Единый контакт-центр

1414

8-800-080-7777

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Проект закона Республики Казахстан «Об общественном контроле в Республике Казахстан»

Краткое содержание: Проект закона Республики Казахстан «Об общественном контроле в Республике Казахстан»
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Проект Закона
Дата создания: 10/11/2020
Публичное обсуждение до: 24/11/2020
Дата запуска онлайн-обсуждения: 27/11/2020 09:00:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 27/11/2020 18:30:00
Приложенные документы:

Проект закона Республики Казахстан «Об общественном контроле в Республике Казахстан»

 

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) общественный контроль – формы и методы участия граждан и общественных организаций в управлении делами государства, в том числе через реализацию права на доступ к общественно значимой информации, оценку и проверку деятельности объектов общественного контроля с точки зрения общественных интересов в пределах, установленных законодательством Республики Казахстан;

2) общественные интересы – осознаваемые обществом потребности в обеспечении безопасности, стабильности, устойчивом развитии общества, соблюдении прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Республики Казахстан, законодательством Республики Казахстан и общепризнанными международными нормами;

3) объекты общественного контроля – государственные органы и учреждения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, местного государственного управления и самоуправления, государственные учреждения, не являющиеся государственными органами, субъекты квазигосударственного сектора, организации, подведомственные соответствующим государственным органам и учреждениям, их филиалы и представительства;

4) субъекты общественного контроля – граждане, их объединения и инициативные группы, некоммерческие негосударственные организации, профессиональные союзы, общественные советы, общественные наблюдательные комиссии, комиссии по общественному контролю и другие институты и структуры гражданского общества;

5) общественный мониторинг – форма общественного контроля, заключающаяся в осуществлении субъектом общественного контроля постоянного (систематического) или временного наблюдения за объектом общественного контроля на предмет соответствия общественным интересам;

6) общественные слушания – форма общественного контроля, заключающаяся в организации собрания граждан субъектом общественного контроля, а в случаях, предусмотренных законодательством, объектом общественного контроля для публичного обсуждения общественно-значимых вопросов, а также решений государственных органов, имеющих особую общественную значимость, затрагивающих общественные интересы, либо затрагивающих права и свободы человека и гражданина;

7) общественная экспертиза – форма общественного контроля, основанная на использовании субъектами общественного контроля специальных знаний и (или) опыта для исследования, анализа и оценки проектов нормативных правовых актов, документов и материалов, касающихся деятельности объектов общественного контроля, на предмет их соответствия общественным интересам, смыслу законодательства, общим принципам права и принципам конкретных отраслей права и призвана выявлять последствия их принятия;

8) общественная проверка (расследование) – форма общественного контроля, которая представляет собой совокупность действий субъектов общественного контроля по сбору информации, установлению фактов и обстоятельств, касающихся объекта общественного контроля, в целях определения его соответствия общественным интересам;

9) заслушивание отчетов о результатах работы – форма общественного контроля, представляющая собой публичное обсуждение результатов деятельности государственных органов и их должностных лиц в ходе встречи с представителями гражданского общества, экспертами в области, являющейся объектом управления соответствующего органа.

 

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан об общественном контроле

1. Законодательство Республики Казахстан об общественном контроле основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных правовых актов Республики Казахстан.

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

 

Статья 3. Предмет регулирования настоящего Закона

 Настоящий Закон регулирует общественные отношения, связанные с реализацией гражданами Республики Казахстан права на непосредственное участие в управлении делами государства, путем установления правовых основ организации и осуществления общественного контроля в Республике Казахстан.

 

Статья 4. Сфера действия настоящего Закона

1. Государственные органы вправе издавать нормативные правовые акты, направленные на содействие осуществлению общественного контроля и устанавливающие дополнительные гарантии прав граждан, их объединений и инициативных групп, некоммерческих негосударственных организаций и других институтов и структур гражданского общества на участие в управлении делами государства на основании и в соответствии с настоящим законом.

