира объявило, что роль и доля государства в экономике будут постепенно сокращаться. На сегодня вместе с квазигосударственным сектором удельный вес государства в экономике достигает 60-80 %.

 С учетом такой тенденции в экономике возрастает роль институтов гражданского общества в работе по повышению и усилению активности казахстанцев, предоставлении и использовании инструментов общественного воздействия для решения возникающих проблем. К сожалению, в настоящее время институты гражданского общества еще слабы и недостаточно полно отображают общественные интересы и запросы. В связи с этим возникает необходимость расширения деятельности и усиления роли институтов гражданского общества.

Среди прочих проблем следует отметить:

несовершенство законодательства Республики Казахстан, регулирующего деятельность институтов гражданского общества;

отсутствие системы учета вклада неправительственного сектора
в экономическое и социальное развитие страны;

низкую вовлеченность населения в работу неправительственного сектора и развитие волонтерского движения;

невысокий уровень доверия населения к институтам гражданского общества;

недостаточную работу государственных органов по вовлечению институтов гражданского общества в решение проблем;

зависимость НПО от государственного финансирования, отсутствие диверсификации источников поступления средств;

высокую конкуренцию между организациями третьего сектора за получение доступа к государственному финансированию;

слабую координацию между запросами населения и целевым выделением средств;

кадровый дефицит в организациях неправительственного сектора;

недостаточно развитый институт благотворительности;

невысокую степень транспарентности третьего сектора;

недостаточно развитое партнерство между участниками гражданского общества;

слабую представленность казахстанских институтов гражданского общества на международных площадках.

При этом необходимо подчеркнуть, что в последнее время произошла смена парадигм социально-экономического развития в условиях четвертой промышленной революции. Однако мировой мейнстрим – это ставка на человеческий капитал. Именно человек с его потребностями, простыми жизненными ожиданиями, мечтами, практиками, действиями составляет основную часть инклюзивного экономического развития государства в целом.

В Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2025 года (далее – Стратегплан), утвержденном Указом Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года № 636, обозначено, что развитие новейших навыков и способностей людей — критически важная задача для дальнейшего продвижения Казахстана и вхождения в «тридцатку» развитых государств мира.

Гражданское общество в таких условиях будет перестраиваться, постоянно внедрять и использовать новые технологии, а граждане – получать новые компетенции.

Традиционные институты гражданского общества адаптируются к новым условиям, когда возникает альтернатива в лице малых инициативных групп
и даже отдельных лиц, формирующих тренды, так называемых трендсеттеров (лидеров мнений), которые могут повлиять и мобилизовать значительные массы людей, включая журналистов и представителей бизнеса, минуя необходимость прохождения формальных процедур согласования и одобрения.

Поэтому у традиционных институтов возникают сложности в организации адекватной обратной связи с населением, которая необходима для принятия действенных и оперативных решений. Следует отметить, что это общемировая тенденция, которая требует совершенствования практик, механизмов и законодательства, нацеленных на обеспечение прозрачности и снятие барьеров для населения в разрешении жизненных ситуаций. Требуются систематическая работа гражданских институтов с трендсеттерами и наличие соответствующих инструментов для их выявления в рамках разных целевых аудиторий. Многие политологи отмечают, что для возникновения и функционирования полноценного гражданского общества необходима экономическая самостоятельность граждан на основе частной собственности и результатов действенных социально-экономических реформ. В Казахстане необходимо дальнейшее укрепление и расширение социально-экономической базы для формирования истинного гражданского общества. Сильный средний класс, активная в общественно-политической жизни молодежь, поддержка малых инициативных групп, трендсеттеров (лидеров различных мнений), социальная активность волонтеров и неравнодушных граждан позволят преодолеть некоторую «стабильность застоя» в общественной жизни и станут своего рода гарантами появления настоящего гражданского общества в Казахстане.  

Исходя из общемировых тенденций, данная Концепция предусматривает развитие системы общественного участия в разработке и реализации государственных программ и инициатив, содействие в совершенствовании социально-экономической политики государства, укрепление системы партнерства государства, бизнеса и гражданского общества, повышение устойчивости гражданского общества, а также его дальнейшую политическую трансформацию и модернизацию.

 

Глава 2. Обзор международного опыта

Анализ международного опыта демонстрирует общность признаков понятия гражданского общества, практически не отличающихся от определений ведущих международных организаций.

К примеру, Всемирный банк использует термин «организации гражданского общества» для обозначения широкого спектра неправительственных и некоммерческих организаций, участвующих
в общественной жизни, выражающих интересы и ценности своих членов или иных лиц и руководствующихся при этом этическими, культурными, политическими, научными, религиозными убеждениями или филантропическими соображениями.

Организация экономического сотрудничества и развития дает схожее определение организациям гражданского общества: это «множество ассоциаций, вокруг которых общество добровольно самоорганизуется и которые представляют широкий круг интересов и связей. Они могут включать в себя общественные организации, организации коренных народов
и неправительственные организации».

Демократические процессы в мировой практике приобретают характер устойчивых моделей государственного строительства, ключевая роль
в котором принадлежит гражданскому обществу.

2.1. Принятие общественного договора

Главным критерием функционирования гражданского общества
в мировой практике является принятие общественного договора, закрепляющего партнерство между государственными структурами и институтами гражданского общества, для повышения качества жизни в обществе и государстве, побуждения общественности к активному поддержанию государственных структур в их усилиях в области политики, экономики, права, культуры. Это партнерство должно характеризоваться взаимопониманием, доверием и равными условиями для обоих партнеров. Для достижения такого партнерства и улучшения качества оказываемых населению услуг государственным органам следует согласовывать свои действия с гражданским обществом.

Потребность в системном понимании и формировании взаимоотношений между правительством и организациями третьего сектора была достаточно серьезно осознана во многих странах мира, а также крупных международных организациях, таких как ООН и Евросоюз.

В рамках такого восприятия в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии подписаны генеральные соглашения (договоры) между некоммерческим сектором и правительством, где обозначено общее понимание роли и важности третьего сектора для современного демократического общества. В Эстонской Республике договор принят парламентом в качестве Концепции развития гражданского общества. В Республике Хорватия договор принял форму Программы сотрудничества между правительством и неправительственным некоммерческим сектором. В Канаде реформа взаимоотношений между двумя главными секторами выражена в форме документа под названием «Совместные круглые столы».

