Единый контакт-центр

1414

8-800-080-7777

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Об утверждении Концепции пограничной политики Республики Казахстан

Краткое содержание: Об утверждении Концепции пограничной политики Республики Казахстан
Статус: На рассмотрении
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Указ
Дата создания: 04/12/2020
Публичное обсуждение до: 22/12/2020
Дата запуска онлайн-обсуждения:
Дата окончания онлайн-обсуждения:

 

 

ПРОЕКТ

 

 

Об утверждении Концепции пограничной политики

Республики Казахстан

 

 

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию пограничной политики Республики Казахстан (далее - Концепция).

2. Центральным государственным и местным исполнительным органам, а также государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан:

1) руководствоваться в своей деятельности Концепцией и обеспечить принятие своевременных мер по ее реализации;

2) принять иные меры, вытекающие из настоящего Указа.

3. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан.

4. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания.

 

 

Президент

Республики Казахстан                                                                 К.Токаев

                                                                                              ПРОЕКТ

 

Концепция

пограничной политики Республики Казахстан

 

Содержание

 

Раздел 1. Видение в обеспечении пограничной политики Республики Казахстан.

Раздел 2. Цель, принципы и основные задачи пограничной политики и направления ее реализации.

Раздел 3. Перечень нормативных правовых актов, посредством которых предполагается реализация Концепции пограничной политики Республики Казахстан.

 

Используемые термины и определения:

инфраструктура Государственной границы Республики Казахстан (далее – Государственная граница) – комплекс рубежей, объектов, гидротехнических, инженерных и иных сооружений и заграждений, возводимых, оборудуемых и используемых уполномоченными органами в целях защиты Государственной границы;

 

обустройство Государственной границы – меры, принимаемые уполномоченными органами по созданию и развитию инфраструктуры Государственной границы;

 

пограничная политика Республики Казахстан (далее – пограничная политика) представляет собой согласованную, скоординированную деятельность Правительства Республики Казахстан и уполномоченных органов, направленную на обеспечение пограничной безопасности, предупреждение и пресечение посягательств на суверенитет, целостность и неприкосновенность территории Республики Казахстан, защиту ее Государственной границы;

 

пограничная безопасность Республики Казахстан (далее – пограничная безопасность) определяется как составная часть национальной безопасности Республики Казахстан, представляющая собой состояние защищенности политических, экономических, информационных, гуманитарных и иных интересов личности, общества и государства в пограничном пространстве;

 

пограничное пространство Республики Казахстан (далее – пограничное пространство) – Государственная граница и примыкающая к ней территория Республики Казахстан до внешних пределов пограничной зоны с имеющимися территориальными водами (морем) и внутренними водами Республики Казахстан, а также территории пунктов пропуска через Государственную границу и иных мест, где осуществляется пропуск через Государственную границу, континентальный шельф и воздушное пространство над ними, в пределах которых уполномоченными органами осуществляется пограничная деятельность;

 

пограничная деятельность – деятельность (система мер), осуществляемая государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями и гражданами Республики Казахстан, направленная на обеспечение безопасности государства в пограничной сфере;

 

пограничная сфера – область межгосударственных и общественно-государственных отношений деятельности субъектов пограничной политики в политической, экономической, военной, экологической, информационной и иных областях, связанных с защитой национальных интересов и обеспечением безопасности личности, общества, государства в пограничном пространстве и на приграничных территориях, предупреждением и пресечением посягательств на целостность и неприкосновенность Государственной границы, суверенитет Республики Казахстан и                     неотчуждаемость ее территории;

 

приграничная территория (приграничный район) - территории административно-территориальных образований и населенных пунктов, расположенных на расстоянии до 50 км от Государственной границы;

 

субъектами пограничной политики являются государство, осуществляющее свои функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, а также организации и граждане Республики Казахстан, участвующие в ее реализации.

 

Раздел 1. Видение в обеспечении пограничной политики Республики Казахстан

 

1.1. Введение

 

Необходимость разработки настоящей Концепции пограничной политики Республики Казахстан (далее – Концепция) обусловлена выполнением достигнутых международных договоренностей в области согласованной пограничной политики государств-участников Содружества Независимых Государств (далее – СНГ) и реализацией Стратегии национальной безопасности Республики Казахстан, которая определяет систему основополагающих взглядов на цель, основные принципы, задачи и направления реализации пограничной политики Республики Казахстан, а также основы взаимодействия государства, осуществляющего свои полномочия через органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти (в том числе центральных и местных исполнительных органов), общественных организаций и граждан Республики Казахстан (далее – субъекты пограничной политики) при ее реализации.

Концепция разработана в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, общепризнанными принципами и нормами международного права, Посланием Президента Республики Казахстан «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан в сфере обеспечения национальной безопасности.

 

1.2. Анализ текущей ситуации

 

В условиях глобализации и многополярности мировой политической системы, современная геополитическая обстановка характеризуется кризисными явлениями в политической и экономической сферах, влекущих за собой активизацию миграционных процессов, а также трансграничной организованной преступности, терроризма, экстремизма и других противоправных действий.