2. Особенности осуществления общественного контроля в сферах, связанных с обеспечением обороны и безопасности государства, деятельностью правоохранительных органов, прокуратуры и судебных органов, образованием и здравоохранением, содержанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, психиатрической помощью, исполнением наказаний, контролем за оборотом наркотиков, а также парламентский контроль, определяются соответствующими законами в части, не противоречащей положениям настоящего закона.

3. Действие настоящего закона не распространяется на общественные отношения, регулируемые законодательством о выборах и референдумах.

    4. Общественный контроль может осуществляться как в формах, предусмотренных настоящим законом, так и в иных формах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан. При этом субъекты общественного контроля при его осуществлении могут наделяться иными правами и нести иные обязанности помимо предусмотренных настоящим законом.

5. Не допускается принятие правовых актов с целью воспрепятствования осуществлению общественного контроля.

6. В случаях, предусмотренных законами, субъекты общественного контроля, осуществляющие деятельность в отдельных сферах общественных отношений, могут быть наделены указанными законами дополнительными полномочиями по осуществлению общественного контроля.

 

Статья 5. Цели и задачи общественного контроля

1. Целями общественного контроля являются:

1) обеспечение прозрачности формирования государственных органов и процесса принятия ими решений;

2) обеспечение прямого или косвенного участия граждан в управлении делами государства;

3) повышение эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;

4) формирование и развитие гражданского правосознания, развитие институтов гражданского общества

5) повышение уровня доверия граждан к деятельности государства, а также обеспечение тесного взаимодействия государства с институтами гражданского общества;

6) содействие предупреждению и разрешению социальных конфликтов;

7) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.

Данные цели реализуются путем:

- обеспечения реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина;

- обеспечения общедоступности, объективности, своевременности, открытости и достоверности информации о формировании и деятельности государственных органов;

- обеспечения учета общественного мнения, предложений и рекомендаций граждан и некоммерческих организаций при принятии решений государственных органов;

- осуществления общественной оценки деятельности государственных органов на предмет прозрачности и открытости их деятельности и соблюдения общественных интересов;

- устранения нарушений, недостатков, выявленных в ходе осуществления общественного контроля;

- привлечения к ответственности виновных лиц за выявленные в ходе осуществления общественного контроля нарушения и недостатки.

2. Задачами общественного контроля являются:

1) создание законодательной базы обеспечения общественного контроля;

2) создание организационных основ для формирования целостной системы общественного контроля, охватывающей все сферы и направления деятельности органов государственной власти и местного самоуправления

3) стимулирование и координация инициатив профессиональных сообществ, направленных на защиту и отстаивание общественных интересов;

4) повышение доверия к организациям гражданского общества как со стороны власти, так и со стороны населения;

    5) формирование институтов электронной демократии (использование информационных технологий для расширения возможностей каждого гражданина).

 

Статья 6. Принципы осуществления общественного контроля

Общественный контроль осуществляется на основе следующих принципов:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) публичность и открытость осуществления общественного контроля и общественного обсуждения его результатов;

3) открытость, прозрачность и законность деятельности субъектов общественного контроля;

4) добровольность участия в осуществлении общественного контроля;

5) недопустимость необоснованного невмешательства государственных органов и их должностных лиц в проведение общественного контроля;

6) недопустимость необоснованного невмешательства субъектов общественного контроля в деятельность государственных органов;

7) независимость субъектов общественного контроля от государственных органов;

8) объективность, беспристрастность и добросовестность субъектов общественного контроля, достоверность результатов осуществляемого ими общественного контроля;

9) обязательность рассмотрения государственными органами итоговых документов, подготовленных по результатам общественного контроля и учет предложений, рекомендаций и выводов, содержащихся в этих документах;

10) многообразие форм общественного контроля;

11) соблюдение нейтральности субъектами общественного контроля, исключающей возможность влияния со стороны государства или коммерческого сектора.

