Единый контакт-центр

1414

8-800-080-7777

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Аналитическая форма анализа регуляторного воздействия по регламентации деятельности операторов

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: АРВ
Дата создания: 01/02/2021
Публичное обсуждение до: 04/02/2021
Дата запуска онлайн-обсуждения: 01/02/2021 00:00:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 04/02/2021 00:00:00
Приложенные документы:

                                               

Аналитическая форма анализа регуляторного воздействия по регламентации деятельности операторов

(наименование требования/регуляторного инструмента)

 

В рамках проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам внедрения новой регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности в Республике Казахстан»»

(наименование проекта документа)

 

 

Разработчик проекта документа – Агентство по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан

 

ШАГ 1: Определение проблемы и цели регулирования

1.

Определение проблемы и причины существования проблемы (текст в произвольной форме не превышающий 3 предложений, необходимо указать целевую группу и причинно-следственную связь)

Наличие 50 операторов установлено в 39 законах, при этом операторским статусом наделены субъекты квазигосударственного сектора и госпредприятия, создание которых обусловлено тремя причинами:

1) обход процедур по введению государственной монополии;

2) в целях осуществления закупок на внеконкурсной основе;

3) для делегирования части функций государственного органа.

Данные операторы осуществляют деятельность в сферах IT, транспорта, связи и финансов. 9 регулируются специально разработанными законодательными актами.

В целях соблюдения баланса интересов субъектов предпринимательства и государства, защиты конкуренции, стимулирования развития субъектов предпринимательства и поддержки частного бизнеса предлагаем сократить государственного участия в предпринимательской деятельности путем:

- 10 операторов передать в конкурентную среду;

- 9 реорганизовать в субъекты государственной монополии;

- по оставшимся 31 обеспечить регулирование в соответствии с разработанными механизмами.

2.

Существуют ли данные (в цифровом измерении) доказывающие факт существования проблемы и показывающие ее масштаб

РГП на ПХВ «Республиканский центр электронного здравоохранения» является подведомственной организацией Министерства здравоохранения, осуществляющей сопровождение информационных систем здравоохранения и представление медико-статистической информации уполномоченному органу.

В соответствии со статьей 75 Кодекса «О здоровье народа и системе здравоохранения» статистическое наблюдение в области здравоохранения относится к компетенции уполномоченного органа.

Вместе с тем, согласно Приказу Министра здравоохранения № ҚР ДСМ-235/2020 от 7 декабря 2020 года организации здравоохранения обязаны представлять статистическую информацию в территориальные филиалы РГП на ПХВ «Республиканский центр электронного здравоохранения».

Таким образом, оператор выполняет часть функций государственного органа, а его финансирование осуществляется за счет прямого заключения договоров и реализации государственных заданий.

  • С 2017 по 2019 год доходы от монополистической деятельности оператора составили 7,9 млрд. тенге.

3.

Какова цель вводимого регулирования

- сокращение доли государственного участия в экономике;

- развитие конкуренции, стимулирование частной инициативы.

ШАГ 2: Альтернативы

1. Определение планируемых для рассмотрения альтернатив (отметьте те варианты, которые уже есть и те альтернативные подходы, которые Вы рассматриваете и анализируете - необходимо выбрать не меньше 3 альтернативных подхода, возможно комбинирование. Для определения альтернатив используйте список возможных вариантов представленный ниже.

1. Действующее регулирование (текущая ситуация, то есть неизменность регулирования)

2. Информационная кампания.

3. Изменение налогов, субсидий, государственные закупки, торговля квотами, другие рыночные механизмы.

4. Обязательное страхование ответственности.

5. Обязательные маркировки.

6. Обязательная отчетность.

7. Декларирование, уведомление.

8. Правила деятельности и проверки их исполнения (без разрешительных документов).

9. Разрешительные инструменты.

10. Запреты.

11. Введение сферы государственного контроля и надзора

12. Введение обязательного саморегулирования (далее – СРО) (при выборе данной альтернативы необходимо заполнить форму 1а)

13. Иное (на выбор разработчика аналитической формы)

2.

Описание планируемых альтернатив (описываются все выбранные альтернативы в произвольной форме с указанием регуляторной конкретики (по списку выше)

Альтернатива 1

Действующее регулирование

На сегодняшний день вопрос исключительных прав регулируется лишь статьей 193 Предпринимательского кодекса, которая определяет государственную монополию, как «исключительное право в сфере производства, реализации или покупки какого-либо товара на конкурентном рынке».

