Единый контакт-центр

1414

8-800-080-7777

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Концепция к проекту Закона Республики Казахстан «Об общественном контроле»

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Концепция
Дата создания: 25/12/2020
Публичное обсуждение до: 13/01/2021
Дата запуска онлайн-обсуждения: 14/01/2021 10:25:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 14/01/2021 11:35:00
Приложенные документы:

1. Наименование концепции

Концепция к проекту Закона Республики Казахстан «Об общественном контроле»


 

2. Название законопроекта

Закон Республики Казахстан «Об общественном контроле» 


 

3. Обоснование необходимости разработки законопроекта

Настоящая концепция разработана в целях создания правовых условий для выполнения задач в области усиления общественного контроля, поставленных Президентом Республики Казахстан К.К. Токаевым в Послании народу Казахстана «Казахстан в новой реальности: время действий» от 1 сентября 2020 года.

В Республике Казахстан в настоящее время сформирована эффективная институционально-правовая основа для практической реализации института общественного контроля.

Большую роль в этом сыграл План Нации – 100 конкретных шагов Главы Государства, а именно, пятая реформа, направленная на формирование транспарентного и подотчетного государства.

Внедрена новая система оценки работы органов государственного управления, которая базируется на принципах обязательности внешнего независимого аудита, публичности, обратной связи с обществом, персональной ответственности руководителей.

В соответствии с Законом Республики Казахстан от 2 ноября 2015 года № 383-V «Об общественных советах» введен институт общественных советов, которые осуществляют общественный контроль.

Закон определяет четыре формы общественного контроля: общественный мониторинг, общественное слушание, общественная экспертиза и заслушивание отчета о результатах работы государственного органа

К настоящему времени Общественные советы созданы при всех министерствах, центральных исполнительных органах, не входящих в состав Правительства РК, органах, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту РК, а также органах местного государственного управления по вопросам их компетенции, за исключением государственных органов, указанных в п.1 статьи 1 Закона «Об общественных советах».

С 2013 года создана и функционирует Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен», которая наделена полномочиями по разработке и экспертизе проектов нормативных правовых актов и международных договоров, затрагивающих интересы субъектов частного предпринимательства.

В республике сложилась система уполномоченных (омбудсменов), которые выполняют роль общественных комиссаров, наделенных законодательными функциями по защите прав и интересов, как каждого гражданина, так и определенного круга граждан.

Уполномоченный по правам человека осуществляет наблюдение за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и наделен в пределах своей компетенции полномочиями принимать меры по восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина.

Уполномоченный по правам ребенка обеспечивает защиту прав и законных интересов детей в пределах своих полномочий.

Деятельность Уполномоченного по защите прав предпринимателей (бизнес-омбудсмен) направлена на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательства.

Активное участие в общественном контроле принимают общественные объединения, организации, НПО и профессиональные объединения.

Деятельность институтов общественного контроля стала заметным фактором, влияющим на деятельность системы государственного управления.

Вместе с тем уровень и характер влияния общественного контроля на эффективность деятельности государственных институтов еще не соответствуют требованиям времени и принятым в международной практике стандартам.

В определенной мере это связано с тем, что деятельность субъектов общественного контроля не сложилась в целостную систему из-за отсутствия структурообразующего закона, а также четко законодательно регламентированных норм, которыми бы руководствовались в своей деятельности как субъекты, так и объекты общественного контроля.

Законодательная регламентация общественного контроля в Казахстане является одним из основных факторов дальнейшего успешного развития и улучшения системы защиты конституционных прав и законных интересов граждан в целом, обеспечения «прозрачности» работы государственных органов.

Формирование института общественного контроля за деятельностью государственных органов является одной из действенных мер для реализации поставленной Главой государства задачи по воплощению в жизнь концепции «Слышащего государства», оперативно и эффективно реагирующего на все конструктивные запросы граждан.


 

4. Цели принятия законопроекта

Первое. Законопроектом предлагается определить понятийный аппарат, применяемый в вопросах регулирования общественных отношений, возникающих при проведении общественного контроля. Так, будет определено понятие общественного контроля, объектов и субъектов, форм общественного контроля, конфликта интересов при осуществлении общественного контроля, рекомендаций по результатам общественного контроля.

