Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Введение требования по выписке счет-фактуры налогоплательщиками в случае реализации товаров, стоимость единицы которой превышает 1000 МРП, а также субъектами здравоохранения по оказанным медицинским услугам, страховые компании при заключении договоров страхования, организации образования по предоставляемым образовательным услугам

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: АРВ
Дата создания: 23/07/2020
Публичное обсуждение до: 28/07/2020
Дата запуска онлайн-обсуждения: 23/07/2020 00:00:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 28/07/2020 00:00:00
Приложенные документы:

 

Аналитическая форма

анализа регуляторного воздействия при введении

новых регуляторных инструментов и ужесточения регулирования

 

 

Введение требования по выписке счет-фактуры налогоплательщиками в случае реализации товаров, стоимость единицы которой превышает 1000 МРП, а также субъектами здравоохранения по оказанным медицинским услугам, страховые компании при заключении договоров страхования, организации образования по предоставляемым образовательным услугам

(наименование требования/регуляторного инструмента)

 

к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений

в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и совершенствования инвестиционного климата»

(наименование проекта документа)

 

Разработчик проекта документа Министерство финансов Республики Казахстан

 

 

ШАГ 1: Определение проблемы и цели регулирования

 

 

1.

Определение проблемы и причины существования проблемы (текст в произвольной форме, не превышающий 3 предложений, необходимо указать целевую группу и причинно-следственную связь)

Длительный срок возврата суммы превышения индивидуального подоходного налога при применении налоговых вычетов на медицину и образование. Отсутствие централизованной базы данных у уполномоченного органа. Сложность определения доходов  физического лица путем сопоставления его расходов на крупные приобретения.

 

Целевая группа: налогоплательщики, осуществляющие деятельность в сфере торговли, субъекты здравоохранения, страховые компании, организации образования

 

Причинно-следственная связь: длительный срок возврата или зачета суммы превышения ИПН с момента представления декларации о доходах и имуществе. Согласно параграфу 2 главы 11 Налогового кодекса сверка по ИПН производится путем направления запросов в уполномоченные органы либо самому физическому лицу, сопоставления сведений, отраженных в декларации о доходах и имуществе, с данными налоговых агентов. В среднем период на проведение сверки и принятие решений по возврату или зачету суммы превышения ИПН достигает 1,5 года.

 

 

2.

Существуют ли данные (в цифровом измерении) доказывающие факт существования проблемы и показывающие ее масштаб

Субъекты здравоохранения

 

Наименование вида деятельности

Количество организаций

В том числе:

Из них являются участниками ЭСФ

Удельный вес

ИП

ЮЛ

Врачебная и стоматологическая практика, стоматологическая деятельность

3 347

1 861

1 486

741

22,14

Деятельность больниц широкого профиля и специализированных больниц

649

38

611

506

77,97

Деятельность больничных организаций

1

1

 

 

0,00

Деятельность больничных учреждений

1

 

1

 

0,00

Деятельность других лечебных учреждений, имеющих стационары

372

100

272

170

45,70

Деятельность лепрозориев

1

 

1

1

100

Деятельность родильных домов

29

3

26

23

79,31

Деятельность санаторно-курортных организаций, учреждений

206

14

192

124

60,19

Общая врачебная практика

1 892

634

1258

642

33,93

Прочая деятельность в области здравоохранения

281

157

124

45

16,01

Прочая деятельность по охране здоровья

4 067

1789

2278

1 110

27,29

Специальная врачебная практика

1 198

662

536

334

27,88

Итого

12 044

5 259

6 785

3 696

30,69

 

Субъекты образования

Категория

Кол-во

В том числе участники ЭСФ

Удельный вес

Дошкольное образование

8 630

4 474

51,84

Школы

7 094

2 610

36,79

Техническое и профессиональное образование

782

705

90,15

ВУЗ

131

126

96,18

Итого

16 637

7 915

47,57

 

3.1

Какова цель вводимого регулирования

Сокращение срока возврата или зачета суммы превышения ИПН путем законодательного закрепления обязанности по выписке ЭСФ организациями и учреждениями, оказывающими услуги в области здравоохранения и образования, вне зависимости от регистрации в качестве плательщика НДС, а также исключение необходимости в интеграции с субъектами здравоохранения,  образования, страховыми организациями в части предоставления сведений по расходам физических лиц на медицинские и образовательные услуги.

