Единый контакт-центр

1414

8-800-080-7777

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Концепция проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам волонтерской деятельности и благотворительности»

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 2    (  Версия 1  )
Тип НПА: Концепция
Дата создания: 11/08/2020
Публичное обсуждение до: 25/08/2020
Дата запуска онлайн-обсуждения: 07/09/2020 15:55:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 07/09/2020 17:00:00
Приложенные документы:

1. Наименование концепции

«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам волонтерской деятельности и благотворительности»


 

2. Название законопроекта

«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам волонтерской деятельности и благотворительности»


 

3. Обоснование необходимости разработки законопроекта

Основанием для разработки проекта закона является пункт 1 постановления Правительства Республики Казахстан «План мероприятий по проведению Года волонтера» № 3 от 16 января 2020 года и протокольного поручения Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан, председателя Совета по вопросам развития благотворительности при Правительстве РК №20-3/05-2106 от 1 ноября 2018 года.

В настоящее время в Казахстане действуют более 500 волонтерских организаций и групп, в которых участвуют более 50 тысяч активных волонтеров.

Для дальнейшего системного развития волонтерской деятельности в Казахстане 2020 год объявлен Годом волонтера.

В рамках Года волонтера создана инфраструктура волонтерской деятельности через деятельность республиканского Фронт-офиса волонтеров, 17 региональных центров поддержки волонтерства. Действует единая онлайн-платформа волонтеров qazvolunteer.kz. В настоящее время на платформе зарегистрировано более 29 тысяч волонтеров и 2,5 тысяч организаций, опубликовано более 900 проектов. Внедрены социальные студенческие кредиты для студентов, занимающихся волонтерской деятельностью. Реализуются волонтерские проекты и инициативы.

В период пандемии волонтерское движение активизировалось в Казахстане.   Во всех регионах волонтеры занимаются фасовкой, распределением и доставкой защитных масок, продуктов питания для одиноких граждан, инвалидов, многодетных семей, развозкой продуктовых наборов, медикаментов, шитьем масок, а также участвуют в полицейских рейдах по соблюдению требовании карантина.

Следует отметить, что в Плане мероприятий по проведению Года волонтера обозначена задача по совершенствованию законодательства в сфере волонтерства. В настоящее время волонтерскую деятельность регулирует Закон Республики Казахстан от 30 декабря 2016 года № 42-VІ ЗРК «О волонтерской деятельности».

Принятие Закона позволило сформировать единый понятийный аппарат о волонтерской деятельности, определить общественные отношения в данной сфере, установить единый комплекс принципов деятельности волонтеров, создать юридические предпосылки для активизации и объединения общественных усилий в развитии волонтерской деятельности.

Однако, согласно международным сравнительным исследованиям Казахстан, относится к группе стран с низким уровнем гражданской активности и волонтерской деятельности, в частности. Это подтверждают и результаты социологических исследований 2019 года. 

Всего 6% казахстанцев являются активными волонтерами (социологическое исследование «Изучение ситуации в гражданском обществе» ТОО «KazStat») и 63% респондентов не имеют опыта волонтерской деятельности (социологическое исследование «Cистема благотворительности и донорства в условиях Республики Казахстан» НИЦ «Молодежь»).

Тем не менее, волонтерскому движению в Казахстане есть куда развиваться 48,7% казахстанцев выразили желание принять участие в волонтерской деятельности (социологическое исследование «Изучение ситуации в гражданском обществе» ТОО «KazStat»).

По мнению экспертов, можно выделить несколько основных проблемных вопросов, требующих комплексного законодательного урегулирования: недостаточные стимулы для участия граждан в волонтерской деятельности, недостаточный уровень развития культуры волонтерства, неразвитость системы учета, поощрения и продвижения волонтерской деятельности.

В целях системного развития культуры благотворительности среди населения и социальной ответственности бизнеса в 2015 году был принят Закон «О благотворительности» (далее - Закон).

Закон установил правовые основы благотворительности, в том числе роль, механизмы координации и контроля благотворительности, права и обязанности благотворительных организаций, требования об отчетности по благотворительной деятельности, виды доходов и расходов благотворительной организации и т.д.

Главным координатором сферы благотворительности, в соответствие с действующим законодательством, является Ассамблея народа Казахстана. Под АНК которой, ежегодно организуются масштабные республиканские благотворительные акции, съезды представителей благотворительных организаций и доноров. Так в рамках акции «Караван милосердия» в 2019 году    проведено 11 486 мероприятий (оказана помощь около 667 273 человек и 28 881 семьям на сумму 3 млрд. тенге).

Принятие Закона способствовало увеличению количества благотворительных организаций на 20%. Так, по данным Министерства юстиции, по итогам 2019 года зарегистрировано 1053 организаций. Спектр их деятельности широк и ориентирован на имеющиеся потребности. 

Увеличился объем финансирования проектов благотворительных организаций на 25% (2017 год - 131,7 млрд. тенге, 2018 год – более 177 млрд. тенге). Финансирование было направлено на инфраструктурные проекты, развитие образования, здравоохранения, культуры, спорта, шефство над детскими домами, помощь социально уязвимым группам и др.

В рамках реализации подпрограммы «Туған жер», направленной на оказание помощи малой родине, за последние три года объем благотворительных инвестиций возрос в 4 раза.

Вместе с тем существует ряд проблемных вопросов по мнению экспертов, тормозящих развитие благотворительности в Казахстане: недостаточно эффективное стимулирование возможностей благотворительности, отсутствие культуры благотворительности, проблемы правоприменительной практики действующего Закона «О благотворительности», отсутствие доверия со стороны общества к благотворительным организациям.

Указанные проблемы требуют комплексного законодательного урегулирования.

Изменения и дополнения в рамках указанного проекта Закона направлены на совершенствование Законов РК «О волонтерской деятельности» и «О благотворительности».

Также в целях эффективного осуществления государственной политики в сфере развития волонтерства и благотворительности предполагается внесение изменений и дополнений в другие законодательные акты Республики Казахстан.

1. Для развития системного волонтерства в стране необходимо внедрение системы мотивации граждан к участию в волонтерской деятельности: включение в трудовой стаж, учет при поступлении в ВУЗы и колледжи.

В Законе «О волонтерской деятельности» отсутствует порядок признания добровольческой деятельности трудовым стажем. В этой связи предлагается внести изменения в трудовое законодательство РК, касательно включения волонтёрской деятельности в общий трудовой стаж.

Международный опыт показывает, что во многих высших учебных заведениях применятся практика начисления дополнительных балов за участие в волонтерской деятельности, при этом правила начисления баллов в каждом учреждении образования разные.

