Единый контакт-центр

1414

8-800-080-7777

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Закон Республики Казахстан «Об общественном контроле»

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Проект Закона
Дата создания: 15/01/2021
Публичное обсуждение до: 29/01/2021
Дата запуска онлайн-обсуждения: 01/02/2021 10:50:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 01/02/2021 18:00:00
Приложенные документы:

проект

 

Закон Республики Казахстан

«Об общественном контроле»

 

Настоящий Закон регулирует общественные отношения, связанные с организацией и осуществлением общественного контроля в Республике Казахстан.

 

 

Глава 1. Общие положения

 

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

 

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) общественный контроль – деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в формах общественного мониторинга, общественного слушания и общественной экспертизы, направленных на анализ и оценку действий (бездействия) объектов общественного контроля, затрагивающих права и законные интересы неограниченного круга лиц, а также выработку предложений по его результатам;

2) объекты общественного контроля – государственные органы, непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту Республики Казахстан, по перечню, утвержденному Президентом Республики Казахстан; органы и учреждения исполнительной государственной власти за исключением Министерства обороны Республики Казахстан, местного государственного управления; государственные учреждения, не являющиеся государственными органами; государственные предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, в том числе национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании, учредителем, участником или акционером которых является государство, а также дочерние, зависимые и иные юридические лица, являющиеся аффилиированными с ними в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству; организации, являющиеся исполнителями функций центральных и (или) местных исполнительных органов;

3) субъекты общественного контроля – некоммерческие организации, осуществляющие общественный контроль в соответствии с их уставами и включенные в Базу данных неправительственных организаций, за исключением корпоративных фондов;

4) общественный мониторинг – форма общественного контроля, осуществляемая без посещения или с посещением объекта общественного контроля, заключающаяся в осуществлении субъектом общественного контроля наблюдения за деятельностью объекта общественного контроля в целях осуществления оценки действий (бездействия) объектов общественного контроля, затрагивающих права и законные интересы неограниченного круга лиц;

5) общественные слушания – форма общественного контроля, заключающаяся в организации публичного обсуждения субъектом общественного контроля действий (бездействия) объектов общественного контроля, затрагивающих права и законные интересы неограниченного круга лиц;

6) общественная экспертиза – форма общественного контроля, основанная на использовании субъектами общественного контроля специальных знаний и (или) опыта для анализа и оценки действий (бездействия) объектов общественного контроля, затрагивающих права и законные интересы неограниченного круга лиц;

7) конфликт интересов при осуществлении общественного контроля (далее – конфликт интересов) – ситуация, при которой заинтересованность субъекта общественного контроля, эксперта, учредителя, руководителя, работника субъекта общественного контроля влияет или может повлиять на объективность осуществления общественного контроля;

8) рекомендации по результатам общественного контроля (далее – рекомендации) – итоговые документы, разработанные субъектами общественного контроля по результатам общественного контроля.

 

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан об общественном контроле  

 

1. Законодательство Республики Казахстан об общественном контроле основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных правовых актов Республики Казахстан.

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

3. Особенности осуществления общественного контроля устанавливаются законодательными актами Республики Казахстан.

Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с осуществлением общественного контроля, в части не урегулированных законодательными актами Республики Казахстан.

Порядок осуществления общественного контроля, установленный настоящим Законом, не распространяется на отношения, регулируемые:

  1.      трудовым кодексом Республики Казахстан и законодательством Республики Казахстан о профессиональных союзах;
  2. уголовно-исполнительным кодексом Республики Казахстан, законодательством Республики Казахстан о порядке и условиях содержания лиц в специальных учреждениях, специальных помещениях, обеспечивающих временную изоляцию от общества, в части национального превентивного механизма, деятельности общественных наблюдательных комиссий;
  3. экологическим кодексом Республики Казахстан, в части экологической экспертизы, общественных слушаний, общественного экологического контроля;
  4. кодексом о здоровье народа и системы здравоохранения, в части национального превентивного механизма;
  5. водным кодексом Республики Казахстан;
  6. законодательством Республики Казахстан о правах ребенка, в части национального превентивного механизма;
  7. законодательством Республики Казахстан о защите прав потребителей;
  8. законодательством Республики Казахстан об общественных советах.

 

 

Статья 3. Цели общественного контроля

 

Целями общественного контроля являются:

1) обеспечение открытости и эффективности деятельности объектов общественного контроля;

2) обеспечение участия субъектов общественного контроля в процессе принятия решений объектами общественного контроля;

3) повышение уровня доверия граждан к деятельности объектов общественного контроля, а также обеспечение взаимодействия субъектов и объектов общественного контроля;

4) вовлечение населения в процесс противодействия коррупции.

