Единый контакт-центр

1414

8-800-080-7777

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Об утверждении Концепции развития сферы интеллектуальной собственности в Республике Казахстан на период 2021 по 2025 годы

Краткое содержание: Об утверждении Концепции развития сферы интеллектуальной собственности в РК на период 2021 по 2025 годы
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Постановление
Дата создания: 04/12/2020
Публичное обсуждение до: 22/12/2020
Дата запуска онлайн-обсуждения: 22/12/2020 14:50:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 22/12/2020 15:50:00
Приложенные документы:

Об утверждении Концепции развития

сферы интеллектуальной собственности в Республике Казахстан

на период 2021 по 2025 годы

 

 

В целях реализации Стратегического плана развития до 2025 года, Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития сферы интеллектуальной собственности в Республике Казахстан на период 2021 по 2025 годы (далее – Концепция).

2. Государственным органам (по согласованию) и заинтересованным организациям (по согласованию), ответственным за реализацию Концепции:

         1) принять необходимые меры по реализации Концепции;

         2) не позднее 15 января, следующего за отчетным годом, представлять информацию о ходе реализации Концепции в Министерство юстиции Республики Казахстан.

                3. Министерству юстиции Республики Казахстан (по согласованию) не позднее 15 февраля, следующего за отчетным годом, представлять в Правительство Республики Казахстан сводную информацию о ходе реализации Концепции.

                4. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.

 

 

Премьер-Министр
       Республики Казахстан                                                                       А. Мамин

 

 

Утверждена

постановлением Правительства

Республики Казахстан

от «___» ___________

№ ___

 

 

Концепция развития

сферы интеллектуальной собственности в Республике Казахстан

на период 2021 по 2025 годы

 

 

         Содержание

 

         Глава 1. Введение

         Глава 2. Анализ текущей ситуации и тенденции

         Глава 3. Международный опыт в формировании законодательства в области интеллектуальной собственности

         Глава 4. Цель, задачи, принципы и основные подходы в сфере интеллектуальной собственности Республики Казахстан

         Глава 5. Ожидаемые результаты и этапы реализации Концепции

         Глава 6. Перечень нормативных правовых актов, посредством которых предполагается реализация Концепции

 

 

Глава 1. Введение

        

         В настоящее время сфера интеллектуальной собственности (далее – ИС) в Республике Казахстан переживает динамичное развитие. При наличии регулярно обновляемого законодательства, усиленного потенциала органов ИС, а также прогресса в цифровизации услуг, количество заявок и заявлений, подаваемых в целях охраны ИС, увеличивается с каждым годом.

         Несмотря на проведенную работу по совершенствованию законодательства Республики Казахстан в сфере ИС и достигнутые улучшения в области защиты прав ИС, существует необходимость усиления координации взаимодействия между различными структурами, повышения эффективности мер защиты нарушенных прав и квалификации судов, обучения экспертов, а также повышения осведомленности по вопросам ИС среди населения.

         Настоящая Концепция разработана в соответствии с требованиями Системы государственного планирования, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года № 790, положениями Правил разработки концепции, доктрины, утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 11 июня 2018 года № 211, и обусловлена долгосрочными приоритетами, обозначенными в Стратегическом плане развития Казахстана (Казахстан - 2030) и в Стратегии 2050.

         Концепция является стратегическим документом в области ИС на период с 2021 по 2025 года и отражает видение Правительства в соответствующей сфере, включая обоснование проводимой государственной политики, ее основных принципов и подходов.

         Концепция была разработана с учетом предложений международных и национальных экспертов - юристов с опытом работы в области ИС и финансовых специалистов. Ими был осуществлен анализ законов и политики в этой области, проведены содержательные консультации с национальными органами власти и техническими экспертами.

         Концепция разработана общества на основе юридического и политического экспертного анализа для решения конкретных проблем в области ИС путем обеспечения баланса соблюдения прав владельцев ИС и интересов, а также повышения перспективы развития системы ИС как важнейшего компонента по содействию инновациям и развитию наукоемкой экономики, которая к 2030 году войдет в число 30 ведущих экономик мира.

 

 

Глава 2. Анализ текущей ситуации и тенденции

 

         В 2019 году завершена работа по полной автоматизации государственных в данной области с сохранением альтернативы по подаче заявок на экспертные услуги. Вместе с тем, по итогам 2019 года в электронном формате подано 75% заявок от общего количества заявок, что, в свою очередь, свидетельствует о повышении спроса на получение экспертных услуг в электронном формате.

         С 2018 года функции по регистрации объектов ИС полностью сконцентрированы в одном ведомстве, подведомственном Министерству юстиции Республики Казахстан Республиканском государственном предприятии на праве хозяйственного ведения «Национальный институт интеллектуальной собственности» (далее – РГП «НИИС»). Это позволило сократить сроки выдачи охранных документов и повысить статус, а также ответственность экспертной организации.

С 2019 года в РГП «НИИС» действует аналитический центр – IPR Центр, созданный на примере IPR Центра в Соединенных Штатах Америки (США) в целях повышения взаимодействия соответствующих уполномоченных органов на базе аналитической структуры по вопросам охраны и защиты ИС. Данная инициатива находится в процессе становления.

         Законодательство Республики Казахстан за весь период становления и дальнейшего развития системы охраны и защиты ИС претерпело много изменений. В целом, на сегодняшний день национальное законодательство соответствует базовым стандартам международных соглашений в данной области.

Политическими приоритетами Казахстана являются переход экономики страны от ресурсной к наукоемкой, а также вхождение в 30 ведущих экономик мира к 2050 году. Для достижения этой цели необходимо стимулировать инновации и передачу технологий в стране в беспрецедентных масштабах. ИС является важным показателем инновационной деятельности и средством обеспечения признания и охраны инноваций и новаторов.  

В странах Центральной и Восточной Европы увеличение прямых иностранных инвестиций до и после их присоединения к Европейскому союзу было связано с резким увеличением числа совместных международных патентных заявок.

Согласно проведенному в 2019 году совместному исследованию IPO и EUIPO[1] отрасли, в которых интенсивно используются такие права ИС как патенты, товарные знаки, промышленные образцы и авторское право, генерируют 45% ВВП (6,6 триллиона евро) в Европейский союз ежегодно и обеспечивают 63 миллиона рабочих мест (29% всех рабочих мест). Еще 21 миллион человек заняты в секторах, обеспечивающих эти отрасли товарами и услугами. Основной причиной, по которой существует необходимость разработки Концепции стратегического развития сектора ИС в Казахстане, является тесная связь между показателями развития данной сферы и экономического развития государства.          

Согласно анализу Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР), Казахстан обладает значительным научно-исследовательским и опытно-конструкторскими работы (далее – НИОКР) и инновационным потенциалом в областях физики, математики, химии и сельского хозяйства, исследования по которым публикуются и часто цитируются. Отмечается, что проблема заключается в незавершенности проводимых исследований и отсутствием их связи с производством и коммерциализацией.

