Единый контакт-центр

1414

8-800-080-7777

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан

Краткое содержание:
Статус: На рассмотрении
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Проект Закона
Дата создания: 01/04/2021
Публичное обсуждение до: 15/04/2021
Дата запуска онлайн-обсуждения:
Дата окончания онлайн-обсуждения:
Приложенные документы:

проект

 

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан 

 

 

Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие конституционные законы Республики Казахстан:

1. В Конституционный закон Республики Казахстан от 29 декабря 1995 года «О Конституционном Совете Республики Казахстан» (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г., № 24, ст. 173; Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2004 г., № 22, ст. 129; 2008 г., № 10-11, ст. 34; 2013 г., № 17, ст. 84; 2014 г., № 16, ст. 89):

1) статью 2 изложить в следующей редакции:

«Статья 2. Структура и состав Конституционного Совета

Конституционный Совет состоит из семи членов, в том числе Председателя Конституционного Совета. Кроме этого, пожизненными членами Конституционного Совета являются по праву экс-Президенты Республики.

При Конституционном Совете образуется Научно-консультативный совет.

Порядок работы Научно-консультативного совета определяется положением, утверждаемым постановлением Конституционного Совета.»;

2) статью 8 изложить в следующей редакции:

«Статья 8. Конституционное производство

1. Рассмотрение и принятие решений по вопросам, относящимся к компетенции Конституционного Совета, осуществляется в порядке конституционного производства, установленного Конституцией и настоящим Конституционным законом.

2. Конституционное производство в Республике Казахстан ведется в письменном виде или в электронном формате.»;

3)  пункт 1 статьи 22 изложить в следующей редакции:

«1. Обращения в Конституционный Совет подаются в письменной или электронной форме.»;

4) часть вторую статьи 24 изложить в следующей редакции:

«Месячный срок для принятия итогового решения по требованию Президента Республики, изложенному в письменной или электронной форме может быть сокращен, если вопрос не терпит отлагательства.».

      2. В Конституционный закон Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2000 г., № 23, ст.410; 2006 г., № 23, ст.136; 2008 г., № 20, ст.77; 2010 г., № 24, ст.147; 2012 г., № 5, ст.38; 2014 г., № 16, ст.89; № 21, ст.119; 2015 г., № 14, ст.75, 76; № 24, ст.174; 2017 г., № 6, ст.10; № 12, ст.33; № 14, ст.47; № 21, cт.103; 2018 г., № 24, ст.92) следующие изменения и дополнения:

      1) пункт 1 статьи 14 дополнить подпунктом 3-1) следующего содержания:

«3-1) обеспечивает своевременное вынесение на обсуждение пленарного заседания областного суда вопросов о передаче в Судебное жюри материалов в отношении судьи для проверки его действий в рамках дисциплинарного производства;»;

2) в статье 16:

подпункт 7) пункта 1 изложить в следующей редакции:

«7) рассматривает кандидатуры на вакантные должности судей районного и областного судов и выносит соответствующие заключения до окончания срока подачи документов в Высший Судебный Совет;»;

пункт 2-1 дополнить подпунктом 3) следующего содержания:

«3) на альтернативной основе избирает кандидатуры из числа кандидатов, представленных Председателем Верховного Суда на вакантные должности председателей районных судов и выносит соответствующие заключения.»;

3) пункт 2 статьи 20 дополнить подпунктом 3-2) следующего содержания:

«3-2) вносит на рассмотрение расширенного пленарного заседания областного суда на альтернативной основе кандидатуры на вакантные должности председателей районных судов;»;

4) пункт 2-1 статьи 22 изложить в следующей редакции:

«2-1. Расширенное пленарное заседание Верховного Суда, в котором принимают участие судьи Верховного Суда, а также судьи местных судов, делегируемые расширенными пленарными заседаниями областных судов:

1) утверждает распределение бюджета судебной системы по уровням и направлениям расходов;

2) рекомендует кандидатов в составы Высшего Судебного Совета, Судебного жюри и Комиссии по кадровому резерву при Высшем Судебном Совете, а также в состав Комиссии по качеству правосудия при Верховном Суде.»;

5) в статье 29:

пункт 7 дополнить подпунктом 1-1) следующего содержания:

«1-1) судьи, если со дня вынесения в отношении него Комиссией по качеству правосудия решения о переводе в другой суд, на другую специализацию, прошло менее двух лет;»;

дополнить пунктом 9-1 следующего содержания:

«9-1. Судьям, назначенным в состав Высшего Судебного Совета время работы членом Высшего Судебного Совета, включается в стаж судейской работы и учитывается при выходе в отставку.»;

6) в статье 30:

дополнить пунктом 2-1 следующего содержания:

«2-1. Кандидатуры на вакантные должности председателей районных судов  рассматриваются на альтернативной основе Высшим Судебным Советом из числа лиц, избранных расширенным пленарным заседанием областного суда по представлению Председателя Верховного Суда.»;

пункт 4 дополнить частью второй следующего содержания:

«Судьи, проработавшие не менее пяти лет в судах, расположенных в отдаленной местности, или в судах, штатная численность которых составляет не более трех единиц, также имеют приоритет при отборе кандидатов на должности председателей районных судов, судей областных судов.»;

7) в статье 30-1:

часть третью пункта 1 изложить в следующей редакции:

«Оценка профессиональной деятельности судьи впервые проводится по результатам одного года работы в должности судьи. В последующем оценка профессиональной деятельности судьи проводится через каждые пять лет.»;  

пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. Оценку профессиональной деятельности судьи осуществляет Комиссия по качеству правосудия.

Комиссия по качеству правосудия состоит из семи членов – трех судей областных судов, трех судей Верховного Суда и одного судьи в отставке.

Порядок формирования и организации работы Комиссии по качеству правосудия определяется Положением, утверждаемым Президентом Республики Казахстан.