Сопоставление доходов физических лиц через расходы на приобретение товаров, стоимость единицы которой превышает 1000 МРП.

 

ШАГ 2: Альтернативы

1. Определение планируемых для рассмотрения альтернатив (отметьте те варианты, которые уже есть и те альтернативные подходы, которые Вы рассматриваете и анализируете – необходимо выбрать не меньше 3 альтернативных подхода, возможно комбинирование. Для определения альтернатив используйте список возможных вариантов представленный ниже.

1. Действующее регулирование (текущая ситуация, то есть неизменность регулирования)

2. Информационная кампания.

3. Изменение налогов, субсидий, государственные закупки, торговля квотами, другие рыночные механизмы.

4. Обязательное страхование ответственности.

5. Обязательные маркировки.

6. Обязательная отчетность.

7. Декларирование, уведомление.

8. Правила деятельности и проверки их исполнения (без разрешительных документов).

9. Разрешительные инструменты.

10. Запреты.

11. Введение сферы государственного контроля и надзора

12. Введение обязательного саморегулирования (далее-СРО) (при выборе данной альтернативы необходимо заполнить форму 1а)

13. Иное (на выбор разработчика аналитической формы)

 

2.

Описание планируемых альтернатив (описываются все выбранные альтернативы в произвольной форме с указанием регуляторной конкретики (по списку выше)

Альтернатива 1 Действующее регулирование

Альтернатива 2 Интеграция с субъектами здравоохранения,  образования, страховыми организациями в части предоставления сведений по расходам физических лиц на медицинские и образовательные услуги, по премиям по договорам страхования.

Альтернатива 3 Контроль правомерности применения налоговых вычетов путем выписки счет-фактуры

 

ШАГ 3: Определение воздействия альтернатив

3.1. Воздействие на экономическую систему

Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждой альтернативы при ее воздействии на экономическую систему в целом с учетом таких элементов экономической системы как:

1. Воздействие на свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также международную торговлю и международные инвестиционные потоки.

2. Общие последствия для экономического роста.

3. Влияние на занятость, рабочие места.

4. Косвенное влияние на отрасли экономики и другое

Необходимо спрогнозировать последствия предполагаемого регулирования в произвольной форме

 

 

 

Выгоды

Издержки

 

Альтернатива 1

Действующее регулирование

Запросы направляются только по тем физическим лицам, которые указали в декларации о доходах и имуществе требование по возврату или зачету суммы превышения ИПН

Длительный срок возврата или зачета суммы превышения ИПН с момента представления декларации о доходах и имуществе.

 

Альтернатива 2

Интеграция с субъектами здравоохранения,  образования, страховыми организациями в части предоставления сведений по расходам физических лиц на медицинские и образовательные услуги, по премиям по договорам страхования.

Автоматическое поступлений в ИС ИБД сведений по расходам физических лиц на услуги здравоохранения, образования, страхования.

Автоматическое поступлений сведений по физическим лицам, приобретавшим крупные товары стоимостью свыше 1000 МРП

Требует дополнительных административных и финансовых затрат на интеграцию с каждым субъектом здравоохранения, образования, страхования, а также с налогоплательщиками, реализующими товары стоимостью свыше 1000 МРП

 

Альтернатива 3

Контроль правомерности применения налоговых вычетов путем выписки счет-фактуры

Автоматическое поступлений в ИС ИБД сведений по расходам физических лиц на услуги здравоохранения, образования, страхования.

Автоматическое поступлений сведений по физическим лицам, приобретавшим крупные товары стоимостью свыше 1000 МРП

Требует финансовые ресурсы на доработку ИС ЭСФ

 

3.2. Воздействие на бизнес

Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждой альтернативы при ее воздействии на бизнес с обязательным учетом:

1. Влияния на производительность и конкурентоспособность предприятий, в том числе на инновации и развитие.

