Единый контакт-центр

1414

8-800-080-7777

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН "О биологической безопасности Республики Казахстан"

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Проект Закона
Дата создания: 22/02/2021
Публичное обсуждение до: 09/03/2021
Дата запуска онлайн-обсуждения: 19/03/2021 13:55:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 19/03/2021 14:55:00
Приложенные документы:
  • Скачать
  • Скачать

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

О биологической безопасности Республики Казахстан

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. Основные положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем законе

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в области биологической безопасности

Статья 3. Сфера применения настоящего закона

Статья 4. Основные принципы обеспечения биологической безопасности

Статья 5. Основные угрозы биологической безопасности

Глава 2. Государственное управление в области биологической безопасности

Статья 6. Координация и межведомственное взаимодействие

Статья 7. Компетенция Правительства Республики Казахстан

Статья 8. Компетенция уполномоченного органа

Статья 9. Компетенция государственных органов

Статья 10. Компетенция местных исполнительных органов

Статья 11. Международное сотрудничество

Глава 3. Общие требования к обеспечению биологической безопасности

Статья 12. Критерии и классификации в области биологической безопасности

Статья 13. Управление рисками

Статья 14. Осуществление деятельности по обращению с патогенными биологическими агентами

Статья 15. Учет и мониторинг в области обращения патогенных биологических агентов

Статья 16. Государственная информационная система в области обеспечения биологической безопасности

Статья 17. Права и обязанности физических и юридических лиц

Статья 18. Профилактика воздействия опасных биологических факторов

Глава 4. Государственный контроль и надзор в области биологической безопасности

Статья 19. Общие положения о государственном контроле и надзоре в области биологической безопасности

Статья 20. Формы государственного контроля и надзора в области биологической безопасности

Статья 21. Особый порядок проведения проверок в области биологической безопасности

Глава 5. Коллекции микроорганизмов

Статья 22. Коллекционная деятельность

Статья 23. Национальные коллекции патогенных и промышленных микроорганизмов

Статья 24. Рабочие коллекции патогенных и промышленных микроорганизмов

Глава 6. Правовой статус и социальная защита специалистов, работающих с патогенными биологическими агентами

Статья 25. Правовой статус специалистов, работающих с патогенными биологическими агентами

Статья 26. Социальная защита специалистов, работающим с патогенными биологическими агентами

Статья 27. Специалисты в области обращения с патогенными биологическими агентами в резерве, условия их мобилизации

Глава 7. Научная и образовательная деятельность в области биологической безопасности

Статья 28. Приоритеты и направления науки в области биологической безопасности

Статья 29. Обучение в области биологической безопасности

Статья 30. Государственная поддержка научно-технического потенциала и ресурсов

Глава 8.Заключительные положения

Статья 31. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан в области биологической безопасности

Статья 32.Порядок введения в действие настоящего Закона

 

 

 

Настоящий Закон определяет правовые основы государственного регулирования в области обеспечения биологической безопасности в Республике Казахстан.

 

Глава 1. Основные положения

 

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

1. Для целей настоящего Закона используются следующие понятия:

  1. биологическая безопасность – состояние защищенности персонала, населения, животных, растений и объектов окружающей среды (вода, почва, воздух) от опасных биологических факторов, в том числе обеспечиваемое мерами биологической защиты;
  2. патогенный биологический агент – микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, хламидии, простейшие, грибы, микоплазмы, эндо – и эктопаразиты), яды биологического и растительного происхождения (токсины), гельминты, способные вызывать инфекционный или паразитологический патологический процесс в организме человека, животных или растений;
  3. обращение патогенных биологических агентов – процессы (стадии) работы с патогенными биологическими агентами, непосредственно направленные на выделение (обнаружение), разработку (создание), производство (изготовление), оборот (в том числе ввоз (вывоз), хранение, транспортировка), патогенных биологических агентов в целях их исследования и (или) разработки иммунобиологических препаратов и их уничтожение. Процесс обращения включает в себя отбор и исследование веществ и материалов, в том числе из объектов окружающей среды (вода, почва, воздух), переносчиков и носителей (в том числе продукты их жизнедеятельности), которые могут содержать патогенные биологические агенты (потенциально опасные вещества и материалы);
  4. биологическая защита - комплекс мер по обеспечению защиты от неправомерного использования патогенных биологических агентов, включая их физическую защиту (совокупность организационных мероприятий, инженерно-технических средств и действий подразделений охраны), контроль и учет, принятие мер по предотвращению утери, кражи, несанкционированного доступа или обращения, а также диверсий с их использованием или в отношении потенциально опасных биологических объектов;
  5. биологический риск – вероятность с учетом тяжести последствий причинения вреда здоровью людей и животных, растениям и объектам окружающей среды (вода, почва, воздух) в результате воздействия патогенных биологических агентов;
  6. опасный биологический фактор - событие, условие, свойство и (или) процесс, являющиеся причиной возможного воздействия патогенных биологических агентов и содержащих их объектов, которые способны нанести вред здоровью людей и животных, растениям и объектам окружающей среды (вода, почва, воздух);
  7. потенциально опасный биологический объект – объект, на котором осуществляется деятельность по обращению с патогенными биологическими агентами;
  8. субъект, осуществляющий обращение с патогенными биологическими агентами - юридическое лицо, осуществляющее обращение с патогенными биологическими агентами в порядке и на условиях, установленных настоящим Законом;
  9. экспертиза в области биологической безопасности - совокупность организационных, аналитических и практических мероприятий, направленных на установление уровня и качества средств, методов, технологий, услуг в различных сферах деятельности (здравоохранения, биологии, ветеринарии, защиты и карантина растений и иных сферах деятельности, связанных с обращением патогенных биологических агентов);
  10. штамм - однородная культура вида микроорганизмов с определенными биологическими свойствами;
  11. требования в области биологической безопасности – требования, регулирующие вопросы обеспечения биологической безопасности, содержащиеся в настоящем Законе, законодательстве Республики Казахстан, в нормативных технических документах, а также национальных и (или) межгосударственных стандартах, включенных в перечень, утверждаемый уполномоченным органом в области биологической безопасности.

2. Иные понятия в настоящем Законе используются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

 

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в области биологической безопасности

1. Законодательство Республики Казахстан в области биологической безопасности основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Положения законов, регулирующих вопросы обеспечения биологической безопасности, должны соответствовать настоящему Закону. В случае выявления пробелов или противоречий норм законодательства Республики Казахстан в области биологической безопасности, содержащихся в законах и подзаконных нормативных правовых актах Республики Казахстан, положениям настоящего Закона, применяются положения настоящего Закона.

3. Общественные отношения в области биологической безопасности, не урегулированные настоящим Законом, регулируются законодательством Республики Казахстан.

4. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

 

Статья 3. Сфера применения настоящего Закона

Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, связанные с обращением патогенных биологических агентов в целях защиты населения, животных, растений и объектов окружающей среды (вода, почва, воздух) от воздействия опасных биологических факторов.

 

Статья 4. Основные принципы обеспечения биологической безопасности

Обеспечение биологической безопасности осуществляется на основе следующих основных принципов:

  1. приоритетность обеспечения охраны здоровья населения, животных, растений и объектов окружающей среды (вода, почва, воздух) от воздействия опасных биологических факторов;
  2. заблаговременность распознавания биологических угроз, оценка и управление биологическими рисками;
  3. подконтрольность обращения патогенных биологических агентов;
  4. соразмерность мер государственного регулирования в области биологической безопасности степени опасности биологических факторов;
  5. обеспечение достаточного уровня биологической защиты;
  6. укрепление кадрового и научного потенциала в области биологической безопасности;
  7. приоритетность поддержки и реализации прикладных научных программ в области биологической безопасности;
  8. достоверности, полноты и своевременности представления информации о возникновении либо об угрозах возникновения эпидемий, эпизоотий, эпифитотий;
  9. приоритетность национальных интересов в рамках международного сотрудничества в области биологической безопасности.

 

Статья 5. Основные угрозы биологической безопасности

1. Основными угрозами биологической безопасности являются:

1) возникнование чрезвычайной ситуации природного и (или) техногенного характера, воздействующей на потенциально опасные биологические объекты;

2) регистрация особо опасного инфекционного заболевания человека и (или) животных;

3) рост уровня инфекционной заболеваемости населения, животных, растений, превышащий среднестатистический уровень заболевания;

4) рост смертности от инфекционной заболеваемости, превышащий среднестатистический уровень смертности;

5) ситуация (авария), возникшая при работе с биологическим материалом, создающая реальную или потенциальную возможность попадания патогенного биологического агента в воздух производственной зоны, окружающую среду или заражение им человека, животных и растений;

6) нарушение требований по обращению с патогенными биологическими агентами, в том числе сокрытие информации по обращению с патогенными биологическими агентами;

7) несанкционированный доступ к патогенным биологическим агентам;

8) нерегулируемое, свободное обращение патогенных биологических агентов;

9) террористические акты и (или) диверсии на потенциально опасных биологических объектах и (или) их совершение с использованием патогенных биологических агентов, применение биологических технологий и иных смежных технологий для разработки, производства и использования патогенных биологических агентов в качестве биологического оружия;

10) формирование устойчивости (резистентности) патогенных биологических агентов к воздействию лекарственных, химических и (или) биологических средств;

11) низкая квалификация специалистов, осуществляющих обращение с патогенным биологическим агентом, недостаток кадров в области биологической безопасности;

12) неконтролируемая миграция населения и животных.