 

 

Статья 4. Принципы деятельности общественного контроля

 

Общественный контроль осуществляется на основе следующих принципов:

1) соблюдение конституционных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;

2) публичность, открытость и законность осуществления общественного контроля;

3) добровольность участия в осуществлении общественного контроля;

4) недопустимость неправомерного вмешательства объектов общественного контроля в осуществление общественного контроля;

5) недопустимость неправомерного вмешательства субъектов общественного контроля в деятельность объектов общественного контроля;

6) независимость субъектов общественного контроля;

7) объективность субъектов общественного контроля, достоверность результатов осуществляемого ими общественного контроля.

 

 

Глава 2. Субъекты и объекты общественного контроля

 

Статья 5. Права и обязанности субъектов общественного контроля

1. Субъекты общественного контроля имеют право:

  1. осуществлять общественный контроль в формах, предусмотренных настоящим Законом;
  2. распространять рекомендации по результатам общественного контроля, в том числе через средства массовой информации;
  3. посещать в случаях и порядке, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами, объекты общественного контроля;
  4. привлекать к осуществлению общественного контроля, в порядке, предусмотренным настоящим Законом экспертов, создавать экспертную комиссию и группы общественного мониторинга;
  5. запрашивать информацию у объектов общественного контроля в порядке предусмотренным Законом «О доступе к информации»;
  6. направлять информацию о выявленных нарушениях в ходе осуществления общественного контроля в соответствующие уполномоченные органы;
  7. использовать средства аудиовизуальной техники, а также производить видео- и фотосъемку при осуществлении общественного контроля с учетом норм законодательства Республики Казахстан, не создавая препятствий деятельности объекту общественного контроля и (или) его представителям;
  8. обжаловать действия (бездействия) объектов общественного контроля в соответствии с законами Республики Казахстан;
  9. осуществлять иные права, предусмотренные законами Республики Казахстан.

2. Субъекты общественного контроля обязаны:

  1. соблюдать законодательство Республики Казахстан, права и законные интересы объектов общественного контроля и (или) его представителей;
  2. проводить процедуры общественного контроля в соответствии с требованиями настоящего Закона;
  3. не допускать конфликта интересов при осуществлении общественного контроля;
  4. требовать выполнения законных требований объекта общественного контроля и (или) его представителей от своих представителей;
  5. требовать от своих представителей беспрепятственного обеспечения бесперебойного функционирования деятельности, а также соблюдения установленного режима работы объектов общественного контроля;
  6. проверять экспертов, а также членов экспертных комиссии и групп общественного мониторинга на соответствие требованиям, предусмотренным настоящим Законом, в случаях несоответствия, не допускать их к осуществлению общественного контроля;
  7. предоставлять объекту общественного контроля необходимую информацию, относящуюся к осуществлению общественного контроля;
  8. обеспечить сохранность документов и сведений, полученных от объекта общественного контроля в результате осуществления общественного контроля;
  9. направлять общественным советам и объектам общественного контроля рекомендации по результатам общественного контроля и публиковать их мотивированные ответы;
  10. не допускать публикации информации о ходе осуществления общественного контроля до принятия рекомендаций по результатам общественного контроля, а также не соответствующей действительности;
  11. соблюдать общепринятые морально-этические нормы поведения при осуществлении общественного контроля, а также требовать от своих представителей соблюдения общепринятых морально-этических норм поведения при осуществлении общественного контроля;
  12. соблюдать меры безопасности при осуществлении общественного контроля, требовать от своих представителей соблюдения мер безопасности при осуществлении общественного контроля;
  13. не распространять персональные данные без согласия субъекта общественного контроля, а также не разглашать сведения, полученные от объекта общественного контроля, составляющие охраняемую законами Республики Казахстан тайну;
  14. осуществлять иные обязанности, установленные законами Республики Казахстан.

 

 

Статья 6. Права и обязанности объектов общественного контроля

 

1. Объекты общественного контроля имеют право:

  1. не представлять сведения, если они не являются предметом осуществляемого общественного контроля, а также относятся к информации с ограниченным доступом;
  2. не допускать субъектов общественного контроля к осуществлению общественного слушания, общественной экспертизы, общественного мониторинга с посещением в случаях отсутствия согласия об осуществления общественного контроля;
  3. не допускать в здания, сооружения объектов общественного контроля представителей субъектов общественного контроля, на основании и в порядке, которые установлены законодательством Республики Казахстан
  4. направлять субъектам общественного контроля мотивированные ответы на рекомендации по результатам общественного контроля;
  5. использовать средства аудиовизуальной техники, а также производить видео- и фотосъемку при осуществлении общественного контроля с учетом норм законодательства Республики Казахстан, не создавая препятствий деятельности субъекта общественного контроля и (или) его представителей;
  6. требовать соблюдения мер безопасности при осуществлении общественного контроля на объекте общественного контроля;
  7. не рассматривать и не предоставлять ответы на рекомендации по результатам общественного контроля, в случае выявления конфликта интересов при осуществлении общественного контроля;
  8. обратиться к субъектам общественного контроля для инициирования проведения общественного контроля;
  9. осуществлять иные права, предусмотренные законами Республики Казахстан.