Более того, исследования ОЭСР указывают на проблему в области человеческих ресурсов, задействованных в создании инноваций НИОКР в Казахстане. По сравнению с Нидерландами и Бельгией, население которых приблизительно такое же, как и в Казахстане, количество исследователей в Казахстане в 3-4 раза меньше.

Увеличение количества стипендий для докторских программ, а также создание программ постдокторантуры и исследовательских программ может стать эффективным инструментом для решения проблемы нехватки людских ресурсов в сфере НИОКР, а также для налаживания продуктивных отношений с исследовательскими университетами и институтами по всему миру.

Кроме того, необходимо постепенно увеличивать уровень государственной поддержки университетов и ГНИИ как с точки зрения объема, так и с точки зрения видов финансирования, включая неконкурентные, долгосрочные ресурсы для исследований в университетах. Финансирование должно быть нацелено на стратегические приоритеты, а не на конкуренцию.

Целенаправленная финансовая поддержка исследовательских групп вместо отдельных исследователей обеспечит преемственность и повысит эффективность и потенциальную коммерциализацию исследований.

Ключевую роль в развитии инновационной деятельности может стать централизованная координация взаимодействия действующих и планируемых к созданию в будущем технопарков, офисов коммерциализации и иных структур, связанных с комплексными исследовательскими работами.

Необходима дополнительная . Как упоминалось ранее, в Казахстане уже создано значительное количество технопарков, бизнес-инкубаторов и прочих инновационных структур в университетах и за их пределами. В этом процессе важно обеспечить разнообразие способов передачи знаний. Одним из таких способов являются .

Другим способом является совместное государственно - частное исследование, которое в настоящее время отмечается как недостаточно развитое.

Увеличение инвестиций в совместные исследования студентов и преподавателей, обеспечение мобильности, контрактные исследования и студенческое предпринимательство также может способствовать более быстрой коммерциализации.

Следует провести оценку их финансовых потребностей и результатов работы, а также предусмотреть более долгосрочное финансирование, в том числе, для осуществляемой ими некоммерческой деятельности.

Другим широко обсуждаемым способом являются налоговые льготы, связанные с инновациями, такие как списания, вычеты и льготы.

Упрощенный, более инклюзивный налоговый режим считается важным инструментом стимулирования инноваций.

         Финансовые инструменты в области инноваций могут быть диверсифицированы и включать в себя как раннее венчурное финансирование, так и государственную финансовую и техническую поддержку (оказываемую малому и среднему бизнесу, но которая может быть расширена).

         В настоящее время Казахстан занимает 55/141 место в Глобальном индексе конкурентоспособности Всемирного экономического форума 2019 года (далее – ГИК ВЭФ), что является прогрессом по сравнению с 2018 годом, когда страна заняла 59/140 место. В разделе ИС ГИК ВЭФ Казахстан занимает 72-е место с результатом в 51,7 балла, что также прогресс по сравнению с
2018 годом.

Чтобы улучшить рейтинги и оценки в области ИС, необходим комплексный анализ показателей, влияющих на ИС в двенадцати «компонентах» и формирующих ГИК ВЭФ.

         Также, необходимо улучшить количество и качество данных по Казахстану, которые предоставляются Всемирным экономическим форумом (далее – ВЭФ), а также проанализировать Доклад о глобальной конкурентоспособности, в первую очередь, с помощью инструмента под названием «Обзор мнений бизнес-лидеров» (Executive Opinion Survey).

         Всемирной организацией интеллектуальной собственности (далее – ВОИС) в партнерстве с Корнеллским университетом, Институтом INSEAD и другими организациями, например, Всемирным банком, ВЭФ, Всемирным союзом электросвязи публикуется Глобальный индекс инноваций (далее – ГИИ).

ГИИ является ежегодным рейтингом стран по их инновационному потенциалу и успеху в инновациях. Казахстан занимает 79-е место в ГИИ 2019 года.       Рейтинги по инновационным связям (118), освоению знаний (92), влиянию знаний (96), распространению знаний (78) и творческим результатам (102, за исключением онлайн творчества, 71 место) заметно ниже, чем по другим компонентам и подкомпонентам индекса.

         Для целей повышения рейтинга Казахстана в ГИИ следует взять за основу в работе по поддержке инновационной деятельности документ ОЭСР «Измерение научно-технической деятельности, предлагаемые руководящие принципы сбора и интерпретации данных о технологических инновациях», обычно именуемый Руководством Осло.

Руководство ОСЛО является актуальным документом, использующимся для целей повышения рейтинга в ГИИ и содержащим рекомендации по сбору, интерпретации и использованию данных о промышленных инновациях.

         В целом анализ текущей ситуации по вопросам ИС наряду с имеющимися позитивными изменениями свидетельствует о наличии определенных системных проблем, создающих препятствия на пути реализации стратегических направлений.

 

 

Глава 3. Международный опыт в формировании законодательства в области ИС

 

         Анализ международного опыта показывает, что единой универсальной модели регулирования в сфере ИС в мире не существует. Исходя из уровня социально-экономического развития и национальных особенностей, каждая страна формирует собственную политику развития ИС.

         Обобщение мирового опыта регулирования взаимоотношений в области ИС позволяет выделить следующие механизмы, потенциально применимые в Республике Казахстан:

         1) совершенствование политики ИС, исходя из потребностей инновационной экономики спроса на рынке труда;

         2) повышение квалификации судов, обучение экспертов и повышение осведомленности по вопросам ИС среди населения;

         3) координация усилий между различными ветвями власти, а также в ускорении и повышении эффективности мер;

         4) стимулирование инновации и передача технологий в области ИС;

         5) совершенствование национального законодательства и данных по охране прав ИС.

 

 

Параграф 3.1. Объекты патентного права

 

         Исключительные права на объекты патентования могут в определенных случаях быть препятствием для обеспечения потребностей общества и населения. Особую важность данный вопрос имеет в области здравоохранения.

Международные соглашения в области ИС устанавливают гибкие положения по вопросам обеспечения патентных прав, которые могут быть включены в национальные законодательства.

В частности, понятия «принудительные лицензии» и «использование государством в некоммерческих целях» позволяют ограничить осуществление исключительных патентных прав в пределах, предусмотренных Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (далее – Соглашение ТРИПС). Так, статьей 31 ТРИПС предусмотрена возможность установления на уровне законодательства государств-членов ограничений в использовании исключительных прав на объекты патентования.

В Дохинской декларации по Соглашению ТРИПС и общественному здравоохранению подтверждено, что выдача принудительных лицензий является одной из гибких возможностей Соглашения ТРИПС и что члены ВТО могут свободно определять причины предоставления таких лицензий. 

         Эти механизмы были реализованы в большинстве юрисдикций по всему миру для решения проблемных вопросов в сфере общественного здравоохранения. 