Транзитное положение Казахстана на путях между Востоком и Западом создает широкие возможности для экономического развития страны с одной стороны, с другой - содержит в себе потенциал для осуществления противоправной деятельности на каналах незаконной миграции, наркотрафика, контрабанды оружия и боеприпасов, материальных ценностей и иных запрещенных к ввозу и вывозу предметов, незаконной добычи природных ресурсов в пограничном пространстве Республики Казахстан.

Вышеуказанное, а также активное освоение биоресурсов приграничных районов может привести к осложнению обстановки на Государственной границе Республики Казахстан и ухудшению ситуации в пограничном пространстве в целом.

Наличие в мире очагов опасных для человека заболеваний и инфекций, вероятность переноса их на территорию Казахстана может осложнить обстановку как в пограничном пространстве, так и на всей территории страны.

Анализ обстановки, складывающейся на сопредельных с Казахстаном территориях, показывает, что еще сохраняются угрозы террористических проявлений, связанные с отдельной радикально настроенной частью местного населения, поддерживаемых международными террористическими организациями, с целью дестабилизации обстановки.

В случае осложнения ситуации в Афганистане не исключено развитие обстановки, которая повлечёт массовое скопление беженцев вблизи границ Казахстана. Под видом беженцев возможно проникновение членов незаконных вооруженных формирований и террористических организаций, перенос конфликтного потенциала на территорию Республики Казахстан.

Недооценка отдельными группами населения пограничного пространства, пограничных институтов, а также значения обеспечения безопасности Государственной границы Республики Казахстан, недостаточное экономическое развитие приграничных районов, отсутствие стабильных источников доходов создает предпосылки для активного вовлечения населения в противоправную деятельность и нанесения ущерба экономической, экологической и общественной безопасности страны.

Отсутствие в отдельных приграничных районах отечественной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры вынуждает население этих районов потреблять информационный контент сопредельных стран и пользоваться услугами зарубежных операторов телекоммуникаций. Это может привести к снижению у населения чувства казахстанского патриотизма, утрате материальных и духовно-нравственных ценностей казахстанского общества.

Низкий уровень социально-экономического развития приграничных регионов обуславливает отток населения из приграничных районов и  в ближайшей перспективе может привести к угрозе нехватки людских ресурсов для освоения приграничной территории и необходимости привлечения для этих нужд граждан сопредельных государств.

Отсутствие законодательных механизмов материального и морального стимулирования организаций и местного населения приграничных территорий по защите Государственной границы не позволяет мотивировать граждан для оказания содействия в обеспечении пограничной безопасности.

Затягивание вопросов реализации единых подходов к строительству, инфраструктуре и содержанию пунктов пропуска, мест пересечения границы жителями приграничных территорий, не позволяет создать необходимые условия для повышения пропускной способности пассажирских и грузовых потоков через Государственную границу, особенно на путях международного сообщения с тенденцией их интенсивного роста.

Анализ складывающейся ситуации указывает на необходимость концептуального закрепления видения и единых подходов к формированию гармоничной системы международно-правового и нормативного правового обеспечения пограничной безопасности, повышению координационной деятельности субъектов пограничной политики, модернизации механизмов взаимодействия Правительства Республики Казахстан, уполномоченных органов и общественных организаций по реализации пограничной политики государства, а также развитию всей системы обеспечения национальной безопасности, способной адекватно противостоять рискам, вызовам и угрозам в пограничном пространстве.

 

1.3. Обзор международного опыта

 

Исходя из анализа условий и факторов, влияющих на текущую ситуацию, пограничная политика должна быть направлена на обеспечение пограничной безопасности путем реализации международного сотрудничества, мирного разрешения пограничных вопросов и согласованных действий Правительства Республики Казахстан, уполномоченных органов и общественных организаций.

При разработке Концепции учтен международный опыт в области пограничной политики, накопленный государствами ближнего и дальнего зарубежья, что позволит обеспечить повышение пограничной безопасности Республики Казахстан, развитие трансграничных торговых отношений и транзитного потенциала.

Определение пограничной политики и путей ее реализации в Российской Федерации и в Республике Беларусь, а также в других зарубежных государствах позволило обеспечить повышение эффективности пограничной безопасности, развитие трансграничных торговых отношений, транзитного потенциала, а также развитие приграничных территорий.

Основными мировыми моделями пограничной политики являются: «отгораживание», формирование совместной системы охраны границы и создание общего пограничного пространства с «вынесением» внутренних рубежей на «внешнюю» границу содружеств (союзных государств).

Выбор варианта пограничной политики определяется специфическими особенностями взаимоотношений с сопредельным государством, угроз пограничной безопасности, социально-политического положения и плотности населения приграничных районов, рельефа местности.

Концепция аккумулирует имеющийся позитивный опыт мировой практики (включающей законодательное, нормативно-методическое и организационное обеспечение), адаптирует его к современным условиям страны и формирует комплексный подход к обеспечению пограничной безопасности.

