Единый контакт-центр

1414

8-800-080-7777

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития конкуренции»

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 2    (  Версия 1  )
Тип НПА: Проект Закона
Дата создания: 11/03/2021
Публичное обсуждение до: 30/03/2021
Дата запуска онлайн-обсуждения: 06/04/2021 13:00:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 06/04/2021 15:00:00
Приложенные документы:

Проект

 

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

 

О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития конкуренции

 

 

Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:

  1. В Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года

(Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2008 г., № 21, ст.93; 2009 г., № 23, ст.112; № 24, ст.129; 2010 г., № 5, ст.23; № 7, ст.29, 32; № 15, ст.71; № 24, ст.146, 149, 150; 2011 г., № 2, ст.21, 25; № 4, ст.37; № 6, ст.50; № 7, ст.54; № 11, ст.102; № 13, ст.115; № 15, ст.125; № 16, ст.129; № 20, ст.151; № 24, ст.196; 2012 г., № 1, ст.5; № 2, ст.16; № 3, ст.21; № 4, ст.30, 32; № 5, ст.36, 41; № 8, ст.64; № 13, ст.91; № 14, ст.94; № 18-19, ст.119; № 23-24, ст.125; 2013 г., № 2, ст.13; № 5-6, ст.30; № 8, ст.50; № 9, ст.51; № 10-11, ст.56; № 13, ст.63; № 14, ст.72; № 15, ст.81, 82; № 16, ст.83; № 20, ст.113; № 21-22, ст.114; 2014 г., № 1, ст.6; № 2, ст.10, 12; № 4-5, ст.24; № 7, ст.37; № 8, ст.44; № 11, ст.63, 69; № 12, ст.82; № 14, ст.84, 86; № 16, ст.90; № 19-I, 19-II, ст.96; № 21, ст.122; № 22, ст.128, 131; № 23, ст.143; 2015 г., № 2, ст.3; № 11, ст.57; № 14, ст.72; № 15, ст.78; № 19-I, ст.100; № 19-II, ст.106; № 20-IV, ст.113; № 20-VII, ст.117; № 21-I, ст.121, 124; № 21-II, ст.130, 132; № 22-I, ст.140, 143; № 22-II, ст.144; № 22-V, ст.156; № 22-VI, ст.159; № 23-II, ст.172; 2016 г., № 7-II, ст.53; № 8-I, cт.62; № 12, ст.87; № 22, ст.116; № 23, ст.119; № 24, ст.126; 2017 г., № 4, ст.7; № 6, ст.11; № 9, ст.18; № 10, ст.23; № 13, ст.45; № 14, ст.51; № 15, ст.55; № 20, ст.96; № 22-III, ст.109; № 23-III, ст.111; № 23-V, ст.113; № 24, ст.115; 2018 г., № 1, ст.2; № 7-8, ст.22; № 9, ст.31; № 10, ст.32; № 12, ст.39; № 14, ст.42; № 15, ст.47, 50; № 16, ст.55; № 19, ст.62; № 22, ст.82, 83; № 24, ст.93; 2019 г., № 1, ст.4; № 5-6, ст.27; № 7, ст.37, 39; № 8, ст.45; № 15-16, ст.67; № 19-20, ст.86; № 23, ст.99, 106; № 24-I, ст.118, 119; 2020 г., № 9, ст.31; № 10, ст.39, 44; № 11, ст.54; № 12, ст.61, 63; № 14, ст.68, 75; № 16, ст.77):

1) подпункт 2) пункта 2 статьи 41 изложить в следующей редакции:

«2) антимонопольного органа на предмет соответствия законодательству Республики Казахстан в области защиты конкуренции, выдаваемого в порядке, определяемом антимонопольным органом.»;

2) статью 41 дополнить пунктом 4-1 следующего содержания:

«4-1. К государственным заданиям могут быть отнесены:

1) государственный заказ по проведению государственной информационной политики;

2) услуги в области аэрокосмической промышленности;

3) услуги в сфере религиозной политики;

4) услуги Национального олимпийского и паралимпийского    комитетов.

Запрещается включение в Перечень государственных заданий услуг, не указанных в части первой настоящего пункта.».

2. В Предпринимательский кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2015 г., № 20-II, 20-III, cт.112; 2016 г., № 1, ст.4; № 6, ст.45; № 7-II, ст.55; № 8-I, ст.62, 65; № 8-II, ст.72; № 12, ст.87; № 23, ст.118; № 24, ст.124, 126; 2017 г., № 9, ст.21; № 14, ст.50, 51; № 22-III, ст.109; № 23-III, ст.111; № 23-V, ст.113; № 24, ст.115; 2018 г., № 10, ст.32; № 11, ст.37; № 14, ст.44; № 15, ст.46, 49, 50; № 19, ст.62; № 22, ст.82, 83; № 24, ст.94; 2019 г., № 2, ст.6; № 5-6, ст.27; № 7, ст.37, 39; № 8, ст.45; № 15-16, ст.67; № 19-20, ст.86; № 21-22, ст.90, 91; № 23, ст.108; № 24-I, ст.118; № 24-II, ст.123, 124; Закон Республики Казахстан от 13 мая 2020 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 14 мая 2020 г.; Закон Республики Казахстан от 13 мая 2020 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования миграционных процессов», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда»         14 мая 2020 г.; Закон Республики Казахстан от 25 мая 2020 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 26 мая 2020 г.):

1) оглавление дополнить статьями 163-2, 163-3, 174-1, 194-1, 210-1 следующего содержания:

«Статья 163-2. Особенности разработки и принятия нормативных правовых актов, оказывающих воздействие на конкуренцию

Статья 163-3. Оценка воздействия на конкуренцию

Статья 174-1. Обеспечение равного доступа к ключевым мощностям

Статья 191-1. Создание барьеров смены продавца (поставщика) товара

Статья 210-1. Доверенное лицо»;

2) в статье 90-6:

подпункт 13) изложить в следующей редакции:

«13) утверждает методики по проведению анализа состояния конкуренции на товарном рынке с определением критериев взаимозаменяемости товаров, доступности их приобретения, а также границ товарного рынка, на рынках финансовых услуг – по согласованию с уполномоченным органом по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций, на рынках цифровых услуг – по согласованию с уполномоченным органом в области информатизации;»;

дополнить подпунктами 20-1) и 20-2) следующего содержания:

«20-1) разрабатывает и утверждает правила проведения мониторинга деятельности государственных предприятий, юридических лиц, более пятидесяти процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированных с ними лиц на предмет получения согласия антимонопольного органа при создании, расширении и (или) изменении осуществляемых видов деятельности, а также осуществления исключительно тех видов деятельности, на которые получено согласие антимонопольного органа;

20-2) осуществляет мониторинг деятельности государственных предприятий, юридических лиц, более пятидесяти процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированных с ними лиц на предмет получения согласия антимонопольного органа при создании, расширении и (или) изменение осуществляемых видов деятельности, а также осуществления исключительно тех видов деятельности, на которые получено согласие антимонопольного органа;»;

подпункт 22) дополнить абзацем седьмым следующего содержания:

«необходимости принятия акта антимонопольного комплаенса субъектом рынка, занимающим доминирующее или монопольное положение, и обращения в антимонопольный орган о признании его соответствующим нормам законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции;»;

дополнить подпунктом 39-5) следующего содержания:

«39-5) осуществляет мониторинг деятельности лиц, оказывающих меры государственной поддержки на предмет соблюдения требований о защите конкуренции;»;

3) пункт 2 статьи 120 исключить;

4) дополнить статьей 163-2 следующего содержания:

«Статья 163-2. Особенности разработки и принятия нормативных правовых актов, оказывающих воздействие на конкуренцию

1. Государственные органы –разработчики проектов нормативных правовых актов, принятие которых может повлиять на конкуренцию на товарных рынках Республики Казахстан, должны предварительно провести процедуру оценки воздействия на конкуренцию.