Поддержка и развитие волонтерской деятельности позволяет организации реализовывать крупные проекты, привлекать дополнительные средства и создавать себе положительный имидж. Вместе с тем, студенты получают возможность не только принять участие в проектах различного уровня, но и развивать свои профессиональные компетенции.

В этой связи для повышения стимула участия в волонтерской деятельности предлагается законодательно расширить права волонтеров в части получения преимущества при поступлении на учебу в высшие учебные заведения, государственную службу с учетом личных способностей и профессиональной подготовки кандидата.

Минимальный возраст волонтера в соответствии со статьей 12 Закона, определен с 18-летнего возраста. Вместе с тем, согласно статье 31 Трудового кодекса РК, заключение трудового договора допускается с гражданами, достигшими 16-летнего возраста.

Предлагается в   пунктах 1 и 2 статьи 12 Закона снизить минимальный возраст волонтера до 16 лет определив виды волонтерской деятельности не создающих угрозу здоровью и нравственному развитию (к примеру: участие в оказании социальной помощи, помощи социально незащищенным слоям населения, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; и т.д).

Учитывая, что законодательство о волонтерской деятельности согласно Классификации отраслей законодательства Республики Казахстан относится к отрасли трудового законодательства, а также тот факт, что в основе волонтерской деятельности лежит выполнение работ, оказание услуг (статья 2 Закона), предлагается унифицировать подход трудового законодательства и рассматриваемого Закона в части минимального возраста для начала волонтерской деятельности. 

 В настоящее время активизируется корпоративное волонтерство.
К примеру на сегодня ТОО «Тенгизшевройл», Фонд развития социальных проектов Samruk-Kazyna Trust, Кока-Кола, компания LG, представительство Pricewaterhouse Coopers в Казахстане, BI GROUP, Beeline, Samsung регулярно проводят корпоративные волонтерские акции, выездные мероприятия совместно с общественными организациями. В этой связи для регламентации данного процесса предлагается внести в Закон понятие «корпоративного волонтерства».

Приведение в соответствие с нормами закона

Согласно пункту 3 статьи 23 Закона «О благотворительности», физическое лицо, являющееся волонтером благотворительности и осуществляющее сбор благотворительных пожертвований, обязано предоставить благотворителю отчет о его результатах. Вместе с тем, статьей 12 Закона «О волонтерской деятельности» установлен исчерпывающий перечень обязанностей волонтера, в который указанная обязанность не входит. Аналогичным образом касается и прав волонтеров, которые не могут быть ограничены закрытым перечнем. В этой связи предлагается дополнить статью 12 Закона нормой, что волонтеры могут осуществлять иные права и обязанности, установленные нормативными правовыми актами.  

В подпункте 6) пункта 3 статьи 12 Закона «О волонтерской деятельности» определено право волонтера на получение от организатора волонтерской деятельности и волонтерской организации рекомендательных писем. Однако, для того, чтобы данное право могло быть в полной мере реализовано, необходима обязанность волонтерской организации предоставлять рекомендательные письма волонтерам. В этой связи предлагается дополнить статью 14 Закона по предоставлению волонтерской организацией рекомендательных писем волонтеру.

С учетом того, что Стандартом организации оказания паллиативной помощи населению РК (приказ министра здравоохранения Республики Казахстан от 14 ноября 2013 года № 657 «Об утверждении стандарта организации оказания паллиативной помощи населению РК») для волонтеров определены дополнительные требования и условия работы предлагается Закон дополнить нормой, что для отдельных видов волонтерской деятельности нормативными правовыми актами могут устанавливаться дополнительные условия и ограничения. (ст. 4 Закона).

 Законом «О волонтерской деятельности» установлен принцип свободы в определении целей, форм, видов и методов, в выборе направления волонтерской деятельности. Волонтер имеет право на свободный выбор своего участия в осуществлении волонтерской деятельности (статья 12Закона), при этом учет волонтерской деятельности носит уведомительный характер (статья 16 Закона). Между тем, согласно подпункту 4) пункта 4 статьи 4 Закона, одним из основных видов волонтерской деятельности является развитие физической культуры и спорта.

Согласно статье 54 Закона РК «О физической культуре и спорте», тренеры, инструкторы по видам спорта и производственной гимнастике, спортивные судьи, организаторы физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением (спортивные волонтеры) могут осуществлять общественную деятельность в области физической культуры и спорта на добровольной основе, проходить специальную подготовку и аттестацию в физкультурно-спортивных организациях. Однако указанные лица, не прошедшие соответствующую подготовку и аттестацию, к организации и проведению спортивных занятий, судейству спортивных соревнований и иной самостоятельной спортивной деятельности не допускаются.

Таким образом, в данном случае для осуществления волонтерской деятельности требуется разрешительный документ - аттестат. Разночтения в разрешительных процедурах для допуска к осуществлению волонтерской деятельности существенно сказываются на качестве регулирования общественных отношений, так как противоречия в установлении полномочий государственных структур и обязанностей частных лиц создают правовые условия для различного рода злоупотребления, административного произвола. Предлагается устранить указанные коллизии, изложив пункт 2 статьи 16 в следующей редакции: «Учет волонтерской деятельности носит уведомительный характер, если иное не предусмотрено законодательными актами».

2. Касательно Закона «О благотворительности»

Действующим Налоговым кодексом РК предусмотрены стимулирующие меры для благотворительных организаций путем снижения налоговой нагрузки до 3-4%. Вместе с тем по данным Министерства финансов РК анализ применение данных норм показал низкий уровень применения данной льготы. Одной из проблем низкого уровня применения данной льготы, по мнению экспертов, является сдача сопутствующей отчетности при оказании благотворительной помощи.

Вместе с тем для стимулирования частного бизнеса для участия в   развитии благотворительности предлагается внедрить инструменты государственных беспроцентных финансовых трансфертов благотворительным организациям на длительный период (до 15 лет), льготное использование объектов государственной собственности, правовая помощь, льготное кредитование в первые годы их становления и развития.

Передача в безвозмездную аренду имущества будет осуществляться на договорной основе, с обязательным указанием сроков, условий содержания помещения и др. пожеланий арендодателя.

Такая поддержка благотворительных организаций со стороны частных лиц также может рассматриваться как благотворительная деятельность и являться основанием для предоставления им налоговых льгот.

Кроме того, для «стимулирование физических и юридических лиц для участия в благотворительности» предлагаем внедрить механизмы косвенного стимулирования бизнеса и физических лиц к участию в благотворительных проектах путем включения соответствующих инструментов в законодательство о труде, образовании, в сфере налогообложения.

