О внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Республики Казахстан от 11 декабря 2018 года № 820 «О некоторых вопросах обеспечения долгосрочной тенговой ликвидности для решения задачи доступного кредитования» и от 31 декабря 2019 года № 1060 «О некоторых мерах государственной поддержки частного предпринимательства»
Краткое содержание:Статус: Архив
Версия проекта: Версия 1
Тип НПА: Постановление Дата создания: 29/01/2021 00:00:00 Публичное обсуждение до: 12/02/2021 Дата запуска онлайн-обсуждения: 22/02/2021 15:45:00 Дата окончания онлайн-обсуждения: 22/02/2021 18:30:00
- 0
- Министерство национальной экономики РК
- 1 0
- 1870
- 0
- 0
О внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Республики Казахстан от 11 декабря 2018 года № 820 «О некоторых вопросах обеспечения долгосрочной тенговой ликвидности для решения задачи доступного кредитования» и от 31 декабря 2019 года № 1060
«О некоторых мерах государственной поддержки частного предпринимательства»
Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
механизм кредитования приоритетных проектов, утвержденный указанным постановлением, изложить в редакции согласно приложению 1 к настоящему постановлению;
2) в постановлении Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2019 года № 1060 «О некоторых мерах государственной поддержки частного предпринимательства» (САПП Республики Казахстан, 2019 г., № 67-68, ст. 477):
в Правилах субсидирования части ставки вознаграждения в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2025», утвержденных указанным постановлением:
в пункте 7:
дополнить подпунктом 1-1) следующего содержания:
«1-1) специальная финансовая компания – юридическое лицо, создаваемое в соответствии с Законом Республики Казахстан от 20 февраля 2006 года «О проектном финансировании и секьюритизации» для осуществления сделок проектного финансирования и секьюритизации, в пользу которой уступаются права требования;»;
дополнить подпунктом 7-1) следующего содержания:
«7-1) выделенные активы – права требования, уступленные специальной финансовой компании в сделках проектного финансирования и секьюритизации, деньги на счетах в банке-кастодиане, полученные по уступленным ей правам требования, финансовые инструменты, приобретенные специальной финансовой компанией в результате инвестирования указанных денег, деньги, полученные в результате продажи финансовых инструментов, а также имущество и имущественные права, возникающие при создании дополнительного обеспечения;»;
подпункт 11) изложить в следующей редакции:
«11) рабочий орган – уполномоченное управление акиматов областей, городов республиканского значения и столицы в рамках Правил субсидирования ставок вознаграждения при кредитовании субъектов агропромышленного комплекса, а также лизинге на приобретение сельскохозяйственных животных, техники и технологического оборудования, утвержденных приказом Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан – Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 26 октября 2018 года № 436 (далее – приказ № 436) (зарегистрирован в реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 17741);»;
дополнить подпунктом 19-1) следующего содержания:
«19-1) секьюритизация – финансирование под уступку денежного требования путем выпуска облигаций, обеспеченных выделенными активами;»;
подпункт 21) изложить в следующей редакции:
«21) субсидирование – форма государственной финансовой поддержки предпринимателей, используемая для частичного возмещения расходов, уплачиваемых предпринимателем банку/лизинговой компании в качестве вознаграждения по кредитам/лизингу в обмен на выполнение в будущем определенных условий, относящихся к операционной деятельности предпринимателя.
Также, субсидированию подлежат кредиты банков, направленные на финансирование предпринимателей через механизм секьюритизации. В таком случае, функции администрирования (сопровождения) кредитов предпринимателей, поддержанных по инструменту субсидирование в рамках Программы, осуществляется банком, уступившим такие кредиты специальной финансовой компании.
Механизм секьюритизации предусматривает собой форму государственной финансовой поддержки предпринимателей путем: выпуска специальной финансовой компанией облигаций, обеспеченных выделенными активами банка; приобретения финансовым агентством облигаций, выпущенных специальной финансовой компанией, обеспеченных выделенными активами (сделка секьюритизации); предоставление специальной финансовой компанией банку средств, привлеченных от финансового агентства;»;
части третью и четвертую пункта 32 изложить в следующей редакции:
«Под новыми эффективными инвестиционными проектами, а также проектами, направленными на модернизацию, расширение производства, пополнение оборотных средств и франчайзинг, понимаются проекты предпринимателей, в том числе получившие государственную поддержку в период с 2017 по 2019 годы в рамках первого и второго направления Государственной программы «ДКБ-2020», предусматривающие сохранение/увеличение среднегодовой численности рабочих мест на основе данных налоговой декларации, в том числе данных по обязательным пенсионным взносам и (или) социальным отчислениям, или увеличение объемов фонда оплаты труда или рост дохода (дохода от реализации: стоимость реализованных товаров, работ, услуг от основной деятельности) или увеличение объема уплачиваемых налогов (корпоративный подоходный налог/индивидуальный подоходный налог) на 10 % после 2 (два) финансовых лет с даты решения финансового агентства. При этом по проектам предпринимателей, получившим государственную поддержку в период
с 2017 – 2019 годы включительно, по которым исполнение критериев эффективности не достигнуто, но проект реализуется (предприниматель не находится в стадии банкротства/ликвидации/реабилитации, за 2 (два) финансовых года отсутствует налоговая отчетность с нулевыми показателями по корпоративному подоходному налогу/индивидуальному подоходному налогу) и целевое использование подтверждено в полном объеме, считать данные проекты, соответствующие условиям Программы.
Субсидированию также подлежат кредиты субъектов малого и среднего предпринимательства, выданные (выдаваемые) банками за счет средств единого накопительного пенсионного фонда на пополнение оборотных средств и (или) рефинансирование текущих обязательств в рамках проектов, реализуемых без отраслевых ограничений, за исключением:
1) проектов в сфере торговой деятельности (кроме пополнения оборотных средств);
2) проектов, реализуемых субъектами частного предпринимательства, работающих по видам деятельности, указанным в пункте 4 статьи
24 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан.»;
часть вторую пункта 36 изложить в следующей редакции:
«При этом субсидирование ставки вознаграждения по кредитам на пополнение оборотных средств в сфере торговой деятельности осуществляется на сумму не более 100 (сто) млн. тенге для одного предпринимателя.»;
пункт 38 изложить в следующей редакции:
«38. Кредиты до 500 (пятьсот) млн.тенге, 100 % которых направлено на пополнение оборотных средств, допускаются к субсидированию ставки вознаграждения (за исключением проведения расчетов по оплате текущих платежей по обслуживанию кредитов или договоров лизинга и за исключением иных целей, не связанных с осуществлением предпринимателем основной деятельности).»;
пункт 74 изложить в следующей редакции:
«74. Субсидированию подлежат новые и действующие кредиты/лизинговые сделки, выданные (выдаваемые) банками/лизинговыми компаниями на инвестиции и пополнение оборотных средств (в том числе на возобновляемой основе) в соответствии с перечнями товаров для субсидирования по кредитам/лизингу в рамках проектов:
по переработке в агропромышленном комплексе согласно приложению
1 к настоящим Правилам субсидирования;
по производству в агропромышленном комплексе согласно приложению
2 к настоящим Правилам субсидирования;
по обрабатывающей промышленности и услугам согласно приложению
3 к настоящим Правилам субсидирования.
Под действующими кредитами/лизинговыми сделками понимаются кредиты/лизинговые сделки, выдаваемые банками/лизинговыми компаниями после вступления в силу постановления Правительства Республики Казахстан от 11 декабря 2018 года № 820 «О некоторых вопросах обеспечения долгосрочной тенговой ликвидности для решения задачи доступного кредитования».
Допускается субсидирование кредита на пополнение оборотных средств, по которому размер оборотных средств не превышает 50 % от суммы кредита в рамках одного проекта заемщика.
