Единый контакт-центр

1414

8-800-080-7777

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Аналитическая форма анализа регуляторного воздействия при введении новых регуляторных инструментов и ужесточения регулирования

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: АРВ
Дата создания: 29/07/2020
Публичное обсуждение до: 03/08/2020
Дата запуска онлайн-обсуждения: 29/07/2020 00:00:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 03/08/2020 00:00:00
Приложенные документы:

 

Приложение 1
к Правилам проведения и
использования анализа регуляторного
воздействия регуляторных
инструментов

 

Форма

Аналитическая форма анализа регуляторного воздействия при введении новых регуляторных инструментов и ужесточения регулирования

 

Министерство национальной экономики Республики Казахстан           

 

В рамках проекта Закона РК по улучшению бизнес-среды (наименование проекта документа)

 

Внесение изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «Об электроэнергетике»

(наименование проекта документа)

Разработчик проекта документа Министерство национальной экономики Республики Казахстан           

 

 ШАГ 1: Определение проблемы и цели регулирования

1.

 Определение проблемы и причины существования проблемы (текст в произвольной форме не превышающий 3 предложений, необходимо указать целевую группу и причинно-следственную связь)

Проблема: Непродуктивные посреднические звенья в поставках электрической энергии от энергопроизводящих организаций крупным энергопотребителям.

Причинно-следственная связь: Анализ реализации электрической энергии показывает, что на рынке появилось множество энергоснабжающих организаций (далее- ЭСО), занимающихся перепродажей электрической энергии потребителям, являющимся субъектами оптового рынка.

При этом баланс производства и потребления показывает, что указанные объемы ЭСО закупают у самых «дешевых» источников электроэнергии (энергопроизводящие организаций, с самыми низкими предельными тарифами), что позволяет им получать высокую маржу на «посредничестве».

Вместе с тем, потребители указанных ЭСО имеют техническую возможность приобретать ту же электроэнергию напрямую от энергопроизводителей.

Также в адрес антимонопольного органа регулярно поступают жалобы субъектов предпринимательства, желающих покупать электрическую энергию напрямую от производителя. Но в связи с законтрактованостью выпускаемых объемов электроэнергии, в том числе указанными ЭСО, вынуждены обращаться к услугам посреднических структур.

 

 

Целевая группа: энергопроизводящие организации и потребители на оптовом рынке.

Субъектами регулирования являются энергоснабжающие организаций.

 

2.

Существуют ли данные (в цифровом измерении) доказывающие факт существования проблемы и показывающие ее масштаб

Да существуют.

Так, в 2019 году общий объем реализованной электрической энергии через ЭСО (114 субъектов) составил – 47 млрд. квт. ч.

Из них порядка 9 млрд. квт. ч. (19 %) составляют объемы поставок 28 ЭСО на оптовом рынке.

 

 

 

 

 

3.

 Какова цель вводимого регулирования

Данная инициатива позволит снизить производственные затраты уже действующих энергоемких предприятий, а также войти на оптовый рынок новым субъектам, что положительным образом отразится на стоимости их конечной продукции в целях снижения цен для потребителей.

 

 ШАГ 2: Альтернативы

1. Определение планируемых для рассмотрения альтернатив (отметьте те варианты, которые уже есть и те альтернативные подходы, которые Вы рассматриваете и анализируете – необходимо выбрать не меньше 3 альтернативных подхода, возможно комбинирование. Для определения альтернатив используйте список возможных вариантов представленный ниже.

1. Действующее регулирование (текущая ситуация, то есть неизменность регулирования)

2. Информационная кампания.

3. Изменение налогов, субсидий, государственные закупки, торговля квотами, другие рыночные механизмы.

4. Обязательное страхование ответственности.

5. Обязательные маркировки.

6. Обязательная отчетность.

7. Декларирование, уведомление.

8. Правила деятельности и проверки их исполнения (без разрешительных документов).

9. Разрешительные инструменты.

10. Запреты.

11. Введение сферы государственного контроля и надзора.

12. Введение обязательного саморегулирования (далее-СРО) (при выборе данной альтернативы необходимо заполнить форму 1а)

13. Иное.

2.

Описание планируемых альтернатив (описываются все выбранные альтернативы в произвольной форме с указанием регуляторной конкретики (по списку выше)

 Альтернатива 1 – Сохранение действующего регулирования;

 Согласно действующему законодательству в области электроэнергетики, крупные потребители электрической энергии, в том числе энергопередающие организации, имеют возможность по покупке электрической энергии напрямую от энергопроизводящих организаций на оптовом рынке электрической энергии.

При этом, для участия в оптовом рынке электрической энергии вышеуказанным субъектам нужно соответствовать требованиям законодательства.

 

 Альтернатива 2. Законодательно закрепить запрет ЭСО реализации электрической энергии оптовым потребителям.

Круг соответствующих оптовых потребителей будет определяться перечнем Единого закупщика, формируемого им в соответствии с пп. 6) п. 2 ст. 10-3 Закона.

