Единый контакт-центр

1414

8-800-080-7777

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


СОВМЕСТНЫЙ ПРИКАЗ Об утверждении Правил финансирования проектов цифровизации в области углеводородов и добычи урана в размере одного процента от затрат на добычу, понесенных недропользователем в период добычи углеводородов и урана по итогам предыдущего года

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Приказ
Дата создания: 04/09/2020
Публичное обсуждение до: 18/09/2020
Дата запуска онлайн-обсуждения: 18/09/2020 11:55:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 18/09/2020 16:30:00
Приложенные документы:
  • Скачать
  • Скачать

МИНИСТЕРСТВО ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИЙ И АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от «___»__________года № __  город Нур-Султан

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

««__» ______2020 года

№ _______

город Нур-Султан

 

 

город Нур-Султан

 

 

 

СОВМЕСТНЫЙ ПРИКАЗ

 

 

Об утверждении Правил финансирования проектов цифровизации в области углеводородов  и добычи урана в размере одного процента от затрат на добычу, понесенных недропользователем в период добычи углеводородов и урана по итогам предыдущего года

 

 

 

В соответствии подпунктом 2) пункта 1 статьи 129 и подпунктом 2) пункта 1 статьи 178 Кодекса Республики Казахстан от 27 декабря 2017 года «О недрах и недропользовании» ПРИКАЗЫВАЕМ:

  1. Утвердить прилагаемые Правила финансирования проектов цифровизации в области углеводородов и урана недропользователями в период добычи углеводородов и урана в размере одного процента от затрат на добычу, понесенных недропользователем в период добычи углевородов и урана по итгам предыдущего года.
  2. Департаменту недропользования Министерства энергетики Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) размещение настоящего совместного приказа на интернет-ресурсе Министерства энергетики Республики Казахстан;

3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства энергетики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

3. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующего вице-министра энергетики Республики Казахстан.

4. Настоящий совместный приказ вводится в действие со дня его первого официального опубликования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Утверждены

совместным приказом

 Министра цифрового развития инноваций и аэрокосмической промышленности

Республики Казахстан

от _____________года № __

и Министра энергетики

Республики Казахстан

от _____________года № __

 

 

 

Правила финансирования  проектов цифровизации в области углеводородов и добычи урана в размере одного процента от затрат на добычу, понесенных недропользователям в период добычи углеводородов и урана по итгам предыдущего года

 

Глава 1. Общие положения

 

1. Настоящие Правила финансирования реализации проектов цифровизации в области углеводородов и урана недропользователями в период добычи углеводородов и урана (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 129 и подпунктом 2) пункта 1 статьи 178 Кодекса Республики Казахстан от 27 декабря 2017 года «О недрах и недропользовании» (далее - Кодекс) и определяют порядок финансирования реализации проектов цифровизации в области углеводородов и урана недропользователями в период добычи углеводородов и урана.

      2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:

      1) проект цифровизации в области углеводородов или урана с применением информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ-проект) – экономически обоснованный комплекс работ по созданию, развитию и сопровождению объектов информатизации в области углеводородов или урана, финансирование которого осуществляются за счет недропользователя в размере одного процента от затрат на добычу, понесенных недропользователем по итогам предыдущего года, а также иных источников финансирования, не запрещенных законодательством Республики Казахстан;

      2) проектная документация проекта в области информационно-коммуникационных технологий (далее – проектная документация) - совокупность документов, включающая инвестиционное предложение, финансово-экономическое обоснование, конкурсную документацию, бизнес-план по проектам государственно-частного партнерства, содержащая описание проекта в области информационно-коммуникационных технологий, раскрывающее целесообразность реализации, технико-экономические параметры проекта, а также основные технические и технологические решения;

      3) портфель проектов цифровизации в области углеводородов или урана с применением информационно-коммуникационных технологий (далее – портфель ИКТ-проектов) – набор проектов цифровизации в области углеводородов или урана с применением информационно-коммуникационных технологий, объединенных вместе с целью эффективного управления их реализацией;

      4) информационное обеспечение – доступность документов, данных и электронных информационных ресурсов, используемых для принятия решений;

      5) информационное взаимодействие – процесс обмена сведениями и информацией между структурными подразделениями недропользователя, недропользователя с дочерними организациями, другими государственными органами, физическими и юридическими лицами;

      6) архитектура предприятия – описание текущего и планируемого состояния недропользователя, включая его задачи, функции, организационную структуру, электронные информационные ресурсы, информационно-коммуникационную инфраструктуру и их взаимосвязь;

      7) текущее состояние архитектуры предприятия (далее – текущая архитектура предприятия) – представление архитектуры предприятия по состоянию на момент ее разработки;

      8) целевое (планируемое) состояние архитектуры предприятия (далее – целевая архитектура предприятия) – представление архитектуры предприятия на будущее время, которое определяет пятилетнюю стратегию цифровизации недропользователя;

      9) масштаб архитектуры предприятия – границы по разработке или развитию архитектуры предприятия, характеризующиеся временными рамками и количеством структурных и организационных единиц;

      8) контекст архитектуры предприятия – внутренняя среда и внешние условия функционирования недропользователя, в рамках которых осуществляется разработка и развитие архитектуры предприятия;

      9) заинтересованная сторона архитектуры предприятия и (или) ИКТ-проекта (далее – заинтересованная сторона) - юридическое лицо (дочернее юридическое лицо, субъект квазигосударственного сектора), на деятельность которого окажет влияние разработка или развитие архитектуры предприятия, имеющее ожидание и интересы в отношении объектов информатизации в области углеводородов или урана предназначенных для формирования электронных информационных ресурсов недропользователя в рамках осуществления функций и оказания услуг недропользователя;

      10) представление архитектуры предприятия (далее – представление) – формализованное описание объектов деятельности ГО и их взаимосвязь в виде архитектурных артефактов (списков, таблиц и моделей) отражающие состояние недропользователя на определенный момент времени, включая миссию, цели и целевые индикаторы, задачи, функции, организационную структуру, электронные информационные ресурсы, информационно-коммуникационную инфраструктуру недропользователя и их взаимосвязь;