2. Государственные органы при разработке нормативных правовых актов и документов системы государственного планирования, а также субъекты, осуществляющие обращение с патогенными биологическими агентами, при разработке организационных мероприятий обязаны обеспечивать выработку положений, предусматривающих механизмы, направленные на предотвращение угроз, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи.

 

Глава 2. Государственное управление в области биологической безопасности

 

Статья 6. Координация и межведомственное взаимодействие

1. Стратегические цели, основные направления, целевые индикаторы, задачи и показатели результатов, межведомственное взаимодействие в области обеспечения биологической безопасности определяются Стратегией биологической безопасности Республики Казахстан.

2. В целях реализации Стратегии биологической безопасности Республики Казахстан разрабатывается государственная программа по обеспечению биологической безопасности, которая является документом межсферного, межотраслевого и межведомственного характера, определяющим цели, задачи и ожидаемые результаты, основные направления, пути достижения поставленных целей по приоритетным стратегическим направлениям обеспечения биологической безопасности, в том числе источники и необходимые ресурсы.

Государственная программа по обеспечению биологической безопасности разрабатывается уполномоченным органом в области биологической безопасности и утверждается Правительством Республики Казахстан по согласованию с Президентом Республики Казахстан.

3. Межведомственную координацию деятельности по обеспчению биологической безопасности осущетствляет уполномоченный орган в области биологической безопасности. В целях реализации государственной политики в области биологической безопасности государственные органы и организации обязаны оказывать содействие уполномоченному органу в области биологической безопасности и государственным органам, осуществляющим регулирование и реализацию мероприятий, направленных на обеспечение биологической безопасности.

4. Межведомственную координацию деятельности в сфере противодействия терроризму и экстремизму с использованием опасных биологических веществ и ликвидация их последствий осуществляют органы национальной безопасности.

Рассмотрение вопросов по оценке биологических угроз масштабного характера, которые могут нанести ущерб национальной безопасности, а также по планированию, оценке реализации основных направлений государственной политики в области обеспечения национальной безопасности, осуществляется Советом Безопасности.

5. При чрезвычайных ситуациях, вызванных воздействием патогенных биологических агентов, руководство и межотраслевую координацию, реализацию мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, оказания экстренной медицинской и психологической помощи населению осуществляет уполномоченный орган в сфере гражданской защиты в соответствии с законодательством Республики Казахстан о гражданской защите.

Уполномоченный орган в области биологической безопасности и государственные органы в пределах своей компетенции оказывают содействие по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе посредством реализации протоколов (сценариев) реагирования, включая алгоритмы межведомственного взаимодействия.

6. Для обеспечения взаимодействия государственных органов, международных и других организаций в сфере биологической безопасности, а также в целях оперативной выработки мер по обеспечению биологической безопасности при Правительстве Республике Казахстан создается Совет по вопросам биологической безопасности, статус и полномочия которого определяются Правительством Республики Казахстан.

7. Обеспечение оперативного межведомственного обмена информацией и принятие скоординированных мер осуществляется посредством государственной информационной системы в области обеспечения биологической безопасности и иными способами в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

8. Нормативные правовые акты и нормативные технические документы, регулирующие вопросы биологической безопасности подлежат согласованию с уполномоченными органами в области биологической безопасности.

9. Государственное регулирование в области биологической безопасности осуществляют:

1) Правительство Республики Казахстан;

2) уполномоченный орган в области биологической безопасности;

3) государственные органы в пределах компетенции;

4) местные исполнительные органы.

10. Государственное регулирование в области биологической безопасности осуществляется путем:

1) реализации единой государственной политики в области обеспечения биологической безопасности;

2) введения разрешительного порядка обращения патогенных биологических агентов;

3) проведения государственного контроля и надзора за соблюдением требований в области биологической безопасности.

 

Статья 7. Полномочия Президента Республики Казахстан

Президент Республики Казахстан:

1) утверждает Стратегию биологической безопасности Республики Казахстан;

2) определяет уполномоченный орган в области биологической безопасности.

 

Статья 8. Компетенция Правительства Республики Казахстан

К компетенции Правительства Республики Казахстан относятся:

  1. разработка основных направлений государственной политики в области биологической безопасности, а также стратегических и тактических мер по ее осуществлению;
  2. создание Совета по вопросам биологической безопасности, в том числе утверждение его положения и состава;
  3. утверждение государственной программы по обеспечению биологической безопасности;
  4. утверждение правил формирования и ведения национальных коллекций патогенных и промышленных микроорганизмов и перечень организаций, уполномоченных на их ведение;
  5. утверждение перечня патогенных биологических агентов с учетом классификации патогенных биологических агентов по патогенности и степени опасности;
  6. выполнение иных функций, в соответствии с законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

 

Статья 9. Компетенция уполномоченного органа в области биологической безопасности

К компетенции уполномоченного органа в области биологической безопасности относятся:

  1. общая координация реализации государственной политики в области биологической безопасности;
  2. разработка государственной программы по обеспечению биологической безопасности;
  3. согласование требований в области биологической безопасности;
  4. ведение государственной информационной системы в области биологической безопасности;
  5. утверждение правил ведения учета, мониторинга и прогнозирования (моделирования) в области биологической безопасности;
  6. мониторинг за осуществлением учета потенциально опасных биологических объектов, патогенных биологических агентов и специалистов, осуществляющих работу с патогенными биологическими агентами;
  7. разработка правил формирования и ведения национальных коллекций патогенных и промышленных микроорганизмов и перечень организаций, уполномоченных на их ведение;
  8. согласование типовой программы профессиональной переподготовки кадров в области биологической безопасности;
  9. утверждение типовой системы оплаты труда специалистов государственных предприятий, осуществляющих обращение с патогенными биологическими агентами I – II группы патогенности;
  10. разработка перечня патогенных биологических агентов с учетом классификации патогенных биологических агентов по патогенности и степени опасности;
  11. утверждение порядка формирования кадрового резерва специалистов для осуществления обращения с патогенными биологическими агентами;
  12. утверждение правил обеспечения биологической защиты, включая требования по физической защите национальных коллекций патогенных и промышленных микроорганизмов;
  13. согласование методик оценки биологических рисков;
  14. мониторинг эффективности внешней оценки биологических рисков, проводимой уполномоченными органами в пределах своей компетенции;
  15. анализ и прогнозирование биологических угроз;
  16. согласование целевых научных, научно-технических программ и грантовых научных проектов в области биологической безопасности;
  17. представление Республики Казахстан в международных организациях по обеспечению биологической безопасности;
  18. осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

Статья 10. Компетенция государственных органов

1. Обеспечение биологической безопасности осуществляется всеми государственными органами в пределах установленной законодательством Республики Казахстан компетенции, включая:

1) реализацию государственной политики в сфере биологической безопасности;

2) проведение профилактических мероприятий в области биологической безопаснсости в соответсвии с настоящим Законом и законодательством Республики Казахстан;

3) осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением требований в области биологической безопасности;

4) разработка и (или) утверждение требований в области биологической безопасности;

5) разработка и утверждение статистической, учетной и отчетной документации (информации) в области биологической безопасности;

6) информирование общественности о биологических угрозах и мерах профилактики в области биологической безопасности;

7) разработка и утверждение методик оценки биологических рисков;

8) соблюдение политики конфиденциальности, уровней доступа пользователей к государственной информационной системе в сфере обеспечения биологической безопасности в установленном законодательством Республики Казахстан порядке;

9) осуществление разрешительных процедур в пределах компетенции;

10) представление Республики Казахстан в международных организациях по обеспечению биологической безопасности.