Данное ограничение не распространяется на финансирование проектов по производству и переработке в агропромышленном комплексе, которое осуществляется за счет собственных средств банков/лизинговых компаний и АО «Аграрная кредитная корпорация», а также проектов, направленных на проведение весенне-полевых работ, вне зависимости от источника финансирования кредита. При этом, проекты, направленные на проведение весенне-полевых работ, финансируются на срок не более 1 года.
При 100 % финансировании на цели пополнения оборотных средств по проектам переработки и производства в агропромышленном комплексе за счет собственных средств банков в рамках механизма устанавливаются следующие критерии отбора:
отсутствие просроченной налоговой задолженности на момент подачи заявки;
не допускается финансирование на цели проведения расчетов по налоговым и иным обязательным платежам, оплате текущих платежей по обслуживанию кредитов, займов и договоров лизинга.
Не допускается рефинансирование с другого банка/лизинговой компании, а также на покупку долей участия.
При этом, допускается субсидирование синдицированных кредитов банков с банком развития.»;
в пункте 75:
часть первую изложить в следующей редакции:
«75. По кредитованию проектов/лизинговых сделок в обрабатывающей промышленности и услуг, а также производству и переработке в агропромышленном комплексе на сумму свыше 10 (десять) миллиардов тенге необходимо положительное заключение соответствующего отраслевого центрального уполномоченного органа.»;
часть третью изложить в следующей редакции:
«В случае одобрения банком/лизинговой компанией документов, указанных в настоящем пункте, они направляются банком/лизинговой компанией в течение 5 (пять) рабочих дней со дня принятия решения кредитной комиссией банка/лизинговой компании в финансовое агентство. Решение кредитной комиссии банка/лизинговой компании направляется одновременно с указанными документами.»;
часть первую пункта 76 изложить в следующей редакции:
«76. Финансовое агентство в течение 5 (пять) рабочих дней рассматривает документы, поступившие от банка/лизинговой компании, на соответствие условиям Механизма.»;
пункт 81 изложить в следующей редакции:
«81. Субсидирование в обрабатывающей промышленности и услугам осуществляется по кредитам/лизинговым сделкам с номинальной ставкой вознаграждения, не превышающей 15 % годовых, из которых 6 % оплачиваются субъектом частного предпринимательства, а разница субсидируется государством.
Субсидирование инвестиционных проектов по переработке в агропромышленном комплексе осуществляется по кредитам/лизинговым сделкам с номинальной ставкой вознаграждения, не превышающей 15 % годовых, из которых 5 % будет оплачиваться субъектом частного предпринимательства, а разница субсидироваться государством.
Кредит/лизинг выдается субъекту частного предпринимательства в национальной валюте.
Действие настоящего пункта распространяется на отношения, возникшие с 11 декабря 2018 года.»;
часть вторую пункта 84 изложить в следующей редакции:
«При этом финансовое агентство в течение 5 (пять) рабочих дней со дня распределения сумм субсидий по соответствующим направлениям уведомляет об этом банк/лизинговую компанию.»;
пункт 86 изложить в следующей редакции:
«86. Банками/лизинговыми компаниями не взимаются какие-либо комиссии, сборы и/или иные платежи, за исключением:
1) связанных с изменениями условий кредитования, инициируемыми субъектом частного предпринимательства;
2) взимаемых по причине нарушения субъектом частного предпринимательства обязательств по кредиту;
3) связанных с проведением независимой оценки предмета залога, регистрацией договора залога и снятием обременения;
4) связанных с исполнением договора финансового лизинга (возмещение услуг по таможенной очистке, услуг регистрации предмета лизинга специальными органами);
5) платежей по расчетно-кассовому обслуживанию.»;
приложение 3 к указанным Правилам изложить в новой редакции согласно приложению 2 к настоящему постановлению;
в Правилах субсидирования части наценки на товар и части арендного платежа, составляющего доход исламских банков, при финансировании исламскими банками субъектов предпринимательства в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2025», утвержденных указанным постановлением:
в пункте 2:
дополнить подпунктом 4-1) следующего содержания:
«4-1) отдельные субъекты предпринимательства – субъекты крупного предпринимательства, осуществляющие деятельность в отраслях обрабатывающей промышленности согласно приложению 2 к Программе и производства продуктов питания (ОКЭД 10), производства мыла и моющих, чистящих и полирующих средств (ОКЭД 20.41), производства бумажных изделий хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического назначения (ОКЭД 17.22.0), грузовых перевозок автомобильным транспортом (ОКЭД 49.41), складского хозяйства и вспомогательной транспортной деятельности (ОКЭД 52), туризма (ОКЭД 55.1, ОКЭД 55.2, ОКЭД 55.3.), аренды и управления собственной или арендуемой недвижимостью (ОКЭД 68.20);»;
подпункт 11) изложить в следующей редакции:
«11) предприниматель – субъект малого и (или) среднего предпринимательства, отдельные субъекты предпринимательства, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Кодексом;»;
пункт 27 изложить в следующей редакции:
«27. Субсидирование наценки на товар/части арендного платежа, составляющего доход исламского банка/исламской лизинговой компании, осуществляется по финансированию, выдаваемому для реализации новых эффективных инвестиционных проектов, а также проектов, направленных на модернизацию, пополнение оборотных средств и расширение производства.
Под новыми эффективными инвестиционными проектами, а также проектами, направленными на модернизацию, расширение производства, пополнение оборотных средств понимаются проекты предпринимателей, предусматривающие сохранение/увеличение среднегодовой численности рабочих мест на основе данных налоговой декларации, в том числе данных по обязательным пенсионным взносам и (или) социальным отчислениям, или увеличение объемов фонда оплаты труда или рост дохода (дохода от реализации: стоимость реализованных товаров, работ, услуг от основной деятельности) или увеличение объема уплачиваемых налогов (корпоративный подоходный налог/индивидуальный подоходный налог) на 10 % после 2 (два) финансовых лет с даты решения финансового агентства.»;
подпункт 2) пункта 63 изложить в следующей редакции:
«2) бизнес-план проекта предпринимателя, содержащий:
сроки обеспечения участия в реализации проекта собственных средств (денег, движимого/недвижимого имущества) и/или имущества третьих лиц по кредитам/договорам финансового лизинга свыше 180 (сто восемьдесят) млн. тенге в рамках второго направления Программы (при этом такое участие имущества обеспечивается на уровне не ниже 10 % от общей стоимости реализации проекта);
этапы по сохранению/увеличению среднегодовой численности рабочих мест на основе данных налоговой декларации, в том числе данных по обязательным пенсионным взносам и (или) социальным отчислениям или увеличению объемов фонда оплаты труда или по достижению роста дохода (доход от реализации: стоимость реализованных товаров, работ, услуг от основной деятельности) или по росту объема уплачиваемых налогов (корпоративный подоходный налог/индивидуальный подоходный налог) на 10 % после 2 (двух) финансовых лет со дня принятия финансовым агентством решения о субсидировании (требование настоящего абзаца распространяется на случаи подачи заявления на участие в рамках второго направления Программы);»;
пункт 67 изложить в следующей редакции:
«67. Проект предпринимателя рассматривается уполномоченным органом финансового агентства в течение 5 (пять) рабочих дней с даты поступления информации с пакетом документов. При этом, в случае принятия положительного решения уполномоченным органом финансового агентства, в решении указываются: обязательство предпринимателей по сохранению/увеличению среднегодовой численности рабочих мест на основе данных по налоговой декларации, в том числе данных по обязательным пенсионным взносам и (или) социальным отчислениям или увеличению объемов фонда оплаты труда или по достижению роста дохода (доход от реализации: стоимость реализованных товаров, работ, услуг от основной деятельности) или по росту объема уплачиваемых налогов (корпоративный подоходный налог/индивидуальный подоходный налог) в бюджет на 10 % после 2 (двух) финансовых лет с даты решения уполномоченного органа финансового агентства (по проектам предпринимателей в рамках второго направления Программы).»;
пункт 105 дополнить подпунктом 8) следующего содержания:
«8) неисполнение обязательств предпринимателями по сохранению/увеличению среднегодовой численности рабочих мест на основе данных налоговой декларации, в том числе данных по обязательным пенсионным взносам и (или) социальным отчислениям или по увеличению объемов фонда оплаты труда или по достижению роста дохода (доход от реализации: стоимость реализованных товаров, работ, услуг от основной деятельности) или по росту объема уплачиваемых налогов (корпоративный подоходный налог/индивидуальный подоходный налог) в бюджет на 10 % после 2 (двух) финансовых лет со дня принятия решения уполномоченного органа финансового агентства (по проектам предпринимателей в рамках второго направления Программы).»;
в Правилах субсидирования ставки купонного вознаграждения по облигациям, выпущенным субъектами предпринимательства в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2025», утвержденных указанным постановлением:
пункты 2 и 3 изложить в следующей редакции:
«2. Субсидирование части ставки купонного вознаграждения по облигациям эмитентов, включенным в официальный список ценных бумаг фондовой биржи, а также список биржи Международного финансового центра «Астана» (далее – МФЦА), осуществляется в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2025», утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан
от 24 декабря 2019 года № 968 (далее – Программа).