      11) ограничение архитектуры предприятия (далее – ограничение) – внутриведомственные либо внешние ограничения, требования или условия, накладываемые на архитектуру предприятия;

12) отчет о финансировании реализации проектов цифровизации в области углеводородов и урана – документ, установленной формы, содержащий информацию о финансировании (о целесообразности дальнейшего финасирования) проектов цифровизации в области углеводородов и урана, либо о результатах завершенного проекта (ов) цифровизации в области углеводородов и урана, включаяюшая в себя отчет об авторском надзоре;

13) реестр товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по недропользованию, и их производителей (далее – реестр) –государственная информационная система, предназначенная для контроля и мониторинга закупа товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по недропользованию, и их производителей, а также проведения электронных закупок и формирования перечня товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по недропользованию;

14) единая государственная система управления недропользованием (далее – ЕГСУН) – информационная система уполномоченного органа в области углеводородов, предназначенная для сбора, хранения, анализа и обработки информации в сфере недропользования.

      Иные понятия и термины, используемые в настоящих Правилах, применяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

     

3. В течение периода добычи, начиная со второго года, недропользователь обязан ежегодно осуществлять финансирование научно-исследовательских, научно-технических и (или) опытно-конструкторских работ и (или) проектов цифровизации в области углеводородов и (или) добычи урана.

4. Финансирование реализации проектов цифровизации осуществляется недропользователем в размере одного процента от затрат на добычу, понесенных недропользователем по итогам предыдущего года.

5. Объем финансирования реализации проектов цифровизации, превышающий один процент от затрат на добычу, понесенных недропользователем по итогам предыдущего года, учитывается в счет исполнения соответствующих обязательств недропользователя в следующем году.

6. Определение затрат на добычу, понесенных недропользователем по итогам предыдущего года, с целью расчета обязательств по финансированию реализации проектов цифровизации, осуществляется на основании данных отчета об исполнении лицензионно-контрактных условий для недропользователя в области углеводородов или отчета об исполнении контрактных условий для недропользователя в области добычи урана, предоставляемых недропользователями в уполномоченный орган в области углеводородов и добычи урана в утверждаемом им порядке согласно статьям 132 и 180 Кодекса.

7. Автоматизация деятельности недропользователя, в том числе функций и оказания вытекающих из них услуг, создание и развитие ИКТ-проектов осуществляется путем создания и развития объектов информатизации либо путем приобретения объектов информатизации или информационно-коммуникационных услуг в соответствии с утвержденной архитектурой предприятия недропользователя, а в случае ее отсутствия – на основании решения недропользователя о необходимости автоматизации деятельности.

При этом порядок создания ИКТ-проектов как при наличии архитектуры предприятия, так и при ее отсутствии осуществляется посредством закупок товаров, работ и услуг в сфере информатизации и способами, установленными законодательством Республики Казахстан о недрах и недропользовании посредством Реестра в электронной форме.

8. Архитектура предприятия предназначена для решения следующих задач:

      1) формирование среднесрочного плана цифровизации недропользователя;

      2) определение приоритетных направлений расходов на цифровизацию недропользователя;

      3) оптимизация расходов на цифровизацию недропользователя;

      4) исключение дублирования объектов информатизации недропользователя и создание возможностей для совместного использования объектов информатизации недропользователя;

      5) определение оптимального уровня и формата автоматизации функций недропользователя и оказания вытекающих из них услуг;

      6) обеспечение оптимального выбора и эффективного внедрения информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в реализацию целей и задач недропользователя.

            9. Архитектура предприятия включает описание текущей архитектуры предприятия, целевой архитектуры предприятия и среднесрочное планирование информатизации недропользователя и реализации архитектуры предприятия.

      10. Целевая архитектура предприятия отражает пятилетний план информатизации деятельности недропользователя.

      11. Формирование архитектуры предприятия осуществляется в следующем порядке:

      1) инициация разработки или развития архитектуры предприятия;

      2) разработка или развитие архитектуры предприятия;

      3) реализация архитектуры предприятия;

      4) сопровождение реализации и мониторинг реализации архитектуры предприятия.

 

 

 

Глава 2. Порядок финансирования ИКТ-проектов недропользователями

Параграф 1. Инициация разработки или развития архитектуры предприятия

 

      11. Для определения ИКТ-проекта недропользователь обеспечивают инициацию разработки архитектуры предприятия собственными силами структурного подразделения по цифровизации или на договорной основе с привлечением сторонних организаций на конкурсной основе. Недропользователь также обеспечивает инициацию разработки архитектуры предприятия в случае планирования недропользователем разработки документа среднесрочного планирования цифровизации.

      12. Основаниями развития архитектуры предприятия являются:

      1) реорганизация недропользователя;

      2) принятие новых либо внесения изменений и (или) дополнений в нормативные правовые акты или стратегию цифровизации и карту цифровых проектов в области углеводородов и урана, базовых проектных документах по разведке и добыче углеводородов, проектных документах в области добычи урана, рабочей программе контракта, регулирующих деятельность недропользователя;

      3) потребность недропользователя в оптимизации и автоматизации функций и оказания вытекающих из них услуг и, как следствие, необходимость создания или развития объектов информатизации;

      4) изменение требований к информационному обеспечению деятельности, объектам информатизации недропользователя, в том числе из-за изменения функций, структуры недропользователя;

      5) изменение структуры и (или) объема расходов в сфере информатизации.