Так предлагается благотворителям, осуществляющим благотворительность по аналогии с общественными объединениями инвалидов, предоставить приоритетное право при осуществлении государственных закупок, в том числе в части создания реестра благотворительных организаций.

           Как показывает международный   опыт стран, занимающих высокие позиции в мировом рейтинге благотворительности (США, Великобритании, Новая Зеландии и т.д.) введение данных механизмов является эффективным средством привлечения широких слоев граждан к общественной поддержке развития и формирования гражданской ответственности.

В тоже время благотворительная деятельность, в соответствие с Законом «О благотворительности», стимулируется путем установления и присуждения субъектам благотворительности государственных наград в порядке, утверждаемом Президентом РК, а также почетных званий в порядке, утверждаемом Правительством РК.

Представление на награждение медалью «Шапағат» находится в ведении местных исполнительных органов (по данным акиматов областей, городов Нур-Султан, Алматы, Шымкент данной медалью в период с 2015 по декабрь 2019 года награждено более 150 граждан). Норма о присвоении почетных званий не была реализована ввиду отсутствия уполномоченного органа в сфере благотворительности.

В связи с тем, что, вопросы развития благотворительности находится в компетенции Министерства информации и общественного развития предлагаем данное ведомство определить в роли уполномоченного органа в сфере благотворительности.

По результатам социологического исследования, наблюдается слабое развитие культуры благотворительности. Основными причинами препятствующие эффективному развитию благотворительности среди граждан являются:

 - плохое понимание сути благотворительности, его целей и задач;

- преобладание общественного мнения, что основным поставщиком социальной поддержки выступает государство, а не крупные промышленные предприятия, средний и малый бизнес, неправительственные организации и иные общественные объединения;

- недостаточная информированность граждан о возможных формах их личного участия в благотворительности т. д.

В основе перечисленных проблем лежит плохая информированность общества о сфере благотворительности

Вместе с тем, у большинства населения еще не сформировалась культура регулярных пожертвований в благотворительные фонды. Благотворительность рассматривается как одноразовая акция в форме прямых пожертвований (например, накануне нового года или дня детей в детские дома, накануне 9 мая в дома престарелых либо помощь одной нуждающейся семье.) Однако такая разовая благотворительность не способствует устойчивой деятельности Фондов, вызывает неравенство среди бенефициариев в получении поддержки, так как пожертвования в основном оседают в крупных городах, не доходя до нуждающихся в регионах и сельской местности.

Также меценаты и предприниматели-благотворители, которые обращаются в фонды, хотят перечислять пожертвования напрямую бенефициариям или в проекты, но не хотят, чтобы их пожертвования покрывали административные расходы. В итоге административные расходы ложатся на плечи учредителей, что подрывает устойчивость администрации благотворительной организации.[i] Данная проблема могла бы быть решена через законодательное закрепление отнесения определенного процента от денежных пожертвований на административные расходы благотворительной организации.

 В целях повышения прозрачности благотворительной деятельности и отчётности со стороны благотворительных организаций и бенефициариев об использовании пожертвований предлагается внедрить электронную благотворительность в том числе через онлайн – банкинг.

 Кроме того, для популяризации   благотворительности предлагается ввести в Закон «О благотворительности» понятия «фандрэйзинга» и «краудфандинга».

Фандрэйзинг подразумевает работу по привлечению денежных средств граждан, бизнеса или государства в некоммерческий сектор, в том числе на благотворительность. Пример фандрайзинга – когда благотворительная организация собирает пожертвования и направляет собранные средства другой благотворительной организации. При этом, юридическое лицо, занимающееся фандрайзингом, может претендовать на налоговые льготы.

Краудфандинг — это вид привлечения средств с целью финансирования определенного проекта от любого желающего. Те, кто собирают деньги, называются реципиентами или авторами (если проект размещается на краудфандинговой площадке), а тех, кто жертвует, называют донорами, спонсорам или инвесторами. Примером краудфандинга является сбор средств на съемку фильмов или запуск проекта социального предпринимательства по средству онлайн-платформ.  Как показывает международный опыт существование таких онлайн-платформ повысят прозрачность пожертвований и подотчетность благотворительных инициатив

Для вовлечения сотрудников крупных компаний в благотворительную деятельность предлагается внедрить понятие «корпоративной благотворительности».  При этом компании, корпорации могут оказывать помощь как денежными средствами, так и профессиональными услугами, выпускаемой продукцией, материалами и т.д Социальная ответственность демонстрирует стабильность и надёжность организации.

Приведение в соответствие с нормами закона

Анализ Закона «О благотворительности» показал проблемы правоприменительной практики действующего законодательства. В частности, действующим законодательством «благотворительность» определена как социально-полезная деятельность, основанная на оказании благотворительной помощи и удовлетворении гуманных потребностей. Это деятельность, осуществляемая добровольно, безвозмездно либо на льготных условиях в виде филантропической, спонсорской, меценатской деятельности, а также в виде оказания поддержки малой родине. При этом само понятие «социально-полезной деятельности» в действующем законодательстве не определено;

Также отсутствие системности и логической связанности определениях категорий благотворительности создает условия для различного толкования норм и положений. 
Кроме того, Закон не содержит определения понятия спонсорской помощи и круга лиц, имеющих право на ее получение, кроме того не раскрыто понятие «социальная поддержка физического лица».  Вместе с тем определение понятия спонсорской помощи содержится в статье 1 Налогового Кодекса РК. («спонсорская помощь - спонсорская помощь – имущество, предоставляемое на безвозмездной основе с целью распространения информации о лице, оказывающем данную помощь: физическим лицам в виде финансовой (кроме социальной) поддержки для участия в соревнованиях, конкурсах, выставках, смотрах и развития творческой, научной, научно-технической, изобретательской деятельности, повышения уровня образования и спортивного мастерства); некоммерческим организациям для реализации их уставных целей».
Перечень категорий лиц, нуждающихся в спонсорской помощи, утверждается центральным уполномоченным органом по государственному планированию.
Предлагается дополнить действующий Закон РК «О благотворительности» аналогичным определением спонсорской помощи и социальной поддержки физического лица.

Также необходимо систематизировать все виды благотворительной помощи (благотворительные гранты, спонсорская помощь, поддержка малой родине и т.д.) определив единые признаки основания их деления (по субъекту, объекту, форме благотворительности и т.д.).

Кроме того, в Законе дано определение понятия «добровольное пожертвование» которое предусматривает оказание помощи однократно в течении календарного года, что ограничивает количество пожертвовании оказываемых в течении года.