3. Субсидирование части ставки купонного вознаграждения, в том числе по облигациям эмитентов, включенным в список биржи МФЦА, используется для возмещения части расходов, выплачиваемых эмитентами в виде вознаграждения по облигациям, и осуществляется через эффективные механизмы взаимодействия государства с предпринимателями.»;
в пункте 7:
дополнить подпунктом 1-1) следующего содержания:
«1-1) биржа МФЦА – юридическое лицо в организационно-правовой форме акционерного общества, осуществляющее организационное и техническое обеспечение торгов финансовыми инструментами в МФЦА;»;
дополнить подпунктом 1-2) следующего содержания:
«1-2) уполномоченный орган МФЦА по регулированию финансовых услуг – независимый уполномоченный орган, осуществляющий регулирование финансовых услуг в юрисдикции МФЦА;»;
дополнить подпунктом 3-1) следующего содержания:
«3-1) отдельные субъекты предпринимательства – субъекты крупного предпринимательства, осуществляющие деятельность в отраслях обрабатывающей промышленности согласно приложению 2 к Программе и производства продуктов питания (ОКЭД 10), производства мыла и моющих, чистящих и полирующих средств (ОКЭД 20.41), производства бумажных изделий хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического назначения (ОКЭД 17.22.0), грузовых перевозок автомобильным транспортом (ОКЭД 49.41), складского хозяйства и вспомогательной транспортной деятельности (ОКЭД 52), туризма (ОКЭД 55.1, ОКЭД 55.2, ОКЭД 55.3.), аренды и управления собственной или арендуемой недвижимостью (ОКЭД 68.20), а также осуществляющие выпуск финансовых инструментов в виде облигаций в соответствии с Гражданским кодексом Республики Казахстан или действующим правом МФЦА;»;
подпункт 5) изложить в следующей редакции:
«5) предприниматель – субъект малого и (или) среднего предпринимательства, осуществляющий свою деятельность без отраслевых ограничений, (за исключением проектов в сфере торговой деятельности (кроме пополнения оборотных средств) и работающих по видам деятельности, указанным в пункте 4 статьи 24 Кодекса), отдельные субъекты предпринимательства, а также выпускающий финансовые инструменты в виде облигаций в соответствии с Гражданским кодексом Республики Казахстан или действующим правом МФЦА;»;
подпункт 7) изложить в следующей редакции:
«7) облигации с субсидируемой ставкой купонного вознаграждения – облигации, выпущенные эмитентом и включенные в официальный список ценных бумаг фондовой биржи, осуществляющей деятельность на территории Республики Казахстан, а также включенные в список биржи МФЦА, по которым финансовым агентством осуществляется субсидирование части ставки купонного вознаграждения;»;
подпункт 13) изложить в следующей редакции:
«13) фондовая биржа – юридическое лицо, созданное в организационно-правовой форме акционерного общества, не менее двадцати пяти процентов от общего количества голосующих акций которого принадлежат Национальному Банку Республики Казахстан или МФЦА, осуществляющее организационное и техническое обеспечение торгов путем их непосредственного проведения с использованием торговых систем данного организатора торгов;»;
подпункт 14) изложить в следующей редакции:
«14) листинг – включение ценных бумаг в категорию и (или) сектор официального списка ценных бумаг фондовой биржи и биржи МФЦА, для включения и нахождения в которых внутренними документами фондовой биржи установлены специальные (листинговые) требования к ценным бумагам и их эмитентам;»;
подпункт 20) изложить в следующей редакции:
«20) центральный депозитарий – специализированное некоммерческое акционерное общество, осуществляющее виды деятельности, предусмотренные Законом Республики Казахстан от 2 июля 2003 года «О рынке ценных бумаг», а также зарегистрированная в соответствии с действующим правом МФЦА частная компания, осуществляющая виды деятельности, предусмотренные лицензией, выданной Комитетом МФЦА по регулированию финансовых услуг;»;
подпункт 22) изложить в следующей редакции:
«22) договор субсидирования – двустороннее письменное соглашение, заключаемое между финансовым агентством и эмитентом по условиям которого финансовое агентство субсидирует часть ставки купонного вознаграждения по облигациям, выпущенным субъектами частного предпринимательства в соответствии с законодательством Республики Казахстан и включенным в официальный список фондовой биржи, осуществляющей деятельность на территории Республики Казахстан, а также включенным в список биржи МФЦА, по форме, утверждаемой уполномоченным органом по предпринимательству;»;
пункты 11 и 12 изложить в следующей редакции:
«11. Субсидирование части ставки купонного вознаграждения осуществляется по облигациям, выпущенным в соответствии с законодательством Республики Казахстан и включенным в официальный список фондовой биржи и биржи МФЦА для финансирования реализации новых эффективных инвестиционных проектов, а также проектов, направленных на модернизацию и расширение производства и для рефинансирования текущих обязательств по проектам, субсидируемым в рамках настоящих Правил субсидирования ставки купонного вознаграждения, за исключением облигаций, по которым в проспекте выпуска облигаций указано, что целевым назначением использования денег, полученных от размещения облигаций, являются:
1) выкуп долей, акций организаций, а также предприятий как имущественных комплексов;
2) пополнение оборотных средств, за исключением случаев, когда пополнение оборотных средств осуществляется в рамках выпуска облигаций на приобретение и/или модернизацию основных средств и/или расширение производства, но не более 30 % от суммарной номинальной стоимости выпуска облигаций.
Допускается субсидирование части ставки купонного вознаграждения по облигациям, выпущенным эмитентом, на пополнение оборотных средств до 500 (пятьсот) млн. тенге, а в сфере торговой деятельности не более 100 (сто) млн тенге (за исключением проведения расчетов по оплате текущих платежей по обслуживанию кредитов или договоров лизинга и за исключением иных целей, не связанных с осуществлением предпринимателем основной деятельности).
Под новыми эффективными инвестиционными проектами, а также проектами, направленными на модернизацию, расширение производства понимаются проекты предпринимателей, соответствующие критериям второго направления Правил субсидирования части ставки вознаграждения в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2025», утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2019 года № 1060.