2. Объекты общественного контроля обязаны:

1) соблюдать законодательство Республики Казахстан, права и законные интересы субъектов общественного контроля и (или) его представителей;

2) обеспечить доступ субъектов общественного контроля и (или) его представителей на территорию и в помещения объектов общественного контроля на основании и в порядке, установленных законодательством Республики Казахстан;

3) обеспечить доступ к информации о своей деятельности в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан в области доступа к информации, за исключением информации с ограниченным доступом;

4) обеспечить соблюдение представителями объекта общественного контроля общепринятых морально-этических норм поведения при осуществлении общественного контроля;

5) рассматривать запросы субъектов общественного контроля в сроки, определенные законодательством Республики Казахстан в области доступа к информации;

6) предоставлять мотивированные ответы на обращения субъектов общественного контроля в сроки и порядке, определенным настоящим законом;

7) обеспечить безопасность представителей субъекта общественного контроля, осуществляющих общественный мониторинг с посещением в соответствии с установленными нормативами для данного объекта общественного контроля;

8) размещать рекомендации по результатам общественного контроля, а также мотивированные ответы на рекомендации по результатам общественного контроля на интернет-ресурсах объектов общественного контроля;

9) рассматривать и принимать решения по исполнению рекомендаций по результатам общественного контроля, а также направлять мотивированные ответы в сроки, определенные настоящим Законом;

10) осуществлять иные обязанности, установленные законами Республики Казахстан.

 

 

Глава 3. Формы общественного контроля и порядок осуществления общественного контроля

 

Статья 7. Основания осуществления общественного контроля

  1. Основаниями осуществления общественного мониторинга без посещения объекта общественного контроля являются:

1) собственная инициатива субъекта общественного контроля;

2) обращение объекта общественного контроля;

3) обращения физических и (или) юридических лиц в отношении действий (бездействия) объектов общественного контроля, затрагивающих права и законные интересы неограниченного круга лиц.

2. Основаниями осуществления общественного слушания, общественной экспертизы, общественного мониторинга с посещением объекта общественного контроля являются:

1) поступление субъектам общественного контроля не менее пяти обращений физических и (или) юридических лиц в отношении действий (бездействия) объектов общественного контроля, затрагивающих права и законные интересы неограниченного круга лиц по одному и тому же предмету, в течение последних трех месяцев;

2) обращение объекта общественного контроля;

3) сообщения о действиях (бездействия) объектов общественного контроля, затрагивающих права и законные интересы неограниченного круга лиц, в периодических печатных изданиях, теле-, радиоканалах, информационных агентствах, сетевых изданиях.

 

 

Статья 8. Порядок согласования осуществления общественного контроля

  1. Субъект общественного контроля при наличии оснований, предусмотренных подпунктами 1), 3) пункта 2, статьи 7 настоящего закона, для проведения общественного контроля в форме общественного слушания, общественной экспертизы, общественного мониторинга с посещением объекта общественного контроля направляет обращение объекту общественного контроля.

К обращению субъекта общественного контроля об осуществлении общественного контроля в форме общественного слушания, общественной экспертизы, общественного мониторинга с посещением объекта общественного контроля прилагаются:

1) копии обращений физических и (или) юридических лиц или сообщений в периодических печатных изданиях, теле-, радиоканалах, информационных агентствах, сетевых изданиях;

2) иные документы, подтверждающие обоснование необходимости проведения общественного контроля в форме общественного слушания, общественной экспертизы, общественного мониторинга с посещением объекта общественного контроля.

2. Объект общественного контроля рассматривает обращение субъекта общественного контроля и принимает одно из следующих решений:

1)       о согласии на осуществление общественного контроля в форме общественного слушания, общественной экспертизы, общественного мониторинга с посещением объекта общественного контроля;

2)       о несогласии с осуществлением общественного контроля в форме общественного слушания, общественной экспертизы, общественного мониторинга с посещением объекта общественного контроля в случаях:

осуществления повторного общественного контроля в форме общественного слушания, общественной экспертизы, общественного мониторинга с посещением объекта общественного контроля по одному и тому же предмету на момент обращения субъекта общественного контроля;

осуществления общественного контроля в форме общественного слушания, общественной экспертизы, общественного мониторинга с посещением объекта общественного контроля в течение одного календарного года с момента проведения последнего общественного контроля;

непредставление копий обращений физических и (или) юридических лиц или объекта общественного контроля, или сообщений в периодических печатных изданиях, теле-, радиоканалах, информационных агентствах, сетевых изданиях;

представление копий менее пяти обращений физических и (или) юридических лиц;

отсутствие обоснования необходимости общественного контроля в форме общественного слушания, общественной экспертизы, общественного мониторинга с посещением объекта общественного контроля;

отсутствия субъекта общественного контроля в Базе данных неправительственных организаций.