Стандарты и методика проведения оценки профессиональной деятельности судьи утверждаются пленарным заседанием Верховного Суда после предварительного согласования с Высшим Судебным Советом.»;

8) часть вторую пункта 5 статьи 31 изложить в следующей редакции:

«Председатели и председатели судебных коллегий областных судов, председатели коллегий Верховного Суда не могут быть назначены на занимаемую ими должность или аналогичную должность в равнозначных судах более двух раз.»;

9) в статье 33:

пункт 1 дополнить подпунктом 1-1) следующего содержания:

«1-1) судья назначен членом Высшего Судебного Совета;»;

дополнить пунктом 2-3 следующего содержания:

«2-3. При назначении судьи членом Высшего Судебного Совета его полномочия приостанавливаются с сохранением звания судьи и принадлежности к судейскому сообществу.»;

10) в статье 42:

пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Дисциплинарное производство в отношении судьи может быть начато не позднее года со дня обнаружения проступка, и не позднее двух лет со дня совершения проступка.

В сроки, указанные в части первой настоящего пункта, не включается время отсутствия судьи на работе по уважительной причине после дня обнаружения дисциплинарного проступка.»;

дополнить пунктом 1-1 следующего содержания:

«1-1. Днем обнаружения дисциплинарного проступка, связанного с нарушением судьей законности при рассмотрении судебного дела, считается день вступления в законную силу судебного акта вышестоящей судебной инстанции, которым установлен факт нарушения законности, а днем совершения такого проступка считается день вынесения незаконного судебного акта.

Днем обнаружения дисциплинарного проступка, противоречащего судейской этике, считается день вынесения решения комиссией по судейской этике, которым установлен факт совершения судьей порочащего проступка, противоречащего судейской этике, а днем совершения такого проступка считается день или период его совершения.

Днем обнаружения дисциплинарного проступка, связанного с ненадлежащим исполнением председателями судов и председателями судебных коллегий судов своих должностных обязанностей, считается день внесения представления Председателя Верховного Суда, принятия решений пленарными заседаниями областных судов и Верховного Суда, которыми установлен факт ненадлежащего исполнения должностных обязанностей, а днем совершения такого проступка считается день или период ненадлежащего исполнения председателями судов и председателями судебных коллегий судов своих должностных обязанностей.

В случае, если день совершения дисциплинарного проступка определяется периодом времени, исчисление сроков, установленных пунктом 1 настоящей статьи, осуществляется со следующего дня после окончания периода.»;

11) в статье 44:

в пункте 1:

подпункты 2) и 6) исключить;

часть вторую изложить в следующей редакции:

«Решение Комиссии по качеству правосудия, предусмотренное подпунктом 3) части первой настоящего пункта, носит рекомендательный характер.»;

12) пункт 5 изложить в следующей редакции:

«5. Отмена Высшим Судебным Советом решения Комиссии по качеству правосудия является основанием для принятия Высшим Судебным Советом иного решения, предусмотренного настоящей статьей.»;

13) пункт 4 статьи 44-1 изложить в следующей редакции:

«4. Отказ Высшего Судебного Совета в даче рекомендации об освобождении председателя суда, председателя судебной коллегии и судьи от занимаемой должности либо решение Высшего Судебного Совета о необоснованности наложения на судью какого-либо дисциплинарного взыскания отменяет вынесенное Судебным жюри решение и направляет дисциплинарное дело на повторное рассмотрение.

При отмене решения Судебного жюри Высший Судебный Совет вправе рекомендовать Судебному жюри применить иное дисциплинарное взыскание, предусмотренное пунктом 1 статьи 40 настоящего Конституционного закона, либо прекратить дисциплинарное производство в отношении судьи.»;

14) пункт 5 статьи 56 изложить в следующей редакции:

«5. Деятельность уполномоченного органа осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Казахстан о государственной службе.

Работники уполномоченного органа по уровню заработной платы, иным условиям материального, финансового и социально-бытового обеспечения приравниваются к соответствующим работникам Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан.»;

12) статью 57 изложить в следующей редакции:

«Статья 57. Финансирование судов

1. Финансирование Верховного Суда, местных и других судов Республики Казахстан осуществляется за счет средств республиканского бюджета.

2. Бюджет судебной системы должен полностью обеспечивать выполнение судами их конституционных полномочий.

Расходы судебной системы  составляют не менее шести с половиной процентов от общей суммы расходов по бюджетной программе, предусмотренной на обеспечение деятельности всех государственных органов, установленных республиканским бюджетом на соответствующий плановый период.

3. В случае снижения общей суммы расходов по бюджетной программе  всех государственных органов в результате уточнения республиканского бюджета, корректировки республиканского бюджета или проведения секвестра, размер расходов на судебную систему, установленный республиканским бюджетом на соответствующий плановый период, не подлежит уменьшению.

4. Расходы на судебную систему, установленные республиканским бюджетом на соответствующий плановый период, не подлежат секвестру.

При уточнении, корректировке республиканского бюджета в течение текущего финансового года расходы на судебную систему, установленные республиканским бюджетом на соответствующий плановый период, не подлежат уменьшению.

Для администратора бюджетных программ судебной системы не устанавливается лимит текущих административных расходов, предусмотренный Бюджетным кодексом Республики Казахстан.

 5. Распределение бюджета судебной системы по уровням и направлениям расходов утверждается на расширенном пленарном заседании Верховного Суда, в соответствии с утверждаемым им регламентом.

6. Бюджетная заявка судебной системы, утвержденная расширенным пленарным  заседанием Верховного Суда, включается в проект республиканского бюджета без внесения изменений.

7. Порядок использования средств, выделенных из республиканского бюджета для организации деятельности международного совета, определяется уполномоченным органом.

8. Руководитель уполномоченного органа является членом Республиканской бюджетной комиссии, образуемой в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом Республики Казахстан.».

      Статья 2. Настоящий Конституционный закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

 

         Президент

Республики Казахстан                                                                    

 

Сравнительная таблица

к проекту Конституционного закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений

 в некоторые конституционные законы Республики Казахстан»

 

Структурный элемент

Действующая редакция

Предлагаемая редакция

Обоснование

Конституционный закон Республики Казахстан «О Конституционном Совете Республики Казахстан» от 29 декабря 1995 года

1.