Проектом Закона будут определены субъекты и объекты общественного контроля, так в качестве объектов общественного контроля проектом Закона предлагается определить государственные органы, органы местного государственного управления, субъекты квазигосударственного сектора.

Второе. Предлагается определить цели и принципы общественного контроля.

Целями общественного контроля предлагается определить:

1) обеспечение открытости и эффективности деятельности объектов общественного контроля;

2) обеспечение участия субъектов общественного контроля в процессе принятия решений объектами общественного контроля;

3) повышение уровня доверия граждан к деятельности объектов общественного контроля, а также обеспечение взаимодействия субъектов и объектов общественного контроля;

4) вовлечение населения в процесс противодействия коррупции.

В рамках проекта Закона представляется целесообразным зафиксировать следующие важнейшие принципы общественного контроля:

1) соблюдение конституционных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;

2) публичность, открытость и законность осуществления общественного контроля;

3) добровольность участия в осуществлении общественного контроля;

4) недопустимость неправомерного вмешательства объектов общественного контроля в проведение общественного контроля;

5) недопустимость неправомерного вмешательства субъектов общественного контроля в деятельность объектов общественного контроля;

6) независимость субъектов общественного контроля;

7) объективность субъектов общественного контроля, достоверность результатов осуществляемого ими общественного контроля;

Третье. Законопроектом будут определены права и обязанности субъектов и объектов общественного контроля.

Так, субъекты общественного контроля будут иметь право привлекать к осуществлению общественного контроля экспертов, создавать экспертную комиссию и группы общественного мониторинга, а также запрашивать информацию, использовать средства аудиовизуальной техники, производить видео- и фотосъемку, а также обжаловать действия или бездействия объектов общественного контроля.

Законопроектом предлагается ряд требований к экспертам и членам общественного мониторинга, в качестве которых предлагается привлекать лиц, обладающих соответствующими научными, практическими знаниями.

Кроме того, экспертом не может быть физическое лицо, который является представителем субъекта или объекта общественного контроля, или который состоит в трудовых или иных договорных отношениях с субъектом общественного контроля или объектом общественного контроля.

Законопроектом также будут определены обязанности членов группы общественного мониторинга, как соблюдение требований законодательства, прав и законных интересов объектов общественного контроля, общепринятых морально-этических норм поведения, мер безопасности, не допущения конфликта интересов при осуществлении общественного контроля.

При осуществлении общественного контроля субъекты общественного контроля обязаны соблюдать законодательство Республики Казахстан, права и законные интересы объектов общественного контроля, не допускать конфликта интересов, обеспечить сохранность документов и сведений, соблюдать общепринятые морально-этические нормы поведения, меры безопасности и иные обязанности.

Законопроектом предлагается включить право объектов общественного контроля направлять обоснованные ответы на рекомендации по результатам общественного контроля, обращаться для инициирования проведения общественного контроля к субъектам общественного контроля, требовать соблюдения мер безопасности при осуществлении общественного контроля на объекте общественного контроля и осуществления иных прав.

Проектом Закона предлагается предусмотреть обязанность объектов общественного контроля соблюдать законодательство Республики Казахстан, прав и законных интересов субъектов общественного контроля, обеспечивать доступ субъектов общественного контроля к информации о своей деятельности в соответствии с законодательством о доступе к информации, соблюдать общепринятые морально-этические нормы поведения, обеспечивать безопасность представителей субъекта общественного контроля, размещать рекомендации по результатам общественного контроля и ответы на них на интернет-ресурсах, а также рассматривать, принимать решения по исполнению рекомендаций по результатам общественного контроля и направлять мотивированные ответы по ним.

Проектом Закона предлагается определить формы общественного контроля: общественные слушания, общественная экспертиза, общественный мониторинг без посещения, общественный мониторинг с посещением.

Проектом Закона предлагается определить основания для осуществления общественного контроля и порядок осуществления указанных форм общественного контроля.

Кроме того, проектом Закона будет определен порядок рассмотрения рекомендации по результатам общественного контроля.

По итогам общественного контроля субъектами общественного контроля будут приняты рекомендации, которые направляются в соответствующие общественные советы или объекту общественного контроля, который их рассматривает и направляет субъекту общественного контроля мотивированный ответ.