3. Касательно Закона Республики Казахстан «О государственном социальном заказе, грантах и премиях для неправительственных организаций в Республике Казахстан»

В Законе отсутствуют нормы, регулирующие процедуру формирования тем грантовых проектов и механизмы оценки эффективности их реализации. В связи с чем, предлагается внесение изменений в Закон Республики Казахстан «О государственном социальном заказе, грантах и премиях для неправительственных организаций в Республике Казахстан» в части совершенствования формирования реализации, мониторинга и оценки грантовых проектов, предоставляемых государством неправительственным организациям.

В целях расширения участия гражданского сектора, ориентирования грантовых проектов на потребности целевых групп населения, предлагается внедрить механизмы формирования грантовых проектов с широким участием общественности через:

- сбор предложений от НПО, населения, экспертов,

- определение целевых групп, проблематики, территории,

- на основе результатов социологических исследований, оценки потребностей населения,

- ранжирование проблем и формирование тематик грантовых проектов, - публичное обсуждение   данных тематик, 

- принятие коллегиального решения по утверждению грантовых тем.

Предлагается внести в действующий закон ранжирование грантовых проектов по видам, срокам, объёмам финансирования. Это позволит обеспечить надлежащий механизм отбора грантовых тем, урегулировать финансирование и улучшить процессы администрирования. 

В этой связи, предлагается введение Законом следующих видов государственных грантов:

  1. малые гранты для начинающих неправительственных организаций;
  2. исследовательские гранты;
  3. гранты на реализацию пилотных проектов;
  4. институциональные гранты (на обучение персонала, закупку оборудования, проездные гранты);
  5. на поддержку стратегических партнеров государственных органов.

Условия участия в конкурсе, требования к отчётности будут регулироваться в зависимости от вида грантов.

Для определения эффективности реализации грантовых проектов, получения социального эффекта предлагается внедрение механизма оценки эффективности грантовых проектов.

В этой связи, предлагается на основе международного опыта разработать методологию мониторинга и оценки грантовых проектов на основе конкретных индикаторов, что позволит оценить уровень удовлетворенности услугополучателей качеством предоставленных услуг НПО, эффективности вложенных бюджетных средств на реализацию грантов.

Вместе с тем, для эффективности реализации, предложенных подходов необходимо дополнить компетенцией уполномоченного органа, в части утверждения правил формирования, мониторинга и оценки эффективности грантовых проектов.

Также для расширения отраслевого принципа присуждения грантовой политики предлагается наделить компетенцией центральные государственные органы по формированию и предоставлению грантов через Оператора.

Вместе с тем, законопроектом будет определен механизм, предоставления грантов центрального государственного органа и местного исполнительного органа через Оператора.  

 

 


 

4. Цели принятия законопроекта

Целью законопроекта является совершенствование законодательства в сфере волонтерской деятельности и благотворительности.


 

5. Предмет регулирования законопроекта

Предметом регулирования настоящего Закона являются общественные отношения, возникающие в сфере волонтерской деятельности и благотворительности.


 

6. Структура законопроекта

  Законопроект состоит из двух статей:

  В статье 1 предусматривает внесение изменений и дополнений в:

- Закон Республики Казахстан «О волонтерской деятельности»;

- Закон Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года «О благотворительности»;

- Закон Республики Казахстан от 12 апреля 2005 года «О государственном социальном заказе, грантах и премиях для неправительственных организаций в Республике Казахстан»;

- Трудовой Кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V;

- Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании»;

- Закон Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года № 405-V «Об обязательном социальном медицинском страховании»;

- Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть);

  Статьей 2 определяется порядок введения в действие законопроекта.


 

7. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия, в случае принятия законопроекта

Принятие Законопроекта направлено на совершенствование отдельных законодательных актов Республики Казахстан и приведет к более эффективному урегулированию общественных отношений в сфере волонтерской деятельности и благотворительности.

Принятие законопроекта не повлечет за собой возникновения каких-либо правовых и социально-экономических последствий.

В результате принятия предлагаемого законопроекта ожидаются следующие положительные социально-экономические последствия:

1. стимулирование физических и юридических лиц к регулярному участию в системной благотворительности и волонтерстве;

2. повышение доверия со стороны общества к благотворительным организациям и волонтерству;

3. развитие культуры благотворительности и волонтерства.


 

8. Необходимость одновременного (последующего) проведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом

Изменения и дополнения необходимо внести в следующие нормативные правовые акты:

Закон Республики Казахстан от 30 декабря 2016 года № 42-VІ ЗРК «О волонтерской деятельности»;

Закон Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года «О благотворительности»;

Закон Республики Казахстан от 12 апреля 2005 года «О государственном социальном заказе, грантах и премиях для неправительственных организаций в Республике Казахстан»;

Трудовой Кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V;

Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании»;

Закон Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года № 405-V «Об обязательном социальном медицинском страховании»;

Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть) от 27 декабря 1994 года,

Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года № 95 – IV.


 

9. Регламентированность предмета законопроекта иными словами НПА (список НПА)

Закон Республики Казахстан от 30 декабря 2016 года № 42-VІ ЗРК «О волонтерской деятельности»;

Закон Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года «О благотворительности».

Закон Республики Казахстан от 12 апреля 2005 года «О государственном социальном заказе, грантах и премиях для неправительственных организаций в Республике Казахстан».


 

10. Наличие зарубежного опыта

Характер отношений между волонтером и волонтерской организацией

В Великобритании между волонтером и принимающей стороной заключается соглашение, которое по статусу равно гражданско-правовому договору. Например, Национальный совет волонтерских организаций Великобритании (NCVO), который располагает информацией о правовом статусе волонтеров информирует о том, что «у волонтера нет трудового договора в качестве волонтера, поэтому у них нет тех же прав, что у работника или работодателя». Волонтер получает подписывает соглашение, которое объясняет: уровень контроля, поддержки и обучения, которого волонтер получает, информацию о том, покрывается ли страховка, или о любых расходах, которые покрываются организацией. Соглашение о добровольчестве не является обязательным, но оно определяет, чего волонтер можете ожидать от организации, однако сограшение не формирует договор физическим и юридическим лицом.

Согласно законодательству Украины (Закон «О волонтерской деятельности» №3236-VI от 2015 года) в обязательном порядке должен заключаться договор о предоставлении волонтерской помощи по желанию получателя волонтерской помощи. Такой договор должен содержать: описание волонтерской помощи, поставленные перед волонтером задачи, период осуществления волонтерской помощи, права и обязанности сторон, ответственность за причинение убытков. Наличие такого официального договора с организацией для волонтёров является документом, подтверждающим полученный опыт работы.

Гарантии волонтерам.