Решение о несогласии с осуществлением общественного контроля в форме общественного слушания, общественной экспертизы, общественного мониторинга с посещением объекта общественного контроля должно быть обоснованным и мотивированным и может быть обжаловано в соответствии с законом Республики Казахстан.

3. Объект общественного контроля в течение десяти календарных дней извещает субъект общественного контроля о принятом решении.

 

 

Статья 9. Общественные слушания

 

  1. Общественные слушания проводятся после согласования с объектом общественного контроля в целях организации публичного обсуждения действий (бездействия) объектов общественного контроля, затрагивающих права и законные интересы неограниченного круга лиц.
  2. Субъект общественного контроля, в случае получение согласия объекта общественного контроля, не позднее, чем за десять календарных дней до дня проведения общественного слушания размещает в средствах массовой информации объявление о дате, времени, месте (способе) проведения или темы общественного слушания и уведомляет об этом объекта общественного контроля.

Срок осуществления общественного слушания не должен превышать тридцати календарных дней со дня получения письма о согласии объекта общественного контроля.

4. Общественные слушания являются открытыми для граждан Республики Казахстан. В процессе проведения общественных слушаний любой гражданин Республики Казахстан вправе озвучить предложения по предмету общественного слушания.

5. По итогам проведения общественного слушания принимается протокол.

6. Рекомендации, принятые на основе протокола, направляются субъектом общественного контроля Общественному совету или объекту общественного контроля для рассмотрения, в соответствии с пунктом 1 статьи 13 настоящего Закона.

 

 

Статья 10. Общественная экспертиза

 

  1. Общественная экспертиза осуществляется после согласования с объектом общественного контроля с использованием субъектами общественного контроля специальных знаний и (или) опыта для анализа и оценки действий (бездействия) объектов общественного контроля, затрагивающих права и законные интересы неограниченного круга лиц.

2. Субъект общественного контроля, в случае получение согласия объекта общественного контроля, привлекает эксперта и (или) создает экспертную комиссию для проведения общественной экспертизы.

Срок осуществления общественной экспертизы не должен превышать шестьдесят календарных дней со дня получения письма о согласии объекта общественного контроля.

3. Экспертом может быть физическое лицо, имеющее высшее образование в соответствующей сфере, обладающее научными и (или) практическими знаниями по предмету общественной экспертизы.

4. Экспертом не может быть, физическое лицо:

  1. являющееся представителем субъекта общественного контроля;
  2. являющееся представителем объекта общественного контроля;
  3. состоящее в трудовых или иных договорных отношениях с субъектом общественного контроля или объектом общественного контроля;
  4. являющееся представителем юридического лица, состоящего в договорных отношениях с субъектом общественного контроля или объектом общественного контроля;
  5. в случае установления наличия конфликта интересов;
  6. имеющее не погашенную или не снятую в установленном законодательством порядке судимость;
  7. признанное судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  8. состоящее на учете у психиатра и (или) нарколога;
  9. являющееся близким родственником (родителем), ребенком, усыновителем (удочерителем), усыновленым (удочереным), полнородным и неполнородным братом и сестрой, дедушкой, бабушкой, внуком), супругом (супругой) и (или) свойственником (полнородным и неполнородным братом и сестрой, родителем и детьми супруга (супруги) учредителя, руководителя и работников субъекта общественного контроля.

5. Эксперт обязан:

1) соблюдать требования законодательства Республики Казахстан, права и законные интересы объектов общественного контроля и (или) его представителей;

2) соблюдать общепринятые морально-этические нормы поведения при осуществлении общественной экспертизы;

3) соблюдать меры безопасности при осуществлении общественной экспертизы;

4) не допускать конфликта интересов при осуществлении общественного контроля;

5) не распространять персональные данные без согласия субъекта общественного контроля, а также не разглашать сведения, полученные от объекта общественного контроля, составляющие охраняемую законами Республики Казахстан тайну;

6) обеспечить сохранность документов и сведений, полученных в результате осуществления общественной экспертизы;

7) обеспечивать объективность и обоснованность выводов рекомендаций по объекту общественного контроля, а также учет замечаний и предложений, поступивших в ходе осуществления общественной экспертизы.

6. Выводы, представленные экспертом и (или) экспертной комиссией являются приложением к рекомендациям общественной экспертизы.

7. Результаты общественной экспертизы оформляются в виде рекомендаций общественной экспертизы, которые носят рекомендательный характер и направляются Общественному совету или объекту общественного контроля для рассмотрения, в соответствии с пунктом 1 статьи 13 настоящего Закона.