Правила проведения оценки воздействия на конкуренцию утверждаются антимонопольным органом.

2. При этом требование о проведении оценки воздействия на конкуренцию не распространяется на:

1) регулирование вопросов по преодолению последствий аварий, стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций;

2) регулирование оборота вооружения и военной техники, оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему, оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров;

3) введение специального валютного режима в случае угрозы экономической безопасности Республики Казахстан и стабильности ее финансовой системы;

4) проекты нормативных правовых актов, содержащих сведения, составляющие государственные секреты;

5) принятие решений об установлении карантинной зоны с введением карантинного режима на соответствующей территории, а также об установлении карантина или ограничительных мероприятий в случае возникновения заразных болезней животных;

6) введение юридической ответственности;

7) регулирование вопросов по противодействию экстремизму и терроризму.

3. Принятие нормативного правового акта, оказывающего воздействие на конкуренцию, осуществляется только при наличии положительного заключения антимонопольного органа о соблюдении регулирующими государственными органами и другими заинтересованными лицами, установленных процедур.»;

5) дополнить статьей 163-3 следующего содержания:

«Статья 163-3. Оценка воздействия на конкуренцию

1. Оценкой воздействия на конкуренцию является аналитическая процедура оценки норм государственного регулирования для выявления тех норм, которые ограничивают конкуренцию и их дальнейшего пересмотра.

2. Целями оценки воздействия на конкуренцию являются:

1) недопущение ограничения или устранения конкуренции;

2) повышение эффективности функционирования товарных рынков;

3) ограничение участия государства в предпринимательской деятельности;

4) сокращение избыточного государственного регулирования.

3. Оценка воздействия на конкуренцию проводится также по действующим нормативным правовым актам, в отношении которых ранее данная оценка не проводилась.

Оценка воздействия на конкуренцию действующих нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с планами пересмотра, утверждаемыми регулирующими государственными органами ежегодно, в том числе с учетом обоснованных предложений антимонопольного органа и Национальной палаты.

Информация о неисполнении государственными органами планов по пересмотру действующих нормативных правовых актов включается в годовой отчет о состоянии конкуренции на отдельных товарных рынках и принимаемых мерах по ограничению монополистической деятельности, ежегодно направляемый Президенту Республики Казахстан и Премьер-Министру Республики Казахстан.

3. По результатам оценки воздействия на конкуренцию нормативный правовой акт может быть признан утратившим силу или иным образом пересмотрен.

4. Проведение оценки воздействия на конкуренцию является обязательным условием принятия нормативного правового акта, оказывающего воздействие на конкуренцию.

5. Антимонопольный орган:

1) рассматривает результаты оценки воздействия на конкуренцию и дает заключение о соблюдении регулирующими государственными органами и другими заинтересованными лицами установленных процедур;

2) в случае несогласия с выводами оценки воздействия на конкуренцию проводит альтернативную оценку воздействия на конкуренцию.

6. Результаты оценки воздействия на конкуренцию и альтернативной оценки воздействия на конкуренцию размещаются на общедоступных интернет-ресурсах.»;

6) статью 172 дополнить пунктом 6-1 следующего содержания:

«6-1. Доминирующим признается положение субъекта рынка цифровых услуг, если в отношении такого субъекта рынка установлены в совокупности следующие обстоятельства:

1) владение цифровой платформой.

Под цифровой платформой в настоящем пункте понимается технологическая платформа, предназначенная для обеспечения взаимодействия ее пользователей с использованием сети интернет;

2) наличие сетевого эффекта.

Под сетевым эффектом в настоящем пункте понимается возможность субъекта рынка оказывать решающее влияние на общие условия обращения товаров, обусловленная зависимостью потребительской ценности товара от количества пользователей одной и той же группы (прямой сетевой эффект) либо изменением ценности товара для одной группы пользователей при уменьшении или увеличении количества пользователей в другой группе (косвенный сетевой эффект).»;

7) статью 174 дополнить подпунктом 12) следующего содержания:

«12) непредоставление равного доступа к ключевым мощностям.»;

8) дополнить статьей 174-1 следующего содержания:

«Статья 174-1. Обеспечение равного доступа к ключевым мощностям субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение

1. Субъекты рынка, занимающие доминирующее или монопольное положение, являющиеся обладателями ключевой мощности, обязаны предоставить субъектам рынка равный доступ к ключевым мощностям в соответствии с Правилами равного доступа к ключевым мощностям, утверждаемыми антимонопольным органом.

2. Ключевой мощностью является товар или инфраструктура, без доступа к которой, субъекты рынка не могут осуществлять производство и (или) реализацию другого товара.

Товар или инфраструктура признаются ключевой мощностью при совокупности следующих условий:

1) невозможность или экономическая нецелесообразность дублирования;

2) полный контроль со стороны субъекта рынка;

3) наличие возможности в предоставлении доступа к ключевой мощности.»;

9) пункт 2 статьи 177 дополнить подпунктом 15) следующего содержания:

«15) создание барьеров смены продавца (поставщика) товара.»;

10) дополнить статьей 191-1 следующего содержания:

«Статья 191-1. Создание барьеров смены продавца (поставщика) товара.

Созданием барьеров смены продавца (поставщика) товара является предъявление потребителю требований при расторжении договора, не предусмотренных ранее или превышающих требования при заключении договора, а также неразмещение в публичном доступе информации, необходимой для обеспечения свободной смены продавца (поставщика) товара.

Порядок размещения в публичном доступе информации, необходимой для обеспечения свободной смены продавца (поставщика) товара, определяется антимонопольным органом.»;

11) в статье 192:

часть вторую пункта 1 изложить в следующей редакции:

«Перечень видов деятельности, осуществляемых государственными предприятиями, юридическими лицами, более пятидесяти процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированными с ними лицами, утверждается Правительством Республики Казахстан по согласованию с антимонопольным органом.»;

пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. Юридические лица, более пятидесяти процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированные с ними лица не вправе:

1) создавать дочерние организации, осуществляющие деятельность, уже представленную на товарном рынке субъектами частного предпринимательства и юридическими лицами, более пятидесяти процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированными с ними лицами, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1) и 2) части первой пункта 1 настоящей статьи;

2) участвовать в конкурсных закупках товаров государственными органами и иными организациями с государственной и (или) частной формой собственности при участии в данных закупках субъекта рынка частного предпринимательства.»;

пункт 8 изложить в следующей редакции:

«8. Создание, расширение и (или) изменение осуществляемых видов деятельности государственных предприятий, юридических лиц, более пятидесяти процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированных с ними лиц, которые осуществляют свою деятельность на территории Республики Казахстан без согласия антимонопольного органа запрещаются и влекут ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

В случаях, предусмотренных частью первой настоящего пункта, антимонопольный орган выносит предписание о прекращении такой деятельности.»;

12) статью 193 изложить в следующей редакции:

«Статья 193. Государственная монополия

1. Государственной монополией является исключительное право государства на производство, реализацию или покупку какого-либо товара на конкурентном рынке, вводимое в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

2. Государство вправе ограничивать конкуренцию в тех сферах деятельности, в которых реализация товаров на конкурентном рынке может оказать негативное влияние на состояние конституционного строя, национальной безопасности, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья населения, путем закрепления законом исключительного права государства на производство и (или) продажу, покупку товара или пользование им.