Данные документы служат основой для трансформации взаимоотношений между государством и гражданским сектором.

В целом зарубежный опыт по взаимодействию граждан и власти показывает, что, помимо принятия всеобъемлющих документов (договоров, концепций, программ сотрудничества, совместных круглых столов и других), используются различные формы контактов и сотрудничества между властью
и обществом.

К примеру, Концепция развития гражданского общества Эстонии предусматривает следующие принципы:

1) развивать гражданскую инициативу и демократию участия;

2) ценить добровольную деятельность как важный компонент бытия гражданина;

3) развивать глубокое изучение и соблюдение экономических, социальных
и политических прав и обязанностей граждан;

4) развивать чувство ответственности граждан перед своей семьей, согражданами, родным краем, государством и миром в целом;

5) осознавать ценности и принципы, лежащие в основе сотрудничества между объединениями граждан и публичной властью, и разграничивать взаимные обязанности, права и приоритеты деятельности;

6) создавать благоприятную среду для функционирования и укрепления объединений граждан как непременного условия развития демократии;

7) развивать систему поддержки гражданской инициативы;

8) распространять традиционные обычаи сотрудничества и знания, способствующие сотрудничеству между государственными учреждениями и гражданами и их объединениями;

9) шире вовлекать граждан и их объединения в процесс разработки, создания и анализа политических концепций и правовых актов
и развивать необходимые для этого каналы информации и механизмы;

10) признавать и принимать во внимание при устройстве общественной жизни специфические интересы и потребности недостаточно представленных или недостаточно признанных в обществе граждан и их объединений;

11) создавать среду, способствующую благотворительности
и филантропии, с привлечением коммерческого сектора.

2.2. Общественное участие

Одним из примеров успешного внедрения модели «слышащего правительства» является Республика Польша, где внедрен принцип инклюзивного планирования с вовлечением населения, социально уязвимых групп и активных граждан на местном уровне. Центральные органы власти сосредоточены на стратегических вопросах благодаря делегированию своих функций на более низкий уровень. Изменена система управления государственными финансами: созданы независимые бюджеты и внедрена ответственность на уровне местного самоуправления за проведение финансовой политики.

В США работа республиканского правительства основана на принципах самоуправления, согласно которым граждане страны контролируют многие политические аспекты. Органы самоуправления свободны от внешнего государственного контроля или внешнего политического влияния.

2.3. Взаимодействие институтов гражданского общества с государством

В мировой практике широко используются методы создания «буферных операторов», свободно коммуницирующих в проблемной адресной среде.
Это квазинеправительственные организации, созданные и финансируемые правительством, подотчетные ему по финансам, но независимые в своей деятельности.

Выделяются неправительственные исполнительные организации, реализующие часть функций государственных органов. Есть исполнительно-административные НПО, судебные, консультативные советы по мониторингу.

В Великобритании насчитывается порядка 560 таких организаций.

Данная система сложилась в 1990-х годах и продолжает совершенствоваться. Действует «система бондов общественного влияния» (SIB – SocialImpactBonds), призванная решать социальные проблемы чувствительных слоев населения или групп риска.

Государственный орган выпускает бонд по оплате специфической социальной услуги (например, по снижению наркозависимости подростков). Поставщик услуги ищет инвестора и обеспечивает ее реализацию. Оплата по бонду идет в случае успешного достижения результата.

Реализуется программа «Органайзеры сообществ». Ее цель – становление самоорганизации и самоуправления локальных сообществ. При государственном финансировании программа реализуется общественной организацией «Locality».
По сути, данная НПО получила полномочия по проведению региональной политики.

Используется практика стратегического партнерства, когда государство осуществляет долгосрочное сотрудничество с наиболее авторитетными НПО. Государственное финансирование стратегических партнеров позволяет проводить массовые социальные мероприятия, тематические конференции
и необходимые исследования.

В США правительственные агентства-операторы распределяют конкретные полномочия между не связанными с государством НПО
и координируют их деятельность.

Крупнейшим оператором подобного рода является Корпорация государственной и муниципальной служб. Она консолидирует НПО в рамках программ правительства «AmeriCorps», «Senior Corps» и «Learn and Serve America».

В Сингапуре инструментом делегирования социальных функций государства выступают добровольные благотворительные организации (ДБО, «Voluntary welfare organizations»). Всего в Сингапуре насчитываются 425 ДБО, направления деятельности которых сконцентрированы на оказании социально-бытовых, медицинских, психологических, педагогических, трудовых и правовых услуг. Под патронажем ДБО – дома престарелых, детские дома, психиатрические лечебницы.

2.4. Применение международных стандартов, принципов и критериев индексов развития гражданского общества

В мире существуют объединения гражданского общества, применяющие инструменты оценки и индексы развития гражданского общества. Внедрение данных механизмов в Казахстане позволит выстроить эффективную модель гражданского общества.

Наряду с этим в своей деятельности институты гражданского общества руководствуются определенными принципами и стремятся доказать приверженность принципам Кодекса этики и поведения для организаций гражданского общества («The Code of Ethics and Conduct for NGOs»).

2.5. Современные тренды развития гражданского общества

На сегодняшний день международный опыт свидетельствует,
что глобальные тренды развития гражданского общества представляют ряд устойчивых тенденций.

1. На международном уровне растет доверие к институтам гражданского общества и повышается уровень их влияния на принятие управленческих решений в государственном и корпоративном секторах. По прогнозу Всемирного экономического форума, в перспективе разрыв между уровнем доверия населения к государственным учреждениям и крупным корпорациям и уровнем влияния институтов гражданского общества на сознание населения будет увеличиваться.

2. Институты гражданского общества участвуют в формировании глобальной Повестки дня на период до 2030 и ее реализации. Сегодня международные НПО, имеющие устойчивую структуру, активно участвуют в официальных консультативных процессах, многосторонних форумах, таких как G20 и сессии ООН.