      13. Процесс инициации разработки или развития архитектуры предприятия включает следующие операции:

      1) принятие решения недропользователем по разработке или развитию архитектуры предприятия;

      2) размещение на реестре товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по недропользованию, и их производителей (далее – реестр) недропользователем технической спецификации по разработке или развитию архитектуры предприятия в случае привлечения поставщика;

      14. Потребность в развитии архитектуры предприятия определяется основаниями определенных пунктом 12 настоящих Правил и в зависимости от изменений архитектуры предприятия, развитие архитектуры предприятия делится на следующие уровни масштаба изменений:

      1) изменение архитектуры предприятия связано с необходимостью комплексного пересмотра отрасли (сферы) и связанных с ней ИКТ-проектов;

      2) переработка архитектуры предприятия связана с необходимостью проведения изменений в компетенциях, задачах и функциях недропользователя, влекущие за собой кардинальное изменение текущего и целевого состояний архитектуры предприятия.

      Переработка архитектуры предприятия осуществляется в установленные для разработки архитектуры предприятия сроки начала услуги, сроки выполнения услуги и необходимый бюджет.

      15. Недропользователь в реестре осуществляет закуп услуги по разработке или развитию архитектуры предприятия в случае привлечения поставщика.

     

      16. Недропользователь для разработки, мониторинга реализации и развития архитектуры предприятия создает рабочую группу - архитектурный совет (далее - архитектурный совет) с полномочиями, а также обеспечивают для поставщика услуги необходимые организационные и технические условия во время разработки, мониторинга реализации или развития архитектуры предприятия.

      Архитектурный совет является постоянно действующим консультативно-совещательным органом при руководителе недропользователя. Численный и персональный состав архитектурного совета утверждается руководителем недропользователя из числа руководителей структурных подразделений, определенных пунктом 18 настоящих Правил.

      17. Результаты рассмотрения вопросов повестки дня заседания архитектурного совета с указанием итогов голосования по каждому вопросу заносятся в соответствующий протокол, который формируется и направляется для согласования присутствовавшими на заседании членами архитектурного совета. Принятая рекомендация архитектурного совета оформляется протоколом, который подписывается председателем и секретарем архитектурного совета. Члены архитектурного совета в случае несогласия с принятой рекомендацией излагают свое мнение, которое приобщается к протоколу заседания.

      18. В состав архитектурного совета включаются:

      руководитель структурного подразделения по цифровизации недропользователя либо лицо его замещающее;

      руководитель или заместитель структурного подразделения недропользователя, осуществляющего отраслевые функции и оказание вытекающих из них услуг, представители дочерних организаций (по согласованию) для:

      1) обеспечения сбора и своевременного предоставления информации, материалов и документов, необходимых для разработки или развития архитектуры предприятия;

      2) участия в интервьюировании и, анкетировании, обсуждении и согласовании результатов разработки или развития архитектуры предприятия.

            Руководителем архитектурного совета является заместитель руководителя недропользователя, осуществляющий контроль, организацию и координацию работ по цифровизации недропользователя.

      Структурное подразделение по цифровизации недропользователя является рабочим органом архитектурного совета и обеспечивает организацию и координацию деятельности по разработке, мониторингу реализации или развитию архитектуры предприятия, а также согласование результатов разработки или развития архитектуры предприятия со стороны недропользователя. Функциями рабочего органа являются подготовка материалов к заседаниям в соответствии со сроками и повесткой дня, определяемыми архитектурным советом, рассылка их членам архитектурного совета, подготовка протоколов заседаний архитектурного совета.

 

Параграф 2. Разработка или развитие архитектуры предприятия

 

      19. Поставщик услуги или структурное подразделение по цифровизации недропользователя формирует ожидания недропользователя от разработки или развития архитектуры предприятия, включая:

      1) контекст архитектуры предприятия;

      2) недостатки и ограничения деятельности недропользователя, решаемые посредством разработки или развития архитектуры предприятия;

      3) перечень заинтересованных сторон с указанием их ожиданий.

      20. Процесс разработки или развития архитектуры предприятия включает следующие этапы:

      1) определение текущей архитектуры предприятия;

      2) описание стратегических целей, целевых индикаторов, задач, показателей и проблем недропользователя;

      3) формирование целевой архитектуры предприятия;

      4) среднесрочное планирование цифровизации недропользователя и реализации архитектуры предприятия (далее – План реализации).

      Поставщик при разработке или развитие архитектуры предприятия руководствуется настоящими Правилами и собственным методологическим обеспечением.     

     21. В рамках определения текущей архитектуры предприятия поставщик или структурное подразделение по цифровизации недропользователя:

     1) определяет отрасли (сферы) виды деятельности управления за которые ответственен недропользователь, и осуществляемые им специфичные отраслевые функции и вытекающие из них услуги;

      2) описывает существующий перечень услуг и процессов, определенных недропользователем как подлежащие оптимизации и автоматизации в том числе в случае модернизации либо реконструкции действующих добывающих производств или модернизации, либо реконструкции действующих перерабатывающих производств;

      3) описывает организационную структуру и формализует в рамках масштаба архитектуры предприятия деятельность недропользователя в виде бизнес-процессов;

      4) проводит в рамках масштаба архитектуры предприятия обследование и описание объектов информатизации;

      5) описывает существующее информационное обеспечение, включая перечень источников информации и потоков информационного взаимодействия недропользователя, требования законодательства Республики Казахстан о предоставлении недропользователем отчетов и иной информации, а также интеграции с компонентами внутреннего и внешнего контуров недропользователя;

      6) проводит анализ существующих ИКТ-проектов недропользователя и зависимости между внутриведомственными, отраслевыми и межведомственными ИКТ-проектами.

      22. В рамках описания стратегических целей, целевых индикаторов, задач и показателей, проблем и возможностей недропользователя поставщик или структурное подразделение по цифровизации недропользователя:

      1) описывает перечень целей, задач, целевых индикаторов и показателей недропользователя, стратегии цифровизации и карты цифровых проектов в области углеводородов и урана, базовых проектных документах по разведке и добыче углеводородов, проектных документах в области добычи урана, рабочей программе контракта, соответствующих контексту разрабатываемой архитектуры предприятия;

      2) определяет существующие проблемы (недостатки и ограничения) деятельности, выявляет возможные причины их возникновения, а также рассматривает возможность их решения посредством применения ИКТ в деятельности недропользователя.

