Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Проект Закона Республики Казахстан «Об общественном контроле»

Краткое содержание: Проект Закона Республики Казахстан «Об общественном контроле»
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Проект Закона
Дата создания: 04/03/2021
Публичное обсуждение до: 19/03/2021
Дата запуска онлайн-обсуждения: 19/03/2021 17:25:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 19/03/2021 18:30:00
Приложенные документы:

Проект Закона

 

Закон Республики Казахстан «Об общественном контроле»

 

Настоящий Закон регулирует общественные отношения, связанные с организацией и осуществлением общественного контроля в Республике Казахстан.

 

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) общественный контроль – деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в порядке и формах, установленных настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан, направленная на анализ и оценку деятельности объектов общественного контроля, затрагивающих права и законные интересы неограниченного круга лиц, а также на разработку рекомендаций;

2) субъекты общественного контроля – граждане Республики Казахстан;

некоммерческие организации, зарегистрированные на территории Республики Казахстан, за исключением корпоративных фондов, религиозных объединений (далее – некоммерческие организации);

иные субъекты, которым предоставлено право или полномочия на осуществление общественного контроля в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

3) объекты общественного контроля – органы, учреждения исполнительной государственной власти и местного государственного управления;

государственные учреждения, не являющиеся государственными органами;

государственные предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, в том числе национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компаний, учредителем, участником или акционером которых является государство, а также дочерние, зависимые и иные юридические лица, являющиеся аффилированными с ними в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;

организации, являющиеся исполнителями функций центральных и (или) местных исполнительных органов;

юридические лица, являющиеся получателями бюджетных средств, в части деятельности, касающейся использования средств, выделенных из государственного бюджета. 

4) группа общественного контроля – группа граждан Республики Казахстан, созданная для осуществления общественного контроля;

5) конфликт интересов при осуществлении общественного контроля (далее – конфликт интересов) – ситуация, при которой заинтересованность субъектов общественного контроля, эксперта, члена (участника), учредителя, руководителя, работника субъектов общественного контроля влияет или может повлиять на объективность осуществления общественного контроля;

6) мотивированный ответ – информация объекта общественного контроля, о всестороннем, полном и объективном рассмотрении обстоятельств, указанных в рекомендациях по результатам общественного контроля.

 

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан об общественном контроле  

1. Законодательство Республики Казахстан об общественном контроле основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

3. Особенности осуществления общественного контроля устанавливаются законодательными актами Республики Казахстан.

Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с осуществлением общественного контроля, в части не урегулированной законодательными актами Республики Казахстан.

4. Действие настоящего закона не распространяется на общественные отношения, регулируемые законодательством о выборах и референдумах.

 

Статья 3. Цели и задачи общественного контроля

1. Целью общественного контроля является обеспечение участия граждан в управлении делами государства.

2. Задачами общественного контроля являются:

1) вовлечение граждан в процесс общественного контроля;

2) обеспечение учета общественного мнения при принятии решений объектами общественного контроля;

3) обеспечение прозрачности и открытости деятельности объектов общественного контроля;

4) обеспечение взаимодействия субъектов и объектов общественного контроля;

5) повышение эффективности деятельности объектов общественного контроля;

6) повышение уровня доверия граждан к деятельности объектов общественного контроля;

7) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.

 

Статья 4. Принципы деятельности общественного контроля

Общественный контроль осуществляется на основе следующих принципов:

1) соблюдение конституционных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;

2) публичность и открытость осуществления общественного контроля и общественного обсуждения его результатов;

3) открытость, прозрачность и законность деятельности субъектов общественного контроля;

4) добровольность участия субъектов общественного контроля в осуществлении общественного контроля;

5) недопустимость неправомерного вмешательства объектов общественного контроля в осуществление общественного контроля;

6) недопустимость неправомерного вмешательства субъектов общественного контроля в деятельность объектов общественного контроля;

7) независимость субъектов общественного контроля;

8) многообразие форм общественного контроля.

 

Статья 5. Условия участия в осуществлении общественного контроля

1. Граждане Республики Казахстан осуществляют общественный контроль непосредственно или путем участия в группах общественного контроля.