В 2005 году Советом глав государств Содружества Независимых Государств было принято решение о разработке Концепции согласованной пограничной политики государств – участников Содружества Независимых Государств (г. Казань, 26 августа 2005 года), которое стало продолжением процесса по принятию Основ пограничной политики, определенных в рамках Решения Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 13 мая 2002 года №55.

Структура документов и общий порядок функционирования механизмов принятия решений в данной деятельности определяются государственным устройством, нормативно-правовыми положениями конституционных и основных законов стран мира, выстраиваемой системой международных отношений, взаимодействием с ведущими факторами в интересах достижения целей, а также обеспечения безопасности.

Нормативные документы в области пограничной политики многих зарубежных государств не имеют четко обозначенных временных рамок, их принятие в большинстве случаев происходит по мере необходимости.

 

Раздел  2. Цель, принципы и основные задачи пограничной политики и направления ее реализации

 

Целью пограничной политики является защита и реализация национальных интересов в пограничном пространстве.

Целью Концепции пограничной политики является формирование официально принятых взглядов на основные направления обеспечения пограничной безопасности, а также реализацию национальных интересов в пограничной сфере, развитие и углубление межгосударственного пограничного сотрудничества, предупреждение и пресечение посягательств на целостность и неприкосновенность Государственной границы, суверенитет Республики Казахстан и неотчуждаемость ее территорий.

Концепция пограничной политики призвана консолидировать усилия центральных и местных исполнительных органов, институтов гражданского общества по развитию государственной политики в пограничном пространстве и повышению уровня пограничной безопасности, выработать приоритеты в дальнейшем развитии казахстанской модели пограничной политики, основанной на особенностях географического и геополитического расположения Казахстана.

 

2.1. Принципы пограничной политики

 

Пограничная политика осуществляется на основе следующих принципов:

соблюдения прав и свобод граждан;

суверенного равенства и территориальной целостности государств, нерушимости государственных границ;

мирного разрешения пограничных вопросов;

соблюдения международных обязательств Республики Казахстан, законности при осуществлении пограничной деятельности;

приоритета национальных интересов Республики Казахстан в выстраивании межгосударственного пограничного сотрудничества;

единства целей и задач пограничной политики и последовательность действий по их реализации;

адекватности мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности в пограничном пространстве;

всестороннего сотрудничества в защите и охране Государственной границы.

 

2.2. Основные задачи и направления пограничной политики

 

Пограничная политика по своему содержанию включает в себя совокупность правовых, политических, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических, оперативных, режимных, административных, финансовых, правоохранительных, социальных и иных мер, реализуемых субъектами пограничной политики и направленных на обеспечение пограничной безопасности, предупреждение и пресечение посягательств на целостность и неприкосновенность Государственной границы, суверенитет Республики Казахстан и неотчуждаемость ее территорий.

Основные задачи пограничной политики:

1) заблаговременное выявление и своевременная нейтрализация угроз пограничной безопасности;

2) обеспечение сохранения независимости и унитарности Республики Казахстан, целостности, неприкосновенности Государственной границы и неотчуждаемости территории страны;

3) выполнение международных обязательств Республики Казахстан в пограничном пространстве;

4) гармонизация и унификация национального законодательства по обеспечению пограничной безопасности;

5) поддержание устойчивого функционирования установленных в пограничном пространстве правовых режимов;

6) предотвращение агрессии, вооруженных конфликтов, кризисов и пограничных инцидентов, а также террористических проявлений в пограничном пространстве;

7) защита экономических и иных законных интересов Республики Казахстан в пограничном пространстве;

8) защита граждан, государственных и общественных организаций, сохранение окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в пограничном пространстве;

9) пресечение трансграничной преступности;

10) повышение уровня социально-экономического развития приграничных районов в интересах интеграции в систему международных, региональных и торгово-экономических отношений;

11) обеспечение устойчивого функционирования государственных институтов в рамках реализации пограничной политики, повышение эффективности их взаимодействия в обеспечении пограничной безопасности;

12) защита территории Республики Казахстан от трансграничного переноса особо опасных болезней людей, животных, растений и иных вредных организмов;

13) укрепление международного сотрудничества в обеспечении пограничной безопасности.

 

Основными направлениями государственной пограничной политики являются:

 

1.      Развитие системы обеспечения национальной безопасности в пограничном пространстве.

