Единый контакт-центр

1414

8-800-080-7777

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


«Об утверждении Перечня эпидемически значимых объектов, подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому контролю и надзору»

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: АРВ
Дата создания: 22/09/2020
Публичное обсуждение до: 25/09/2020
Дата запуска онлайн-обсуждения: 22/09/2020 00:00:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 25/09/2020 00:00:00
Приложенные документы:

    Аналитическая форма по результатам анализа                               

 регуляторного воздействия регуляторных инструментов

 

 

Министерство здравоохранения Республики Казахстан

                                                (наименование регулирующего государственного органа или заинтересованного лица)

 

В рамках проекта новой редакции: Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 17 ноября 2017 года № 836 «Об

утверждении Перечня эпидемически значимых объектов, подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому контролю и надзору»__________________________________________________________________________________________________________________                                                                                             (наименование проекта документа)

 

Разработчик проекта документа Комитет контроля качества и безопасности товаров и услуг Министерства здравоохранения РК

 

1

Определение проблемы и цели регулирования

 

1.1

Проблемы и причины существования проблемы

 

С 14 ноября 2002 года в соответствии с  подпунктом 18), пункта 1 статьи 9 Закона Республики Казахстан «О лицензировании» от 17 апреля 1995 года N2200 такие виды услуг, как «изготовление, производство, переработка и оптовая реализация средств и препаратов дезинфекции, дезинсекции, дератизации, а также виды работ и услуг, связанных с их использованием» подлежали обязательному лицензированию, однако 15 апреля 2005 года (с внесением изменений) данная норма из Закона была исключена.

В соответствии с подпунктом 1) пункта 10 Закона РК от 16 июля 2009 г. № 186-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения» «производство, переработка и реализация средств и препаратов дезинфекции, дезинсекции, дератизации, а также видов работ и услуг, связанных с их использованием» вновь были включены в перечень лицензируемой деятельности, как подвида медицинской деятельности.

В соответствии с Законом Республики Казахстан от 16 мая 2014 года №202-V «О разрешениях и уведомлениях» (ЗРК «О лицензировании» от 11 января 2007 года №214 утратил силу) действие лицензии на санитарно-гигиеническую и противоэпидемическую медицинскую деятельность, включая «производство, переработку и реализацию средств и препаратов дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию, а также видов работ и услуг, связанных с их использованием», приостановлена. С 2014 года дезинфекционная деятельность не подлежит лицензированию.

        В настоящее время  нет нормативного документа регламентирующего порядок лицензирования дезинфекционной деятельности по изготовлению, производству, переработке и реализации средств и препаратов дезинфекции, дезинсекции, дератизации, а также видов работ и услуг, связанных с их использованием.

         Услуги дезинфекции, дезинсекции, дератизации (далее - дездеятельность)  находятся в конкурентной среде, ее оказывают порядка 353 частных организаций  (по состоянию на 1 января 2020 года).

         Руководителями частных организаций к работе с дезинсекционными средствами допускаются лица, не прошедшие специального обучения и инструктаж по технике безопасности, о правилах личной гигиены и гигиены труда, предупреждении загрязнения пищевых продуктов, атмосферного воздуха и водоемов, о правилах оказания первой помощи пострадавшим в соответствии с требованиями законодательства РК, не контролируется  безопасная работа с ядохимикатами в соответствии с установленными правилами.

         Условия организации и осуществления дезинфекционной деятельности оцениваются специалистами территориальными подразделениями Комитета областей и городов только в порядке проведения плановых проверок по особому порядку и эпидемиологическим показаниям в медицинских организациях, детских учреждениях, организациях питания и социально-бытовой инфраструктуры и др.

В соответствии с подпунктом 22) пункта 2 Перечня эпидемически значимых объектов, подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому контролю и надзору, утвержденного приказом исполняющего обязанности Министра здравоохранения Республики Казахстан от 17 ноября 2017 года № 836, к объектам незначительной эпидемической значимости, относятся объекты по изготовлению, производству, переработке средств и препаратов дезинфекции, дезинсекции, дератизации, вакцин и других иммунобиологических, диагностических препаратов, а также по оказанию видов работ и услуг, связанных с их использованием.