 

Статья 7. Право граждан на участие в осуществлении общественного контроля

1. Граждане имеют право участвовать в осуществлении общественного контроля как непосредственно, так и через иных субъектов общественного контроля (некоммерческие организации, неформальные группы, общественные объединения и т. д.).

2. Участие гражданина в осуществлении общественного контроля является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию в общественном контроле, а также препятствовать реализации его права на участие в осуществлении общественного контроля.

 

Статья 8. Права и обязанности субъектов общественного контроля

1. Субъекты общественного контроля вправе осуществлять общественный контроль:

1) в индивидуальном порядке, в том числе с использованием средств электронной демократии и иных информационных технологий;

2) через участие в мероприятиях, организуемых иными субъектами общественного контроля;

3) через участие в деятельности общественных советов и других консультативно-совещательных структур при государственных органах;

         4) через субъекты, уполномоченные законами и правовыми актами Республики Казахстан осуществлять те или иные формы общественного контроля;

5) через иные гражданские инициативы, руководствующиеся общественным интересом.

2. Для осуществления общественного контроля в случаях и порядке, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, могут создаваться:

1) общественные наблюдательные комиссии;

2) общественные инспекции;

3) группы общественного контроля;

4) иные организационные структуры общественного контроля.

3. Граждане и негосударственные юридические лица, желающие участвовать в осуществлении общественного контроля в форме общественной проверки (расследования) в качестве общественных контролеров, общественных инспекторов и т.д. в пределах, установленных законодательством Республики Казахстан, регистрируются в специальной электронной базе субъектов общественного контроля в сети Интернет в порядке, предусмотренном законодательными актами. Зарегистрированные в базе граждане вправе объединяться в группы общественного контроля.

4. Субъекты общественного контроля имеют право:

1) осуществлять общественный контроль в формах, предусмотренных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

2) выступать в качестве инициаторов, организаторов мероприятий, проводимых при осуществлении общественного контроля, а также участвовать в проводимых мероприятиях;

3) подготавливать по результатам осуществления общественного контроля итоговые документы, включающие в себя предложения о мерах по устранению выявленных нарушений, и направлять его на рассмотрение в государственные органы, в том числе правоохранительные органы, и в средства массовой информации;

4) в случае выявления фактов нарушения прав и свобод человека и гражданина направлять в соответствии с законодательством материалы, полученные в ходе осуществления общественного контроля, национальным учреждениям по правам человека, в органы прокуратуры, другие государственные органы и организации;

5) обращаться в суд в защиту прав неопределенного круга лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами;

6) документировать на материальных носителях, в том числе с помощью средств аудио- и видеотехники, выявленные нарушения действующего законодательства;

7) в случае необходимости обжаловать неправомерные действия (бездействия) объектов общественного контроля и их должностных лиц в соответствие с действующим законодательством Республики Казахстан;

8) участвовать в переговорах в случае несогласия с принятыми мерами реагирования со стороны объектов общественного контроля.

9) посещать в случаях и порядке, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами, соответствующие государственные органы;

10) пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством Республики Казахстан.

5. Субъекты общественного контроля при его осуществлении обязаны:

1) соблюдать законодательство Республики Казахстан об общественном контроле;

2) придерживаться принципов гласности и открытости, учета общественного мнения при осуществлении своей деятельности;

3) проводить процедуры общественного контроля на основании и в строгом соответствии с требованиями, установленными настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами;

4) осуществлять общественный контроль добросовестно и непредвзято, не злоупотреблять полномочиями по осуществлению общественного контроля, избегать конфликта интересов;

5) не создавать препятствий законной деятельности государственных органов и их должностных лиц;

6) соблюдать конфиденциальность полученной в процессе осуществления общественного контроля информации, если ее распространение ограничено законами;

7) доводить до всеобщего сведения информацию о своей деятельности по осуществлению общественного контроля и о ее итогах в соответствии со статьей 6 настоящего Закона;

8) другие обязанности, предусмотренные в законодательных актах.