Таким образом, создастся ситуация, когда потребитель (в т.ч. энергопередающая организация) участвующий в оптовом рынке электрической энергии и имеющий договор с единым закупщиком будет приобретать электроэнергию только у производителя, минуя посреднические организаций.

Необходимость наличия договора с единым закупщиком обусловлена тем, что в случае отсутствия (расторжения) соответствующего договора, оптовый потребитель во избежание прекращения энергоснабжения получит возможность приобретать электроэнергию у ЭСО.

 

 

 

 Альтернатива 3. – Отсутствует

 

 

 ШАГ 3: Определение воздействия альтернатив

3.1. Воздействие на экономическую систему

Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждой альтернативы при ее воздействии на экономическую систему в целом с учетом таких элементов экономической системы как:

1. Воздействие на свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также международную торговлю и международные инвестиционные потоки.

2. Общие последствия для экономического роста.

3. Влияние на занятость, рабочие места.

4. Косвенное влияние на отрасли экономики и другое.

Необходимо спрогнозировать последствия предполагаемого регулирования в произвольной форме


 


 

Выгоды

Издержки


 

Альтернатива 1

Отсутствуют
 

Рост затрат энергоемких предприятий на электрическую энергию


 

Альтернатива 2

Снижение производственных затраты уже действующих энергоемких предприятий, а также вход на оптовый рынок новым субъектам

Отсутствуют

3.2. Воздействие на бизнес

Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждой альтернативы при ее воздействии на бизнес с обязательным учетом:

1. Влияния на производительность и конкурентоспособность предприятий, в том числе на инновации и развитие (при внедрении саморегулирования необходимо оценить возможные сложности входа в бизнес).

2. Влияния на прибыльность и устойчивость предприятий.

3. Относительное влияние издержек в зависимости от размера предприятия (является ли относительное влияние издержек для малых предприятий выше, чем для крупных).

4. Другое.

Отдельно монетизируйте и посчитайте издержки для бизнеса согласно с формой 1б


 


 

Выгоды

Издержки


 

Альтернатива 1

Отсутствуют

Рост затрат энергоемких предприятий на электрическую энергию


 

Альтернатива 2

Снижение производственных затрат уже действующих энергоемких предприятий, а также вход на оптовый рынок новым субъектам

Отсутствуют
 

3.3 Воздействие на органы государственной власти и общество в целом

Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждой альтернативы при ее воздействии на органы государственной власти и общество в целом с обязательным учетом:

1. Влияние на здоровье и безопасность (включая экономическую) населения.

2. Влияния на преступность включая экономическую.

3. Возможные коррупционные риски.

4. Влияния на экологию.

5. Изменения потребительского выбора.

6. Изменения розничных цен.

7. Влияние на информированность потребителей и их защиту.

8. Другое.

Отдельно монетизируйте и посчитайте издержки на администрирование регулирования согласно с формой 1в

 

 

Выгоды

Издержки


 

Альтернатива 1

Отсутствуют
 

Рост затрат энергоемких предприятий на электрическую энергию

Издержки на администрирование по форме 1в

 

Нет


 

Альтернатива 2

Снижение производственных затрат уже действующих энергоемких предприятий, а также вход на оптовый рынок новым субъектам

Отсутствуют
 

Издержки на администрирование по форме 1в


 

Нет

 ШАГ: 4 Выбор наиболее оптимальной регуляторной альтернативы

Определение баллов 5-ти бальной системы оценки результативности регулирования

5 – поставленная задача решается полностью (проблема больше существовать не будет);

4 – поставленная задача решается почти полностью (все важные части проблемы существовать не будут);

3 – поставленная задача решается частично (проблема значительно уменьшается, самые критичные аспекты проблемы существовать не будут);

2 – поставленная задача решается в некоторых аспектах (некоторые важные и критические аспекты проблемы продолжат существовать;

1 – поставленная задача не решается (проблема продолжит существовать)**.

Рейтинг по результативности (достигаемости задач в решении проблемы)

Балл результативности (5-ти бальная система)

Объяснение присвоения соответствующего балла

Альтернатива 1

1
 

Несмотря на возможность оптовым потребителям осуществлять покупку электроэнергии напрямую у ЭПО, в процессе реализации электроэнергии на оптовом рынке основной объем реализуется крупным ЭСО. В связи с этим, оптовые потребители, которые имеют право самостоятельного закупа электроэнергии напрямую у ЭПО, вынуждены обращаться за заключением договоров к ЭСО (по схеме «ЭПО – ЭСО – потребитель на оптовом рынке электроэнергии).

 

Альтернатива 2

4
 

Из всех рассмотренных альтернатив вторая выглядит наиболее приемлемой по причине того, что, запрещая ЭСО реализовывать электроэнергию оптовым потребителям высвобождаются значительные объемы мощностей у ЭПО, которые смогут закупать крупные оптовые потребители.

