Единый контакт-центр

1414

8-800-080-7777

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Об утверждении Концепции правовой политики Республики Казахстан до 2030 года

Краткое содержание: Концепция правовой политики Республики Казахстан до 2030 года
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Указ
Дата создания: 19/03/2021
Публичное обсуждение до: 07/04/2021
Дата запуска онлайн-обсуждения: 08/04/2021 10:35:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 08/04/2021 18:30:00
Приложенные документы:

Приложение № 1 к письму МЮ РК

от _____________№_____________

 

         ПРОЕКТ

 

Утверждена

Указом Президента

Республики Казахстан

от « »  2021 года

 

Концепция правовой политики

Республики Казахстан до 2030 года

 

Раздел 1. Анализ текущей ситуации

Раздел 2. Обзор международного опыта в сфере развития регуляторной политики

Раздел 3. Основные принципы правовой политики

Раздел 4. Основные направления развития национального права

Раздел 5. Основные направления развития правоохранительной и судебной систем и правозащитных институтов

Раздел 6. Правовое обеспечение внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности

Раздел 7. Правовое образование, правовая пропаганда

Раздел 8. Реализация настоящей Концепции. Перечень правовых актов, посредством которых предполагается реализация настоящей Концепции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Анализ текущей ситуации

Концепция правовой политики Республики Казахстан до 2030 года является программным документом, определяющим приоритетные направления развития национального права, правоохранительной и судебной систем, внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, а также правового образования и правовой пропаганды.

В рамках реализации Концепции правовой политики на период с 2010 по 2020 года приняты меры по модернизации казахстанской правовой системы, позволившие усовершенствовать модель государственного управления, направленную на улучшение благосостояния населения, наращивание экономического роста и решение ряда вопросов в области образования, здравоохранения, социальной защиты и трудоустройства.

Заложенные в ней цели и меры по их реализации полностью отвечают Стратегии – Казахстан 2050 и Плану Нации, объявленных позже и являющихся главными ориентирами дальнейшего государственного развития.

В 2017 году в Конституцию Республики Казахстан внесены изменения, расширившие полномочия Парламента и Правительства, путем передачи им отдельных полномочий от Президента, а такжедополнены требования, предъявляемые к кандидату в Президенты Республики.

В два раза сокращен регистрационный барьер для создания политических партий, введена обязательная 30% квота для женщин и молодежи в партийных избирательных списках. 

Принят новый Закон «О порядке организации и проведения мирных собраний», которым введен уведомительный принцип в организации и проведении митингов, определен исчерпывающий перечень оснований отказа в проведении мирного собрания.

Впервые на уровне Конституционного закона «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» заложена основа института парламентской оппозиции и определена ее роль в Парламенте.

В целях содействия в привлечении инвестиций путем создания привлекательной правовой среды для субъектов финансовых услуг принят Конституционный закон «О Международном финансовом центре «Астана», устанавливающий особый правовой режим на территории данного центра, источником права которого также являются нормы и прецеденты права Англии и Уэльса.

В новой редакции принят ряд кодифицированных актов: в 2011 году – Кодекс о браке (супружестве) и семье, в 2014 году – Уголовный,
Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы и Кодекс об административных правонарушениях, в 2015 году – Гражданский процессуальный и Трудовой кодексы, в 2017 году – Налоговый и Таможенный кодексы,  в 2020 году – Кодекс о здоровье народа и системе здравоохранения.

Наряду с этим, принято решение систематизировать нормы законодательства о недрах и недропользовании, законодательства об административных процедурах и административном судопроизводстве, а также в сфере предпринимательства, следствием чего стали разработка и принятие Предпринимательского кодекса, Административного процедурно-процессуального кодекса и Кодекса о недрах и недропользовании.

Существенной модернизации подверглось административное право. Предпринятые меры направлены на расширение возможностей граждан участвовать в процессе принятия решений через развитие саморегулирования, передачу несвойственных государству функций в конкурентную среду и саморегулируемым организациям. Предусмотрены правовые гарантии граждан при осуществлении государственными органами разрешительных и уведомительных процедур. Ежегодно растет доля государственных услуг, получаемых в электронной форме.

В сфере образования отменено лицензирование дошкольных организаций образования, внедрено единое национальное тестирование, ставшее государственной системой оценки качества образования, система высшего образования перешла к кредитной системе.Для повышения эффективности и прозрачности деятельности в организациях образования созданы коллегиальные органы управления, введены новые правила назначения ректоров по принципу выборности, ВУЗы перешли на самостоятельность в академических и управленческих вопросах, принят Закон «О статусе педагога».

В сфере здравоохранения осуществлен переход на обязательное социальное медицинское страхование, модернизировано функционирование организаций здравоохранения – внедрены элементы корпоративного управления и национальная система аккредитации. На законодательном уровне закреплено государственное регулирование цен на лекарственные средства, осуществлен переход на референтное ценообразование. Внедрены медицинские информационные системы, продолжается переход на  безбумажное ведение медицинской документации.

Был принят ряд законов, направленных на совершенствование отношений в сфере социального обеспечения - «О миграции населения» (2011 год),  «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» (2013 год), «О пpофессиональных союзах» (2014 год), «О минимальных социальных стандартах и их гарантиях» (2015 год), «О занятости населения» (2016 год),  «Об обязательном социальном страховании» (2019 год), «О ветеранах» (2020 год), а также комплекс поправок в части предоставления адресной социальной помощи.  

Модернизации подверглась и судебная система, в результате которой приняты меры, направленные на обеспечение доступа к правосудию, повышение прозрачности и укрепление независимости судебной системы.

Иные сферы общественной жизни также были затронуты нормативно-правовым регулированием в целях поступательного развития государственных и общественных институтов для устойчивого социально-экономического развития Казахстана.

В то же время современные вызовы и амбициозные задачи, стоящие перед Казахстаном, обуславливают необходимость дальнейшего совершенствования действующей системы права с учетом обеспечения преемственности основных направлений и ключевых проектов предыдущего документа.

 

Раздел 2. Обзор международного опыта в сфере развития регуляторной политики

Международный опыт передовых зарубежных практик показывает, что качественно проработанная регуляторная политика устраняет излишнюю нормативную нагрузку и обуславливают эффективное государственное управление в целом

ОЭСР рассматривает регуляторную политику, наряду с монетарной и бюджетной, в качестве одного из главных драйверов экономического роста, позволяющий повысить производительность рынка, уровень занятости, а также прирост ВВП.

В виду этого эффективность правового регулирования является важным элементом конкурентоспособности любой страны и ее привлекательности для иностранных инвесторов.

В передовых зарубежных правопорядках и наднациональных организациях сложился положительный опыт по всем этапам процесса принятия регуляторных решений: определение проблемы, требующей урегулирования, подготовка проектов актов, привлечение заинтересованных сторон, а также принятие соответствующих актов и мониторинг их воздействия.

Эмпирические данные свидетельствуют о том, что сравнительно невысокое качество разработки и реализации регуляторной политики может быть связано, в первую очередь, с неэффективной координацией регулирующих органов, что приводит к рассредоточению прилагаемых усилий и вызывает многочисленные межведомственные согласования и консультации.

В свою очередь, действенные процедуры координации в области регуляторной политики могут принести существенные выгоды в виде уменьшения дублирующих полномочий и повышения результативности распределяемых ресурсов.

Подавляющее большинство стран ОЭСР и Европейский союз, как правило, придерживаются общеправительственного подхода в политике регулирования и заложили его в основу реформирования государственного сектора, приняли четкую политику регулирования, назначили высокопоставленное должностное лицо, ответственное за содействие достижению прогресса в масштабах всего правительства в области регуляторной политики, а также учредили постоянный и независимый орган, наделенный функциями регуляторного надзора.

Так, Национальный совет по контролю над регулированием в Германии выступает в качестве независимого органа по надзору, рассматривающий оценки прогнозных последствий, наступающих в результате принятия нормативных правовых актов, которые представляются различными государственными органами.

В Сингапуре создан Комитет по «умному регулированию», который обеспечивает постоянный пересмотр всех актов, принимаемых ведомствами, входящих в состав Правительства, и при необходимости инициирует их изменение.

Парламентский секретарь в Грузии является специально уполномоченной должностью в Администрации Президента, Правительстве и каждом из министерств, отвечающих за нормотворческую политику.

Положительный зарубежный опыт также показывает, что проводимая регуляторная политика должна основываться на однозначно сформулированных принципах, в том числе последовательности, предсказуемости и прозрачности, а также преследовать конкретные цели.

Практическое внедрение таких принципов выражается в упорядоченных процедурах внесения изменений и дополнений в законодательство с акцентом на проактивные консультации с заинтересованными лицами, а также доступное изложение правил в нормативных правовых актах, что позволяет гражданам, на которых распространяется вводимое регулирование, выразить свою позицию.