Например, в ходе ежегодных совещаний Международного валютного фонда и группы Всемирного банка проводится отдельный Форум по вопросам политики для гражданского общества. На нем обсуждаются перспективы мировой экономики, вопросы глобальной финансовой стабильности, занятости и искоренения нищеты.

3. Мир становится гиперсвязанным. Благодаря расширению доступа
к Интернету, социальным сетям и технологиям мобильных телефонов растет сила личности человека как виртуального гражданина. Масштаб социальных сетей изменил парадигму выражения гражданской позиции отдельного человека
или группы людей. Традиционные институты гражданского общества конкурируют с новыми сетевыми общественными институтами за право обладания монополией на выражение мнения населения.

4. Правительствами стран ставятся задачи не построения гражданского общества, а развития социальной сплоченности, что предполагает активное участие населения в решении актуальных проблем его жизнедеятельности,
а также преодолении социальной изоляции и социальной дезинтеграции (бедности, бездомности, сиротства и др.).

5. Крупный бизнес и технология блокчейн могут заменить некоторые государственные институты и оказывать положительное воздействие на принятие решения по сложным социальным проблемам, обеспечив при этом его прозрачность и открытость.

Компания «JPMorgan», которая является коммерческой и инвестиционной финансовой компанией, прогнозирует, что в ближайшее десятилетие бизнес-сообщество вложит до 1 триллиона долларов в реализацию социальных проектов.

Казахстан движется в одном направлении с мировыми трендами.
В обществе существует понимание того, что социальная активность граждан будет все больше влиять на повседневную жизнь людей и государства в целом. Гражданское общество может и должно стать проводником новой трансформации. В Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2025 года заложены следующие принципиальные изменения, постепенно входящие в жизнь отдельного человека и всей страны:

от подхода «забочусь только о себе и близком круге» – к «ответственному гражданину», заботящемуся о городе и стране;

от выборочных примеров для подражания среди молодого поколения –
к ролевым моделям во всех сферах жизни;

от частичного заимствования зарубежной культуры – к осознанию роли и продвижению национальной культуры как в стране, так и за ее пределами;

от полиэтничного народа Казахстана – к сильному гражданскому обществу и единой нации на основе гражданской идентичности.

Глава 3. Видение развития сферы гражданского общества

Видение развития сферы гражданского общества заключается в том,
что гражданское общество:

обеспечивает взаимовыгодный диалог между обществом и государством;

обеспечивает механизм обратной связи для повышения эффективности государственного управления и общественного контроля;

создает благоприятные условия для участия граждан в принятии решений в условиях подотчетности и прозрачности деятельности органов государственного управления.

Для достижения этого видения необходимо решение задач, направленных на развитие гражданской активности, совершенствование механизмов взаимодействия государства с институтами гражданского общества, повышение уровня участия граждан и институтов гражданского общества в процессе принятия решений, укрепление потенциала институтов гражданского общества и вовлечение гражданского общества в процесс реализации в Казахстане Целей устойчивого развития ООН.

Основные задачи Концепции:

  • оздание благоприятных условий для развития гражданского общества
    и его институтов, в том числе в общественно-политической сфере;

         поддержка и развитие гражданской активности;

  • овышение уровня участия граждан и институтов гражданского общества в процессе принятия решений и управлении государственными делами;
    • крепление потенциала институтов гражданского общества;
  • овлечение гражданского общества в процесс имплементации в Казахстане Целей устойчивого развития ООН.

Задача 1. Создание благоприятных условий для развития гражданского общества и его институтов, в том числе в общественно-политической сфере

1.1. Совершенствование законодательных и институциональных основ для развития гражданского общества

В рамках подзадачи будут приняты следующие меры:

внесение изменений и дополнений в законодательство Республики Казахстан о некоммерческих организациях, совершенствование процедур нормотворчества, ориентированных на вовлечение гражданского общества в процесс обсуждения законодательных инициатив, совершенствование формы и процедуры участия граждан и институтов гражданского общества;

         внесение изменений и дополнений в законодательство Республики Казахстан о некоммерческих организациях, в том числе об общественных объединениях, обеспечение возможности создания и деятельности неформальных организаций, снижение требований к регистрации общественных организаций. Гражданское общество является ключевым партнером государства в вопросах повышения эффективности государственного управления, а некоммерческие организации как институциональные формы гражданской активности позволяют обеспечить взаимовыгодный диалог между обществом и государством;

         принятие дополнительных мер, направленных на совершенствование процедур нормотворчества, ориентированных на вовлечение гражданского общества в процесс обсуждения законодательных инициатив. Участие институтов гражданского общества в данном процессе на стадиях подготовки концепций, разработки и принятия проектов правовых актов позволит повысить качество принимаемых управленческих решений и приблизить граждан к процессу совершенствования законодательства;

совершенствование формы и процедуры участия граждан и институтов гражданского общества, в том числе общественных советов, рабочих групп, консультативно-совещательных структур и других видов каналов обратной связи в принятии решений.

Задача 2. Поддержка и развитие гражданской активности

2.1. Поддержка гражданской активности

В мировой практике одним из ведущих ресурсов развития государства является человеческий и социальный капитал, основу которого составляют люди, а также их потенциал и возможности развития.

В рамках данной подзадачи необходимо создать благоприятные условия для развития гражданской активности в обществе через различные формы,
в том числе такие, как волонтерство и благотворительность. Кроме того, необходимо организовать масштабную и системную работу по стимулированию развития множества гражданских инициатив, которые будут затрагивать все сферы общественной жизни и станут фундаментом разработки государственных программ и проектов. 