Статья 2

Статья 2. Состав Конституционного Совета

Конституционный Совет состоит из семи членов, в том числе Председателя Конституционного Совета. Кроме этого, пожизненными членами Конституционного Совета являются по праву экс-Президенты Республики.

 

 

Статья 2. Структура и состав Конституционного Совета

Конституционный Совет состоит из семи членов, в том числе Председателя Конституционного Совета. Кроме этого, пожизненными членами Конституционного Совета являются по праву экс-Президенты Республики.

При Конституционном Совете образуется Научно-консультативный совет.

Порядок работы Научно-консультативного совета определяется положением, утверждаемым постановлением Конституционного Совета.

Администрацией Президента Республики Казахстан поручено обеспечить реализацию предложений Председателя Конституционного Совета РК касательно регламентации деятельности Научно-консультативного совета при Конституционном Совете (резолюция Руководителя АП от 2 февраля 2020 года № 21-330 (20-4340)-3).

Предложения поддержаны ГП и МЮ.

2.

Статья 8

Статья 8. Конституционное производство

Рассмотрение и принятие решений по вопросам, относящимся к компетенции Конституционного Совета, осуществляется в порядке конституционного производства, установленного Конституцией и настоящим Конституционным законом.

 

Статья 8. Конституционное производство

1. Рассмотрение и принятие решений по вопросам, относящимся к компетенции Конституционного Совета, осуществляется в порядке конституционного производства, установленного Конституцией и настоящим Конституционным законом.

2. Конституционное производство в Республике Казахстан ведется в письменном виде или в электронном формате.

Администрацией Президента Республики Казахстан поручено обеспечить реализацию предложений Председателя Конституционного Совета РК касательно ведения конституционного производства в электронном формате (резолюция Руководителя АП от 2 февраля 2020 года № 21-330 (20-4340)-3).

Предложения поддержаны ГП и МЮ.

3.

Пункт 1

 статьи 22

Статья 22. Форма и содержание обращения в Конституционный Совет

1. Обращения в Конституционный Совет подаются в письменной форме.

...

 

Статья 22. Форма и содержание обращения в Конституционный Совет

1. Обращения в Конституционный Совет подаются в письменной или электронной форме.

...

Администрацией Президента Республики Казахстан поручено обеспечить реализацию предложений Председателя Конституционного Совета РК касательно ведения конституционного производства в электронном формате (резолюция Руководителя АП от 2 февраля 2020 года № 21-330 (20-4340)-3).

Предложения поддержаны ГП и МЮ.

4.

Статья 24

Статья 24. Сроки рассмотрения обращений Конституционным Советом

Конституционный Совет рассматривает принятое к производству обращение и выносит по нему итоговое решение в течение месяца со дня поступления обращения, который заканчивается в соответствующий день (число) следующего месяца. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

Месячный срок для принятия итогового решения по требованию Президента Республики, изложенному в письменной форме, может быть сокращен до десяти календарных дней, если вопрос не терпит отлагательства.

В случае объединения Конституционным Советом в одно производство связанных между собой обращений месячный срок, предусмотренный Конституцией для вынесения итогового решения, исчисляется со дня поступления последнего обращения.

Статья 24. Сроки рассмотрения обращений Конституционным Советом

Конституционный Совет рассматривает принятое к производству обращение и выносит по нему итоговое решение в течение месяца со дня поступления обращения, который заканчивается в соответствующий день (число) следующего месяца. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

Месячный срок для принятия итогового решения по требованию Президента Республики, изложенному в письменной или электронной форме, может быть сокращен, если вопрос не терпит отлагательства.

В случае объединения Конституционным Советом в одно производство связанных между собой обращений месячный срок, предусмотренный Конституцией для вынесения итогового решения, исчисляется со дня поступления последнего обращения.

Администрацией Президента Республики Казахстан поручено обеспечить реализацию предложений Председателя Конституционного Совета РК касательно ведения конституционного производства в электронном формате (резолюция Руководителя АП от 2 февраля 2020 года № 21-330 (20-4340)-3).

Предложения поддержаны ГП и МЮ.

Конституционный закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» от 25 декабря 2000 года

7.

Новый подпункт 3-1) пункта 1

 статьи 14

1. Председатель областного суда является судьей и наряду с выполнением обязанностей судьи:

3-1) отсутствует;

1. Председатель областного суда является судьей и наряду с выполнением обязанностей судьи:

3-1) обеспечивает своевременное вынесение на обсуждение пленарного заседания областного суда вопросов о передаче в Судебное жюри материалов в отношении судьи для проверки его действий в рамках дисциплинарного производства;

При рассмотрении дисциплинарных дел важное значение имеет соблюдение сроков давности привлечения судей к дисциплинарной ответственности.

На практике имеют случаи несвоевременного рассмотрения областными судами вопроса о передаче материалов в отношении судей в Судебное жюри, что позволило избежать судьям предусмотренной ответственности.

Таким образом, предлагается введение ответственности председателей областных и приравненных к ним судов за своевременное вынесение вопроса о передаче в Судебное жюри материалов в отношении судьи на обсуждение пленарных заседаний областных судов.

Порядок и сроки вынесения на обсуждение пленарного заседания областного суда вопроса о передаче в Судебное жюри материалов в отношении судьи для проверки его действий в рамках дисциплинарного производства будет регламентировано в Положении о Судебном жюри, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 26 июня 2001 года № 643.

8.

Подпункт 7) пункта 1 статьи 16

Статья 16. Пленарное и расширенное пленарное заседания областного суда

1. Областной суд по мере необходимости, но не реже двух раз в год, проводит пленарные заседания, на которых:

7) рассматривает кандидатуры на вакантные должности судей районного и областного судов, председателя районного суда и выносит соответствующие заключения до окончания срока подачи документов в Высший Судебный Совет;

Статья 16. Пленарное и расширенное пленарное заседания областного суда

1. Областной суд по мере необходимости, но не реже двух раз в год, проводит пленарные заседания, на которых:

7) рассматривает кандидатуры на вакантные должности судей районного и областного судов и выносит соответствующие заключения до окончания срока подачи документов в Высший Судебный Совет;

В связи с введением нового порядка назначения председателей районных судов.