2. Влияния на прибыльность и устойчивость предприятий.

3. Относительное влияние издержек в зависимости от размера предприятия (является ли относительное влияние издержек для малых предприятий выше, чем для крупных).

4. Другое.

Отдельно монетизируйте и посчитайте издержки для бизнеса согласно с формой 1б

 

 

 

Выгоды

Издержки

 

Альтернатива 1 Действующее регулирование

 

Требует административные ресурсы на выполнение запроса налогового органа

 

Альтернатива 2

Интеграция с субъектами здравоохранения,  образования, страховыми организациями в части предоставления сведений по расходам физических лиц на медицинские и образовательные услуги, по премиям по договорам страхования.

 

Необходимость создания субъектами здравоохранения, образования, страховыми организациямий собственных ИС для интеграции с ИС ИБД, что требует финансовых затрат данных субъектов.

 

Альтернатива 3

Контроль правомерности применения налоговых вычетов путем выписки счет-фактуры

Доступ субъектов здравоохранения, образования, страховых организаций и налогоплательщиков, реализующих товары стоимостью свыше 1000 МРП к ИС ЭСФ.

Отсутствие финансовых затрат для создания собственных систем для интеграции с ИС ИБД.

Дополнительная административная нагрузка на субъектов здравоохранения, образования, страховых организаций и налогоплательщиков, реализующих товары стоимостью свыше 1000 МРП, по выписке счет-фактур

 

3.3 Воздействие на органы государственной власти и общество в целом

Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждой альтернативы при ее воздействии на органы государственной власти и общество в целом с обязательным учетом:

1. Влияние на здоровье и безопасность (включая экономическую) населения.

2. Влияния на преступность включая экономическую.

3. Возможные коррупционные риски.

4. Влияния на экологию.

5. Изменения потребительского выбора.

6. Изменения розничных цен.

7. Влияние на информированность потребителей и их защиту.

8. Другое.

Отдельно монетизируйте и посчитайте издержки на администрирование регулирования согласно с формой 1в

 

 

 

 

 

 

Выгоды

Издержки

 

Альтернатива 1

Действующее регулирование

Целостная система по контролю применения налоговых вычетов и выявление теневых доходов физических лиц

Длительность процедуры налогового администрирования.

 

 

Альтернатива 2

Интеграция с субъектами здравоохранения,  образования, страховыми организациями в части предоставления сведений по расходам физических лиц на медицинские и образовательные услуги, по премиям по договорам страхования.

Отсутствие коррупционных рисков.

Устранение рисков применения недобросовестными физическими лицами налоговых вычетов сверх установленного предела у нескольких налоговых агентов

 

 

Альтернатива 3

Контроль правомерности применения налоговых вычетов путем выписки счет-фактуры

Отсутствие коррупционных рисков.

Устранение рисков применения недобросовестными физическими лицами налоговых вычетов сверх установленного предела у нескольких налоговых агентов

 

 

ШАГ: 4 Выбор наиболее оптимальной регуляторной альтернативы

Определение баллов 5-ти бальной системы оценки результативности регулирования

5 – поставленная задача решается полностью (проблема больше существовать не будет);

4 – поставленная задача решается почти полностью (все важные части проблемы существовать не будут);

3 – поставленная задача решается частично (проблема значительно уменьшается, самые критичные аспекты проблемы существовать не будут);

2 – поставленная задача решается в некоторых аспектах (некоторые важные и критические аспекты проблемы продолжат существовать);

1 – поставленная задача не решается (проблема продолжит существовать)**.

 

Рейтинг по результативности (достигаемости задач в решении проблемы)

Балл результативности (5-ти бальная система)

Объяснение присвоения соответствующего балла

Альтернатива 1

Действующее регулирование

1

 

 

 

Поставленная задача не решается (проблема продолжит существовать)

Альтернатива 2

Интеграция с субъектами здравоохранения,  образования, страховыми организациями в части предоставления сведений по расходам физических лиц на медицинские и образовательные услуги, по премиям по договорам страхования.

