Единый контакт-центр

1414

8-800-080-7777

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Концепция Цифровой образ жизни (DigitEL)

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 3    (  Версия 2  ,  Версия 1  )
Тип НПА: Концепция
Дата создания: 26/03/2021
Публичное обсуждение до: 09/04/2021
Дата запуска онлайн-обсуждения: 22/04/2021 10:40:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 22/04/2021 12:00:00
Приложенные документы:

1. Наименование концепции

Концепция Цифровой образ жизни (DigitEL)


 

2. Название законопроекта

 


 

3. Обоснование необходимости разработки законопроекта

пункт 3 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября
2020 года «Казахстан в новой реальности: время действий», утвержденного Указом Президента Республики Казахстан № 413 от 14 сентября 2020 года 


 

4. Цели принятия законопроекта

Проект Указа направлен на определение видения развития отрасли информационно-коммуникационных технологий и цифровой сферы всей страны, также на  регулирование процесса цифровой трансформации, проведения реинжиниринга и оценки цифровой зрелости государственного сектора и отрасли в целом.


 

5. Предмет регулирования законопроекта

Проект Указа направлен на определение видения развития отрасли информационно-коммуникационных технологий и цифровой сферы всей страны, также на  регулирование процесса цифровой трансформации, проведения реинжиниринга и оценки цифровой зрелости государственного сектора и отрасли в целом.


 

6. Структура законопроекта

 


 

7. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия, в случае принятия законопроекта

Отсутствуют


 

8. Необходимость одновременного (последующего) проведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом

 


 

9. Регламентированность предмета законопроекта иными словами НПА (список НПА)

 


 

10. Наличие зарубежного опыта

 


 

11. Предполагаемые финансовые затраты


 

Комментарий

УСТИНОВА МАРИНА

посмотреть текст 09/04 - 00:01

Я против цифрового концлагеря. Вы, те кто разрабатывает такие акты, вы думаете, что всю жизнь вы и ваши дети будете под прикрытием ваших чинов? И вас это не коснётся? Мы люди, при чем живые, обладающие правами. Не нужно делать из нас баранов.

19/04 - 18:00

Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан выражает благодарность за Ваше активное гражданское участие в развитии Республики Казахстан. Ваша позиция принята во внимание. Касательно: отсутствия информ и кибербезопасности. Концепция и Национальный проект разрабатывается с учетом стандартов информ и кибербезопасности, а также с учетом мнения спцаилистов, экспертов и общественности. Касательно: готовности ВУЗов к подготовке спецаилистов в ИТ сфере. Национальным проектом определена задача "Развитие человеческого капитала для цифровой экономики". Согласно проекту Национального проекта, в указаной задаче предусмотрены ряд мероприятий по подготовке специлистов в ИТ сфере. В том числе, Организация мероприятий по передаче ВУЗами предмета ИКТ в аутсорсинг частным школам программирования, а также передача IT факультетов ВУЗов под шефство IT-компаниям и отраслевым ВУЗам по IT. Вместе с тем, в Вашем обращении указаны позиции, тогда как в целях получения более подробного ответа, рекомендуем Вам сформулировать вопрос. Согласно ст.5 Закона "О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц" не подлежат рассмотрению обращения, в котором не изложена суть вопроса.

ДҮЙСЕНБІ АЙГЕРІМ

посмотреть текст 08/04 - 23:59

Я не даю свое согласие на принятие этого НПА! Я ПРОТИВ КОНЦЕПЦИИ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ! Так как то что вы предлагаете ограничивает мою свободу как человека и на конституционные права !