12. Субсидирование части ставки купонного вознаграждения может осуществляться по облигациям, выпущенным в соответствии с законодательством Республики Казахстан и включенным в официальный список фондовой биржи и биржи МФЦА, по которым в проспекте выпуска облигаций указано, что целевым назначением использования денег, полученных от размещения облигаций, является строительство торговых объектов современного формата. При соответствии торговых объектов следующим критериям:
1) с торговой площадью не менее 3 (три) тысяч кв. метров в городах
Нур-Султане, Алматы и Шымкенте;
2) с торговой площадью не менее 1 (один) тысяч кв. метров в областях.»;
пункт 16 изложить в следующей редакции:
«16. Внесение изменений и дополнений в проспект выпуска облигаций, по которому осуществляется субсидирование части ставки купонного вознаграждения, в течение всего срока субсидирования возможно по согласованию с уполномоченным органом финансового агентства, кроме случаев, установленных Законом о рынке ценных бумаг или действующим правом МФЦА.»;
пункт 19 изложить в следующей редакции:
«19. Облигации эмитента с субсидируемой ставкой купонного вознаграждения учитываются в системе учета номинального держания. Регистрация сделок с облигациями с субсидируемой ставкой купонного вознаграждения осуществляется в системе номинального держания (системе учета центрального депозитария) в порядке, предусмотренном нормативным правовым актом уполномоченного органа по государственному регулированию рынка ценных бумаг или действующим правом МФЦА.»;
пункт 25 изложить в следующей редакции:
«25. Финансовое агентство в течение 1 (один) рабочего дня после принятия решения уполномоченным органом финансового агентства оформляет, подписывает протокол и направляет выписку из протокола с сопроводительным письмом эмитенту/финансовому консультанту, фондовой бирже/бирже МФЦА.»;
пункты 27, 28 и 29 изложить в следующей редакции:
«27. После получения выписки из протокола уполномоченного органа финансового агентства предприниматель направляет документы в фондовую биржу/биржу МФЦА для получения предварительного заключения о соответствии эмитента и выпускаемых им облигаций листинговым требованиям, проходит государственную регистрацию выпуска негосударственных облигаций в соответствии с нормативными правовыми актами уполномоченного органа по государственному регулированию рынка ценных бумаг/актами МФЦА, процедуру листинга на фондовой бирже/бирже МФЦА, осуществляет размещение облигаций в соответствии с внутренними правилами фондовой биржи/биржи МФЦА и нормативными правовыми актами уполномоченного органа по государственному регулированию рынка ценных бумаг/актами МФЦА.
28. Договор субсидирования заключается после предоставления эмитентом:
1) зарегистрированного проспекта выпуска облигаций уполномоченным органом по государственному регулированию рынка ценных бумаг/биржей МФЦА;
2) уведомления фондовой биржи/биржи МФЦА о включении облигаций эмитента в официальный список биржи (листинг);
3) уведомления о заключении между эмитентом и центральным депозитарием договора на оказание услуг платежного агента;
4) выписки из системы учета центрального депозитария или отчета об итогах размещения облигаций.
29. После представления эмитентом документов, указанных в пункте
28 настоящих Правил субсидирования ставки купонного вознаграждения между финансовым агентством и эмитентом заключается договор субсидирования.
Договор субсидирования вступает в силу с даты его подписания сторонами.
Эмитент не позднее 5 (пять) рабочих дней со дня заключения договора субсидирования направляет центральному депозитарию и фондовой бирже/бирже МФЦА уведомления о заключении договора субсидирования, которые в обязательном порядке содержат сведения о размере субсидируемой части ставки вознаграждения и количестве размещенных облигаций.»;
пункт 36 дополнить подпунктом 5) следующего содержания:
«5) неисполнения обязательств эмитентом по сохранению/увеличению среднегодовой численности рабочих мест на основе данных налоговой декларации, в том числе данных по обязательным пенсионным взносам и (или) социальным отчислениям или по увеличению объемов фонда оплаты труда или по достижению роста дохода (доход от реализации: стоимость реализованных товаров, работ, услуг от основной деятельности) или по росту объема уплачиваемых налогов (корпоративный подоходный налог/индивидуальный подоходный налог) в бюджет на 10 % после 2 (двух) финансовых лет со дня принятия решения уполномоченного органа финансового агентства.»;
подпункт 3) пункта 41 изложить в следующей редакции:
«3) аннулирования выпуска облигаций по решению уполномоченного органа по государственному регулированию рынка ценных бумаг/уполномоченного органа МФЦА по регулированию финансовых услуг;»;
подпункт 7) пункта 46 изложить в следующей редакции:
«7) не реже одного раза в квартал информирование держателей облигаций и уполномоченного органа по государственному регулированию рынка ценных бумаг/уполномоченного органа МФЦА по регулированию финансового рынка о своих действиях в соответствии с вышеперечисленными подпунктами настоящего пункта и результатах таких действий.»;
пункт 49 изложить в следующей редакции:
«49. Представитель держателей облигаций информирует о своих действиях уполномоченный орган по государственному регулированию рынка ценных бумаг в соответствии с законодательством Республики Казахстан и актами уполномоченного органа по государственному регулированию рынка ценных бумаг/уполномоченный орган МФЦА по регулированию финансовых услуг в соответствии с действующим законодательством МФЦА.»;
в Правилах гарантирования по кредитам в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2025», утвержденных указанным постановлением:
пункт 4 изложить в следующей редакции:
«4. Средства, предусмотренные для гарантирования в рамках Программы и Механизма, перечисляются:
Региональным координатором Программы финансовому агенту на основе договора о субсидировании и гарантировании в рамках Программы, заключаемого между ними. Типовая форма договора о субсидировании и гарантировании в рамках Программы утверждается уполномоченным органом по предпринимательству.
Средства, выделенные на гарантирование могут быть использованы как в рамках Механизма, так и в рамках Программы.
При гарантировании приоритетных проектов в рамках Механизма средства, выделенные на основе Типовой формы договора о субсидировании и гарантировании, подлежат перечислению на текущий счет финансового агентства/банка развития в размере 20 % от суммы гарантий и являются оплатой за выпущенные гарантии. Дальнейшее рассмотрение и финансирование проекта осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным в Программе. Финансовое агентство/банк развития может по своему усмотрению разместить полученные средства в различные финансовые инструменты.
При этом, допускается предоставление гарантий банка развития по кредитам банков на рыночных условиях.»;
в пункте 5:
подпункт 3) изложить в следующей редакции:
«3) банк – банк второго уровня, участвующий в Программе/банк второго уровня, участвующий в Механизме;»;
дополнить подпунктом 4-1) следующего содержания:
«4-1) банк развития – акционерное общество «Банк развития Казахстана»;»;
дополнить подпунктом 6-1) следующего содержания:
«6-1) экономическая целесообразность и эффективность проекта – доходный и рентабельный проект, позволяющий погашать планируемый кредит предпринимателем, по оценке финансового агентства;»;
подпункт 9) изложить в следующей редакции:
«9) договор гарантии – трехстороннее письменное соглашение, заключенное между финансовым агентством, банком и предпринимателем о предоставлении гарантии по форме, утверждаемой уполномоченным органом по предпринимательству.