3

 

 

 

 

При реализации данной альтернативы поставленные задачи решаются частично:

  1. сокращение периода сверки данных, отраженных физическим лицом в декларации о доходах и имуществе, с данными третьих лиц;
  2. пресечение факта сокрытия доходов налогоплательщиками.

 

Альтернатива 3

Контроль правомерности применения налоговых вычетов путем выписки счет-фактуры

5

Введение альтернативы позволит решить поставленные задачи почти полностью:

  1. сокращение периода сверки данных, отраженных физическим лицом в декларации о доходах и имуществе, с данными третьих лиц;
  2. пресечение факта сокрытия доходов налогоплательщиками.
  3. государственный орган может осуществлять контрольные функции в отношении любого физического лица.
  4. Отсутствие финансовых затрат у субъектов здравоохранения, образования, страховых организаций и налогоплательщиков, реализующих товары стоимостью свыше 1000 МРП

Рейтинг по эффективности, в зависимости от нагрузки на субъект бизнеса

Выгоды (итог)

Издержки (итог)

Альтернатива 1

Действующее регулирование

Доступность, единообразие.

 

Длительный срок возврата суммы превышения индивидуального подоходного налога при применении налоговых вычетов на медицину и образование. Отсутствие централизованной базы данных у уполномоченного органа. Сложность определения доходов  физического лица путем сопоставления его расходов на крупные приобретения.

Альтернатива 2

Интеграция с субъектами здравоохранения,  образования, страховыми организациями в части предоставления сведений по расходам физических лиц на медицинские и образовательные услуги, по премиям по договорам страхования.

 

Высвобождение человеческих ресурсов за счет автоматической передачи сведений в ИС ИБД.

Финансовые затраты для субъектов здравоохранения, образования, страховых организаций и налогоплательщиков, реализующих товары стоимостью свыше 1000 МРП

Альтернатива 3

Контроль правомерности применения налоговых вычетов путем выписки счет-фактуры

Отсутствие финансовых затрат для создания собственных систем для интеграции с ИС ИБД.

Сокращение срока возврата или зачета суммы превышения ИПН путем законодательного закрепления обязанности по выписке ЭСФ организациями и учреждениями, оказывающими услуги в области здравоохранения и образования, вне зависимости от регистрации в качестве плательщика НДС, а также исключение необходимости в интеграции с субъектами здравоохранения,  образования, страховыми организациями в части предоставления сведений по расходам физических лиц на медицинские и образовательные услуги.

Сопоставление доходов физических лиц через расходы на приобретение товаров, стоимость единицы которой превышает 1000 МРП.

 

Дополнительная административная нагрузка на субъектов здравоохранения, образования, страховых организаций и налогоплательщиков, реализующих товары стоимостью свыше 1000 МРП, по выписке счет-фактур

 

Выбор наилучшей альтернативы (производится на основании сопоставления данных двух предыдущих таблиц) с определением возможных рисков и механизма реализации

Рейтинг

Возможные риски и непредвиденные последствия

Механизм реализации предлагаемого регулирования (описываются механизмы реализации предусмотренные в рамках разрабатываемого проекта)

 

Альтернатива 3 рекомендуемая

 

Контроль правомерности применения налоговых вычетов путем выписки счет-фактуры

Отсутствуют

1. Сроки и этапы внедрения: с 1.01.2025 года.

2. Уполномоченный орган, ответственный за внедрение регулирования и осуществление оценки достижения поставленных индикаторов Комитет государственных доходов Министерства финансов.

       

 

ШАГ 5: Индикатор оценки

1.

Определите индикаторы и рекомендуемые изменения в системе сбора и анализа информации для более полного мониторинга (возможные индикаторы и что надо сделать чтоб они стали измеряемы) и указать источники информации, на основании которых будет осуществляться оценка достижения заявленного индикатора

Источниками сведений: Декларация по ИПН и социальному налогу, представляемая ежеквартально налоговым агентом, база данных ИС ЭСФ

2.