Государственная монополия устанавливается посредством наделения только государственного предприятия исключительными правами на потенциально конкурентном рынке. В качестве исключительных случаев предусмотрено наделение исключительными правами Государственной корпорации «Правительство для граждан», Фонда социального медицинского страхования, государственной технической службы.

В рамках анализа деятельности операторов, уполномоченных на реализацию отдельных экономических функции и монопольное оказание услуг выявлены юридические лица наделенные исключительными правами, обусловленных наличием, по сравнению с иными субъектами рынка, преимуществ в правовом статусе и функциях.

Однако, деятельность данных операторов не регламентируется в действующем законодательстве.

Альтернатива 2 (рекомендуемая)

Регламентация деятельности операторов.

Альтернатива 3

Полный запрет на осуществления деятельности операторов.

ШАГ 3: Определение воздействия альтернатив

3.1. Воздействие на экономическую систему

Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждой альтернативы при ее воздействии на экономическую систему в целом с учетом таких элементов экономической системы как:

1. Воздействие на свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также международную торговлю и международные инвестиционные потоки.

2. Общие последствия для экономического роста.

3. Влияние на занятость, рабочие места.

4. Косвенное влияние на отрасли экономики и другое

Необходимо спрогнозировать последствия предполагаемого регулирования в произвольной форме

   

Выгоды

Издержки

 

Альтернатива 1

Действующее регулирование

Отсутствуют

Сдерживание развития частной инициативы, конкуренция с субъектами частного предпринимательства.

 

Альтернатива 2

(рекомендуемая)

Реорганизация большинства в государственные предприятия,  Регламентация деятельности операторов, в том числе осуществление отбора операторов на конкурсной основе с возможностью их сменяемости в периоде от 1 до 5 лет и обеспечении единых механизмов регулирования ценообразования и подотчетности обществу, а также транспарентности.

Соблюдение баланса интересов субъектов предпринимательства и государства, защита конкуренции, стимулирование развития субъектов предпринимательства и поддержки частного бизнеса, а также сокращение участия государства в предпринимательской деятельности

Отсутствуют

 

Альтернатива 3

Полный запрет на осуществления деятельности операторов.

Сокращение доли участия государства в экономики. Развитие конкуренции, стимулирование развития частного предпринимательства.

Отсутствуют

3.2. Воздействие на бизнес

Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждой альтернативы при ее воздействии на бизнес с обязательным учетом:

1. Влияния на производительность и конкурентоспособность предприятий, в том числе на инновации и развитие (при внедрении саморегулирования необходимо оценить возможные сложности входа в бизнес).

2. Влияния на прибыльность и устойчивость предприятий.

3. Относительное влияние издержек в зависимости от размера предприятия (является ли относительное влияние издержек для малых предприятий выше, чем для крупных).

4. Другое.

Отдельно монетизируйте и посчитайте издержки для бизнеса согласно с формой 1б

   

Выгоды

Издержки

 

Альтернатива 1

(действующее регулирование)

Отсутствуют

Неровная конкуренция с субъектами частного предпринимательства

 

Альтернатива 2 (рекомендуемая)

Повышение доходности субъектов предпринимательства, Повышение привлекательности частного предпринимательства, увеличение субъектов частного предпринимательства.

Отсутствуют

 

Альтернатива 3

Увеличение субъектов частного предпринимательства.

Отсутствуют

3.3 Воздействие на органы государственной власти и общество в целом

Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждой альтернативы при ее воздействии на органы государственной власти и общество в целом с обязательным учетом:

1. Влияние на здоровье и безопасность (включая экономическую) населения.

2. Влияния на преступность включая экономическую.

3. Возможные коррупционные риски.

4. Влияния на экологию.

5. Изменения потребительского выбора.

6. Изменения розничных цен.

7. Влияние на информированность потребителей и их защиту.

8. Другое.

Отдельно монетизируйте и посчитайте издержки на администрирование регулирования согласно с формой 1в

   

Выгоды

Издержки

 

Альтернатива 1

(действующее регулирование)

Отсутствуют

Сдерживание развития частной инициативы, конкуренция с субъектами частного предпринимательства.