Договор гарантии заключается на бумажном носителе/в электронной форме, при этом электронная форма договора гарантий подписывается электронно-цифровой подписью в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан;»;
дополнить подпунктами 13-1), 13-2) и 13-3) следующего содержания:
«13-1) договор финансового лизинга – письменное соглашение, заключенное между лизинговой компанией/банком и предпринимателем, по условиям которого лизинговая компания/банк предоставляют предпринимателю финансовый лизинг;
13-2) лизинговая компания – лизинговая компания, участвующая в Программе;
13-3) лизинговая сделка (лизинг) – совокупность согласованных действий участников лизинга, направленных на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей.»;
часть первую пункта 24 изложить в следующей редакции:
«24. Участниками гарантирования в рамках второго направления Программы могут быть предприниматели, реализующие и/или планирующие реализовать эффективные проекты без отраслевых ограничений, за исключением:
1) проектов в сфере торговой деятельности (кроме кредитов на сумму не более 100 млн.тенге на пополнение оборотных средств);
2) субъектов частного предпринимательства, работающих по видам деятельности, указанным в пункте 4 статьи 24 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан.»;
пункт 32 изложить в следующей редакции:
«32. Финансовое агентство может применять метод портфельного гарантирования в соответствии с условиями Программы с заключением двухстороннего рамочного соглашения и установлением максимальной суммы гарантий. Выбор банка финансовое агентство осуществляет самостоятельно.
Банки после отбора проекта предоставляют финансовому агентству для подписания договор гарантии. Финансовое агентство вправе отказаться от подписания договора гарантии в случае, если заявленный проект не соответствует условиям Программы.»;
пункт 35 изложить в следующей редакции:
«35. Для начинающего предпринимателя:
1) сумма кредита (-ов) в рамках проекта, по которому осуществляется гарантирование, не может превышать 360 (триста шестьдесят) млн. тенге по кредитам банка.
При этом сумма кредита (-ов) рассчитывается для предпринимателя без учета задолженности по кредиту (-ам) аффилированных с ним лиц;
2) размер гарантии не может быть выше 85 % от суммы кредита, при этом предприниматель предоставляет обеспечение по кредиту (залоговой) стоимостью в размере не менее 15 % от суммы кредита (при расчете достаточности размера обеспечения не учитываются залог права требования и залог долей участия в уставном капитале хозяйственных товариществ);
3) срок предоставляемой гарантии – не более срока кредита;
4) валюта кредита – тенге.»;
дополнить пунктами 44-1 и 44-2 следующего содержания:
«44-1. В рамках Механизма гарантированию не подлежат кредиты/договора финансового лизинга:
1) направленные на выкуп долей, акций организаций, а также предприятий как имущественного комплекса;
2) выданные государственными институтами развития;
3) в виде овердрафта;
4) сумма которых недостаточна (с учетом собственного участия) для реализации инвестиционного проекта;
5) предпринимателей, имеющих на последнюю отчетную дату перед датой обращения за получением кредита задолженностей по уплате налогов, обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам и социальным отчислениям в бюджет.
44-2. Финансовое агентство может отказать в предоставлении гарантии в случаях:
1) экономической нецелесообразности и неэффективности проекта;
2) несоответствия проекта условиям Механизма;
3) наличия отрицательной кредитной истории потенциального участника Механизма и аффилиированных с ним юридических и физических лиц.»;
пункт 47 изложить в следующей редакции:
«47. Размер гарантии в рамках одного проекта заемщика не может превышать:
Условия гарантирования для предпринимателя предоставляемые финансовым агентством:
1) сумма кредита (-ов)/договора (-ов) финансового лизинга в рамках проекта, по которому осуществляется гарантирование, не может превышать 1 (один) млрд. тенге по кредитам/договорам финансового лизинга банка.
При этом сумма кредита (-ов)/договора (-ов) финансового лизинга рассчитывается для предпринимателя без учета задолженности по кредиту (-ам) аффилированных с ним лиц.
2) размер гарантии не может быть более 50 % от суммы кредита/договора финансового лизинга, при этом предприниматель предоставляет обеспечение по кредиту/договору финансового лизинга залоговой стоимостью в размере не менее 50 % от суммы кредита/договора финансового лизинга (при расчете достаточности размера обеспечения не учитываются залог права требования и залог долей участия в уставном капитале хозяйственных товариществ);
3) срок предоставляемой гарантии – не более срока кредита/договора финансового лизинга;
4) валюта кредита – тенге.
Условия гарантирования для предпринимателя предоставляемые банком развития:
1) размер гарантии в рамках одного проекта заемщика не может превышать:
50 % от суммы кредита от 1 до 5 млрд. тенге включительно;
2) срок предоставляемой гарантии – не более срока кредита;
3) валюта кредита – тенге.
При этом разница в обеспечении по кредиту (залоговая стоимость) покрывается предпринимателем.»;
дополнить пунктом 47-1 следующего содержания:
«47-1. Финансовое агентство может применять метод портфельного гарантирования в рамках Механизма с заключением двухстороннего рамочного соглашения и установлением максимальной суммы гарантий. Выбор банка финансовое агентство осуществляет самостоятельно.
В рамках портфельного гарантирования финансовое агентство предоставляет банку право кредитовать проекты предпринимателей согласно условиям, указанных в рамочном соглашении.
Банки после отбора проекта предоставляют финансовому агентству для подписания договор гарантии. Финансовое агентство вправе отказаться от подписания договора гарантии в случае, если заявленное целевое назначение проекта не соответствует условиям Программы.»;
пункт 49 изложить в следующей редакции:
«49. Финансовое агентство/банк развития может проводить рекламную компанию реализуемого Механизма и размещать на своем официальном интернет-ресурсе информацию о реализации Механизма.»;
пункт 53 дополнить частью второй следующего содержания:
«На момент предоставления банком документов финансовому агентству требуется наличие справки об отсутствии налоговой задолженности на дату подачи заявки.»;
пункт 54 изложить в следующей редакции:
«54. Финансовое агентство после получения документов от банка и заявления от предпринимателя в течение 5 (пять) рабочих дней по кредитам не более 360 (триста шестьдесят) млн. тенге и 10 (десять) рабочих дней по кредитам свыше 360 (триста шестьдесят) млн. тенге рассматривает полученные документы и выносит проект на рассмотрение уполномоченного органа финансового агентства для принятия решения о предоставлении/непредоставлении гарантии. В случае, если совокупная задолженность предпринимателя и аффилиированных с ним лиц/компаний по кредитам, полученным под гарантию финансового агентства, за исключением гарантий, выданных в рамках портфельного гарантирования, составит более 360 (триста шестьдесят) млн. тенге, рассмотрение последующих проектов осуществляется в течение 10 (десять) рабочих дней.»;
в пункте 58:
дополнить подпунктом 5) следующего содержания:
«5) по проектам гарантирования с суммой гарантии свыше 500 (пятьсот) млн. тенге банк на ежеквартальной основе предоставляет пакет документов, необходимый для проведения финансового мониторинга проекта в соответствии с запросом финансового агентства не более одного раза в квартал.»;
часть вторую изложить в следующей редакции:
«При портфельном гарантировании банк может подписать договор гарантии после выдачи кредита в течение 30 (тридцать) календарных дней, в случае соответствия условиям Программы.»;
пункты 66, 67 и 68 изложить в следующей редакции:
«66. Предприниматель обращается в банк/лизинговую компанию с заявлением на получение кредита/договора финансового лизинга в рамках Механизма.
Банк/лизинговая компанию самостоятельно, в соответствии с процедурой, установленной внутренними документами банка/лизинговой компании, в срок не более 20 (двадцать) рабочих дней, рассматривает заявление предпринимателя и, в случае недостаточности обеспечения, выносит проект на рассмотрение уполномоченного органа банка/лизинговой компании для принятия решения о возможности предоставления кредита под частичную гарантию финансового агентства/банка развития.
Банк/лизинговая компания в течение 2 (два) рабочих дней со дня принятия решения уполномоченным органом банка/лизинговой компании представляет финансовому агентству/банку развития документы, согласно приложению 4 к настоящим Правилам гарантирования, для рассмотрения вопроса о предоставлении гарантии.