19/04 - 18:01

Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан выражает благодарность за Ваше активное гражданское участие в развитии Республики Казахстан. Ваша позиция принята во внимание. Касательно: отсутствия информ и кибербезопасности. Концепция и Национальный проект разрабатывается с учетом стандартов информ и кибербезопасности, а также с учетом мнения спцаилистов, экспертов и общественности. Касательно: готовности ВУЗов к подготовке спецаилистов в ИТ сфере. Национальным проектом определена задача "Развитие человеческого капитала для цифровой экономики". Согласно проекту Национального проекта, в указаной задаче предусмотрены ряд мероприятий по подготовке специлистов в ИТ сфере. В том числе, Организация мероприятий по передаче ВУЗами предмета ИКТ в аутсорсинг частным школам программирования, а также передача IT факультетов ВУЗов под шефство IT-компаниям и отраслевым ВУЗам по IT. Вместе с тем, в Вашем обращении указаны позиции, тогда как в целях получения более подробного ответа, рекомендуем Вам сформулировать вопрос. Согласно ст.5 Закона "О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц" не подлежат рассмотрению обращения, в котором не изложена суть вопроса.

СТЕЦУН МАРИЯ

08/04 - 23:58

И здесь соглашусь! Это УЖАСНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ. МЫ знаем ваши планы и мы против! Я не хочу такой жизни, в которой меня контролируют, куда я хожу, с кем встречаюсь, на что и сколько трачу денег, чем болею или не болею, я имею право, данное мне конституцией, на частную! Личную! Жизнь! Я не хочу делиться данными о моей семье! Это мое право! Я не хочу чтобы мои дети учились, уставившись в экран компьютера. Я хочу чтобы мои дети ходили в школу и общались со сверстниками, чтобы учитель-человек давал знания, а не ИИ и виртуальный учитель. Наше образование и медицина уничтожены. И теперь вы предлагаете чтобы искусственный интеллект нас учил и лечил?! Я не согласна и против этого! Под всем этим благим прикрытием, оцифровав граждан, мы становимся цифровыми рабами, людьми станет намного легче и проще управлять и принуждать делать что-либо, что выгодно правительству, но не человеку, под угрозой просто отключить от системы, если с чем-то не согласен. И все, человек не сможет ничего оплатить, воспользоваться транспортом, обратиться за помощью, ничего не сможет! Такой наглядный пример уже есть в Китае, с их социальными рейтингами. Я не вижу в этом никакого блага и улучшения жизни. Вы хотите отказаться от бумажных денег, при оцифровке всех денежных операций каждая покупка будет зарегистрирована, как следствие, гос. Органы будут иметь неограниченный доступ к контролю за тем, как кто-либо тратит свои деньги. Всеобщий базовый доход в безналичном обществе обеспечат условия для соц. Кредитной системы и обеспечит механизм для наказания нежелательного поведения… Я против биометрии и QR кодов, я не вещь и скот, я не хочу быть набором цифр. Вы ссылаетесь на страны с очень высоким уровнем доходов и высоким уровнем жизни, но при этом не видите в каких условиях живет большинство казахстанцев!

13/04 - 15:15

Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан рассмотрев Ваш комментарий сообщает, что в данном проекте присутствует понятие «электронные паспорта здоровья». Цифровые медицинские данные станут важным источником для управленческих решений, оценки качества и эффективности системы здравоохранения, научных исследований, а также для вопросов финансирования. Для населения это будет означать, что кроме повышения качества сферы здравоохранения в общем, это также доступность данных о здоровье онлайн через приложения. Тем самым, данные будут в безбумажном виде и с учетом мер информационной и кибербезопасности. Вместе с тем, в концепции присутствуют такие понятия как «цифровая социальная карта семьи» и «социальный кошелек» гражданина. «Цифровая социальная карты семьи» - позволит построить полноценный портрет как индивидуумов, так и домохозяйств для комплексной оценки уровня благосостояния. Социальная карта семьи позволит внедрить новый формат взаимодействия государства и граждан при назначении мер социальной поддержки, в том числе оказываемых через внебюджетные фонды. В рамках цифровизации социальных платежей завершится внедрение цифрового «социальный кошелек» гражданина на базе ИИН, на который проактивно могут начисляться подушевые выплаты государства, налоги и внебюджетные платежи гражданина с самого рождения. Также он может быть использован как унифицированный инструмент, при котором у каждого гражданина будет привязанный к ИИН лимит для подушевого финансирования, который может быть обналичен по мере получения услуги (спортивные секции, творческие кружки, продуктовые корзины, лекарственные средства и т.д.). Цифровые платежные инструменты облегчат процедуры получения пенсий и пособий, появится возможность оплачивать проезд в общественном транспорте, рассчитываться за товары и услуги в торговых, медицинских и других сетях с дифференцированным подходом. Такой подход должен значительно улучшить качество жизни людей с ограниченными возможностями. Также лицам с инвалидность государственные услуги будут предоставляться в электронном виде с возможностью самостоятельного приобретения технических средств реабилитации (ТСР) и социальных услуг.