Издержки на администрирование по форме 1в

 

Нет

 

Альтернатива 2 (рекомендуемая)

Реорганизация большинства в государственные предприятия,  Регламентация деятельности операторов, в том числе осуществление отбора операторов на конкурсной основе с возможностью их сменяемости в периоде от 1 до 5 лет и обеспечении единых механизмов регулирования ценообразования и подотчетности обществу, а также транспарентности.

Сокращение доли участия государства в экономики. Развитие конкуренции, стимулирование развития частного предпринимательства.

Отсутствуют

Издержки на администрирование по форме 1в

 

Нет

 

Альтернатива 3

Полный запрет на осуществления деятельности операторов.

Сокращение доли участия государства в экономики. Развитие конкуренции, стимулирование развития частного предпринимательства.

                      Нет

Издержки на администрирование по форме 1в

 

Нет

ШАГ: 4 Выбор наиболее оптимальной регуляторной альтернативы

Определение баллов 5-ти бальной системы оценки результативности регулирования

5 - поставленная задача решается полностью (проблема больше существовать не будет);

4 - поставленная задача решается почти полностью (все важные части проблемы существовать не будут);

3 - поставленная задача решается частично (проблема значительно уменьшается, самые критичные аспекты проблемы существовать не будут);

2 - поставленная задача решается в некоторых аспектах (некоторые важные
и критические аспекты проблемы продолжат существовать;

1 - поставленная задача не решается (проблема продолжит существовать) **.

Рейтинг по результативности (достигаемости задач в решении проблемы)

Балл результативности
(5-ти бальная система)

Объяснение присвоения соответствующего балла

Альтернатива 1

2

Действующая норма законодательства является одним из факторов сдерживающих развития частной инициативы. Участие государства в предпринимательской деятельности.

Альтернатива 2

4

Ограничительные меры в отношении операторов, позволят повысить доходность субъектов частного предпринимательства, что впоследствии приведет к росту качества предоставляемых работ, услуг субъектами частного предпринимательства.

Альтернатива 3

3

Ликвидация всех операторов может оказать негативное влияние на состояние конституционного строя, национальной безопасности, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья населения, путем закрепления законом исключительного права государства на производство и (или) продажу, покупку товара или пользование им

Рейтинг по эффективности, в зависимости от нагрузки на субъект бизнеса

Выгоды (итог)

Издержки (итог)

Альтернатива 1

3

Участие государства в предпринимательской деятельности оказывает негативное влияние на создание благоприятных правовых, экономических, социальных условий и гарантий для реализации предпринимательской инициативы.

Альтернатива 2

4

Принимаемая мера создаст благоприятные правовые, экономические, социальные условий и гарантий для реализации предпринимательской инициативы.

Альтернатива 3

2

Неэффективность, и не оперативность при реализации функций государственными органами

Выбор наилучшей альтернативы (производится на основании сопоставления данных двух предыдущих таблиц) с определением возможных рисков и механизма реализации

Рейтинг

Возможные риски и непредвиденные последствия

Механизм реализации предлагаемого регулирования

 

Альтернатива 2 (рекомендуемая)

 

Реорганизация большинства в государственные предприятия,  Регламентация деятельности операторов, в том числе осуществление отбора операторов на конкурсной основе с возможностью их сменяемости в периоде от 1 до 5 лет и обеспечении единых механизмов регулирования ценообразования и подотчетности обществу, а также транспарентности.

 

 

 

Отсутствуют

1. Внесение изменений
в нормативные правовые акты в области предпринимательской деятельности

2. Разработка подзаконных актов

ШАГ 5: Индикатор оценки

1.

Определите индикаторы и рекомендуемые изменения в системы сбора и анализа информации для более полного мониторинга (возможные индикаторы и что надо сделать, чтобы они стали измеряемы) и указать источники информации, на основании которых будет осуществляться оценка достижения заявленного индикатора

        Основной индикатор – регламентация деятельности операторов, в том числе осуществление отбора операторов на конкурсной основе с возможностью их сменяемости в периоде от 1 до 5 лет и обеспечении единых механизмов регулирования ценообразования и подотчетности обществу, а также транспарентности.

        

2.