2. Гражданами Республики Казахстан - субъектами общественного контроля не могут быть лица:

1)      имеющие не погашенную или не снятую в установленном законодательством порядке судимость;

2) признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

3) состоящие на учете у психиатра и (или) нарколога;

 

Глава 2. Субъекты и объекты общественного контроля

Статья 6. Права и обязанности субъектов общественного контроля

  1. Субъекты общественного контроля имеют право:
  1. осуществлять общественный контроль в формах, предусмотренных настоящим Законом и законодательством Республики Казахстан;
  2. направлять объектам общественного контроля рекомендации по результатам общественного контроля, включающие предложения о мерах по устранению выявленных нарушений;
  3. размещать рекомендации по результатам общественного контроля и мотивированные ответы объектов общественного контроля в средствах массовой информации;
  4. направлять информацию о выявленных нарушениях в ходе осуществления общественного контроля в соответствующие уполномоченные органы;
  5. посещать объекты общественного контроля;
  6. привлекать экспертов к осуществлению общественного контроля, в порядке, предусмотренным настоящим Законом;
  7. запрашивать информацию у объектов общественного контроля, в порядке, предусмотренным законодательством о доступе к информации;
  8. использовать средства аудиовизуальной техники, а также производить видео- и фотосъемку при осуществлении общественного контроля с учетом норм законодательства Республики Казахстан;
  9. обжаловать действия (бездействия) объектов общественного контроля в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
  10. осуществлять иные права, предусмотренные законами Республики Казахстан.

2. Субъекты общественного контроля обязаны:

  1. соблюдать законодательство Республики Казахстан;
  2. осуществлять общественный контроль в соответствии с требованиями настоящего Закона и законодательством Республики Казахстан;
  3. информировать объект общественного контроля об осуществлении общественного контроля, а в случае, если субъектом общественного контроля являются гражданин Республики Казахстан или граждане Республики Казахстан в составе группы общественного контроля о соответствии требованиям, установленным пунктом 2 статьи 5 настоящего Закона;
  4. не допускать конфликта интересов при осуществлении общественного контроля;
  5. требовать от участников общественного контроля соблюдения установленного режима работы объекта общественного контроля при осуществлении общественного контроля;
  6. проверять экспертов, а также членов групп общественного контроля на соответствие требованиям, предусмотренным настоящим Законом, в случаях несоответствия, не допускать их к осуществлению общественного контроля;
  7. соблюдать меры безопасности при осуществлении общественного контроля, требовать от своих представителей соблюдения мер безопасности при осуществлении общественного контроля;
  8. не распространять персональные данные без согласия субъектов персональных данных, а также не разглашать сведения, полученные от объектов общественного контроля, составляющие охраняемую законами Республики Казахстан тайну;
  9. осуществлять иные обязанности, установленные законами Республики Казахстан.

 

Статья 7. Права и обязанности объектов общественного контроля

1. Объекты общественного контроля имеют право:

  1. получать от субъектов общественного контроля информацию об осуществлении общественного контроля и о его результатах;
  2. использовать средства аудиовизуальной техники, а также производить видео- и фотосъемку при осуществлении общественного контроля с учетом норм законодательства Республики Казахстан;
  3. требовать соблюдения мер безопасности при осуществлении общественного контроля на объекте общественного контроля;
  4. обратиться к субъектам общественного контроля для инициирования проведения общественного контроля;
  5. осуществлять иные права, предусмотренные законами Республики Казахстан.

2. Объекты общественного контроля обязаны:

1) соблюдать законодательство Республики Казахстан, права и законные интересы субъектов общественного контроля и (или) его представителей;

2) обеспечить доступ субъектов общественного контроля на территорию и в помещения объектов общественного контроля на основании и в порядке, установленных законодательством Республики Казахстан;

3) обеспечить доступ к информации о своей деятельности, за исключением информации с ограниченным доступом, и рассматривать запросы субъектов общественного контроля в соответствии с требованиями законодательства о доступе к информации;

4) обеспечить соблюдение представителями объектов общественного контроля общепринятых морально-этических норм поведения при осуществлении общественного контроля;

5) обеспечить безопасность участников общественного контроля в соответствии с установленными нормативами для данного объекта общественного контроля;

6) размещать рекомендации по результатам общественного контроля, а также мотивированные ответы на рекомендации по результатам общественного контроля на интернет-ресурсах объектов общественного контроля;

7) рассматривать и принимать решения по исполнению рекомендаций по результатам общественного контроля, а также направлять мотивированные ответы;

8) осуществлять иные обязанности, установленные законами Республики Казахстан.