Будут приняты следующие меры:

развитие волонтерства в стране, стимулирование благотворительности;

реализация комплекса мер, направленных на системное развитие волонтерства в стране, через обеспечение функционирования созданных эффективных механизмов и благоприятных условий для вовлечения граждан в практику волонтерской деятельности. Для этого необходимо активизировать участие граждан в волонтерской деятельности, способствовать их вовлечению
в практику оказания повседневных добрых дел. Продолжить реализацию мер, организованных в рамках Года волонтера, для дальнейшего системного развития волонтерской деятельности и укрепления культуры волонтерства
в разных возрастных и социальных группах. Продолжить практику продвижения модели вовлечения граждан в развитие отраслевого волонтерства, создание конкретных кейсов волонтерской деятельности с целью повышения привлекательности волонтерских услуг для населения. Продолжить реализацию мероприятий, направленных на расширение международного сотрудничества
в сфере волонтерской деятельности, в том числе активизировать участие граждан Казахстана в работе сессий ООН;

стимулирование благотворительности путем принятия социальных и экономических мер в отношении благотворительных организаций, бизнес-структур и граждан, участвующих в благотворительной деятельности. Обеспечение прозрачности механизмов благотворительности. Проведение работы по трансформации культуры благотворительности – от адресной помощи к выделению грантов. Внедрение стимулов для развития и популяризации культуры благотворительности среди населения. Проведение работы по созданию и развитию местных благотворительных фондов для поддержки социальных гражданских инициатив.

2.2. Развитие гражданской активности

Это направление включает в себя:

расширение возможности для самореализации граждан через их участие в формальных и неформальных гражданских инициативах путем создания для этого соответствующего законодательного регулирования и других благоприятных условий, необходимых для развития и осуществления таких инициатив;

создание условий для переориентации граждан от подхода «забочусь только о себе и близком круге» к осознанию себя как «ответственного гражданина», заботящегося о своем месте проживания и своей стране. Идеология «ответственного гражданина» будет направлена на воспитание граждан ответственными налогоплательщиками, которые смогут в дальнейшем участвовать в контроле за расходованием бюджетов разных уровней;

внедрение системы правового просвещения граждан, что позволит им в результате обладать для участия в процессе принятия решений и контроле за расходованием бюджетных средств;

повышение роли высших учебных заведений в развитии гражданского общества и формировании правовой культуры, за счет привлечения к данной работе организаций технического и профессионального образования, а также привлечении студенческой молодежи к более активному участию в общественной жизни;

          внедрение подходов инклюзивного планирования сельских/городских территорий на основе оценки интересов и потребностей местного сообщества. Создание условий для развития местных сообществ (community-центры)
как модели организации гражданского общества. Создание условий
для активного вовлечения граждан в решение насущных вопросов на местах. Повышение роли НПО в продвижение высоких стандартов качества жизни (информирование, консультирование население, привлечение граждан к активному участию в общественной жизни).

Задача 3. Повышение уровня участия граждан и институтов гражданского общества в процессе принятия решений и управлении государственными делами

3.1. Создание системы гражданского контроля

Организации гражданского общества как формальные, так и неформальные занимают определенное место в общественной жизни Казахстана, участвуя в процессах управления государственными делами, направляя свои усилия на решение общественных проблем, снятие социального напряжения, инклюзивное распределение ресурсов и социальной помощи, расширение связи с целевыми группами населения страны.

Перед органами власти, НПО и другими общественными объединениями стоит задача повысить роль институтов гражданского общества и усилить их влияние на принятие решений и управление государственными делами, в целом, на решение проблем в различных сферах социально-экономической, политической и общественной жизни.

Следует осуществить ряд изменений, которые создадут условия для развития институтов гражданского общества, кардинально пересмотреть отношение к использованию возможностей человеческого капитала и повысить его роль и значение в совершенствовании политики, развитии экономики, укреплении правовой системы, формирование культуры общества и улучшении процесса управления в государстве.

В контексте изложенного будут разработаны и реализованы следующие меры: усиление механизмов гражданского контроля, введение регламента общественных слушаний, внедрение системы гражданского мониторинга
и контроля реализации государственных программ и проектов, повышение роли и участия представителей гражданского общества в составе советов директоров социально значимых предприятий квазигосударственного сектора и в независимом мониторинге обязательств государства, внесение соответствующих изменений в законодательство Республики Казахстан.

1. Усиление механизмов гражданского контроля через различные институты гражданского общества, а также общественные советы.
В настоящее время уже введены механизмы конкурсного отбора в составы общественных советов, решен вопрос по организационному обеспечению деятельности общественных советов. Общественные советы станут одним
из эффективных механизмов обратной связи органов власти с населением.

2. Развитие и укрепление институтов общественных слушаний
через введение регламента общественных слушаний на основе международных стандартов и рекомендаций (к примеру, указанных в конвенции Европейской экономической комиссии ООН «О доступе к информацииучастию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды»).

Институт общественных слушаний позволит создавать условия
для активного и инклюзивного участия граждан в обсуждении вопросов, затрагивающих их интересы, решении других актуальных вопросов, волнующих население, в том числе по законодательным актам, касающимся прав, свобод и законных интересов каждого человека.

3. Внедрение системы гражданского мониторинга и контроля
реализации государственных программ и проектов, осуществляемых за счет бюджета, с широким участием общественности через такие инструменты, как:

1) проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов с привлечением общественности и экспертного сообщества;

          2) проведение на постоянной основе общественного контроля в форме общественного мониторинга деятельности государственных органов, включая полицию, и последующих отчетов по его результатам.

4. Повышение роли и участия представителей гражданского общества в составе советов директоров социально значимых предприятий квазигосударственного сектора для обеспечения прозрачности процесса принятия решений по управлению государственными активами.

5. Обеспечение участия представителей гражданского общества в независимом мониторинге обязательств государства, которые были приняты в рамках ратификации международных конвенций и многосторонних соглашений.

6. Внесение изменений в законодательство Республики Казахстан, закрепляющих права и обязательства, обеспечивающие участие различных институтов гражданского общества в процессе разработки государственных программ и планов, предоставление механизмов мониторинга внедрения целей, доступ к финансированию и иным ресурсам, а также участие в процессе отчетности перед населением.

3.2. Развитие цифровых механизмов взаимодействия с гражданами

Для решения этой задачи необходимо принять меры по дальнейшему совершенствованию цифровых механизмов участия граждан и институтов гражданского общества в процессе принятия государственных решений различного уровня.