2. Государственный орган в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия помимо функций, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляет:

1) ведение реестров потенциально опасных биологических объектов, патогенных биологических агентов I и II групп патогенности, специалистов, осуществляющих работу с патогенными биологическими агентами I и II групп патогенности;

2) учет и мониторинг деятельности субъектов, осуществляющих обращение с патогенными биологическими объектами;

3) государственный контроль и надзор за соблюдением требований в области биологической безопасности;

4) разработку и (или) утверждение требований в области биологической безопасности;

5) утверждение правил выдачи, отказа, приостановления, возобновления действия, переоформления, лишения (отзыва) разрешений на обращение с патогенными биологическими агентами и (или) приложений к ним;

6) выдачу, отказ, приостановление, возобновление действия, переоформление, лишение (отзыв) разрешений на обращение с патогенными биологическими агентами и (или) приложений к ним;

7) утверждение программы профессиональной переподготовки кадров в области биологической безопасности;

8) утверждение системы оплаты труда специалистов государственных предприятий, осуществляющих обращение с патогенными биологическими агентами I – II группы патогенности на основании типовой;

9) утверждение проверочных листов, критериев оценки степени риска и полугодовых графиков проведения проверок в области биологической безопасности в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан;

10) утверждение порядка предоставления статистической, учетной и отчетной документации (информации) в области биологической безопасности;

11) введение ограничительных и карантинных мер, направленных на снижение и ликвидацию биологических рисков и угроз;

12) организацию научных исследований в области биологической безопасности, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

13) ведение учета биологические веществ, признанных по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы и научной экспертизы опасными для здоровья человека или будущих поколений;

14) внешнюю оценку биологических рисков;

15) осуществление учета, мониторинга и контроля в отношении коллекционной деятельности;

16) предоставление в государственную информационную систему в области обеспечения биологической безопасности соответствующих статистических и иных документированных сведений в области обеспечения биологической безопасности;

17) организацию научных исследований в области биологической безопасности, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

3. Уполномоченный орган в области ветеринарии помимо функций, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляет:

1) ведение реестров потенциально опасных биологических объектов, патогенных биологических агентов I и II групп патогенности, специалистов, осуществляющих работу с патогенными биологическими агентами I и II групп патогенности;

2) учет и мониторинг деятельности субъектов, осуществляющих обращение с патогенными биологическими объектами;

3) государственный контроль и надзор за соблюдением требований в области биологической безопасности;

4) разработку и (или) утверждение требований в области биологической безопасности;

5) утверждение программы профессиональной переподготовки кадров в области биологической безопасности;

6) утверждение системы оплаты труда специалистов государственных предприятий, осуществляющих обращение с патогенными биологическими агентами I – II группы патогенности на основании типовой;

7) утверждение проверочных листов, критериев оценки степени риска и полугодовых графиков проведения проверок в области биологической безопасности в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан;

8) утверждение порядка предоставления статистической, учетной и отчетной документации (информации) в области биологической безопасности;

9) введение ограничительных и карантинных мер, направленных на снижение и ликвидацию биологических рисков и угроз;

10) организацию научных исследований в области биологической безопасности, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

11) внешнюю оценку биологических рисков;

12) учет, мониторинг и контроль в отношении коллекционной деятельности;

13) предоставление в государственную информационную систему в области обеспечения биологической безопасности соответствующих статистических и иных документированных сведений в области обеспечения биологической безопасности;

14) организацию научных исследований в области биологической безопасности, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

4. Уполномоченный орган в области образования и науки помимо функций, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляет:

1) организацию научных исследований в области биологической безопасности, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан

2) ведение реестров потенциально опасных биологических объектов, патогенных биологических агентов I и II групп патогенности, специалистов, осуществляющих работу с патогенными биологическими агентами I и II групп патогенности;

3) учет и мониторинг деятельности субъектов, осуществляющих обращение с патогенными биологическими объектами;

4) разработку и (или) утверждение требований в области биологической безопасности;

5) утверждение программы профессиональной переподготовки кадров в области биологической безопасности;

6) утверждение системы оплаты труда специалистов государственных предприятий, осуществляющих обращение с патогенными биологическими агентами I – II группы патогенности на основании типовой;

7) утверждение порядка предоставления статистической, учетной и отчетной документации (информации) в области биологической безопасности;

8) организацию научных исследований в области биологической безопасности, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

9) внешнюю оценку биологических рисков;

10) учет, мониторинг и контроль в отношении коллекционной деятельности;

11) предоставление в государственную информационную систему в области обеспечения биологической безопасности соответствующих статистических и иных документированных сведений в области обеспечения биологической безопасности.

 

Статья 11. Компетенция местных исполнительных органов

Местные исполнительные органы областей (городов республиканского значения, столицы) в пределах, установленной законодательством Республики Казахстан компетенции и соответствующих административно-территориальных единиц:

1) принимают меры и организуют работу по обеспечению биологической безопасности;

2) разрабатывают и утверждают комплексные планы мероприятий по обеспечению биологической безопасности;

3) создают оперативные штабы по предотвращению биологических угроз и ликвидации их последствий;

4) осуществляют меры по укреплению кадрового потенциала в области биологической безопасности, в том числе в части стимулирования специалистов, осуществляющих обращение с патогенными биологическими агентами;

5) обеспечивают доступ населения к информации по вопросам биологической безопасности;

6) осуществляют межрегиональное сотрудничество и взаимодействие в области биологической безопасности;

7) введение ограничительных мер, направленных на снижение и ликвидацию биологических рисков и угроз;

8) осуществляют в интересах местного государственного управления иные полномочия, возлагаемые на местные исполнительные органы в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

 

Статья 12. Международное сотрудничество

Приоритетами международного сотрудничества в области биологической безопасности являются:

1) защита национальных интересов Республики Казахстан и ее граждан в области биологической безопасности;

2) обеспечение санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, фитосанитарного благополучия Республики Казахстан;

3) применение международного опыта в сфере биологической безопасности.

2. Направлениями международного сотрудничества в области биологической безопасности являются:

  1. участие в международных инициативах в области биологической безопасности;
  2. привлечение и оказание технической помощи в области биологической безопасности на межгосударственном уровне;
  3. внедрение международных инновационных технологий и модернизация системы биологической безопасности и биологической защиты;
  4. предотвращение террористических актов с использованием опасных биологических веществ и ликвидация их последствий;
  5. интеграция Республики Казахстан в межгосударственные и международные системы обеспечения биологической безопасности и в иные международные интеграционные объединения, участие в международном научном обмене;
  6. представление интересов Республики Казахстан в международных организациях в области обеспечения биологической безопасности;
  7. участие в коллекционной деятельности с использованием патогенных микроорганизмов, в том числе международное депонирование штаммов патогенных микроорганизмов в установленном законодательством порядке;
  8. безопасное обращение с биоресурсами, регулирование трансграничного перемещения и контроль за трансграничным перемещением генетически модифицированных организмов, полученных при помощи современных биотехнологий;
  9. участие в локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций в области обеспечения биологической безопасности международного характера;
  10. интеграция в мировое научное сообщество;
  11.  обеспечение доступа к международным информационным и интеллектуальным ресурсам;
  12.  межгосударственное взаимодействие в сфере подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров.

 

 

Глава 3. Общие требования к обеспечению биологической безопасности

 

Статья 13. Критерии и классификации в области биологической безопасности

1. Обращение с патогенными биологическими агентами основывается на классификации патогенных биологических агентов по патогенности и степени опасности:

1) I группа – патогенные биологические агенты, вызывающие тяжелое инфекционное заболевание людей и (или) животных, с высоким уровнем смертности и (или) высоким эпидемическим потенциалом (высокая контагиозность – легко передаются), как правило, не защищаемые вакцинами и без средств эффективной терапии, характеризующиеся высокой индивидуальной и общественной восприимчивостью. К данной группе относятся патогенные биологические агенты, вызывающие исключительно особо опасные инфекционные заболевания;

2) II группа патогенные биологические агенты, вызывающие тяжелое инфекционное или паразитарное заболевание человека и (или) животных, в том числе с последующей инвалидизацией, обладающие средним эпидемическим потенциалом (средняя контагиозность), в отношении которых доступны эффективные средства и способы лечения и профилактики, включая вакцины, характеризующиеся высокой индивидуальной и средней общественной восприимчивостью. Данная группа подразделяется на патогенные биологические агенты, вызывающие:

- особо опасные инфекционные заболевания;

- инфекционные и паразитарные заболевания;

3) III группа – патогенные биологические агенты, вызывающие инфекционное или паразитарное заболевание человека и (или) животных, характеризующиеся средним эпидемическим потенциалом (средняя контагиозность), в отношении которых доступны эффективные средства и способы лечения и профилактики, включая вакцины, характеризующиеся средней индивидуальной и низкой общественной восприимчивостью. К данной группе относятся патогенные биологические агенты, вызывающие инфекционные и паразитарные заболевания;

4) IV группа – патогенные биологические агенты, вызывающие инфекционное или паразитарное заболевание человека и (или) животных, характеризующиеся низким эпидемическим потенциалом (низкая контагиозность), в отношении которых доступны эффективные средства и способы лечения и профилактики, включая вакцины, характеризующиеся низкой индивидуальной и общественной восприимчивостью. К данной группе относятся патогенные биологические агенты, вызывающие инфекционные и паразитарные заболевания.

2. Перечень патогенных биологических агентов с учетом их классификации, указанной в настоящей статье, утверждается Правительством Республики Казахстан. 

 

Статья 14. Управление биологическими рисками

1. Управление биологическими рисками применяется с целью снижения верятности возникнования негативных последствий воздействия опасных биологических факторов.

