Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Концепция проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений в Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года»

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Концепция
Дата создания: 22/02/2021 02:56:04
Публичное обсуждение до: 09/03/2021
Дата запуска онлайн-обсуждения: 10/03/2021 10:15:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 10/03/2021 18:30:00
Приложенные документы:

ПРОЕКТ

 

Концепция

проекта Закона Республики Казахстан

«О внесении изменений в Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года»

 

 

1. Название законопроекта

Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений в Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года»
(далее – проект Закона).

 

2. Обоснование необходимости разработки законопроекта

Во исполнение пункта 111 Закрепления контроля по исполнению пунктов Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября  2020 года «Казахстан в новой реальности: время действий», предусматривающего  пересмотр действующих порогов привлечения бизнеса к уголовной ответственности за налоговые правонарушения.

Другим основанием является пункт 3 Протокола встречи с нефтегазовыми компаниями-членами Ассоциации «Казахстанский совет иностранных инвесторов» от 5 ноября 2020 года, предусматривающий проработку вопроса внесения поправок в части дополнения пунктов 3) и 38) статьи 3 Уголовного кодекса Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226-V ЗРК (далее – УК) условием, устанавливающим порог в процентном выражении без фиксированного ограничения предельной суммой при условии превышения суммы доначисленных налогов десяти процентов от суммы всех исчисленных налогов и других обязательных платежей в бюджет за проверенный период.

Учитывая вышеуказанное, поправки в проекте Закона направлены на:

установление к действующим порогам по крупному и особо крупному ущербам условия, что сумма начисленных налогов по акту проверки за один календарный год из проверяемого периода, превышает 10% от суммы всех налогов и других обязательных платежей в бюджет, исчисленных налогоплательщиком за этот календарный год

В соответствии со статьей 14 Конституции Республики Казахстан, все равны перед законом и судом.

Данная норма обеспечивает гарантии прав физических лиц, так как вопрос уголовной ответственности за правонарушения юридических лиц – это вопрос ограничения прав и свобод физических лиц-должностных лиц таких юридических лиц, то данная статья дает основания утверждать, что к физическим лицам не должна применяться разная ответственность за равнозначные по своей сути правонарушения.

Так, согласно статье 24 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан основным критерием отнесения субъекта предпринимательства к определенной категории (малый, средний и крупный) является размер получаемого среднегодового дохода.

Вместе с тем, предусмотренные пороги по статье 245 УК применяются ко всем субъектам предпринимательства и без учета разницы получаемых ими доходов.

На основании изложенного, а также в целях исключения риска вовлечения в орбиту уголовного преследования налогоплательщиков, допустивших нарушение налогового законодательства незначительных размеров в сравнении с суммой исчисленных налогов и других обязательных платежей в бюджет,  нарушения конституционного принципа равенства всех перед законом и судом, при этом с учетом принципа неотвратимости наказания и увода от уголовной ответственности за уклонение от уплаты вышеуказанных крупных сумм налогов за несколько лет при установлении порога уголовной ответственности в процентном выражении, предлагается данная поправка.

Кроме того в соответствии со статьей 275 Кодекса Республики Казахстан от 5 июля 2014 года № 235-V ЗРК «Об административных правонарушениях» сокрытие налогоплательщиком объектов налогообложения только по части первой влечет штраф на физических лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации, на субъектов среднего предпринимательства, на субъектов крупного предпринимательства в размере двухсот процентов от суммы налогов и других обязательных платежей, подлежащих уплате по сокрытому объекту налогообложения.

Наряду с этим в налоговое администрирование в настоящее время предусматривает наличие налогового мониторинга  проводимого путем анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков с целью определения их реальной налогооблагаемой базы, контроля соблюдения налогового законодательства Республики Казахстан и применяемых рыночных цен в целях осуществления контроля при трансфертном ценообразовании. Налоговый мониторинг состоит из мониторинга крупных налогоплательщиков и горизонтального мониторинга.

 

3. Цели принятия законопроекта

Целью принятия Закона является пересмотр действующих порогов привлечения бизнеса к уголовной ответственности за налоговые правонарушения.

 

4. Предмет регулирования законопроекта

Предметом регулирования проекта Закона являются общественные отношения, возникающие в сфере налогообложения.

 

5. Структура и содержание законопроекта

Проект Закона состоит из двух статей.

Статья 1 предусматривает внесение изменений в Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226-V ЗРК.

Статья 2 определяет порядок введения Закона в действие.

 

6. Результаты проведенного правового мониторинга законодательных актов в соответствующей сфере

В результате проведенного правового мониторинга противоречащих законодательству Республики Казахстан, коррупциогенных и неэффективно реализуемых норм не выявлено.