СТЕЦУН МАРИЯ

08/04 - 23:54

Полностью соглашусь с этим комментарием: 1.Почему данная Концепция рассматривается в такой короткий срок? 2. Предлагаем вынести на публичное обсуждение на государственном и русском языках с участием всех граждан страны от 18 лет с привлечением СМИ, ТВ и других источников. 3. Также предлагаем выделить горячую линию для звонков, потому что концепция касается широких слоев населения. Сообщаем вам о том, что более 70% населения не знакомы с платформой Егов, не умеют ей пользоваться, испытывают сложности с получением эцп. Также часто данный ресурс не загружается, не видно комментариев или лайков/дизлайков, невозможно зайти по одноразовому паролю, невозможно подписать документ по неясным причинам, не ясна судьба обсуждаемых законопроектов. 4. Так как Мы- не цифры, требуем объяснить для чего нужен социальный паспорт каждой семьи, а именно такое глубокое внедрение государства в каждую семью? 5. Почему помощь семье носит проактивный, а не заявительный характер? 6. Для чего требуются камеры, следящие за детьми даже в туалетах? Как это будет осуществлено в сельской местности например в южных областях, где туалеты на улице? В данной концепции мы видим несколько серьезных рисков и даже угроз: 1. уменьшение и даже отсутствие права на принятие решения и распоряжения собственной жизнью и жизнью детей. 2. Взлом системы и добавление из вне не соответствующих реальному положению семьи данных, приписки и т.д.(пример с Дамумед и осмс); 3. Распространение личных данных граждан(этому подвержены все электронные данные в мире); 4. Аварийное или иное отключение системы, либо ее сбой и как следствие дальнейшие проблемы с использованием и хранением личных данных граждан; 5. Нарушение статей Конституции РК и Кодекса о браке (супружестве) и семье. Я против цифровизации моей жизни и жизни моего ребенка! Я выражаю ПРОТЕСТ!!!!!