2. Оценка биологических рисков является элементом управления рисками и представляет собой совокупность организационных, аналитических и практических мероприятий, средств, методов, технологий, услуг в различных сферах деятельности обращения с патогенными биологическими агентами.

3. Оценка биологических рисков проводится в отношении потенциально опасных биологических объектов, эпидемических и эпизоотических очагов инфекционных и паразитарных заболеваний, и потенциально очаговой территории, подразделяется на внешнюю и внутреннюю.

4. Внешняя оценка биологических рисков проводится государственными органами и их подведомственными организациями в пределах установленной компетенции.

5. Внутренняя оценка биологических рисков проводится организациями в отношении собственной деятельности по обращению с патогенными биологическими агентами.

6. Оценка биологических рисков должна предусматривать методологию, необходимую для профилактики угроз биологической безопасности, определенных настоящим Законом. Методология оценки биологических рисков утверждается уполномоченными государственными органами в пределах своей компетенции и должна предусматривать градацию биологических рисков по их уровням.

7. Результаты оценки биологических рисков в зависимости от их уровня должны быть использованы для разработки мероприятий по снижению риска до допустимого (приемлемого) его уровня, при котором обеспечиваются условия для защиты населения и охраны окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов.

8. Эффективность мероприятий по снижению риска и достижение их результатов подлежит контролю.

9. В зависимости от уровня биологического риска уполномоченными государственными органами в пределах своей компетенции разрабатываются обязательные для исполнения требования к субъектам, осуществляющим деятельность по обращению с патогенными биологическими агентами.

 

Статья 15. Осуществление деятельности по обращению с патогенными биологическими агентами

1. Субъекты, осуществляющие деятельность по обращению с патогенными биологическими агентами, обязаны соблюдать требования в области биологической безопасности.

2. Субъекты, осуществляющие деятельность по обращению с патогенными биологическими агентами, обязаны обеспечить:

1) получение разрешения на обращение с патогенными биологическими агентами;

2) в зависимости от уровня биологического риска соблюдение требований в области биологической безопасности при осуществлении деятельности по обращению с патогенными биологическими агентами, включая обеспеченность средствами индивидуальной защиты и профилактики;

3) прохождение процедуры аккредитации, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

4) соблюдение требований законодательства Республики Казахстан при работе с информацией ограниченного распространения;

5) предоставление статистической, учетной и отчетной документации (информации), в порядке, установленном уполномоченными органами в пределах компетенции;

6) организацию и проведение мероприятий по обеспечению биологической защиты потенциально опасных биологических объектов с учетом уровня биологических рисков;

7) обеспечивать контроль за безопасным обращением патогенных биологических агентов на всех стадиях их обращения;

8) оказывать содействие уполномоченным органам по вопросам предотвращения или уменьшения рисков, связанных с обращением патогенных биологических агентов;

9) незамедлительно информировать территориальные подразделения уполномоченных органов в области биологической безопасности, ветеринарии, карантина и защиты растений, науки о фактах аварий (возникновения чрезвычайной ситуации), заражения работников инфекционными заболеваниями в процессе обращения с патогенными биологическими агентами;

10) осуществлять обязательное социальное страхование и страхование специалистов и работников от несчастных случаев при исполнении ими трудовых (служебных) обязанностей в соотвествии с трудовым законодательством Республики Казахстан;

11) организовывать прохождение периодических медицинских осмотров и обследований, проводить обучение, инструктирование, проверку знаний по вопросам обеспечения биологической безопасности работников, осуществляющих обращение с патогенными биологическими агентами;

12) обеспечить соблюдение требований законодательства Республики Казахстан об экспортном котроле при ввозе (вывозе) либо транзите через территорию Республики Казахстан патогенных биологических агентов, подлежащих экспортному контролю.

3. Субъекты, осуществляющие деятельность по обращению с патогенными биологическими агентами I – II группы патогенности, помимо обязательств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны:

1) интегрировать информационные системы, применяемые при осуществлении деятельности, с государственной информационной системой в области обеспечения биологической безопасности;

2) обеспечить наличие подготовленных специалистов, осуществляющих обращение с патогенными биологическими агентами I – II группы патогенности, и представить информацию по ним в уполномоченные органы в области здравоохранения, ветеринарии, карантина растений и науки для включения в соотвествующий реестр.

4. Субъекты, осуществляющие обращение с патогенными биологическими агентами, независимо от форм собственности, обязаны получить разрешение на обращение с патогенными биологическими агентами.

5. Разрешение на обращение с патогенными биологическими агентами выдается государственным органом в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, на основании заключения комиссии по контролю за соблюдением требований биологической безопасности.

Положение о комиссии по контролю за соблюдением требований биологической безопасности и ее состав утверждаются государственным органом в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

6. Правила выдачи, отказа, приостановления, возобновления действия, переоформления, лишения (отзыва) разрешений и (или) приложений к разрешениям на обращение с патогенными биологическими агентами утверждается государственным органом в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с Законом «О разрешениях и уведомлениях.

7. Разрешение на обращение с патогенными биологическими агентами выдается на каждый объект (стационарный или мобильный), в котором будет осуществляться обращение с патогенными биологическими агентами, с учетом группы патогенности и степени опасности.

8. Обращение с патогенными биологическими агентами, вызывающими особо опасные инфекционные заболевания вправе осуществлять исключительно государственные предприятия, созданные Правительством Республики Казахстан либо местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы, по решению Правительства Республики Казахстан.

9. Референтные (референс) исследования в области биологической безопасности осуществляются:

1) в диагностически сложных и экспертных случаях;

2) в целях идентификации патогенных биологических агентов, включая проведение исследований в особо сложных случаях;

3) в целях изучения вновь выявленных микроорганизмов;

4) для выдачи экспертного заключения при сомнительных или спорных случаях.

10. Референтные (референс) исследования в области биологической безопасности осуществляются республиканскими государственными предприятиями, аккредитованными в соответствии с законодательством Республики Казахстан об аккредитации.

11. Субъекты, осуществляющие референтные (референс) исследования в области биологической безопасности должны соответствовать национальным стандартам Республики Казахстан и осуществлять организационно-методическую работу по внедрению и функционированию системы оценки качества, а также внешнюю оценку качества деятельности по обращению с патогенными биологическими агентами.

12. Перечень организаций, осуществляющих референтные (референс) исследования, положения об их деятельности, а также критерии и требования к их выбору утверждаются уполномченными органами в соответствии с компетенцией.

 

Статья 16. Учет и мониторинг в области обращения патогенных биологических агентов

1. Учет и мониторинг в области биологической безопасности является элементом управления биологическими рисками и направлен на предупреждение возникнования негативных последствий воздействия опасных биологических факторов.

2. Учет и мониторинг в области биологической безопасности осуществляется на всех этапах обращения патогенных биологических агентов путем:

1) ведения реестров:

- потенциально опасных биологических объектов;

- патогенных биологических агентов I и II групп патогенности;

- специалистов, осуществляющих работу с патогенными биологическими агентами I и II групп патогенности;

2) сбора и анализа информации посредством государственной информационной системы в области биологической безопасности;

3) сбора и анализа статистической, учетной и отчетной документации;

4) проведения обследования территории, объектов окружающей среды (вода, почва, воздух) переносчиков и носителей (в том числе продукты их жизнедеятельности), веществ и материалов, установление причин и условий возникновения инфекционных и паразитарных заболеваний населения, животных, растений;

5) межведомственного обмена информацией и учета в области биологической безопасности;

6) обмена информацией в рамках международного сотрудничества;

7) сбора, обобщения и анализа информации из открытых источников.

3. Правила ведения учета, мониторинга и прогнозирования (моделирования) в области биологической безопасности утверждаются уполномоченным органом в области биологической безопасности.

 

Статья 17. Государственная информационная система в области обеспечения биологической безопасности

1. Государственная информационная система в области обеспечения биологической безопасности создается в целях централизованного учета и мониторинга в области биологической безопасности, управления биологическими рисками, обмена информацией между государственными органами и местными исполнительными органами для выработки скоординированных и оперативных мер реагирования и обеспечения биологической безопасности на территории Республики Казахстан.

2. Государственная информационная система в области обеспечения биологической безопасности формируется на основе статистических и иных документированных сведений, предоставляемых государственными органами и (или) находящимися в их ведении организациями и субъектами обращения патогенными биологическими агентами.

3. Объектами информатизации в области биологической безопасности являются электронные информационные ресурсы, информационные системы и электронные услуги в области биологической безопасности.

4. Субъектами информатизации в области биологической безопасности являются государственные органы, юридические лица, осуществляющие осуществляющие обращение с патогенными биологическими агентами I – II группы патогенности.

5. Информация, поступающая в государственную информационную систему, аккумулируется в унифицированном виде и образует единую национальную базу данных в области обеспечения биологической безопасности.