В свою очередь, определение общих целей регулирования способствует концентрированию усилий ведомств в определенном направлении. К примеру, Руководство по «умному регулированию» и Перечень контрольных показателей в сфере «умного регулирования» Сингапура обеспечивают тщательность и эффективность проводимой уполномоченными органами экспертизы своих нормативных актов.

Системный пред-законодательный и пост-законодательный анализ последствий играют важную роль в регуляторной политике. Согласно отчетам, около трети стран ОЭСР в 2015 году не проводили оценку реального воздействия принятых нормативных правовых актов на регулируемые сферы отношений и не обеспечивали соблюдение их положений. ОЭСР рекомендует систематически проводить такой анализ на предмет необходимости, актуальности и соответствия установленным целям, так как нормативные правовые акты могут устареть в результате изменения потребностей в обществе или научно-технического прогресса.

Обзор зарубежного опыта показывает, что правительства во всем мире сосредоточены на сокращении уровня бюрократии и административной нагрузки, которые необоснованно ограничивают экономическую деятельность.

Как правило, бюрократическая волокита усиливается при отсутствии сознательной политики по ее сокращению, что создаёт нагрузку для граждан и субъектов предпринимательства. В виду этогоснижениеадминистративногодавления должно быть важной частью регуляторной политики.

В этой связи постоянное совершенствование института оценки регуляторного воздействия (ОРВ) является характерным признаком для регуляторной политики множества развитых государств. Эффективная ОРВ следует четкой политике и руководящим указаниям, включая программы обучения, а также механизмы контроля качества для сбора и использования данных, интегрированных на ранних этапах нормотворческого процесса. Определение конкретных критериев эффективности для проведения ретроспективной оценки помогает измерению эффективности правовой политики и распределению ресурсов.

Концепция «Слышащего государства» в полной мере отвечает международным стандартам в части консультации с заинтересованными сторонами при проведении регуляторной политики в той или иной области. Общепринятой тенденцией является создание большего количества эффективных площадок для коммуникации с общественностью, охватывая заинтересованные группы лиц, международные и неправительственные организации. По итогам проведения таких консультаций составляются краткое обобщение мнений, выраженных по предлагаемым мерам, а также подробные комментарии.

Широкое и доступное освещение вводимых мер также является неотъемлемым составляющим качественной правовой политики в зарубежных странах, поскольку соблюдение новых регуляций зависит от того, насколько они понятны для граждан и организаций.

Так, Комитет по политике регулирования ОЭСР рекомендует предоставлять общественности все соответствующие материалы из регуляторных досье, такие как вспомогательный анализ, причины, по которым были приняты регуляторные решения, а также соответствующие данные.

В свою очередь, Практическое руководство по разработке законодательства Европейского союза предлагает ряд стилистических рекомендаций по разработке проектов законодательства, таких как простые формулировки законодательных терминов, разбивка сложных понятий на более простые и использование повседневного языка.

В свете стремительного развития больших данных, искусственного интеллекта, квантовых технологий и другого регуляторами повсеместно проявляется активный интерес к таким технологиям.

Эксперты рекомендуют правительствам развивать человеческий капитал и технологическую инфраструктуру для поддержки проводимой политики автоматизированными процессами и вынесением решений по алгоритму.

По этой причине регуляторы все чаще привлекают частных подрядчиков для совершенствования использования искусственного интеллекта, статистического машинного обучения и интеллектуального анализа больших данных.

Проведение прогнозного анализа посредством таких технологий позволяют более точно и действенно принимать решения по проблемам,  возникаемым в обществе.

Таким образом, анализ международного опыта позволяет определить следующие тенденции и перспективы развития регуляторной политики:

1) повышение эффективностикоординационных процедур между уполномоченными органами в области регуляторной политики, в том числе посредством установления централизованного надзора за проведением регуляторной политики;

2) определение принципов регуляторной политики и общих целей регулирования;

3) проведение системного пред-законодательного и
пост-законодательного анализа последствий;

4) активное вовлечение заинтересованных сторон в процесс разработки и реализации регуляторной политики посредством создания большего количества площадок для коммуникации с общественностью;

5) принятие мер, направленных на надлежащее разъяснение проводимой регуляторной политики;

6) использование современных информационных технологий при разработке и реализации регуляторной политики.

 

Раздел 3. Основные принципы правовой политики

3.1. Разумное регулирование

Регулирование общественной деятельности должно стать крайней мерой при разрешении вопросов, возникаемых в общественной жизни, поскольку количество регуляторных мер, превышающих разумный предел, создаёт необоснованное регуляторное бремя для её адресатов.

В свете этого при решении задач, стоящих перед государством, важно, в первую очередь, искать альтернативные способы, не связанные срегуляторным вмешательством.

При необходимостивведения регуляторных меронидолжны быть изучены на предмет приемлемости для достижения предполагаемых целей и наименьшей степени ограничения прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Кроме того, такие меры должны демонстрировать преимущественный уровень положительного влияния, а также учитывать побочные негативные последствия.

 

3.2. Прозрачное регулирование

Прозрачность правовой политики позволит повысить доверие к проводимым реформам вследствие формирования множественных точек доступа заинтересованных сторонвсоответствии с концепцией «Слышащего государства».

В этой связи важно развивать и формировать новые институты, обеспечивающие учет интересов всех сторон, являющихся адресатами регулирования.

Применение данного принципа будет способствовать принятию наиболее оптимальногорешения, поможет снизить степень влияния произвольных решений в процессе осуществления правового регулирования, а также станет ключевым фактором для его успеха.

 

3.3. Доказательное регулирование

Доказательныйподход должен стать одним из основных векторов развития правовой политики Казахстана.

В целях повышения качества правовой политики регуляторные решения должны быть основаны на надёжных и объективных данных, в том числе научных и экспертных исследованиях, результатах изучения общественного мнения, статистических и иных данных.

Сведения, демонстрирующиепреимуществотого или иного способа регулирования, должны быть доступными для проверки.

В виду этого неотъемлимым элементом доказательной политики является формирование широкой доказательной базы посредством сбора, хранения, обработки, анализа количественных данных и управления ими.

 

3.4. Результативное регулирование

Требует переосмысления отношение к ретроспективной оценке мер правового регулирования, которая не должна носить эпизодический характер.

Необходимо систематически осуществлять всесторонний мониторинг эффектов, вызванныхвведенным регулированием, на предмет действенности и соответствия заявленным целям.

В случае недостижения предполагаемого результата важнопринимать меры, направленные на совершенствование первичных регуляторных подходов, а в случае невозможности– отменить их, что позволит снизить уровень излишнего административного давления.

 

Раздел 4. Основные направления развития национального права

4.1. Общеизвестно, что необходимость совершенствования нормотворчестваявляется объективной потребностью, без реализации которой невозможно положительно воздействовать на экономические, социальные, культурные и иные процессы в обществе.

Анализ регуляторного воздействия (далее - АРВ) зарекомендовал себя в качестве инструмента, позволяющего качественнооценить правовые, экономические и социальные последствия от принятых нормативных актов. В этой связи видится необходимым развивать данный институт.

Так, в настоящее время анализу подлежат исключительно акты, возлагающие обязанности насубъектов предпринимательства. Целесообразно поэтапно распространить его потенциал и на другие сферы регулирования.

При этом следует разработать критерии определения значимости проектов НПА, при достижении которых АРВ должен быть проведен, в зависимости от масштаба их влияния на сферу экономической деятельности (пороговые значения возникающих издержек, цели регулирования и т.д.Такие критерии будут способствовать увеличению количественных данных в прилагаемых расчетах и обеспечит отбор наиболее значимых актов.

Учитывая расширение области применения АРВ, необходимо рассмотреть вопрос определения уполномоченного органа, наделенного функцией надзора за соблюдением процедур и целей регуляторной политики. Такая мера, во-первых, обеспечит эффективность проведения процедуры АРВ, во-вторых, позволит привлечь специалистов из различных областей, что, безусловно, повысит качество анализа.

Наряду с этим, следует рассмотреть вопрос выработки дифференцированного подхода к проведению анализа регуляторного воздействия, заключающегося в различных сроках проведения общественных обсуждений, объеме аналитической формы, в зависимости от степени регулирующего воздействия акта, выражающегося в количестве адресатов, объеме издержек от соблюдения регулирования и т. п.

В целях экономии бюджетных средств целесообразно исключить обязательность проведения экономической  экспертизы и прогнозирования социальных, правовых и экологических последствий в случае, когда в отношении правового акта проводится АРВ.

Анализ правоприменительной практики показывает, что вопреки требованиям Предпринимательского кодекса, регулирующими государственными органами в большинстве случаев не проводится АРВ в отношении регуляторных инструментов в порядке пересмотра действующих нормативных правовых актов. Принимая во внимание, что эффективность системы АРВ зависит от нескольких этапов оценки, нужно установить ответственность первых руководителей регулирующих государственных органов за несвоевременное проведение АРВ после введения регуляторного инструмента или ужесточения регулирования.