В части, оказания волонтерам медицинской помощи в рамках системы обязательного медицинского страхования, изучен опыт Франции, США, Ирландии.

В частности, В США есть 5 видов медицинских страховок:

1) крупные и хорошо финансируемые волонтерские организации предоставляют обязательную медицинскую страховку полностью занятым добровольцам. Среди них «Корпус мира», «Америкорп», «Лютеранский корпус добровольцев» и организации, являющиеся членами Католической сети добровольцев.

К примеру, «Корпус мира» обеспечивает надлежащую и необходимую медицинскую помощь волонтерам во время их службы. После службы «Корпус мира» оплачивает один месяц медицинскую страховку в рамках «краткосрочного медицинского страхования» для переходного периода и периода поездок. Вернувшиеся волонтеры могут приобрести до двух месяцев дополнительного покрытия. 

Лица, которые имели «Medicare» до волонтерства (национальная программа медицинского страхования в США для лиц от 65 лет и старше, а также некоторые лица моложе 65 лет, например, инвалиды, лица, страдающие постоянной почечной недостаточностью, могут участвовать в программе «Медикэр») заявляют об этом «Medicare», соответсвенно, выплаты из платежа волонтера удерживаться больше не будет, поскульку волонтеру положено безплатная страховка «Корпуса Америки». Таким образом, волонтер отменяет часть «Medicare» и не оплачивает ежемесячные страховые взносы вовремя волонтерства, затем повторно регистрируется в программу без штрафа после окончания добровольной деятельности.

Вместе с тем, «Корпус мира» предоставляет определенные компенсации некоторых медицинских расходов, понесенных в ходе медицинского осмотра волонтера в период его волонтерской деятельности (максимум 60 долларов на стоматологические осмотры и рентген, от 125 до 290 долларов на физические осмотры (в зависимости от возраста и пола) и максимум 12 долларов на экзамен на зрение).

2) некрупные организации предоставляют покрытие, которое не считается минимально необходимым в соответствии с «Законом о доступном медицинском обслуживании». Туда входит краткосрочный план медицинского обслуживания «AmeriCorps», который предлагает волонтерам бесплатное базовое медицинское страхование.

3) федеральная система медицинской помощи неимущим «Medicaid».  Это государственная программа социального обеспечения, которая обеспечивает медицинское страхование некоторых жителей США с низким уровнем дохода. Услуги «Медикейд» отличаются согласно квотам каждого штата. Если доход волонтера составляет 138% федерального уровня бедности или ниже, то волонтер претендует на квоту «Медикейд» (по состоянию на 2020 г.).

4) краткосрочное (364 дней, с возможностью продления покрытия на общую продолжительность до трех лет) медицинское страхование волонтер приобретает непосредственно от медицинской страховой компании или через брокера.

5) существует «страхование путешествий», когда волонтеру нужно пройти значительное расстояние, чтобы добраться до места службы. Однако это исключает покрытие для определенных типов медицинских проблем, как травмвы, связанные с участием в экстремальных видах спорта и ограничивает его максимальную выплату.

Во Франции в 1993 году был принят закон о страховании и защите волонтеров «Bénévoles».  Закон позволяет организациям, привлекающим добровольцев, страховать своих беневолов (волонтеров) от несчастных случаев или болезней, возникающих в результате добровольной деятельности. Однако это остается за инициативой организации. Если волонтер является жертвой телесных повреждений, суды склонны считать, что по негласному соглашению о помощи между ассоциацией и волонтером ассоциация обязана выплатить компенсацию волонтеру. Если волонтер причиняет ущерб, несмотря на отсутствие трудового договора, между ассоциацией и волонтером существует отношение хозяина и слуги, которое влечет за собой ответственность ассоциации.

В зависимости от вида деятельности, осуществляемой ассоциацией, оформление страховки является обязательным для ассоциаций или, по крайней мере, настоятельно рекомендуется. Эта страховка должна перечислять всех лиц, которые участвуют в ее организации и проводимых мероприятиях, и предоставлять гарантии деятельности этих лиц по отношению к внешнему миру и между собой. Ассоциации, представляющие общественный интерес, могут оформить страховку для волонтеров на случай несчастного случая.  Согласно кодексу поведения, продвигаемому волонтерскими центрами, такими как «France Bénévolat», ассоциация должна застраховать волонтеров. Однако, поскольку ассоциация должна нести расходы по этой страховке, на практике лишь немногие ассоциации заключают такие страхование из-за отсутствия средств. Отдельные волонтеры, которые действуют вне рамок организации, не застрахованы и несут ответственность сами в случае аварии и повреждения.  Есть схема страхования для отдельных волонтеров по очень низкой цене, однако такие схемы есть в определенных городах.

Как в Ирландии, так и в других странах Европы не существует конкретных правовых положений, касающихся страхования волонтерской деятельности. Но есть определенные политики защиты волонтеров. Например, «Volunteer Ireland» рекомендует организациям, в которые задействованы добровольцы, составлять письменную политику добровольцев, где, среди прочего, четко указывается, как нужно страховать волонтера от рисков заболеваний, несчастных случаев и ответственности перед третьими лицами.  Волонтеры Ирландии, таким образом, должны иметь частную медицинскую страховку от определенной компании, уполномоченной управлением медицинского страхования. В схему группового страхования волонтера включает его спонсор

Система пенсионных прав во Франции дает возможность на досрочный выход на пенсию («préretraite») и оказывает положительное влияние на участие пожилых людей в добровольной деятельности, точнее их мотивирует.

Признание добровольческой деятельности трудовым стажем имееется в опыте ряда стран.

Опыт Франции. Имеется ряд правовых актов, касающихся волонтерства, в частности, касающихся трудовых норм, например, распоряжений, позволяющих сотрудникам брать отпуск для волонтерства.

Опыт США показывает, что работодатели в США разрабатывают собственные корпоративные программы, где предоставляют волонтерам оплачиваемый отпуск с сохранением места работы для волонтерской деятельности.

Многие из таких программ (например, «Habitat for Humanity») продвигаются и спонсируются самим работодателем, но правительство предоставляет значительные льготы в поддержку подобных корпоративных услуг.

Опыт США, где работодатели, больших и малых предприятий материально поощряют своих работников, чтобы те служили обществу в качестве добровольца.

Работодатели позволяют работникам регулярно отдыхать, именно для той цели, чтобы те участвовали в волонтерских программах, многие из которых продвигаются или спонсируются самим работодателем. При этом по возвращению волонтера его место работы сохраняется и официально волонтер не является безработным в период своего «служения», соответственно, трудовой стаж работы волонтера не прерывается.  Компании платят сотрудникам «стимул» для участия в волонтерстве. К примеру, выше был приведен пример «Habitat for Humanity».