6. Создание, внедрение, совершенствование, эксплуатация и обеспечение защиты сведений государственной информационной системы в области обеспечения биологической безопасности осуществляется уполномоченным органом в области биологической безопасности в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области информатизации и защиты государственных секретов.

7. Государственные органы, уполномоченные в области биологической безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарии, защиты и карантина растений, а также субъекты, осуществляющие обращение с патогенными биологическими агентами I – II группы патогенности, обязаны предоставлять информацию в государственную информационную систему в соответствии с правилами ведения учета, мониторинга и прогнозирования (моделирования) в области биологической безопасности.

 

Статья 18. Права и обязанности физических и юридических лиц

1. В области обеспечения биологической безопасности физические и юридические лица обязаны:

1) не осуществлять деятельность по обращению с патогенными биологическими агентами без выполнения требований к такой деятельности;

2) сообщать обо всех известных фактах противоправного (несанкционированного) использования патогенных биологических агентов либо свободного их обращения уполномоченным органам в области биологической безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарии, карантина и защиты растений в соответствии с их компетенцией, органам национальной безопасности либо в правоохранительные органы;

3) не допускать распространения информации, в том числе ограниченного доступа, связанной с обращением и распространением патогенных биологических агентов, которая может повлечь ущерб биологической безопасности Республики Казахстан;

4) не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других физических и юридических лиц на обеспечение биологической безопасности, защиту от воздействия опасных биологических факторов.

2. В области обеспечения биологической безопасности физические лица обязаны:

1) в случае обращения за медицинской помощью по поводу инфекционного заболевания сообщить о предшествующем этому обращению пребывании зарубежом и (или) на эндемичной по инфекционной заболеваемости территории Республики Казахстан;

2)   своевременно сообщать в медицинские организации по месту нахождения об ухудшении состояния здоровья, сопровождающемуся характерными для инфекционной болезни признаками;

3) в случае диагностирования тяжелого инфекционного заболевания своевременно сообщать в медицинские организации по месту нахождения информацию о контактах, предшествующих такому диагностированию.

3. В области обеспечения биологической безопасности физические и юридические лица вправе:

1) получать информацию о потенциальных биологических рисках, связанных с планируемым посещением зарубежных стран и эндемичных по инфекционной (паразитарной) заболеваемости регионов Республики Казахстан и мерах по их профилактике;

2) получать достоверную информацию о санитарно-эпидемиологическом и ветеринарно-санитарном состоянии территории и (или) объекта, а также принимаемых мерах, направленных на защиту населения и охрану окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов, на предотвращение биологических угроз в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

3) обращаться по вопросам обеспечения биологической безопасности в соответствующие государственные органы;

4) принимать участие в проведении мероприятий, направленных на обеспечение биологической безопасности с учетом выполнения требований к индивидуальной защите в случаях, установленных законодательством Республики Казахстан;

5) иметь иные права в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

 

Статья 19. Профилактика в области биологической безопасности

1. Профилактика в области биологической безопасности включает в себя комплекс противоэпидемических, ветеринарных мероприятий, мер профилактики в области карантина и защиты растений, и иные меры, направленные на управление биологическими рисками, предотвращение и сдерживание биологических угроз.

2. Профилактика в области биологической безопасности подразделяется на следующие профилактические мероприятия:

1) общие;

2) направленные на источник биологической угрозы;

3) направленные на опасный биологический фактор;

4) направленные на восприимчивый организм.

3. Общие профилактические мероприятия включают в себя:

1) мониторинг и анализ биологических рисков, в том числе прогнозирование инфекционной и паразитарной заболеваемости, мониторинг объектов окружающей среды (почва, вода, воздух), нейтрализация или снижение уровня биологических угроз;

2) обеспечение готовности соответствующих служб к проведению мероприятий по выявлению и локализации очагов инфекционных заболеваний, управление ситуацией с помощью обученного персонала, формирование протоколов (сценариев) реагирования, включая алгоритмы межведомственного взаимодействия;

3) санитарно-просветительская работа с целью повышения уровня информированности населения;

4) соблюдение требований в области биологической безопасности при размещении, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию объектов, размещаемых на территории и в непосредственной близости от потенциально опасных биологических объектов и (или) природных очагов инфекционных заболеваний;

5) мобилизацию кадровых ресурсов из резерва специалистов в области обращения с патогенными биологическими агентами;

6) мобилизацию резервов иммунобиологических препаратов и оборудования, перепрофилирование объектов под нужды профилактических мероприятий в области биологической безопасности;

7) осуществление государственного контроля в области биологической безопасности.

4. Мероприятия, направленные на источник биологической угрозы, включают в себя:

1) своевременное выявление инфицированных и контактировавших с ними лиц, учет и регистрация, изоляция (обсервация), диагностика и лечение (изъятие и уничтожение животных);

2) выявление, обследование и локализация очагов инфекций;

3) предупреждение возникновения и распространения, ввоза и (или) распространения на всей территории Республики Казахстан инфекционных и паразитарных заболеваний;

4) разработка и совершенствование методик раннего выявления (экспресс-диагностика) биологических угроз, в том числе путем использования коллекций патогенных и промышленных микроорганизмов;

5) обеспечение мер биологической защиты на потенциально опасных биологических объектах;

6) межведомственное взаимодействие, в том числе в целях оперативного реагирования на возникновение биологических угроз, включая принятие мер по предотвращению утери, кражи, несанкционированного доступа или обращения, а также диверсий с использованием патогенных биологических агентов или в отношении потенциально опасных биологических объектов.

5. Мероприятия, направленные на опасный биологический фактор, включают в себя:

1) введение ограничительных мероприятий, в том числе карантин;

2) соблюдение индивидуальной и общественной мер защиты, включая применение средств индивидуальной защиты, соблюдение личной гигиены, соблюдение социальной дистанции (оптимальное расстояние между людьми, необходимое для снижения уровня риска инфицирования);

3) проведение дезинфекции, дезинсекции и дератизации;

4) общесанитарные мероприятия и улучшение социально-бытовых условий;

5) проведение противоэпидемических, противоэпизоотических и фитосанитарных мероприятий.

6. Мероприятия, направленные на восприимчивый организм, включают в себя:

1) содействие в формировании здорового образа жизни и здорового питания;

2) иммунопрофилактика и химиопрофилактика в целях предотвращения распространения инфекций;

3) обеспечение защиты сотрудников, осуществляющих в рамках медицинской, ветеринарной и научной деятельности взаимодействие с патогенными биологическими агентами, вызывающими особо опасные инфекционные заболевания в целях профилактики распространения инфекционных болезней;

4) разработка и внедрение учебных программ обучения профилактике инфекционных заболеваний и основ биологической безопасности;

5) проведение профилактических осмотров.

 

Глава 4. Государственный контроль и надзор в области биологической безопасности

 

Статья 20. Общие положения о государственном контроле и надзоре в области биологической безопасности

1.  Задачами государственного контроля и надзора в области биологической безопасности является обеспечение требуемого уровня биологической безопасности посредством проведения проверок соблюдения и исполнения требований в области биологической безопасности, включая предупреждение, выявление, пресечение и устранение правонарушений.

2. Субъектами (объектами) государственного контроля и надзора в области обеспечения биологической безопасности являются субъекты, осуществляющие обращение с патогенными биологическими агентами, и потенциально опасные биологические объекты (далее – субъекты (объекты) контроля и надзора), и подлежат контролю и надзору независимо от ведомственной принадлежности, формы собственности, категории предпринимательства.

3. Объекты государственного контроля и надзора в области обеспечения биологической безопасности (биологически значимые объекты) относятся к объектам высокой эпидемической значимости.

Объекты высокой эпидемической значимости делятся на две группы:

  1. потенциально опасные биологические объекты, осуществляющие обращение с патогенными биологическими агентами, вызывающими особо опасные инфекционные заболевания;
  2. потенциально опасные биологические объекты, осуществляющие обращение с патогенными биологическими агентами, вызывающими инфекционные и паразитарные заболевания.

Перечень патогенных биологических агентов, вызывающих особо опасные инфекционные заболевания, инфекционные и паразитарные заболевания, утверждается уполномоченным органом в области биологической безопасности на основе системы оценки рисков воздействия опасных биологических факторов на состояние здоровья людей, окружающей среды, животных и растений.