3. Реализация исключительного права осуществляется путем создания субъекта государственной монополии либо определения субъектом государственной монополии действующего юридического лица. Субъектом государственной монополии, может быть:

1) государственное предприятие, созданное Правительством Республики Казахстан либо местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы по решению Правительства Республики Казахстан;

2) юридическое лицо, сто процентов акций (долей участия в уставном капитале) которого принадлежит государству, определенное по решению Правительства Республики Казахстан;

3) юридическое лицо, менее ста процентов акций (долей участия в уставном капитале) которого принадлежит государству, определенное решением Правительства Республики Казахстан по итогам конкурсного отбора.

3-1. Антимонопольный орган осуществляет ведение реестра субъектов государственной монополии.

3-2. Определение субъектом государственной монополии юридического лица, менее ста процентов акций (долей участия в уставном капитале) которого принадлежит государству, допускается только при невозможности создания государственного предприятия либо определения субъектом государственной монополии юридического лица со сто процентным государственным участием.

Государственные органы, осуществляющие руководство соответствующей отраслью (сферой) государственного управления в случае, указанном в части первой настоящего пункта, проводят конкурс в порядке, определяемом антимонопольным органом.

Проведение конкурса осуществляется не реже одного раза в пять лет.

4. Субъекту государственной монополии запрещается:

1) производить товары, не относящиеся к сфере государственной монополии, за исключением деятельности, технологически связанной с производством товаров;

2) владеть акциями (долями участия в уставном капитале), а также иным образом участвовать в деятельности юридических лиц;

3) переуступать права, связанные с государственной монополией;

4) устанавливать цены, на производимые или реализуемые товары, отличающиеся от цен, установленных государственным органом, осуществляющим руководство соответствующей отраслью (сферой) государственного управления, в порядке, определяемом антимонопольным органом;

5) направлять прибыль на иные цели, не связанные со сферой государственной монополии.

Ограничения, предусмотренные подпунктами 1) и 2) части первой настоящего пункта, не распространяются на Государственную корпорацию «Правительство для граждан», Фонд социального медицинского страхования и государственную техническую службу.

При стихийных бедствиях, эпидемии, эпизоотии, а также наличии ограничений, препятствующих дальнейшему продолжению основной деятельности, решением Правительства Республики Казахстан субъекту государственной монополии предоставляется право на период до возобновления основной деятельности осуществлять иные, технологически близкие к основной, виды деятельности.

4-1. Субъекты государственной монополии являются организациями публичного интереса и несут обязанности в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Субъекты государственной монополии обязаны вести раздельный учет доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду деятельности, в том числе по технологически связанным видам деятельности.

5. Государственное регулирование деятельности субъектов государственной монополии осуществляется в соответствии с законами Республики Казахстан.

5-1. Перечень видов деятельности, технологически связанных с производством товаров, работ, услуг, утверждается государственным органом, осуществляющим руководство соответствующей отраслью (сферой) государственного управления, по согласованию с антимонопольным органом.

6. Контроль за соблюдением требований настоящей статьи осуществляется антимонопольным органом в соответствии с настоящим Кодексом.

7. При введении государственной монополии соблюдаются следующие условия:

1) субъекты рынка должны быть извещены о данном решении не менее чем за шесть месяцев до его введения в действие;

2) субъекты рынка, занимавшиеся производством, продажей или пользовавшиеся этим товаром в течение шестимесячного срока после введения в действие государственной монополии, вправе осуществлять реализацию этого товара, за исключением совершения сделок, срок исполнения которых превышает вышеуказанный срок;

3) субъектам рынка возмещается ущерб, причиненный в результате введения государственной монополии, в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан в размере недополученного ими дохода от осуществления ограничиваемого законом вида деятельности в течение пяти лет.

В случае, когда субъектом государственной монополии является государственное предприятие либо юридическое лицо, указанное в подпункте 2) пункта 3 настоящей статьи, ущерб возмещается за счет средств государственного бюджета.

В случае, когда субъектом государственной монополии является юридическое лицо, указанное в подпункте 3) пункта 3 настоящей статьи, ущерб возмещается за счет средств данного юридического лица.

7-1. Лишение статуса субъекта государственной монополии юридических лиц, указанных в подпунктах 2) и 3) пункта 3 настоящей статьи, осуществляется в случаях:

1) нарушения два и более раза в течение одного календарного года данным субъектом требований настоящей статьи или злоупотребления им своим монопольным положением на товарном рынке;

2) недостижения целей введения государственной монополии.

8. Положения настоящей статьи не распространяются на деятельность единого накопительного пенсионного фонда.»;

13) в статье 194:

пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Запрещаются и признаются недействительными полностью или частично в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, антиконкурентные действия (бездействие) государственных, местных исполнительных органов при реализации ими государственных функций, организаций, наделенных государством функциями регулирования деятельности субъектов рынка или оказания мер государственной поддержки, выразившиеся в действиях (бездействии), принятии актов либо решений, которые привели или могут привести к ограничению или устранению конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.»;

в пункте 2:

абзац первый изложить в следующей редакции:

«2. Антиконкурентными действиями (бездействием) государственных, местных исполнительных органов, организаций, наделенных государством функциями регулирования деятельности субъектов рынка или оказания мер государственной поддержки, в том числе признаются:»;

дополнить подпунктом 11) следующего содержания:

«11) непредоставление субъектам рынка равного доступа к мерам государственной поддержки предпринимательства.»;

дополнить пунктами 3-1, 3-2 и 3-3 следующего содержания:

«3-1. При предоставлении мер государственной поддержки частного предпринимательства также запрещаются:

1) ограничение доступа к мерам государственной поддержки для новых субъектов рынка, субъектов малого и среднего предпринимательства;

2) возложение на субъектов предпринимательства дополнительных обязательств, которые по своему содержанию не касаются предмета государственной поддержки;

3) взимание сборов и прочих средств, не предусмотренных законодательством Республики Казахстан;

4) координация деятельности получателей мер государственной поддержки, если это действие приведет или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

3-2. Введение новых мер государственной поддержки частного предпринимательства, утверждение правил оказания государственной поддержки предпринимательства осуществляются по согласованию с антимонопольным органом с соблюдением требований настоящей статьи Кодекса.

