Единый контакт-центр

1414

8-800-080-7777

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Концепция проекта Конституционного закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан»

Краткое содержание:
Статус: На рассмотрении
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Концепция
Дата создания: 25/03/2021
Публичное обсуждение до: 08/04/2021
Дата запуска онлайн-обсуждения:
Дата окончания онлайн-обсуждения:
Приложенные документы:

Концепция

проекта Конституционного закона Республики Казахстан

«О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан»

 

1. Название проекта Конституционного закона.

«О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» (далее - проект Конституционного закона).

 

2. Обоснование необходимости разработки проекта Конституционного закона.

Проект Конституционного закона направлен на реализацию поручений, поставленных в Плане нации «100 конкретных шагов», озвученных Елбасы на VI Съезде судей: «Кадровая политика в системе правосудия пока не совершенна. Недостаточно высоки барьеры от проникновения в суды нечистоплотных на руку лиц», Послании Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2020 года «КАЗАХСТАН В НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ: ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЙ», а также озвученных  в выступлениях  на VIII Съезде судей:  «Независимость судебной власти - это непременное условие справедливого правосудия. Граждане, бизнес и инвесторы должны быть уверены, что казахстанские суды выносят беспристрастные и справедливые решения.».

Кроме этого, Проект Конституционного закона направлен на реализацию  предложений, одобренных на Комиссии по реформе правоохранительной и судебной систем Республики Казахстан при Президенте Республики Казахстан.

 

Финансирование судебной системы

Конституцией Республики установлено, что «финансирование судов, обеспечение судей жильем производится за счет средств республиканского бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия».

Необходимость адекватного финансового обеспечения судов регламентирована в ряде международных документов. Так, Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов, принятые VII Конгрессом ООН в г.Милане, провозглашают: «Каждое государство-член обязано предоставлять соответствующие средства, позволяющие судебным органам надлежащим образом выполнять свои функции».

Следуя этому принципу, Всеобщая хартия судей устанавливает: «Другие ветви государственной власти должны обеспечивать судебную власть средствами, необходимыми для адекватного ее оснащения в выполнении своих функций».

О фактах недостаточного материального обеспечения судей и судов отмечалось в Послании Конституционного совета Республики от 23 июня 2008 г. № 09-6/1 «О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан»: «Не в полной мере реализуется в законодательстве и на практике конституционное требование о том, что финансирование судов и обеспечение судей жильем «должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия», что нередко ставит судей в зависимое положение от органов исполнительной власти и способствует коррупционным проявлениям.

Национальное законодательство ряда зарубежных стран гарантирует финансирование судов в необходимом объеме (Украина, Армения, Беларусь, Грузия, Россия).

В Болгарии, Испании, Канаде, Польше и США органы судебного управления наделяются полномочиями не только в традиционной области отбора претендентов в судьи, но и в сфере составления бюджета и распределении бюджетных средств, финансирование судебной ветви власти является независимым от исполнительной ветви.

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» размер бюджетных средств, выделенных на финансирование судов в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, может быть уменьшен лишь с согласия Всероссийского съезда судей или Совета судей.

Финансирование судов производится из федерального бюджета в полном объеме, при этом даже Правительство при исполнении бюджета не может использовать свои полномочия по сокращению расходов на финансирование судов.

Предлагается установить фиксированный процент судебной системы от общей суммы расходов по бюджетной программе 001 всех государственных органов, предусмотренных республиканским бюджетом на соответствующий плановый период. При этом порядок освоения средств будет осуществляться органами судейского самоуправления. Контроль за расходованием бюджетных средств сохраняется за Счетным комитетом.

 

2) Изменение порядка назначения председателей районных судов (за исключением находящихся в столице, городах республиканского и областного значения)

С целью устранения дефицита судейских кадров предлагается установить для председателей районных судов, за исключением находящихся в столице, городах республиканского и областного значения внеконкурсный порядок назначения.

 

 

 

Увеличение сроков давности привлечения судей к ответственности      

Должность судьи предполагает наличие привилегий, но не полного иммунитета, и, следовательно, полного освобождения от ответственности. Самой распространенной ее формой является дисциплинарная ответственность.

Согласно статье 42 Конституционного Закона «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» дисциплинарное производство в отношении судьи может быть начато не позднее трех месяцев со дня обнаружения проступка, за исключением случаев обращения физических и юридических лиц, и не позднее одного года со дня совершения проступка.

Днем обнаружения дисциплинарного проступка, связанного с нарушением судьей законности при рассмотрении судебного дела, считается день вступления в законную силу судебного акта вышестоящей судебной инстанции, которым установлен факт нарушения законности, а днем совершения такого проступка считается день вынесения незаконного судебного акта.

Вместе с тем, на практике имеют место случаи с истечением срока привлечения, поскольку отсутствуют правовые основания для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности, что позволило избежать судьям предусмотренной ответственности.

В этой связи в  целях усиления ответственности судьи, предлагается увеличить сроки возбуждения дисциплинарного производства и привлечения судьи к дисциплинарной ответственности.

 

Совершенствование деятельности Конституционного Совета Республики Казахстан

Предлагаются нормы о ведении конституционного производства в электронном формате, ускоренном рассмотрении срочных обращений Главы государства, а также регламентации деятельности Научно-консультативного совета при Конституционном Совете.

 

3. Цели принятия проекта Конституционного закона.

Целью проекта Конституционного закона является совершенствование законодательства, регулирующего вопросы финансирования судебной системы, кадрового отбора судейского корпуса и усиления дисциплинарной ответственности судей.