4. Должностными лицами, осуществляющими государственный контроль и надзор в области биологической безопасности, являются:

  1. Главный государственный санитарный врач Республики Казахстан, Главный государственный ветеринарно-санитарный инспектор Республики Казахстан, Главным государственным инспектором по карантину растений Республики Казахстан, Главный государственный инспектор Республики Казахстан по государственному контролю в области гражданской обороны, их заместители;
  2. главные государственные санитарные врачи соответствующих административно-территориальных единиц (на транспорте), их заместители;
  3. государственный инспектор Республики Казахстан по государственному контролю в области гражданской обороны;
  4. главный государственный инспектор по государственному контролю в области гражданской обороны соответствующих административно-территориальных единиц, их заместители;
  5. специалисты государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, государственные ветеринарно-санитарные инспекторы, государственные инспекторы по карантину растений, государственный инспектор Республики Казахстан по государственному контролю в области гражданской обороны соответствующих административно-территориальных единиц;
  6. главные государственные санитарные врачи и их заместители, руководители и специалисты структурных подразделений Министерства обороны Республики Казахстан, органов национальной безопасности и внутренних дел, ведомства Управления делами Президента Республики Казахстан, осуществляющих деятельность в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

5. Должностные лица, осуществляющие государственный контроль и надзор в области обеспечения биологической безопасности, помимо прав, предусмотренных Предпринимательским кодексом Республики Казахстан и иными законами Республики Казахстан, имеют право:

  1. запрещать осуществление деятельности по обращению с патогенными биологическими агентами, при:

несоответствии потенциально опасных биологических объектов требованиям в области биологической безопасности;

отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения на объект высокой эпидемической значимости;

отсутствии разрешения на обращение с патогенными биологическими агентами;

непредоставлении и (или) предоставлении недостоверной информации о деятельности субъекта контроля и надзора;

отсутствии необходимых для осуществления деятельности технологического оборудования;

  1. устанавливать ограничительные мероприятия, в том числе карантин, на соответствующих административно-территориальных единицах (на отдельных объектах);
  2. направлять лиц, являющихся потенциальными источниками распространения инфекционных и паразитарных заболеваний, в том числе особо опасных, а также находившихся в контакте с инфекционными больными, на медицинское обследование с отстранением их от работы до получения результатов лабораторного обследования, подтверждающего полную санацию;
  3. приостанавливать до устранения нарушений требований в области биологической безопасности, в том числе в случае отсутствия и (или) недостаточности необходимых для осуществления деятельности технологического оборудования, аппаратуры, инвентаря, средств индивидуальной защиты, деятельность (эксплуатацию) потенциально опасных биологических субъектов, подлежащих государственному контролю и надзору в области обеспечения биологической безопасности, в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях;
  4. обращаться в суд при невыполнении или ненадлежащем выполнении субъектами государственного контроля и надзора в области обеспечения биологической безопасности актов должностных лиц, осуществляющих государственный контроль и надзор в области обеспечения биологической безопасности.

6. По результатам государственного контроля и надзора в области биологической безопасности в зависимости от установленных нарушений требований в области биологической безопасности, должностными лицами, осуществляющими государственный контроль и надзор в области биологической безопасности, в соответствии с законодательством Республики Казахстан могут выноситься следующие акты:

1) акт о результатах проверки;

2) предписание (рекомендация) об устранении нарушений требований в области обеспечения биологической безопасности;

3) постановление об изъятии животных, продукции и сырья животного происхождения, представляющих особую опасность для здоровья животных и человека;

4) протокол об административном правонарушении;

5) постановление о наложении административного взыскания;

6) акт эпизоотологического обследования;

7) решение об установлении или снятии карантина или ограничительных мероприятий в случае возникновения заразных болезней животных;

8) постановления главных государственных санитарных врачей;

9) акт о запрещении либо приостановлении деятельности.

7. Вышестоящий главный государственный санитарный врач на соответствующей территории вправе до вынесения решения по заявлению (жалобе) физических и (или) юридических лиц на действия (бездействие) нижестоящих должностных лиц приостановить исполнение, отменить либо отозвать принимаемые ими акты.

8. Должностные лица, осуществляющие государственный контроль и надзор в области обеспечения биологической безопасности, имеют право на надбавку к должностным окладам в соответствии с единой системой оплаты труда работников для всех органов, содержащихся за счет государственного бюджета, утверждаемой Правительством Республики Казахстан по согласованию с Президентом Республики Казахстан.

9. Государственный контроль и надзор в области обеспечения биологической безопасности проводят органы государственного контроля и надзора в пределах своей компетенции путем совершения одного из следующих действий:

1) посещения должностным лицом, осуществляющим государсвенный контроль и надзор в области обеспечения биологической безопасности, субъекта (объекта) контроля и надзора в целях оценки состояния биологической защиты потенциально опасных биологических объектов, их соответствие требованиям в области обеспечения биологической безопасности, гигиеническим нормативам, национальным и (или) межгосударственным стандартам, в том числе на предмет осуществления антитеррористической деятельности;

2) запрос необходимой информации, касающейся предмета проверки, доступа к соответствующим документам, материалам, архивам, записям, в том числе путем вызова субъекта контроля и надзора с целью получения информации о соблюдении им требований нормативных правовых актов в области обеспечения биологической безопасности, гигиенических нормативов, национальных и (или) межгосударственных стандартов;

3)  мониторинг в области обеспечения биологической безопасности;

4) подготовка и проверка реализации комплекса профилактических и (или) санитарно-противоэпидемических, ветеринарных, фитосанитарных мероприятий.

При выявлении факта нарушений субъектом контроля и надзора требований, установленных законодательством Республики Казахстан, должностное лицо, осуществляющего государственный контроль и надзор в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, обязано принять меры по устранению, предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни и здоровью населения, объектам окружающей среды (почва, вода, воздух), животным и растениям, законным интересам физических и юридических лиц, а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности, установленной законами Республики Казахстан.

10. Основаниями для осуществления государственного контроля и надзора в области обеспечения биологической безопасности являются:

1) результаты мониторинга (наблюдение) в сфере обеспечения биологической безопасности;

         2) сообщения о возникновении технологических нарушений, аварий, чрезвычайных происшествий и ситуаций на потенциально опасных биологических объектах, которые могут привести к биологическому загрязнению объектов окружающей среды, возникновению эпидемий, эпизоотий, эпифитотий, отравлений;

3) информация государственных органов о состоянии антитеррористической защищенности объектов, уязвимых в террористическом отношении, за исключением контроля за состоянием антитеррористической защищенности воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Республики Казахстан, других войск и воинских формирований, объектов специальных государственных органов, органов внутренних дел Республики Казахстан, а также охраняемых объектов и загранучреждений Республики Казахстан, и соблюдением их руководителями требований, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о противодействии терроризму;

4) информация о наличии биологических угроз.

 

Статья 21. Формы государственного контроля и надзора в области обеспечения биологической безопасности

1. Государственный контроль и надзор в отношении субъектов (объектов) контроля и надзора осуществляются в форме проверки в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.

2. Государственный контроль и надзор в отношении субъектов (объектов) контроля и надзора в виде внеплановой проверки осуществляются в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.

3. В ходе осуществления и по результатам проверки применяются меры правоограничительного характера и с правом применения мер оперативного реагирования.

4. Правоограничительные меры оперативного реагирования применяются государственными органами в случае, если деятельность субъекта (объекта) контроля и надзора представляют непосредственную угрозу конституционным правам, свободам и законным интересам физических и юридических лиц, жизни и здоровью людей, окружающей среде, животным и растениям, национальной безопасности Республики Казахстан.

 

Статья 22. Особый порядок проведения проверок в области биологической безопасности

1. Государственный контроль и надзор в области обеспечения биологической безопасности в отношении субъектов контроля и надзора, осуществляются в особом порядке с периодичностью, основанной на системе оценки рисков, определяемой уполномоченным органом в области биологической безопасности.

2. Государственный контроль и надзор в области обеспечения биологической безопасности в отношении субъектов контроля и надзора, осуществляющих обращение с патогенными биологическими агентами, вызывающими особо опасные инфекционные заболевания, осуществляются:

1) без предварительной регистрации проверки в уполномоченном органе в области правовой статистики и специальных учетов;

2) без предварительного уведомления субъекта контроля и надзора.

 

Глава 5. Коллекции (депозитарии) микроорганизмов

 

Статья 23. Коллекционная деятельность

1. Для изучения и определения уникальности патогенных микроорганизмов, их научной и практической ценности, возможности прикладного использования в научной, исследовательской и производственной деятельности, проведения в их отношении международной и национальной патентных процедур осуществляется коллекционная деятельность.

2. Коллекционная деятельность осуществляется путем сбора, идентификации, изучения, учета, паспортизации и хранения (депонирования), осуществляемые в национальных и рабочих коллекциях.

3. Ответственность за сохранность коллекций патогенных и промышленных микроорганизмов несут первые руководители организаций, осуществляющих коллекционную деятельность.

 

Статья 24. Национальные коллекции патогенных и промышленных микроорганизмов

1. В национальных коллекциях патогенных и промышленных микроорганизмов осуществляется формирование, пополнение, учет и централизованное хранение уникальных патогенных и промышленных микроорганизмов, в том числе используемых в качестве эталонных, изолированных из различных источников, тест-штаммов для стандартизации и контроля иммунобиологических препаратов и питательных сред, производственных, депонированных, запатентованных и референтных штаммов, авторских коллекций, а также других штаммов, представляющих научную, образовательную и практическую ценность.