Кроме того, необходимо принять иные меры, направленные на совершенствование и развитие института АРВ.

Концепция «Слышащего государства» определяет необходимость создания большего количества диалоговых площадок для вовлечения граждан и организаций в процесс разработки и обсуждения нормативных правовых актов. Органы государственной власти должны вырабатывать механизмы, позволяющие гражданам реально принимать участие в формировании проводимой политики.

Одним из наиболее эффективных способов участия граждан в процессе принятия управленческих решений является публичное обсуждение. В ходе публичных обсуждений государственные органы разъясняют целевым группам регулирования предлагаемые изменения. Следует установить обязанность проведения публичных слушаний при разработке нормативных правовых актови регламентировать порядок его осуществления.

Обстоятельства, обусловленные пандемией коронавируса, обозначили необходимость оперативного реагирования на кризисные ситуации, в том числе посредством правового обеспечения деятельности государства. В целях обеспечения баланса между уровнями правовой регламентации и гибкостью принятия управленческих решений необходимо провести ревизию законов на предмет выявления детализированных норм, которые необходимо пересмотреть, предоставить отдельным государственным органам дискреционные полномочия для принятия подзаконных нормативных правовых актов с единовременным установлением целей принятия, принципов и механизмов контроля за законностью таких актов, а также предусмотреть упрощенный порядок принятия нормативного правового акта.

В целом, нуждается в оптимизации процедура согласования НПА.

Назрела необходимость развивать потенциал интернет-портала открытых нормативных правовых актов. Анализ его функционирования свидетельствует о низкой активности граждан при обсуждении проектов нормативных правовых актов и других документов. В этой связи следует установить причины невосприятия гражданами интернет-портала, которые связаны, помимо прочего, с отсутствием реального механизма учета предложений, возможностью комментировать исключительно отдельные структурные элементы проекта, неудобным интерфейсом сайта, на что необходимо обратить внимание. 

В соответствии с действующим порядком разработанные проекты нормативных правовых актов размещаются для публичного обсуждения на интернет-портале открытых нормативных правовых актов до направления на согласование в заинтересованные государственные органы, что в полной мере не обеспечивает прозрачность принимаемых решений. Учитывая изложенное, следует обязать разработчиков размещать на интернет-портале проекты актов также после их согласования с заинтересованными государственными органами.

Принимая во внимание, что в отдельных случаях граждане могут и не знать о размещении на интернет-портале проектов документов, необходимо проработать механизмы уведомления заинтересованных лиц, в том числе посредством разработки удобного мобильного приложения.

Пояснительная записка является ключевым документом, размещаемым на интернет-портале и предоставляющим общие сведения о проекте нормативного правового акта. Изучение практики показывает, что формируемые пояснительные записки не вносят ясность относительно основных положений документа, а из самого текста проекта порой сложно понять, что именно предлагается разработчиком и как это отразится на повседневной жизни. В этой связи целесообразно установить требования к содержанию пояснительных записок.

Наряду с этим, в целях обеспечения открытости и прозрачности законодательства важно проработать вопрос минимизации использования бланкетных способов формирования правовых норм.

Другой важной составляющей нормотворческого процесса являются аналитическая работа и прогнозирование. Разработка нормативных правовых актов должна осуществляться на основании достоверных сведений, а также исходя из реальных потребностей общества и складывающейся правоприменительной практики. Опыт показывает, что качественное правовое регулирование невозможно без эффективного сбора, хранения, обработки, анализа данных и управления ими. Однако нужно понимать, что создание подобных информационных «озер» невозможно без интеграции данных. При разрешении данного вопроса следует использовать возможности информационно-аналитической системы «SmartDataUkimet».

Следует рассмотреть возможность установления обязанности для органов-разработчиков прикладывать к проекту нормативного правового акта описание бизнес-процесса вводимого регулирования, что облегчит гражданам понимание положений разработанного проекта.

Также нужно предпринимать меры, направленные на качественный сбор фактических данных в пределах каждого государственного органа. Общеизвестно, что государственными органами на постоянной основе формируются огромные массивы неструктурированной информации, что обуславливает необходимость закрепления в каждом органе специалиста, ответственного за их сбор и обработку.

Важно уделять серьезное внимание ретроспективной оценке эффективности законов, не органичиваясь выявлением устаревших, коррупциогенных и дублирующих норм. Поэтому следует рассмотреть возможность установления срока, при наступлении которого члены Правительства будут информировать Парламент о состоянии практики применения принятого закона с участием группы правоприменителей.

Имеется необходимость развивать концепцию «нулевой бюрократии», заключающуюся в снижении неэффективной регулятивной нагрузки и бюрократии на постоянной основе. Такая работа должна сопровождаться посредством закрепления принципа «один за один», согласно которому введение нового регулирования предполагает отмену существующего регулирования.

Наряду с этим, данный принцип может быть также применен при внесении изменений в текущий план подготовки проектов нормативных правовых актов, что повысит качество и  стабильность планирования.

Необходимо проработать вопрос относительновозможностипридания обратной силы нормам законов в тех областях, которые затрагивают инвесторов (налоговое, экологическое право, недропользование, конкуренция и другие).

 

4.2. Фундаментальной основой национальной правовой системы является конституционное право, главным источником которого является Конституция Республики Казахстан.

Конституционный Совет является органом, обеспечивающим верховенство Конституции Республики Казахстан, в связи с чем важно продолжить работу по дальнейшему совершенствованию механизмов конституционного контроля и исполнения его решений.

Общеизвестно, что становление гражданского общества и развитие народовластия тесно взаимосвязаны. Широкое вовлечение граждан в управление будет способствовать укреплению моста понимания и согласия между государством и обществом. В этой связи особую актуальность сохраняет дальнейшее совершенствование законодательной базы для всестороннего развития институтов гражданского общества, в том числе посредством усиления общественного контроля над деятельностью органов государственной власти.

Правовое развитие должно опираться на принцип политической стабильности как важнейшего условия эволюционного развития государства и его институтов, гарантировать защиту важнейших прав человека, особенно в части обеспечения прав нового поколения (в сфере медицины, биологии и генетики и др.).

В целом, важно усилить государственную политику в сфере защиты прав человека, в частности, для повышения качества реализации прав человека нужно разработать и поэтапно внедрить Национальные индикаторы оценки соблюдения прав человека.

Конституционное право собственности является одним из основных прав, которое, безусловно, обеспечивает существование и обуславливает реализацию ряда других конституционных прав. В этой связи необходимо уделять серьезное внимание усилению охраны права собственности.

         За прошедшие годы планомерно проводится модернизация политической системы, направленная на повышение роли Парламента, усиление самостоятельности Правительства при одновременном обеспечении его большей подотчетности и подконтрольности Парламенту. Институт парламентского контроля является одним из эффективных инструментов обеспечения баланса между ветвями власти. В целях дальнейшего укрепления контрольной функции Парламента представляется целесообразным законодательно регламентировать инструменты парламентского контроля.

Ведущую роль в повышении конкурентоспособности современного государства играет развитие местного самоуправления. В этой связи видится важным, чтобы подходы для дальнейшего развития местного самоуправления были выработаны в рамках новой Концепции развития местного самоуправления.

Изменения в Конституцию Республики Казахстан повысили правозащитную роль Парламента путем передачи права назначать Уполномоченного по правам человека по представлению Президента. В настоящее время для полного использования потенциала данного института необходимо принять закон, определяющий статус и правовую основу деятельности Уполномоченного по правам человека, а также усилить аппарат Уполномоченного, в том числе путем создания его региональных представительств.

 

4.3.  Формирование сервисной и «человекоцентричной» модели государственного управления, в которой главными ценностями являются граждане и их благополучие, требуетпроведения серьезных трансформационных изменений в системе государственного управления. Политика, направленная на повышение уровня удовлетворенности общества, должна стать важнейшим ориентиром развития административного права, что обуславливает минимизацию государственных функций для более эффективного обеспечения прав граждан.

Основные принципы, задачи и подходы модернизации государственного управления отражены в Концепции развития государственного управления в Республике Казахстан до 2030 года: построение «человекоцентричной» модели – «Люди прежде всего».

Дальнейшее совершенствование деятельности государственного аппарата будет осуществляться через переосмысление роли и функций государства, в том числе путем пересмотра отдельных государственных функций, не связанных с осуществлением публично-правовой деятельности.

Меры по совершенствованию института государственного контроля и надзора могли бы быть ориентированы на внедрение риск-ориентированного подхода по всем формам контроля и надзора, пересмотра методов оценки эффективности контрольно-надзорных органов, автоматизации контрольно-надзорной деятельности, развитие инструментов профилактики и консультирования, а также инвентаризацию обязательных к исполнению требований для исключения неэффективных и избыточных норм.