19/04 - 18:14

Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан, рассмотрев Ваш комментарий, сообщает следующее. В настоящее время, вопросы размещения и публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов на интернет-портале открытых нормативных правовых актов регулируются Правилами размещения и публичного обсуждения проектов концепций законопроектов и проектов нормативных правовых актов на интернет-портале открытых нормативных правовых актов (далее – Портал), утвержденными приказом Министра информации и коммуникаций Республики Казахстан от 30 июня 2016 года № 22 (далее - Правила). В соответствии с пунктами 6 и 7 Правил, проекты на интернет-портале открытых нормативных правовых актов размещаются на казахском и русском языках со сроком публичного обсуждения не менее десяти рабочих дней с даты их размещения на Портале. При этом, отмечаем, что публичное обсуждение проектов на Портале осуществляется при соблюдении следующих условий: 1) к размещенным для публичного обсуждения проектам принимаются замечания и (или) предложения от зарегистрированных на веб-портале «электронного правительства» пользователей информации и только в отношении конкретных структурных элементов проектов, с кратким обоснованием без удостоверения электронной цифровой подписью; 2) при направлении замечаний и (или) предложений к выбранной статье или иному структурному элементу проекта не допускается использование нецензурной лексики, оскорбительных выражений, рекламы, а также иной информации, не относящейся к проекту концепции законопроекта или проекту нормативного правового акта. В национальном проекте отсутствует понятие «социальный паспорт», вместо этого присутствует понятие «электронные паспорта здоровья». Цифровые медицинские данные станут важным источником для управленческих решений, оценки качества и эффективности системы здравоохранения, научных исследований, а также для вопросов финансирования. Для населения это будет означать, что кроме повышения качества сферы здравоохранения в общем, это также доступность данных о здоровье онлайн через приложения. Тем самым, данные будут в безбумажном виде и с учетом мер информ и кибербезопасности. Вместе с тем, в концепции пристутствуют такие понятия как «цифровой социальной карты семьи» и «социальный кошелек» гражданина. “Цифровая социальная карты семьи” - позволит построить полноценный портрет как индивидуумов, так и домохозяйств для комплексной оценки уровня благосостояния. Социальная карта семьи позволит внедрить новый формат взаимодействия государства и граждан при назначении мер социальной поддержки, в том числе оказываемых через внебюджетные фонды. В рамках цифровизации социальных платежей завершится внедрение цифрового «социальный кошелек» гражданина на базе ИИН, на который проактивно могут начисляться подушевые выплаты государства, налоги и внебюджетные платежи гражданина с самого рождения. Также он может быть использован как унифицированный инструмент, при котором у каждого гражданина будет привязанный к ИИН лимит для подушевого финансирования, который может быть обналичен по мере получения услуги (спортивные секции, творческие кружки, продуктовые корзины, лекарственные средства и т.д.). Цифровые платежные инструменты облегчат процедуры получения пенсий и пособий, появится возможность оплачивать проезд в общественном транспорте, рассчитываться за товары и услуги в торговых, медицинских и других сетях с дифференцированным подходом. Такой подход должен значительно улучшить качество жизни людей с ограниченными возможностями. Также лицам с инвалидность государственные услуги будут предоставляться в электронном виде с возможностью самостоятельного приобретения технических средств реабилитации (ТСР) и социальных услуг. Ведется работа по созданию Цифровой карты семьи, где семья будет рассматриваться системой как единый объект социальной оценки. Это важно потому что совместно проживающие члены семьи оказывают влияние на такие важные показатели как совокупный доход, социальные условия проживания, здоровье близких, занятость и нуждаемость в социальной помощи и т.д. Необходимо отметить, что цифровая карта семьи будет обрабатывать данные граждан в автоматизированном режиме, без доступа человека к персональным данным граждан. И сигнализировать о семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации именно сотруднику акимата, того региона (района/населенного пункта) в котором проживает семья. Таким образом будет обеспечена максимальная защита персональных данных граждан. Социально уязвимые категории граждан не всегда осведомлены о своих правах на получение социальной помощи и иных мер поддержки от государства, а также нуждаются в правовой, ювенальной и иной помощи. Поэтому основной целью является переход от заявительного к выявительному характеру оказания государственных услуг и своевременного удовлетворения потребностей населения. Данные формируются в автоматическом режиме на основе интегрированных систем государственных органов. В настоящее время, это 24 информационных источника (17 из них онлайн) по различным направлениям таким как образование, экономические условия, здоровье, а также жилищные и социальные условия. Анализ данных социальной карты семьи в конечном итоге позволит оказывать проактивно комплексные меры поддержки из различных сфер, в которых нуждается семья, а также производить прогноз ухудшения социального состояния семьи через доступные индикаторы. Что в свою очередь, повлияет на снижение уровня социальной напряженности за счет превентивных мер. Согласно указа Президента РК от 26.02.2021 года №521 утвержден Национальный план развития Республики Казахстан до 2025 года (далее- Национальный план). В Общенациональным приоритете 5 Национального плана определено что одним из принципиальных изменений в Казахстане к 2025 году определен изменение от формализованного подхода в сфере государственных услуг к проактивному оказанию услуг на основе запросов и будущих ожиданий граждан. В целях реализации Национального плана разработана Концепция. Вместе с тем, проактивный подход – это подход, когда услуги оказываются до подачи гражданином заявления на основе его профиля, потребностей и жизненной ситуации. Услуги будут оказаны по принципу «одного заявления», что сократит сроки и повысит их качество. Иными словами, данный подход будет предугадывать, что нужно гражданам в