2. Национальные коллекции патогенных и промышленных микроорганизмов содержат штаммы, возбудители особо опасных инфекций и промышленные микроорганизмы, состав которых формируется по признакам происхождения, видового родства, способу воздействия на организм человека, животного или растения и поддерживается в жизнеспособном состоянии с сохранением исходных характеристик.

3. Штаммы патогенных микроорганизмов, используемые при производстве зарегистрированных в установленном порядке и допущенных к обращению лекарственных средств для медицинского и ветеринарного применения, а также медицинских изделий, подлежат обязательному депонированию в национальных коллекциях патогенных микроорганизмов.

4. Национальные коллекции патогенных микроорганизмов создаются в области здравоохранения, ветеринарии и карантина растений, национальная коллекция промышленных микроорганизмов - в области науки.

5. Правила формирования и ведения национальных коллекций патогенных и промышленных микроорганизмов утверждается Правительством Республики Казахстан.

6. Физическая защита национальных коллекций патогенных и промышленных микроорганизмов осуществляется в установленном законодательством порядке.

7. Субъекты, осуществляющие обращение с патогенными биологическими агентами, при выделении, приобретении и (или) ввозе на территорию Республики Казахстан образцов особо опасных патогенных микроорганизмов обязаны представить их образцы в национальную коллекцию патогенных микроорганизмов в области здравоохранения.

8. Национальные коллекции патогенных и промышленных микроорганизмов являются собственностью государства и не подлежат приватизации. Финансовое обеспечение национальных коллекций патогенных микроорганизмов осуществляется за счет средств республиканского бюджета.

9. Организации, уполномоченные на ведение национальных коллекций патогенных и промышленных микроорганизмов, определяются Правительством Республики Казахстан и оказывает консультативную и научно-методическую помощь физическим и юридическим лицам по вопросам систематики и номенклатуры, поиска и подбора штаммов по установленным критериям с учетом требований, предусмотренных для распространения информации ограниченного доступа в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

10. Данные о качественном и количественном содержании, обращении (размещении, передаче, транспортировке, хранении и применении) штаммов, хранящихся в национальных коллекциях, а также используемых системах охраны организаций, в которых создаются национальные коллекции микроорганизмов являются информацией ограниченного доступа в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

 

Статья 25. Рабочие коллекции патогенных и промышленных микроорганизмов

1. Рабочие коллекции патогенных и промышленных микроорганизмов создаются по необходимости в организациях, осуществляющих обращение с патогенными биологическими агентами, в научных, производственных и диагностическо-исследовательских целях.

2. Рабочие коллекции патогенных и промышленных микроорганизмов, поддерживаются в жизнеспособном состоянии с сохранением исходных характеристик, используются в производственных целях и подразделяются на научные, производственные и лабораторные рабочие коллекции.

3. Научные рабочие коллекции используются для научных исследований и (или) подготовки штаммов микроорганизмов к передаче в национальную коллекцию патогенных и (или) промышленных микроорганизмов.

4. Производственные рабочие коллекции используются для производства иммунобилогических препаратов и диагностических средств, содержит штаммы, необходимые для производства и верификации (контроля качества).

5. Лабораторные рабочие коллекции используются для контроля питательных сред, лабораторного контроля и первичной идентификации изолированных патогенных биологических агентов для их последующей передачи в национальную коллекцию патогенных микроорганизмов.

6. Организация, осуществляющая коллекционную деятельность в области здравоохранения, идентифицирует образец особо опасного патогенного микроорганизма, осуществляет его депонирование либо направляет по принадлежности в соответствующую национальную коллекцию микроорганизмов.

 

Глава 6. Правовой статус и социальная защита специалистов, осуществляющие обращение с патогенными биологическими агентами

 

Статья 26. Правовой статус специалистов, осуществляющие обращение с патогенными биологическими агентами

1. Трудовые отношения специалистов, осуществляющих обращение с патогенными биологическими агентами, регулируются Трудовым кодексом Республики Казахстан.

2. Специалисты, допущенные и осуществляющие обращение с патогенными биологическими агентами I-II группы патогенности, подлежат включению в реестр специалистов, осуществляющих обращение с патогенными биологическими агентами I-II группы патогенности.

3. Порядок допуска, формирования и ведения реестра специалистов, осуществляющих обращение с патогенными биологическими агентами I-II группы патогенности, квалификационные требования к ним, устанавливается уполномоченным органами в области биологической безопасности и уполномоченным органом в области ветеринарии в соответствии с компетенцией.

4. В случае необходимости выполнения неотложных оперативных мероприятий, направленных на защиту жизни человека, животных, растений и объектов окружающей среды (вода, почва, воздух) от воздействия опасных биологических факторов, предотвращение и минимизацию биологических угроз, специалисты, осуществляющие обращение с патогенными биологическими агентами, могут привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленного законодательством рабочего времени, а также в ночное время, в выходные и праздничные дни.

Оплата за сверхурочную работу специалистов, осуществляющих обращение с патогенными биологическими агентами, устанавливается в соответствии с Трудовым кодексом Республики Казахстан.

 

Статья 27. Социальная защита специалистов, осуществляющих обращение с патогенными биологическими агентами

1. Специалисты, осуществляющие обращение с патогенными биологическими агентами, подлежат социальной защите в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

2. Социальная защита и пенсионное обеспечение специалистов государственных предприятий, осуществляющих обращение с патогенными биологическими агентами I – II группы патогенности, с учетом вредных (особо вредных) условий труда, повышенного риска приобретения профессиональных заболеваний, осуществляются с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Законом.

Социальная защита медицинских работников, осуществляющих профилактику и лечение инфекционных заболеваний, возбудителями которых являются патогенные биологические агенты, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

3. Специалисты государственных предприятий, осуществляющих обращение с патогенными биологическими агентами I – II группы патогенности, имеют право:

1) на оплату труда с учетом уровня биологических рисков;

2) на охрану здоровья и условия работы, отвечающие требованиям биологической безопасности;

3) на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью при исполнении должостных обязанностей в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан;

4) на обеспечение жильем в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

5) на обязательные медицинские осмотры в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

4. Оплата труда специалистов государственных предприятий, осуществляющих обращение с патогенными биологическими агентами I – II группы патогенности включает в себя должностной оклад, надбавки и доплаты с учетом вредных (особо вредных) условий труда, повышенного риска приобретения профессиональных заболеваний.

Типовая система оплаты труда специалистов государственных предприятий, осуществляющих обращение с патогенными биологическими агентами I – II группы патогенности, устанавливается уполномоченными органами в области биологической безопасности и уполномоченным органом в области ветеринарии в соответствии с компетенцией.

5. При предоставлении ежегодного основного отпуска специалистам государственных предприятий, осуществляющих обращение с патогенными биологическими агентами I – II группы патогенности, выплачивается пособие для оздоровления в размере не менее пяти должностных окладов.

6. Специалистам и работникам государственных предприятий, осуществляющих обращение с патогенными биологическими агентами I – II группы патогенности, при выполнении задач по отбору и транпортировке веществ и материалов, в том числе из объектов окружающей среды (вода, почва, воздух), переносчиков и носителей (в том числе продукты их жизнедеятельности), которые могут содержать патогенные биологические агенты (потенциально опасные вещества и материалы), выплачивается дополнительная компенсация в размере не менее двух месячных расчетных показателей в сутки.

Лицам, предусмотренным частью первой настоящего пункта, осуществляются выплаты, равные возмещению затрат по найму жилья в соответствии с закодательством Республики Казахстан.

7. Нуждающиеся в жилище специалисты государственных предприятий, осуществляющие обращение с патогенными биологическими агентами I – II группы патогенности, обеспечиваются жилищными выплатами на период исполнения должностных обязанностей в соотвествии с жилищным законодательством Республики Казахстан.

8. Право на пенсию по возрасту имеют специалисты, осуществляющие деятельность с патогенными биологическими агентами I – II группы патогенности:

- мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет;

- женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

Исчисление стажа работы в целях расчета выслуги лет, дающей право на пенсию, производится в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

 

Статья 28. Кадровый резерв специалистов для осуществления обращения с патогенными биологическими агентами, условия их мобилизации

1. В целях обеспечения достаточных кадровых ресурсов в области биологической безопасности, готовности к адекватному реагированию на биологические угрозы, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций, создается кадровый резерв специалистов для осуществления обращения с патогенными биологическими агентами.

2. Специалисты, включенные в кадровый резерв, имеют приоритетное право на трудоустройство в государственные предприятия для осуществления деятельности по обращению с патогенными биологическими агентами I – II группы патогенности.

3. Специалисты, включенные в кадровый резерв, в случае необходимости могут быть привлечены к проведению профилактических мероприятий в области биологической безопасности.

4. Правила формирования кадрового резерва утверждаются уполномоченным органом в области биологической безопасности.

 

Глава 7. Научная и образовательная деятельность в области биологической безопасности

 

Статья 29. Приоритеты и направления науки в области биологической безопасности

1. Приоритетные научно-исследовательские направления в области биологической безопасности определяются в государственной программе по обеспечению биологической безопасности.