В соответствии со строкой 30 приложения 3 к Закону «О разрешениях и уведомлениях» (далее - Закон), предусмотрено уведомление о начале и прекращении деятельности (эксплуатации) объекта незначительной эпидемической значимости (далее - уведомление).

Согласно Закону, разрешительные документы в зависимости от уровня опасности имеют соответствующую градацию. При этом введение лицензии связано с высоким уровнем опасности, а уведомление с низким уровнем опасности.

При подаче уведомления о начале деятельности для всех групп субъектов и объектов общими рисками являются невозможность достоверно оценить истинную санитарно-эпидемиологическую ситуацию на объекте.

Кроме того, не все частные организаций подают уведомление о начале своей дезинфекционной деятельности.

           В связи с возникшей пандемией COVID-19 в мире и нашей стране, увеличилось количество организаций/производителей, которые ранее не занимались производством дезинфицирующих средств, не имея специалистов с соответствующей квалификацией. За последние 3 месяца по республике насчитывается около 40 новых организаций по производству дезинфицирующих средств (кожных антисептиков).

              В настоящее время дезинфицирующие средства широко  используются повсеместно. При несоблюдении правил применения, хранения, не использования средств индивидуальной защиты  у персонала, работающего с химикатами возможны случаи отравления.

Дезинфицирующие средства являются химическими веществами, которые содержат в составе в разной концентрации химические вещества в качестве основного действующего вещества и в  разной форме выпуска. Соответственно и разные способы приготовления рабочих растворов (концентраций) средства и методов применения или использования. Несмотря на то, что дезинфицирующие средства убивает вирусы и бактерии, а дезинсекционные средства эффективны в отношении разных насекомых (комары, клопы, мухи, тараканы и другие), его необдуманное использование, может стать причиной интоксикации или отравления, летального исхода.

 

 

1.2

Существуют ли данные (в цифровом измерении) доказывающие факт существования проблемы и показывающие ее масштаб

       В 2019 году деятельность дезинфекционных учреждений республики была направлена на выполнение комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний, контролю за дезинфекционно-стерилизационным режимом в медицинских организациях и других учреждениях, а также в организации мероприятий по вопросам дезинфекции, дезинсекции, дератизации в учреждениях независимо от форм собственности.

        Государственные учреждения проводят дезинфекционные мероприятия в очагах инфекционных заболеваний, плановую профилактическую дезинсекцию, по эпидемиологическим показаниям и в природных очагах инфекционных заболеваний (чума, конго-крымская геморрагическая лихорадка, туляремия, лейшманиоз, клещевой энцефалит и др.).

Дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные мероприятия в очагах инфекционных заболеваний, по плановой профилактической и эпидемиологическим показаниям в природных очагах инфекционных заболеваний (чума, конго-крымская геморрагическая лихорадка, туляремия, лейшманиоз, клещевой энцефалит и др.) проводят 9 противочумных станций РГП на ПХВ «Национальный научный центр особо опасных инфекций им.М.Айкимбаева» и 17 дезинфекционных отделов филиала РГП на ПХВ «Национальный центр экспертизы» Министерства здравоохранения Республики Казахстан.

 Негосударственный сектор занимается, преимущественно, профилактическими дезинфекционными мероприятиями по договорам с хозяйствующими субъектами, их порядка  353  учреждений с частной формой собственности. На их долю приходится 96,4% объема работ проводимых по профилактической дезинсекции и дератизации.

          Филиалами РГП на ПХВ «Национального центра экспертизы» в 2019 году охват обработкой очагов инфекционных заболеваний составил – 100%,   на проведение заключительной  дезинфекции по республике поступило 19139 заявок. 

 Эпидемиологическая и эпизоотологическая направленность мероприятий по уничтожению членистоногих определяет целесообразность проведения очаговой и профилактической дезинсекции. Огромная эпидемиологическая опасность грызунов и причиняемый ими экономический ущерб полностью обосновывает необходимость проведения комплексных систематических и эффективных мероприятий по борьбе с грызунами. 