         Многие страны, включая страны с развитой экономикой (к примеру, Германия, Италия, США, Великобритания, Франция), устанавливают на законодательном уровне право выдачи принудительных лицензий или государственного разрешения на использование патентов в отношении фармацевтических препаратов.

         Среди выданных за последние годы примеров принудительных лицензий можно привести следующие решения.

В 2017 году Правительство Малайзии выдало принудительную лицензию на лечение гепатита С, софосбувиром (Sovaldi).

         В том же году по причине высоких цен на лекарства для лечения вируса гепатита С правительство Италии предоставило своим гражданам право импортировать более доступные генерики для личного пользования. 

         В 2020 году Министерством здравоохранения Израиля выдано разрешение на использование изобретения по импорту Kaletra (лопинавир 200 мг/ритонавир 50 мг) с целью медикаментозного лечения пациентов с диагнозом Covid-19.

Также статья 27 (3) (а) ТРИПС позволяет государствам-членам исключать из перечня патентоспособных объектов «методы лечения». Причиной допустимости такого исключения является обеспечения общества доступным лечением.

К примеру, в соответствии с Европейской патентной конвенцией и национальным законодательством ее членов, методы лечения исключены из патентоспособности.
Международный опыт законодательного регулирования сферы охраны ИС в целях обеспечения качества выдаваемых патентов предусматривает административные процедуры, позволяющие третьим лицам подавать «оппозиции» (возражения) против предполагаемых к выдаче патентов на стадии рассмотрения соответствующих заявок. Для применения такой административной процедуры подаваемые заявки предварительно публикуются.

В качестве примеров указанного подхода можно привести законодательство США, Китая и Европейского союза.

         В области промышленных образцов Казахстан является Договаривающейся стороной Парижской конвенции, Соглашения ТРИПС и Протокола об охране промышленных образцов к Евразийской патентной конвенции. 

В соответствии с Соглашением о расширенном партнерстве с Европейском союзам (ратифицировано Законом Республики Казахстан от 25 марта 2016 года № 475-V) Казахстан обязался «приложить разумные усилия для присоединения» к Женевскому акту Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов 1999 года» и «обеспечить правовую охрану незарегистрированных промышленных образцов от копирования при условии, что Европейский союз обеспечит надлежащее обучение представителей уполномоченных органов, организаций и судей».

         В Европейском союзе применяется система защиты прав незарегистрированных промышленных образцов.

 

 

Параграф 3.2. Товарные знаки

 

«Естественная, функциональная или декоративная» форма товара – это особенность, которой потребители могут предавать особое значение, и, следовательно, признак, в отношении которого должна существовать конкуренция.

Охрана таких форм (или других характеристик) в течении неопределенного срока в соответствии с законодательством о товарных знаках (мировая практика допускает продление товарного знака каждые десять лет неограниченное количество раз) может нарушить логику наличия конечных сроков охраны в рамках других режимов ИС. Без такого исключающего фильтра форма, которая была бы технической в достаточной степени для того, чтобы претендовать на 20-летний максимальный срок патентной защиты, могла бы затем полагаться на период эксклюзивности в соответствии с режимом охраны товарных знаков, тем самым получая бессрочную защиту.

Исключения из охраноспособности в качестве товарного знака форм товаров в настоящее время применяются в Европейском союзе и доктринах «механической функциональности» и «эстетической функциональности» законодательства о товарных знаках США.

 

 

Параграф 3.3. Географические указания

        

Законодательство Республики Казахстан содержит понятие «наименование места происхождения товара» (НМПТ). Это обозначение, представляющее либо содержащие наименование страны, региона, населенного пункта, или другого географического указания, а также указание, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства, качество, репутация или иные характеристики которого связаны главным образом с его географическим происхождением, в том числе с характерными природными условиями и (или) людскими факторами.

В Европейском союзе термин НМПТ (PDO – Protected designations of origin) также используется, но с несколько иным значением. Европейский союз ввел этот термин как часть своей текущей реформы сельскохозяйственной политики и принял ряд законов, которые регулируют наименования мест происхождения товаров. Согласно правилам Европейского союза, этот термин используется для определения названия региона, конкретного места или страны; также необходимо показать, что качество или характеристики названного продукта по существу или исключительно являются результатом конкретных географических условий с их природными и людскими факторами. Также необходимо указать, что производство, обработка и подготовка происходят в определенном районе.

Кроме того, Европейский союз также ввел второй тип обозначений, известных как защищенные географические указания (PGI – Protected geographical indications), которые определяются как название региона, конкретного места или страны; продукт или пищевой продукт должны обладать определенным качеством, репутацией или другими характеристиками, связанными с этим географическим местом его происхождения и местом производства. Также необходимо указать, что производство, обработка или подготовка происходят в определенном районе. PDO и PGI во многом схожи, «за исключением того, что взаимосвязь между местом происхождения и качеством продукта может быть вопросом репутации, а не проверяемым фактом».

Производство, обработка и подготовка PDO должны осуществляться в указанном районе, при использовании PGI необходима только обработка или подготовка производства в указанном районе.

Статьей 37 Закона Республики Казахстан «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» устанавливает более высокий уровень защиты для минеральных вод, вин и спиртных напитков. В частности, не допускается использование НМПТ, представляющего или содержащего названия географических объектов, идентифицирующих минеральную воду, вино или спиртные напитки, для обозначения таких продуктов, не происходящих из этого места, даже если оно указывает на фактическое место происхождения товара или используется перевод с добавлением слов и выражений «вид», «тип», «стиль» или другими подобными терминами. Поэтому, поскольку защита предоставляется от имитаций, даже когда оно используется в переводе или сопровождается такими словами, как «вид», «тип» или тому подобное, оно часто может применяться даже тогда, когда использование не вводит в заблуждение потребителей.

Такой подход соответствует Соглашению ТРИПС, который по сути создает двойной уровень защиты для географических наименований. Первый уровень обязывает членов ВТО «предоставлять заинтересованным сторонам правовые средства для предотвращения (а) использования любых средств для обозначения или представления товара, которые указывают или предполагают, что данный товар происходит из географического района, отличного от фактического места происхождения, которое вводит общественность в заблуждение относительно географического происхождения товара». Второй уровень предусматривает защиту от использования наименования места происхождения, идентифицирующего вина и спиртные напитки, «даже если указано истинное происхождение товара или наименование места происхождения используется в переводе или сопровождается такими выражениями, как «вид», «тип», «стиль», «имитация» или тому подобное.

Однако Соглашение с Европейский союз требует расширения более высокого уровня защиты, предусмотренного статьей 23 (1) Соглашения ТРИПС, не только на вина и спиртные напитки, но и на другие продукты. Так, статьей 82 (4) Соглашения с Европейским союзом установлено, что «… каждая Сторона запрещает и предотвращает: (b) любое неправомерное использование, имитацию или использование зарегистрированного наименования, даже если указано фактическое происхождение продукта или если защищенное наименования переводится, транскрибируется, транслитерируется или сопровождается такими выражениями, как «стиль», «тип», «метод», «произведенный в», «род», «имитация» или аналогичными им.».