 

9.

Подпункт 3) пункта 2-1 статьи 16

Статья 16. Пленарное и расширенное пленарное заседания областного суда

2-1. Областной суд проводит расширенные пленарные заседания, на которых:

1) делегирует двух судей местного суда в расширенное пленарное заседание Верховного Суда;

2) рассматривает кандидатуры судей в составы Высшего Судебного Совета, Судебного жюри и Комиссии по кадровому резерву при Высшем Судебном Совете, Комиссии по качеству правосудия при Верховном Суде и выносит соответствующие рекомендации расширенному пленарному заседанию Верховного Суда.

В расширенных пленарных заседаниях областного суда принимают участие судьи областного суда и судьи районных судов соответствующей области, города республиканского значения, столицы.

Статья 16. Пленарное и расширенное пленарное заседания областного суда

2-1. Областной суд проводит расширенные пленарные заседания, на которых:

1) делегирует двух судей местного суда в расширенное пленарное заседание Верховного Суда;

2) рассматривает кандидатуры судей в составы Высшего Судебного Совета, Судебного жюри и Комиссии по кадровому резерву при Высшем Судебном Совете, Комиссии по качеству правосудия при Верховном Суде и выносит соответствующие рекомендации расширенному пленарному заседанию Верховного Суда;

3) на альтернативной основе избирает кандидатуры из числа кандидатов, представленных Председателем Верховного Суда на вакантные должности председателей районных судов и выносит соответствующие заключения.

В расширенных пленарных заседаниях областного суда принимают участие судьи областного суда и судьи районных судов соответствующей области, города республиканского значения, столицы.

В связи с введением нового порядка назначения председателей районных судов.

10.

Новый подпункт 3-2) пункта 2 статьи 20

Статья 20. Председатель Верховного Суда

2. Председатель Верховного Суда представляет интересы судебной системы республики во взаимоотношениях с органами иных ветвей государственной власти республики и международными организациями, а также:

3-2) отсутствует;

Статья 20. Председатель Верховного Суда

2. Председатель Верховного Суда представляет интересы судебной системы республики во взаимоотношениях с органами иных ветвей государственной власти республики и международными организациями, а также:

3-2) вносит на рассмотрение расширенного пленарного заседания областного суда на альтернативной основе кандидатуры на вакантные должности председателей районных судов;

Предлагается следующий порядок отбора председателей районных судов, за исключением находящихся в столице, городах республиканского и областного значения:

1. Председатель Верховного Суда вносит кандидатуры на рассмотрение расширенного пленарного заседания областного суда на каждую должность на альтернативной основе (от 2-х до 5-ти кандидатов на каждую должность). Приоритет «резервистам» (перед внесением Верховный Суд изучает кандидатов через внутреннюю безопасность, кадровую службу и Комиссию по качеству правосудия).

2. Кандидатуры судей, избранных тайным голосованием на расширенном пленарном заседании, вносятся в ВСС.

3. Рабочая комиссия ВСС, предварительно изучив представленных кандидатов, выносит на заседание ВСС окончательные кандидатуры (при этом обязательно учитывается мнение расширенного пленарного заседания. ВСС не могут быть рассмотрены кандидаты, не набравшие достаточного голоса расширенного пленарного заседания. Поэтому, вне решения расширенного пленарного заседания никто не может быть включен в пул кандидатов).

4. ВСС принимает решение и вносит рекомендацию Главе государства.

5. Глава государства принимает рекомендацию либо отклоняет его.

11.

подпункт 1) пункта 2-1

статьи 22

Статья 22. Пленарное и расширенное пленарное заседания Верховного Суда

2-1. Расширенное пленарное заседание Верховного Суда, в котором принимают участие судьи Верховного Суда, а также судьи местных судов, делегируемые расширенными пленарными заседаниями областных судов, рекомендует кандидатов в составы Высшего Судебного Совета, Судебного жюри и Комиссии по кадровому резерву при Высшем Судебном Совете, а также в состав Комиссии по качеству правосудия при Верховном Суде.

Статья 22. Пленарное и расширенное пленарное заседания Верховного Суда

2-1. Расширенное пленарное заседание Верховного Суда, в котором принимают участие судьи Верховного Суда, а также судьи местных судов, делегируемые расширенными пленарными заседаниями областных судов:

1) утверждает распределение бюджета судебной системы по уровням и направлениям расходов;

2) рекомендует кандидатов в составы Высшего Судебного Совета, Судебного жюри и Комиссии по кадровому резерву при Высшем Судебном Совете, а также в состав Комиссии по качеству правосудия при Верховном Суде.

С целью удовлетворения потребности судебной системы, необходимо вовлечение органов судейского самоуправления в процесс подготовки бюджета судебных органов.

12.

Новый подпункт 1-1)

пункта 7

статьи 29

Статья 29. Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи

...

7. Не допускается участие в конкурсе на занятие вакантной судейской должности:

...

1-1) отсутствует;

...

Статья 29. Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи

...

7. Не допускается участие в конкурсе на занятие вакантной судейской должности:

...

 1-1) судьи, если со дня вынесения в отношении него Комиссией по качеству правосудия решения о переводе в другой суд, на другую специализацию, прошло менее двух лет;

...

Решение о переводе судьи в другой суд, на другую специализацию принимается  Комиссией по качеству правосудия по итогам оценки профессиональной деятельности судьи.

Такое решение свидетельствует о том, что судья не в полной мере соответствует занимаемой должности и на снижение качества его работы влияют высокая нагрузка в суде,  качество и количество сложных категорий дел.  В связи с чем, с учетом итоговых результатов оценки и  кейсовых задач принимается решение о переводе судьи в другой суд (с невысокой нагрузкой, малосоставный, несложными категориями дел). По сути – это отрицательная оценка, но судье дается «шанс исправиться» и показать работу в другом суде.