 

 

Статья 11. Общественный мониторинг без посещения объекта общественного контроля

 

1. Общественный мониторинг без посещения объекта общественного контроля осуществляется субъектом общественного контроля по собственной инициативе в целях наблюдения за действиями (бездействием) объекта общественного контроля, затрагивающих права и законные интересы неограниченного круга лиц без получения согласия объекта общественного контроля.

2. Субъект общественного контроля осуществляет общественный мониторинг без посещения объекта общественного контроля путем сбора, обобщения и анализа информации, касающейся действий (бездействия) объекта общественного контроля затрагивающих права и законные интересы неограниченного круга лиц, в срок не более тридцати календарных дней.

3. Рекомендации по итогам общественного мониторинга без посещения объекта общественного контроля направляется субъектом общественного контроля Общественному совету или объекту общественного контроля для рассмотрения, в соответствии с пунктом 1 статьи 13 настоящего Закона.

 

Статья 12. Общественный мониторинг с посещением объекта общественного контроля

 

  1. Общественный мониторинг с посещением объекта общественного контроля осуществляется субъектом общественного контроля после согласования с объектом общественного контроля в целях наблюдения за действиями (бездействием) объекта общественного контроля, затрагивающих права и законные интересы неограниченного круга лиц.
  2. Субъект общественного контроля, в случае получение согласия объекта общественного контроля, может создавать группы общественного мониторинга.

Срок осуществления общественного мониторинга с посещением объекта общественного контроля не должен превышать тридцать календарных дней со дня получения письма о согласии объекта общественного контроля.

3. Членом группы общественного мониторинга не может быть физическое лицо:

1)       являющееся представителем объекта общественного контроля;

2)       являющееся представителем юридического лица, состоящего в договорных отношениях с объектом общественного контроля;

3)       в случае установления наличия конфликта интересов;

4) имеющее не погашенную или не снятую в установленном законодательством порядке судимость;

5) признанное судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

6) состоящее на учете у психиатра и (или) нарколога;

7) являющееся близким родственником (родителем), ребенком, усыновителем (удочерителем), усыновленым (удочереным), полнородным и неполнородным братом и сестрой, дедушкой, бабушкой, внуком), супругом (супругой) и (или) свойственником (полнородным и неполнородным братом и сестрой, родителем и детьми супруга (супруги) учредителя, руководителя и работников субъекта общественного контроля.

4. Член группы общественного мониторинга обязан:

1) соблюдать требования законодательства Республики Казахстан, права и законные интересы объектов общественного контроля и (или) его представителей;

2) соблюдать общепринятые морально-этические нормы поведения при осуществлении общественного мониторинга с посещением объекта общественного контроля;

3) соблюдать меры безопасности при осуществлении общественного мониторинга с посещением объекта общественного контроля;

4) не допускать конфликта интересов при осуществлении общественного мониторинга с посещением объекта общественного контроля;

5) не распространять персональные данные без согласия субъекта общественного контроля, а также не разглашать сведения, полученные от объекта общественного контроля, составляющие охраняемую законами Республики Казахстан тайну;

6) обеспечить сохранность документов и сведений, полученных в результате осуществления общественного мониторинга с посещением объекта общественного контроля.

5. По результатам общественного мониторинга с посещением объекта общественного контроля субъекты общественного контроля направляют в Общественный совет или объект общественного контроля рекомендации по устранению выявленных нарушений, в соответствии с пунктом 1 статьи 13 настоящего Закона.

 

 

Статья 13. Порядок рассмотрения рекомендации по результатам общественного контроля

 

1. Субъект общественного контроля направляет рекомендации по результатам общественного контроля в:

1) общественные советы, образуемые министерствами, органами, непосредственно подчиненными и подотчетными Президенту Республики Казахстан в случае, если объектом общественного контроля являются министерства, органы, непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту Республики Казахстан и их ведомства;

2) общественные советы соответствующей административно-территориальной единицы в случае, если объектом общественного контроля являются местные исполнительные органы;

3) общественные советы, образуемые национальными управляющими холдингами, национальными холдингами, национальными компаниями в случае, если объектом общественного контроля являются национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании;

4) общественные советы, образуемые министерствами, органами непосредственно подчиненными и подотчетными Президенту Республики Казахстан, которые являются уполномоченными органами по руководству соответствующей отраслью (сферой) государственного управления или соответствующей административно-территориальной единицы в случае, если объектом общественного контроля являются государственные учреждения, не являющиеся государственными органами, государственные предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, учредителем, участником или акционером которых является государство, а также дочерние, зависимые и иные юридические лица, являющиеся аффилированными в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству;

5) общественные советы государственного органа, функции которого переданы в конкурентную среду в случае, если объектом общественного контроля является исполнитель государственных функций;

6) объекту общественного контроля в случае, если в государственном органе не образован общественный совет, в том числе в государственных органах, которые являются уполномоченными органами по руководству соответствующей отраслью (сферой) государственного управления или соответствующей административно-территориальной единицы в случае, если объектом общественного контроля являются государственные учреждения, не являющиеся государственными органами, государственные предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, учредителем, участником или акционером которых является государство, а также дочерние, зависимые и иные юридические лица, являющиеся аффилированными в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству. 