 

Глава 3. Формы и результаты общественного контроля

Статья 8. Формы общественного контроля

1. Общественный контроль осуществляется в форме общественных обсуждений, общественной экспертизы, общественного мониторинга и иных формах, устанавливаемых законодательством Республики Казахстан.

2. Общественный контроль может осуществляться одновременно в нескольких формах.

3. При осуществлении общественного контроля могут проводиться публичные обсуждения с обязательным участием субъектов и представителей объектов общественного контроля. 

 

Статья 9. Общественное обсуждение

1. Общественное обсуждение проводится в целях организации публичного обсуждения деятельности объектов общественного контроля, затрагивающих права и законные интересы неограниченного круга лиц.

 2. Субъекты общественного контроля до даты проведения общественного обсуждения размещают в средствах массовой информации тему, дату и время общественного обсуждения, а также информацию, относящуюся к предмету общественных обсуждений.

3. Субъекты общественного контроля обязаны сообщать и приглашать представителей объектов общественного контроля для участия в общественных обсуждениях.  

4. Объекты общественного контроля могут оказывать техническое содействие в организации общественного обсуждения субъектам общественного контроля.

5. Участники общественного обсуждения при его проведении вправе озвучивать предложения по предмету общественного слушания.

6. Рекомендации, принятые на основе протокола по итогам проведения общественного обсуждения, направляются субъектами общественного контроля объектам общественного контроля для рассмотрения.

 

Статья 10. Общественная экспертиза

1. Общественная экспертиза осуществляется субъектами общественного контроля в целях анализа и оценки деятельности объектов общественного контроля, затрагивающих права и законные интересы неограниченного круга лиц.

2. Субъекты общественного контроля для проведения общественной экспертизы вправе привлекать экспертов.

3. Экспертом может быть физическое лицо, имеющее высшее и (или) послевузовское образование в соответствующей сфере, обладающее научными и (или) практическими знаниями по предмету общественной экспертизы.

4. Заключение общественной экспертизы, содержащее выводы экспертов, оформляется в виде рекомендаций общественной экспертизы и направляется объектам общественного контроля для рассмотрения.

 

Статья 11. Общественный мониторинг

1. Общественный мониторинг представляет собой наблюдение за деятельностью объектов общественного контроля, затрагивающих права и законные интересы неограниченного круга лиц.

2. Субъекты общественного контроля осуществляет общественный мониторинг путем сбора, обобщения и анализа информации, касающейся деятельности объектов общественного контроля, затрагивающих права и законные интересы неограниченного круга лиц.

3. Субъекты общественного контроля, в случае необходимости, могут осуществлять общественный мониторинг с посещением объектов общественного контроля.

4. Рекомендации по итогам общественного мониторинга направляются субъектами общественного контроля объектам общественного контроля для рассмотрения.

 

Статья 12. Рекомендации общественного контроля

1. По итогам осуществления общественного контроля субъектом общественного контроля разрабатываются рекомендации по результатам общественного контроля.

К рекомендациям по результатам общественного контроля прилагаются информация о месте и времени осуществления общественного контроля, задачах общественного контроля, субъектах общественного контроля, формах общественного контроля, фактах и обстоятельствах, установленных при осуществлении общественного контроля, предложения и выводы, а также иные документы, полученные при осуществлении общественного контроля.

2. Субъект общественного контроля направляет рекомендации объекту общественного контроля на государственном и (или) русском языках.

В случае, если субъектом общественного контроля являются граждане Республики Казахстан в составе группы общественного контроля, рекомендации направляются группой общественного контроля.

3. Рекомендации по итогам общественного контроля являются обязательными для рассмотрения и принятия решения объектами общественного контроля.