         В течение 2019 года в республике для проведения профилактических дезинсекционных мероприятий на контроле  находилось  - 8445 объектов  с физической площадью 165255954,1 м2,  обработано - 8283 объектов с площадью 16278593,82м2, освобожденная площадь составила – 788.      

        Для проведения дератизационных мероприятий находилось на обслуживании  -7893 объекта с физическим площадью –6936808,38м2, обработано –7700 объектов с площадью – 6838597,05 м2.

        В настоящее время деятельность по оказанию услуг дезинфекции, дезинсекции, дератизации не подлежит лицензированию, относится только к уведомительному порядку и передана в конкурентную среду, что повлекло снятию квалификационных требований к организациям, осуществляющим деятельность в этой сфере и привело к  росту риска деятельности, не соответствующей требованиям и стандартам безопасности.

      Так, за период с 2018 года  по февраль 2020 г. по республике зарегистрировано 21 случай отравления людей (в том числе 6 летальных), в результате самостоятельного использования средств дезинсекции, дератизации, при отсутствии специальных навыков и знаний (использования средств защиты, соблюдения правил безопасности и мер по предупреждению отравления и др.).

           Так, в 2019 году по республике зарегистрировано 5 случаев отравлений, в том числе 3 случая с летальным исходом. Из них 3 случая отравлений зарегистрировано в Мангистауской области (в т.ч. 1 с летальным исходом) и 2 случая с летальным исходом по г. Алматы.

            В феврале 2020 года по республике зарегистрировано 11 случаев отравлений (Мангистауской области – 8 сл., г. Шымкент – 3 сл.), в том числе 1 случай с летальным исходом (г. Шымкент).       По Мангистауской области 8 случаев отравлений связано с применением дезинсекционного средства «БИ-58», который согласно инструкции препарата используется в сельском хозяйстве, агропромышленности для обработки растений.

Регистрация летальных случаев от токсического отравления после проведения обработки жилых помещении от бытовых насекомых отмечена в г. Актау (при применении препарата «Квикфос», «Агран») – 3 случая, г. Алматы (при применении препаратов «Палач», «Фас-дубль») – 2 случая).

По классу опасности препараты, которые применялись в г. Актау и г.Алматы: «Квикфос» - относится к препаратам 1 класса опасности,  «Агран», «Палач» - 3 класса опасности, «Фас-дубль» – 4 класса опасности.  Ядохимикат «Квифокс»  является пестицидом, предназначенным для использования в сельском хозяйстве для обработки зернохранилищ и сельхозпродуктов, т. е. высокоопасным веществом, который относится к            1 классу опасности для человека, категорически запрещенного для использования в жилых помещениях.  Таким образом, для обработки жилых помещений от насекомых использовались запрещенные ядохимикаты для использования в жилых помещениях,  при работе с ядохимикатами не соблюдены меры предосторожности, условия исключающие возможность отравления людей, животных и птиц. 

Необходимо отметить, что неправильное и непрофессиональное использование дезпрепаратов, нарушения в дозировке приводят к необратимым последствиям как для населения и животного мира, так и для окружающей среды (флора, вода, воздух, почва и др.).

 

 

 

1.3

Цель введения регулирования

- предотвращение, недопущение случаев отравлений и летальных исходов среди населения;

- повышение, возложение ответственности на руководителей   частных организаций осуществляемых дезинфекционную деятельность;

- недопущение фальцифицированной продукции на рынке страны.

- увеличение качества проводимой дезинсекционной, дератизационной обработки

 

2

Альтернативы

 

 

Альтернатива 1

 

Возобновление лицензируемой деятельности на производство, переработку и реализацию средств и препаратов дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию, а также видов работ и услуг, связанных с их использованием

 

 

Альтернатива 2

Объекты по изготовлению, производству, переработке средств и препаратов дезинфекции, дезинсекции, дератизации, а также по оказанию видов работ и услуг, связанных с их использованием перевести в группу объектов высокой эпидемической значимости (исключение уведомления с переходом на выдачу санитарно-эпидемиологического заключения)

 

Альтернатива 3

 

 

Создание обязательной саморегулируемой организации

 

 

 

3

Определение воздействия альтернатив

 

 

3.1.