В Великобритании наблюдается немного другая практика, по которой волонтер может числиться как «стажер», права которого зависят от его статуса занятости. Такие волонтерские стажировки иногда называются «трудоустройством» или «опытом работы». Эти термины не имеют юридического статуса, и волонтер за это не платит налоги. Права, которые они имеют, зависят от статуса занятости волонтера и того, классифицируются ли он как: работник, доброволец или сотрудник. Доброволец, который имеет статус «волонтера», если даже будет иметь трудовой стаж от волонтерской деятельности не является «работником» и не платит налоги.

В части, предоставления льгот для волонтеров при поступлении в высшие учебные заведения, колледжи, лицеи изучен опыт США.

Американцы используют механизм волонтерской льготы на всех уровнях жизни.

В школьных системах ученики отрабатывают определенное количество часов в качестве общественного волонтера, чтобы получить диплом средней школы. Волонтеры, выполняя общественные работы, получают необходимые льготы, например, для окончания средней школы. Отработанные часы волонтеров помогают им получить хорошую работу, скидку во время обучения в высших школах образования, а также, иногда покрывают обучение, таким образом, волонтеры получают грант благодаря их социальному активизму.

Вместе с тем, есть примеры того, что в некоторых вузах волонтерство входит в ряд преимуществ для получения полного или частичного гранта.

Учитывая, что, вузы США являются автономными и решения принимают самостоятельно, у каждой высшей школы требования на прием абитуриентов отличаются. Например, многие вузы США принимая решения обращают внимание на социальный активизм поступающего. Аналогичное преимущество дается и иностранным студентам, которые рассчитывают на то, что работая волонтером получают больше шансов на поступление, чем те, кто не занимался волонтерством

18 июня 2010 года принят Закон Молдовы «О волонтерстве» № 121. Закон вводит список определений, основные принципы, условия регулирования отношений между волонтерами и принимающими организациями, обязательную регистрацию волонтеров, участвующих в волонтерской деятельности 20 часов в месяц и более. Он также содержит обширный список льгот для волонтеров. Волонтерство, подтвержденное рекомендательным письмом, может быть воспринято работодателем как трудовой опыт в условиях, когда трудовой опыт является критерием отбора для приема на работу. Достоверность содержания рекомендательного письма подтверждается приложенными именным сертификатом о волонтерстве или волонтерским удостоверением.

Согласно данному закону, волонтерам предоставляется множество льгот и прав. Например, волонтер может иметь право на медицинские услуги на началах, предусмотренных в положении о медицинском обслуживании, финансируемом из общественных средств; на компенсацию за несчастный случай при выполнении услуг; на покрытие расходов на поездки и выплату суточных в таком же размере, как и в отношении наемных работников, на компенсацию других необходимых расходов; на пособие по уходу во время болезни и др.

Стимулирование благотворителей.

Одним лидером развития благотворительности являются Соединенные Штаты Америки (4 место в мировом Рейтинге). Главным преимуществом американской модели является создание условий для массовой благотворительности,

Так в Налоговом кодексе США (статья 501) содержится понятие благотворительной организации как некоммерческой организации, освобожденной от налогообложения вне зависимости от своей организационной формы, которые действуют в интересах религии, благотворительности, науки, общественной безопасности, литературы, просвещения, любительского спорта на национальном или международном уровне, организации по защите детей и животных. Подобные организации так и называются – «обладающие статусом статьи 501 (с) (3)». При этом Налоговый кодекс США под благотворительными выплатами, для целей налогообложения, понимает: выплаты (перечисления средств) субъектами налоговых отношений непосредственно в адрес благотворительных организаций; государственных организаций, осуществляющих соответствующую деятельность; организаций ветеранов войны и т.п., но не в адрес физических лиц. В налоговом кодексе США, кроме того, содержится список благотворительных организаций. К тому же налоговое законодательство США в своих положениях предоставляет льготы не только юридическим, но и физическим лицам, а именно, физическое лицо вправе подать в налоговый орган при заполнении декларации о доходах информацию о совершаемом им акте благотворительности для налогового возврата (возвращается часть уплаченного налога). Так, в США действует принцип освобождения благотворительных организаций от налогообложения в результате процедуры налоговой классификации. Благотворитель получает налоговый вычет (физические лица – не более 50% суммы дохода, юридические лица – до 10% налогооблагаемой базы).

Опыт Германии показал большинство существующих фондов создано по типу фондов частного права, что обусловлено рядом причин:

  • постоянный государственный контроль гарантирует соблюдение законодательства, а также уставных целей и желаний частных доноров, поэтому эта форма существования фондов имеет более высокую степень общественного доверия, что способствует притоку пожертвований и взносов;
  • наличие налоговых преференций. Налоговый вычет для жертвователей юридических лиц (до 0,4% налогооблагаемого дохода) и физических лиц (до 20% дохода);
  • устав после регистрации фонда, как правило, не меняется; органы управления фондом или третьи лица, не могут изменить цели фонда или расформировать фонд;
  • высокая прозрачность деятельности фонда обеспечивается требованием законодательства: а) сдавать финансовую отчетность государственным органам; б) раскрывать информацию по определенным операциям с имуществом фонда, либо получать на них согласование от государственных органов;
  • вмешательство государственных властей заключается также в праве увольнять в определенных случаях членов совета директоров (правления) фонда и в праве отменить изменения в уставе фонда, если они могут нанести ущерб фонду.

Налоговое законодательство Германии определяет исчерпывающий список целей, которые может заявить в своём уставе благотворительный фонд с тем, чтобы получить право на налоговые льготы. Данный перечень включает три группы целей:

а) общеполезные цели (наука, исследования, здравоохранение, молодежные программы, искусство, культура, воспитание, профессиональное образование, помощь студентам, защита прав потребителей и т.п.);

б) филантропические цели (социальная поддержка неимущих и т.д.);

в) церковные цели (образование церковных служителей, проведение религиозных мероприятий, помощь вдовам и сиротам и т.п.).

Также анализ международного опыта показал, что законодательство стран Европы ориентировано на наличие организационно-правовых форм негосударственных организаций. Предусматривается поддержка отдельных организаций в зависимости от вида деятельности и цели создания, для получения которой необходимо наличие статуса общественно-полезной организации, цели которой закрепляются в законодательстве. Основным видом поощрения как физических, так и для юридических лиц является предоставление налоговых льгот, грантов, кредитов. Кроме того, посредством рекламной индустрии, СМИ, интернет ресурсов проводятся мероприятия направленные на популяризацию благотворительности среди населения. Большинство крупных компаний для популяризации своего имени, разрабатывают и применяют социальные ролики, которые впоследствии влияют на рейтинг данной организации.