Предусматривает:

1) актуализацию законодательства Республики Казахстан о Государственной границе, создание и совершенствование нормативной правовой базы обеспечения пограничной безопасности, в том числе регламентирующей деятельность субъектов пограничной политики, а также устанавливающей ответственность за правонарушения в этой сфере;

2) совершенствование форм и способов деятельности центральных и местных исполнительных органов, уполномоченных на защиту Государственной границы;

3) анализ и прогнозирование обстановки в пограничном пространстве, категорирование Государственной границы, выработка и реализация мер по совершенствованию механизма принятия уполномоченными органами согласованных решений;

4) развитие системы обеспечения пограничной безопасности, исходя из определенных категорий участков Государственной границы;

5) повышение уровня готовности и взаимодействия сил обеспечения национальной безопасности, иных государственных органов и организаций для нейтрализации угроз пограничной безопасности;

6) совершенствование системы управления силами и средствами, участвующими в пограничной деятельности;

7) заблаговременное планирование необходимых финансовых средств на возведение объектов пограничной и социальной инфраструктуры, приобретение вооружения и военной техники, военно-морского вооружения для производственного планирования на предприятиях оборонно-промышленного комплекса и иных объектов промышленности Республики Казахстан.

 

Инструментами развития системы обеспечения национальной безопасности в пограничном пространстве являются:

1) мониторинг правонарушений в пограничном пространстве и совершенствование правового регулирования предупреждения трансграничной организованной преступности;

2) корректировка нормативных правовых актов Правительства и иных уполномоченных органов в сфере реализации пограничной политики;

3) совершенствование структуры, состава, численности и оснащения уполномоченных органов с учетом категорирования Государственной границы, в первую очередь изменения характера угроз безопасности Республики Казахстан и задач по их нейтрализации;

4) внедрение новых форм и способов пограничной деятельности, в том числе в целях противодействия терроризму, религиозному экстремизму и трансграничной организованной преступности;

5) разработка и внедрение современной информационно-коммуникационной инфраструктуры в управление пограничной деятельностью;

6) создание стимулов (в том числе материальных и денежного вознаграждения) для привлечения граждан, общественных организаций к оказанию содействия местным исполнительным органам при реализации задач по защите Государственной границы.

 

2.   Осуществление международно-правового оформления Государственной границы с сопредельными государствами, разграничение морского пространства Каспийского моря и обеспечение функционирования участков Государственной границы, в отношении которых не завершено такое оформление, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

 

Предусматривает:

1) заключение международных договоров о демаркации Государственной границы;

2) заключение международных договоров о разграничении морского пространства на Каспийском море;

3) заключение международных договоров о режиме Государственной границы;

4) заключение международных договоров о порядке использования трансграничных сооружений.

 

Основу деятельности международно-правового оформления Государственной границы и разграничения морского пространства Каспийского моря составляют:

приоритет обеспечения национальных интересов;

соблюдение принципов суверенного равенства и территориальной целостности сопредельных государств, а также недопущение любых территориальных притязаний;

мирное завершение процесса международно-правового оформления Государственной границы и разграничения морского пространства Каспийского моря;

функционирование участков Государственной границы, не оформленных в международно-правовом отношении, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права с учетом национальных интересов;

осуществление международно-правового оформления государственной границы с Республикой Узбекистан, Туркменистаном и Российской Федерацией в сроки, определяемые на основе межгосударственных отношений.

 

3.   Обустройство Государственной границы и создание условий для эффективного функционирования правовых режимов в пограничном пространстве.

 

Осуществляется с учетом характера угроз национальной безопасности в пограничном пространстве, исходя из категорирования Государственной границы, и направлено на создание современной пограничной и социальной инфраструктуры, обеспечивающей надлежащие условия для осуществления пограничной деятельности.

Реализация мероприятий по обустройству Государственной границы осуществляется в рамках межгосударственных и государственных программ, межведомственных и ведомственных планов.

Механизмами обустройства Государственной границы являются:

создание современной инфраструктуры Государственной границы, включая развертывание многофункциональных пограничных комплексов и систем, необходимых для осуществления пограничной деятельности;

строительство объектов социальной и пограничной инфраструктуры на западном и северном направлениях, их развитие на южных рубежах;

обустройство и техническое оснащение пунктов пропуска через Государственную границу, на которых существует (или прогнозируется) тенденция роста интенсивности пассажирского и транспортного потоков;

модернизация и развитие программно-технических комплексов и других информационных систем, обеспечивающих автоматизацию пограничного и таможенного контроля;

обеспечение эксплуатации и поддержание в работоспособном состоянии объектов пограничной и социальной инфраструктуры на восточном направлении;

совершенствование методов контроля за расходованием финансовых средств при строительстве объектов инфраструктуры Государственной границы и социальной инфраструктуры на приграничной территории.

 

4.   Координация деятельности субъектов пограничной политики и поддержание взаимодействия уполномоченных органов при решении задач пограничной деятельности.

Осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан и международными договорами Республики Казахстан и направлена на обеспечение эффективного функционирования системы обеспечения национальной безопасности в пограничном пространстве.

Обеспечение координации деятельности субъектов пограничной политики в ходе ее реализации и взаимодействия уполномоченных органов при осуществлении пограничной деятельности осуществляется Государственной пограничной комиссией при Правительстве Республики Казахстан.

На региональном уровне вопросы координации и взаимодействия территориальных органов (подразделений) субъектов пограничной политики рассматриваются межведомственными комиссиями по пограничным вопросам под председательством акимов приграничных областей.