Воздействие на экономическую систему

 

 

 

 

Выгоды

Издержки

 

Альтернатива 1

Такой подход позволит сконцентрировать контроль и надзор на нарушителях по конкретным фактам нарушений требований законодательства Республики Казахстан, не устранение которых влечет причинение вреда жизни и здоровью человека, исходя из санитарно-эпидемиологической значимости и потенциально высокого риска последствий.

Снижение и уменьшение общих и специфических рисков с достоверной оценкой санитарно-эпидемиологической ситуаций на объекте.

Улучшение качества и безопасности средств дезинфекции, дезинсекции, дератизации (далее – дезсредств), оказания видов работ и услуг, связанных с их использованием, вследствие чего снижение экономических потерь населения от приобретения недоброкачественной, фальсифицированной, опасной продукции (дезсредств) и получения некачественных услуг.

            Уменьшение количества субъектов работающих без разрешительных документов, оказывающих некачественные услуги, реализующих недоброкачественную, фальсифицированную и опасную продукцию (дезсредства).

Приведет к улучшению здоровья населения, снижению затрат на лечение.

Снижение числа случаев токсических отравлений,   связанных с деятельностью  объектов надзора.

Увеличение охвата объектов подлежащих проверкам со снижением количества не соответствующих.

Снижение негативного воздействия на здоровье человека, животный мир, окружающую среду (флора, вода, воздух, почва и др.).  

Позволит оперативно реагировать на выявление, пресечение оборота дезсредств и оказания услуг, способствующих причинению вреда жизни и здоровью населения, нарушению законных интересов.

Защита интересов добросовестных субъектов

 

 

Многие представители бизнеса считают, что это расширение полномочий госоргана, возврат к «конвейерным» проверкам.

Есть мнение, что число проверок, увеличится

Существуют опасения, что все же наказывать чаще будут добросовестные организации, тогда как недобросовестные и фальсификаторы всё равно смогут уклоняться от ответственности.

 

 

Альтернатива 2

Такой подход позволит сконцентрировать контроль и надзор на нарушителях по конкретным фактам нарушений требований законодательства Республики Казахстан, не устранение которых влечет причинение вреда жизни и здоровью человека, исходя из санитарно-эпидемиологической значимости и потенциально высокого риска последствий.

Снижение и уменьшение общих и специфических рисков с достоверной оценкой санитарно-эпидемиологической ситуаций на объекте.

Улучшение качества и безопасности средств дезинфекции, дезинсекции, дератизации (далее – дезсредств), оказания видов работ и услуг, связанных с их использованием, вследствие чего снижение экономических потерь населения от приобретения недоброкачественной, фальсифицированной, опасной продукции (дезсредств) и получения некачественных услуг.

            Уменьшение количества субъектов работающих без разрешительных документов, оказывающих некачественные услуги, реализующих недоброкачественную, фальсифицированную и опасную продукцию (дезсредства).

Приведет к улучшению здоровья населения, снижению затрат на лечение.

Снижение числа случаев токсических отравлений,   связанных с деятельностью  объектов надзора.

Увеличение охвата объектов подлежащих проверкам со снижением количества не соответствующих.

Снижение негативного воздействия на здоровье человека, животный мир, окружающую среду (флора, вода, воздух, почва и др.).  

Позволит оперативно реагировать на выявление, пресечение оборота дезсредств и оказания услуг, способствующих причинению вреда жизни и здоровью населения, нарушению законных интересов.

Защита интересов добросовестных субъектов

 

 

Многие представители бизнеса считают, что это расширение полномочий госоргана, возврат к «конвейерным» проверкам.

Есть мнение, что число проверок, увеличится.

Существуют опасения, что все же наказывать чаще будут добросовестные организации, тогда как недобросовестные и фальсификаторы всё равно смогут уклоняться от ответственности.

 

 

Альтернатива 3

отсутствуют

 

 

 

 

 

3.2.