На практике, указанные судьи, не желая продолжать работу в суде с «облегченными условиями»,  при первой возможности подают документы для участия в конкурсе на вакантные судейские должности, в том числе в вышестоящие суды и на руководящие позиции.

Это нивелирует деятельность Комиссии по качеству правосудия, которая за короткий промежуток времени вновь должна дать оценку работе этому судьи теперь для участия в конкурсе.

Поскольку решения Комиссии носят рекомендательный характер, есть вероятность,  что судья  может   занять  более высокую должность, к примеру, в течение одного года после получения отрицательной оценки.

В связи с чем, полагаем, что судья, переведенный в другой суд по итогам оценки профдеятельности, должен в течении двух лет доказать свою профпригодность на новом месте и только по истечении этого времени участвовать в конкурсах.  

13.

Новый

пункт 9-1

статьи 29

9-1. Отсутствует.

 

9-1. Судьям, назначенным в состав Высшего Судебного Совета время работы членом Высшего Судебного Совета, включается в стаж судейской работы и учитывается при выходе в отставку.

Норма вносится в связи с введением дополнительного основания для приостановления полномочий судьи: назначение членом Высшего Судебного Совета.

14.

Новый

пункт 2-1

статьи 30

Статья 30. Отбор кандидатов на должность судьи, председателя, председателя судебной коллегии суда

2-1. Отсутствует.

Статья 30. Отбор кандидатов на должность судьи, председателя, председателя судебной коллегии суда

2-1. Кандидатуры на вакантные должности председателей районных судов рассматриваются на альтернативной основе Высшим Судебным Советом из числа лиц, избранных расширенным пленарным заседанием областного суда по представлению Председателя Верховного Суда.

В связи с введением нового порядка назначения председателей районных судов.

 

15.

Часть третья пункта 4

статьи 30

Статья 30. Отбор кандидатов на должность судьи, председателя, председателя судебной коллегии суда

4. При этом приоритет при отборе кандидатов на должности председателя районного суда, председателя, председателей судебных коллегий и судей областного суда, судьи и председателей судебных коллегий Верховного Суда отдается лицам, состоящим в кадровом резерве.

 

 

 

 

 

 

 

 

Статья 30. Отбор кандидатов на должность судьи, председателя, председателя судебной коллегии суда

4. При этом приоритет при отборе кандидатов на должности председателя районного суда, председателя, председателей судебных коллегий и судей областного суда, судьи и председателей судебных коллегий Верховного Суда отдается лицам, состоящим в кадровом резерве.

Судьи, проработавшие не менее пяти лет в судах, расположенных в отдаленной местности, или в судах, штатная численность которых составляет не более трех единиц, также имеют приоритет при отборе кандидатов на должности председателей районных судов, судей областных судов.

В связи с введением нового порядка назначения председателей районных судов.

В настоящее время наблюдается незаинтересованность кандидатов и действующих судей к занятию должностей в отдаленных и малосоставных судах.

К примеру, на должности судей в конкурсе от 24 октября 2019 года на
13 вакантных должностей председателей районных судов не подал заявления ни один судья.

При этом, несмотря на то, что конкурсы на должности председателей Райымбекского районного суда Алматинской области и Железинского районного суда Павлодарской области объявлялись дважды, оба раза претенденты на данные должности отсутствовали вообще.

Отчасти это связано с социально-бытовыми факторами, разницей в качестве жизни в крупных городах и сельских районах, особенно когда речь идет о заполнении вакансий в судах отдаленных местностей.

В целях повышения заинтересованности кандидатов в работе в отдаленных и малосоставных судах предлагается предусмотреть приоритетность судей, проработавших 5 лет в таких судах, при последующем отборе на вышестоящие должности.

 

Часть третья пункта 1

статьи 30-1

Статья 30-1. Оценка профессиональной деятельности судьи

1. Оценкой профессиональной деятельности судьи признаются оценка уровня его профессиональных знаний и умения применять их при отправлении правосудия, результатов судебной деятельности, деловых и нравственных качеств судьи и соответствие его требованиям, предъявляемым настоящим Конституционным законом и Кодексом судейской этики.

Оценка профессиональной деятельности судьи проводится в целях улучшения качественного состава судейского корпуса, оценки и стимулирования роста профессиональной квалификации, повышения ответственности за укрепление законности при рассмотрении дел, охраны прав граждан и интересов общества.

Оценка профессиональной деятельности судьи впервые проводится по результатам одного года работы в должности судьи. В последующем оценка профессиональной деятельности судьи проводится через каждые пять лет, а также при участии в конкурсе на должность судьи вышестоящей инстанции, на должность председателя суда, председателя судебной коллегии.

Статья 30-1. Оценка профессиональной деятельности судьи

1. Оценкой профессиональной деятельности судьи признаются оценка уровня его профессиональных знаний и умения применять их при отправлении правосудия, результатов судебной деятельности, деловых и нравственных качеств судьи и соответствие его требованиям, предъявляемым настоящим Конституционным законом и Кодексом судейской этики.

Оценка профессиональной деятельности судьи проводится в целях улучшения качественного состава судейского корпуса, оценки и стимулирования роста профессиональной квалификации, повышения ответственности за укрепление законности при рассмотрении дел, охраны прав граждан и интересов общества.

Оценка профессиональной деятельности судьи впервые проводится по результатам одного года работы в должности судьи. В последующем оценка профессиональной деятельности судьи проводится через каждые пять лет.

1. Надо учесть, что  судьи проходят углубленную оценку своей профессиональной деятельности  через каждые 5 лет  работы.

Для этого в 2019 году принята новая Методика оценки с учетом рекомендаций международных экспертов.

Это означает, что тем судьям,   которые по результатам такой оценки признаны соответствующими занимаемой должности – дается «карт-бланш» на следующие 5 лет.