 

Статья 9. Формы общественного контроля

  1. Общественный контроль осуществляется в следующих формах:
  1. общественный мониторинг;
  2. общественная экспертиза;
  3. общественная проверка (расследование);
  4. общественные слушания;
  5. заслушивание отчетов о результатах работы объектов общественного контроля;
  6. информационные запросы в рамках законодательства в области доступа к информации;
  7. опросы общественного мнения;
  8. петиции и предложения граждан и негосударственных юридических лиц;
  9. жалобы в государственные органы;
  10. консультации в письменном виде (электронные фокус-группы)
  11. публичные мероприятия с участием государственных органов и граждан (семинары; конференции; круглые столы, диалоговые площадки, форумы и др.);
  12. иные формы.

2. Общественный контроль может осуществляться как в формах, предусмотренных настоящим Законом, так и в иных формах, предусмотренных действующим законодательством Республики Казахстан. При этом субъекты общественного контроля могут наделяться иными правами и нести иные обязанности помимо предусмотренных настоящим Законом.

3. Общественный контроль может осуществляться одновременно в нескольких формах.

4. Инициатором и/или организатором проведения любой формы общественного контроля может выступить любой субъект общественного контроля.

5. В случае проведения общественной проверки (расследования) может быть дополнительно предусмотрена авторизация организаторов и исполнителей общественной проверки (расследования) в случаях и в порядке, предусмотренном законодательством.

6. Порядок проведения общественного мониторинга, общественной экспертизы, общественной проверки, общественных слушаний, заслушивания отчетов о результатах работы устанавливается ее организатором и не должен противоречить требованиям настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

 

    Статья 10. Основные результаты общественного контроля

1. Результатами общественного контроля могут быть:

1) резолюция по итогам заслушивания отчета;

2) итоговый протокол общественных слушаний;

3) отчет о результатах общественного мониторинга;

4) заключение общественной экспертизы;

5) иные документы, материалы и т.д.

2. Результатом общественного контроля может быть общественная инициатива, имеющая целью отмену или изменение действующего либо принятие нового нормативного правового акта, инициирование другой формы общественного контроля или привлечение виновных лиц к ответственности и устранение выявленных нарушений и недостатков.

 

Статья 11. Информационное обеспечение общественного контроля

1. В целях информационного обеспечения общественного контроля, обеспечения его публичности и открытости субъектами общественного контроля могут создаваться специальные Интернет-ресурсы, а также в соответствии с законодательством Республики Казахстан могут использоваться ресурсы государственных органов и общественных организаций.

2. Субъекты общественного контроля осуществляют информационное взаимодействие между собой, а также с государственными органами, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий.

3. Информация об общественном контроле, за исключением сведений, содержащих информацию с ограниченным доступом, является открытой.

4. Субъекты общественного контроля могут размещать на Интернет-ресурсах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, информацию о своей деятельности в сфере общественного контроля с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация, а также информация, требования об обеспечении открытого доступа к которой содержатся в законодательстве об общественном контроле.

 

Статья 12. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан в области общественного контроля

1. Нарушение законодательства Республики Казахстан в области общественного контроля влечет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

2. Государство гарантирует субъектам общественного контроля защиту их прав и законных интересов как лицам, действующим в защиту общественных интересов. Субъекты общественного контроля при осуществлении общественного контроля находятся под защитой государства. Их законные требования обязательны для исполнения лицами, деятельность которых является объектом общественного контроля, в пределах, установленных законодательством Республики Казахстан.

3. Государство гарантирует гражданам в связи с осуществлением ими общественного контроля защиту чести и достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицам, действующим в защиту общественных интересов.