Развитие фандрэйзинга и краудфандинга.

Великобритании, США и Европе успешно функционируют онлайн краудфандиновые и фандрайзинговые платформы, которые помогают физическим и небольшим стартапам собрать средства на открытие своих социальных проектов или на благотворительные цели. Известные мировые краудфандинговые платформы включают: Kickstarter, Indiegogo, Patreon, Crowdrise, Razoo, Crowdfunder, Give. Казахстане на данный момент существует только две таких негосударственные краудфандинговые онлайн-платформы: starttime.kz и baribirge.kz, которые позволяют собирать пожертвования на реализацию идей физических лиц или благотворительных фондов.

С 1 января 2020 года в России введен Федеральный закон «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[1], который регулирует аспекты функционирования краудфандинговых платформ.

Законом устанавливаются ограничения на привлечение средств в рамках одного проекта (не более 1 млрд рублей в год) и вкладывания средств непрофессиональными инвесторами (не более 600 000 рублей в год). Новые требования предусмотрены и для самих инвестиционных платформ. Они должны иметь не менее 5 млн руб. собственного капитала, а также зарегистрироваться в реестре Центрального Банка России. Ст. 8 Федерального закона вводится понятие «утилитарных прав», приобретаемых, отчуждаемых и осуществляемых на инвестиционных платформах:

1) право требовать передачи вещи (вещей);

2) право требовать передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и (или) прав использования результатов интеллектуальной деятельности;

3) право требовать выполнения работ и (или) оказания услуг.

При этом, лицо, привлекающее инвестиции, определяет в соответствии с правилами инвестиционной платформы содержание и условия осуществления утилитарных цифровых прав, в том числе:

1) существо права (требования);

2) порядок осуществления утилитарных цифровых прав;

3) количество предлагаемых утилитарных цифровых прав.

В Литве Закон «О краудфандинге»[2] был принят в 2016 году. В отличие от российского закона, данный закон не устанавливает лимитов для привлечения и вкладов.

Создатель проекта, который планирует привлечь инвестиции от 100 000 евро - 5 млн. евро в год, готовит документ с информацией о проекте. Если стоимость инвестиций превысит 5 млн. евро в год, создатель проекта сможет получить эту сумму только посредством выпуска ценных бумаг. Публичная информация о ценных бумагах также должна быть представлена инвесторам и общественности.

Оператор платформы должен иметь первоначальный акционерный капитал в размере 40 000 евро или 0,2% невозвращенных денег для инвесторов. Страхование гражданской ответственности, гарантия или гарантия финансового учреждения также будут применяться вместо обязательного акционерного капитала.

Оператор платформы должен обладать поручительством, выданным страховой компанией, или гарантией, выданной финансовым учреждением, на сумму не менее 100 000 евро на одно требование спонсора о возмещении убытков и 500 000 евро на все требования спонсора о возмещении потери в год.

В 2017 году Европейская краудфандинговая сеть AISBL (European Crowdfunding Network AISBL (ECN)) выпустила обширное исследование о правовом регулировании краудфандинговых платформ в странах Европы, Америке и Израиле.

 Электронная благотворительность

В странах ОЭСР активно используются благотворительные национальные лотереи как метод сбора благотворительных пожертвований для определенных целевых групп. Это организованная азартная игра, при которой распределение выгод и убытков зависит от случайного извлечения того или иного билета или номера (жребия, лота). Часть внесённых игроками средств идёт на благотворительные цели и программы через благотворительные (зонтичные) организации (при этом процент средств, направляемых на благотворительность, определяется государством). На средства от таких программ могут решаться проблемы недостаточного бюджетного финансирования учреждений культуры и искусства (Великобритания); спорта (Венгрия, Польша, Великобритания); организаций, осуществляющих филантропические проекты помощи детям-сиротам, детям-инвалидам (Германия, Франция, Великобритания), а также этические, женские, молодежные программы.

Активно применяется электронная благотворительность. Этот вид благотворительности реализуется в рамках программы оперативной благотворительной помощи, осуществляемой с помощью компьютерных сетей (посредством электронных терминалов и платежных автоматов, через которые можно сделать благотворительный взнос в режиме онлайн)

Одним из видов благотворительной деятельности является SMS –пожертвования (опыт европейских стран и США). Международный опыт свидетельствует о том, что SMS -пожертвования за 10 лет своего существования стали одним из крупнейших источников добровольных взносов. На протяжении последнего десятилетия в Европе были созданы различные мобильные платформы (JustGiving, Mobile Commons, Mobile Accord, mGiving, LikeCharity, DMS), которые выступают посредниками между мобильными операторами, провайдерами и благотворительными организациями. Наличие таких методов не только позволяет всем без исключения поддерживать благотворительные инициативы с помощью SMS-сообщений, но и обеспечивает прозрачность и подотчетность использования средств, а также предотвращает мошенничество. Ключевую роль в информировании общества в отношении SMS -благотворительности играют также средства массовой информации и реклама.

Так, например, в Великобритании реклама SMS-пожертвований, как способа реагирования, размещена в поездах. Ее число постоянно растет, так как она считается очень эффективной и позволяет каждому британцу быстро и легко приобщиться к благотворительной инициативе.

Касательно государственного  социального заказа

В части, формирования социальных грантов изучен опыт Великобритании где государственное финансирование общественно-полезных видов деятельности предполагает проведение следующих процедур:

1) выявление госорганами социальных проблем на своей территории и приоритетных направлений работы государственных органов и их финансовых возможностей;

2) определение потребности в конкретных социальных услугах, круг потенциальных получателей и поставщиков услуг.

3) разработку технических заданий, которая содержит описания целевых групп, стандарт на закупаемые услуги, предлагаемые результаты исполнения заказа показатели его оценки, максимальные показатели стоимости услуг.

4) создание комиссии из числа государственных органов, также возможно использование внешних экспертов.

5) проведение конкурса по отбору победителей и определение победителя – организации, которая соответствует всем требованиям, и предложила наименьшую цену услуги.

6) заключение договора.