зависимости от жизненной ситуации. Тем самым, экономя время граждан на поиски тех или иных необходимых услуг. Более того, последнее слово остается за гражданами и сами граждане решают пользоваться или нет предоставляемыми услугами. Заявительный способ также продолжает иметь место. Под проактивом подразумевается автоматическая инициация процесса оказания услуги. То есть гражданину приходит уведомление о возможности её получения с минимальным заполнением дополнительной информации. Касательно рисков и угроз: Концепция развития отрасли информационно-коммуникационных технологий и цифровой сферы, также разработанный в ее реализацию Национальный проект «Цифровой образ жизни (DigitEL)» ни в коем случае не нарушают права граждан. В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона Республики Казахстан от 21 мая 2013 года «О персональных данных и их защите» (далее – Закон) сбор, обработка персональных данных осуществляются собственником и (или) оператором, а также третьим лицом с согласия субъекта или его законного представителя в порядке, определяемом уполномоченным органом, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9 настоящего Закона. Вместе с тем согласно подпункту 1) пункта 1 статьи 24 Закона субъект имеет право знать о наличии у собственника и (или) оператора, а также третьего лица своих персональных данных, в том числе информацию о подтверждении факта, цели, источников, способов сбора и обработки персональных данных. Наряду с этим субъект имеет право отозвать согласие на сбор, обработку персональных данных, кроме случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 8 Закона, после чего собственник и (или) оператор обязаны удалить имеющие у него персональные данные субъекта. Для реализации взаимодействия собственников и (или) операторов с субъектом персональных данных в Закон были внесены поправки, предусматривающие внедрения понятия сервиса обеспечения безопасности персональных данных (далее – Сервис КДП). Справочно: в соответствии с подпунктом 11-2) статьи 1 Закона сервис обеспечения безопасности персональных данных эта услуга, обеспечивающая информационное взаимодействие собственников и (или) операторов с субъектом, включая получение от субъекта согласия на сбор, обработку персональных данных или их передачу третьим лицам, в том числе путем реализации данного взаимодействия собственниками и (или) операторами самостоятельно. Так, пунктом 4 статьи 8 Закона определено, что третьи лица могут получать персональные данные, содержащиеся в информационных системах государственных органов, через веб-портал «электронного правительства» при условии согласия субъекта, предоставленного через кабинет пользователя на веб-портале «электронного правительства», а также посредством зарегистрированного на веб-портале «электронного правительства» абонентского номера сотовой связи субъекта путем передачи одноразового пароля или путем отправления короткого текстового сообщения в качестве ответа на уведомление веб-портала «электронного правительства» или сервиса обеспечения безопасности персональных данных. Так как, для передачи персональных данных третьим лицам предусмотрено три способа получения согласия от субъекта, два из которых уже реализовано Комитетом государственных услуг через веб-портал «электронного правительства». Таким образом, возникает необходимость внедрения Сервиса КДП в целях реализации субъектом или его законного представителя по даче и отзыву согласия на сбор, обработку персональных данных посредством сервиса обеспечения безопасности персональных данных согласно статьи 8 и 10 Закона. Кроме того, внедряемый Сервис КДП имеет расширенный функционал, отвечающий всем требованиям Закона при взаимодействии собственников и (или) операторов с субъектом персональных данных. Полномасштабное внедрение Сервиса КДП планируется с 2020-2021 года. Сервис по обеспечению безопасности хранения государственных электронных информационных ресурсов посредством контроля доступа к персональным данным направлена на соблюдение требований действующего законодательства в части защиты персональных данных от несанкционированного доступа со стороны третьих лиц, за счет: - внедрения программного обеспечения для генерации токенов (смарт-контракт) для получения согласия или отказа на доступ к персональным данным; - внедрения децентрализованной базы данных (технология блокчейн) для записи информации об успешных и неуспешных попытках доступа к персональным данным со стороны третьих лиц. Конечный результат: - Возможность согласования или отказа в доступе к персональным данным путем получения запроса посредством мобильного приложения или SMS; - Контроль за использованием персональных данных граждан со стороны третьих лиц; - Внедрение технологического инструментария по внедрению системы Контроля доступа к персональным данным с применением технологии блокчейн в части соблюдения требований законодательства по защите персональных данных. Так, согласно пункта 1 статьи 20 Закона, персональные данные подлежат защите, которая гарантируется государством и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан. При этом сбор и обработка персональных данных осуществляются только в случаях обеспечения их защиты. Кроме того, в соответствии с пунктом 3 главы 2 Постановления Правительства Республики Казахстан от 3 сентября 2013 года № 909 «Об утверждении Правил осуществления собственником и (или) оператором, а также третьим лицом мер по защите персональных данных» (далее – Правила), собственник и (или) оператор, а также третье лицо обязаны принимать необходимые меры по защите персональных данных, обеспечивающие: 1) предотвращение несанкционированного доступа к персональным данным; 2) своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к персональным данным, если такой несанкционированный доступ не удалось предотвратить; 3) минимизацию неблагоприятных последствий несанкционированного доступа к персональным данным. Также в соответствии с пунктом 5 главы 2 Правил, защита персональных данных осуществляется путем применения комплекса мер, в том числе правовых, организационных и технических, в целях: 1) реализации прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; 2) обеспечения их целостности и сохранности; 3) соблюдения их конфиденциальности; 4) реализации права на доступ к ним; 5) предотвращения незаконного их сбора и обработки.