В соответствии с Законом «Об общественных советах» в настоящее время в республике действуют 234 общественных советов. Состав общественных советов сформирован из числа представителей гражданского общества и обладают широким кругом полномочий, а также имеют соответствующий опыт по проведению общественного контроля.

В этой связи, на сегодня данный институт является наиболее приемлемым консультативно-совещательным органом, который будет рассматривать рекомендации по результатам общественного контроля.

В этой связи, будут внесены соответствующие изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан «Об общественных советов» в части закрепления полномочий общественного совета по рассмотрению результатов общественного контроля, которые будут направлены в общественные советы субъектами общественного контроля.

Необходимо отметить, что в действующем законодательстве (например, Экологический кодекс, Водный кодекс, Кодекс о здоровье народа и системе здравоохранения», Уголовно-исполнительный кодекс, Трудовой кодекс, Закон о защите прав потребителей и др.) установлен порядок проведения общественного контроля в сферах, регулируемых действующим законодательством Республики Казахстан.

В этой связи, требования Закона об общественном контроле не будут распространяться на общественные отношения, урегулированные законами Республики Казахстан.


 

5. Предмет регулирования законопроекта

Предметом регулирования проекта Закона будут являться общественные отношения по организации и осуществления общественного контроля в Республике Казахстан.


 

6. Структура законопроекта

Проект Закона будет состоять из 4-х глав, 16-ти статей.

Глава 1. Общие положения

Статья 1.    Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Статья 2.    Законодательство Республики Казахстан об общественном контроле

Статья 3.    Цели общественного контроля

Статья 4.    Принципы деятельности общественного контроля

Глава 2. Права и обязанности субъектов и объектов общественного контроля

Статья 5.    Права и обязанности субъектов общественного контроля

Статья 6.  Права и обязанности объектов общественного контроля

Глава 3. Формы общественного контроля и порядок осуществления общественного контроля

Статья 7. Основания осуществления общественного контроля

Статья 8. Порядок согласования осуществления общественного контроля

Статья 9. Общественные слушания

Статья 10. Общественная экспертиза

Статья 11. Общественный мониторинг без посещения объекта общественного контроля

Статья 12. Общественный мониторинг с посещением объекта общественного контроля

Статья 13. Порядок рассмотрения рекомендации по результатам общественного контроля

Глава 4. Заключительные положения

Статья 14. Материально-техническое и организационное обеспечение осуществления общественного контроля

Статья 15. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан в области общественного контроля

Статья 16. Порядок введения в действие настоящего Закона


 

7. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия, в случае принятия законопроекта

К социально-экономическим, правовым последствиям реализации проекта Закона, можно отнести:

- повышение доверия граждан к институтам государства;

- расширение гарантий и форм реализации конституционного права граждан на участие в управлении делами государства;

- обеспечение максимальной открытости государства для гражданского общества;

- рост гражданской активности и правовой культуры населения;

- повышение доверия к некоммерческим организациям;

Проект Закона после его принятия обеспечит единое понимание сути, принципов и стандартов взаимодействия государства и гражданского общества, в сфере общественного контроля и являющееся проявлением участия граждан в управлении делами государства.

В целом принятие Закона позволит установить единые принципы и процедуры организации и осуществления общественного контроля, систематизировать единую правовую базу существующих форм и институтов общественного контроля.


 

8. Необходимость одновременного (последующего) проведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом

В связи с принятием проекта Закона требуется внесение изменений и дополнений в следующие законодательные акты Республики Казахстан:

1) Закон Республики Казахстан «Об общественных советах»;

2) Закон Республики Казахстан «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира»;

Данный перечень законодательных актов Республики Казахстан не является исчерпывающим.


 

9. Регламентированность предмета законопроекта иными словами НПА (список НПА)

Предмет проекта Закона регламентируется Конституцией Республики Казахстан (п.1 ст.3, п.3 ст.18, п.2 ст.20, п.1 ст.33), законами и иными нормативными правовыми актами в области регулирования вопросов осуществления общественного контроля.

Ряд из них представлены ниже.

  1. Трудовой кодекс Республики Казахстан;
  2. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан;
  3. Экологический кодекс Республики Казахстан;
  4. Кодекс «О здоровье народа и системе здравоохранения»;
  5. Водный кодекс Республики Казахстан

 

10. Наличие зарубежного опыта

Анализ международного законодательства, законодательства стран ближнего и дальнего зарубежья показал, что вопросы осуществления общественного контроля регламентированы на уровне международных договоров, Конвенций и отраслевых законов.