Рекомендуемая периодичность измерения индикаторов (не менее 3 лет не более 5 лет, а при введении СРО-3 года)

3 года

3.

Планируемое изменение данных, указанных в пункте 2 шага 1 "данные доказывающие факт существования проблемы и показывающие ее масштаб", в цифровом измерении, показывающих возможные изменения масштаба проблемы после введения регулирования (в описании укажите временные рамки планируемых изменений)

Внесенные изменения в Налоговый кодекс, а также планируемые изменения в нормативные правовые акты по порядку выписки счет-фактур позволят:

- сократить срок возврата или зачета суммы превышения ИПН путем законодательного закрепления обязанности по выписке счет-фактуры организациями и учреждениями, оказывающими услуги в области здравоохранения, образования и страхования, вне зависимости от регистрации в качестве плательщика НДС;

- исключить необходимость в интеграции с субъектами здравоохранения,  образования, страховыми организациями в части предоставления сведений по расходам физических лиц на медицинские и образовательные услуги.

 * – присвоение балла 1 означает, что вариант выбран неправильно и его не следует рассматривать вообще

 

Подпись ____________ дата "___" ________ 2020 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

форма 1б Расчет издержек для бизнеса (монетизация)

 

Какие регуляторные действия предполагает использование альтернативы?

Инвестиции в средства производства, изменения помещений, лаборатории, обучение персонала, иные необходимые неадминистративные издержки

 

Нет

Необходимость использования третьих лиц для независимых экспертиз, оценок, заключений

 

Нет

Периодическая отчетность государству (или увеличение отчетности)

Да

 

Становление субъектом специализированных государственных проверок (или ужесточение существующего режима проверок или санкций)

 

Нет

Получение справок и разрешений от государственных органов

 

Нет

Иное (определить)

 

 

 

Расчет издержек на одно среднестатистическое предприятие субъект регулирования

 

Таблица 1

Разовые инвестиции

Расходы на тех обслуживание, поддержание (в год)

Итого

Инвестиции в средства производства, изменения помещений, лаборатории, обучение персонала

 

О

 

1.

 

 

0

 

0

0

 

Итого за 1 год

 

0

0

0

Расходы за 5 лет

 

0

0

0

Таблица 2

Расходы на экспертизы и заключения

Периодическое обслуживание третьими лицами (в год)

Итого

Необходимость использования третьих лиц для независимых экспертиз, оценок, заключений

 

0

0

 

Расходы за 5 лет

 

0

0

 

Таблица 3

Государственные пошлины

Цена затраты рабочего времени (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Периодическая отчетность государству

 

 

Цена затраты рабочего времени –    45 450 тенге.

(1*45 450)

 

1 сотрудник – 45 450 тенге.

сотрудник составляющий и представляющий годовой отчетность в территориальное подразделение уполномоченного органа – 1 ед.

время для составления и предоставления отчет - 10 день.

Зарплата 1 сотрудника день стоит 4 545 тенге (100 000/22раб. дней).

 

 

Расходы за 5 лет

 

0

227 250

227 250

Таблица 4

Цена затраты рабочего времени на работу с проверяющими (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

 

Вероятностные штрафные санкции (цена штрафа умножается на вероятность его наложения) в год

 

Государственные проверки (специализированные по альтернативе)

 

Цена затраты рабочего времени –   45 450 тенге.

(1*45 450)

 

Сотрудник - 1 ед. – 45 450тенге.

Срок поведения проверки 10 р. дней.

Зарплата 1 сотрудника день стоит 4 545 тенге (100 000/22раб. дней).

 

 

Расходы за 5 лет

 

227 250

 

227 250

Таблица 5

Государственные пошлины, другие прямые выплаты за документы

Цена затраты рабочего времени на их получение (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Получение разрешений, иных государственных документов

 

0

0

 

Расходы за 5 лет

 

0

0

0