На момент подачи заявки предпринимателем в банк, а также при представлении банком/лизинговой компанией документов финансовому агентству, требуется наличие справки об отсутствии налоговой задолженности на дату подачи заявки.
67. Финансовое агентство/банк развития в течение 10 (десять) рабочих дней рассматривает документы, поступившие от банка, и заявления от предпринимателя на соответствие условиям Механизма.
68. После рассмотрения документов в течение 5 (пять) рабочих дней финансовое агентство/банк развития принимает решение о гарантировании.
В случаях наличия замечаний к представленным документам и/или необходимости представления дополнительных документов, финансовое агентство/банк развития направляет банку выявленные замечания/запрос на дополнительные документы для устранения и (или) представления информации в течение 3 (три) рабочих дней. При этом, срок рассмотрения документов, указанный выше для финансового агентства/банка развития, возобновляется.»;
дополнить пунктом 68-1 следующего содержания:
«68-1. В случае принятия банком положительного решения о предоставлении кредита с гарантией финансового агентства в рамках портфельного гарантирования:
банк предоставляет финансовому агентству копии кредитного договора;
финансовое агентство оформляет и подписывает договор гарантии и направляет его в банк;
банк подписывает договор гарантии, обеспечивает его подписание предпринимателем и направляет подписанный договор гарантии в финансовое агентство.
При портфельном гарантировании банк может подписать договор гарантии после выдачи кредита в течение 30 (тридцать) календарных дней, в случае соответствия условиям Механизма.»;
пункты 69 и 70 изложить в следующей редакции:
«69. В случае принятия финансовым агентством/банком развития положительного/отрицательного решения о предоставлении (непредоставлении) гарантии, финансовое агентство/банк развития в течение
2 (два) рабочих дней направляет в банк письмо с решением финансового агентства/банка развития о возможности (невозможности) гарантирования по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам гарантирования с отражением условий:
сохранения/увеличения среднегодовой численности рабочих мест на основе данных налоговой декларации, в том числе данных по обязательным пенсионным взносам и (или) социальным отчислениям, или достижения роста дохода (доход от реализации: стоимость реализованных товаров, работ, услуг от основной деятельности) на 10 % после 3 (три) финансовых лет с даты решения рабочего органа/финансового агентства/банка развития о гарантировании по кредитным средствам, выдаваемым 100 % на инвестиционные цели;
сохранения/увеличения среднегодовой численности рабочих мест на основе данных налоговой декларации, в том числе данных по обязательным пенсионным взносам и (или) социальным отчислениям или налоговых выплат или объема производства (в денежном выражении) или достижения роста дохода (доход от реализации: стоимость реализованных товаров, работ, услуг от основной деятельности) на 10 % после 2 (два) финансовых лет с даты решения рабочего органа/финансового агентства/банка развития о гарантировании по кредитным средствам, выдаваемым на инвестиционные цели и пополнение оборотных средств в размере не более 50 % в рамках одного проекта заемщика (предприятия, не освобожденные от уплаты налогов, обеспечивают увеличение налоговых выплат согласно требованиям Механизма);
сохранения/увеличения среднегодовой численности рабочих мест на основе данных налоговой декларации, в том числе данных по обязательным пенсионным взносам и (или) социальным отчислениям или налоговых выплат или увеличения объема производства (в денежном выражении) или достижения роста дохода (доход от реализации: стоимость реализованных товаров, работ, услуг от основной деятельности) на 10 % по итогам 1 (один) года с даты решения рабочего органа/финансового агентства/банка развития о гарантировании по кредитным средствам, выдаваемым на цели 100 % пополнения оборотных средств (предприятия, не освобожденные от уплаты налогов, обеспечивают увеличение налоговых выплат согласно требованиям Механизма).
70. После получения письма с положительным решением финансового агентства/банка развития о возможности гарантирования:
1) банк и предприниматель заключают договор банковского займа, договор(-ы) залога(-ов). Копия договора банковского займа направляется в финансовое агентство/банк развития.
После получения письма с положительным решением финансового агентства/банка развития на усмотрение банка допускается частичная выдача до 50 % от суммы кредита;
2) после получения от банка копии договора банковского займа финансовое агентство/банк развития оформляет и подписывает договор гарантии, который направляет в банк;
3) банк подписывает договор гарантии, обеспечивает его подписание предпринимателем и направляет подписанный договор гарантии в финансовое агентство/банк развития;
4) банк после получения из финансового агентства/банка развития подписанного договора гарантии осуществляет выдачу кредита предпринимателю;
5) по проектам гарантирования с суммой гарантии свыше 500 (пятьсот) млн. тенге банк на ежеквартальной основе предоставляет пакет документов, необходимый для проведения финансового мониторинга проекта в соответствии с запросом финансового агентства не более одного раза в квартал.»;
приложения 2, 3 и 4 к указанным Правилам изложить в новой редакции согласно приложениям 3, 4 и 5 к настоящему постановлению;
в Правилах предоставления портфельного субсидирования части ставки вознаграждения и частичного гарантирования по кредитам/микрокредитам субъектов малого, в том числе микропредпринимательства в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2025», утвержденных указанным постановлением:
пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции:
«1. Настоящие Правила предоставления портфельного субсидирования части ставки вознаграждения и частичного гарантирования по кредитам/микрокредитам субъектов малого, в том числе микропредпринимательства в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2025» (далее – Правила) разработаны в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан от 29 октября 2015 года и определяют условия, механизм и порядок предоставления портфельного субсидирования части ставки вознаграждения/наценки и частичного гарантирования по кредитам/микрокредитам/финансированию банков второго уровня (далее – БВУ)/организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность субъектам малого, в том числе микропредпринимательства.
2. Финансирование портфельного субсидирования части ставки вознаграждения/наценки и частичного гарантирования по кредитам/микрокредитам/финансированию осуществляется за счет средств местного и республиканского бюджетов, предусмотренных на субсидирование и гарантирование в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2025» (далее – Программа).
Средства для портфельного субсидирования части ставки вознаграждения/наценки и частичного гарантирования перечисляются финансовому агентству региональным координатором Программы за счет средств местного и (или) республиканского бюджетов на основе договора о субсидировании и гарантировании в рамках Программы, заключаемого между ними (типовая форма договора о субсидировании и гарантировании в рамках Программы утверждается уполномоченным органом по предпринимательству).»;
в пункте 3:
дополнить подпунктами 1-1), 1-2) и 1-3) следующего содержания:
«1-1) специальная финансовая компания – юридическое лицо, создаваемое в соответствии с Законом Республики Казахстан от 20 февраля 2006 года «О проектном финансировании и секьюритизации» для осуществления сделок проектного финансирования и секьюритизации, в пользу которой уступаются права требования;
1-2) банк-платежный агент – уполномоченный банк МФО, который согласован с финансовым агентством и осуществляет функции по ведению специального счета МФО, предназначенного для перечисления и списания субсидий по проектам.