 

4. Предмет регулирования проекта Конституционного закона.

Общественные отношения, связанные с вопросами  судоустройства.

 

5. Структура и содержание проекта Конституционного закона.

Проект Конституционного закона состоит из двух статей.

Статья 1 предусматривает внесение изменений и дополнений в конституционные законы Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» и «О Конституционном Совете Республики Казахстан».

Статья 2. Порядок введения в действие Конституционного закона.

 

6. Результаты проведенного правового мониторинга законодательных актов в соответствующей сфере.

По результатам проведенного мониторинга норм, противоречащих законодательным актам, не выявлено.

 

7. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия проекта Конституционного закона.

Принятие проекта Конституционного закона позволит усовершенстовать деятельность Конституционного Совета; усилить независимость судебной системы и оптимизировать процедуру отбора судей.  

Принятие законопроекта не предполагает негативных и иных нежелательных социально-экономических и правовых последствий.

 

8. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым проектом закона.

Требуется приведение в соответствие с проектом Конституционного закона положений Бюджетного кодекса.

 

9. Урегулированность предмета проекта Конституционного закона иными нормативными правовыми актами.

Предмет проекта Конституционного закона регулируется Конституцией Республики Казахстан, конституционными законами «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», «О Конституционном Совете Республики Казахстан», Законом «О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан».

 

10. Наличие по рассматриваемому вопросу международного опыта.

Европейская хартия о статусе судей (1998 г.) подчеркивает, что судьи должны участвовать в «принятии любых решений связанных с административным обеспечением деятельности судов, определением бюджетных средств, выделяемых судам и, осуществлением таких решений на местном и национальном уровне».

В международной практике органы судебного управления наделяются полномочиями не только в традиционной области отбора претендентов в судьи, но и в сфере составлении бюджета и распределении бюджетных средств (Болгария, Испания, Канада, Польша, США).

Судебное управление включается в процесс обсуждения бюджета судебной системы в Правительстве и Парламенте с целью правильного отражения в ходе этих процессов нужд судебных органов.

Национальное законодательство ряда зарубежных стран гарантирует финансирование судов в необходимом объеме (Украина, Армения, Беларусь, Грузия, Россия).

В Болгарии, Испании, Канаде, Польше и США органы судебного управления наделяются полномочиями не только в традиционной области отбора претендентов в судьи, но и в сфере составления бюджета и распределении бюджетных средств, финансирование судебной ветви власти является независимым от исполнительной ветви.

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» размер бюджетных средств, выделенных на финансирование судов в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, может быть уменьшен лишь с согласия Всероссийского съезда судей или Совета судей.

Финансирование судов производится из федерального бюджета в полном объеме, при этом даже Правительство при исполнении бюджета не может использовать свои полномочия по сокращению расходов на финансирование судов.

В соответствии с пунктом 6 статьи 12 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания не может быть принято по истечении шести месяцев со дня выявления дисциплинарного проступка, за исключением периода временной нетрудоспособности судьи, нахождения его в отпуске и времени проведения служебной проверки, и по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка.

В Италии дисциплинарное дело в отношении судьи может быть возбуждено в отношении проступков, совершенных в течение последних десяти лет.

При этом производство по делу должно быть начато в течение одного года с момента выявления нарушения, а решение по делу внесено в течение двух лет с начала дисциплинарного производства (Закон о дисциплинарных обязательствах судей).

В Хорватии дисциплинарное разбирательство не может быть начато по истечении одного года с момента обнаружения правонарушения или трех лет после его совершения.

В Чехии дисциплинарное разбирательство должно быть возбуждено в течение шести месяцев с момента обнаружения нарушения, но в течение трех лет с момента совершения нарушения (Новый Закон о судах и судьях).

В Бельгии дисциплинарный орган обязан возбудить производство в течение шести месяцев с момента поступления сведений о наличии оснований для его возбуждения (статья 418 Судебного кодекса).

Согласно статье 21 Закона «О Судебно-правовом совете» Азербайджана, дисциплинарное производство в отношении судьи может быть начато в течение одного года со дня выявления дисциплинарного нарушения и трех лет со дня его совершения.

 

11. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией проекта Конституционного закона.

Общее финансирование по программе 001 всех государственных органов за 2021 год – 855 779 326 тыс.тенге, 6,5 % от них – 55 625 656,0 тыс.тенге.

Общая сумма финансирования судебной системы из республиканского бюджета на 2020 год – 57 501 304,0 тыс. тенге, на 2021 год – 54 100 096,0 тыс. тенге.

Размер финансирования, необходимый для установления фиксированного процента не превышает сумму, ежегодно выделяемую для судебной системы. 

Учитывая изложенное, реализация законопроекта не потребует выделения дополнительных средств из республиканского бюджета.

 

 

 

Комментарий

ИЗБАСАРОВ ТУРАР

посмотреть текст 29/03 - 19:07 / Подписаться

но с применением детектора лжи на поставленный вопросы. На потенциального кандидата должен быть дано заключение Коррупционной службы (что каких либо сигналов(информации) не было о коррупционном правонарушении ), Государственной службы (что отсутствует факт и обстоятельств подтвердившихся по жалобам граждан), Генеральной Прокуратуры (родственные связи не подвергались к уголовный ответственности, не состоит в криминальных структурах), Министерства финансов (что не владеет банковского счета за рубежом и недвижимым имуществом) и КНБ (что не имеет двойного гражданства также, постоянного место жительства за пределы РК).