Воздействие на бизнес

 

 

 

Альтернатива 1

            Уменьшение количества субъектов работающих без разрешительных документов, оказывающих некачественные услуги, реализующих недоброкачественную, фальсифицированную и опасную продукцию (дезсредства).

 

Многие представители бизнеса считают, что это расширение полномочий госоргана, возврат к «конвейерным» проверкам.

Есть мнение, что число проверок, увеличится

Существуют опасения, что все же наказывать чаще будут добросовестные организации, тогда как недобросовестные и фальсификаторы всё равно смогут уклоняться от ответственности.

 

 

Альтернатива 2

            Уменьшение количества субъектов работающих без разрешительных документов, оказывающих некачественные услуги, реализующих недоброкачественную, фальсифицированную и опасную продукцию (дезсредства).

 

Многие представители бизнеса считают, что это расширение полномочий госоргана, возврат к «конвейерным» проверкам.

Есть мнение, что число проверок, увеличится

Существуют опасения, что все же наказывать чаще будут добросовестные организации, тогда как недобросовестные и фальсификаторы всё равно смогут уклоняться от ответственности.

 

 

Альтернатива 3

 

 

 

 

 

 

3.3

Воздействие на органы государственной власти и общество

 

 

 

Альтернатива 1  

Такой подход позволит сконцентрировать контроль и надзор на нарушителях по конкретным фактам нарушений требований законодательства Республики Казахстан, не устранение которых влечет причинение вреда жизни и здоровью человека, исходя из санитарно-эпидемиологической значимости и потенциально высокого риска последствий.

Снижение и уменьшение общих и специфических рисков с достоверной оценкой санитарно-эпидемиологической ситуаций на объекте.

Улучшение качества и безопасности средств дезинфекции, дезинсекции, дератизации (далее – дезсредств), оказания видов работ и услуг, связанных с их использованием, вследствие чего снижение экономических потерь населения от приобретения недоброкачественной, фальсифицированной, опасной продукции (дезсредств) и получения некачественных услуг.

            Уменьшение количества субъектов работающих без разрешительных документов, оказывающих некачественные услуги, реализующих недоброкачественную, фальсифицированную и опасную продукцию (дезсредства).

Приведет к улучшению здоровья населения, снижению затрат на лечение.

Снижение числа случаев токсических отравлений,   связанных с деятельностью  объектов надзора.

Увеличение охвата объектов подлежащих проверкам со снижением количества не соответствующих.

Снижение негативного воздействия на здоровье человека, животный мир, окружающую среду (флора, вода, воздух, почва и др.).  

Позволит оперативно реагировать на выявление, пресечение оборота дезсредств и оказания услуг, способствующих причинению вреда жизни и здоровью населения, нарушению законных интересов.

Защита интересов добросовестных субъектов

 

 

Многие представители бизнеса считают, что это расширение полномочий госоргана, возврат к «конвейерным» проверкам.

Есть мнение, что число проверок, увеличится

Существуют опасения, что все же наказывать чаще будут добросовестные организации, тогда как недобросовестные и фальсификаторы всё равно смогут уклоняться от ответственности.

 

 

Альтернатива 2

Такой подход позволит сконцентрировать контроль и надзор на нарушителях по конкретным фактам нарушений требований законодательства Республики Казахстан, не устранение которых влечет причинение вреда жизни и здоровью человека, исходя из санитарно-эпидемиологической значимости и потенциально высокого риска последствий.

Снижение и уменьшение общих и специфических рисков с достоверной оценкой санитарно-эпидемиологической ситуаций на объекте.

Улучшение качества и безопасности средств дезинфекции, дезинсекции, дератизации (далее – дезсредств), оказания видов работ и услуг, связанных с их использованием, вследствие чего снижение экономических потерь населения от приобретения недоброкачественной, фальсифицированной, опасной продукции (дезсредств) и получения некачественных услуг.

            Уменьшение количества субъектов работающих без разрешительных документов, оказывающих некачественные услуги, реализующих недоброкачественную, фальсифицированную и опасную продукцию (дезсредства).