Принятие Закона РК «О доступе к информации», бесспорно, стало прогрессивным шагом в обеспечении открытости и прозрачности деятельности государственных органов. Практика показывает, что невыполнение требований о раскрытии информации носителями информации носит системный характер, что определяет необходимость законодательного закрепления механизмов мониторинга и контроля, а также усиления ответственности за нарушение или ограничение прав на доступ к информации.

         Деятельность некоммерческих организаций играет важную роль в развитии Казахстана в качестве социального государства. Меры по совершенствованию законодательства о некоммерческих организациях могли быть ориентированы на упрощение порядка регистрации и требований к отчетности. С учетом международных стандартов и лучших практик нуждаются в пересмотре и регламентации случаи, когда деятельность некоммерческих организаций может быть приостановлена или к ним может быть применена административно-деликтная ответственность.

Требуют дальнейшей проработки существующие механизмы государственного управления в условиях чрезвычайного положения с учетом динамики развития современного общества, возникновения новых угроз, особенностей совместной деятельности государственных органов, включая специальные подразделения и службы по чрезвычайным ситуациям, в том числе посредством проектного управления.

Кодекс об административных правонарушениях требует определенной адаптации. В свете принятия Административного процедурно-процессуального кодекса необходимо пересмотреть отдельные виды административных взысканий (лишение специального права, лишение разрешения либо приостановление его действия, а также исключение из реестра, приостановление или запрещение деятельности), поскольку применение последних является результатом осуществления административной процедуры.

Также назрела необходимость выработки новогопонятияадминистративного правонарушения, котороедолжно содержать ясные критерии, позволяющие разграничить административную ответственность от других видов юридической ответственности.

По итогам выработки новых понятий административного и уголовного правонарушения следует проработать возможность отделения административных деликтов от уголовных правонарушений. При необходимости разграничение может быть осуществлено путем пересмотра санкций либо переноса составов административных правонарушений, рассматриваемых судами и влекущих наказание в виде ареста в разряд уголовных проступков.

Сохраняютсятакие проблемы как несоразмерность штрафа как вида административного взыскания, а также безальтернативность видов наказания без учета условий совершения деяния и личности нарушителя. В этой связи видится возможным введение градации административных правонарушений на категории незначительных, значительных и грубых правонарушений, каждая из которых содержала бы предельные размеры штрафа в зависимости от характера и степени опасности правонарушения.

Наряду с этим, важно проработать вопросы усиления инструментов профилактики и разъяснения, регламентации вины юридического лица, исключения составов административных правонарушений, содержащих санкции за несоблюдение требований нормативных правовых актов, формирования единого подхода при определении размера штрафа в зависимости от категории субъектов предпринимательства, а также установления ответственности должностных лиц организаций, финансируемых из государственного бюджета.

Принятие Административного процедурно-процессуального кодекса, регулирующего как порядок осуществления административных процедур, так и административного судопроизводства, послужило началом нового этапа развития административного права

В дальнейшем следует всесторонне изучить подход к административному усмотрению (дискреции) как к причине, обуславливающей возникновение коррупции. Представляется, что идея борьбы с административным усмотрением (дискрецией) посредством детального правового регулирования является неоднозначной. Учитывая, что Административным процедурно-процессуальным кодексом установлены принципы, позволяющие проверить решение, основанное на усмотрении, на предмет законности и целесообразности, ожидается, что административное усмотрение (дискреция) станет действенным механизмом, способствующим эффективному государственному управлению.

Относительно нового вида судопроизводства – административного –  важно отметить, что в настоящее время не все категории публично-правовых споров рассматриваются в порядке данного вида судопроизводства. В этой связи необходимо проработать возможность исключения из подведомственности судов общей юрисдикции рассмотрение оставшихся видов публично-правовых споров с последующей их передачей в подведомственность специализированных административных судов.

 

4.4.1. Налоговая система является важным механизмом, оказывающим воздействие на функционирование всего государства. Справедливое и доступное для понимания налоговое законодательство будет способствовать обеспечению и развитию благоприятных условий для экономического роста страны.

Необходимо проведение ревизии Налогового кодекса и соответствующих подзаконных нормативных правовых актов на предмет минимизации количества налогов и платежей с целью кардинального упрощения исполнения налоговых обязательств.

Назрела необходимость совершенствования налоговой политики и налогового законодательства посредством рассмотрения вопроса дифференциации налоговых ставок для диверсификации экономики, пополнения бюджета и перераспределения налогового бремени.

При этом необходимо рассмотреть вопрос применения дифференцированного НДС при экспорте сырья и готовых товаров.

Дальнейшее развитие агропромышленного комплекса требует выработки долгосрочной модели налогообложения сельского хозяйства.

В целях проведения дальнейшей работы по определению эффективности налоговых льгот необходимо обеспечить внедрение мониторинга.

В связи с усилением глобализации мировых вызовов применение налогов должно осуществляться с учетом современных методов администрирования. В этой связи необходимо принятие мер по кардинальному упрощению исполнения налоговых обязательств, в том числе через цифровизацию.

Также дальнейшего развития требуют меры по совершенствованию налогового законодательства,направленные на усиление контроля за выводом капитала из страны и стимулирования реинвестирования прибыли.

Необходимо продолжить работу по совершенствованию институциональной системы (методов) противодействия от уклонения налогов, нацеленных на создание субъектам налогообложения благоприятных налоговых условий, а также по стимулированию граждан к добровольной уплате налогов.

Также необходимо принять меры по совершенствованию налогового администрирования. В частности, исключить практику использования результатов категорирования налогоплательщиков по системе управления рисками при взыскании налоговой задолженности и задолженности по социальным платежам.

4.4.2.В целях дальнейшего развития международной торговли с учетом вступления Республики Казахстан во Всемирную Торговую Организацию (ВТО), а также активизации связей казахстанской экономики в системе мировых отношений и внешнеэкономической деятельности необходимо продолжить работу по совершенствованию таможенного регулирования путем расширения сфер применения цифровых технологий, обеспечивающих автоматическое совершение таможенных операций с минимизацией участия должностных лиц.

Также необходимо обеспечить единый стандарт совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, унифицировать электронный документооборот между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности.

 

4.5. Правовую основу рыночных отношений составляет гражданское право, дальнейшее развитие которого должно осуществляться с учетом потребностей современного рынка.

Следует продолжить начатую на предыдущем этапе работу по восприятию национальным законодательством лучших образцов зарубежного и международного частного права с учетом особенностей национальной правовой системы.

Необходимо разработать механизмы по устранению необоснованного преобладания публично-правовых методов регулирования частных отношений, что препятствует реализации основных начал гражданского законодательства, эффективному развитию конкуренции и рыночных отношений.  

Существует необходимость в совершенствовании законодательства о государственно-частном партнерстве и государственных закупках, позволяющего уменьшить коррупционные риски.

Целесообразно прямо предусмотреть в Гражданском Кодексе Республики Казахстан (далее – Гражданский кодекс) положения о решениях собраний и коллегиальных органов управления юридических лиц как самостоятельных оснований возникновения, изменения и прекращения гражданских прав и обязанностей.

Необходима модернизация законодательства о некоммерческих организациях.

Следует уделить серьезное внимание реформированию гражданского законодательства, регламентирующего реорганизацию юридических лиц и вопросы правопреемства. Важно модернизировать положения о формах реорганизации коммерческих юридических лиц, а также о регулировании условий и порядка осуществления комплексных форм реорганизации.

Необходимо провести модернизацию корпоративного законодательства на основе рекомендаций и стандартов передовой практики корпоративного управления, повышения уровня правовых гарантий и регулирования механизмов по защите прав инвесторов и акционеров, регламентации статуса холдинговых компаний и вопросов формирования корпоративных групп (в том числе транснациональных) с учетом применения эффективных мер регулирования, направленных как на защиту внутреннего рынка, так и на продвижение международных (трансграничных) экономических связей.

В механизме по защите прав инвесторов требуется развитие норм об ответственности корпоративных должностных лиц и института производных, а также коллективных (групповых) исков.

Требуется концептуальное рассмотрение вопросов определения правовой природы и классификации объектов гражданских прав и уточнение их правового режима, определение места в этой классификации таких объектов как право требования и право интеллектуальной собственности.

Для целей упрощения оборота различных видов имущества и признания прав на них необходимо изучить возможность введения понятия единого объекта не только для земельных участков и связанных с ними функционально и (или) физически иных объектов, но и для иных объектов гражданских прав. Целесообразно законодательно закрепить понятие и виды правовых принадлежностей недвижимости, а также сформировать для них эффективный правовой режим с учетом признака следования за судьбой недвижимости.