В странах СНГ также приняты и действуют ряд законов, регламентирующие вопросы в области общественного контроля.

Межпарламентской ассамблеей государств-участников Содружества 28 марта 2017 г. с целью оказания содействия странам Содружества в создании правовых основ организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов публичной власти и иных публичных органов и организаций был принят Модельный закон СНГ «Об основах общественного контроля».

В Российской Федерации сфера гражданского контроля регламентируется федеральным законом от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», где устанавливаются общие формы организации и проведения общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

Согласно ч. 1 ст. 9 Закона РФ «Об основах общественного контроля» некоммерческие организации, общественные объединения и отдельные граждане (на основе самоорганизации и по их собственной инициативе) не включены в перечень субъектов общественного контроля, который является исчерпывающим и не подлежащим расширительному толкованию. Указанная норма не согласуется с конституционных правых граждан на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ).

Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 18 июля 2012 г. № 19-П право граждан на обращения «позволяет гражданам выразить свое отношение к деятельности публичной власти, свои потребности (как личные, так и публичные) в эффективной организации государственной и общественной жизни, выступает средством осуществления и охраны прав и свобод граждан и одновременно — через выявление конкретных проблем и возможных путей их решения - способом оптимизации деятельности органов публичной власти».

Реализация принципа информационной открытости деятельности публичной власти предоставляет возможность участвовать в процедурах общественного контроля каждому гражданину. Такое участие должно быть возможно как в индивидуальном порядке, в том числе с использованием средств электронной демократии и иных информационно-коммуникационных технологий, так и через участие в мероприятиях, организуемых иными субъектами общественного контроля.

Отсутствие граждан в перечне субъектов общественного контроля не согласуется с действующими нормами иных федеральных и региональных законов, которыми закрепляется статус граждан как субъектов общественного контроля, что в свою очередь требует усилий законодателей по их согласованию. Все это предъявляет новые требования к праву, призванному не только регулировать разные стороны жизнедеятельности граждан, но и создавать условия для активной деятельности институтов гражданского общества в управлении государственными делами и в общественном контроле. Важное место в развитии общественного контроля отведено общественным палатам федерального, регионального и местного уровней, представляющим собой связующее звено между гражданами и общественными объединениями, с одной стороны, и органами власти - с другой.

В Российской Федерации в качестве принципов общественного контроля закреплены «недопустимость необоснованного вмешательства субъектов общественного контроля в деятельность органов публичной власти, а также презумпция добросовестности их деятельности».

Общественные слушания являются наиболее апробированной формой общественного контроля, поскольку они уже длительное время выступают одной из форм деятельности Общественной палаты РФ и общественных палат субъектов Федерации. В этой части уже наработан опыт организации и проведения, подготовки итоговых документов. Вся процедура подробно урегулирована в регламентах общественных палат.

То же относится и к публичным слушаниям, предусмотренным ст. 28 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131‑ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которые проводятся в каждом муниципальном образовании по инициативе населения или главы муниципального образования либо представительного органа и сопутствуют принятию изменений в устав муниципального образования, обсуждению проекта местного бюджета и т. д. Результат публичных слушаний носит консультативный характер, что значительно снижает их роль. В связи с этим, по мнению А. Е. Помазанского, «было бы целесообразным придать публичным слушаниям статус референдума, что позволило бы реализовать их потенциал в полной мере».

В Кыргызской Республике действует Закон «Об общественных советах государственных органов», который определяет правовой статус общественных советов как консультативно-наблюдательных органов, созданных на общественных началах из представителей гражданского общества для взаимодействия и сотрудничества с министерствами, государственными комитетами и административными ведомствами, а также для осуществления общественного мониторинга над деятельностью этих органов.

Среди законодательных актов стран СНГ, регулирующих отдельные аспекты общественного контроля, следует отметить Закон Азербайджанской Республики от 22 ноября 2013 г. № 816-IVQ «Об общественном участии», который под общественным участием понимает участие граждан и институтов гражданского общества в подготовке и осуществлении государственной политики в различных сферах государственной и общественной жизни, принятии решений на общегосударственном и местном уровнях, организации общественного контроля над деятельностью определенных соответствующим органом исполнительной власти центральных органов исполнительной власти, местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, консультацию государственных органов и органов местного самоуправления с общественностью и принятие во внимание общественного мнения.