Согласно Акту об общественных услугах государственные органы обязаны рассматривать, каким образом услуги по государственному заказу, могут улучшить экономическое, социальное и экологическое благосостояние региона. Какую пользу их услуги или деятельность принесут местным общинам и сообществам. Разумность вложения денег является ключевым фактором при принятии решений на предоставление госзаказа в государственном секторе. Технические задания государственного заказа содержат стандарт на закупаемые услуги, описания целевых групп, предлагаемые результаты исполнения заказа показатели его оценки, максимальные показатели стоимости услуг. Главным принципом при подборе поставщика социальных услуг в Великобритании остается  так называемый принцип лучшей оценки, который сочетает в себе высокое качество услуги с разумной ценой, что подтверждается оценкой тендерной комиссии. Также действует принцип учета интересов потребителя – прежде всего удовлетворённость получателя услуги ее качеством. Принцип предполагает, чтобы потребители были вовлечены в процесс планирования, разработки и оценки услуг. В соответствии с договором проводится мониторинг выполнения задания и оценка представителями заказчика качества поставляемых услуг.

В Кыргызстане государственное финансирование социальных заказов распределяется только на национальном уровне двумя Министерствами – Министерством труда и социального развития и Министерством миграционной политики на конкурсной основе. Механизм распределения социального заказ среди НКО основан на проведении открытого конкурса, критерии отбора основаны на оценке исключительно качественных критерий поставщика. В состав конкурсной комиссии входят представители заказчика и не менее половины независимых внешних экспертов, рекомендуемых НКО. Участие независимых экспертов в конкурсной комиссии обеспечивает прозрачность процесса.

Методология реализации и оценки социальных проектов, реализуемых НПО в странах Европы членами Организацией экономического сотрудничества и развития.

Оценка социальных проектов в Нидерландах проводятся внешними экспертами, представителями университетов, частных институтов и НПО, специализирующихся в данной области, регионе или стране;

Для этого методологические рекомендации Организации экономического сотрудничества и развития, а голландские оценщики часто являются авторами отчетов самой ОЭСР;

Подход при этом часто сугубо прагматичен, сама методология зависит от особенностей самой программы;

Наиболее подробно разработаны инструкции по поводу мониторинга и оценки тематических программ. Акцент ставится на следующем:

Подотчетность - демонстрация донорам, бенефициарам и партнерам-исполнителям, что расходы, действия и результаты соответствуют договоренности или могут быть разумно ожидаемыми в данном положении вещей;

Поддержка оперативного управления - предоставление базовой управленческой информации, которая необходима для того, чтобы направлять, координировать и контролировать людские, финансовые и материальные ресурсы, требуемые требуется для достижения заданных целей;

Поддержка стратегического управления - предоставление информации и содействие процессам достижения и корректировки целей, задач и стратегий, и улучшения качество и эффективности;

Создание «банка знания» – выводов и практических рекомендаций для дальнейшей работы, генерирование новых идей, которые способствуют улучшению данной и других программ;

Методология оценки Финляндии была внедрена в рамках программы по сокращению бедности, охраны окружающей среды, обеспечения равенства, демократии и прав человека.

Финляндия использует следующие критерии: релевантность, результативность, эффективность, влияние, устойчивость. Также отдельное внимание уделяется управлению рисками.

Процесс независимости оценки должен быть беспристрастным и независимым. Он должен предоставить информацию, которая является достоверной и полезной, позволяя включение уроков, извлеченных в процессе принятия решений.

Определены два типа оценки: оценка программы и оценка проекта. В зависимости от типа оценки разрабатывается конкретная логическая рамка.

Финляндия выделяет восемь факторов устойчивости оценки:

1. Политика. Проект должен быть оценен в соответствии с политической, экономической, экологической, социальной и культурной средой, и это, в свою очередь, должно способствовать достижению целей проекта.

2. Экономическая и финансовая осуществимость. Оценка финансово-экономического обоснования проекта направлена на то, чтобы убедиться, что ресурсы, используемые в настоящее время используются эффективно, и что выгоды будут поддерживаться после завершения проекта.

3. Институциональный потенциал. Институциональный потенциал позволяет стране использовать и эффективно управлять своими ресурсами. Во время реализации проекта, институциональный потенциал может либо препятствовать или способствовать устойчивости результатов.

4. Социально-культурные аспекты. Данные аспекты могут как способствовать устойчивости проекта, так и препятствовать ей.

5. Участие. Вовлеченность заинтересованных сторон показывает, насколько проект актуален для них и может дать представление, насколько он будет устойчив.

6. Гендерный признак. Общая цель эффективного и устойчивого развития является достижимой только в том случае, когда потребности и роли женщин и мужчин, полностью признаются в планировании и реализации проектов.

7. Окружающая среда. Все проекты развития имеют прямое или косвенное влияние на естественную, или искусственную окружающую среду. Обеспечение устойчивого развития требует, чтобы планировщики, лица, принимающие решения, реализаторы проекта, и оценщики понимали эти воздействия, и действовали соответствующим образом.

8. Технология. Внедренные технологии напрямую влияют на устойчивость проектов. Если в реализации проекта не внедряются новые технологии, устойчивость проекта ставится под сомнение.

Все факторы, влияющие на устойчивость проекта, разделены на три вида:

1. Факторы, которые непосредственно связаны с общими целями, целями проекта или результатами.

2. Факторы, которые могут позитивно повлиять на устойчивость

3. Факторы, которые могут повлиять на устойчивость негативным образом.

Описанные выше критерии оценки и устойчивость проекта (релевантность, результативность, эффективность, влияние, устойчивость), напрямую влияют на устойчивость проекта.

Резюмируя международный опыт развития благотворительности и волонтерства, полагаем, что внедрение вышеуказанных практик возможно с учетом казахстанской специфики.

 

 

11. Предполагаемые финансовые затраты

Реализация проекта закона дополнительных финансовых затрат из государственного бюджета не потребует.


 

Комментарий

КАСЫМОВ АРМАН

20/08 - 21:30

пункт о расширении прав волонтеров в части получения преимущества при поступлении на учебу в высшие учебные заведения - считаю данное предложение значимым, весомым и хотелось бы голосовать за его принятие.

07/09 - 15:52

Уважаемый Арман! Благодарим Вас за активное участие в обсуждение проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам волонтерской деятельности и благотворительности». Как показал международный опыт во многих высших учебных заведениях уже применяется практика начисления дополнительных баллов за участие в волонтерской деятельности. Введение данной нормы в нашей стране послужит стимулом для участия в волонтерской деятельности.

КАСЫМОВ АРМАН

посмотреть текст 20/08 - 21:15

В документе обратил внимание на пункт о порядке признания добровольческой деятельности трудовым стажем. Данную норму считаю очень необходимой и хотелось бы чтобы он был принят.

07/09 - 15:52

Уважаемый Арман! Министерство выражает благодарность за Ваш проявленный интерес к волонтерской деятельности и активную гражданскую позицию.