Необходимо совершенствование законодательства с учетом многообразия гражданских прав, принадлежащих субъектам частного права. Следует дополнить перечень прав, принадлежащих юридическим лицам и государству, другими вещными и обязательственными правами, а также неимущественными, исключительными правами, правом наследования и иными имущественными правами.

Требует дальнейшего совершенствования классификация вещных прав. В этих целях необходимо уделить серьезное внимание систематизации норм о праве собственности и других вещных правах. 

Практически востребованаинституциализация в казахстанском законодательстве соседского права с учетом опыта развитых правопорядков и гражданского законодательства некоторых постсоветских государств.

Следует концептуально рассмотреть вопрос о целесообразности конструкций права оперативного управления и права хозяйственного ведения в современных отношениях.

В целях усиления защиты права собственности необходимо совершенствование норм о владении, приобретательной давности и негаторном иске.

Для создания стабильности и определенности в обороте недвижимости, укрепления прав на такие объекты необходимо привести законодательство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество в соответствие с концепцией титульной регистрации, а также предусмотреть механизмы защиты прав добросовестных приобретателей недвижимости, обеспечить эффективную защиту прав собственников и иных правообладателей, утративших свои права на недвижимость в результате неправомерных действий третьих лиц. Механизм защиты прав добросовестных приобретателей и правообладателей недвижимости должен включать правовые, организационные, финансовые и иные необходимые меры. При конкуренции прав собственников и добросовестных приобретателей недвижимости необходимо исходить из конституционных положений о защите права собственности.

Дальнейшему совершенствованию подлежит институт исковой давности.

Для сделок, заключаемых в процессе предпринимательской деятельности, необходимо обеспечение полноценной реализации принципа свободы договора с тем, чтобы стороны договора могли беспрепятственно согласовывать любые условия своих коммерческих контрактов, за исключением прямо запрещенных условий. Следует совершенствовать механизмы установления презумпции диспозитивности норм гражданского законодательства, направленных на регулирование договорных отношений между участниками предпринимательской деятельности.

Интенсивное развитие товарооборота и электронной коммерции сопровождается выявлением пробелов в правовом регулировании новых способов оформления договорных отношений.

Совершенствование законодательства о смарт-контрактах и  электронной коммерции (e-commerce) должно быть направлено на защиту прав участников договорных правоотношений, включая правоотношения с участием потребителей.

Следует развивать законодательство о потребительских договорах, защите прав потребителей и ответственности бизнеса за качество товаров, работ и услуг. Необходимо уделить внимание вопросам защиты прав экономически слабой стороны в договоре и в этих целях использовать потенциал договора о присоединении и иных правовых конструкций.

Казахстанское гражданское законодательство нуждается в формировании институциональных основ функционирования системы интеллектуальной собственности, отвечающей актуальным и перспективным потребностям экономики и общества.

В условиях быстрого развития информационных систем следует уделить внимание вопросам субъектного состава участников правоотношений в сфере защиты интеллектуальных прав в сети Интернет.

Нуждается в совершенствовании правовое регулирование топологий интегральных микросхем и программ ЭВМ.

Законодательного разрешения на уровне Гражданского кодекса требуют вопросы сферы применения в целом института возмещения нематериального (морального) вреда, условий его возмещения, а также определения его размера.

Также следует рассмотреть возможность обязательного возмещения субъектами естественной монополии убытков, причиненных физическим и юридическим лицам вследствие нарушения законодательства Казахстана о естественных монополиях.

 

4.6. Требует модернизации и совершенствования гражданское процессуальное право.

Практика судебного производства по гражданским делам определила дополнительные уязвимые стороны правосудия в части регулирования вопросов прозрачности, последовательности, непрерывности судебного процесса.

Одной из лучших практик в международном опыте, которую необходимо имплементировать, является ведение института досудебных протоколов в рамках досудебной подготовки дела.

Следует рассмотреть возможность законодательного закрепления института злоупотребления правом.

В целях дальнейшего совершенствования института досудебного обжалованияследует расширить участие представителей НПП «Атамекен» в комиссиях, выносящих заключение по спорам, при их рассмотрениигосударственными органами.

Требуют решения вопросы, связанные с пересмотром размеров государственных пошлин по имущественным и неимущественным спорам, в том числе с установлением верхнего предела государственной пошлины по имущественным спорам, а такжесвнедрением концепции массовых исков и их классификации.

Развитие альтернативных способов урегулирования споров является важным вектором развития правовой системы Казахстана, поскольку данный институт способствует снижению уровня конфликтности в обществе и повышает качество отправления правосудия путем снижения нагрузки на суды.

В этой связи важно определить уполномоченный государственный орган, который будет вести политику в сфере регулирования альтернативных способов разрешения споров, а также принимать меры, стимулирующие их широкое применение на постоянной основе.

Правоприменительная практика обозначила ряд недостатков в правовом регулировании арбитража, в связи с чем с учетом международного опыта необходимо дальнейшее развитие института арбитража, в том числе предлагается:

продолжить работу, связанную с дальнейшим сближением Закона
«Об арбитраже» с основными положениями Типового закона ЮНСИТРАЛ «О международном торговом арбитраже», Нью-Йоркской и Европейской конвенций;

проработать возможность снятия или послабления ограничений, связанных с передачей споров на разрешение арбитража;

разрешить неясности, связанные с определением уполномоченного органа для дачи согласия государственному органу или субъекту квазигосударственного сектора на рассмотрение спора арбитражом;

ввести законодательные требования к постоянно действующим арбитражам.

Перспективными направлениями развития института медиации могут стать:

введение саморегулирования, основанное на обязательном членстве;

приближениенациональногозаконодательствак международным стандартам регулирования процедуры медиации, в том числе связанным с необходимым набором знаний и компетенций медиаторов;

уточнение сферы действия Закона «О медиации» в части возможности его применения при рассмотрении споров арбитражом;

исключение излишне жестких требований к медиаторам, осуществляющим деятельность на непрофессиональной основе;

приравнивание медиативного соглашения к исполнительному документу путем его заверения  нотариусом;

установление пределов вознаграждения, связанных с проведением медиации;

пересмотр и сокращение излишне расширенного перечня существенных условий договора о медиации.

 

4.7.1. Быстрые изменения глобального финансового ландшафта, усиление интеграционных процессов в большей части определяют приоритеты дальнейшего развития финансового законодательства в целях создания более прогрессивной, прозрачной, конкурентоспособной и динамичной финансовой системы государства, хорошо интегрированной в международную финансовую систему, обеспечивающую легкий доступ к своим услугам для всех граждан и организаций и в то же время обладающую более высокой устойчивостью к внешним обстоятельствам.

Складывающиеся тенденции развития как мировой, так и отечественной экономики определяют в качестве приоритетов следующие направления развития финансового законодательства:

создание благоприятного правового поля для внедрения эффективного режима регулирования и надзорафинансового сектора, поддерживающего стабильность как на уровне финансовой системы в целом, так и на уровне отдельных финансовых институтов, что будет способствовать обеспечению стабильности финансовой системы;

создание регуляторной среды, учитывающей интересы как финансовых организаций, так и пользователей финансовых услуг, в целях развития  небанковского сектора и микрофинансирования за счет усиления регулирования в тех областях небанковского сектора, которые несут значительные риски для защиты прав потребителей услуг, что будет способствовать планомерному развитию небанковского сектора и микрофинансирования, а также синергии банковских и небанковских финансовых услуг;

развитие финансовых технологий на финансовом рынке и внедрение инноваций, что позволит обеспечить развитие конкуренции между игроками, будет способствовать улучшению качества предоставляемых финансовых услуг и сервисов, формированию экономически развитого общества.

 

4.8.1. Сохраняется задача постоянного совершенствования системы социального обеспечения, всемерной защиты материнства и детства.

В предстоящий период необходимо принять меры по совершенствованию системы стимулирования рождаемости и поддержки многодетности – разработать комплекс мероприятий, включающий в себя материальные и нематериальные стимулы, медицинское и социальное обслуживание, предоставление новых возможностей на рынке труда.

Регулирование общественных отношений в сфере социального обеспечения в настоящее время осуществляется множеством законодательных актов, что создает трудности в понимании социального законодательства населением.

Кодификация нормативных правовых актов упростит и качественно улучшит процесс их восприятия, за счет создания единого источника знаний граждан о своих правах и обязанностях в соответствующей области.

В целях формирования принципиально новой модели трудовых отношенийполитика в сфере труда и занятости будет направлена на построение Общества Всеобщего Труда, основанного на продуктивной занятости, высокой производительности труда и инклюзивном экономическом росте.

Дальнейшее совершенствование трудового законодательства должно осуществлятьсявнаправлении:

обеспечения надлежащего уровня безопасности и охраны труда, защиты работников в трудовых отношениях;

повышения эффективности рынка труда, в соответствии с индикаторами Глобального индекса конкурентоспособности.