1-3) выделенные активы – права требования, уступленные специальной финансовой компании в сделках проектного финансирования и секьюритизации, деньги на счетах в банке-кастодиане, полученные по уступленным ей правам требования, финансовые инструменты, приобретенные специальной финансовой компанией в результате инвестирования указанных денег, деньги, полученные в результате продажи финансовых инструментов, а также имущество и имущественные права, возникающие при создании дополнительного обеспечения;»;
подпункт 5) изложить в следующей редакции:
«5) кредитный договор – письменное соглашение, заключенное между банком и предпринимателем, по условиям которого банк предоставляет кредит предпринимателю. К кредитному договору также относится соглашение об открытии кредитной линии;»;
подпункт 8) изложить в следующей редакции:
«8) договор финансирования – письменное соглашение, заключенное между исламским банком и предпринимателем, по условиям которого исламский банк предоставляет коммерческий кредит предпринимателю – покупателю или продавцу товара (к договору финансирования также относится генеральное соглашение финансирования, в рамках которого исламским банком и предпринимателем заключаются отдельные договоры о предоставлении коммерческого кредита (финансирования);»;
подпункты 12) и 13) изложить в следующей редакции:
«12) соглашение о портфельном субсидировании части ставки вознаграждения/наценки и частичном гарантировании – письменное соглашение, заключаемое между БВУ/МФО и финансовым агентством, определяющее права и обязанности каждого из сторон в рамках реализации портфельного субсидирования части ставки вознаграждения/наценки и частичного гарантирования;
13) портфельное субсидирование части ставки вознаграждения/наценки – форма предоставления субсидий предпринимателям в рамках установленного финансовым агентством лимита для БВУ/МФО.
Также, субсидированию подлежат кредиты/микрокредиты БВУ/МФО, направленные на финансирование предпринимателей через механизм секьюритизации. В таком случае, функции администрирования (сопровождения) кредитов/микрокредитов предпринимателей, поддержанных по инструменту субсидирование в рамках Программы, осуществляется БВУ/МФО, уступившим такие кредиты/микрокредиты специальной финансовой компании.
Механизм секьюритизации предусматривает собой форму государственной финансовой поддержки предпринимателей путем: выпуска специальной финансовой компанией облигаций, обеспеченных выделенными активами БВУ/МФО; приобретения финансовым агентством облигаций, выпущенных специальной финансовой компанией, обеспеченных выделенными активами (сделка секьюритизации); предоставление специальной финансовой компанией БВУ/МФО средств, привлеченных от финансового агентства;»;
дополнить подпунктом 14-1) следующего содержания:
«14-1) секьюритизация – финансирование под уступку денежного требования путем выпуска облигаций, обеспеченных выделенными активами;»;
пункт 5 изложить в следующей редакции:
«5. Портфельное субсидирование части ставки вознаграждения/наценки на товар, составляющего доход исламского банка и частичное гарантирование осуществляется по кредитам/микрокредитам/финансированию, направленным на инвестиционные цели и пополнение оборотных средств без отраслевых ограничений.
Максимальная сумма кредита/микрокредита/финансирования на инвестиционные цели, по которому осуществляется портфельное субсидирование части ставки вознаграждения/наценки на товар, составляющего доход исламского банка, и частичное гарантирование составляет не более 20 (двадцати) млн. тенге и на пополнение оборотных средств – не более 5 (пяти) млн. тенге. Кредиты/микрокредиты на пополнение оборотных средств допускаются в виде кредитной линии на возобновляемой и/или невозобновляемой основе. Лимит на одного заемщика составляет 20 (двадцать) млн. тенге. Допускается повторное получение кредита/микрокредита/финансирования в пределах установленного Правилами лимита при его погашении.»;
пункт 7 изложить в следующей редакции:
«7. Портфельное субсидирование части ставки вознаграждения/наценки на товар, составляющего доход исламского банка и частичное гарантирование осуществляется только по кредитам/финансированию с номинальной ставкой вознаграждения/наценкой на товар, составляющего доход исламского банка, не превышающей базовую ставку вознаграждения, установленную Национальным Банком Республики Казахстан и увеличенную на 8,5 процентных пунктов, из которых 6 % оплачивается предпринимателем, а разница субсидируется государством.
Портфельное субсидирование части ставки вознаграждения и частичное гарантирование осуществляется только по микрокредитам с номинальной ставкой вознаграждения не более 24 % годовых, из которых
50 % от номинальной ставки вознаграждения компенсирует государство.
Субсидируемая ставка вознаграждения по микрокредитам осуществляется по проектам в приоритетных секторах экономики согласно приложению 2 к Программе.
При этом, размер портфельной частичной гарантии для субъектов малого, в том числе микропредпринимательства составляет до 85 % от суммы кредита/микрокредита/финансирования, оставшаяся сумма кредита покрывается предпринимателем на усмотрение БВУ.»;
пункт 10 изложить в следующей редакции:
«10. Портфельное субсидирование части ставки вознаграждения/наценки на товар, составляющего доход исламского банка и частичное гарантирование, осуществляется по кредитам/микрокредитам/финансированию БВУ/МФО, отбираемых в соответствии с внутренними нормативными документами уполномоченного органа финансового агентства.»;
пункт 12 изложить в следующей редакции:
«12. В случае превышения выплаченных финансовым агентством требований БВУ/МФО порога свыше 10 % от объема (остатка задолженности) кредитного портфеля, сформированного по гарантию финансового агентства, то финансовое агентство прекращает портфельное субсидирование части ставки вознаграждения и частичное гарантирование. При наступлении такого случая не допускаются к рассмотрению новые проекты.
При этом, финансовое агентство обеспечивает исполнение обязательств по ранее заключенным договорам.»;
пункт 13 изложить в следующей редакции:
«13. Финансовое агентство публикует объявление о начале определения лимитов для БВУ/МФО на официальном интернет-ресурсе финансового агентства и отправляет рассылку БВУ/МФО для участия в портфельном субсидировании части ставки вознаграждения/наценки и частичном гарантировании по кредитам/микрокредитам/финансированию.»;
пункт 18 изложить в следующей редакции:
«18. Для участия в распределении лимита МФО должны соответствовать следующим требованиям:
1) минимальный размер собственного капитала МФО должен составлять не менее 1 млрд. тенге на дату подачи документов;
2) наличие учетной регистрации в Национальном Банке Республики Казахстан;
3) выполнение пруденциальных и иных нормативов Национального Банка Республики Казахстан;
4) соответствие внутренним документам финансового агентства.»;
абзац первый пункта 21 изложить в следующей редакции:
«21. После определения лимита между БВУ/МФО и финансовым агентством заключается соглашение о портфельном субсидировании части ставки вознаграждения/наценки и частичном гарантировании, в котором указываются:»;
пункт 22 изложить в следующей редакции:
«22. БВУ/МФО уплачивают финансовому агентству штраф в размере
100 МРП в случае не уведомления/несвоевременного уведомления финансового агентства о частичном/полном досрочном погашении предпринимателем основного долга, а также об изменении графика платежа, при этом сроки уведомления указаны в соглашении о портфельном субсидировании части ставки вознаграждения/наценки и частичном гарантировании между БВУ/МФО и финансовым агентством.»;
пункт 23 изложить в следующей редакции:
«23. Предприниматель обращается в БВУ/МФО с заявкой на предоставление кредита/микрокредита/финансирования.»;
пункт 25 изложить в следующей редакции:
«25. На основании вышеуказанных документов, со дня получения письма уведомления финансовое агентство в течение 1 рабочего дня направляет в БВУ/МФО гарантийное обязательство по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
Гарантийное обязательство заключается на бумажном носителе/в электронной форме, при этом электронная форма договора гарантий подписывается электронно-цифровой подписью в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.»;
пункты 27, 28 и 29 изложить в следующей редакции:
«27. В случае ухудшения показателя БВУ/МФО, указанного в пункте 12 настоящих Правил, финансовое агентство вправе перераспределить лимит по портфельному частичному гарантированию в другие БВУ/МФО в течение 6 месяцев.
28. В случае недостаточности залогового обеспечения у заемщика по кредиту/микрокредиту/финансированию финансовое агентство обеспечивает гарантирование в размере до 85 % от суммы кредита/микрокредита/финансирования.