3-3. При согласовании антимонопольным органом введения новых мер государственной поддержки предпринимательства, утверждении правил оказания государственной поддержки предпринимательства учитываются:

1) уровень концентрации товарного рынка;

2) наличие экономических, технологических, административных барьеров входа на товарный рынок;

3) доля участия малого, среднего предпринимательства;

4) динамика появления новых участников товарных рынков;

5) баланс товарного рынка, удовлетворение внутреннего спроса;

6) уровень государственного участия в предпринимательстве на соответствующем товарном рынке;

7) достижение целевых показателей развития конкуренции на товарном рынке, утвержденных документами из системы стратегического планирования;

 8) иные обстоятельства, определяющие приоритетность мер государственной поддержки с учетом состояния конкуренции на товарном рынке.»;

14) в статье 195-1:

пункт 2 дополнить частью второй следующего содержания:

«Внутренний акт антимонопольного комплаенса разрабатывается субъектом (субъектами) рынка в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми антимонопольным органом.»;

дополнить пунктом 2-1 следующего содержания:

«2-1. Методические рекомендации по разработке и внедрению внутреннего акта антимонопольного комплаенса предусматривают:

1) этапы разработки и внедрения внутреннего акта антимонопольного комплаенса;

2) порядок проведения мероприятий по разработке и внедрению внутреннего акта антимонопольного комплаенса;

3) порядок проведения оценки эффективности функционирования внутреннего акта антимонопольного комплаенса.»;

пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4. Рассмотренный антимонопольным органом проект внешнего акта антимонопольного комплаенса в случае установления его соответствия нормам законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции является:

1) актом разъяснения законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции в отношении конкретного субъекта рынка (конкретных субъектов рынка) или применительно к конкретной ситуации;

2) обстоятельством, смягчающим ответственность, установленную законами Республики Казахстан.»;

15) пункт 2 статьи 196 изложить в следующей редакции:

«2. Анализ состояния конкуренции на товарных рынках проводится в соответствии с утверждаемыми антимонопольным органом методиками по проведению анализа состояния конкуренции:

1) на товарных рынках;

2) на рынках финансовых услуг по согласованию с уполномоченным органом по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций;

3) на рынках цифровых услуг по согласованию с уполномоченным органом в области информатизации.»;

16) пункт 1 статьи 199 изложить в следующей редакции:

«1. При наличии признаков недобросовестной конкуренции, злоупотребления доминирующим или монопольным положением, за исключением признаков, указанных в подпункте 1) статьи 174 настоящего Кодекса, антиконкурентных согласованных действий субъектов рынка, антиконкурентных вертикальных соглашений субъектов рынка, указанных в пункте 2 статьи 169 настоящего Кодекса, а также признаков антиконкурентных действий (бездействия), соглашений государственных, местных исполнительных органов, организаций, наделенных государством функциями регулирования деятельности субъектов рынка, антимонопольный орган направляет субъекту рынка, государственному, местному исполнительному органам, организации, наделенной государством функциями регулирования деятельности субъектов рынка, уведомление о наличии в действиях (бездействии) признаков, длящегося нарушения законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции без проведения расследования.

Длящимся признается нарушение, которое характеризуется непрерывным осуществлением единого состава определенного деяния и не завершено к моменту его обнаружения.

По признакам злоупотребления доминирующим или монопольным положением, за исключением признаков, указанных в подпункте 1) статьи 174 настоящего Кодекса, уведомление выносится только в отношении субъектов рынка, принявших акт антимонопольного комплаенса, который признан антимонопольным органом соответствующим нормам законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции.

Уведомление направляется в срок не позднее десяти рабочих дней со дня, когда антимонопольному органу стало известно о наличии указанных признаков.

Порядок выдачи уведомления и его форма утверждаются антимонопольным органом.»;

17) дополнить статьей 210-1 следующего содержания:

«Статья 210-1. Доверенное лицо

1. По ходатайству субъекта рынка антимонопольный орган вправе определить доверенное лицо для осуществления мониторинга выполнения данным субъектом рынка требований и обязательств, предусмотренных решением антимонопольного органа о согласии на экономическую концентрацию либо предписанием антимонопольного органа по результатам расследования нарушений законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции.

Определение доверенного лица осуществляется в целях обеспечения экономических, поведенческих, организационных и иных условий или требований, в том числе касающихся:

  1. разделения субъекта рынка или выделения из его состава юридического лица;
  2. реализации, передачи субъектом рынка имущества, имущественных и иных прав третьим лицам;
  3. разделения функций управления субъектами рынка, входящими в группу лиц, или структурными подразделениями субъекта рынка во избежание конфликта интересов;
  4. производства и (или) реализации товаров, направления инвестиций, выполнения социальных, экономических и иных условий поведения на товарном рынке;
  5. обеспечения недискриминационного доступа к товарам субъекта рынка;
  6. устранения последствий нарушения норм настоящего Кодекса, возмещения экономического и иного ущерба;
  7. принятия мер по предупреждению нарушений законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции.

2. Доверенным лицом является лицо, которое обладает специальными научными или практическими знаниями по вопросам, являющимся предметом экономической концентрации и (или) расследования.

Информация об определении доверенного лица указывается в решении антимонопольного органа.

3. После определения доверенного лица между ним и субъектом рынка заключается договор по типовой форме, утверждаемой антимонопольным органом.

4. Доверенное лицо должно быть независимым по отношению к участникам экономической концентрации, лицам, участвовавшим в расследовании нарушений законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции.

 Доверенным лицом, назначаемым для мониторинга выполнения требований и обязательств, предусмотренных решением антимонопольного органа о согласии на экономическую концентрацию, не может быть лицо:

1) которое является участником экономической концентрации либо входящее в одну группу лиц с участником экономической концентрации;

2) являющееся конкурентом участника экономической концентрации и (или) входящее с таким лицом в одну группу лиц, либо входящее в одну группу лиц с лицом, являющимся конкурентном участника экономической концентрации.

5. По запросу антимонопольного органа доверенным лицом направляется отчет о выполнении требований и обязательств, предусмотренных решением антимонопольного органа о согласии на экономическую концентрацию, а также предписаний по результатам расследования нарушений законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции.

6. Доверенное лицо имеет право получать доступ к электронным и бумажным документам, автоматизированным базам данных (информационным системам), электронным и другим носителям информации соответствующего субъекта рынка, которые необходимы для реализации доверенным лицом своих функций, включая сведения, составляющие конфиденциальную информацию и (или) коммерческую тайну, при условии предоставления письменного обязательства о неразглашении сведений, составляющих охраняемую законом тайну.

7. При определении доверенного лица участники экономической концентрации, лицо в отношении которого вынесено предписание, вправе предлагать антимонопольному органу кандидатуры доверенных лиц.

8. Участники экономической концентрации, лицо в отношении которого вынесено предписание, вправе заявить отвод доверенному лицу, если имеются обстоятельства, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности.

Решение об отводе принимается антимонопольным органом.

Заявление о повторном отводе доверенного лица подлежит оставлению без рассмотрения, если в отношении данного доверенного лица по тем же основаниям ранее был заявлен отвод, решение по которому было принято.