Меры по модернизации трудового законодательства должны быть направлены на:

реформирование государственного контроля за соблюдением трудового законодательства;

внедрение прогрессивных форм трудовых отношений посредством формализации всех гибких форм занятости.

4.8.2. Проблемы действующего экологического регулирования включают в себя вопросы системности платежей в бюджет за пользование природными ресурсами, функционирование государственной системы мониторинга и предоставление отчетности субъектами природопользования.

При совершенствовании экологического законодательства необходимо уйти от увеличения экологических платежей и импортных пошлин для предприятий, реализующих проекты по модернизации производств, с целью снижения выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

Кроме того, следует предпринимать меры, направленные на стимулирование не только бережного отношения к окружающей среде, но и развитию и преумножению природных богатств страны.

Необходимо ввести прогрессивные и соответствующие международной практике требования по комплексным экологическим разрешениям, предусматривающим поэтапный ввод и позволяющимприродопользователям аккумулировать средства для внедрения новых технологий и приобретения нового оборудования.

Важно предусмотреть меры по внедрению систем автоматизации и цифровизации в процессы мониторинга и контроля за выбросами на территории Казахстана.

Требуется оптимизация процесса представления отчетов с учетом отказа от их дублирования в различных областях.

4.8.3. Для обеспечения эффективного и стабильного режима осуществления операций по недропользованиюв современных условиях необходимо дальнейшее совершенствование законодательной базы, в частности:

продолжить работу по оптимизации процедур, связанных со сферой недропользования, которая будет реализована в многофункциональной Национальной базе данных минеральных ресурсов, соответствующей аналогичным базам данных стран-лидеров инвестиционного рейтинга горно-металлургического комплекса;

своевременно выявлять недостатки в процессе администрирования сферы недропользования и принимать меры для их устранения;

принять меры, направленные на обеспечение прозрачности при принятии решений по выделениюучастка недр в предпринимательских целях;

осуществлять дальнейшее улучшение инвестиционной привлекательности в сфере недропользования, за исключением налоговых льгот. 

 

4.9. Важным направлением правовой политики является политика государства в области противодействия преступности.

Современная уголовно-правовая политика нацелена на обеспечение безопасности личности, ее прав и свобод, а также общества и государства от криминальных угроз.

Важно выработать механизмы, направленные на обеспечение стабильности уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

Для достижения целей уголовного законодательства необходимо решение следующих вопросов:

Совершенствованиеуголовного законодательства и практики его применения с учетомтребований международно-правовых стандартов в области прав человека,противодействия преступности;

оптимизация уголовного законодательства с одновременной коррекцией уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства;

установления нормативных «барьеров» на пути расширительного толкования уголовно-правовых норм;

достижения качественного улучшения криминогенной обстановки в стране.

Кроме того, следуя требованиям двухвекторной уголовной политики, необходимо соблюдать разумный баланс между гуманизацией уголовного законодательства в отношении лиц, впервые совершивших уголовные правонарушения небольшой и средней тяжести, а также по уголовным правонарушениям в сфере предпринимательской деятельностии ужесточением уголовной ответственности за тяжкие и особо тяжкие преступления.

При этом дальнейшуюгуманизацию следует осуществлять с учетом требований социальной и криминологической обоснованности, не нарушая требований таких принципов уголовного права как принцип неотвратимости ответственности и наказания, принцип справедливости.

В свете этого нужно скорректировать положения уголовного законодательства в части исключения положений о запрете на назначение максимального срока основного вида наказания за уголовные проступки и тяжкие, особо тяжкие преступления, поскольку общество требует более сурового наказания в отношении коррупционеров, насильников и наркоторговцев.

Важным является сбалансированность карательных, восстановительных и превентивных средств уголовно-правового регулирования.

В данном контексте будет возрастать максимальная направленность уголовного законодательства на восстановление нарушенных прав, предупреждение новых правонарушений как со стороны осужденных, так и иных лиц. При формировании санкции уголовно-правовых норм должен неукоснительно соблюдаться принцип их соразмерности степени общественной опасности и характеру правонарушения.

Имеется необходимостьпересмотреть понятие уголовного правонарушенияв целях его разграничения с иными правонарушениями, в первую очередь, садминистративными.

Важно отказаться от освобождения от уголовной ответственности и назначения штрафа за преступления, повлекшие смерть человека.

Необходимо пересмотреть систему наказаний с учетом внесенных изменений в содержание отдельных видов наказаний.

Предстоит осуществить трансформацию дополнительных наказаний в меры уголовно-правового воздействия с установлением возможности их применения в отношении лиц, освобождаемых от уголовной ответственности или наказания.

Востребованным является законодательное закрепление дополнительных условий и ограничений для освобождения от уголовной ответственности, в том числе для составов кражи, насильственных и семейно-бытовых уголовных правонарушений.

Важно концептуально решать вопрос о создании действенных организационно-правовых регуляторов профилактики коррупционных преступлений.

В усиленной уголовно-правовой защите нуждается окружающая среда.

Следует устранить существенный дисбаланс между наказуемостью экологических уголовных правонарушений, сопряженных с причинением вреда здоровью человека либо повлекших его смерть, и соответствующих уголовных правонарушений против личности.

Нуждаются в корректировке нормы, предусматривающие ответственность за уголовные правонарушения в сфере экономической деятельности. Уголовное законодательство не должно способствовать уходу от ответственности за уголовные правонарушения, представляющие серьезную опасность для развития экономики страны.При этом необходимо сохранить преемственность итогов достижений предыдущих реформ в данной сфере.

Кроме того, в свете современных вызовов и угроз, в том числе с использованием IT-технологий, следует на постоянной основе совершенствовать уголовное законодательство, в том числе путем введения отдельного состава правонарушения, предусматривающего ответственность за применение искусственного интеллекта в преступных целях.

 

4.10. Стремление Республики Казахстан приблизиться к уровню обеспеченности соблюдения прав человека и его законных интересов в странах ОЭСР в сфере уголовно-процессуальной деятельности требуют продолжения взятого стратегического курса по дальнейшему реформированию правоохранительной и судебной систем с поэтапным внедрением трехзвенной модели уголовного процесса с разграничением полномочий между органами досудебного расследования, прокуратурой и судом, а также по упрощению и сокращению форм уголовного судопроизводства.

Для его успешности требуется решить следующие задачи:

продолжение развития принципа состязательности и равноправия сторон путем максимального обеспечения доступа граждан к правосудию;

расширение и усиление полномочий стороны защиты в собирании фактических данных, имеющих значение для уголовного дела;  

рассмотреть возможность имплементации доктрины «плодов отравленного дерева» с исключением избыточного формализма, нарушающего права и интересы потерпевших;

выработка подходов по разграничению основных этапов уголовного процесса и зоны ответственности в нем каждого органа с определением эффективной системы сдержек и противовесов за счет независимых фильтров;

выполнение трех ключевых задач уголовного процесса: 1) по выявлению, пресечению уголовных правонарушений, установлению причастных к его совершению лиц, сбору и закреплению доказательств –органами досудебного расследования, за исключением специальных государственных органов; 2) даче правовой оценки, принятию ключевых процессуальных решений на стадии досудебного производства, выдвижению и поддержанию обвинения – органами прокуратуры; 3) вынесение решения - судом;

совершенствование и унификация форм досудебного расследования с сохранением упрощенных процедур (согласительное, ускоренное, приказное производства), введением протокольной формы по очевидным преступлениям;

дача нового импульса развитию «разумных сроков» с рассмотрением вопроса об оптимизации института сроков расследования;

совершенствование института свидетельского иммунитета, рассмотрение его как совокупности трех составляющих: привилегии от самообвинения (самоизобличения, права на молчание); привилегии от дачи показаний против близких родственников и супруга (ги); иммунитета профессиональных и иных функций, освобождающих от дачи показаний;

применение залога с согласия прокурора;

введение в систему мер пресечения имущественного поручительства, обособив его от залога; внедрение электронного контроля при применении домашнего ареста и других мер пресечения, не связанных с изоляцией от общества; допущение применения запрета на приближение в сочетании с мерами пресечения, не связанными с ограничением свободы подозреваемого, обвиняемого, подсудимого;

дополнительная законодательная регламентация института запрета на разглашение данных досудебного расследования с соблюдением прав и законных интересов участников уголовного процесса и третьих лиц, чьи интересы затронуты уголовным преследованием;

проработкавозможности расширения оснований прекращения уголовных дел в досудебном производстве посредством введения условного прекращения уголовного преследования с санкции следственного судьи;

введение отсрочки приведения в исполнение приговора осужденному с возложением на него определенных обязательств на соответствующий период времени;

усовершенствование правовых механизмов процессуальных соглашений о сотрудничестве с органами уголовного преследования;

отделение функций по выявлению, отслеживанию, инициированию замораживания и изъятию материальных и нематериальных активов с доказыванием обстоятельств преступного происхождения денег, ценностей и имущества от досудебного расследования по основному уголовному делу (институт финансового расследования);

рассмотрение вопросов ювенальной дивергенции в отношении детей, находящихся в конфликте с законом;

расширение источников восстановительного компонента защиты прав и законных интересов потерпевшего и лица, в отношении которого уголовное преследование прекращено;

продолжение процесса внедрения информационных и цифровых технологий в уголовный процесс, в том числе цифровизация формирования списков присяжных заседателей, дальнейшее развитие электронного формата, уголовного судопроизводства и судебной экспертизы; осуществления международного сотрудничества в данной сфере;

внедрение передовых интеллектуальных систем в экспертные оценки и в целом вуголовный процесс, основанных на обработке больших массивов данных, позволяющих сформировать криминологический анализ всех направлений преступности с учетом ее социально-правовых и внутренних характеристик в стране и регионах.