В приграничных районах (городах) непосредственная координация деятельности органов, организаций, общественных объединений и граждан по оперативному разрешению вопросов обеспечения пограничной безопасности Республики Казахстан, соблюдения требований нормативных правовых актов в области защиты Государственной границы организуется координационными советами по пограничным вопросам при акиматах приграничных районов (городов) под руководством акимов.

 

Государственная пограничная комиссия вырабатывает предложения
по формированию пограничной политики, в том числе по:

определению приоритетов защиты национальных интересов Республики Казахстан в пограничной сфере, а также системных мер реализации ее основных направлений с учетом экономических и иных возможностей государства;

категорированию Государственной границы для определения потребностей уполномоченных органов в пограничном пространстве
и оборудования необходимой инфраструктуры;

координации деятельности субъектов пограничной политики, взаимодействия уполномоченных органов и организаций при осуществлении пограничной деятельности;

решению возникающих проблем при реализации основных направлений пограничной политики, определению комплекса мер
по нейтрализации обостряющихся угроз пограничной безопасности;

рассмотрению проектов государственных программ
и межведомственных планов, направленных на совершенствование защиты
и обустройства Государственной границы;

определению основных направлений обеспечения коллективной безопасности на внешних границах государств-участников Содружества Независимых Государств в соответствии с международными договорами Республики Казахстан;

разработке проектов нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы реализации пограничной политики, а также деятельности уполномоченных органов, организаций и граждан по обеспечению защиты
и охраны Государственной границы.

 

5.   Создание условий для устойчивого социально-экономического развития приграничных территорий.

 

Предполагает:

1) создание необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ (медицинского обслуживания, общего образования, пенсионного обеспечения и др.);

2) укрепление экономических, социальных, культурных, гуманитарных и иных связей приграничных районов и областей;

3) развитие хозяйственной и предпринимательской деятельности приграничных районов с учетом развиваемых межрегиональных и международных связей, своевременное изменение соответствующих норм законодательства в части дифференцированного применения правовых режимов, установленных в пограничном пространстве;

4) дальнейшее развитие в приграничных районах центров приграничного сотрудничества, особых экономических зон и установление особых правовых режимов предпринимательской деятельности, развитие иных взаимовыгодных форм приграничного сотрудничества;

5) сохранение государственного контроля за стратегическими ресурсами приграничных территорий;

6) развитие конкурентоспособного национального информационного пространства на приграничных территориях;

7) реализацию комплекса мер по регулированию миграционных потоков;

8) повышение эффективности профилактической работы и принятие упреждающих мер в отношении правонарушений в пограничном пространстве, систематизацию и синхронизацию деятельности заинтересованных государственных органов по профилактике и противодействию религиозному экстремизму в приграничных областях;

9) поддержание и развитие исторически сложившихся традиций и обычаев, сохранение и приумножение культурных и духовных ценностей населения, проживающего на приграничной территории, а также родственных и дружественных связей, профилактику и противодействие любым формам дискриминации;

10) обеспечение устойчивого функционирования системы пропуска через Государственную границу, включая своевременное установление, открытие новых и закрытие нефункционирующих пунктов пропуска, в том числе мест пересечения границы жителями приграничных территорий Государственной границы с Российской Федерацией, оборудование их необходимой инфраструктурой, обеспечивающей условия деятельности уполномоченных органов и обеспечения пропуска жителей приграничных территорий;

11) обеспечение безопасности мореплавания, объектов морской экономической деятельности и объектов транспортной инфраструктуры во внутренних водах, а также в пределах казахстанского сектора Каспийского моря;

12) создание условий для предотвращения чрезвычайных ситуаций в пограничном пространстве, в том числе трансграничного переноса особо опасных болезней людей, животных, растений и иных вредных организмов, а в случае их возникновения проведение необходимых мероприятий по защите населения и ликвидации последствий.

 

6.   Совершенствование межгосударственного пограничного сотрудничества и развитие взаимодействия пограничных структур.

Предполагает:

1) формирование и развитие нормативной правовой базы межгосударственного и межрегионального пограничного сотрудничества, унификацию национальных законодательств с учетом национальных интересов;

2) создание целостной системы пограничной безопасности путем объединения в этих целях усилий всех заинтересованных сторон и разработки целевых государственных (межгосударственных) комплексных программ;

3) выполнение положений международных договоров, межгосударственных программ по пограничным вопросам, заключенных в рамках СНГ, ОДКБ, ШОС;

4) содействие в развитии деловых добрососедских отношений с сопредельными государствами;

5) совершенствование правовых режимов в пунктах пропуска через государственные границы, а также решение вопросов режима Государственной границы с сопредельными государствами;

6) совершенствование взаимодействия пограничных и иных уполномоченных органов Республики Казахстан и сопредельных государств, взаимного обмена информацией, практики проведения совместных учений, пограничных операций, оперативно-профилактических и оперативно-розыскных мероприятий, взаимных заходов кораблей береговой охраны в порты и обмена опытом специалистов пограничного контроля;