 

7. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия проекта закона

Принятие проекта Закона предусматривает уравнивание порогов по статье 245 УК с учетом разницы доходов, получаемых субъектами предпринимательства.

Принятие законопроекта будет иметь благоприятные социально-экономические последствия.

 

8. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым проектом закона

Не требуется.

 

9. Урегулированность предмета проекта закона иными нормативными правовыми актами

Не регламентируется.

 

10. Наличие по рассматриваемому вопросу международного опыта

Китай

В соответствии с законодательством Китая Фальсификация, подделка, сокрытие, самовольное уничтожение налогоплательщиком бухгалтерских книг, расчетных документов; включение в бухгалтерскую книгу дополнительных статей расходов или невключение в нее или уменьшение количества статей доходов; отказ от декларирования после получения уведомления налоговых органов о необходимости декларирования или подача фальсифицированной налоговой декларации; неуплата подлежащих уплате налогов или уплата в меньшем размере, в случае, если сумма налогов, в отношении которой производится уклонение от уплаты, в процентном отношении составляет от 10% до 30% от суммы подлежащих уплате налогов, а в денежном отношении – от 10 до 100 тыс. юаней, или в случае, если за уклонение от уплаты налогов налоговыми органами уже было дважды наложено административное взыскание, а плательщик продолжает уклоняться от уплаты налогов, – наказываются лишением свободы на срок до 3 лет или краткосрочным арестом, а также штрафом в сумме от 2-кратного до 6-кратного размера налогов, в отношении которых производится уклонение от уплаты; те же деяния, если сумма налогов, в отношении которой производится уклонение от уплаты, в процентном отношении составляет свыше 30% от суммы подлежащих уплате налогов, а в денежном отношении – более 100 тыс. юаней, – наказываются лишением свободы на срок от 3 до 7 лет, а также штрафом в сумме от 2-кратного до 6-кратного размера налогов, в отношении которых производится уклонение от уплаты.

Также по аналогии статьи 245 УК Уголовными кодексами:

Узбекистана от 22 сентября 1994 года предусмотрена статья 184 (Уклонение от уплаты налогов или других обязательных платежей).

Указанной статьей предусмотрено разделение по размерам ущерба, которые делятся на небольшие, значительные, крупные и особо крупные:

  1. небольшой размер или ущерб – ущерб в пределах от тридцати до ста минимальных размеров заработной платы (далее – МРЗП) (1 МРЗП  – 679330 сумов/27852,53 тенге в месяц);

2) значительный размер или ущерб – ущерб в пределах от ста до трехсот МРЗП;

3) крупный размер или ущерб – ущерб в пределах от трехсот до пятисот МРЗП;

4) особо крупный размер или ущерб – ущерб, равный пятистам и более МРЗП;

Республики Беларусь от 9 июля 1999 года предусмотрена статьей 243 (Уклонение от уплаты сумм налогов, сборов) имеется разделение по размерам ущерба:

1) крупный размер ущерба – размер ущерба на сумму, в две тысячи и более раз превышающую размер базовой величины (РБВ – 27 беларусских рублей/4425,57 тенге), установленный на день совершения преступления;

2) особо крупным размером – размер ущерба на сумму, в три тысячи пятьсот и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления.

Украины предусмотрена статья 212 (уклонение от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей) которая предусматривает разделение по размерам ущерба, которые делятся на значительные, крупные и особо крупным.

Под значительным размером средств следует понимать суммы налогов, сборов и других обязательных платежей, которые в три тысячи и более раз превышают установленный законодательством не облагаемый налогом минимум доходов граждан, под крупным размером средств следует понимать суммы налогов, сборов и других обязательных платежей, которые в пять тысяч и более раз превышают установленный законодательством не облагаемый налогом минимум доходов граждан, под особо крупным размером средств следует понимать суммы налогов, сборов, других обязательных платежей, которые в семь тысяч и более раз превышают установленный законодательством не облагаемый налогом минимум доходов граждан;

 Республики Азербайджан предусмотрена статья 213 (уклонение от уплаты налогов, взносов по страхованию от безработицы или обязательному государственному социальному страхованию) которая имеется разделение по размерам ущерба на значительный размер, крупный размер и особо крупный размер.

Под «значительным размером» подразумевается сумма свыше двадцати тысяч манатов, но не более ста тысяч манатов, а под «крупным размером» — сумма свыше ста тысяч манатов, но не более пятисот тысяч манатов, под «особо крупным размером» — сумма свыше пятисот тысяч манатов.

 

11. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией проекта закона

Реализация законопроекта не потребует дополнительных финансовых затрат из государственного бюджета.