 

4.11. В целях улучшения регулирования порядка и условий исполнения и отбывания наказаний и иных мер уголовно-правового регулирования, а также усиления охраны прав и свобод осужденных требуется дальнейшее совершенствование уголовно-исполнительного законодательства, в том числе путем продолжения работы, направленной на приближение  национального законодательства к общепризнанным международным стандартам.

         Камерный тип содержания доказал свою эффективность в обеспечении безопасности лиц, отбывающих наказание, связанное с лишением свободы. Важно продолжить работу по дальнейшему переходу к камерному типу содержания осужденных.

Кроме того, должен быть обеспечен постоянный контроль за поведением осужденных, в том числе путем применения современных технологий и средств видеофиксации, с объединением в единой системе видеомониторинга.

Необходимо продолжитьцифровизацию процессов исполнения наказаний и автоматизированного учета численности осужденных в учреждениях УИС и службах пробации с возможностью их анализа по различным критериям.

         Наряду с этим, требуется проработка вопроса придания элементов публичности исполнению наказания, связанного с общественными работами, путем введения обязанности для осужденных носить специальную опознавательную одежду. Зарубежный опыт доказывает, что такая мера обладает глубоким профилактическим эффектом.

         Важно рассмотреть возможность поэтапной оптимизации классификации учреждений уголовно-исполнительной системы, поскольку в условиях гуманизации существенно изменилась структура заключенных (более 90% которых отбывают наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления). Представляется, что оптимизация классификации позволит сэкономить значительные финансовые средства, выделяемые из бюджета для этапирования осужденных, а также сохранить
социально-полезные связи осужденных путем обеспечения доступности для родственников к местам отбывания наказания.

         В условиях гуманизации уголовного законодательства актуальным остается качественное исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы. В виду этого следует рассмотреть возможность повышения организационно-правового статуса службы пробации и его сотрудников путем обеспечения самостоятельности пробации от тюремной службы и выделения отдельной целевой подпрограммы финансирования.

Требуется пересмотреть подходы к реализации пенитенциарной пробации, т.е. ресоциализации лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в учреждениях уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы, с учетом международного передового опыта, направленного на развитие личных и гибких навыков с привлечением представителей гражданского общества, поскольку данный вид пробации в нынешней форме показал свою неэффективность.

Важно переориентировать работу по реализации постпенитенциарной пробации, направленную на качественные показатели, нежели количественные.

Важно разработать законодательные механизмы взаимодействия служб пробаций и учреждений УИС с местными исполнительными органами для разрешения вопросов, связанных с отбыванием наказания осужденными.

 

4.12. Развитие цифрового пространства требует совершенствования регуляторной политики в сфере цифровизации и информатизации.

Необходимо найти регуляторный компромисс между созданием благоприятных условий для внедрения и развития инновационных цифровых технологий и охраной прав граждан от совершения общественно опасных действий посредством использования таких технологий.

Основным аспектом трансформации правового регулирования отношений, связанных с применением цифрового пространства должно стать повышение транзитно-коммуникационного потенциала и повышения доверия к цифровой среде, обеспечение повсеместного соблюдения установленных законодательством требований в области информационной безопасности и защиты персональных данных.

В целях создания адекватной нормативно-правовой среды для цифровой экономики Казахстана необходима кодификация норм права, регулирующих важнейшие общественные отношения в сфере информационно-коммуниационных технологий, связи, обработки данных, цифровых активов, автоматизации промышленности, информационной безопасности, машинного обучения и искусственного интеллекта, защиты прав субъектов персональных данных.

Также следует пересмотреть законодательство о персональных данных и их защите на предмет адекватности регулирования технологий больших данных c учетом передового зарубежного опыта.

 

Раздел 5. Основные направления развития правоохранительной и судебной систем и правозащитных институтов

Необходимо дальнейшее совершенствование правоохранительной деятельности и реформирование правоохранительных органов, направленное на минимизацию коррупции, оптимизацию структуры и функций правоохранительных органов для освобождения от несвойственных функций.

Неизменным ключевым критерием эффективности деятельности правоохранительных органов и их сотрудников и дальше будет являться степень доверия населения. Для постоянного, непрерывного повышения указанного критерия необходимо продолжить трансформацию их деятельности со смещением акцента с борьбы с последствиями на их профилактику.

Требуется пересмотр системы аудита качества правоохранительной деятельности, обеспечивающего действенную обратную связь с населением на предмет оценки эффективности их работы (снижение жалоб на действие (бездействие) полицейских, увеличение положительных откликов об их работе, оценки качества работы, обеспечения высокого уровня доверия со стороны населения и т.п.).

Регулярное обучение сотрудников правоохранительных органов является ключевым условием осуществления эффективной работы. В этой связи видится важным проведение обучения сотрудников правоохранительных органов на постоянной основе передовым практикам, организациям обмена опытом с иностранными партнёрами, а также активное использование представительства в международных организациях правоохранительного профиля.

Одной из значимых мер, в том числе усиления мотивации сотрудников правоохранительных органов может стать индексация их заработных плат в зависимости от ежегодной инфляции или иных макроэкономических показателей.

Важно продолжить работу по переходу на сервисную модель деятельности органов внутренних дел.

Надзор прокуратуры будет переориентирован на эффективное решение проблем, с которыми обращаются граждане и бизнес, с четкой правовой регламентацией полномочий прокурора и инструментов по эффективной защите прав неограниченного круга лиц, общества и государства.

Деятельность прокуратуры будет направлена на упреждающий надзор для своевременного реагирования на любые проявления нарушений законности с расширением ее присутствия в социально-экономической сфере. Безусловно, это позволит устранить ряд предпосылок для жалоб со стороны населения, снимет напряженность и конфликтность в обществе.

Наряду с указанным, одним из основных инструментов полноценной реализации правоохранительной функции государства, как и прежде, будет эффективное и достаточное информационное обеспечение государственных органов, физических и юридических лиц о состоянии законности и правопорядка в стране на основе единых статистических принципов и стандартов, который должен обеспечиваться посредством высшего надзора во всех сферах жизнедеятельности государства, исключающих узковедомственный интерес.

Защита интересов и прав граждан будут гарантироваться не только деятельностью уполномоченных государственных органов, но и прокуратурой.

Уполномоченные государственные органы будут сфокусированы на усилении борьбы с «теневой» экономикой.

Будет переформатирована деятельность Координационного совета по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью, одной из задач которой станет координация реформ в органах внутренних дел, финансового мониторинга и антикоррупционной службе, поиск новых подходов к улучшению работы всей правоохранительной системы.

Требует дальнейшего продолжения наращивание способов и методов, в том числе с использованием инновационных и цифровых технологий борьбы с любыми формами правонарушений и их профилактики, обеспечения законности и общественной безопасности, защиты прав и свобод граждан, обеспечения неотвратимости наказания за любые правонарушения, неукоснительное следование принципу «нулевой терпимости (толерантности)» к правонарушениям.

         При этом правовая политика государства в данной сфере будет реализовываться при непосредственной координации прокуратуры как ядра правоохранительной системы страны с использованием всех ее конституционных функций.

Важной составляющей является качественный кадровый состав правоохранительных органов, где требуется унификация и уравнивание социального, финансового и материального обеспечения сотрудников правоохранительных органов, что полностью согласуется с требованиями Закона «О правоохранительной службе».

Требует продолжения работа по модернизации судебной системы по следующим направлениям:

определение в республиканском бюджете фиксированного процента от общих расходов на обеспечение деятельности судебной системы;

дальнейшее развитие электронного судопроизводства, а также внедрение искусственного интеллекта для поиска судебных актов и прогнозирования исхода судебных дел;

дальнейшая специализация судов;

введение «экстерриториальной подсудности»;

законодательное усиление ответственности за неуважение к суду, а также разработка и развитие норм о злоупотреблении правом.