Полагаем, что в течении этих 5 лет судья может участвовать в любых конкурсах с использованием результатов  последней  оценки. И необходимости оценивать их работу при участии в каждом конкурсе, не имеется (в течении 5 лет судья может 10-15 раз участвовать в конкурсах).  И если каждый раз оценивать его работу – это нивелирует саму систему оценки профдеятельности судей.

2. На сегодня конкурсные процедуры длятся от 6 месяцев до 1 года, а следующий конкурс объявляется ВСС до завершения предыдущего конкурса.

В связи с этим, не дожидаясь итогов предыдущего конкурса, судьи вынуждены заново  собирать документы и одновременно участвовать в новом конкурсе (поскольку не знают, пройдут или пройдут на заявленную должность в предыдущем конкурсе).

Это создает волокиту. Многие должности требуют заключения Комиссии как одного из необходимых документов для участия.  Более того, срок для   подачи документов в ВСС составляет  1 месяц. Комиссии тоже необходимо время для проведения оценки и дачи заключения, чтобы судья мог успеть в месячный срок сдать документы на конкурс.

Все это приводит к недовольству судей и   необоснованной спешке, а в целом, недоверию к институтам отбора и оценки судей.

16.

Пункт 3

статьи 30-1

Статья 30-1. Оценка профессиональной деятельности судьи

3. Оценку профессиональной деятельности судьи осуществляет Комиссия по качеству правосудия.

Комиссия по качеству правосудия состоит из семи членов – двух судей областных судов, двух судей Верховного Суда и трех судей в отставке.

Порядок формирования и организации работы Комиссии по качеству правосудия определяется Положением, утверждаемым Президентом Республики Казахстан.

Статья 30-1. Оценка профессиональной деятельности судьи

3. Оценку профессиональной деятельности судьи осуществляет Комиссия по качеству правосудия.

Комиссия по качеству правосудия состоит из семи членов – трех судей областных судов, трех судей Верховного Суда и одного судьи в отставке.

Порядок формирования и организации работы Комиссии по качеству правосудия определяется Положением, утверждаемым Президентом Республики Казахстан.

Стандарты и методика проведения оценки профессиональной деятельности судьи утверждаются пленарным заседанием Верховного Суда после предварительного согласования с Высшим Судебным Советом.

В целях повышения качества оценки работы судей.

17.

Пункт 5

статьи 31

Статья 31. Порядок наделения судьи полномочиями

5. Председатели местных и других судов назначаются на должность Президентом Республики Казахстан по рекомендации Высшего Судебного Совета сроком на пять лет.

Председатели районных судов, председатели и председатели судебных коллегий областных судов, председатели коллегий Верховного Суда не могут быть назначены на занимаемую ими должность или аналогичную должность в равнозначных судах более двух раз.

Статья 31. Порядок наделения судьи полномочиями

5. Председатели местных и других судов назначаются на должность Президентом Республики Казахстан по рекомендации Высшего Судебного Совета сроком на пять лет.

Председатели и председатели судебных коллегий областных судов, председатели коллегий Верховного Суда не могут быть назначены на занимаемую ими должность или аналогичную должность в равнозначных судах более двух раз.

В связи с введением нового порядка назначения председателей районных судов.

 

18.

Новый подпункт 1-1) пункта 1

статьи 33

1. Полномочия судьи приостанавливаются, если:

1-1) отсутствует;

 

1. Полномочия судьи приостанавливаются, если:

1-1) судья назначен членом Высшего Судебного Совета;

В целях исключения возможности одновременного осуществления судьей полномочий по отправлению правосудия и полномочий члена Высшего Судебного Совета.

19.

Новый

пункт 2-3

статьи 33

2-3. Отсутствует.

2-3. При назначении судьи членом Высшего Судебного Совета его полномочия приостанавливаются с сохранением звания судьи и принадлежности к судейскому сообществу.

В целях определения равного статуса у всех постоянных членов Высшего Судебного Совета (из числа судей, государственных служащих, ученых-юристов, адвокатов) в том числе посредством установления единой заработной платы в размере оклада судьи Верховного Суда.

Определение указанного размера является следствием соблюдения конституционных гарантий.

При этом, поскольку судейские полномочия членов Совета из числа судей на период работы в Совете приостанавливаются, их заработная плата должна выплачиваться из бюджета Совета (по аналогии с членами Совета из числа ученых-юристов и адвокатов) (аналогичный механизм применяется при назначении судей на должности в уполномоченном органе по обеспечению деятельности судов или в Академии правосудия)

20.

Пункт 1

статьи 42

Статья 42. Сроки рассмотрения дисциплинарного дела

1. Дисциплинарное производство в отношении судьи может быть начато не позднее трех месяцев со дня обнаружения проступка, за исключением случаев обращения физических и юридических лиц, и не позднее одного года со дня совершения проступка.

Днем обнаружения дисциплинарного проступка, связанного с нарушением судьей законности при рассмотрении судебного дела, считается день вступления в законную силу судебного акта вышестоящей судебной инстанции, которым установлен факт нарушения законности, а днем совершения такого проступка считается день вынесения незаконного судебного акта.

Дисциплинарное производство в отношении судьи по обращению физических и юридических лиц может быть начато не позднее шести месяцев со дня поступления обращения.

Статья 42. Сроки рассмотрения дисциплинарного дела

1. Дисциплинарное производство в отношении судьи может быть начато не позднее года со дня обнаружения проступка, и не позднее двух лет со дня совершения проступка.

В сроки, указанные в части первой настоящего пункта, не включается время отсутствия судьи на работе по уважительной причине после дня обнаружения дисциплинарного проступка.

В настоящее время дисциплинарное производство в отношении судьи может быть начато не позднее трех месяцев со дня обнаружения проступка, за исключением случаев обращения физических и юридических лиц, и не позднее одного года со дня совершения проступка.

Днем обнаружения дисциплинарного проступка, связанного с нарушением судьей законности при рассмотрении судебного дела, считается день вступления в законную силу судебного акта вышестоящей судебной инстанции, которым установлен факт нарушения законности, а днем совершения такого проступка считается день вынесения незаконного судебного акта.