2. Общественные советы, указанные в подпунктах 1), 2), 3), 4) и 5) пункта 1 настоящей статьи, рассматривают рекомендации по результатам общественного контроля в соответствии с законодательством об общественных советах.

3. Объекты общественного контроля в случаях, предусмотренных подпунктом 6) пункта 1 настоящей статьи, рассматривают рекомендации по результатам общественного контроля в течение десяти календарных дней со дня получения его и направляют субъекту общественного контроля мотивированный ответ.

4. Объекты общественного контроля обязаны принять меры для всестороннего, полного и объективного рассмотрения обстоятельств, указанных в рекомендациях по результатам общественного контроля и предоставить возможность субъекту общественного контроля участвовать в рассмотрении его обращения в форме заслушивания, если это не нарушает права, свободы других лиц.

5. Заслушивание может осуществляться путем приглашения субъекта общественного контроля, в том числе посредством видеоконференцсвязи или иных средств коммуникации.

Субъект общественного контроля уведомляется заранее, но не позднее чем за три рабочих дня до принятия решения по рассмотрению рекомендаций по результатам общественного контроля.

 

 

Глава 4. Заключительные положения

 

Статья 14. Материально-техническое и организационное обеспечение осуществления общественного контроля

 

Материально-техническое и организационное обеспечение осуществления общественного контроля осуществляется за счет собственных средств субъектов общественного контроля, которые организуют и (или) осуществляют общественный контроль, в формах, установленных настоящим Законом.

 

 

Статья 15. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан в области общественного контроля

 

Нарушение законодательства Республики Казахстан в области общественного контроля влечет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

 

 

Статья 16. Порядок введения в действие настоящего Закона

 

Настоящий Закон вводится в действие с 1 января 2022 года.

 

 

Президент

Республики Казахстан

 