 

 

Параграф 3.4. Сорта растений

 

В области сортов растений Казахстан является участником Соглашения ТРИПС, которое требует, чтобы его члены предоставили для сортов растений защиту патентами или альтернативой (‘sui generis’) системой, или их комбинацией.

В соответствии с положениями законодательства Республики Казахстан право на селекционное достижение охраняется патентом, который подтверждает исключительное право патентообладателя на использование селекционного достижения, его приоритет и авторство селекционера.

Вместе с тем, в соответствии с Соглашением Европейского союза Казахстан обязался «приложить разумные усилия для присоединения к Международной конвенции по защите новых сортов растений («УПОВ»).

 

 

Параграф 3.5. Объекты авторского права

 

         Казахстан является участником Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений («Бернская конвенция»), Международной конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного вещания («Римская конвенция»), Договора об авторском праве Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам и Соглашения ТРИПС.

         В 2019 году в Европейским союзом были введены новые правила, облегчающие европейским организациям эфира вещания доступ к определенным программам в прямом эфире или в режиме онлайн, а также упрощают распространение большего количества радио- и телеканалов операторами ретрансляции.  Новая Директива устраняет трудности, связанные с очищением авторских прав, двумя способами:

         1) посредством установления принципа «страны происхождения»: права, необходимые для предоставления определенных программ доступных в онлайновых службах организаций эфира вещания (например, их услугах одновременного вещания или перехвата), должны очищаться только в стране, где организации эфира вещания имеет головной офис (вместо всех государств-членов, в которых организация эфира вещания желает предоставлять свои программы). Лицензионный сбор, выплачиваемый вещателями правообладателям, должен отражать целевую аудиторию программ. Принцип страны происхождения поможет организациям эфира вещания сделать определенные программы (все радиопередачи, а также программы для телевидения, новостей и текущих событий, и полностью финансируемые за счет организаций эфира вещания программы собственного производства) доступными в режиме онлайн и в других государствах-членах Европейского союза;

         2) путем расширения системы обязательного коллективного управления, которая в настоящее время применяется только к ретрансляциям по кабелю, на услуги ретрансляции, предоставляемые другими средствами (такими как интернет-телевидение (IPTV), спутниковые, цифровые наземные или онлайновые технологии). Эта система позволяет операторам ретрансляции очищать соответствующие права в упрощенном порядке – им необходимо очищать соответствующие права с организациями эфира вещания, чьи каналы они ретранслируют, и с организациями коллективного управления, т.е. организациями, которые представляют интересы множества правообладателей, а не с многочисленными индивидуальными правообладателями на индивидуальной основе (например, музыкальным композитором или аудиовизуальным исполнителем).

         Принимая во внимание изменяющиеся схемы просмотра и новые способы доступа к аудиовизуальному контенту в Казахстане, а также движение к созданию единого цифрового рынка в рамках ЕАЭС, будет целесообразным рассмотреть вопрос о том, может ли аналогичный подход к очищению авторских прав, в том числе для онлайн-вещания, и ретрансляции быть применен к вещанию в рамках ЕАЭС.

 

 

Параграф 3.6. Судопроизводство по вопросам ИС

 

         Анализ судебных решений по патентным спорам показывает, что суд существенно полагается на экспертные заключения в своих выводах о недействительности патента. При принятии этих решений суд не проводил собственного анализа оснований недействительности (в большинстве случаев основанием было отсутствие изобретательского уровня), а просто соглашался с выводами экспертов о том, что изобретение является очевидным, и тем самым признавал эти патенты недействительными.

         В этих решениях суд также, по-видимому, приравнивает экспертов, представивших свое экспертное заключение, к специалистам в области изобретения. Однако маловероятно, чтобы эти эксперты являлись специалистами в области изобретения для целей анализа изобретательского уровня.

         Судя по всему, это свидетельствует об отсутствии достаточных знаний и квалификации со стороны судов для рассмотрения споров такого рода, которые, как правило, являются очень сложными (например, споры, связанные с компьютерными или фармацевтическими патентами).

         В ведущих юрисдикциях в области ИС, таких как США, Великобритания или Германия, основная роль эксперта заключается в предоставлении судьям знаний по техническим вопросам дела.

         Более того, законодательство строго запрещает экспертам принимать на себя роль судьи при решении правовых вопросов.

         В частности, экспертное заключение допустимо в той мере, в какой оно относится к вопросам факта, а не права. 

         Например, Верховный суд США заявил, что в то время как в патентных делах эксперт может объяснить состояние техники, уточнив значение технических терминов, используемых в формуле изобретения, эксперты не могут быть использованы для доказательства «правильного или законного толкования любого письменного документа».  Последнее будет толковаться как вопрос права и, таким образом, будет отнесено к компетенции суда.

         Точно так же и в Великобритании эксперты могут высказывать свое мнение только по вопросам, относящимся к фактам. Они не могут подменять собой суд при определении толкования формулы или действительности патента. 

         Также, в Германии эксперты не могут давать свое заключение по вопросам права и не могут заменять суд при проведении оценки правовых вопросов.

         К примеру, эксперт может объяснить объективные технические понятия, такие как предварительные знания специалистов в данной области, которые могут определять или влиять на понимание патентной формулы изобретения и используемых в ней терминов. 

         Эксперт, однако, не может консультировать суд о том, как решить этот вопрос, в том числе заявляя или подразумевая, что сторона «имеет право» на что-то, что требование «оправдано» или что право «обусловлено» чем-либо. 

         Поэтому в этих юрисдикциях суды проявляют большую осторожность при разграничении роли экспертного заключения, поскольку неисключение каких-либо вопросов права считается серьезной судебной ошибкой.

 

 

         Параграф 3.7. Скоординированные усилия по вопросам защиты прав ИС

 

         Защита представляющих ценность прав ИС от посягательств и кражи важна не только в силу их значительной экономической ценности, но и потому, что нарушения прав ИС могут представлять существенные риски для здоровья и безопасности населения в целом, целостности государственной инфраструктуры и национальной безопасности. Поэтому ключевым моментом является единая и эффективная координация деятельности по защите ИС на государственном уровне.     

Успешным опытом работы Национального координационного центра по правам интеллектуальной собственности (NIPRCC) в США.  Национальный координационный центр по правам интеллектуальной собственности находится под управлением Службы внутренней безопасности США по вопросам иммиграции и таможенного контроля; он был создан в 2000 году в качестве ответной меры правительства США на глобальную кражу ИС и как средство обеспечения соблюдения законов о международной торговле. 

         В настоящее время центр входит в состав Отдела расследований по вопросам глобальной торговли – и в более широком смысле в Отдел расследований национальной безопасности. 