Правоприменительная практика при определении годичного срока для привлечения судей к дисциплинарной ответственности свидетельствует, что в отдельных случаях в связи с истечением данного срока отсутствуют правовые основания для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности.

Данное обстоятельство обусловлено тем, что пересмотр судебных актов, в результате которого может быть выявлен факт грубого нарушения законности при рассмотрении судебного дела, может превышать один год.

В этой связи предлагается увеличить установленные сроки, в течение которых в отношении судьи может быть начато дисциплинарное производство, следующим образом:

  1. сроки давности со дня совершения проступка – с одного года до двух лет;
  2. сроки давности со дня обнаружения проступка – с трех месяцев до одного года.

При этом указанные сроки целесообразно распространить и на дисциплинарное производство по обращениям физических и юридических лиц, в связи с чем часть третья пункта 1 статьи 42 Конституционного закона, предусматривающая специальный срок по обращениям граждан (6 месяцев со дня поступления обращения), подлежит исключению.

Данное предложение соответствует международной практике.

Также предлагаемой поправкой предусматривается исключение из сроков рассмотрения дисциплинарного дела времени отсутствия судьи на работе по уважительной причине. Так, на практике могут иметь случаи, когда вопрос о передаче материалов в отношении судьи в Судебное жюри не может быть вынесен на рассмотрение пленарного заседания и дисциплинарное производство не может быть начато в связи с продолжительной временной нетрудоспособностью судьи, его нахождением в отпуске по уходу за ребенком, а также ввиду нахождения судьи на длительных курсах повышения квалификации и т.д.

Указанный подход по приостановлению сроков для применения дисциплинарного взыскания согласуется с положениями Трудового кодекса (пункт 3 статьи 66) и Закона «О государственной службе Республики Казахстан» (пункт 3 и 4 статьи 45).

Данная мера позволит обеспечить принцип неотвратимости наказания судей за совершенные дисциплинарные проступки и предотвратить необоснованное прекращение дисциплинарных производств в связи с истечением указанных сроков.

Часть вторая пункта 1 статьи 42 Конституционного закона, регламентирующая порядок определения дня совершения и дня обнаружения дисциплинарного проступка, связанного с нарушением судьей законности при рассмотрении судебного дела, перенесена в новый подпункт 1-1 указанной статьи.

21.

Новый

пункт 1-1

статьи 42

Статья 42. Сроки рассмотрения дисциплинарного дела

...

1-1. Отсутствует.

...

 

Статья 42. Сроки рассмотрения дисциплинарного дела

...

1-1. Днем обнаружения дисциплинарного проступка, связанного с нарушением судьей законности при рассмотрении судебного дела, считается день вступления в законную силу судебного акта вышестоящей судебной инстанции, которым установлен факт нарушения законности, а днем совершения такого проступка считается день вынесения незаконного судебного акта.

Днем обнаружения дисциплинарного проступка, противоречащего судейской этике, считается день вынесения решения комиссией по судейской этике, которым установлен факт совершения судьей порочащего проступка, противоречащего судейской этике, а днем совершения такого проступка считается день или период его совершения.

Днем обнаружения дисциплинарного проступка, связанного с ненадлежащим исполнением председателями судов и председателями судебных коллегий судов своих должностных обязанностей, считается день внесения представления Председателя Верховного Суда, принятия решений пленарными заседаниями областных судов и Верховного Суда, которыми установлен факт ненадлежащего исполнения должностных обязанностей, а днем совершения такого проступка считается день или период ненадлежащего исполнения председателями судов и председателями судебных коллегий судов своих должностных обязанностей.

В случае, если день совершения дисциплинарного проступка определяется периодом времени, исчисление сроков, установленных пунктом 1 настоящей статьи, осуществляется со следующего дня после окончания периода.

...

Судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за совершение порочащего проступка, противоречащего судейской этике. Кроме того, председатели судов и председатели судебных коллегий судов могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

Между тем, на законодательном уровне не регламентировано определение дня совершения и обнаружения дисциплинарных проступков, связанных с ненадлежащим исполнением должностных обязанностей (на практике за основу берется весь период нахождения в должности или срок неисполнения конкретного поручения, запроса) и совершением порочащего проступка, противоречащего судейской этике (например, в случае непроцессуальных контактов судьи). 

Данные правовые пробелы затрудняют определение сроков привлечения судьи к дисциплинарной ответственности.

Таким образом, предлагается урегулировать вопросы определения дня совершения и обнаружения дисциплинарных проступков, связанных с нарушением судьей законности при рассмотрении судебного дела, совершением порочащего проступка, противоречащего судейской этике, и ненадлежащим исполнением председателями судов и председателями судебных коллегий судов своих должностных обязанностей.

 

Пункт 1 статьи 44

Статья 44. Решения Комиссии по качеству правосудия

1. Комиссия по качеству правосудия по результатам рассмотрения материалов об оценке квалификации действующих судей выносит одно из следующих решений:

1) признать соответствующим занимаемой должности;

2) рекомендовать для назначения на должность судьи вышестоящей инстанции, председателя суда, председателя судебной коллегии;

3) рекомендовать для зачисления в кадровый резерв на вышестоящую должность (в вышестоящую судебную инстанцию);

4) о переводе в другой суд, на другую специализацию;

5) признать не соответствующим занимаемой должности в силу профессиональной непригодности;

6) отказать в даче рекомендации для назначения на должность судьи вышестоящей инстанции, председателя суда, председателя судебной коллегии.

Решения Комиссии по качеству правосудия, предусмотренные подпунктами 2), 3) и 6) части первой настоящего пункта, носят рекомендательный характер.