9. Доверенное лицо вправе отказаться от представления отчета по вопросам, выходящим за пределы его специальных знаний, а также в случае, если представленные ему материалы и сведения недостаточны для представления отчета.

10. За представление заведомо ложного отчета доверенное лицо несет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

11. Антимонопольный орган ведет реестр доверенных лиц в порядке, определяемом антимонопольным органом.

В реестр доверенных лиц включаются кандидаты, предлагаемые субъектами рынка и (или) их объединениями.

12. Доверенное лицо вправе осуществлять функции на возмездной или безвозмездной основе.»;

18) в статье 226:

подпункт 1) пункта 1 дополнить абзацем шестым следующего содержания:

«необходимости принятия акта антимонопольного комплаенса субъектом рынка, занимающим доминирующее или монопольное положение, и обращения в антимонопольный орган о признании его соответствующим нормам законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции;»;

подпункт 1) пункта 2 изложить в следующей редакции:

«1) в соответствии с предписаниями антимонопольного органа прекратить нарушение и устранить его последствия, восстановить первоначальное положение, расторгнуть договор, заключить договор с другим субъектом рынка или внести в него изменения, отменить акт, признанный антимонопольным органом не соответствующим законодательству Республики Казахстан в области защиты конкуренции, принять акт антимонопольного комплаенса и обратиться в антимонопольный орган  о признания его соответствующим нормам законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции, выполнить иные действия, предусмотренные предписанием;».

3. В Кодекс Республики Казахстан от 7 июля 2020 года «О здоровье народа и системе здравоохранения» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2020 г., № 15-I, 15-II, ст.76; Эталонный контрольный банк НПА РК в электронном виде, 13.01.2021 г., «Егемен Қазақстан» 11.01.2021 ж., № 6 (29985); «Казахстанская правда» от 11.01.2021 г., № 6 (29383):

1) в статье 1:

в пункте 1:

подпункты 24), 34) и 135) исключить;

подпункт 200) изложить в следующей редакции:

«200) предельная цена производителя – цена на торговое наименование лекарственного средства, предоставляемая производителем, являющаяся базовой ценой для расчета предельных цен на торговое наименование лекарственного средства в соответствии с Правилами регулирования цен на лекарственные средства, а также на медицинские изделия в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и (или) в системе обязательного социального медицинского страхования;»;

2) подпункт 96) статьи 7 исключить;

3) часть пятую пункта 2 статьи 46 изложить в следующей редакции:

«Санитарно-эпидемиологическая экспертиза в части санитарно-эпидемиологических лабораторных исследований проводится государственными организациями в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также аккредитованными лабораториями.»;

4) в статье 162:

пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Граждане Республики Казахстан, кандасы, иностранцы, лица без гражданства, беженцы и лица, ищущие убежище, постоянно и временно проживающие на территории Республики Казахстан, имеют право на добровольное анонимное и (или) конфиденциальное медицинское обследование и консультирование по вопросам ВИЧ-инфекции в рамках гарантированного объема медицинской помощи в организациях здравоохранения, осуществляющих деятельность в сфере профилактики ВИЧ-инфекции, в порядке, определяемом уполномоченным органом.»;

часть вторую пункта 2 изложить в следующей редакции:

«Обязательное конфиденциальное медицинское обследование на наличие ВИЧ-инфекции осуществляется в организациях здравоохранения, осуществляющих деятельность в сфере профилактики ВИЧ-инфекции, в порядке, определяемом уполномоченным органом.»;

5) в статье 245:

пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Государственное регулирование цен осуществляется на лекарственные средства и медицинские изделия в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и (или) в системе обязательного социального медицинского страхования в порядке, определенном уполномоченным органом.»;

пункт 2 исключить;

пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4. Уполномоченный орган на постоянной основе ведет учет и систематизацию указанной в пункте 3 настоящей статьи информации в электронном виде в хронологическом порядке с учетом внесенных изменений и сохранением предыдущих версий и предоставлением возможности открытого доступа к данным сведениям в электронном формате.

Информация, указанная в пункте 3 настоящей статьи, хранится в течение пяти лет, начиная с года, следующего за годом утверждения предельных цен на лекарственные средства, медицинские  изделия в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и в системе обязательного социального медицинского страхования.»;

пункт 5 исключить;

пункт 6 изложить в следующей редакции:

«6. Уполномоченный орган осуществляет мониторинг и контроль за соблюдением предельных цен лекарственных средств по торговым наименованиям, медицинских изделий в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и в системе обязательного социального медицинского страхования.»;

пункт 7 исключить;

6) часть вторую пункта 1 статьи 251 изложить в следующей редакции:

«Допускается ввоз лекарственных препаратов, зарегистрированных в Республике Казахстан, с использованием стикеров с хорошо читаемым шрифтом на казахском и русском языках, с инструкцией по медицинскому применению (листок-вкладыш).».

4. В Экологический кодекс Республики Казахстан от 2 января 2021 года (Эталонный контрольный банк НПА РК в электронном виде, 08.01.2021 г., «Егемен Қазақстан» 05.01.2021 ж., № 2 (29981); «Казахстанская правда» от 05.01.2021 г., № 2 (29379):

1) в статье 367:

пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. Физические лица, проживающие в жилых домах, обязаны пользоваться централизованной системой на основании публичных договоров и оплачивать услуги за транспортировку отходов согласно утвержденным местным представительным органом тарифам.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в жилых домах или отдельно стоящих зданиях (сооружениях), при пользовании централизованной системой обязаны заключить договор на транспортировку твердых бытовых отходов с субъектами предпринимательства в сфере управления отходами, осуществляющими сбор и транспортировку твердых бытовых отходов.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в отдельно стоящих зданиях (сооружениях), при пользовании услугами субъектов предпринимательства в сфере управления отходами, не относящихся к централизованной системе, обязаны заключить договор на транспортировку твердых бытовых отходов с субъектами предпринимательства в сфере управления отходами, включенными в реестр разрешений и уведомлений в соответствии с Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях».»;

пункт 4 исключить.

5. В Закон Республики Казахстан «О связи» от 5 июля 2004 года № 567 (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2004 г., № 14, ст.81; 2006 г., № 3, ст.22; № 15, ст.95; № 24, ст.148; 2007 г., № 2, ст.18; № 3, ст.20; № 19, ст.148; 2008 г., № 20, ст.89; № 24, ст.129; 2009 г., № 15-16, ст.74; № 18, ст.84; № 24, ст.121; 2010 г., № 5, ст.23; № 24, ст.146, 150; 2011 г., № 1, ст.2; № 11, ст.102; № 12, ст.111; 2012 г., № 3, ст.25; № 8, ст.63, 64; № 14, cт.92, 95; № 15, ст.97; 2013 г., № 12, ст.57; № 14, ст.72, 75; 2014 г., № 1, ст.4; № 7, ст.37; № 8, ст.44, 49; № 10, ст.52; № 14, ст.87; № 19-I, 19-II, ст.96; № 23, ст.143; 2015 г., № 20-IV, ст.113; № 22-І, ст.141; № 22-V, ст.156; 2016 г., № 8-I, cт.65; № 8-II, ст.67; № 23, cт.118; № 24, cт.124, 126):