         Целью работы центра является содействие обмену информацией, координация расследований, предоставление централизованного места отчетности и информационных ресурсов для частного бизнеса и общественности, а также недопущение дублирования работы федеральных органов.

         Центр объединяет 23 учреждения-партнера, состоящие из 19 ключевых федеральных агентств, Интерпола, Европола и правительств Канады и Мексики в рамках целевой группы.  NIPRCC занимается нарушениями в области ИС, включая поддельные фармацевтические препараты, пиратства в области теле-, видео и музыкальных произведений, поддельных машин, оборудования и прочих товаров, закупаемых федеральным правительством, потребительских товаров и мошенничеством в почтовых отделениях связи. NIPRCC использует стратегический подход к борьбе с хищением ИС, который включает: а) расследование, т.е. выявление, пресечение, судебное преследование и ликвидацию преступных организаций, занимающихся изготовлением и распространением контрафактной продукции; b) запрет, т.е. использование целенаправленных механизмов таргетирования и инспекций для предотвращения проникновения контрафактных и пиратских товаров в цепочки поставок, рынки и улицы США; и с) информационно-пропагандистскую работу и тренинги, т.е. обеспечение подготовки по национальным и международным нормам защиты для укрепления потенциала охраны ИС прав на глобальном уровне.

         Еще один пример успешного механизма координации защиты прав в области ИС можно найти в Великобритании.  Центр ИС («Центр ИС»), являющийся частью Управления ИС Великобритании, был создан в январе 2008 года для поддержки деятельности по защите прав ИС, связанной с пресечением пиратских и контрафактных товаров. 

         Целью его работы является сокращение нарушений прав ИС и поставок контрафактной продукции в Великобританию посредством сотрудничества с партнерскими агентствами, а также другими правительственными ведомствами.

         Центр ИС выступает в качестве централизованного пункта в Великобритании по сбору, анализу и распространению сведений об ИС, содействию расследований по вопросам защиты прав и обеспечению связи между правообладателями и различными правоохранительными органами.

         Центр ИС руководит Национальной базой данных по преступлениям в сфере ИС и получает информацию из таких источников, как промышленность, полиция, налоговая служба и таможня, а также пограничные службы.

         Учитывая успешные примеры в других юрисдикциях, важно, чтобы Центр ПИС продолжал укреплять свою деятельность по защите прав ИС путем наращивания своего аналитического и следственного потенциала, налаживания эффективного сотрудничества и обмена информацией, полученной в результате расследований, с другими правоохранительными органами в Казахстане и за рубежом.

         Кроме того, важно содействовать обеспечению соблюдения прав ИС путем повышения осведомленности общественности посредством информационно-пропагандистской работы Центра ПИС и привлечения общественности.

 

 

Параграф 3.8. Патентные поверенные

 

         В любой области ценность и надежность совета зависит от способностей консультанта. Патентные поверенные выступают в качестве консультантов в области ИС, и поэтому эффективность защиты прав ИС зачастую зависит от их опыта и знаний.

         Так, в Европе патентные поверенные обычно имеют ученую научную степень или высшее образование по технической специальности, а также юридическую квалификацию в области защиты прав ИС. 

         Например, в Великобритании патентные поверенные проходят специальную подготовку, сдают экзамены и имеют большой опыт в написании патентных заявок и высокий уровень знаний в области прав ИС. Чартерный институт патентных поверенных («CIPA») выступает в качестве профессионального и экспертного органа для патентных поверенных в Великобритании. 

         Его цель состоит в том, чтобы способствовать повышению осведомленности и обоснованному доверию к профессии патентных поверенных в Великобритании, а также представлять интересы его членов.

         Другой целью CIPA является регулирование профессии. В 2010 году CIPA и Институт юристов по товарным знакам («ITMA») создали Совет по регулированию ИС («IPReg»), чтобы совместно осуществлять регулирование профессий патентного поверенного и юриста по товарным знакам.    IPReg выполняет регулирующие функции по установлению и поддержанию стандартов квалификации для внесения в Реестр и имеет Кодекс корпоративной этики, позволяющий гарантировать, что  зарегистрированные патентные поверенные предоставляют соответствующий уровень обслуживания своим клиентам. 

         CIPA ведет установленный законом реестр патентных поверенных, и отчитывается перед Генеральным контролером по патентам, товарным знакам и образцам в Управлении ИС Великобритании.

         CIPA также оказывает своим членам поддержку на ранних этапах профессиональной подготовки и предлагает комплексную программу  всестороннего постквалификационного непрерывного профессионального образования, которая гарантирует, что ее члены, так называемые чартерные патентные поверенные, обладают навыками, знаниями и опытом для обеспечения высокого уровня обслуживания.

         Большинство чартерных патентных поверенных также являются Европейскими патентными поверенными,  имеющими право представлять интересы клиентов в Европейском патентном ведомстве.  

         Примеры из других юрисдикций подчеркивают важность поддержания высокого качества услуг патентных поверенных в рамках эффективных механизмов защиты прав ИС и повышения привлекательности условий инвестирования в стране.

 

 

Глава 4. Цель, задачи, принципы и основные подходы в сфере ИС Республики Казахстан

 

         Анализ текущего состояния ситуации с ИС в Республике Казахстан и перспектив дальнейшего развития данной сферы позволяет определить следующие основные цели регулирования процессов в сфере ИС:

         1. Обеспечение потребности экономики и населения, а также среднесрочных и долгосрочных целей путем реализации соответствующих мер в области ИС, направленных на социально-экономическое развитие страны.

         2. Формирование оптимальной стратегии развития ИС Республики Казахстан.

         3. Обеспечение национальной безопасности Республики Казахстан в контексте ограничений и монополий, связанных с ИС.

         Для достижения поставленных целей потребуется решение следующих задач:

         1. Построение эффективной системы ИС, ориентированной на удовлетворение потребностей экономики и населения страны, создание благоприятного инвестиционного климата и повышение качества трудовых ресурсов.

         2. Обеспечение согласованности политики в области охраны и защиты прав на ИС путем достижения высокой эффективности взаимодействия соответствующих структур.

         3. Проведение постоянного мониторинга направлений развития ИС.

         4. Определение направлений для потенциального улучшения, которые обеспечат эффективное функционирование системы ИС как стратегического инструмента для стимулирования экономического развития.

         5. Модернизировать действующую систему государственной поддержки инновационной деятельности, в том числе путем поддержки международного патентования и внедрения налоговых льгот.

         6. Повысить доступ к лекарственным препаратам для населения путем использования гибких положений международных актов в области ИС, участницей которых является Республика Казахстан.

         7. Стимулировать увеличения числа международных совместных изобретений и заявок на семейства патентов.

         8. Мониторинг расходов на НИОКР.

         9. Проведение обучения всех заинтересованных сторон в вопросах инноваций с использованием Руководства Осло для усовершенствования сбора данных для ГИИ и других индексов

         В основе реализации Концепции будут использованы базовые принципы, необходимые для обеспечения системности и целостности планируемых мероприятий.