Рекомендуемая периодичность измерения индикаторов (не менее 3 лет не более 5 лет, а при введении СРО-3 года)

Не менее 3 лет

3.

Планируемое изменение данных, указанных в пункте 2 шага 1 «данные доказывающие факт существования проблемы и показывающие ее масштаб», в цифровом измерении, показывающих возможные изменения масштаба проблемы после введения регулирования (в описании укажите временные рамки планируемых изменений)

РГП на ПХВ «Республиканский центр электронного здравоохранения» является подведомственной организацией Министерства здравоохранения, осуществляющей сопровождение информационных систем здравоохранения и представление медико-статистической информации уполномоченному органу.

В соответствии со статьей 75 Кодекса «О здоровье народа и системе здравоохранения» статистическое наблюдение в области здравоохранения относится к компетенции уполномоченного органа.

Вместе с тем, согласно Приказу Министра здравоохранения № ҚР ДСМ-235/2020 от 7 декабря 2020 года организации здравоохранения обязаны представлять статистическую информацию в территориальные филиалы РГП на ПХВ «Республиканский центр электронного здравоохранения».

Таким образом, оператор выполняет часть функций государственного органа, а его финансирование осуществляется за счет прямого заключения договоров и реализации государственных заданий.

С 2017 по 2019 год доходы от монополистической деятельности оператора составили 7,9 млрд. тенге.

               
                             
 

 

* - присвоение балла 1 означает, что вариант выбран неправильно и его не следует рассматривать вообще

 

 

Заместитель Председателя                                                                                        Б. Самбетов

 

 

дата «____»  январь 2021 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Форма 1а Выбор оптимальной структуры саморегулирования

 

1. Описание сферы/области, в которой предусматривается введение саморегулирования, основанного на обязательном членстве (участии)

Сфера деятельности, где вводится обязательное СРО и обоснование ее выбора исходя из принципа общности деятельности, отрасли, видов экономической деятельности, рынка произведенных товаров (работ, услуг).

Х

Количество существующих субъектов профессиональной или предпринимательской деятельности в сфере, где планируется введение саморегулирования с разбивкой по годам за последние 5 лет. Количество существующих субъектов профессиональной или предпринимательской деятельности в сфере, где планируется введение саморегулирования с разбивкой по годам за последние 5 лет.

Х

Обоснование сопряженности сферы деятельности, где вводится обязательное СРО, сопряженностью с реализацией государственных функций либо необходимости делегирования определенных функций, выполняемых государственными органами.

Х

Перечень технических регламентов, стандартов и других нормативных правовых актов, содержащих требования к производимым товарам, (работам, услугам).

Х

Описание

Х

2. Анализ степени самоорганизации сферы, в которой вводится саморегулирование, основанное на обязательном членстве (участии)

Перечень, место нахождения существующих некоммерческих организаций в форме ассоциации (союза), общественной организации или иной организационно-правовой форме, установленной законами Республики Казахстан, в том числе саморегулируемых организаций, в анализируемой сфере с разбивкой по годам за последние 5 лет

Х

По каждой действующей некоммерческой организации или саморегулируемой организации, необходимо указать:

количество субъектов входящих в состав такой некоммерческой организации на момент проведения анализа объем произведенных товаров, работ и услуг членами такой некоммерческой организации, саморегулируемой организации, от общего количества произведенных товаров (работ, услуг) на рынке в анализируемой сфере

Х

3. Прогноз результативности предлагаемого регулирования посредством введения саморегулирования, основанного на обязательном членстве (участии)

5-ти бальная система оценки результативности регулирования

5 - обеспечивается охват всего спектра деятельности в рассматриваемой отрасли/сфере; наблюдается доверие со стороны общества к способности саморегулируемой организации самостоятельно обеспечить регулирование отрасли/сферы и контроль за соблюдением установленных стандартов и правил; существуют механизмы рассмотрения претензий и конфликтов; существует цепочка связи в регионах.

В рассматриваемой отрасли/сфере существуют действующие некоммерческие организации, с обязательным членством.

4 - обеспечивается охват всего спектра деятельности в рассматриваемой отрасли/сфере; наблюдается доверие со стороны общества к способности саморегулируемой организации самостоятельно обеспечить регулирование отрасли/сферы и контроль за соблюдением установленных стандартов и правил; существуют механизмы рассмотрения претензий и конфликтов; связь в регионах частичная.