2. Приоритетные научно-исследовательские направления в области биологической безопасности в том числе должны предусматривать:

1) разработку и реализацию целевых научных, научно-технических программ и грантовых научных проектов;

2) внедрение передовых международных научных технологий, методик и стандартов в области биологической безопасности;

3)   разработку и внедрение национальных стандартов в области биологической безопасности на основе результатов научных исследований;

4)   разработку и производство иммунобиологических, лекарственных и диагностических препаратов для профилактики, лечения и диагностики инфекционных и паразитарных заболеваний на основе прикладного значения научных исследований.

3. Разработка и производство иммунобиологических, лекарственных и диагностических препаратов для профилактики, лечения и диагностики инфекционных и паразитарных заболеваний должны быть научно обоснованны.

4. Результаты научно-исследовательских работ в области биологической безопасности используются в прикладных целях.

5. Научные исследования в области биологической безопасности, передача, публикация их результатов, проводятся в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

 

Статья 30. Обучение в области биологической безопасности

1. Обучение в области биологической безопасности включает в себя подготовку специалистов в рамках технического и профессионального, дополнительного профессионального, послесреднего и высшего и послевузовского образования и направлено на развитие и урепление кадрового потенциала в области биологической безопасности.

2. Повышение квалификации и переподготовка кадров в области биологической безопасности организуется государственными органами, уполномоченными в области биологической безопасности.

3. В случае возникновения чрезвычайной ситуации обеспечивается экстренная подготовка и переподготовка кадров в области биологической безопасности.

4. Обучение, повышение квалификации и переподготовка кадров в области биологической безопасности, проводят организации, аккредитованные в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

 

Статья 31. Государственная поддержка научно-технического потенциала и ресурсов

1. Приоритетным направлением государственной поддержки научно-технического потенциала в области биологической безопасности является:

1) поддержка отечественных научных исследований, направленных на обеспечение биологической безопасности Республики Казахстан, включая предупреждение биологических угроз и управление биологическими рисками;

2) поддержка развития производства иммунобиологических и диагностических препаратов, средств дезинфекции, дезинсекции, дератизации и индивидуальной защиты, лабораторного оборудования;

3) обеспечение трансферта результатов научно-исследовательских работ в области биологической безопасности для практического применения.

2. В целях сохранения научно-кадрового потенциала, государственная поддержка прикладных научных исследований и программ, направленных на обеспечение биологической безопасности Республики Казахстан, осуществляется на принципах стабильности и непрерывности.

 

Глава 8. Заключительные положения

 

Статья 32. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан в области биологической безопасности

Нарушение законодательства Республики Казахстан в области биологической безопасности влечет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

 

Статья 33.Порядок введения в действие настоящего Закона

1. Настоящий Закон вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования.

2. Субъекты предпринимательства, осуществляющие деятельность обращению с патогенными биологическими агентами, обязаны переоформить разрешения в соответствии с пунктом 2 статьи 14 настоящего Закона в течении шести месяцев с момента введения в действие настоящего Закона.

3. Субъекты предпринимательства, осуществляющие услуги по дезинфекции, дезинсекции и дератизации, обязаны получить лицензию в соответствии с законодательством «О разрешениях и уведомлениях» в течении шести месяцев с момента введения в действие настоящего Закона.

 

 

 

 

Комментарий

ТУКБАЕВ КАНАТ

ЗАКОН... посмотреть текст 07/03 - 20:20

данный законопроект не прошел общественные слушания,принимается на скорую руку ,для большинства населения страны которые даже прочитав данный законопроект не поймут чего хотят добиться власти приняв его. Обсуждение данного закона должно проходить среди специалистов в области Био безопасности,которые смогут разобрать каждую главу статью определение слова и донести это все до народа РК понятным простым языком и решить нужен ли нам такой закон! Напоминаю всем властьимущим что по конституций РК НАРОД Казакстана является единственным источником ВЛАСТИ в стране!!!

19/03 - 13:17

данный законопроект вынесен на обсуждение, согласование и внесены изменения в соответствии с предложениями рабочих экспертных групп, профильных специалистов в данном направлении, представителей госорганов, предпринимательства, общественности и т.д.

ПАЛТАЕВА ЭЛЬМИРА

1) своевременное выявление инфицированных и контак... посмотреть текст 07/03 - 15:00

Что под собой подразумевает "своевременное выявление"? Кто и каким образом будет это делать? Не приведет ли это к принудительным обследованиям, тестированиям? На каком основании вводится обсервация контактных??? Где права человека???

19/03 - 13:20

В данном случае перечислены угрозы, в случае появления которых повышается риск нарушения стабильности биологической безопасности - состояния защищенности людей, животных, растений и объектов окружающей среды (вода, почва, воздух) от опасных биологических факторов, в том числе обеспечиваемое мерами биологической защиты. Данная норма никоим образом не нарушает права человека согласно Конституции и Всеобщей декларации прав человека о свободе передвижения. Более того, действие этой нормы, как и действие настоящего Закона имеют цель защитить население, животных, растения и объекты окружающей среды (вода, почва, воздух) от воздействия опасных биологических факторов.

ПАЛТАЕВА ЭЛЬМИРА

ЗАКОН... посмотреть текст 07/03 - 14:55

Категорически против данного Закона. Под понятие патогенного биологического агента подпадают ВСЕ возбудители заболеваний (бактерии. вирусы. грибы и тд). Согласно нормам этого Закона человек, который заболел ЛЮБЫМ инфекционным заболеванием, может быть ограничен в основных правах, подвергнут карантинным и ограничительным мерам. Государственные органы наделяются еще большими правами в части применения данных мер, причем отсутствует четкое понятие "особой биологической опасности". В данном Законе наоборот усматриваю опасность для человека, его прав и свобод.

19/03 - 13:19

В данном случае перечислены угрозы, в случае появления которых повышается риск нарушения стабильности биологической безопасности - состояния защищенности людей, животных, растений и объектов окружающей среды (вода, почва, воздух) от опасных биологических факторов, в том числе обеспечиваемое мерами биологической защиты. Данная норма никоим образом не нарушает права человека согласно Конституции и Всеобщей декларации прав человека о свободе передвижения. Более того, действие этой нормы, как и действие настоящего Закона имеют цель защитить население, животных, растения и объекты окружающей среды (вода, почва, воздух) от воздействия опасных биологических факторов.

ПАЛТАЕВА ЭЛЬМИРА

потенциально опасный биологический объект – объект... посмотреть текст 07/03 - 14:54

Почему одновременно в обсуждениях и концепция закона о биологической безопасности и сам Закон? Почему не дождавшись обсуждения концепции, уже обсуждается Закон? Считаю, что Закон должен быть снят с рассмотрения!

19/03 - 13:39

Концепция для обсуждения размещена раньше Закона

КУЗНЕЦОВА ЕЛЕНА

ЗАКОН... посмотреть текст 05/03 - 17:57

Против данного Закона....

19/03 - 13:04

Просим дать конкретные предложения

КУЗНЕЦОВА ЕЛЕНА

патогенный биологический агент – микроорганизмы (б... посмотреть текст 05/03 - 17:40

Тоесть если у человека вдруг обнаружат гильминтов, он автоматически опасен для окружающей среды, и он за это будет наказан???? Против данного Закона...

19/03 - 13:03

Просим дать конкретные предложения

КУЗНЕЦОВА ЕЛЕНА

Статья 31. Ответственность за нарушение законодате... посмотреть текст 05/03 - 17:32

Какая ответственность и за что??? Что должен нарушить человек, за что должен понести наказание, какие наказания??? Против данного Закона.

19/03 - 13:03

Просим дать конкретные предложения

КУЗНЕЦОВА ЕЛЕНА

Статья 17. Права и обязанности физических и юридич... посмотреть текст 05/03 - 17:29

Какие права и обязанности??? Где этому расшифровка??? Против данного Закона...

19/03 - 13:03

Просим дать конкретные предложения

ВОРОНЦОВА ЕЛЕНА

О биологической безопасности Республики Казахстан... посмотреть текст 05/03 - 13:10

Требую исключить из этого закона все пункты. связанные с инфекционными заболеваниями. Человек с инфекциями справляется сам.у него есть иммунитет.Каждой зимой повышается заболеваемость ОРВИ .Теперь что же,каждая ОРВИ будет угрозой и поводом для карантинов ?

19/03 - 13:02

Данный законопроект направлен на охрану здоровья населения страны и окружающей среды от болезнетворных микроорганизмов

ДЮСЕНБАЕВА ГУЛЬНАРА

Статья 11. Компетенция местных исполнительных орга... посмотреть текст 04/03 - 17:54

Исключить полностью эту статью. Местные исполнительные органы не компетентны по вопросам биологической безопасности.

19/03 - 13:01

Просим дать конкретные предложения