Единый контакт-центр

1414

8-800-080-7777

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам культуры»

Краткое содержание: «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам культуры»
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Концепция
Дата создания: 30/03/2021
Публичное обсуждение до: 13/04/2021
Дата запуска онлайн-обсуждения: 16/04/2021 17:25:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 16/04/2021 18:25:00
Приложенные документы:

1. Наименование концепции

«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам культуры»


 

2. Название законопроекта

«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам культуры» 


 

3. Обоснование необходимости разработки законопроекта

Основанием для разработки Концепции проекта Закона является поручение ___________________ касательно принятия системных мер поддержки творческих союзов.

Кроме того, Концепцией культурной политики Республики Казахстан, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 4 ноября 2014 года № 939 (далее – Концепция культурной политики), обусловлена необходимость формирования новой социокультурной среды, важными направлениями которой выступают конкурентоспособность, прагматизм, сохранение национальной идентичности, культ знаний, открытость сознания и эволюционный путь развития государства. В данных условиях значимым приоритетом культурной политики должно стать изменение отношения общества к творческой активности и повышению собственных конкурентных преимуществ как важных аспектов успеха личности, бизнеса и государства в целом.

С учетом обозначенных задач, предусмотренных Концепцией культурной политики, в целях качественной и эффективной реализации государственной политики в области культуры возникает необходимость совершенствования законодательства в области культуры, в части государственной поддержки творческих союзов.

Творческие союзы вносят большой вклад в развитие и продвижение культуры страны, в воспитание потребности в культуре у гражданского общества, в продвижение классического и современного искусства в стране и за рубежом.

Творческие союзы, выступая в роли опорных механизмов, обеспечивающих консолидацию творческих сил страны, имеют колоссальный потенциал в реализации проводимой культурной политики, ориентированной на широкое продвижение идей и приоритетов программы модернизации общественного сознания «Рухани жаңғыру».

При этом на сегодняшний день на законодательном уровне отсутствуют четкие механизмы менеджмента и регулирования деятельности творческих союзов, не развиты действенные механизмы стабильной финансовой поддержки.

Вместе с тем, творческие союзы фактически должны быть стратегическими партнерами государства и выступать в роли проводников идей государства в обществе.

Однако, к сожалению, на сегодняшний день данная роль творческих союзов ослаблена, это обусловлено отсутствием экономической стабильности союзов, гарантированной государственной поддержки. Фактически вместо творчества и продвижения идеологии союзы вынуждены выживать в современных экономических условиях. 

В соответствии с Законом «О государственном социальном заказе, грантах и премиях для неправительственных организаций в Республике Казахстан», финансирование творческих союзов осуществляется путем участия их в реализации государственного социального заказа, получении грантов и премий в целях достижения своих творческих замыслов и идей.

Однако единый подход к реализации проектов в рамках государственных закупок и участие творческих союзов в конкурсах в сфере культуры и искусства на общих основаниях наравне с другими НПО не дает возможности адресной их поддержки.

В этом контексте полагаем, что мощнейшим стимулом для активации деятельности партнерства творческих союзов с государством стало бы учреждение грантов уполномоченного органа в области культуры на развитие культуры и искусства.

Претендовать на получение указанных грантов могли бы исключительно профильные неправительственные организаций с широкой представительской базой, признанные стратегическими партнерами государства, созданные в качестве творческих союзов и объединений.

В этой связи, в Законе Республики Казахстан от 15 декабря 2006 года                 «О культуре» предлагается закрепить понятие – стратегический партнер государства.

Процедура признания творческих союзов стратегическими партнерами будет осуществления путем их аккредитации уполномоченным органом в области культуры, и будет служить своеобразным признанием правомочий указанных организаций по развитию соответствующей отрасли культуры. 

Такими стратегическими партнерами для Министерства культуры и спорта могли бы выступить – союзы писателей, кинематографистов, театральных деятелей Казахстана и другие профильные неправительственные организаций.


 

4. Цели принятия законопроекта

Целью принятия проекта Закона является совершенствование действующего законодательства в области культуры и создание благоприятных условий для развития творческих союзов и сферы культуры.


 

5. Предмет регулирования законопроекта

Предметом регулирования законопроекта являются совершенствование института партнерства государства и неправительственного сектора в лице творческих союзов, а также обеспечения продвижения основных идей культурной политики государства.


 

6. Структура законопроекта

Структура Законопроекта состоит из 2-х статей.

Статья 1 предусматривает внесение изменений и дополнений в следующие законодательные акты:

1) Закон Республики Казахстан от 15 декабря 2006 года «О культуре»;

2) Закон Республики Казахстан от 12 апреля 2005 года «О государственном социальном заказе, грантах и премиях для неправительственных организаций в Республике Казахстан».