4. Объекты общественного контроля рассматривают рекомендации по результатам общественного контроля в течение двадцати календарных дней со дня получения и направляют субъекту общественного контроля мотивированный ответ.

5. Объекты общественного контроля обязаны принять меры для всестороннего, полного и объективного рассмотрения обстоятельств, указанных в рекомендациях по результатам общественного контроля и предоставить возможность субъекту общественного контроля участвовать в рассмотрении его обращения в форме заслушивания, если это не нарушает права, свободы других лиц.

6. Заслушивание может осуществляться путем приглашения субъекта общественного контроля, в том числе посредством видеоконференцсвязи или иных средств коммуникации.

Субъект общественного контроля уведомляется заранее, но не позднее чем за три рабочих дня до принятия решения по рассмотрению рекомендаций по результатам общественного контроля.

 

Глава 4. Заключительные положения

Статья 13. Материально-техническое и организационное обеспечение осуществления общественного контроля

Материально-техническое и организационное обеспечение общественного контроля осуществляется за счет средств субъектов общественного контроля и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.

 

Статья 14. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан при осуществлении общественного контроля

Нарушение законодательства Республики Казахстан при осуществлении общественного контроля влечет ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

 

Статья 15. Порядок введения в действие настоящего Закона

Настоящий Закон вводится в действие с 1 января 2022 года.

 

Президент Республики Казахстан

Комментарий

BIN110240012479

1. Граждане Республики Казахстан осуществляют обще... посмотреть текст 17/03 - 13:23

Добавить! Неправительственные, профессиональные и не профессиональные общественные организации официально зарегистрированные в Республики Казахстан работающие в различных сферах затрагивающих права и интересы гражданина, включая такие как Фонды,Союзы,Лиги,Ассоциации и другие, осуществляют Общественный контроль самостоятельно или в группах Общественного контроля.

19/03 - 17:17

Согласно подпункту 2) ст.1 Законопроекта субъектом общественного контроля являются граждане Республики Казахстан; некоммерческие организации, зарегистрированные на территории Республики Казахстан, за исключением корпоративных фондов, религиозных объединений (далее – некоммерческие организации); а также иные субъекты, которым предоставлено право или полномочия на осуществление общественного контроля в соответствии с законодательством Республики Казахстан. В соответствии с Законом «О некоммерческих организациях» могут быть созданы в формах фонда, объединения юридических лиц в форме ассоциации (союза) и в иной форме, предусмотренной законодательными актами. Таким образом, перечисленные Вами формы общественных организаций в соответствии с проектом Закона являются субъектами общественного контроля.

BIN110240012479

Проект Закона... посмотреть текст 17/03 - 12:06

К сожалению, проект очень и очень сырой и требует всесторонней доработки и проведения соотвествующих экспертиз.

19/03 - 17:19

Предлагаем при рассмотрении проектов НПА четко изложить свое мнение и дать конкретные предложения и замечания к данному проекту. В ходе разработки Законопроекта организовано более 16 дискуссионных площадок с участием представителей общественности, депутатов Парламента по обсуждению законопроектов, в том числе заседаний Рабочей группы. По законопроекту проведены научно-правовая, научно-экономическая, антикоррупционная экспертизы. Кроме того, законопроект получил экспертное заключение НПП «Атамекен», Общественного совета в сфере информации и общественного развития.

BIN110240012479

1. Граждане Республики Казахстан осуществляют обще... посмотреть текст 17/03 - 12:03

Кто будет принимать решение об участии граждан или организаций, в том числе профессиональных и не профессиональных НПО в Общественном контроле? В какие сроки будет предоставляться решение? Где можно будет обжаловать решение в случае не согласия с принятым решением?

19/03 - 17:20

Решение об участии граждан или организаций в проведении общественного контроля принимают сами субъекты общественного контроля, указанные в подпункте 2) в ст.1 законопроекта, на добровольной основе. Если вы имеете в виду решение о составе группы, то данное решение принимается исключительно субъектами общественного контроля, так как профессиональные либо непрофессиональные НПО в первую очередь являются гражданами страны. Следовательно согласно нормам Законопроекта, гражданин страны вправе проводить общественный контроль и определять сроки самостоятельно.