      23. В рамках формирования целевой архитектуры предприятия поставщик или структурное подразделение по цифровизации недропользователя:

      1) формирует предложения по изменению подходов к исполнению деятельности с учетом применимых цифровых трендов (от 1 до 5 лет);

      2) описывает в рамках масштаба архитектуры предприятия целевое состояние бизнес-процессов недропользователя в регулируемых сферах (отраслях), видах деятельности, обеспечивающие реализацию функций и вытекающих из них услуг;

       3) формирует перечень необходимых интеграций объектов информатизации в целях оптимизации информационного взаимодействия;

      4) формирует перечень инициатив по цифровизации в виде предлагаемых ИКТ-проектов.

      24. В рамках Плана реализации поставщик или структурное подразделение по цифровизации недропользователя:

      1) формирует предложения по консолидации, приостановлению, отказу от реализации или пересмотру текущих ИКТ-проектов и находящихся в эксплуатации объектов информатизации, в том числе, изменение приоритета, оптимизация, бюджета, сроков и масштаба реализации, в целях обеспечения соответствия целевой архитектуре предприятия;

      2) формализует перечень инициатив по цифровизации в целевой портфель ИКТ-проектов, который, в том числе, включает текущие ИКТ-проекты недропользователя с учетом рекомендаций по их пересмотру, исключения дублирования объектов информатизации и создание возможностей для совместного использования объектов информатизации бизнес-подразделениями и функциональными подразделениями недропользователя;

      3) проводит описание паспортов ИКТ-проектов с указанием целей и задач, сроков реализации, необходимого объема инвестиций, ожидаемых результатов, содержания с привязкой к целевым бизнес-процессам видов деятельности недропользователя предусмотренные уставом, подлежащим автоматизации, масштаба, интеграции и формата реализации или с привязкой к требованиям законодательства Республики Казахстан в области углеводородов и урана, а также целей, задач, целевых индикаторов и показателей недропользователя, отраженных в стратегии цифровизации и карты цифровых проектов в области углеводородов и урана, базовых проектных документах по разведке и добыче углеводородов, проектных документах в области добычи урана, рабочей программе контракта согласно в приложения 2 к настоящим Правилам;

      4) формирует перечень мероприятий по выводу из эксплуатации, замене, постановке на баланс, учету и актуализации сведений об объектах информатизации, предложения по внесению соответствующих изменений в среднесрочную программу закупа товаров, работ и услуг, программу развития переработки сырого газа, базовые проектные документы по разведке и добыче углеводородов, проектные документы в области добычи урана, рабочую программу контракта;

      5) формирует план-график по реализации ИКТ-проектов целевой архитектуры предприятия.

      25. Поставщик по результатам выполнения процесса разработки или развития архитектуры предприятия проводит архитектурному совету презентацию для обсуждения и согласования результатов.

      Результатом выполнения мероприятий по разработке или развитию архитектуры предприятия является согласованный архитектурным советом проект архитектуры предприятия.

        Документы об исполнении договора о закупках по технической спецификации на разработку или развитие архитектуры предприятия (акт выполненных работ, оказанных услуг, счет-фактура) оформляются в электронной форме посредством реестра и передаются в ЕГСУН для мониторинга архитектур предприятия недропользователей.

Глава 3. Реализация архитектуры предприятия или ИКТ-проекта

Параграф 1. Согласование и утверждение проекта архитектуры предприятия или ИКТ-проекта

 

      26 . Реализация архитектуры предприятия или ИКТ-проекта включает этапы:

      1) согласование и утверждение проекта архитектуры предприятия или ИКТ-проекта;

      2) реализация архитектуры предприятия или ИКТ-проекта.

      27. Недропользователь по результатам разработки или развития архитектуры предприятия в течение пяти рабочих дней направляет в  ЕГСУН материалы, предусмотренные подпунктами 3) и 5) пункта 24 настоящих Правил на согласование в уполномоченный орган в области углеводородов и урана удостоверенные электронной цифровой подписью уполномоченного должностного лица недропользователя.

         В случае отсутствия архитектуры предприятия недропользователь по результатам принятия решения о необходимости автоматизации деятельности и создании или развитии ИКТ-проекта направляет в ЕГСУН материалы, предусмотренные подпунктами 3) и 5) пункта 24 настоящих Правил на согласование в уполномоченный орган в области углеводородов и урана удостоверенные электронной цифровой подписью уполномоченного должностного лица недропользователя.

      Недропользователь при направлении в  ЕГСУН паспорта ИКТ-проектов указывает цели, задачи, сроки реализации, необходимый объем инвестиций, ожидаемые результаты, содержание с привязкой к целевым бизнес-процессам видов деятельности недропользователя предусмотренные уставом, подлежащим автоматизации, масштаб, интеграции, формат и сроки реализации или с привязкой к требованиям законодательства Республики Казахстан в области углеводородов и урана, а также целям, задач, целевым индикаторам и показателям недропользователя, отраженных в стратегии цифровизации и карте цифровых проектов в области углеводородов и урана, базовых проектных документах по разведке и добыче углеводородов, проектных документах в области добычи урана, рабочей программе контракта или в соответствии с перечнем приоритетных видов деятельности для финансирования реализации проектов цифровизации, указанным в приложении 1 к настоящим Правилам.

       Уполномоченный орган в области углеводородов и урана по итогам анализа соответствия требованиям абзаца 3 настоящего пункта в  ЕГСУН согласует ИКТ-проекты в течении пяти рабочих дней удостоверяя электронной цифровой подписью уполномоченного должностного лица.

      28. Недропользователь по результатам внесенных необходимых изменений поставщиком в проект архитектуры предприятия согласно пункту 27 настоящих Правил, осуществляет в течение десяти рабочих дней утверждение проекта архитектуры предприятия недропользователя первым руководителем недропользователя либо лицом, его замещающим.