В рамках подзадачи будут приняты следующие меры:

внедрение новых механизмов диалога общества с властью
через создание общественных онлайн-приемных в государственных органах, посредством которых граждане получат возможность задавать интересующие вопросы, вносить предложения и замечания, а также получать обоснованные ответы по существу вопросов от государственных органов. Будет мультиплицирован опыт органов внутренних дел страны по созданию общественных приемных в виде фронт-офисов;

создание сервиса на сайте e-gov.kz по приему, изучению и одобрению общественных инициатив, с помощью которого граждане смогут выдвигать различные идеи и предлагать проекты для широкого обсуждения, отправлять государственным органам консолидированные запросы для решения актуальных вопросов. В рамках «открытого правительства» всем желающим будет предоставлена возможность для голосования посредством электронной цифровой подписи по поддерживаемым ими общественным инициативам;

усовершенствование форм предоставления и распространения информации, таких как портал «открытого правительства» и социальные сети. Информация, предоставляемая государственными органами на портал «открытого правительства», будет соответствовать международным стандартам и требованиям, обеспечивать обратную связь с населением с помощью автоматизации, актуализации и визуализации данных, в том числе общественных инициатив, но не ограничиваясь этим;

внедрение системы оценки населением эффективности работы местных исполнительных органов.

3.3. Трансформация взаимодействия организаций гражданского общества и других институтов гражданского общества и государства.

В рамках данной подзадачи организации гражданского общества станут основным партнером государства в решении социальных вопросов,
реализации государственных проектов и программ с точки зрения анализа
и оценки их значимости и необходимости.

Будет усилена роль уполномоченных по взаимодействию с гражданским обществом, а также будут внедрены ключевые показатели эффективности деятельности уполномоченных и нормативно определен статус, закреплен функционал их действий.

В рамках подзадачи будут приняты следующие меры:

совершенствование государственного социального заказа и грантового финансирования, передача государственных функций в неправительственный сектор, снятие законодательных и прочих ограничительных барьеров;

принятие мер по оптимизации механизмов взаимодействия государства и организаций гражданского общества посредством совершенствования государственного социального заказа и грантового финансирования
как основных форм государственного финансирования организаций гражданского общества для обеспечения реальных потребностей общества
и решения социальных вопросов:

         1) разработка форм и методов работы, а также процедуры по формированию тематики распределения государственного финансирования, основанных на объективной и независимой оценке социальных проблем и потребностей общества;

         2) совершенствование механизмов государственного грантового финансирования с целью обеспечения реализации инициативы снизу и поиска инновационных решений социальных проблем;

         3) внедрение социальных технологий, обеспечивающих эффективное партнерство государственных органов и гражданского общества в решении задач общественно-политического и социально-экономического развития страны;

осуществление перехода в активную фазу процесса передачи государственных функций в неправительственный сектор:

снятие законодательных и прочих ограничительных барьеров для активизации роли организаций и институтов гражданского общества в продвижении инициативы «открытого правительства», а также проведение всестороннего и комплексного независимого мониторинга и внешней оценки законодательства Республики Казахстан в области доступа к информации и защиты персональных данных, а также в других сферах правового регулирования.

Задача 4. Укрепление потенциала институтов гражданского общества

В рамках задачи предусмотрено принятие мер по совершенствованию законодательства Республики Казахстан, обеспечивающего развитие неправительственного сектора в Казахстане, его профессионализацию и активное участие в реализации государственной политики.

4.1. Профессионализация неправительственного сектора

В рамках подзадачи будут приняты следующие меры:

повышение потенциала неправительственного сектора через постоянную работу ресурсных центров поддержки НПО и других институтов гражданского общества, развитие крупных сетевых организаций, а также эффективной модели партнерства государства и гражданского общества в Казахстане и регионе Центральной Азии;

создание условий для повышения потенциала неправительственного сектора через постоянную работу ресурсных центров поддержки НПО и других институтов гражданского общества (включая неформальные объединения
и местные сообщества), которые должны стать центрами компетенций для институтов гражданского общества (далее – ИГО). Внедрение KPI
(Key Performance Indicator) по оценке деятельности данных центров. Создание системы обучения ИГО, институционального и организационного развития НПО. Внедрение методологии учета вклада ИГО в социально-экономическое развитие страны. Формирование реестра верифицированных НПО, внедрение рейтинга для предоставления финансирования НПО. Усовершенствование законодательства Республики Казахстан, изменения в котором позволят аккумулировать прибыль для организационно-финансовой устойчивости НПО.

Будет создана Академия НПО, на базе которой будут подготовлены лидеры гражданского сектора из числа социально активных и ответственных граждан Казахстана, бескорыстно работающих во благо казахстанского общества;

создание условий для развития крупных сетевых общественных организаций, объединяющих НПО, и других институтов гражданского общества
по различным отраслям, которые в качестве стратегических партнеров государства осуществляют функции по реализации общественно значимых проектов;

осуществление глобального позиционирования Казахстана как хаба
по развитию гражданского общества в Центральной Азии, стремящегося стать своего рода платформой по продвижению демократических принципов, созданию баланса между адвокацией и ориентацией на услуги, развитию эффективной модели партнерства государства и гражданского общества в Казахстане и регионе Центральной Азии.

4.2. Повышение устойчивости институтов гражданского общества

Создать условия для диверсификации источников финансирования институтов гражданского общества за счет привлечения средств бюджета, физических и юридических лиц, международных организаций, а также развития коммерческой деятельности НПО.

В рамках подзадачи будут приняты следующие меры:

стимулирование развития социального предпринимательства, повышение прозрачности и эффективности системы государственного финансирования социальных услуг, усиление института оценки социального воздействия;

внедрение мер по стимулированию развития социального предпринимательства, включая закрепление термина «социальное предпринимательство»: создание реестра социальных предпринимателей, разработка программ поддержки социальных предпринимателей и механизма диалога участников экосистемы социального предпринимательства, проработка механизмов выделения микрокредитов и инновационных грантов для поддержки проектов НПО и других институтов гражданского общества, создание условий для внедрения инноваций в социальной сфере, разработка Карты развития социального предпринимательства в Казахстане;

принятие закона, направленного на повышение прозрачности
и эффективности системы государственного финансирования социальных услуг, предоставляемых неправительственным сектором;

усиление института оценки социального воздействия, разработка методологии оценки воздействия в разных сферах социальных преобразований для стандартизации планирования и оценки влияния c целью повышения программной устойчивости инициатив НПО и других институтов гражданского общества.