Статья 2 предусматривает порядок введения Закона в действие.


 

7. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия, в случае принятия законопроекта

Правовые последствия принятия Законопроекта заключаются в повышении эффективности правового регулирования творческих союзов.

Социально-экономические последствия принятия Законопроекта заключаются в повышении качества деятельности, направленной на реализацию государственной политики в области культуры.

Принятие Законопроекта не повлечет негативных социально-экономических и правовых последствий.


 

8. Необходимость одновременного (последующего) проведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом

Отсутствует.


 

9. Регламентированность предмета законопроекта иными словами НПА (список НПА)

Предмет данного проекта закона регламентируется положениями следующих законодательных актов:

1) Закон Республики Казахстан от 15 декабря 2006 года «О культуре»;

2) Закон Республики Казахстан от 12 апреля 2005 года    «О государственном социальном заказе, грантах и премиях для неправительственных организаций в Республике Казахстан».


 

10. Наличие зарубежного опыта

Изучение международного опыта, в частности, США, Германия, Южная Корея, Сингапур, Российская Федерация, Финляндия, Швеция, Франция показали, что государственная поддержка организаций культуры, в том числе творческих союзов складываются в каждой стране по-разному. В этих странах бюджетное финансирование остается одной из главных форм поддержки сферы культуры и искусства.  

США: государственная поддержка профессиональных творческих объединений осуществляется в рамках «англосаксонской модели» через гранты, фонды и спонсорскую помощь. Творческие организации практически независимы от государства и занимаются защитой авторских прав своих членов, обеспечением их медицинским страхованием по льготным расценкам, рекламой созданных произведений.

Германия: культурная политика замкнута на государство, но децентрализована, успешно совмещает государственное, частное и общественное финансирование с эффективными механизмами грантовой поддержки.

Южная Корея, Сингапур: яркий пример успешного создания культурного имиджа государства посредством применения «мягкой силы». Финансирование культуры и искусства поступает из различных источников, но большая нагрузка ложится на государство, а не на частные финансовые ресурсы. Для конкретных целей существует достаточное количество благотворительных фондов, поддерживаемых государством и частными инвесторами.

Российская Федерация: государством разрабатываются целевые программы, способствующие сохранению и развитию литературы и искусства с привлечением творческих союзов, ассоциаций творческих союзов и творческих работников.

Сформированные на основе целевых программ государственные и муниципальные заказы распределяются между творческими союзами, ассоциациями творческих союзов и творческими работниками путем проведения открытых конкурсов.

Также налажена система выделения грантов Президента РФ, которые присуждаются в виде целевых безвозмездных субсидий по результатам конкурсов, ежегодно проводимых Министерством культуры РФ, предназначаемые для поддержки проектов в сфере литературы, изобразительного искусства и музыкального, хореографического, театрального и циркового искусства, кино, музейного и библиотечного дела, художественных промыслов и ремесел.

Финляндия: государство полностью контролирует финансирование культурной сферы. Государственная поддержка культуры и искусства, в том числе через творческие объединения, является совместной ответственностью центрального правительства и муниципалитетов. Существующие региональные советы по делам искусств и различные региональные фонды являются посредниками между центральным правительством и местными властями. Также высока роль частных инвестиций в финансировании творческих объединений. 

Швеция: финансирование организаций культуры осуществляется как напрямую из государственного бюджета, так и через советы по делам искусств, работающие по принципу «вытянутой руки». Отсутствие налоговых преференций в отношении благотворительной поддержки культурной деятельности творческих организаций практически не создает серьезных препятствий для своего развития за счет государственных субсидий.

Франция: государство финансирует учреждения культуры, в том числе и независимые, все некоммерческие творческие объединения и организации, призванные поддерживать и развивать современное творчество во всех областях, связанных с искусством. Выделяются субсидии, оказывается поддержка творческим деятелям и другим профессиональным работникам сферы художественного творчества. Политика государственных закупок и государственного заказа в значительной мере способствует росту национального культурного достояния и улучшению уровня социализации творческой среды.

Таким образом, анализ мирового опыта показывает, что универсальных стандартов формата развития и поддержки профессиональных творческих объединений нет.

Вместе с тем, на сегодняшний день в стране назрела необходимость создания эффективных механизмов государственного финансирования творческих союзов по примеру Южной Кореи, Сингапура, России, Франции и др.


 

11. Предполагаемые финансовые затраты

Средства для грантов уполномоченного органа в области культуры предлагается предусмотреть за счет перераспределения средств, предусмотренных для государственного социального заказа на развитие культуры и искусства, а также принятие проекта закона повлечет дополнительные финансовые средства из государственного бюджета до объема 500 млн. тенге в год.