1) пункт 1 статьи 8 дополнить подпунктом 19-20) следующего содержания:

«19-20) утверждение порядка совместного использования радиочастот операторами связи.»;

2) пункт 1 статьи 15 дополнить подпунктом 6) следующего содержания:

«6) предоставлять доступ иным операторам связи к радиочастотам в порядке, определяемом уполномоченным органом.»;

6. В Закон Республики Казахстан «Об электроэнергетике» от 9 июля 2004 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2004 г., № 17, ст.102; 2006 г., № 3, ст.22; № 7, ст.38; № 13, ст.87; № 24, ст.148; 2007 г., № 19, ст.148; 2008 г., № 15-16, ст.64; № 24, ст.129; 2009 г., № 13-14, ст.62; № 15-16, ст.74; № 18, ст.84; 2010 г., № 5, ст.23; 2011 г., № 1, ст.2; № 5, ст.43; № 11, ст.102; № 12, ст.111; № 16, ст.129; 2012 г., № 3, ст.21; № 12, ст.85; № 14, ст.92; № 15, ст.97; 2013 г., № 4, ст.21; № 14, ст.75; № 15, ст.79; 2014 г., № 10, ст.52; № 12, ст.82; № 19-I, 19-II, ст.96; № 21, ст.122; № 23, ст.143; 2015 г., № 11, ст.57; № 20-IV, ст.113; № 20-VII, ст.117; № 21-II, ст.131; № 23-I, ст.169; 2016 г., № 6, ст.45; № 8-II, cт.70; № 24, ст.124; 2017 г., № 14, ст.54; 2018 г., № 10, ст.32; № 19, cт.62; № 22, ст.82; 2019 г., № 7, ст.37, 39; № 8, ст.45; № 23, ст.103; № 24-II, ст.124; 2020 г., № 14, ст.68; Закон Республики Казахстан от 9 ноября 2020 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам энергетики, транспорта и государственных наград», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 10 ноября 2020 г.):

1) подпункт 1) пункта 3 статьи 12 изложить в следующей редакции:

«1) осуществлять реализацию электрической энергии по тарифам, не превышающим соответственно предельного тарифа на электрическую энергию и предельного тарифа на балансирующую электроэнергию, за исключением случаев реализации на спот-торгах (не более десяти процентов от объемов вырабатываемой ими электрической энергии) и в порядке, предусмотренном подпунктом 2) пункта 3-1 статьи 13 настоящего Закона;»;

2) в статье 13:

подпункт 2) пункта 3-1 изложить в следующей редакции:

«2) на рынке централизованной торговли электрической энергией.

Доля электрической энергии, подлежащая обязательной продаже через централизованные торги, определяется уполномоченным органом по согласованию с антимонопольным органом.

Данное требование не распространяется на объемы электрической энергии, используемые энергопроизводящими организациями для собственных нужд, и (или) реализуемые потребителям, входящим с ними в одну группу лиц.»;

пункт 3-3 изложить в следующей редакции:

«3-3. Энергоснабжающей организации запрещаются:

1)      реализация (продажа) электрической энергии другой энергоснабжающей организации, а также ее приобретение (покупка) у другой энергоснабжающей организации;

Реестр организаций, имеющих лицензию на осуществление деятельности по покупке электрической энергии в целях энергоснабжения, формируется, ведется и публикуется на интернет-ресурсе государственным органом, осуществляющим руководство в сферах естественных монополий.

2)      реализация (продажа) электрической энергии энергопередающим организациям и потребителям, являющимся субъектами оптового рынка электрической энергии, имеющим договора с единым закупщиком на оказание услуги по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки.

 Единый закупщик ежедекадно формирует и размещает на своем интернет-ресурсе перечень заключенных договоров на оказание услуги по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки с указанием субъекта оптового рынка электрической энергии.»

7. В Закон Республики Казахстан от 16 мая 2014 года "О разрешениях и уведомлениях" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2014 г., № 9, ст.51; № 19-I, 19-II, ст.96; № 23, ст.143; 2015 г., № 2, ст.3; № 8, ст.45; № 9, ст.46; № 11, ст.57; № 16, ст.79; № 19-II, ст.103; № 20-IV, ст.113; № 21-I, ст.128; № 21-III, ст.135; № 22-II, ст.144, 145; № 22-V, ст.156, 158; № 22-VI, ст.159; № 23-I, ст.169; 2016 г., № 1, ст.2, 4; № 6, ст.45; № 7-I, ст.50; № 7-II, ст.53; № 8-I, ст.62; № 8-II, ст.68; № 12, ст.87; 2017 г., № 1-2, ст.3; № 4, ст.7; № 9, ст.21, 22; № 11, ст.29; № 12, ст.34; № 23-III, ст.111; № 23-V, ст.113; № 24, ст.115; 2018 г., № 10, ст.32; № 13, ст.41; № 14, ст.44; № 15, ст.47, 49; № 23, ст.91; № 24, ст.94; 2019 г., № 1, ст.4; № 2, ст.6; № 5-6, ст.27; № 7, ст.37, 39; № 8, ст.45; № 15-16, ст.67; № 19-20, ст.86; № 21-22, ст.90; № 23, ст.103, 108; № 24-II, ст.120; 2020 г., № 12, ст.61; № 14, ст.68, 72, 75; № 16, ст.77):

строку 15 приложения 1 изложить в следующей редакции:

«

Лицензирование деятельности в области здравоохранения 

115.
 

Лицензия на медицинскую деятельность
 

2. Амбулаторно-поликлиническая помощь взрослому и (или) детскому населению по специальностям: первичная медико-санитарная помощь: доврачебная, квалифицированная; 
консультативно-диагностическая помощь: диагностика:
радиоизотопная, рентгенологическая, ультразвуковая, функциональная, эндоскопическая;  лабораторная диагностика: бактериологические, биохимические, иммунологические исследования,  общеклинические, серологические, цитологические исследования; 
акушерство и гинекология; 
педиатрия; неонатология; 
инфекционные болезни; 
терапия; неврология; кардиология; 
ревматология; гастроэнтерология; 
нефрология; пульмонология; 
эндокринология; аллергология и иммунология; гематология;
профессиональная патология;
общая врачебная практика; 
общая хирургия: торакальная, абдоминальная, колопроктология;
трансплантология; кардиохирургия;
ангиохирургия; пластическая хирургия; челюстно-лицевая; 
нейрохирургия; оториноларингология; офтальмология; трансфузиология; 
урология;травматология-ортопедия; 
анестезиология и реаниматология;
дерматовенерология (дерматокосметология);
психиатрия: наркология, психотерапия, сексопатология, медицинская психология; 
фтизиатрия; онкология; 
стоматология; традиционная медицина: гомеопатия, гирудотерапия, мануальная терапия, рефлексотерапия, фитотерапия и лечение средствами природного происхождения; медицинская реабилитология, восстановительное лечение: физиотерапия, массаж, лечебная физкультура, курортология; медицинская генетика;  лучевая терапия; 
спортивная медицина.

Неотчуждаемая;
класс1
 

                                                                                                               ».