12 апреля 2018 года в Республике Узбекистан принят Закон «Об общественном контроле».

В Украине лишь два правовых акта содержат понятие общественного контроля. Речь идет о ч. 2 статьи 17 «Контроль за обеспечением доступа к публичной информации» Закона Украины «О доступе к публичной информации» 2011 года. Именно в этом законе впервые был использован термин «общественный контроль». Здесь продолжаются процессы, связанные с созданием нормативно-правовой базы организации и проведением общественного контроля. В последний раз данный вопрос инициировался в 2018 году народным депутатом Украины С. Н. Каплиным. В частности, он подготовил проект закона Украины «О гражданском контроле за деятельностью органов власти, их должностных и служебных лиц», который передан на разработку в Комитет по вопросам правовой политики и правосудия Верховной Рады Украины.

В законодательстве США и Европейского Союза в качестве главной цели контроля общества над публичной властью выступает обеспечение демократии. В частности, в Законе о свободе информации (The Freedom of Information Act, FOIA), первоначально принятом еще в 1966 г., именно обеспечение демократических прав и свобод определено в качестве высшей цели деятельности институтов гражданского общества. В другом важном документе, принятом в дополнение и развитие к вышеназванному Закону, - Меморандуме о свободе информации (Memorandum on Freedom of Information Act) - закрепляется формула реализации (достижения) цели деятельности институтов демократического общества: «Демократия требует подотчетности, подотчетность требует прозрачности».

В связи с этим в качестве основных принципов контроля общества над публичной властью выступают прозрачность и подотчетность власти.

Так, по мнению Европейского уполномоченного по правам человека Якоба Сёдермана, под прозрачностью следует понимать «процедуру, посредством которой государственные власти принимают решения, и которая должна быть понятной и открытой, а сами решения должны быть обоснованными; информация, на основании которой принимаются такие решения, должна быть доступна общественности настолько, насколько это возможно».

При этом прозрачность должна обеспечиваться на всех этапах деятельности органов публичной власти: при подготовке решений (актов) органов власти, при их принятии (утверждении), при их реализации на практике.

В США и странах Европейского Союза практически отсутствуют области государственного управления, не подлежащие общественному контролю, а также действует принцип «презумпции добросовестности сомнений представителей гражданского общества, осуществляющих контроль за органами публичной власти, относительно удовлетворительного характера деятельности последних».

Основой общественного контроля в США является принцип гласности деятельности органов местного самоуправления. По общепризнанному в науке мнению, принцип гласности означает открытый характер деятельности органов местного самоуправления, систематическое информирование о ней местного населения, создающий необходимые предпосылки и условия для участия граждан в контроле за работой органов местного самоуправления.

Законодательное закрепление принципа гласности деятельности органов местного самоуправления в США связано с проработкой процедурных моментов в уставах муниципальных образований. К примеру, устав муниципалитета может устанавливать необходимость органов местной власти публикации бюджетных документов, обнародования решений совета, информирования населения о проделанной работе; возможность населения получения информации у должностных лиц, контроля за их работой путем создания независимых экспертных комиссий; возможность органов местной власти прямой трансляции заседаний совета по радио и телевидению, организации специальных студий, информирующих об их деятельности.

В перечень объектов общественного контроля в США и странах Европейского Союза входят:

- гражданский контроль над вооруженными силами (сivilian control of the military),

- демократический контроль за деятельностью спецслужб (democratic oversight of intelligence agencies),

- гражданский контроль уголовных процедур (public control of the criminal justice),

- гражданский экологический контроль, гражданский контроль над лечебными учреждениями и т.д..

Сферой общественного контроля охватывается деятельность государственных и муниципальных финансов, сфера государственных и муниципальных закупок, а также работа муниципальных органов власти. То есть в сферу общественного контроля в США входят те области государственного управления, которые были сознательно изъяты российским законодателем из сферы регулирования Федерального закона от 21.07.2014 № 212‑ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Кроме того, область общественного контроля в странах Запада охватывает и те сферы, которые урегулированы и законодательством России, например, деятельность учреждений для содержания осужденных.