         Для обеспечения достижения целей Концепции и решения основных задач повышения финансовой грамотности необходимо определить приоритетные направления действий и практический план мероприятий. Приоритетные направления действий и мероприятий должны быть разнообразными и предполагать комплексное использование различных образовательных материалов, инструментов и ресурсов, иметь последовательный характер их реализации на систематической основе для получения наилучшего эффекта.

 

 

Глава 5. Ожидаемые результаты и этапы реализации Концепции

 

         Период реализации Концепции включает 2021 – 2025 годы. В указанный период будут проведены внедрение новых подходов и оценка их эффективности.

         Реализация мероприятий, влияющих на возможность достижения поставленных целей и задач, будет предусмотрена в Плане мероприятий по реализации Концепции развития сферы ИС в Республике Казахстан на период 2021 по 2025 годы.

         В результате развития предусмотренной в Концепции сферы ИС в Республике Казахстан:

         1) будет внедрен системный подход в интересах социально-экономического развития страны;

         2) возрастет согласованность политики в области ИС;

         3) будет осуществлена координация приоритетных мер в области охраны и защиты прав ИС;

         4) произойдет стимулирование развития объектов ИС;

         5) будут приняты дальнейшие шаги по развитию законодательства Республики Казахстан в сфере ИС и его эффективному применению;

6) будут приняты меры по стимулированию рынка инноваций.

         Реализация вышеуказанных целей и задач позволит обеспечить достижение следующих показателей:

         1) увеличение производства инновационной продукции;

         2) улучшение позиции Республики Казахстан в ГИК ВЭФ и ГИИ;

         4) увеличение количества заявок на международное патентование;

         5) увеличение количества международных соглашений, участницей которых является Республика Казахстан;

         6) увеличение объема лекарственных препаратов, доступных населению.

Проведенные преобразования должны стать стартовой площадкой для формирования политики Республики Казахстан в сфере ИС, интегрированной и подчиненной реализации общей Стратегии вхождения Казахстана в число тридцати наиболее развитых стран мира.

 

 

Глава 6. Перечень нормативных правовых актов, посредством которых предполагается реализация Концепции

 

         Достижение поставленных задач предполагается посредством следующих правовых актов:

         1) Конституция Республики Казахстан;

         2) Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)»;

         3) Закон Республики Казахстан «Патентный закон Республики Казахстан»;

         4) Закон Республики Казахстан «Об авторском праве и смежных правах;

         5) Закон Республики Казахстан «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности;

         6) Закон Республики Казахстан «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров;

         7) постановление Правительства Республики Казахстан от 29 ноября
2017 года № 790 «Об утверждении Системы государственного планирования в Республике Казахстан»;

         8) приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан
от 11 июня 2018 года № 211 «Об утверждении Правил разработки концепции, доктрины», а также ряд других законов и правовых актов.

        

 

Утверждена

постановлением Правительства

Республики Казахстан

от «___» ___________

№ ___

 

 

План мероприятий по реализации Концепции развития

сферы ИС в Республике Казахстан на период 2021 по 2025 годы

 

Мероприятие

Форма завершения

Ответственные исполнители

Сроки реализации

Цифровизация (диджитизация) системы ИС

1

Диджитизация архива и бумажных баз данных НИИС

Цифровизация архива НИИС

НИИС

 

2022-2023 годы

2

Создание Централизованного центра поддержки технологий и инноваций по образцу ЦПТИ ВОИС

Национальный ЦПТИ

МЦРИАП, МЮ, МОН, МСХ

(по согласованию  привлечение поддержки ВОИС)

2023 год

3

Автоматизация процесса подачи заявления правообладателями для включения объектов прав ИС (авторских и смежных прав, товарных знаков, знаков обслуживания и НМПТ) в таможенный реестр объектов ИС через «Единое окно» по экспортно-импортным операциям

Полная автоматизация государственной услуги, наличие интеграций для проверки сведений, указанных в заявлении

КГД МФ

2022 год

4

Введение системы тотальной проверки на плагиат, в том числе, всех научных и аналитических отчетов, социологических исследований, финансируемых как государством, так и частным сектором.

Использование репозитория, предусмотренного в Типовых правилах деятельности вузов (п.33 Приказа МОН РК №595 от 30 октября 2018 года, Приложение 5) как базы данных для проверки на совпадения с текстами из различных баз данных;

Появление четко прописанной юридической процедуры определения того, является ли данные совпадения плагиатом или нет

МОН

2025 год

5

Выработка механизма использования в процессе выдачи «инновационных» грантов и иных форм поддержки инновационной деятельности «патентных ландшафтов» или иных форм исследования сфер и областей, в которых требуются инновации

Аналитическая справка.

Предложения по внесению изменений в действующие НПА.

МЦРИАП, МОН, МИИР

2022 год

6

Выработка механизма субсидирования международного патентования в рамках имеющихся проектов инновационной поддержи

Аналитическая справка.

Проект (ы) НПА.

МЦРИАП, МОН, МИИР

2022 год

7

Проработать вопрос увеличения государственной поддержки ВУЗов и НИИ в части финансирования, обеспечения долгосрочными ресурсами для исследований

Аналитическая справка

Проект (ы) НПА

МОН

 

Стимулирование инноваций и передачи технологий с помощью ИС

8

Проведение обучения по вопросам коммерциализации изобретений для национальных изобретателей

Не менее 100 национальных изобретателей прошедших подготовку по вопросам коммерциализации изобретений (женщин 50%,  более 25% из них в возрасте до 30 лет)

МЦРИАП, МЮ, МОН, МСХ

2021 год

9

Проведение семинаров по созданию совместных изобретений, включая спонсируемые и многонациональные совместные изобретения

Не менее 100 участников прошли обучение по передовой практике в области создания совместных изобретений

МЦРИАП, МЮ, МОН, МСХ

2021-2022 годы

10

Учебные визиты в страны ЕС 8, нацеленные на увеличение числа совместных изобретений, а также изучение показательных примеров передачи технологий (например, Airbus)

Отчеты об учебных визитах с описанием подлежащих передаче из отдельных стран ЕС 8 передовых практик в области ИС для стимулирования совместных изобретений

 

МЦРИАП, МЮ, ПРООН (по согласованию)

третий квартал 2022 года

11

Учебные визиты в Китай, Южную Корею и Японию для изучения показательных примеров стимулирования инноваций и передачи технологий, включая субсидирование

Отчеты об учебных визитах с описанием подлежащих передаче из Китая, Южной Кореи и Японии передовых практик в области ИС для стимулирования инноваций и передачи технологий 

МЦРИАП, МЮ, ПРООН (по согласованию)

2022 год

12

Проработка государственной информационной поддержки правообладателей объектов ИС в коммерциализации

Предложения по внесению изменений в НПА

 