Система подбора и продвижения кадров будет ориентирована на дальнейшее совершенствование с учетом цифровизации:

процедур квалификационного экзамена для кандидатов в судьи;

         механизмов конкурсного отбора судей;

         порядка формирования кадрового резерва на судейские должности;

расширения участия общественности в процессе тестирования кандидатов на должности судей, в целях повышения уровня общественного доверия к судебной системе.

В перспективе основным вектором модернизации системы отбора и продвижения судей должен стать планомерный отход от исключительно рекрутинга судейских кадров в сторону обеспечения более полного использования всех компонентов системы HR-менеджмента в деятельности Высшего Судебного Совета.

Во избежание необъективного применения дисциплинарных мер взыскания в отношении судей необходимо конкретизировать основания грубого нарушения законности при рассмотрении судебных дел.

Важно продолжить принимать меры, направленные на модернизацию судебной экспертизы.

Деятельность юридических служб имеет стратегическое значение для обеспечения целостности  национального законодательства, что обуславливает необходимость институционального укрепления таких служб.

 

Раздел 6. Правовое обеспечение внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности

Международно-правовые аспекты правовой политики государства в современных условиях направлены на стабилизацию международных отношений и преодоление новых глобальных угроз и вызовов. В этой связи одним из основных направлений политики является правовое обеспечение внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности государства с учетом защиты его национальных интересов.

Внешнеэкономическая политика будет ориентирована на дальнейшую интеграцию в мировую экономику посредством использования инструментов экономической дипломатии, продвижения и защиты государственных интересов в международных организациях, многосторонних экономических интеграционных объединениях.

В контексте проходящих процессов экономической интеграции предприняты меры по учету позиции предпринимательского сектора Казахстана в части введения обязательности получения экспертного заключения аккредитованных объединений субъектов частного предпринимательства и Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» по проектам международных договоров, затрагивающих интересы субъектов частного предпринимательства.

Таким образом, имеется достаточный нормативный инструментарий для выполнения государством своих внешнеполитических функций посредством заключения международных договоров и участия в международных организациях.

В этой связи на данном этапе необходимо сосредоточиться на повышении качества правоприменительной практики. В первую очередь, неукоснительно соблюдать законодательство в сфере международных договоров.

В ходе планирования и на последующих этапах заключения международных договоров важно исходить из национальных интересов Республики Казахстан, тщательно оценивать их отраслевую целесообразность, прогнозировать возможные социально-экономические и политические последствия. Качественная проработка заключения международных договоров прямо влияет на уровень защиты интересов государства на международной арене.

Необходимо обеспечить обязательное и добросовестное выполнение действующих международных договоров Республики Казахстан. В этой связи необходимо повысить качество системного мониторинга международных договоров. Качественный мониторинг позволит своевременно выработать адекватные ответные меры в случае выявления фактов несоблюдения своих обязательств со стороны международных партнеров.

 

Раздел 7. Правовое образование, правовая пропаганда

         Гражданская активность является необходимым условием существования правового государства, что, в свою очередь, неотъемлемо обусловлено уровнем правовой культуры личности и общества.

         В целях формирования системы современных правовых знаний, правомерного социально-активного поведения у граждан в соответствии с основополагающими ценностями, установленными Конституцией, необходимо продолжить планомерную работу, связанную с правовой пропагандой и правовым образованием.

         Государственным органам и органам местного самоуправления в пределах своей компетенции необходимо на системной основе заниматься правовым освещением проводимой правовой политики, а также информировать об основных положениях принимаемых нормативных правовых актов, используя различные формы правовой пропаганды: распространение соответствующей информации в средствах массовой информации, издание бесплатной литературы по правовому воспитанию и правовой проблематике, проведение публичных мероприятий.

         Также следует улучшать удобство использования информационных систем государственных органов для граждан.

Правовое освещение, а также популяризацию государственных инициатив и их эффективную реализацию необходимо осуществлять на местах с широким вовлечением гражданского сектора и созданием соответствующих условий со стороны уполномоченного органа.

         Кроме того, назрела необходимость модернизировать систему юридического образования.

Учитывая возрастающую динамику общественной жизни и замену в обозримом будущем части работников в некоторых профессиях искусственным интеллектом, необходимо уделить больше внимание законодательной регламентации форм переподготовки и повышению квалификации в системе среднего и высшего профессионального образования.

Для введения объективной системы оценки знаний следует законодательно закрепить меры для повсеместного внедрения в юридических вузах и юридических факультетах системы академической честности.

Повышение требований к выдаче и продлению лицензий вузов, занимающихся преподаванием юридических дисциплин, будет способствовать сокращению учебных заведений с низким качеством обучения.

Наряду с этим, следует рассмотреть вопросы внедрения механизмов прохождения обязательной практической стажировки выпускниками по выбранному профилю дальнейшей работы после окончания курса образовательной подготовки, а также механизмов проверки навыков и знаний в рамках решения вопроса о допуске к юридической практике по профессии.

Научно-исследовательские институты играют ключевую роль в развитии юридической науки. В этой связи видится необходимым принимать меры стимулирования и поддержки деятельности, осуществляемой такими институтами.

 

Раздел 8. Реализация настоящей Концепции. Перечень правовых актов, посредством которых предполагается реализация настоящей Концепции

8.1. Этапы и сроки реализации настоящей Концепции

Настоящая Концепция разработана до 2030 года.

В целях реализации настоящей Концепции будут разработаны ежегодные планы мероприятий по ее реализации на период с 2020 до 2030 года.

В период реализации настоящей Концепции планируется усовершенствовать законодательную базу, а также принять институциональные меры, направленные на повышение эффективности правоохранительной и судебной систем, внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, а также правового образования и правовой пропаганды.

Также принимая во внимание, что гражданское законодательство, законодательство о гражданском судопроизводстве, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, а также законодательство об административных правонарушениях являются сложными и многоаспектными сферами, в которых не наблюдается единство мнений и подходов, важно разработать концепции реформирования данных отраслей законодательства.

 

8.2. Ожидаемые результаты реализации настоящей Концепции

Реализация настоящей Концепции будет способствовать устойчивому экономическому и социальному развитию казахстанского общества, построению модели государственного управления на принципах результативности, прозрачности и ответственности власти, защищенности прав и свобод человека и гражданина, что является продолжением курса, обозначенного в Стратегии «Казахстан-2050».

Основные ожидаемые результаты к 2030 году – достижение среднего уровня стран ОЭСР по:

Индексу эффективности государственного управления Всемирного Банка – не ниже 75 процентиля;

Индексу верховенства права WorldJusticeProject – не ниже 0.60 баллов;

Индексу восприятия коррупции TransparencyInternational – не ниже 50 места;

Индикатору «Независимость судебной системы» Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума – не ниже 50 места;

Индикатору «Надежность полицейских служб» Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума – не ниже 60 места.

 

8.3. Перечень правовых актов, посредством которых предполагается реализация настоящей Концепции

Перечень правовых актов, в которые предполагается внесение изменений и дополнений:

Конституционный закон Республики Казахстан «О Конституционном Совете Республики Казахстан»;

Конституционный закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан»;

Конституционный закон Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов»;

Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан;

Гражданский кодекс Республики Казахстан;

Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан;

Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»;

Кодекс Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан»;

Кодекс Республики Казахстан «О недрах и недропользовании»;

Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях;

Предпринимательский кодекс Республики Казахстан;

Трудовой кодекс Республики Казахстан;

Уголовный кодекс Республики Казахстан;

Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан;

Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан;

Экологический кодекс Республики Казахстан;

Закон Республики Казахстан «О правовых актах»;

Закон Республики Казахстан «О некоммерческих организациях»;

Закон Республики Казахстан «Об акционерных обществах»;

Закон Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях»;

Закон Республики Казахстан «О государственном имуществе»;

Закон Республики Казахстан «Об авторском праве и смежных правах»;

Закон Республики Казахстан «О правовой охране топологий интегральных микросхем»;

Закон Республики Казахстан «О доступе к информации»;

Закон Республики Казахстан «Об арбитраже»;

Закон Республики Казахстан «О медиации»;

Закон Республики Казахстан «О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций»;

Закон Республики Казахстан «О минимальных социальных стандартах и их гарантиях»;

Закон Республики Казахстан «О правоохранительной службе»;

Закон Республики Казахстан «Об органах внутренних дел Республики Казахстан»;

Закон Республики Казахстан «О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан»;

Закон Республики Казахстан «О присяжных заседателях»;

Постановление Правительства Республики Казахстан «О Регламенте  Республики Казахстан».

 

Перечень правовых актов, которые предполагается разработать:

Социальный кодекс Республике Казахстан;

Цифровой кодекс Республике Казахстан;

Закон Республике Казахстан об Уполномоченном по правам человека;