Приведет к улучшению здоровья населения, снижению затрат на лечение.

Снижение числа случаев токсических отравлений,   связанных с деятельностью  объектов надзора.

Увеличение охвата объектов подлежащих проверкам со снижением количества не соответствующих.

Снижение негативного воздействия на здоровье человека, животный мир, окружающую среду (флора, вода, воздух, почва и др.).  

Позволит оперативно реагировать на выявление, пресечение оборота дезсредств и оказания услуг, способствующих причинению вреда жизни и здоровью населения, нарушению законных интересов.

Защита интересов добросовестных субъектов

 

 

Многие представители бизнеса считают, что это расширение полномочий госоргана, возврат к «конвейерным» проверкам.

Есть мнение, что число проверок, увеличится

Существуют опасения, что все же наказывать чаще будут добросовестные организации, тогда как недобросовестные и фальсификаторы всё равно смогут уклоняться от ответственности.

 

 

 

Альтернатива 3  

 

Увеличатся доходы от производства и реализации  недоброкачественной, фальсифицированной, опасной продукции (дезсредств), и оказания некачественных услуг.

Ущемление прав и интересов добросовестных субъектов

 

Увеличатся затраты на лечение людей от использования  некачественной, фальсифицированной, опасной  продукции (дезсредств), а также  при получении некачественных услуг.

Увеличится негативное воздействие на здоровье человека, животный мир и окружающую среду.

Увеличится число случаев токсических отравлений,  связанных с использованием некачественной и опасной для здоровья населения дезсредств

 

 

 

 

 

4

Выбор наиболее оптимальной регуляторной альтернативы

  Альтернатива 2

 

4.1

Рейтинг результативности (достигаемости задач в решении проблемы)

 

 

4.2

Рейтинг по эффективности

Выгоды

Издержки

 

Альтернатива 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Альтернатива 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Альтернатива 3

 

 

 

 

 

 

4.3

Выбор наилучшей альтернативы

 

 

 

Альтернатива 1

 

 

 

Альтернатива 2

 

 

 

Альтернатива 3

 

 

 

 

 

 

4.4

Рейтинг

Возможные риски и непредвиденные последствия

Механизм реализации предлагаемого регулирования

 

 

 

 

5

Индикатор оценки

 

 

5.1

Определите индикаторы и рекомендуемые изменения в системы сбора и анализа информации для более полного мониторинга (возможные индикаторы и что надо сделать чтоб они стали измеряемы) и указать источники информации, на основании которых будет осуществляться оценка достижения заявленного индикатора

 

 

 

5.2

Рекомендуемая периодичность измерения индикаторов

1 РАЗ В ГОД

 

5.3

Планируемое изменение данных, указанных в пункте 2 шага 1 «данные доказывающие факт существования проблемы и показывающие ее масштаб», в цифровом измерении, показывающих возможные изменения масштаба проблемы после введения регулирования

1. Снижение случаев токсических отравлений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расчет издержек для бизнеса (монетизация)

 

 

Да

Нет

Инвестиции в средства производства, изменения помещений, лаборатории, обучение персонала, иные необходимые неадминистративные издержки

 

нет

Необходимость использования третьих лиц для независимых экспертиз, оценок, заключений

 

нет

Периодическая отчетность государству (или увеличение отчетности)

 

нет

Становление субъектом специализированных государственных проверок (или ужесточение существующего режима проверок или санкций)

 

нет

Получение справок и разрешений от государственных органов

 

нет

Издержки, связанные с введением саморегулирования, основанного на обязательном членстве (участии)

 

нет

Иное (определить)

 

нет

 

 

Расчет издержек на одно среднестатистическое предприятие субъект регулирования

 

 

Разовые инвестиции

Расходы на техобслуживание, поддержание (в год)

Итого

 

 

 

 

 

Расчет издержек на одно среднестатистическое предприятие субъект регулирования

 

 

Цена затраты рабочего времени (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

 

Получение и анализ отчетности

 

 

 

Проведение проверок

 

 

 

Выдача разрешений

 

 

 

Иные формы контроля

 

 

 

Итого за 5 лет