4. Государство гарантирует гражданину защиту от преследования в связи с его участием в организации и проведении мероприятий общественного контроля.

5. Государство гарантирует гражданину защиту его прав в случае публикации и иного распространения его персональных данных, предоставленных им для участия в общественном контроле в соответствии с требованиями настоящего Закона, в том числе паспортных данных, контактной и иной персональной информации.

6. Злоупотребление полномочиями по осуществлению общественного контроля влечет ответственность предусмотренную с законодательством Республики Казахстан.

7. Воспрепятствование общественному контролю, осуществляемому в соответствии с настоящим Законом и выразившееся, в частности, в:

- непредставлении, неполном или несвоевременном представлении субъекту общественного контроля запрошенной им информации;

- представление по запросу субъекта общественного контроля неточной или заведомо ложной информации;

- ущемление иных прав субъектов общественного контроля, установленных настоящим Законом, 

влечет ответственность предусмотренную законодательством Республики Казахстан.

 

Статья 13. Порядок введения в действие настоящего Закона

Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования.

 

Президент

Республики Казахстан

 

 

Комментарий

АЙМУРЗАЕВА РАУШАН

3. Действие настоящего закона не распространяется ... посмотреть текст 20/11 - 14:24

предлагаю исключить п4 ст3, т.к. разве не общество участвует в выборах и референдумах, почему же исключают общественный контроль в самом значимом для страны вопроса?

24/11 - 21:24

Уважаемая Раушан Аймурзаева! Спасибо Вам за участие в публичном обсуждении. Ваше предложение принимается, будет рассмотрено на заседании Рабочей группы по разработке законопроектов

АЙМУРЗАЕВА РАУШАН

3) объекты общественного контроля – государственны... посмотреть текст 20/11 - 14:03

Считаю необходимо включить "Бизнес-получающий государственные заказы". Государство оптимизируя свою деятельность передает часть функций в конкурентную среду, а именно Бизнесу. Все социально важные заказы такие как строительство школ, дорог, мед услуги осуществляют предприниматели, культура и добросовестность которых не всегда на нужном уровне, и государство не всегда может это отследить. К примеру, мы обращаемся к государству когда обваливается крыша новопостроенной школы, а представители гос-ва ссылаются на недобросовестность подрядчика, если бы общественный контроль на начальном этапе мог бы помочь, тем более функция Общественного контроля информативная, можно было бы избежать многих проблем, которые подрывают авторитет государства.

24/11 - 21:25

Ваше предложение будет рассмотрено на заседании Рабочей группы по разработке законопроектов

АМАНГЕЛДИЕВА МӨЛДІР

- обеспечения учета общественного мнения, предложе... посмотреть текст 20/11 - 13:31

Где можно будет увидеть учет рекомендации/предложений/мнений?

24/11 - 21:26

пп. 9 ст. 6 проекта Закона в качестве одного из принципов общественного контроля указывает «обязательность рассмотрения государственными органами итоговых документов, подготовленных по результатам общественного контроля и учет предложений, рекомендаций и выводов, содержащихся в этих документах»

РАФИКОВА НИКАР

2. Особенности осуществления общественного контрол... посмотреть текст 20/11 - 01:32

п.2 статьи 4 проекта закона предлагаю исключить. Общественный контроль должен быть повсеместным. Исключение отдельных объектов общественного контроля из сферы общественного контроля противоречит 6 принципу, предусмотренному статьей 6 проекта закона - 6) недопустимость необоснованного невмешательства субъектов общественного контроля в деятельность государственных органов; Пандемия показала негативную и аховую ситуацию в здравоохранении, в обеспечении лекарствами, когда люди умирали от не качественного лечения и отсутствия лекарств; отсутствие качества интернет связи, особенно в сельской местности, из-за чего страдало качество образования детей в школах; коррумпированность в правоохранительных органах; отсутствие качества школьных учебников; отсутствие системной работы по контролю за ценами на продукты питания и товары первой необходимости. Сохранение в проекте закона этого пункта содержит риски для дальнейшей коррупции в этих сферах и грозит безопасности государства, особенно в условиях сплошной коррупции со стороны чиновников.