      29. Недропользователь в течение пяти рабочих дней после утверждения архитектуры предприятия размещает на своем интернет-ресурсе информацию в рамках архитектуры предприятия, предусмотренную подпунктами 3) и 5) пункта 24 настоящих Правил, а также для стимулирования развития производства отечественного программного обеспечения, программных продуктов и производства технических средств участвует в проведение дней цифровизации на различных площадках в том, числе международном технологическом парке «Астана Хаб», где предоставляет информацию в рамках архитектуры предприятия, предусмотренную подпунктами 3) и 5) пункта 24 настоящих Правил.

      30. Недропользователь после утверждения архитектуры предприятия вносит изменения в среднесрочную программу закупа товаров, работ и услуг, программу развития переработки сырого газа, базовые проектные документы по разведке и добыче углеводородов, проектные документы в области добычи урана, рабочую программу контракта с целью отражения в них наименования ИКТ-проектов архитектуры предприятия, мер и мероприятий по реализации архитектуры предприятия направленные на достижение целей и задач недропользователя.

 

 

 

Параграф 2. Реализация архитектуры предприятия или ИКТ-проекта

 

      31. Недропользователь обеспечивает реализацию утвержденной архитектуры предприятия или ИКТ-проекта созданного по результатам принятия решения о необходимости автоматизации деятельности.

     

      32. В зависимости от выбранной модели финансирования ИКТ-проектов недропользователь осуществляет мероприятия по реализации ИКТ-проектов, в том числе, разрабатывает и (или) организует разработку необходимой технической и проектной документации ИКТ-проектов в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

             Недропользователь осуществляет реализацию ИКТ-проектов в соответствии со стандартами по управлению проектами, действующими на территории Республики Казахстан, в том числе СТ РК ISO 21500-2014-Руководство по управлению проектами.

      33. Положения утвержденной архитектуры предприятия для дальнейшей реализации включается в состав технической и проектной документации ИКТ-проектов.

      Архитектурный совет подтверждает соответствие технической и проектной документации ИКТ-проектов утвержденной архитектуре предприятия, и при необходимости вносит предложения по развитию или актуализации архитектуры предприятия.

34. Недропользователь реализует утвержденную архитектуру предприятия или ИКТ-проекта в соответствии с Планом реализации, в том числе, через создание ИКТ-проектов, посредством закупок товаров, работ и услуг в сфере информатизации и способами, установленными законодательством Республики Казахстан о недрах и недропользовании посредством реестра или иных систем электронного закупа, расположенных в казахстанском сегменте интернета, работа которых синхронизирована с работой такого реестра.

При этом недропользователь за тридцать календарных дней до проведения закупа соответствующих услуг направляет в уполномоченный орган в области углеводородов и добычи урана и уполномоченный орган в сфере информатизации информацию о планируемом закупе ИКТ-проекта цифровизации с указанием его наименования и краткого описания, а также контактных данных недропользователя (телефон, адрес электронной почты).

Уполномоченный орган в области углеводородов и добычи урана и уполномоченный орган в сфере информатизации размещают на интернет-ресурсах информацию о планируемом закупе ИКТ-проекта предоставленную недропользователем.

      Недропользователь реализует ИКТ-проекты в соответствии с нормативно-технической документацией по созданию объектов информатизации и управлению проектами, действующими на территории Республики Казахстан.

Недропользователь при создании ИКТ-проекта отдает приоритет казахстанским организациям, если товары, работы и услуги конкурентоспособны по цене, эффективности и качеству.

     

      35. Структурное подразделение недропользователя, ответственное за реализацию ИКТ-проектов, и структурное подразделение по информатизации недропользователя, обеспечивают соответствие реализуемых ИКТ-проектов положениям утвержденной архитектуры предприятия.

36. Порядок перехода права собственности и иных прав на результаты реализации проекта цифровизации определяется договором, заключаемым недропользователем и поставщиком реализации ИКТ-проекта.

37. Документами, подтверждающими исполнение обязательств по финансированию недропользователями реализации ИКТ-проектов, являются подписанные сторонами акты выполненных работ/услуг и (или) расходные накладные, формы которых определяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

По итогам исполнения обязательств по финансированию недропользователями реализации ИКТ-проектов цифровизации лицензионный договор или договор уступки исключительного права, направленные на дальнейшую коммерциализацию объекта интеллектуальной собственности и форма сведений о этих документах в машиночитаемом виде посредством реестра  передаются в единую государственную информационную систему управления недропользованием для подтверждения исполнения контрактного обязательства и информационную систему органа государственных доходов для производства вычета по контрактной деятельности расходов недропользователя на финансирование (перечисление денег) научных исследований в соответствии с законодательством Республики Казахстан о налогах.

 

 

Глава 4. Мониторинг реализации архитектуры предприятия или ИКТ-проекта

 

38. Мониторинг реализации недропользователем архитектуры предприятия осуществляется посредством проведения ежегодного авторского надзора организацией, разработавшей архитектуру предприятия на договорных условиях.

В случае разработки или развития архитектуры предприятия структурным подразделением по цифровизации мониторинг реализации ИКТ-проектов осуществляется собственными силами и авторский надзор не осуществляется.

39. При авторском надзоре используется текущая архитектура предприятия, а результаты надзора излагаются в виде ежегодного отчета.