8. В Закон Республики Казахстан «О государственных закупках» от 4 декабря 2015 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2015 г., № 23-II, ст.171; 2016 г., № 7-II, cт.55; № 8-II, cт.72; № 24, ст.126; 2017 г., № 4, ст.7; № 9, cт.18; № 14, cт.51; № 23-III, cт.111; № 24, cт.115; 2018 г., № 10, ст.32; № 11, cт.37; № 13, cт.41):

1) в статье 5:

в пункте 3:

часть первую изложить в следующей редакции:

«3. При составлении годового плана государственных закупок (предварительного годового плана государственных закупок) заказчик обязан разделить товары, работы, услуги на лоты по их однородным видам и месту их поставки (выполнения, оказания), при этом, сумма одного лота не должна превышать восьмитысячикратного размера месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, за исключением:

1) приобретения товаров, работ, услуг, предусматривающих технологический комплекс взаимосвязанных товаров, работ, услуг;

2) приобретения товаров, работ, услуг по перечню, утвержденному уполномоченным органом.»;

часть вторую исключить;

часть третью изложить в следующей редакции:

«Требование по максимальному размеру лота не применяется в случае, когда стоимость одной единицы однородного товара, работы, услуги, превышает установленный размер. В этом случае, заказчик включает в лот только одну единицу товара, работы, услуги.»;

2) в статье 12:

в пункте 4:

часть первую дополнить подпунктом 4) следующего содержания:

«4) потенциальных поставщиков, поставщиков, заключивших антиконкурентное соглашение на государственных закупках, запрещенное Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.»;

дополнить частью четвертой следующего содержания:

«В случае, указанном в подпункте 4) части первой настоящего пункта, антимонопольный орган в срок не позднее тридцати календарных дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении административного взыскания по факту заключения потенциальным поставщиком и (или) поставщиком антиконкурентного соглашения на государственных закупках, запрещенного Предпринимательским кодексом Республики Казахстан, направляет материалы в уполномоченный орган для признания такого потенциального поставщика или поставщика недобросовестным участником государственных закупок.»;

часть вторую пункта 5 изложить в следующей редакции:

«Реестр недобросовестных участников государственных закупок, предусмотренных подпунктами 2) и 4) части первой пункта 4 настоящей статьи, формируется на основании решения уполномоченного органа о признании потенциальных поставщиков, поставщиков недобросовестными участниками государственных закупок.»;

часть вторую пункта 6 изложить в следующей редакции:

«Потенциальные поставщики, поставщики, включенные в реестр недобросовестных участников государственных закупок по основаниям, предусмотренным подпунктами 2) и 4) части первой пункта 4 настоящей статьи, не допускаются к участию в государственных закупках в течение двадцати четырех месяцев со дня принятия решения уполномоченным органом о признании их недобросовестными участниками государственных закупок.»;

3) абзац первый подпункта 3) статьи 17 изложить в следующей редакции:

«3) оказывает на платной основе потенциальным поставщикам услуги по использованию (доступу) веб-портала государственных закупок. Цена на услуги по использованию (доступу) потенциальными поставщиками веб-портала государственных закупок устанавливается единым оператором в сфере государственных закупок по согласованию с уполномоченным и антимонопольным органом.»;

4) статью 27 дополнить пунктом 11 следующего содержания:

«11. Если потенциальный поставщик является субъектом малого предпринимательства, то конкурсная комиссия устанавливает ноль целых пять десятых процента     за каждый год работы.

Суммарное процентное влияние на условную цену заявки на участие в конкурсе данного критерия не должно превышать двадцати процентов.»;

5)      пункт 4 статьи 31 изложить в следующей редакции:

«4. Для включения в перечень квалифицированных потенциальных поставщиков необходимо соответствовать следующим условиям:

1) наличие Индустриального сертификата, выданного Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» в порядке, определяемом уполномоченным органом в области государственной поддержки индустриальной деятельности по согласованию с антимонопольным органом;

2) нахождение товара потенциального поставщика в реестре доверенного программного обеспечения и продукции электронной промышленности, формируемого уполномоченным органом в сфере обеспечения информационной безопасности в порядке, определяемом им по согласованию с антимонопольным органом.

Настоящее требование предъявляется к закупкам товаров, предусмотренных подпунктом 3) пункта 1 настоящей статьи Закона.»;

6) пункт 7 статьи 38 изложить в следующей редакции:

«7. Если в течение срока представления ценовых предложений представлено только одно ценовое предложение потенциального поставщика, такие государственные закупки автоматически веб-порталом государственных закупок признаются несостоявшимися.»;

7) в статье 39:

в пункте 3:

подпункт 1) изложить в следующей редакции:

«1) приобретения услуг, относящихся к сферам естественных монополий и государственной монополии;»;

подпункт 2) исключить;

подпункт 3) изложить в следующей редакции:

«3) приобретения товаров, услуг, являющихся объектами интеллектуальной собственности, у лица, обладающего исключительными правами в отношении приобретаемых товаров, услуг при наличии заключения антимонопольного органа об отсутствии взаимозаменяемых товаров, услуг, а также работ по корректировке предпроектной или проектно-сметной документации у лица, разработавшего данную предпроектную или проектно-сметную документацию;»;

подпункт 4) изложить в следующей редакции:

«4) приобретения товаров, работ, услуг, необходимых для локализации и (или) ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, для локализации и (или) ликвидации впервые или вновь выявленных на территории Республики Казахстан особо опасных, экзотических болезней животных, карантинных объектов, чужеродных видов, для проведения мероприятий в карантинных зонах и неблагополучных пунктах по особо опасным болезням животных, в очагах распространения карантинных объектов, экстренных фитосанитарных мероприятий, для ликвидации аварий на электроэнергетических объектах, коммуникационных системах жизнеобеспечения, объектах железнодорожного, воздушного, автомобильного, водного транспорта, очистных сооружениях, нефтетрубопроводах, газопроводах, и необходимости срочного медицинского вмешательства, а также при возникновении поломок, выхода из строя коммуникаций, механизмов, агрегатов, запасных частей и материалов в пути следования, требующих незамедлительного восстановления;»;

подпункты 6), 7) и 8) исключить;

подпункты 15) и 16) изложить в следующей редакции:

«15) приобретения товаров, работ, услуг, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о выборах и республиканском референдуме при проведении внеочередных выборов либо республиканского референдума;

16) приобретения услуг по изготовлению государственных поверительных клейм, паспортов (в том числе служебных и дипломатических), удостоверений личности граждан Республики Казахстан, вида на жительство иностранца в Республике Казахстан, удостоверения лица без гражданства, свидетельств о регистрации актов гражданского состояния, а также приобретения у поставщиков, определенных Правительством Республики Казахстан, печатной продукции, требующей специальной степени защиты, по перечню, утвержденному Правительством Республики Казахстан;»;

подпункты 24) и 25) исключить;

подпункт 27) изложить в следующей редакции:

«27) приобретения государственным органом товаров, работ, услуг при наличии заключения антимонопольного органа об отсутствии субъектов частного предпринимательства, осуществляющих производство аналогичных товаров, работ, услуг у:

акционерных обществ и хозяйственных товариществ, сто процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству;

государственных предприятий, в отношении которых он осуществляет управление в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственном имуществе;»;

подпункты 29) и 30) изложить в следующей редакции:

«29) приобретения правоохранительными органами товаров, работ, услуг, производимых, выполняемых, оказываемых государственными предприятиями учреждений уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы. Перечень и объемы товаров, работ, услуг, а также перечень государственных предприятий учреждений уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы, у которых приобретаются такие товары, работы, услуги, утверждаются Правительством Республики Казахстан по согласованию с антимонопольным органом.