Задача 5. Вовлечение гражданского общества в процесс имплементации в Казахстане Целей устойчивого развития ООН

В мире за последние десятилетия сформировалась устойчивая тенденция сотрудничества между институтами гражданского общества различных стран. Его целью является выработка эффективных механизмов реагирования
на вызовы времени в различных сферах: безопасность; защита прав человека; экономическое и социальное развитие; преодоление бедности; защита окружающей среды; образование, наука, культура; оказание экстренной гуманитарной и технической помощи; миротворчество.

На достижение универсально применимых новых глобальных целей направлена Повестка дня в области устойчивого развития на период
до 2030 года
. В рамках этой задачи будет активизирована вовлеченность институтов гражданского общества в процесс внедрения и имплементации Целей устойчивого развития ООН (далее – ЦУР):

содействие популяризации ЦУР на национальном уровне с участием всех заинтересованных сторон;

проведение локализации индикаторов ЦУР и их дальнейшей имплементации в целях использования в качестве инструмента для планирования различных социальных и экономических программ и проектов;

обеспечение вовлечения местных исполнительных органов
и организаций гражданского общества в процесс локализации индикаторов ЦУР и их дальнейшей реализации;  

создание рабочих и целевых групп по внедрению ЦУР с учетом интересов разных уровней власти и заинтересованных сторон на местах, в том числе социально уязвимых групп населения;

проведение общественного мониторинга реализации ЦУР с участием организаций гражданского общества. Осуществление подготовки региональных докладов по направлениям ЦУР, которые станут основой для Национального доклада о реализации Повестки ЦУР в Казахстане как документа, содержащего анализ и оценку состояния устойчивого развития и его тенденций на национальном уровне, предложения по формированию, реализации и совершенствованию в этом контексте порядка взаимодействия гражданского общества и государства;

рассмотрение стратегий и инициатив «открытого правительства», основанных на принципах прозрачности, честности и неподкупности, подотчетности и участия заинтересованных сторон.

 

Глава 4. Ожидаемые результаты реализации Концепции

Реализация Концепции будет строиться на принципах системности, последовательности и межведомственного взаимодействия.

В процессе реализации Концепции государство осуществляет активную поддерживающую функцию, является координатором инициатив, определяет стратегическое значение тенденций. Вместе с тем институты гражданского общества при содействии органов государственной власти должны будут разделить взаимную ответственность за достижение результатов.

Результатами реализации Концепции должны стать:

1) рост участия граждан в работе институтов гражданского общества;

2) увеличение числа граждан, занятых в организациях гражданского сектора;

3) повышение уровня доверия к институтам гражданского общества
со стороны различных социальных групп;

4) увеличение доли граждан, участвующих в волонтерской деятельности;

5) увеличение количества активно действующих неправительственных организаций и других институтов гражданского общества;

6) увеличение доли институтов гражданского общества с финансовой
и программной устойчивостью, в том числе социальных предприятий;

7) рост поступления благотворительных взносов в адрес НПО
и благотворительных фондов со стороны граждан и бизнеса;

8) повышение уровня удовлетворенности услугополучателей социальных проектов НПО в рамках государственного социального заказа и грантового финансирования;

9) увеличение вклада неправительственных организаций и участников волонтерской деятельности в социально-экономическое развитие страны;

10) внедрение принципов модели «слышащего государства» в работу «открытого правительства» и органов власти всех уровней, доступность органов государственной власти для граждан и институтов гражданского общества;

11) увеличение доли граждан, положительно оценивающих взаимодействие институтов гражданского общества и государственных органов;

12) увеличение количества переданных государственных функций
в гражданский сектор;

13) улучшение показателей Казахстана в международных рейтингах (индексах) развития гражданского общества в области соблюдения верховенства закона, свободы СМИ, политических и гражданских прав и свобод;

14) увеличение количества региональных и глобальных диалоговых площадок по вопросам развития гражданского общества, проводимых в Республике Казахстан.

15) снижения обязательных налоговых выплат по индивидуальному подоходному налогу (далее – ИПН) физических лиц в объеме средств, пожертвованных на деятельность НПО, искусство, благотворительность или науку, но не более 50% от всех налоговых обязательств по ИПН, т.к. в условиях внедрения прогрессивной шкалы ИПН данный инструмент будет являться стимулом развития казахстанского гражданского общества, а также различных сфер науки и искусства.

 

Глава 5. Этапы реализации Концепции

Реализация предлагаемого комплекса мер по развитию гражданского общества рассчитана на 2020 – 2025 годы и предполагает прохождение двух этапов:         

первый этап – 2020 – 2022 годы;

второй этап – 2023 – 2025 годы.

На первом этапе реализации Концепции будут приняты меры
по совершенствованию законодательства Республики Казахстан, институционального обеспечения, способствующие развитию институтов гражданского общества.

Будут приняты меры по поддержке и развитию гражданской активности, в том числе через волонтерство и благотворительность.

Будут расширены механизмы сотрудничества государственных органов, бизнес-сообщества и институтов гражданского общества.

Будут приняты меры по совершенствованию процедур, форм и каналов взаимодействия государства и гражданского общества для повышения эффективности принимаемых управленческих решений, обеспечения прозрачности и подотчетности государственного управления.

Гражданские инициативы станут основой для разработки государственных программ и проектов.

Будет осуществлен переход в активную фазу процесса передачи государственных функций в гражданский сектор.

Будут усилены механизмы развития гражданского общества через повышение роли институтов гражданского общества, в том числе общественных советов.

Будет внедрена система общественного мониторинга и контроля
реализации государственных программ и проектов.

Получит свое развитие институт общественных слушаний через введение регламента общественных слушаний на основе международных стандартов.

Второй этап – 2023 – 2025 годы.

На этом этапе граждане Казахстана будут активно участвовать                                     в деятельности институтов гражданского общества и определении стратегических направлений в развитии страны совместно с государственными органами.

Институты гражданского общества будут осуществлять решение социальных задач через диверсификацию источников финансовых средств,
в том числе за счет развития социального предпринимательсва на базе НПО.

Институты гражданского общества будут активно участвовать                                        в общественном контроле на всех этапах реализации государственной политики.