24/11 - 21:27

Пункт 2 ст. 4 проекта закона не исключает перечисленные сферы из под действия закона об общественном контроле, а лишь указывает на то, что особенности осуществления общественного контроля в этих сферах определяются соответствующими специальными законами в части, не противоречащей положениям настоящего закона.

РАФИКОВА НИКАР

1. В целях информационного обеспечения общественно... посмотреть текст 20/11 - 00:53

В п.1 статьи 11 после слов " могут использоваться" добавить слово "безвозмездно" .

24/11 - 21:28

Безвозмездность публикации информации об общественном контроле предполагается. Порядок использования интернет-ресурсов госорганов и общественных организаций будет определен подзаконными актами, которые будут приняты после принятия закона об общественном контроле.

РАФИКОВА НИКАР

5) не создавать препятствий законной деятельности ... посмотреть текст 20/11 - 00:43

в п.п. 5 п.5 статьи 8 слова "государственных органов и их должностных лиц" заменить словами " объектов общественного контроля"

24/11 - 21:29

Ваше предложение принимается. Также сделана соответствующая поправка в п 5) части 1 ст. 6 «недопустимость необоснованного невмешательства объектов общественного контроля в проведение общественного контроля»

РАФИКОВА НИКАР

9) посещать в случаях и порядке, предусмотренных з... посмотреть текст 20/11 - 00:40

Слова государственные органы в п.п. 9 п.4 статьи 8 заменить на слова " объекты общественного контроля";

24/11 - 21:29

Ваше предложение принимается и будут внесены соответствующие изменения в проект Закона

РАФИКОВА НИКАР

3) подготавливать по результатам осуществления общ... посмотреть текст 20/11 - 00:36

п.п.3 п.4 статьи 8 закона ОБ общественном контроле предусмотрено подготавливать по результатам осуществления общественного контроля итоговые документы, включающие в себя предложения о мерах по устранению выявленных нарушений, и направлять его на рассмотрение в государственные органы, в том числе правоохранительные органы, и в средства массовой информации; Предлагаю следующую редакцию п.п.3.п.4. статьи 8 "подготавливать по результатам осуществления общественного контроля итоговые документы, включающие в себя предложения о мерах по устранению выявленных нарушений, и направлять его на рассмотрение объектам общественного контроля, в правоохранительные органы, в средства массовой информации;

24/11 - 21:30

Ваше предложение принимается и будут внесены соответствующие изменения в проект Закона

РАФИКОВА НИКАР

3. Граждане и негосударственные юридические лица, ... посмотреть текст 20/11 - 00:26

п.3 статьи 8 закона Об общественном контроле предусмотрено, что Граждане и негосударственные юридические лица, желающие участвовать в осуществлении общественного контроля регистрируются в специальной электронной базе субъектов общественного контроля в сети Интернет. Регистрацию негосударственных юридических лица предлагаю исключить, так как эти лица уже за регистрированы в уполномоченном государственном органе, о чем свидетельствует их БИН .

24/11 - 21:31

Ваше предложение будет рассмотрено на заседании Рабочей группы по разработке законопроектов

РАФИКОВА НИКАР

1) общественные наблюдательные комиссии;... посмотреть текст 20/11 - 00:10

Законом "О защите прав потребителей" для проведения общественного контроля, п.1-1 статьи 41 предусмотрено создание общественными объединениями потребителей комиссий. Для исключения разночтений в закон Об общественном контроле в п.п.1 п.2 статьи 8 предлагаю после слов "общественные наблюдательные комиссии" в скобках добавить слово "комиссии".

24/11 - 21:34

Ваше предложение будет рассмотрено на заседании Рабочей группы по разработке законопроектов