Комментарий

МОГИЛЮК СВЕТЛАНА

проект... посмотреть текст 28/01 - 18:27

Рекомендации по итогам обсуждения законопроекта «Об общественном контроле» на площадке ОЮЛ «Ассоциация «Гражданский Альянс Павлодарской области» от 26 января 2021 г Участники диалоговой площадки выразили единое мнение, что представленный законопроект «Об общественном контроле» противоречит духу концепции слышащего государства, будет ограничивать права граждан, закрепленные в Конституции Республики Казахстан и содержит ряд норм, противоречащих действующему законодательству в сфере доступа к информации, обращений физических и юридических лиц, а так же защиты персональных данных. Фактически вместо развития общественного контроля на необходимость которого указано в Послании главы государства от 1 сентября 2020 года возможности для реализации общественного контроля существенно сужаются: необоснованно ограниченны объекты и субъекты, предусмотрены существенные ограничения в механизмах осуществления общественного контроля. Ряд существенных понятий не определен, что вызовет в будущем неопределенность и сложности в толковании и применении закона, и будет создавать препятствия для реализации общественного контроля. Так же необходимо отметить, что ослабление общественного контроля создает препятствия для борьбы с коррупцией, а значит данный законопроект несет в себе и коррупционные риски. По итогам обсуждения мы рекомендуем: 1. Приостановить разработку данного законопроекта в том виде, в котором он представлен на обсуждение общественности на основании того, что данный вариант законопроекта не обеспечит развитие системы общественного контроля в Казахстане, а наоборот будет существенно огранивать общественный контроль. 2. Приступить к разработке нового законопроекта, где учесть следующие положения: • Государственные гарантии, которые будут содействовать развитию общественного контроля, защищать право субъектов общественного контроля на его осуществление, обеспечивать право на получение доступа к информации, предусматривать ответственность объектов общественного контроля и др. • Расширить перечень субъектов и объектов, в соответствии с Конституцией РК, международными НПА включить следующие субъекты: - физические лица; - объединения граждан, деятельность которых не противоречит действующему законодательству Республики Казахстан (политические партии, профессиональные союзы, общественные объединения потребителей); - некоммерческие организации; - общественные наблюдательные комиссии; - консультативно-совещательные органы; - общественные советы при государственных органах. - др. лица, чья деятельность не противоречит законодательству РК • Включать следующие объекты общественного контроля: - государственные органы и органы местного самоуправления; - субъекты квазигосударственного сектора; - государственные учреждения и предприятия; - учреждения здравоохранения и образования частной формы собственности; - работодатели; - физические и юридические лица — получатели бюджетных средств; - физические и юридические лица, чья деятельность затрагивает общественные интересы, в части контроля за состоянием загрязнения ими окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и др. • В определении целей общественного контроля необходимо отразить следующие позиции: - признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; - повышение уровня участия граждан и их объединений в государственном управлении и местном самоуправлении и принятии решений; -повышение открытости и прозрачности деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; - реализация гражданских инициатив, направленных на защиту общественных интересов; • Необходимо четко определить такие понятия, как «Общественные интересы», «предмет общественного контроля», расширить понимание «конфликт интересов». • Предусмотреть многообразие форм осуществления общественного контроля и прописать их детально в законопроекте. • Расширить права субъектов по осуществлению ОК на посещение объектов ОК и проведения там необходимых действий в рамках ОК и не прописывать ограничительные меры по обеспечению доступа к объектам в рамках общественного мониторинга. • Прописать механизмы реализации ОК в соответствии с законопроектом об общественном контроле от 2013 года. • Убрать ограничительные требования к экспертам, привлекаемым к общественной экспертизе, которые указаны в законопроекте от января 2021 года, включая требования по предоставлению сведений об отсутствии судимости и • Убрать ограничительные меры из законопроекта 2021 г. по порядку согласования осуществления ОК в виде требований к получению согласия/несогласия на проведение ОК, перечня обоснований для ОК в виде 5 заявлений и т.д. (ст.8 законопроекта). Полностью пересмотреть порядок согласования. • Обеспечить возможность предоставления результатов ОК в разнообразных формах, в том числе рекомендаций, для более широкого круга заинтересованных лиц, в том числе, напрямую объектам ОК. • Обеспечить в законе эффективность рассмотрения результатов ОК во всех инстанциях, чья деятельность была подвергнута ОК. • Уйти от ограничения результатов общественного контроля только рекомендациями, закрепив понятием итоговых документов. • Предусмотреть рассмотрение результатов общественного контроля соответствующими государственными органами к компетенции которых относятся объекты общественного контроля в отношении которых он реализовывался. • Обеспечить возможность использования результатов ОК в качестве основания для обращения в суд, прокуратуру, органы внутреннего аудита и другие контролирующие органы.


Прикреплённые файлы:     Рекомендации №5.pdf

30/01 - 16:50

Уважаемая Светлана Владимировна! Благодарим Вас за участие в публичном обсуждении. Ваши предложения и замечания будут рассмотрены на заседании Рабочей группы по разработке законопроектов. Вместе с тем, законопроект еще на стадии публичного обсуждения с общественностью, по итогам которых законопроект будет доработан.

МУЛТАЕВ АСЛАН

не представлять сведения, если они не являются пре... посмотреть текст 22/01 - 21:11

Всё что касается бюджета должно быть открыто. Вся информация по бюджетным заявкам должна быть в открытом доступе.

30/01 - 15:13

Здравствуйте Аслан! Благодарим вас за комментарий. Данная норма предполагает, что объект общественного контроля вправе не предоставлять сведения, если запрашиваемая информация не имеет отношения к предмету общественного контроля. Вместе с тем, ваше предложение будет рассмотрено на заседании Рабочей группы

МУЛТАЕВ АСЛАН

4) вовлечение населения в процесс противодействия ... посмотреть текст 22/01 - 21:06

Нужно на уровне районов создавать мониторинговые группы.

30/01 - 15:14

Здравствуйте Аслан! Благодарим вас за комментарий. Законопроектом предлагается, что субъекты общественного контроля могут привлекать экспертов, а также создавать экспертную либо мониторинговую группу при осуществлении общественного контроля. То есть такая возможность предоставлена законопроектом.

МУЛТАЕВ АСЛАН

7) конфликт интересов при осуществлении общественн... посмотреть текст 22/01 - 21:03

Наказание за Конфликт интересов должно быть юридически закреплено в Уголовном кодексе.

30/01 - 15:20

Уважаемый пользователь! Спасибо Вам за участие в публичном обсуждении. Ваше предложение будет рассмотрено на заседании Рабочей группы по разработке законопроектов. Вместе с тем, законопроект еще на стадии публичного обсуждения с общественностью, по итогам которых законопроект будет доработан.

"Ақмола облысының табиғи монополия субъектілерінің қызметін тұтынушылар" қоғамдық бірлестігі

1) обеспечение открытости и эффективности деятельн... посмотреть текст 21/01 - 18:06

каким образом ?