40. В рамках мониторинга архитектуры предприятия или ИКТ-проекта поставщик, разработавший архитектуру предприятия или внедряющий ИКТ-проект:

1) проводит оценку соответствия хода реализации ИКТ-проектов и мероприятий по реализации ИКТ-проектов положениям утвержденной архитектуры предприятия или проектной и технической документации ИКТ-проекта;

2) обеспечивает консультационную и методологическую поддержку мероприятий Плана реализации утвержденной архитектуры предприятия или ИКТ-проекта;

3) определяет необходимость и уровень масштаба изменений в архитектуру предприятия или ИКТ-проект;

4) формирует рекомендации для недропользователя по исключению несоответствий, реализуемых ИКТ-проектов и мероприятий, положениям архитектуры предприятия или проектной и технической документации ИКТ-проекта в ежегодном отчете по авторскому надзору;

5) проводит актуализацию архитектуры предприятия на основании предложений архитектурного совета, связанных с редакционными изменениями представлений архитектуры предприятия посредством переименования, уточнения и (или) корректировки значений в представлениях архитектуры предприятия с целью обеспечения их корректности и применимости.

41. В ежегодном отчете по авторскому надзору отражаются:

1) соответствие фактически достигнутых значений технологических параметров проектным значениям;

2) причины расхождений между фактическими и проектными показателями и (или) невыполнения проектных решений;

3) по ИКТ-проекту – рекомендации по достижению проектных решений и устранению выявленных недостатков и (или) по проведению внеочередного анализа архитектуры предприятия для определения необходимости изменения отдельных проектных решений и показателей ИКТ-проекта.

В случае необходимости замены, ранее привлеченной недропользователем организации разработавшей архитектуру предприятия на иную при проведении авторского надзора такая замена допускается с согласия автора архитектуры предприятия.

           42. Отчет о финансировании реализации ИКТ-проектов недропользователями предоставляется в уполномоченный орган по углеводородам и добыче урана по утверждаемым им формам и порядку приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 23 мая 2018 года № 203 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 17036).

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

к Правилам финансирования реализации

проектов цифровизации в области

углеводородов и урана недропользователями

 в период добычи углеводородов и урана

 

 

            Перечень
приоритетных видов деятельности для финансирования реализации

ИКТ-проектов

 

1. Разработка, внедрение, сопровождение, развитие, модификация и реализация программного обеспечения и программного продукта.

2. Создание, опытная и промышленная эксплуатация, внедрение, развитие, модификация, сопровождение информационных систем (за исключением информационных систем государственных органов).

3. Деятельность по обработке данных (обнаружение знаний в базах данных) с применением программного обеспечения.

4. Фундаментальные и прикладные исследования, экспериментальные разработки в области естественных и технических наук, выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или опытно-технологических работ в сфере информационно-коммуникационных технологий и реализация результатов таких исследований и разработок определенные перечнем приоритетных отраслевых направлений для проведения научных исследований утвержденные приложением к правилам финансирования недропользователями научно-исследовательских, научно-технических и (или) опытно-конструкторских работ недропользователями в период добычи углеводородов и урана совместным приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 31 мая 2018 года № 222 и Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 мая 2018 года № 244 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 17096).

5. Разработка, внедрение, сопровождение, развитие, модификация или отдельные этапы разработки (исследование, проектирование (конструирование), технические испытания и производство) технологий, устройств и систем микро-, опто- и наноэлектроники, микроэлектромеханики, монтаж печатных плат и реализация результатов таких разработок.

6. Разработка, внедрение, сопровождение, развитие, модификация или отдельные этапы разработки (исследование, проектирование (конструирование), тестирование, технические испытания) технологий, устройств и систем робототехники и реализация результатов таких разработок.

7. Разработка, внедрение, сопровождение, развитие, модификация, (исследование, проектирование (конструирование), тестирование, технические испытания) технологий, устройств и систем радиолокации, радионавигации, радиосвязи, радиоуправления, радиочастотной идентификации и реализация результатов таких разработок.

8. Разработка, внедрение, сопровождение, развитие и модификация или отдельные этапы разработки (исследование, проектирование (конструирование), прототипирование, тестирование, технические испытания), производство технологий, оборудования и устройств в сфере информационно-коммуникационных технологий, телекоммуникационных технологий, устройств и систем биометрии и реализация результатов таких разработок.

9. Разработка, внедрение, сопровождение, развитие, модификация, производство, реализация, монтаж, наладка (все вышеназванные работы вместе или часть из них) технических, программных средств обработки информации в защищенном исполнении, программных, программно-аппаратных средств в области информационной безопасности, в том числе программно-технические способы и средства обеспечения информационной безопасности.

10. Разработка, развитие, модификация, внедрение, эксплуатация и сопровождение программного обеспечения и (или) аппаратно-программных комплексов с использованием технологий облачных вычислений.

11. Разработка, внедрение, развитие, модификация, сопровождение программного обеспечения и (или) аппаратно-программных комплексов на основе или с использованием технологии блокчейн.

12. Разработка, внедрение, сопровождение, развитие и модификация и реализация систем беспилотного управления транспортными средствами, а также систем и устройств спутниковой навигации, мобильной связи и экстренного вызова оперативных служб на транспорте.

13. Разработка, внедрение, сопровождение, развитие, модификация или отдельные этапы разработки (исследование, проектирование (конструирование), технические испытания) технологий, устройств и систем искусственного интеллекта и реализация результатов таких разработок.

14. Разработка, сопровождение, развитие, модификация, внедрение, реализация концепции вычислительно-коммуникационной сети физических предметов, оснащенных встроенными технологиями для взаимодействия друг с другом или внешней средой (интернет-вещей).

15. Разработка, внедрение, сопровождение, развитие, модификация или отдельные этапы разработки (исследование, проектирование, технические испытания) технологий виртуальной и дополненной реальности, устройств, программ и реализация результатов таких разработок.

16. Услуги по обеспечению комплексной вычислительной инфраструктурой для выполнения вычислительных операций и обработки данных.

 

 

 

 

 

                                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                            Приложение 2
к Правилам финансирования реализации

проектов цифровизации в области

углеводородов и урана недропользователями

 в период добычи углеводородов и урана

     ПАСПОРТ ИКТ-ПРОЕКТА
 

История изменения документа

Дата

 

Автор

 

Изменения

 

Идентификация

Полное название

 

Краткое название

 

                                                                                                                                                                                                                          

Внешний/Внутренний

(разработка, внедрение…)

Технический тип проекта

 

Идентификатор

Идентификатор

Способ финансирования

(фиксированная цена, по затратам...)