29. Выплата гарантии финансовым агентством БВУ/МФО осуществляется в соответствии с процедурами, указанными в соглашении о портфельном субсидировании части ставки вознаграждения/наценки и частичном гарантировании между БВУ/МФО и финансовым агентством.»;
наименование раздела «Порядок предоставления портфельного субсидирования части ставки вознаграждения/наценки/части арендного платежа» изложить в следующей редакции:
«Порядок предоставления портфельного субсидирования части ставки вознаграждения/наценки»;
пункт 36 изложить в следующей редакции:
«36. БВУ/МФО проводит комплексную оценку/экспертизу финансово-экономической эффективности проекта. В случае принятия БВУ/МФО положительного решения о предоставлении кредита/ микрокредита/финансирования в рамках портфельного субсидирования, БВУ/МФО предоставляет финансовому агентству:
1) копию кредитного договора/договора финансирования;
2) письмо-уведомление по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам.»;
подпункт 1) пункта 37 изложить в следующей редакции:
«1) гарантия финансового агентства аннулируется;»;
пункты 38, 39, 40, 41 и 42 изложить в следующей редакции:
«38. БВУ открывают финансовому агентству текущий счет для перечисления сумм субсидий по заключенным договорам субсидирования.
МФО, не имеющие права открытия и ведения банковских счетов юридических лиц, по согласованию с финансовым агентством определяют банк-платежного агента, в котором МФО откроет текущий счет для перечисления субсидий.
39. По мере подписания кредитных договоров/договоров финансирования БВУ/МФО направляет финансовому агентству пакет документов для осуществления выплат с учетом пункта 36 настоящих Правил.
Перечисление средств, предусмотренных для субсидирования, осуществляется финансовым агентством на текущий счет в банке/банке-платежном агенте ежемесячно авансовыми платежами (однократно/несколько раз в месяц) с учетом графика платежей к кредитному договору/договору финансирования, подписанного между БВУ/МФО и предпринимателем, с учетом возмещения субсидий за предыдущие периоды.
При этом БВУ/МФО самостоятельно рассчитывает причитающуюся сумму субсидий к получению с учетом норм настоящих Правил, проверка указанных расчетов финансовым агентством не осуществляется.
После перечисления средств, предусмотренных для субсидирования, финансовое агентство одновременно уведомляет БВУ/МФО путем направления копии документа о перечислении средств по электронной почте. В уведомлении указываются наименование БВУ/МФО, регион, наименование предпринимателя, сумма субсидий и период, за который осуществлена выплата.
40. Перечисление средств, предусмотренных для субсидирования, по проектам предпринимателей, при снижении кредитного рейтинга и иных признаков ухудшения финансового состояния БВУ/банка-платежного агента (наступление одного или нескольких случаев), в том числе:
при снижении кредитного рейтинга от международных рейтинговых агентств ниже уровня «В» по шкале рейтингов Standard&Poors;
при снижении значения коэффициента К4 ниже уровня 0,4;
при нарушении пруденциальных нормативов в течение 2 (два) месяцев подряд,
осуществляется финансовым агентством на основании уведомления БВУ/МФО о факте проведения предпринимателем полной выплаты по кредиту (основной долг, субсидируемая и несубсидируемая часть вознаграждения) либо платежами, покрывающими предстоящие обязательства предпринимателя по субсидируемой части вознаграждения на краткосрочный период, исходя из графиков платежей к кредитному договору/договору финансирования.
В случае, исправления у БВУ/банка-платежного агента показателей, указанных выше, перечисление финансовым агентством средств, предусмотренных для субсидирования, осуществляется авансовыми платежами (однократно/несколько раз в месяц) с учетом графика платежей к кредитному договору/договору финансирования.
41. БВУ/МФО на основании уведомления финансового агентства осуществляют списание с текущего счета финансового агентства суммы субсидий по проектам предпринимателей. БВУ/банк-платежный агент не могут списывать средства с общих текущих остатков средств на счетах.
42. Предприниматель производит выплату вознаграждения БВУ/МФО в части несубсидируемой ставки вознаграждения согласно графику погашения в соответствии с кредитным договором/договором финансирования.
По факту проведения предпринимателем полной выплаты платежа по кредиту/микрокредиту/финансированию (основной долг и несубсидируемой части ставки вознаграждения) БВУ/МФО осуществляют списание денег с текущего счета финансового агентства в счет погашения субсидируемой части ставки вознаграждения по кредиту/микрокредиту/финансированию предпринимателя.»;
дополнить пунктом 42-1 следующего содержания:
«42-1. В случае списания сумм субсидий с текущего счета финансового агентства для погашения субсидируемой части ставки вознаграждения по истечении 30 (тридцать) календарных дней со дня фактического погашения предпринимателем планового платежа по кредиту/ микрокредиту/финансированию, БВУ/МФО уплачивают финансовому агентству штраф в размере 100 (сто) МРП.»;
пункт 43 изложить в следующей редакции:
«43. БВУ/МФО обязаны официальным письмом направлять финансовому агентству информацию о заемщике для соблюдения требования по лимиту, указанному в пункте 5 настоящих Правил.»;
пункт 45 изложить в следующей редакции:
«45. Выплата субсидий финансовым агентством БВУ/МФО осуществляется в соответствии с процедурами, указанными в соглашении о портфельном субсидировании части ставки вознаграждения/наценки и частичном гарантировании между БВУ/МФО и финансовым агентством.»;
пункты 48 и 49 изложить в следующей редакции:
«48. При нецелевом/частичном нецелевом использовании кредита/ микрокредита/финансирования финансовое агентство прекращает субсидирование ставки вознаграждения/наценки.
49. Прекращение субсидирования финансовым агентством осуществляется в соответствии с процедурами, указанными в соглашении о портфельном субсидировании части ставки вознаграждения/наценки, и частичном гарантировании между БВУ/МФО и финансовым агентством.»;
пункты 51 и 52 изложить в следующей редакции:
«51. При прекращении субсидирования части ставки вознаграждения по кредитам/микрокредитам/финансированию, БВУ/МФО пересматривает условия финансирования, согласно которым номинальная ставка вознаграждения не превышает базовую ставку вознаграждения, установленную Национальным Банком Республики Казахстан и увеличенную на
8,5 процентных пунктов.
52. Возобновление субсидирования части ставки вознаграждения/наценки осуществляется согласно условиям, предусмотренным в соглашении о портфельном субсидировании части ставки вознаграждения/наценки и частичном гарантировании между БВУ/МФО и финансовым агентством.»;
подпункт 8) пункта 53 изложить в следующей редакции:
«8) цели финансирования, сумма кредита/микрокредита/финансирования, ставка вознаграждения/наценка, срок кредита/микрокредита/финансирования, график платежей.»;
части первую и вторую пункта 55 изложить в следующей редакции:
«55. Региональный координатор Программы с момента поступления средств, на основе договора о субсидировании и гарантировании в рамках Программы (типовая форма договора о субсидировании и гарантировании в рамках Программы утверждается уполномоченным органом по предпринимательству), в течение 10 рабочих дней осуществляет перечисление финансовому агентству средств в размере 50 % от выделенной суммы в соответствующем финансовом году на счет, указанный финансовым агентством для портфельного субсидирования части ставки вознаграждения/наценки и частичного гарантирования. Последующие платежи будут осуществляться в соответствии с заявками финансового агентства.
Средства, в рамках портфельного субсидирования части ставки вознаграждения/наценки и частичного гарантирования и не использованные региональными координаторами Программы/финансовым агентством в текущем финансовом году, могут быть использованы в очередном финансовом году на портфельное субсидирование части ставки вознаграждения/наценки и частичное гарантирование проектов, в том числе одобренных в очередном финансовом году.»;
приложения 1 и 2 к указанным Правилам изложить в новой редакции согласно приложениям 6 и 7 к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания
и подлежит официальному опубликованию.
Премьер-Министр
Республики Казахстан А. Мамин