Приобретение государственными предприятиями учреждений уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы сырья, материалов и комплектующих изделий для производства товаров, работ, услуг в целях трудоустройства осужденных на основании договоров, заключенных с юридическими лицами при условии, что приобретение указанным предприятием таких сырья, материалов, комплектующих изделий осуществляется за счет средств, предусмотренных этими договорами.

Государственным предприятиям учреждений уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы не допускается привлечение субподрядчиков (соисполнителей) по производству товаров, выполнению работ и оказанию услуг, являющихся предметом проводимых государственных закупок;

30) приобретения государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента Республики Казахстан, Парламента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан, товаров, работ, услуг у государственных предприятий, в отношении которых он осуществляет управление в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственном имуществе, по перечню, утвержденному Правительством Республики Казахстан по согласованию с антимонопольным органом;»;

подпункты 36), 37) и 38) исключить;

абзац пятый подпункта 39) исключить;

подпункты 41), 43), 45), 46), 47), 51), 52) и 56) исключить.

9. В Закон Республики Казахстан «О правовых актах» от 6 апреля 2016 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2016 г., № 7-I, cт.46; 2017 г., № 14, ст.51; № 16, ст.56; 2018 г., № 10, ст.32; № 14, ст.44; № 16, ст.53, 55; № 19, ст.62; 2019 г., № 2, ст.6; № 15-16, ст.67; № 21-22, ст.90, 91; Закон Республики Казахстан от 16 мая 2020 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам чрезвычайного положения», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 19 мая 2020 г.):

1) в оглавлении дополнить статьей 19-1 следующего содержания:

«Статья 19-1. Особенности разработки и принятия нормативных правовых актов, оказывающих воздействие на конкуренцию»;

2) дополнить статьей 19-1 следующего содержания:  

«Статья 19-1. Особенности разработки и принятия нормативных правовых актов, оказывающих воздействие на конкуренцию

В отношении проектов нормативных правовых актов, оказывающих воздействие на конкуренцию, проводится оценка воздействия на конкуренцию в случаях и порядке, установленных Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.»;

3) пункт 2 статьи 29 дополнить подпунктом 6-1) следующего содержания:  

«6-1) оценку воздействия на конкуренцию в случаях, предусмотренных Предпринимательским кодексом Республики Казахстан в отношении нормативных правовых актов, оказывающих воздействие на конкуренцию.».

10. Закон Республики Казахстан «О судебно-экспертной деятельности» от 10 февраля 2017 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2017 г., № 1-2, ст.2; № 8, cт.16):

1) статью 4 дополнить подпунктом 6) следующего содержания:

«6) проведение лабораторных исследований.»;

2) пункт 3 статьи 8 изложить в следующей редакции:

«3. Судебный эксперт самостоятелен в выборе научно-технических средств, методов и методик исследования, организации для проведения лабораторных исследований, допустимость которых определяется законом.»;

3) пункт 1 статьи 23 дополнить подпунктом 9) следующего содержания:

«9) на самостоятельный выбор организации вне зависимости от форм собственности и ведомственной принадлежности для проведения лабораторных исследований.».

Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

 

 

          Президент

Республики Казахстан                                                                          

Комментарий

ШОТАНОВ ТУЛЕМИС

2) в статье 90-6:... посмотреть текст 30/03 - 09:46

Приведет ли это к дополнительным расходам у субъекта рынка? Цель комплаенса, не ясна, т.к. является видом реагирования антимопонольного органа на нарушения и в то же время наличие комплаенса является смягчающим обстоятельством (ст.195-1).

06/04 - 12:23

Благодарим за комментарий! Согласно пункту 1 статьи 195-1 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан антимонопольным комплаенсом является система мер по предупреждению нарушений законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции. Таким образом, основной целью комплаенса является предупреждение нарушений антимонопольного законодательства. Для внедрения антимонопольного комплаенса субъекты рынка вправе принимать внешний и (или) внутренний акты антимонопольного комплаенса. То есть, внедрение антимонопольного комплаенса является правом субъекта рынка, а не обязанностью. Что касается расходов, этот вопрос также остается на усмотрение субъекта рынка. Дополнительно сообщаем, что положения касающиеся, вынесения антимонопольным органом предписаний о принятии акта антимонопольного комплаенса исключены из законопроекта.

ТАЛДЫБАЕВ АЛМАТ

Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующи... посмотреть текст 29/03 - 20:03

Добрый день. Ассоциация перевозчиков пассажиров жд транспортом по социально-значимым сообщениям направляет свои предложения по внесению изменений в Закон о железнодорожном транспорте касательно автоматизированной системы продажи и резервирования билетов (письмо с предложениями в приложении). Во избежание нарушения рыночных принципов, в целях ускорения процесса разгосударствления в конкурентных отраслях и во исполнение поручения Президента РК по решению основных проблем, мешающих честной конкуренции, в части продажи билетов и резервирования мест Ассоциация просит рассмотреть и поддержать предлагаемые изменения, которые предоставят всем перевозчикам, в т. ч. Национальной железнодорожной компании, возможность свободного выбора современных систем продажи билетов и резервирования мест.


Прикреплённые файлы:     Письмо Ассоциация от 04.02.2021.pdf     Письмо от Ассоциации от 29.03.2021 - FV.pdf     Предложения Ассоциации по Концепции.pdf     Приложение к письму от 29.03.2021.pdf

06/04 - 12:26

Благодарим за комментарий! Ваши предложения будут рассмотрены в ходе дальнейшего совершенствования законодательства.

ЕГЕУБАЕВ МАКСАТ

2) в статье 90-6:... посмотреть текст 29/03 - 12:15

Основным принципом института комплаенса является добровольный характер его внедрения субъектом рынка. Следовательно, абсолютно не согласен с закреплением компетенции в статье 90-6 ПК РК по вынесению антимонопольным органом обязательного для исполнения предписания в части необходимости принятия акта антимонопольного комплаенса субъектом рынка, занимающим доминирующее или монопольное положение, и обращения в антимонопольный орган о признании его соответствующим нормам законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции. Полагаю, что необходимо включить в ПК РК нормы об обязанности антимонопольного органа учитывать наличие комплаенса и оценивать его эффективность сторонними организациями (проведение аудита - зарубежная практика). Кроме того, в ПК РК и КоАП предусмотреть меры по смягчению ответственности за нарушения антимонопольного законодательства в случае внедрения компанией антимонопольного комплаенса.

06/04 - 12:12

Благодарим за комментарий! Ваши замечания учтены. Положения касающиеся, вынесения предписания о принятии антимонопольного комплаенса исключены из законопроекта.