7) координацию действий и совершенствование форм и методов сотрудничества государственных структур в совместном противодействии терроризму, проявлениям экстремизма, трансграничной организованной преступности, незаконной миграции, незаконному обороту наркотиков и экономической контрабанде, а также в решении проблем предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в пограничном пространстве;

8) последовательный переход к согласованным с уполномоченными органами сопредельных государств действиям и совместной охране Государственной границы;

9) содействие и оказание взаимной помощи в решении экологических и санитарных проблем в пограничном пространстве;

10) взаимное сотрудничество в совершенствовании материально-технической базы обеспечения безопасности в пограничной сфере;

11) выработку согласованных походов к обеспечению коллективной безопасности, соответствующую подготовку казахстанских формирований, предназначенных для включения в состав группировки пограничных и иных ведомств государств-участников СНГ, направляемой для урегулирования (ликвидации) кризисной ситуации на внешних границах;

12) укрепление и развитие дружеских связей пограничных ведомств государств-участников СНГ, их сотрудничества в области культуры, спорта и ветеранского движения.

 

7.   Формирование научной основы пограничной политики.

 

Предусматривает:

 

1) развитие фундаментальных научных знаний в области исследования пограничной политики, обеспечивающих комплексное решение проблем пограничной безопасности;

2) изучение состояния национальной безопасности в пограничном пространстве и подготовку предложений по приоритетным направлениям реализации пограничной политики;

3) изучение влияния геополитических факторов на состояние национальной безопасности в пограничном пространстве, характера реализации и защиты национальных интересов;

4) изучение и обобщение международного опыта в выработке и реализации пограничной политики в целях его использования в отечественной практике;

5) изучение методологических проблем теории и практики обеспечения пограничной безопасности;

6) исследование основных направлений и путей обеспечения пограничной безопасности, совершенствование пограничной деятельности, защиты и охраны Государственной границы;

7) выработку направлений и механизмов мирного решения существующих пограничных проблем;

8) организацию изучения и внедрение современных высокотехнологичных научных разработок в области применения технических средств охраны Государственной границы.

 

2.4. Информационное и материально-финансовое обеспечение реализации пограничной политики

 

Информационное обеспечение реализации пограничной политики осуществляется по следующим направлениям:

сбор и обобщение информации об общественно-политических, социально-экономических и иных процессах в пограничном пространстве, анализ их влияния на состояние национальной безопасности;

информирование казахстанской общественности о результатах пограничной деятельности, проблемах в сфере обеспечения национальной безопасности в пограничном пространстве и ходе реализации пограничной политики.

Материально-финансовое обеспечение реализации пограничной политики будет осуществляться за счет республиканского и местного бюджетов, а также средств организаций в рамках международных программ и реализации проектов государственно-частного партнерства.

Основными механизмами материально-финансового обеспечения реализации пограничной политики являются:

  1. формирование и выполнение государственного оборонного заказа;
  2. разработка и выполнение государственных (региональных) программ, предусматривающих финансирование мероприятий по реализации основных направлений пограничной политики, а также межведомственных и ведомственных планов их реализации;
  3. исполнение межгосударственных программ.

Финансирование отдельных мероприятий (направлений) по реализации пограничной политики осуществляется за счет программ приграничного и межгосударственного сотрудничества, средств государственно-частного партнерства.

 

                                                    

2.5. Этапы реализации и ожидаемые результаты

 

Реализация заданных принципов и подходов предполагает следующие этапы:

1-й этап 2021 - 2025 годы;

2-й этап 2026 - 2030 годы.

 

Первый этап предусматривает конкретные шаги по развитию форм и способов пограничной деятельности уполномоченных органов и внедрения в нее критерия «затраты – результат», а также основ эффективности системы защиты (охраны) Государственной границы путем закупа и оснащения современными техническими средствами, вооружением и техникой, развитием информационно-коммуникационной инфраструктуры.

Государственными и местными исполнительными органами будут приняты меры по обустройству Государственной границы, исходя из ее категорирования, развитию транспортной, социальной и пограничной инфраструктуры приграничных территорий и повышению пропускной способности пунктов пропуска через Государственную границу и их сервисной инфраструктуры.

Будут выработаны и реализованы меры, направленные на последовательное углубление координации пограничной деятельности субъектов пограничной политики и повышение эффективности взаимодействия государственных и местных исполнительных органов, общественных организаций, местного населения приграничных территорий в интересах обеспечения пограничной безопасности.

На втором этапе предусматривается внедрение усовершенствованных форм и способов пограничной деятельности, применяемых уполномоченными органами, а также завершение построения эффективной системы защиты (охраны) Государственной границы с использованием современных технических средств, вооружения и техники, развитием информационно-коммуникационной инфраструктуры.

Продолжится работа государственных и местных исполнительных органов по обустройству Государственной границы исходя из ее категорирования, развитию транспортной, социальной и пограничной инфраструктуры приграничных территорий, повышению пропускной способности пунктов пропуска через Государственную границу и их сервисной инфраструктуры.