30/01 - 15:21

Здравствуйте Арман Амантаевич! Спасибо Вам за участие в публичном обсуждении. Данный законопроект является структурообразующим и носит «рамочный» характер. В этой связи, законопроектом определены основные цели, принципы и формы общественного контроля, которые будут обязательны как для субъектов, так и объектов общественного контроля. Вместе с тем, законопроект еще на стадии публичного обсуждения с общественностью, по итогам которых законопроект будет доработан.

"Ақмола облысының табиғи монополия субъектілерінің қызметін тұтынушылар" қоғамдық бірлестігі

Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с ... посмотреть текст 21/01 - 18:04

Возражаем! При наличии предельного уровня коррупции в стране, это воспрепятствование реализации Гражданской инициативе и Конституционных прав!

30/01 - 15:22

Уважаемый Арман Амантаевич! Спасибо Вам за участие в публичном обсуждении. Принятие структурообразующего закона позволит закрепить наиболее важные принципы организации и осуществления общественного контроля на всех уровнях и в самых различных его проявлениях. Вместе с тем, законопроект еще на стадии публичного обсуждения с общественностью, по итогам которых законопроект будет доработан.

"Ақмола облысының табиғи монополия субъектілерінің қызметін тұтынушылар" қоғамдық бірлестігі

1) общественный контроль – деятельность субъектов ... посмотреть текст 21/01 - 17:55

Общественный контроль -направленная на повышение эффективности государства деятельность населения РК, в том числе физических лиц, юридических лиц, некоммерческих организаций,депутатов, Омбудсменов, общественных советов, органов государственной власти и государственных служащих. -наш вариант понятия. 99 шаг Плана Нации, "Сегодня перед нами стоит задача - сформировать новую парадигму развития нашего народа и новое качество нации" Из Послания Президента РК. В разработанном Вами понятии общественного контроля отсутствует направленность на интересы населения Казахстана.

30/01 - 15:24

Уважаемый Арман Амантаевич! Спасибо Вам за участие в публичном обсуждении. Ваше предложение будет рассмотрено на заседании Рабочей группы по разработке законопроектов. Вместе с тем, законопроект еще на стадии публичного обсуждения с общественностью, по итогам которых законопроект будет доработан.

"Ақмола облысының табиғи монополия субъектілерінің қызметін тұтынушылар" қоғамдық бірлестігі

2) объекты общественного контроля – государственны... посмотреть текст 21/01 - 17:33

Уровень общественного контроля ( министры и акимы) предлагаемый Вами не соответствует ожиданиям населения Казахстана. "Основная цель преобразований- повышение эффективности функционирования всего государства" Гл.X Послания Президента РК. По результатам взаимодействия Объединения с органами государственной власти выявлен запредельный уровень коррупции в действиях и решения политических служащих, вопреки национальных интересов населения РК, при абсолютном бездействии Администрации Президента РК, Комиссий при Президенте РК по противодействию коррупции, Комиссии по модернизации Плана Нации "100 конкретных шагов". Будущее страны под угрозой! И при таких обстоятельствах Вами предпринимаются антинародные меры по ограничению Гражданской инициативы! Предлагаем в интересах населения взаимодействовать обоснованно. Ваши ответы на наши Комментарии к Концепции закона крайне необоснованны. У Вас есть мой телефон звоните ! Звоните. Садыков А.А.

30/01 - 15:25

Уважаемый АрманАмантаевич! Спасибо Вам за участие в публичном обсуждении. Ваше предложение будет рассмотрено на заседании Рабочей группы по разработке законопроектов. Вместе с тем, законопроект еще на стадии публичного обсуждения с общественностью, по итогам которых законопроект будет доработан.

"Ақмола облысының табиғи монополия субъектілерінің қызметін тұтынушылар" қоғамдық бірлестігі

3) субъекты общественного контроля – некоммерчески... посмотреть текст 21/01 - 17:08

необходимо расширить перечень субъектов общественного контроля для реализации Гражданской инициативы. "Наши последующие политические реформы должны быть направлены на более широкое вовлечение людей в управление страной." "Поддерживая институт общественного контроля как альтернатива государственному, мы должны создать правовую базу." Из Послания Президента от 01.09.2020г. Разработанный Вами проект Закона ограничивает возможности граждан, государственных служащих и организаций по проведению общественного контроля. Уполномоченный по правам человека в РК по Вашему не субъект? Депутаты не субъект? Общественные советы не субъект? Наше Объединение по защите общественных интересов населения,тоже не субъект? Ваше предложение отражающее необоснованную позицию Министерства как органа разработчика - это саботаж Послания Президента РК.

30/01 - 15:26

Уважаемый АрманАмантаевич! Спасибо Вам за участие в публичном обсуждении. Ваше предложение будет рассмотрено на заседании Рабочей группы по разработке законопроектов. Вместе с тем, законопроект еще на стадии публичного обсуждения с общественностью, по итогам которых законопроект будет доработан.