ДҮЙСЕНБІ АЙГЕРІМ

посмотреть текст 08/04 - 23:54

Я против ЦИФРОВОГО КОНЦЛАГЕРЯ! Я против этого режима с тотальным контролем который вы нам предлагаете! Я не даю свое согласие на принятие этого НПА!

12/04 - 18:24

Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан сообщает о готовности рассмотреть предложения к опубликованному документу. Вместе с тем, в данном комментарии не отражена суть замечаний.

ДҮЙСЕНБІ АЙГЕРІМ

посмотреть текст 08/04 - 23:51

плачевных последствии как для независимой страны, ограничения свободы людей которые проживают на территории РК просто велики! Я против этого режима! Я против цифрого концлагеря! Я против этого НПА! Я против этого предлагаемого законопроекта!

12/04 - 18:34

Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан сообщает о готовности рассмотреть предложения к опубликованному документу. Вместе с тем, в данном комментарии не отражена суть замечаний.

БАЯДИЛОВА ШЫНАР

08/04 - 23:48

Мы против цифровой образ жизни. Отмените . Ненадо даже рассматривать.

12/04 - 18:25

Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан сообщает о готовности рассмотреть предложения к опубликованному документу. Вместе с тем, в данном комментарии не отражена суть замечаний.

БАЯДИЛОВА ШЫНАР

08/04 - 23:48

Мы против цифровой образ жизни. Отмените . Ненадо даже рассматривать.

19/04 - 18:16

Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан выражает благодарность за Ваше активное гражданское участие в развитии Республики Казахстан. Ваша позиция принята во внимание. Вместе с тем, в целях получения более подробного ответа, рекомендуем Вам сформулировать вопрос. Согласно ст.5 Закона «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» не подлежат рассмотрению обращения, в котором не изложена суть вопроса.

БАЯДИЛОВА ШЫНАР

08/04 - 23:48

Мы против цифровой образ жизни. Отмените . Ненадо даже рассматривать.

19/04 - 18:24

Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан выражает благодарность за Ваше активное гражданское участие в развитии Республики Казахстан. Ваша позиция принята во внимание. Вместе с тем, в целях получения более подробного ответа, рекомендуем Вам сформулировать вопрос. Согласно ст.5 Закона «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» не подлежат рассмотрению обращения, в котором не изложена суть вопроса.

БАЯДИЛОВА ШЫНАР

08/04 - 23:48

Мы против цифровой образ жизни. Отмените . Ненадо даже рассматривать.

12/04 - 18:52

Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан сообщает о готовности рассмотреть предложения к опубликованному документу. Вместе с тем, в данном комментарии не отражена суть замечаний.