BIN110240012479

6) недопустимость неправомерного вмешательства суб... посмотреть текст 17/03 - 12:00

Неправомерность это что? Некий эфимерный термин под который можно подвести всё что угодно и кого угодно.В то же время это барьер для проведения проверки в том числе и деятельности Общественного контроля.

19/03 - 17:20

Под данной нормой подразумеваются неправомерные действия со стороны субъектов общественного контроля, имеющие отрицательный эффект на деятельность объектов общественного контроля и являющиеся недопустимым согласно законодательству Республики Казахстан.

BIN110240012479

1. Граждане Республики Казахстан осуществляют обще... посмотреть текст 17/03 - 11:59

непосредственно изменинить на лично

19/03 - 17:21

Слово «непосредственно» используется в нормах Конституции РК. В этой связи, учитывая, что законопроект разработан на основе принципов Конституции РК, применена данная формулировка. Кроме того, слово «непосредственно» имеет смысловую схожесть со словом «лично». В этой связи, считаем, что данное слово не меняет смысл данной нормы.

BIN110240012479

5) недопустимость неправомерного вмешательства объ... посмотреть текст 17/03 - 11:56

Неправомерность это что? Некий эфимерный термин под который можно подвести всё что угодно и кого угодно.В то же время это барьер для проведения проверки в том числе и деятельности Общественного контроля.

19/03 - 17:21

Под данной нормой подразумеваются неправомерные действия со стороны объектов общественного контроля, имеющие отрицательный эффект на деятельность субъектов общественного контроля и являющиеся недопустимым согласно законодательству Республики Казахстан.

ГУЛЕВ АЛЕКСАНДР

4) группа общественного контроля – группа граждан ... посмотреть текст 17/03 - 09:42

Замечательно, что BIN110240012479 акцентировал внимание на создании групп контроля, следует либо в этом пункте, либо в статью 5 п.2 данного документа добавить указание о том, что общественный контроль имеют право осуществлять лица (группы), явно или косвенно не афиллированные с объектом контроля.

17/03 - 19:31

Законопроектом предусмотрена норма о недопущении со стороны субъектов общественного контроля конфликта интересов, случаев когда заинтересованность субъектов общественного контроля, эксперта, члена (участника), учредителя, руководителя, работника субъектов общественного контроля влияет или может повлиять на объективность осуществления общественного контроля.

BIN110240012479

Закон Республики Казахстан «Об общественном контро... посмотреть текст 15/03 - 16:46

Не понятно зачем этот Закон если все права граждан страны на такую деятельность прописаны в Конституции Республики Казахстан. Статья 3; 1. Единственным источником государственной власти является народ. Статья 12; 1. 1. В Республике Казахстан признаются и гарантируются права и свободы человека в соответствии с Конституцией.

17/03 - 19:38

Безусловно, Законопроект разработан на основе принципов Конституции Республики Казахстан. Законопроект регулирует общественные отношения, связанные с организацией и осуществлением общественного контроля в стране и определяет порядок и формы осуществления общественного контроля.

BIN110240012479

1. Граждане Республики Казахстан осуществляют обще... посмотреть текст 15/03 - 16:39

При чём здесь Общественный контроль? Конституция РК, Статья 20.Пункт 2. Каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом. Перечень сведений, составляющих государственные секреты Республики Казахстан, определяется законом.

17/03 - 19:38

Безусловно, Законопроект разработан на основе принципов Конституции Республики Казахстан. Законопроект регулирует общественные отношения, связанные с организацией и осуществлением общественного контроля в стране и определяет порядок и формы осуществления общественного контроля.

BIN110240012479

4) группа общественного контроля – группа граждан ... посмотреть текст 15/03 - 16:36

Созданная кем? Конституция РК, Статья 33. Пункт 1. 1. Граждане Республики Казахстан имеют право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

17/03 - 19:39

Группы общественного контроля создаются гражданами Республики Казахстан - субъектами общественного контроля. В соответствии со ст. 5 граждане осуществляют общественный контроль непосредственно или путем участия в группах общественного контроля.