Институты гражданского общества будут находиться в постоянном диалоге с населением и отражать его интересы через усиление института оценки социального воздействия.

Институты гражданского общества станут равноправным партнером для бизнес-сообщества, реализуя свой экспертный потенциал и оказывая качественные услуги, в том числе на условиях рыночных отношений.

Высокое доверие к организациям гражданского общества среди населения и бизнес-сообщества позволит им аккумулировать благотворительные
и спонсорские пожертвования и эффективно реализовывать социальные проекты и программы, направленные на решение насущных социальных вопросов общества.

Между различными институтами гражданского общества будут налажены эффективные горизонтальные связи, обеспечивающие партнёрство и обмен опытом.

 

Заключение

Реализация Концепции будет способствовать дальнейшему воплощению в жизнь основных ценностей и принципов Конституции Республики Казахстан, идеалов защиты прав и свобод человека и гражданина в контексте новых реалий и своевременного реагирования на мировые тенденции развития гражданского общества.

Эффективность реализации Концепции зависит от конструктивного взаимодействия, доверительного, осознанного и активного участия всех государственных и неправительственных структур, институтов гражданского общества и каждого гражданина, ориентированных на защиту интересов личности, общества и государства.

Реализация государственной политики в сфере гражданского общества будет способствовать решению приоритетных задач поступательного демократического развития страны.

 

 

Перечень правовых актов Республики Казахстан, посредством которых предполагается реализация Концепции

 

1. Конституция Республики Казахстан

2. Гражданский кодекс Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года

3. Закон Республики Казахстан от 31 мая 1996 года «Об общественных объединениях» 

4. Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 года «О средствах массовой информации»

5. Закон Республики Казахстан от 16 января 2001 года «О некоммерческих организациях»

6. Закон Республики Казахстан от 15 июля 2002 года «О политических партиях»

7. Закон Республики Казахстан от 12 апреля 2005 года «О государственном социальном заказе, грантах и премиях для неправительственных организаций в Республике Казахстан»

8. Закон Республики Казахстан от 28 января 2011 года «О медиации»

9. Закон Республики Казахстан от 2 ноября 2015 года «Об общественных советах»

10. Закон Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года «О доступе                                   к информации»

11. Закон Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года                                                        «О благотворительности»

12. Закон Республики Казахстан от 30 декабря 2016 года «О волонтерской деятельности»

13. Закон Республики Казахстан от 25 мая 2020 года «О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан»

14. Указ Президента Республики Казахстан № 636 от 15 февраля
2018 года «Об утверждении Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Казахстан»

15. Послание Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Назарбаева Н.А. народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства»

 

______________________

 

Комментарий

МУРАВЬЕВА ЛЮДМИЛА

Утвердить прилагаемую Концепцию развития гражданск... посмотреть текст 29/07 - 11:19

Концепция охватывает множество областей, однако совсем 10 шагов не достаточно заботятся об НПО, которые могли бы работать или работают по государственному социальному заказу: 1. Доступ к порталу госзакупок только через оплату пользование порталом, что минимально составляет 25 тыс тенге. НПО или НКО не является коммерческой структурой, в наименовании об этом и говорится. Мы не имеем целью своей деятельности извлечение прибыли, чтобы наравне с коммерческими структурами пользоваться порталом за такие огромные для НПО деньги. Их просто негде взять, собирать со всех сотрудников по 5 тыс тенге, чтобы участвовать в конкурсе госзакупок?!Сотрудники НКО это люди помогающих профессий, лни не зарабатывают %, они получаю оплату за свой труд. Чаще всего этой оплаты труда хватает только на то, чтобы прожить месяц. Считаю, что необходимо внести дополнения в Концепцию об упразнении оплаты за пользование порталом госзакупок, либо снизить стоимость до уровня доступности, например 2 МРП, если уж портал мало зарабатывает на коммерческих пользователях. 2. Механизм работы социального заказа не пригоден для работы. НКО в течении месяца исполняет заказ, вкладывает свои ресурсы на исполнение, затем надо произвести оплату сотрудникам, оплату обязательных выплат ОПВ, ИПН, ФОМС, сдать отчет и потом только поступает финансирование.. то есть возмещение расходов. Данных подход работы делает совершенно невозможным доступность в реализации соцзаказа. НКО это организация, которая не располагает достаточными средствами для выполнения данных условий, так как в большинстве своём это инициативная группа лиц, которая столкнулась с определёнными социальными трудностями, знает проблему изнутри, знает пути решения и стремиться решить эту проблему. Она не сворачивает капитал на трудностях людей, поэтому изначально нет средств для реализации соцзаказа в том виде, как сейчас. Оттуда и появляются псевдонеправительственные организации, описанные в 1 шаге системных перемен. Только им доступна система соцзаказа, так как кто-то вкладывает деньги в псевдонеправительственную организацию, которая не принося пользу обществу, бенифециарам отчитывается об исполнении и получает возмещение расходов. Необходимо внести изменения в шаг 6 "правила игры" и дополнить пунктом о внесении 30% авансового платежа на реализацию соцзаказа. Без этих изменений, иы так и будем работать на гранты международных доноров, которые с большим пониманием относятся к потребностям исполнителей проектов.

30/07 - 16:21

Уважаемая, Людмила! Благодарим вас за поставленный вопрос. Относительно упразднения оплаты за пользование порталом госзакупок, либо снижения их стоимости сообщаем, что данный вопрос неоднократно рассматривался и в целом снижение стоимости поддержано многими НПО. Данная норма предусмотрена в рамках проекта Концепции, а именно путем совершенствования законодательства о государственном социальном заказе грантах и премиях. Кроме того, учитывая, что ваш вопрос касается точечных механизмов реализации Концепции развития гражданского общества в РК до 2025 года, они будут учтены в разрабатываемом плане мероприятий по реализации Концепции. Министерством готово рассмотреть этот вопрос с учетом ваших предложений.