Рейтинг по эффективности, в зависимости от нагрузки на субъект бизнеса

Выгоды (итог)

Издержки (итог)

Альтернатива 1

1

нет
 

Альтернатива 2


4

нет
 

Выбор наилучшей альтернативы (производится на основании сопоставления данных двух предыдущих таблиц) с определением возможных рисков и механизма реализации

Рейтинг

Возможные риски и непредвиденные последствия

Механизм реализации предлагаемого регулирования (описываются механизмы реализации предусмотренные в рамках разрабатываемого проекта)


 

Альтернатива 2 рекомендуемая

Отсутствуют
 

1. Внесение изменений в нормативные правовые акты в области электроэнергетики.
 

ШАГ 5: Индикатор оценки

1.

Определите индикаторы и рекомендуемые изменения в системы сбора и анализа информации для более полного мониторинга (возможные индикаторы и что надо сделать чтоб они стали измеряемы) и указать источники информации, на основании которых будет осуществляться оценка достижения заявленного индикатора

Увеличение объемов электрической энергии, реализуемой напрямую от станций крупным оптовым потребителям. 
 


 

2.

Рекомендуемая периодичность измерения индикаторов (не менее 3 лет не более 5 лет, а при введении СРО-3 года)

3 года
 


 

3.

Планируемое изменение данных, указанных в пункте 2 шага 1 "данные доказывающие факт существования проблемы и показывающие ее масштаб", в цифровом измерении, показывающих возможные изменения масштаба проблемы после введения регулирования (в описании укажите временные рамки планируемых изменений)

Нет ____
 


 

      * – присвоение балла 1 означает, что вариант выбран неправильно и его не следует рассматривать вообще

      Подпись ____________ дата "___" ________ 2020 г.

 

форма 1б Расчет издержек для бизнеса (монетизация)

       Какие регуляторные действия предполагает использование альтернативы?


 

Да

Нет

Инвестиции в средства производства, изменения помещений, лаборатории, обучение персонала, иные необходимые неадминистративные издержки


 

х

Необходимость использования третьих лиц для независимых экспертиз, оценок, заключений


 

х
 

Периодическая отчетность государству (или увеличение отчетности)


 

х
 

Становление субъектом специализированных государственных проверок (или ужесточение существующего режима проверок или санкций)


 

х
 

Получение справок и разрешений от государственных органов


 

х
 

Иное (определить) увеличение времени при прохождении процедур утверждения тарифов

х


 


 


 


 

 Расчет издержек на одно среднестатистическое предприятие субъект регулирования

Таблица 1

Разовые инвестиции

Расходы на тех обслуживание, поддержание (в год)

Итого

Инвестиции в средства производства, изменения помещений, лаборатории, обучение персонала


 


 


0

Расходы за 5 лет

Х


 


0

Таблица 2

Расходы на экспертизы и заключения

Периодическое обслуживание третьими лицами (в год)

Итого

0

Необходимость использования третьих лиц для независимых экспертиз, оценок, заключений


 


 

 
Х

Расходы за 5 лет


 


 

0
 

Таблица 3

Государственные пошлины

Цена затраты рабочего времени (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Периодическая отчетность государству


 


 

 
Х

Расходы за 5 лет


 


 

0
 

Таблица 4

Цена затраты рабочего времени на работу с проверяющими (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Вероятностные штрафные санкции (цена штрафа умножается на вероятность его наложения) в год

Итого

Государственные проверки (специализированные по альтернативе)


 


 

 
Х

Расходы за 5 лет


 


 

0
 

Таблица 5

Государственные пошлины, другие прямые выплаты за документы

Цена затраты рабочего времени на их получение (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Получение разрешений, иных государственных документов


 


 

 
Х

Расходы за 5 лет


 


 

0
 

       Данные Таблиц 1-5 (расходы за 5 лет в колонках "Итого") суммируются ___тенге

      Данная величина умножается на количество предприятий (субъектов предпринимательства), которые являются субъектами этой альтернативы _________тенге

 

 форма 1в Расчет издержек на администрирование регулирования для государственных органов (монетизация)

       Какие действия предполагает использование альтернативы?

      Если альтернатива предполагает работу нескольких государственных органов, Таблица 1 заполняется по каждому из них отдельно с указанием государственного органа

Таблица 1

Цена затраты рабочего времени (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Получение и анализ отчетности

Отсутствует
 


0 тенге

Проведение проверок

Отсутствует
 


0 тенге

Выдача разрешений


Отсутствует


0 тенге

Иные формы контроля (экспертиза заявок монополистов)

 Отсутствует
 


0 тенге

Итого за 5 лет


Отсутствует


0 тенге

      Предполагает ли альтернатива создание нового государственного органа, либо нового структурного подразделения существующего органа. Да ____ Нет

      Если да – определите полный планируемый годовой бюджет нового органа или структурного подразделения