В США и странах Европейского Союза исходят из того, что в число субъектов общественного контроля входят и сами органы публичной власти. В связи с этим ряд авторов отмечают: «Термин «общественный контроль» означает контроль со стороны общества за деятельностью государства. Общество есть субъект контроля, государство — объект контроля. Одновременно государство само является вторым субъектом общественного контроля себя, определяя правила и рамки такого контроля».

Субъектами гражданского контроля могут выступать как отдельные граждане, так и их объединения, они не наделены властными полномочиями, действуют либо через соответствующие государственные органы, либо формируя общественное мнение. Следовательно, его субъектами не могут быть органы публичной власти. В тоже время, именно гражданский контроль непосредственно представляет интересы граждан, общественных групп или общественных объединений в любой сфере жизнедеятельности.

Международная практика общественного контроля в Скандинавских странах говорит о том, что контролером государства должно выступать все общество в лице его разнообразных, разветвленных институтов: предпринимательских и профсоюзных, общенациональных, молодежных и ветеранских, правозащитных и потребительских, а также общественных организаций в разных сферах общественного управления.

В странах англосаксонской системы права общественный контроль осуществляется в основном многочисленными общественными организациями, а эффективность некоторых из них заслуживает особого внимания. Так, некоторые авторы указывают: «Деятельность Американского союза гражданских свобод направлена на защиту прав и свобод, которые закреплены в Конституции США и американских законах. Заслуживает внимания работа таких организаций, как Human Rights Watch, International Amnesty, International Society for Human Rights и др. Позиция вышеперечисленных организаций оказывает реальное влияние на позицию и политику государственных органов, способствует обеспечению безопасности в области экологии в странах Европы, направлена на улучшение условий содержания заключенных, недопущению пыток, негуманного обращения и т.д.».

За рубежом деятельность общественных организаций, участвующих в организации и проведении общественного контроля за органами публичной власти, финансируется активно за счет государственного бюджета, а также средств органов местного самоуправления. Кроме того, данные организации наделены правом на сбор средств непосредственно от населения, а также от юридических лиц.

На уровне Европейского Союза сделана попытка создания органов общественного контроля, формируемых непосредственно общественными организациями в рамках ЕС.

Так, важную роль в диалоге между обществом и публичной властью играет Конференция международных неправительственных организаций (КМНО) при Совете Европы, состоящая из более 400 международных неправительственных организаций, осуществляющая диалог с Комитетом министров, Парламентской ассамблеей, а также Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы. Данная структура координирует взаимодействие европейской бюрократии и международных неправительственных организаций в части обеспечения реализации, охраны и защиты прав, свобод и законных интересов граждан и их ассоциаций.

Зарубежный и международный опыт общественного контроля отличает многообразие форм его осуществления.

Например, в США «общественный контроль осуществляется двумя основными способами — прямым (непосредственным) волеизъявлением граждан и непрямым (представительным) через избранные гражданами органы, действующие по их поручению. При этом нельзя говорить о приоритете того или иного способа общественного контроля, так как они равным образом важны для реализации его целей и задач».

К формам осуществления общественного контроля, которые нашли отражение в законодательстве многих зарубежных стран, можно отнести следующие виды:

- народная правотворческая инициатива;

- общественные слушания;

- общественные консультации (открытые слушания с участием всех заинтересованных сторон; закрытые слушания с участием общественных представителей; консультации в письменном виде (электронные фокус-группы);

- общественная экспертиза законопроектов;

- общественная проверка;

- журналистские расследования и деятельность общественных средств массовой информации;

- доступ граждан к информации и документам о деятельности органов публичной власти (в том числе в электронной форме на специализированных сайтах в сети Интернет);

- обращения граждан к органам государственной власти и муниципалитетам, а также их должностным лицам;

- отзы́в должностных лиц гражданами на референдуме;

- участие граждан в работе суда присяжных;

- петиционный референдум;

- интерактивный диалог через социальные сети (в существующих социальных сетях; на специально созданных социальных площадках);

- гражданское вето;

- гражданский контроль за деятельностью органов полиции (citizen oversight of police);

- онлайн-петиция.


 

11. Предполагаемые финансовые затраты

Принятие проекта Закона не потребует выделения дополнительных затрат из государственного бюджета.