МСХ

2021 год

13

Выработка предложений по налоговым послаблениям для инновационных субъектов в зависимости от уровня инновационного дохода и выплаты авторских вознаграждений

Внесение изменений в налоговое законодательство РК

МФ, МНЭ

2021 год

Усиление охраны ИС

14

Проработка с патентными поверенными вопросов развития потенциала института патентных поверенных в Казахстане

Правила профессиональной организации патентных поверенных пересмотрены, все патентные поверенные сертифицированы

МЮ

2021 год

15

Анализ деятельности организаций по коллективному управлению правами ИС

 

Анализ

МЮ и IPR Center (НИИС)

2023 год

16

Разработка казахско-русско-английского специализированного словаря по ИС и утверждение официальной терминологии

Словарь разработан и доступен онлайн

НИИС

2021 год

17

Анализ деятельности организаций по коллективному управлению правами ИС в сфере частного копирования

 

 

Аналитическая справка

МЮ и IPR Center (НИИС)

2022 год

Укрепление правоприменительной практики в области ИС

18

Заключение многостороннего меморандума между IPR Центром и государственными органами в целях создания правовой основы для межведомственной координации

Проект меморандума

МЮ, МФ, МВД, ВС

 

2021 год

19

Совместно организованное обучение сотрудников таможенных органов, территориальных органов, судей

Обучено не менее 30 человек в каждой категории

МЮ, МФ, местные органы власти, Высший судебный совет (по согласованию), Верховный суд (по согласованию)

2021-2022 годы

20

Проведение анализа в отношении оборота контрафактной продукции в Казахстане

Аналитическая справка о результатах исследования

МЮ и IPR Center (НИИС)  ПРООН, МФ, МВД, местные органы власти, Верховный суд

2021 год

21

Участие в мероприятиях по пресечению контрафактной и пиратской продукции в рамках ЕАЭС

Профильные сотрудники ДИС и НИИС совместно с правоохранительными органами приняли участие в мероприятиях ЕАЭС по пресечению контрафактной и пиратской продукции

МВД, МФ

2021-2025 годы

22

Проработка вопроса создания специализированного суда по ИС

Специализированный суд по ИС создан, судьи прошли соответствующее обучение

Верховный суд (по согласованию)

2025 год

23

Проведение кампании «нулевой терпимости» к нарушениям прав на ИС с фокусом на нарушения в отношении аудиовизуальных произведений и программного обеспечения

Кампания завершена и оценена независимым оценщиком

МЮ и НИИС МКС, МФ, МИО, территориальные органы юстиции

2021-2025 годы

24

Совершенствование информационной системы электронного таможенного декларирования «Астана-1» путем включения товарных знаков, подпадающих под таможенный досмотр в целях пресечения ввоза на территорию РК контрафактной продукции

Внесены изменения в информационную систему электронного таможенного декларирования «Астана-1»

МФ (КГД)

2021 год

25

Повышение уровня осведомленности населения РК по вопросам защиты прав ИС и функциям государственных органов, обеспечивающих защиту прав ИС

Аналитическая справка

МЮ, МФ, МВД, МОН, МЦРИАП, Атамекен (по согласованию), Патентные поверенные РК (по согласованию)

ОКУП (по согласованию)

2021-2025 годы

26

Проведение разъяснительной работы среди населения, в целях изменения отношения потребителя к контрафактной продукции

Ролики, билборды и т.д.

МЮ, территориальные органы юстиции

Постоянно

27

Проведение мероприятий,  направленных на разъяснение вопросов ИС в области культуры и искусства

Семинары, лекциии, круглые столы и др. в организациях культуры

МКС

 

2021-2023 годы

Совершенствование нормативно-правовой базы

28

Анализ текущей ситуации по доступности лекарственных препаратов и фактов наличия ограничений в связи с имеющейся патентной защитой

Аналитическая справка

МЗ

2021 год

29

Выработка предложений по изменению действующих положений Закона РК «Патентный закон Республики Казахстан» в части принудительного лицензирования на патенты на изобретения

Проект закона

МЗ, МЮ

 

2022 год

30

Разработать механизм реализации системы принудительного лицензирования на основании решения Правительства

Проект Постановления Правительства

МЗ, МЮ

 

2022 год

31

Изучение международного опыта авторских и смежных прав в сфере средств массовой информации и выработка предложений

Аналитическая справка

МЮ, МИОР

2023год

32

Выработка предложений по совершенствованию законодательства о телерадиовещании (соблюдение авторских прав операторами телерадиовещания, теле-, радиоканалами и интернет-ресурсами)

Совершенствование законодательства о телерадиовещании (соблюдение авторских прав операторами телерадиовещания, теле-, радиоканалами и интернет-ресурсами)

МИОР, МЮ

2024 год

33

Регулирование интернет телевидения

Выработка предложений

МИОР, МЮ

2021-2022 годы

34

Разработка НПА по информированию зрителей об использовании фонограмм исполнителями музыкальных произведений

Проект Правил

МКС

 

2-е полугодие 2021 года

35

Проработка вопроса по совершенствованию законодательства Республики Казахстан в области ИС в части переноса ч.1 ст.198 УК в КоАП

Проект внесения изменений и дополнений в УК и КоАП, предусматривающий привлечение к ответственности нарушителей в случаях причинения незначительного (до 200 МРП) ущерба правообладателю

МЮ, МВД, КГД МФ, ГП (по согласованию)

2023 год

36

 

Выработка предложении для внесения изменений в статью 222 УК  (незаконное использование товарного знака) в части увеличения штрафных санкции (действующей редакции до 80 МРП)

Проект внесения изменений и дополнений в УК

МФ (КФМ), ГП, МВД

2022 год

37

Выработка предложений по совершенствованию законодательства Республики Казахстан по вопросам охраны и защиты объектов промышленной собственности, товарных знаков, географических указаний

Проект закона

МЮ

2023 год

Международные конвенции

38

Гармонизация законодательства РК с Международной конвенцией по охране новых сортов растений (УПОВ)

Проект Закона по внесению изменений в действующее законодательство по вопросам гармонизации с Конвенцией УПОВ

МСХ, МЮ

2021 год

39

Выработка предложения по присоединению к Марракешскому договору об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям

Включение в план заключения международных договоров, разработка проекта закона по ратификации договора

МТСЗН, МОН, МЮ

2023-2024 годы

40

Проработка вопроса по присоединению Республики Казахстан к Брюссельской конвенции о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (1974г.)