Будет скоординирована пограничная деятельность субъектов пограничной политики и выстроена эффективная система взаимодействия государственных и местных исполнительных органов, общественных организаций, местного населения приграничных территорий в интересах обеспечения пограничной безопасности.

Показателями обеспечения национальной безопасности в пограничном пространстве будут являться:

  1. сведения, включенные в перечень основных показателей обеспечения национальной безопасности;
  2. сведения, характеризующие:

состояние международно-правового оформления Государственной границы (доля участков границы, не оформленных в международно-правовом отношении, к общей протяженности Государственной границы);

состояние системы защиты национальных интересов в пограничном пространстве и охраны Государственной границы (соответствие состава, численности, оснащения и возможностей уполномоченных органов, применяемых ими форм и способов пограничной деятельности характеру угроз национальной безопасности в пограничном пространстве);

состояние системы пропуска через Государственную границу (степень обустройства и технического оснащения, сервисная направленность и пропускная способность пунктов пропуска через Государственную границу);

состояние технической оснащенности Пограничной службы (степень укомплектованности вооружением и техникой и обустроенности объектами информационно-коммуникационной инфраструктуры и доли современных образцов технических средств в общем количестве образцов, находящихся на вооружении);

состояние уровня готовности сил и средств уполномоченных органов, инфраструктуры и коммуникаций, выраженное в эффективности противодействия трансграничной преступности и реагирования при возникновении военной опасности и вооруженных конфликтов, кризисов и пограничных инцидентов, а также чрезвычайных ситуаций и террористических проявлений в пограничном пространстве;

соответствие обустройства Государственной границы ее категорированию (соотношение протяженности обустроенных в соответствии с категорированием участков к общей протяженности Государственной границы), а также состояние правовых режимов, установленных в пограничном пространстве (динамика изменения количества нарушений режима Государственной границы и иных режимов по годам);

доля лиц, привлеченных к уголовной и административной ответственности в соответствии с законодательством Республики Казахстан за правонарушения, рассмотрение дел о которых отнесено к ведению Комитета национальной безопасности, в общем количестве лиц, привлеченных к уголовной и административной ответственности за правонарушения, совершенные в пограничном пространстве).

Целевые значения показателей обеспечения национальной безопасности в пограничном пространстве и критерии ее оценки разрабатываются центральными исполнительными органами, осуществляющими полномочия в соответствующей сфере государственной деятельности.

Эффективность реализации пограничной политики оценивается по степени и своевременности достижения целевых значений показателей обеспечения национальной безопасности в пограничном пространстве.

 

Раздел 3. Перечень нормативных правовых актов, посредством которых предполагается реализация Концепции

 

1. Международные договоры, заключённые Республикой Казахстан с сопредельными государствами о делимитации и демаркации Государственной границы.

2. Международные договоры, заключённые Республикой Казахстан с сопредельными государствами о делимитации морской границы.

3.   Международные договоры, заключённые Республикой Казахстан с сопредельными государствами о режиме Государственной границы.

4. Международные договоры, заключенные Республикой Казахстан с сопредельными государствами о порядке использования трансграничных сооружений.

5. Закон Республики Казахстан от 16 января 2013 года
«О Государственной границе Республики Казахстан».

6. Международные договоры, заключенные Республикой Казахстан по отдельным направлениям (вопросам) пограничной политики.

7. Межгосударственные и государственные программы, связанные с реализацией пограничной политики.

8. Договоры, заключенные Правительством РК с международными организациями по отдельным направлениям (вопросам) пограничной политики.

9. Решения Правительства Республики Казахстан о заключении государственно-частного партнерства по отдельным вопросам (направлениям) реализации пограничной политики.

 

 

 