Назначение

Цель

Определение целей реализации ИКТ-проекта (компонент цели из модели мотивации в части решения проблем)

Цель– это желаемый конечный результат, который будет получен по результатам реализации ИКТ-проекта и решения проблем деятельности. Цель формулируется 1-2 предложениями. Цель ИКТ-проекта формулируется в бизнес-терминах и не содержит механизмов и методов достижения (решений и их компонентов), путем указания вектора развития отрасли (например, повышение, развитие, сохранение, распространение и т.д.), ссылки на объект изменения и (или) указания выгодополучателя. Например, повышение конкурентоспособности инвалидов на рынке труда, обеспечение прозрачности системы здравоохранения, повышение качества лечения.

ИКТ-проект может иметь больше одной цели и несколько задач в расчете на цель. Цели ИКТ-проекта имеет характер качественного улучшения и должна соответствовать стратегическим целям отрасли и государственного органа.

Задачи

Формирование задач ИКТ-проекта. Описание перечня задач (необходимого набора действий), для достижения цели.

Для формирования задач необходимо трансформировать цели ИКТ-проекта в конкретные тактические задачи и соотнести эти формулировки с факторами, вызывающими проблему, на решение которой направлен ИКТ-проект, и определить будет ли выполнение задач как-то влиять на факторы, вызывающие проблему. Задачи – это конкретные и поддающиеся измерению результаты проекта. Они должны быть конкретизированы максимально, реалистичны и выполнимы. В них должны содержаться количественные данные, по которым можно будет судить о достижении цели. С каждой целью будут связаны одна или больше задач.

Всегда начинайте задачу с глагола действия. Избегайте несовершенных форм глаголов, которые показывают процесс (например, улучшать, усиливать, содействовать). Используйте слова, которые означают завершенность (например, увеличить, укрепить, подготовить) и указывают механизм реализации путем/через/с помощью/посредством (способ реализации проекта: проведение конференции, серии семинаров; создание обучающей программы, какой либо службы и т. д.). Это гарантирует, что задача измерима, и что конечный результат проекта рассматривается через действие задачи. Каждая задача также становится измеримой контрольной точкой, в формулировке должна быть конкретика достижения результата, чисто качественные формулировки не рассматриваются, только обозначенные количественные данные считаются задачными. Формулируя задачи, используйте критерии SMART:

S spesific – конкретность;

M measurable – исчисляемость;

A area-specific – территориальность;

R realistic – реалистичность;

T time-bound – определенность во времени;

При формулировке задач необходимо удостовериться, что осуществление всей совокупности задач проекта является необходимым и достаточным условием достижения поставленных целей ИКТ-проекта. Из раздела должно быть ясно, что получится в результате реализации архитектуры, какие положительные изменения произойдут в ныне существующей ситуации.

1.

2.

3.

Состав работ

1.

2.

3.

Объекты автоматизации

1.

2.

3.

Комментарий

 

Контрагенты

Спонсор

сотрудник (как правило, руководитель высшего звена) организации, реализующей проект, который курирует проект со стороны организации (владельца проекта), обеспечивает общий контроль и поддержку проекта (финансовые, материальные, человеческие и другие ресурсы). Спонсор (куратор) проекта отвечает за достижение проектом конечных целей и реализацию выгод для организации. Спонсор проекта несет ответственность перед генеральным директором/ президентом или перед управляющим советом

Заказчик

Указывается кто платит за реализацию ИКТ-проекта

Собственник

Указывается кто будет обладать правами владения, пользования и распоряжения результатами проекта после завершения

Пользователь

Указываются организации конечные пользователи результатов ИКТ-проекта

Соисполнители

1.

2.

3.

Состав работ соисполнителей

1.

2.

3.

Подрядчики

1.

2.

3.

Продукты/Услуги подрядчиков

1.

 

2.

 

3.

Основание

Официальные документы

Дата запуска проекта

 

Приказ

 

Основания для открытия проекта

1.

2.

3.

Дата подписания договора  

 

Договор

 

Организация заказчика

 

 

Параметры

Масштаб проекта

Масштаб проекта

Указываются организационные границы (масштаб) ИКТ-проекта и перечень (количество) организаций, в которых предполагается внедрение результатов ИКТ-проекта

Длительность (этапы, вехи)

 

Цена

 

Трудоемкость

 

Комментарий

 

Ожидаемые показатели результата

Прямой результат (показатели количества)

Планируя результаты, надо подумать, каким образом будет проконтролировано их достижение, т.е. необходимо продумать и прописать механизмы оценки результатов. В данном разделе отражается только наименование показателя.

Количественный результат (что будет сделано?) - фиксирует количество оказанных услуг, участников мероприятий, получателей конкретной помощи, количество выпущенных книг и т.д. Количественная характеристика объема, достижение которого произойдет в результате реализации ИКТ-проекта.

Конечный результат (показатели результата)

Качественный результат (что изменится?) – должен отражать позитивные изменения, которые произойдут в результате проведения мероприятий, оказания услуг и т.д. Показатель, количественно измеряющий эффект от ИКТ-проекта в результате достижение цели в результате завершения проекта

Предпосылки создания проекта

виды деятельности недропользователя предусмотренные уставом, подлежащим автоматизации

 

требования законодательства Республики Казахстан в области углеводородов и урана

 

цели, задачи, целевые индикаторы и показатели недропользователя, отраженные в стратегии цифровизации и карте цифровых проектов в области углеводородов и урана

 

цели, задачи, целевые индикаторы и показатели недропользователя, отраженные в базовых проектных документах по разведке и добыче углеводородов

 

цели, задачи, целевые индикаторы и показатели недропользователя, отраженные в проектных документах в области добычи урана

 

цели, задачи, целевые индикаторы и показатели недропользователя, отраженные в рабочей программе контракта

 

виды деятельности, указанные в перечне приоритетных видов деятельности для финансирования реализации проектов цифровизации

 

Комментарий

 

Ограничения и условия проекта

Ограничения по срокам 

 

Ограничения по стоимости 

 

Технические условия

1.