В рассматриваемой отрасли/сфере существуют действующие некоммерческие организации, с обязательным членством.

3 - обеспечивается охват всего спектра деятельности в рассматриваемой отрасли/сфере; в стадии становления вопросы самостоятельного обеспечения саморегулируемой организацией регулирования отрасли/сферы и контроля за соблюдением установленных стандартов и правил; существуют механизмы рассмотрения претензий и конфликтов; связь в регионах отсутствует.

В рассматриваемой отрасли/сфере существуют действующие некоммерческие организации, с обязательным членством.

2 - частичный охват всего спектра деятельности в рассматриваемой отрасли/сфере; в стадии становления вопросы самостоятельного обеспечения саморегулируемой организацией регулирования отрасли/сферы и контроля за соблюдением установленных стандартов и правил; существуют механизмы рассмотрения претензий и конфликтов; связь в регионах отсутствует.

В рассматриваемой отрасли/сфере существуют действующие некоммерческие организации, с обязательным членством.

1 - частичный охват деятельности в рассматриваемой отрасли/сфере, в стадии становления вопросы самостоятельного обеспечения саморегулируемой организацией регулирования отрасли/сферы и контроля за соблюдением установленных стандартов и правил, нет механизмов рассмотрения претензий и конфликтов; связь в регионах отсутствует.

В рассматриваемой отрасли/сфере существуют действующие некоммерческие организации, с обязательным членством.

Рейтинг по результативности

Бал результативности (5-ти бальная система)

Объяснение присвоения соответствующего балла

Альтернатива 1

Одна саморегулируемая организация (на базе действующей)

Х

Х

Альтернатива 2

Две и более, указывается конкретное количество _____ (на базе действующих)

Х

Х

Альтернатива 3

Иная саморегулируемая организация (например, создание одной путём консолидации нескольких действующих саморегулируемых организаций и другое).

Х

Х

4. Архитектура саморегулируемой организации, основанной на обязательном членстве (участии)

Членство в обязательном СРО:

Юридические лица/физические лица

Х

При выборе членства физических лиц, осуществляющих профессиональную деятельность указывается нормативный правовой акт, в соответствии с которым предусмотрено данное право физического лица

Х

Способ обеспечения имущественной ответственности членов (участников) саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами, способа обеспечения имущественной ответственности членов (участников) саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами, а также обоснование его выбора

Х

         
 

 

 

 

 

 

Форма 1в Расчет издержек на администрирование регулирования для государственных органов (монетизация)

 

Какие действия предполагает использование альтернативы?

Если альтернатива предполагает работу нескольких государственных органов, Таблица 1 заполняется по каждому из них отдельно с указанием государственного органа

 

Таблица 1

Цена затраты рабочего времени (человек  о дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Получение и анализ отчетности

Отсутствует

0 тенге

Проведение проверок

Отсутствует

0 тенге

Выдача лицензии

Отсутствует

0 тенге

Иные формы контроля (определить)

Отсутствует

0 тенге

Итого за 1 год

Отсутствует

0 тенге

Итого за 5 лет

Отсутствует

0 тенге

 

 

Предполагает ли альтернатива создание нового государственного органа, либо нового структурного подразделения существующего органа Да __ Нет ۷

Если да - определите полный планируемый годовой бюджет нового органа или структурного подразделения

 

 

 

 

Приложение 2

к Правилам проведения и

использования анализа

регуляторного воздействия

регуляторных инструментов

 

Форма

 

 

Отчет о проведении общественных обсуждений

 

В рамках проекта в части ограничительных мер в отношении операторов

Разработчик проекта документа – Агентство по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан

 

1

Общественное обсуждение:

укажите дату информирования об их проведении, дату начала общественных обсуждений

Февраль 2021 года

2

Способ проведения общественного обсуждения (онлайн обсуждение, посредством форумов, совещания, опрос и другое).

При проведении мероприятий в виде совещаний, круглых столов, форумов, опроса и других необходимо указать даты проведения и количество участвовавших.

Совещания, онлайн обсуждение

9 февраля 2021 года

3

С кем проводились обсуждения (перечислить все организации, в том числе государственные органы, ассоциации, предпринимателей, общественные объединения и другие).

 

4

Полученные комментарии, замечания и предложения

Прилагаются