Комментарий

КУРМАНГАЛИЕВ ЕРМЕК

ЖОБА... посмотреть текст 21/12 - 14:29

Шығыс Қазақстандағы шекаралық аудандардың аудан орталықтарын, атап айтқанда Тарбағатай, Марқакөл, Катонқарағай, Мақаншы ауылдарын қайтадан аудан орталығы етіп қайтарғаны дұрыс. Аудан орталығы жақын болса шекара маңына халық тұрақтанады. 1997 жылы шекараның дәл іргесінде жатқан Тарбағатай ауданын ішкері жатқан Ақсуат ауданымен қосты. Нәтижесінде ішкері аудан дамыды да ал шекараның іргесіндегі бұрыңғы Тарбағатай ауданының ауылдары қараусыз иен қалды. Марқакөл ауданы де дәл солай. Ішкері Күршім ауданы дамыды да, шекарадағы Марқакөл халқы түгелдей қалаға көшіп кетті. Бұрыңғы Марқакөл ауданында 5000 ғана адам қалды. 1997 жылы Тарбағатай ауданы орталығы Ақжар ауылы ретінде жеке аудан болып тұрғанда ауданда 43000 халық болса, қазір 20 мың тұрғын ғана қалыпты. Бұл көрсеткіш жыл сайын кеміп бара жатыр. Ал аудан орталығы ретінде сақталып қалған ішкі аудан өңірінде халықтың дәл бұлайша үдере көшуі төмен. Мысалы Ақсуат ауданы Тарбағатай ауданына қосылмай тұрғанда 24 мың тұрғыны болса, қазір 18 мың тұрғыны бар. Яғни халықтың көшуі шекаралық аудан орталығы стаусынан айырылған аудандармен салыстырғанда әлдеқайда төмен. Шекаралық ауылдардың инфрақұрылымын дамытып, жаңа жұмыс орындарын ашу ең басты мәселе. Табиғи газ, жоғары жылдамдықты интернет, орталықтандырылған кәріз жүйелері, ауыз су мәселелерін шешу қажет. Ауыл тұрғындарының жайлымдық және шабындық жерлері жоқ. Барлығын ірі шаруа қожалықтары алып алған. Халықты шекара маңындағы ауылдарға ұстап қалу үшін осы мәселелердің оңды шешімін ойлау маңызды. "Шекаралық аймақтың тұрғыны" деген ерекше статус берілу қажет. Мысалы Ресейде Алтай Сібір сияқты суық аймақтардағы тұрғындардың жалақысына қосымша үстемелер төленеді. Шекаралық аймақтағы бюджеттік мекеме қызметкерлеріне де осындай бір қолдаулар жасауға болады. Бұрыңғы аудан орталықтарын қайтарса біршама мәселелер шешіледі.

25/12 - 12:08

Сәлеметсіз бе, құрметті Ермек! Тұжырымдама жобасын талқылауға қатысқаныңыз үшін алғысымызды білдіреміз! Шекара маңы аумақтарының инфрақұрылымын дамыту және әлеуметтік-экономикалық жағдайларды жақсартудың алғышарттарын жасау мемлекеттік бағдарламалармен, оның ішінде аумақтарды дамытудың 2020-2025 жылдарға арналған Мемлекеттік бағдарламасымен, сондай-ақ 2020-2025 жылдары Шығыс-Қазақстан облысының Зайсан, Күршім, Қатон-Қарағай, Тарбағатай және Үржар аудандарын дамытудың кешенді жоспарларымен қарастырылған. Сіздің ұсынысыңыз ҚР шекара маңы аумақтарын дамытудың келесі іс-шараларын жүзеге асыру барысында қарастырылуы мүмкін.

МУХТАРБЕКОВ НУРЛЫБЕК

Низкий уровень социально-экономического развития п... посмотреть текст 17/12 - 16:28

Приграничный с Китаем Тарбагатайский район ВКО был обьединён с Аксуатским ,райцентр отдалился от сёл где расположены пограничные заставы на 150 -180км ,надо вернуть статус райцентра селе Акжар где расположен пограничная комендатура !за 23 года выехало более половины населения, до 1997 года в Тарбагатайский район входил и Чиликтинский сельский округ его тоже присоединили к Зайсанскому району, Надо восстановить приграничный Тарбагатайский район с центром в с Акжар ,это требование жители неоднократно поднимали при встрече с парламентариями,

25/12 - 12:10

Здравствуйте, уважаемый Нурлыбек! Благодарим за участие в обсуждении проекта Концепции. Развитие инфраструктуры приграничных территорий и создание условий улучшения социально-экономической ситуации предусмотрены государственными программами, в том числе Государственной программой развития регионов на 2020 - 2025 годы, а также комплексными планами развития Зайсанского, Курчумского, Катон-Карагайского, Тарбагатайского и Урджарского районов Восточно-Казахстанской области на период 2020-2025 годов. Ваше предложение может быть рассмотрено при реализации дальнейших мероприятий развития приграничных территорий РК.

АЛМУРАТОВ ТУРАР

Низкий уровень социально-экономического развития п... посмотреть текст 08/12 - 17:36

Для решения угрозы нехватки людских ресурсов в приграничных территориях, считаю требуется государственные программы для таких регионов, в первую очередь для наших граждан. Что мешает разработать «Программа повышения трудовой мобильности» или «Программу строительства жилья на льготных основах» в основе которой лежит комплексная поддержка человека и его семьи при переезде для трудоустройства, забота об обустройстве и безболезненной адаптации на новом месте. Необходимость привлечения граждан сопредельных государств может привести к негативному отношению общества и привести к другим угрозам.

25/12 - 12:09

Здравствуйте, уважаемый Турар! Благодарим за участие в обсуждении проекта Концепции. Реализация концепции предполагается в том числе через государственные программы, что предусмотрено в третьем разделе проекта Концепции и рассматривается как основной механизм материально-финансовой реализации пограничной политики. Кроме того, в Перечне нормативных правовых актов, посредством которых предполагается реализация Концепции, указаны межгосударственные и государственные программы, связанные с реализацией пограничной политики. По итогам обсуждения также будут внесены изменения в проект Концепции путем исключения текста «и необходимости привлечения для этих нужд граждан сопредельных государств».