Включение в План заключения международных договоров / разработка проекта Закона по ратификации договора

МЮ, МИОР

2023-2024 годы

41

Выработка предложения по присоединению к Женевскому акту Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов

Включение в план заключения международных договоров, разработка проекта закона по ратификации договора

МЮ

2021-2022 годы

Совершенствование сбора данных

42

Совместная организация обучения по совершенствованию использования инструмента «Обзор мнений бизнес-лидеров» для улучшения позиции Казахстана в ГИК ВЭФ

Обучено не менее 120 представителей различных отраслей экономики

МЮ и IPR Center (совместно с ОЭСР, аналитические центры - ТАЛАП, ЦСИ)

2021 год

 

43

Совместная организация обучения по совершенствованию использования Руководства Осло для улучшения позиции Казахстана в ГИИ

Обучено не менее 70 участников

МЮ и НИИС (совместно с ВОИС)

 

2021 год

 

44

Содействие в разработке ключевых показателей эффективности (КПЭ) для измерения реформ и прогресса Казахстана на пути к наукоемкой экономике

Ключевые показатели эффективности в сфере ИС в контексте реформ и прогресса разработаны и представлены Правительству

МЮ, МЦРИАП, МОН, МСХ, МНЭ

2021 год

45

Совместная организация обучения по совершенствованию использования инструмента «Обзор мнений бизнес-лидеров» для улучшения позиции Казахстана в ГИК ВЭФ

Обучено не менее 120 представителей различных отраслей экономики

МЮ и IPR Center (совместно с ОЭСР, аналитические центры - ТАЛАП, ЦСИ)

2021 год

 

Межведомственное взаимодействие

46

Создание межведомственной рабочей группы (МВРГ) по вопросам ИС, инноваций и передачи технологий, планированию и реализации мероприятий

МВРГ создана с перечнем рассматриваемых вопросов и разработанным, утвержденным планом работы

МЮ, МЦРИАП, МОН, МСХ, МНЭ, МТИ, МФ (КФМ, КГД), CRNMPCCR и пр.

2021 год

Международное сотрудничество

47

Партнерство со всеми международными заинтересованными сторонами в области ИС, инноваций и передачи технологий

Разработанные, реализованные партнерские инициативы с документально подтвержденными результатами и аналитическими отчетами

МЮ, МЦРИАП, МОН, МСХ, ВОИС, ЕАПО, EPO, EUIPO, страны-члены ОЭСР, IP5, ПРООН, Всемирный банк, ВОЗ, ЮНКТАД и пр.

2025 год

48

Партнерство со всеми международными заинтересованными сторонами в области защиты ИС таможенными органами

Разработанные, реализованные партнерские инициативы с документируемыми результатами

МЮ, МФ (КГД), все заинтересованные стороны

постоянно

Подготовка кадров

49

Определение потребности в кадрах в сфере патентоведения и защиты ИС

Аналитическая записка, внесение предложений в план по подготовке кадров в сфере ИС

МТСЗН, МОН, МЮ

2021 год

 

50

Проработка вопроса по внедрению тем или дисциплин в образовательные программы по защите ИС и патентоведению

Отчетная информация

МОН, ВУЗы

2021-2022 годы

51

Обучение по вопросам ИС в школах и университетах

Разработан и запущен учебный курс, отслеживается количество участников

МЮ (совместно с МОН, МТСЗН, Назарбаев Университет)

2021 год

52

Организация специальных семинаров и курсов повышения квалификации в области ИС и патентоведения для научных сотрудников НИИ, ученых и преподавателей вузов

Отчетная информация

МЮ, МОН

2021-2022 годы

53

Организация специальных курсов по повышению квалификации сотрудников правоохранительных органов в сфере охраны и защиты прав ИС, в том числе в сети Интернет

Увеличение количества квалифицированных специалистов, повышение эффективности принимаемых мер в области защиты ИС

МЮ, МВД, КГД МФ,

ГП (по согласованию)

Ежегодно

54

Организация и проведение совместного обучения по развитию потенциала экспертов в области ИС и сотрудников ДИС

100% сотрудников НИИС и не менее 75% региональных сотрудников ДИС прошли обучение

МЮ и НИИС

2025 год

 

Примечание: расшифровка аббревиатур

АКФ ПИТ

Автономный кластерный фонд «Парк Инновационных Технологий»

COVID-19

Коронавирусная инфекция 2019 года

СПС

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве

ДИС

Департамент интеллектуальной собственности

ЕАЭС

Евразийский экономический союз

ЕАПО

Евразийская патентная организация

EPO

Европейское патентное ведомство

ЕС

Европейский Союз

EUIPO

Ведомство по интеллектуальной собственности Европейского Союза

ФАО

Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций

FTA

соглашение о свободной торговле

ИГК

Индекс глобальной конкурентоспособности

ВВП

валовой внутренний продукт

ГИИ

Глобальный индекс инноваций

МВРГ ИС

Межведомственная рабочая группа по интеллектуальной собственности

IDP

изобретения, открытия и патенты

INSEAD

Европейский институт управления бизнесом

ИС

интеллектуальная собственность

IP5

пять крупнейших ведомств по ИС в мире: EPO, JPO, KIPO, SIPO, USPTO

IPR Центр

Аналитический центр по защите прав интеллектуальной собственности

JPO

Японское патентное ведомство

KIPO

Корейское ведомство по интеллектуальной собственности 

КПЭ

ключевые показатели эффективности

НАТР

Национальное агентство по технологическому развитию

НПО

неправительственная организация

НИИС

Национальный институт интеллектуальной собственности

NURIS

Научно-инновационная система Назарбаев Университета

ОЭСР

Организация экономического сотрудничества и развития

PhD

Докторская степень

ГНИИ

Государственный научно-исследовательский институт

НИОКР

научные исследования и опытно-конструкторские работы

SNIPA

Государственное ведомство по интеллектуальной собственности Китайской Народной Республики

МСБ

малый и средний бизнес

ССВУ

сильные и слабые стороны, возможности, угрозы

TICS

Центры поддержки технологий и инноваций

ТРИПС

Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности

БПТ

Бюро по передаче технологий

Великобритания

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии

ЮНКТАД

Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию

ПРООН

Программа развития Организации Объединенных Наций

ЮНЕСКО

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры

США

Соединенные Штаты Америки

USPTO

Управление по патентам и товарным знакам США

ВЭФ

Всемирный экономический форум

ВОЗ

Всемирная организация здравоохранения

ВОИС

Всемирная организация интеллектуальной собственности

ВТО

Всемирная торговая организация

МИОР 

Министерство информации и общественного развития Республики Казахстан

МОН

Министерство образования и науки Республики Казахстан

МЗ

Министерство здравоохранения Республики Казахстан

МТСЗН

Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан

МО 

Министерство обороны Республики Казахстан

АДГС

Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы

МКС

Министерство культуры и спорта Республики Казахстан

МИД

Министерство иностранных дел Республики Казахстан

МВД

Министерство внутренних дел Республики Казахстан

МЮ

Министерство юстиции Республики Казахстан

МНЭ

Министерство национальной экономики Республики Казахстан

МЭГПР

Министерство экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан

МЦРИАП

Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан

НПП «Атамекен»

Национальная палата предпринимателей «Атамекен»

ВУЗ

высшее учебное заведение

ООН   

Организация Объединенных Наций