2.

3.

Технические ограничения

1.

2.

3.

Риски реализации проекта

Наименование угрозы и риска

Указывается полное наименование риска. Например:

Операционные риски

персонал: потеря ключевых менеджеров и специалистов Получателя Инвестиций, недостаточная квалификация сотрудников, мошенничество сотрудников;

производство: угроза технических сбоев, поломка оборудования, нарушение технологического процесса;

бизнес-процессы: адекватность организационной структуры задачам и объемам деятельности Получателя Инвестиций, неэффективность бизнес-процессов, несогласованность бизнес-процессов Получателя Инвестиций;

 

Финансовые риски

потеря платежеспособности: отсутствие или недостаточность у Получателя Инвестиций денег для своевременного исполнения обязательств, в том числе финансовых, по мере наступления их сроков;

потеря ликвидности: недостаточность или невозможность быстрой реализации активов без существенного снижения их стоимости;

 

Рыночные риски

процентный риск: увеличение процентных расходов по привлеченным ресурсам;

инфляционный риск: обесценение активов или доходов в результате инфляционных процессов;

валютный риск: изменение рыночного курса обмена иностранных валют по отношению к национальной валюте;

 

Кредитный риск

потери платежеспособности потребителей (должников) и невозможностью исполнять ими свои обязательства в соответствии с условиями договоров;

 

Маркетинговые риски

      ухудшение динамики развития отрасли;

      повышение требований потребителей к качеству продукции;

      сокращение спроса на продукцию;

      усиление позиции конкурентов;

      снижение рыночных цен на продукцию;

      ограничения, установленные законодательством Республики Казахстан.

 

Социальные риски

Социально-психологические конфликты в коллективе.

Отсутствие необходимой мотивации персонала.

Низкая корпоративная культура.

Недостаточная компетентность сотрудников и др.

 

Политические риски

Изменения законодательства в области налогообложения.

Конфликты с государственными органами власти.

Нестабильная политическая ситуация в стране и др.

Подходы к реагированию

Указываются предполагаемые мероприятия по снижению каждого риска, в том числе указывается тип подхода, в том числе избежание риска, оптимизация риска, перенос риска. Например: Перенос риска; Аутсорсинг работ, Изменение сроков реализации проекта.

Вероятность

Результаты определения вероятности наступления рисков и ущерба от наступления рисков. Вероятность того, что событие риска наступит. Все риски имеют вероятность больше нуля и меньше 100%. Риск с вероятностью 0 не может произойти и не считается риском. Риск с вероятностью 100% также не является риском, поскольку это достоверное событие, которое должно быть предусмотрено планом проекта.

Выбирается одно из следующих значений:

От 1% до 14% - Крайне маловероятно

От 15% до 28% - Низкая вероятность

От 29% до 42% - Мало вероятно

От 43% до 57% - Возможно    

От 58% до 72% - Вероятно

От 73% до 86% - Вполне вероятно

От 87% до 99% - Наверняка

Оценка уровня риска

Определение ущерба от наступления неблагоприятного события. Указывается один из следующих:

«Высокий» – реализованный риск приведёт к невозможности завершения проекта в заданных границах срока / бюджета / результатов.

«Средний» – реализованный риск приведёт к заметному негативному влиянию на сроки / бюджет / результаты.

«Низкий» – реализованный риск приведёт к незначительному негативному влиянию на сроки / бюджет / результаты.

 

Исполнители

Менеджеры

Структурное подразделение

Процент занятости

Менеджер проекта

 

 

 

Менеджер по качеству

 

 

 

Ключевые члены рабочей группы

Структурное подразделение

Процент занятости

Архитектор

 

 

 

Системный аналитик

 

 

 

Разработчик

 

 

 

Тестировщик

 

 

 

Документатор

 

 

 

Интегратор

 

 

 

Ключевые этапы реализации

Название компонента

Указать наименование компонента из содержания проекта

Дата начала реализации

Дата окончания

реализации

Ожидаемые результаты

Указать форму завершения для этапа

  1.  

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                        

 

Руководство по ведению паспорта проекта:

1.Назначение документа

Паспорт проекта – документ, служащий для идентификации проекта и содержащий описание основных параметров, характеризующих проект в целом.

Паспорт проекта - обязательный документ, являющийся головным документом в пакете внутренней документации проекта.

2. Период ведения

Паспорт проекта ведется на протяжении всего жизненного цикла проекта от открытия проекта, до его завершения.

Паспорт проекта формируется при инициации проекта и вступает в силу в качестве официального внутреннего документа после выпуска приказа об открытии проекта.

В ходе выполнения проекта в паспорт проекта вносится необходимая информация и изменения, которые обеспечивают актуальное состояние документа.

После завершения проекта, которое фиксируется приказом, изменения в паспорте проекта запрещены. Паспорт проекта, в комплекте с документацией проекта, передается в архив.

3. Контроль изменений

Ведение паспорта проекта должно осуществляться в соответствии с дисциплиной контроля изменений документа. Все изменения и дополнения должны быть зарегистрированы в листе «История изменения документа», входящего в состав паспорта проекта.

Члены рабочей группы и должностные лица компании, осуществляющие контроль над выполнением проекта, извещаются о внесении изменений в паспорт проекта.

4. Роли, ведущие паспорт проекта

Первоначальное формирование паспорта проекта выполняет менеджер, инициирующий проект. Внесение изменений и дополнений в паспорт проекта после открытия осуществляет менеджер проекта.

 

Достоверность вышеприведенных данных
для согласования ИКТ-проекта подтверждаю
      Руководитель ___________             ___________________________
                  подпись             Ф.И.О. (при его наличии)