МУРАВЬЕВА ЛЮДМИЛА

Об утверждении Концепции развития... посмотреть текст 29/07 - 11:18

Концепция охватывает множество областей, однако совсем 10 шагов не достаточно заботятся об НПО, которые могли бы работать или работают по государственному социальному заказу: 1. Доступ к порталу госзакупок только через оплату пользование порталом, что минимально составляет 25 тыс тенге. НПО или НКО не является коммерческой структурой, в наименовании об этом и говорится. Мы не имеем целью своей деятельности извлечение прибыли, чтобы наравне с коммерческими структурами пользоваться порталом за такие огромные для НПО деньги. Их просто негде взять, собирать со всех сотрудников по 5 тыс тенге, чтобы участвовать в конкурсе госзакупок?!Сотрудники НКО это люди помогающих профессий, лни не зарабатывают %, они получаю оплату за свой труд. Чаще всего этой оплаты труда хватает только на то, чтобы прожить месяц. Считаю, что необходимо внести дополнения в Концепцию об упразнении оплаты за пользование порталом госзакупок, либо снизить стоимость до уровня доступности, например 2 МРП, если уж портал мало зарабатывает на коммерческих пользователях. 2. Механизм работы социального заказа не пригоден для работы. НКО в течении месяца исполняет заказ, вкладывает свои ресурсы на исполнение, затем надо произвести оплату сотрудникам, оплату обязательных выплат ОПВ, ИПН, ФОМС, сдать отчет и потом только поступает финансирование.. то есть возмещение расходов. Данных подход работы делает совершенно невозможным доступность в реализации соцзаказа. НКО это организация, которая не располагает достаточными средствами для выполнения данных условий, так как в большинстве своём это инициативная группа лиц, которая столкнулась с определёнными социальными трудностями, знает проблему изнутри, знает пути решения и стремиться решить эту проблему. Она не сворачивает капитал на трудностях людей, поэтому изначально нет средств для реализации соцзаказа в том виде, как сейчас. Оттуда и появляются псевдонеправительственные организации, описанные в 1 шаге системных перемен. Только им доступна система соцзаказа, так как кто-то вкладывает деньги в псевдонеправительственную организацию, которая не принося пользу обществу, бенифециарам отчитывается об исполнении и получает возмещение расходов. Необходимо внести изменения в шаг 6 "правила игры" и дополнить пунктом о внесении 30% авансового платежа на реализацию соцзаказа. Без этих изменений, иы так и будем работать на гранты международных доноров, которые с большим пониманием относятся к потребностям исполнителей проектов.

30/07 - 16:21

Уважаемая, Людмила! Благодарим вас за поставленный вопрос. Относительно упразднения оплаты за пользование порталом госзакупок, либо снижения их стоимости сообщаем, что данный вопрос неоднократно рассматривался и в целом снижение стоимости поддержано многими НПО. Данная норма предусмотрена в рамках проекта Концепции, а именно путем совершенствования законодательства о государственном социальном заказе грантах и премиях. Кроме того, учитывая, что ваш вопрос касается точечных механизмов реализации Концепции развития гражданского общества в РК до 2025 года, они будут учтены в разрабатываемом плане мероприятий по реализации Концепции. Министерством готово рассмотреть этот вопрос с учетом ваших предложений.

МУРАВЬЕВА ЛЮДМИЛА

Проект... посмотреть текст 29/07 - 11:18

Концепция охватывает множество областей, однако совсем 10 шагов не достаточно заботятся об НПО, которые могли бы работать или работают по государственному социальному заказу: 1. Доступ к порталу госзакупок только через оплату пользование порталом, что минимально составляет 25 тыс тенге. НПО или НКО не является коммерческой структурой, в наименовании об этом и говорится. Мы не имеем целью своей деятельности извлечение прибыли, чтобы наравне с коммерческими структурами пользоваться порталом за такие огромные для НПО деньги. Их просто негде взять, собирать со всех сотрудников по 5 тыс тенге, чтобы участвовать в конкурсе госзакупок?!Сотрудники НКО это люди помогающих профессий, лни не зарабатывают %, они получаю оплату за свой труд. Чаще всего этой оплаты труда хватает только на то, чтобы прожить месяц. Считаю, что необходимо внести дополнения в Концепцию об упразнении оплаты за пользование порталом госзакупок, либо снизить стоимость до уровня доступности, например 2 МРП, если уж портал мало зарабатывает на коммерческих пользователях. 2. Механизм работы социального заказа не пригоден для работы. НКО в течении месяца исполняет заказ, вкладывает свои ресурсы на исполнение, затем надо произвести оплату сотрудникам, оплату обязательных выплат ОПВ, ИПН, ФОМС, сдать отчет и потом только поступает финансирование.. то есть возмещение расходов. Данных подход работы делает совершенно невозможным доступность в реализации соцзаказа. НКО это организация, которая не располагает достаточными средствами для выполнения данных условий, так как в большинстве своём это инициативная группа лиц, которая столкнулась с определёнными социальными трудностями, знает проблему изнутри, знает пути решения и стремиться решить эту проблему. Она не сворачивает капитал на трудностях людей, поэтому изначально нет средств для реализации соцзаказа в том виде, как сейчас. Оттуда и появляются псевдонеправительственные организации, описанные в 1 шаге системных перемен. Только им доступна система соцзаказа, так как кто-то вкладывает деньги в псевдонеправительственную организацию, которая не принося пользу обществу, бенифециарам отчитывается об исполнении и получает возмещение расходов. Необходимо внести изменения в шаг 6 "правила игры" и дополнить пунктом о внесении 30% авансового платежа на реализацию соцзаказа. Без этих изменений, иы так и будем работать на гранты международных доноров, которые с большим пониманием относятся к потребностям исполнителей проектов.

30/07 - 16:21

Уважаемая, Людмила! Благодарим вас за поставленный вопрос. Относительно упразднения оплаты за пользование порталом госзакупок, либо снижения их стоимости сообщаем, что данный вопрос неоднократно рассматривался и в целом снижение стоимости поддержано многими НПО. Данная норма предусмотрена в рамках проекта Концепции, а именно путем совершенствования законодательства о государственном социальном заказе грантах и премиях. Кроме того, учитывая, что ваш вопрос касается точечных механизмов реализации Концепции развития гражданского общества в РК до 2025 года, они будут учтены в разрабатываемом плане мероприятий по реализации Концепции. Министерством готово рассмотреть этот вопрос с учетом ваших предложений.