Статья 44. Решения Комиссии по качеству правосудия

1. Комиссия по качеству правосудия по результатам рассмотрения материалов об оценке квалификации действующих судей выносит одно из следующих решений:

1) признать соответствующим занимаемой должности;

2) исключить;

 

 

 

3) рекомендовать для зачисления в кадровый резерв на вышестоящую должность (в вышестоящую судебную инстанцию);

4) о переводе в другой суд, на другую специализацию;

5) признать не соответствующим занимаемой должности в силу профессиональной непригодности;

6) исключить.

 

 

 

 

Решение Комиссии по качеству правосудия, предусмотренное подпунктом 3) части первой настоящего пункта, носит рекомендательный характер.

На практике имеются случаи, когда результаты периодической оценки профессиональной деятельности судьи и его оценки при участии в конкурсе не совпадают и заключения Комиссии соответственно носят различный характер.

Кроме того, необходимо отметить, что качество проведения оценки в том числе зависит от объемов. В частности, при участии в конкурсе оценку проходят за раз около 300 человек, что на наш взгляд, является для утверждения, что оценка проходит поверхностно и некачественно. 

В этой связи, с целью исключения таких противоречий предлагается исключить необходимость прохождения оценки профессиональной деятельности при участии кандидатов в конкурсе на вышестоящую и/или руководящую должность.

 

Пункт 5 статьи 44

5. Отмена Высшим Судебным Советом решения Комиссии по качеству правосудия является основанием для принятия Комиссией по качеству иного решения, предусмотренного настоящей статьей.

5. Отмена Высшим Судебным Советом решения Комиссии по качеству правосудия является основанием для принятия Высшим Судебным Советом иного решения, предусмотренного настоящей статьей.

В связи с введением норма о полномочии ВСС о переводе судьи в другой суд.

 

Пункт 4 статьи 44-1

Статья 44-1. Решения Судебного жюри

 

4. Отказ Высшего Судебного Совета в даче рекомендации об освобождении председателя суда, председателя судебной коллегии и судьи от занимаемой должности либо решение Высшего Судебного Совета о необоснованности наложения на судью какого-либо дисциплинарного взыскания отменяет вынесенное Судебным жюри решение.

Отмена Высшим Судебным Советом решения Судебного жюри является основанием для принятия Судебным жюри иного решения, предусмотренного настоящей статьей.

Статья 44-1. Решения Судебного жюри

 

4. Отказ Высшего Судебного Совета в даче рекомендации об освобождении председателя суда, председателя судебной коллегии и судьи от занимаемой должности либо решение Высшего Судебного Совета о необоснованности наложения на судью какого-либо дисциплинарного взыскания отменяет вынесенное Судебным жюри решение и направляет дисциплинарное дело на повторное рассмотрение.

При отмене решения Судебного жюри Высший Судебный Совет вправе рекомендовать Судебному жюри применить иное дисциплинарное взыскание, предусмотренное пунктом 1 статьи 40 настоящего Конституционного закона, либо прекратить дисциплинарное производство в отношении судьи.

В соответствии с действующей редакцией части второй пункта 4 статьи 44-1 Конституционного закона отмена Высшим Судебным Советом решения Судебного жюри является основанием для принятия Судебным жюри иного решения.

При этом пунктом 1 указанной статьи предусмотрено, что Судебным жюри по результатам рассмотрения дисциплинарного дела может выноситься только одно из следующих решений:

1) о наложении дисциплинарного взыскания;

2) о прекращении дисциплинарного производства.

Буквальное толкование данной нормы ограничивает Судебное жюри принятием решения о прекращении дисциплинарного производства.

Между тем, при повторном рассмотрении дисциплинарного дела вопрос изменения вида дисциплинарного взыскания или прекращения дисциплинарного производства входит в исключительную компетенцию Судебного жюри, которое принимает решение с учетом обстоятельств совершения дисциплинарного проступка, данных о личности судьи и степени его вины.

Вместе с тем, полное и всестороннее изучение Высшим Судебным Советом материалов дисциплинарного дела при рассмотрении жалоб судей  на решения Судебного жюри позволяет ему как апелляционному органу вынести соответствующую рекомендацию о виде дисциплинарного взыскания или о необходимости прекращения дисциплинарного производства.

22.

Пункт 5

статьи 56

Статья 56. Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов

5. Правовое положение и оплата труда работников уполномоченного органа регулируются законодательством Республики Казахстан о государственной службе.

Статья 56. Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов

5. Деятельность уполномоченного органа осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Казахстан о государственной службе.

Работники уполномоченного органа по уровню заработной платы, иным условиям материального, финансового и социально-бытового обеспечения приравниваются к соответствующим работникам Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан.

В целях приравнивания статуса Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Республики Казахстан (аппарате Верховного Суда Республики Казахстан) к статусу Канцелярии Премьер-Министра, аппаратов Палат Парламента.

23.

статья 57

Статья 57. Финансирование судов

1. Финансирование Верховного Суда, местных и других судов Республики Казахстан осуществляется за счет средств республиканского бюджета.

2. Бюджет Верховного Суда, местных и других судов должен полностью обеспечивать выполнение судами их конституционных полномочий.

3. Порядок использования средств, выделенных из республиканского бюджета для организации деятельности международного совета, определяется уполномоченным органом.

4. Руководитель уполномоченного органа является членом Республиканской бюджетной комиссии, образуемой в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом Республики Казахстан.

 

Статья 57. Финансирование судов

1. Финансирование Верховного Суда, местных и других судов Республики Казахстан осуществляется за счет средств республиканского бюджета.

2. Бюджет судебной системы должен полностью обеспечивать выполнение судами их конституционных полномочий.

Расходы судебной системы  составляют не менее шести с половиной процентов от общей суммы расходов по бюджетной программе, предусмотренной на обеспечение деятельности всех государственных органов, установленных республиканским бюджетом на соответствующий плановый период.

3. В случае снижения общей суммы расходов по бюджетной программе  всех государственных органов в результате уточнения республиканского бюджета, корректировки республиканского бюджета или проведения секвестра, размер расходов на судебную систему, установленный республиканским бюджетом на соответствующий плановый период, не подлежит уменьшению.

4. Расходы на судебную систему, установленные республиканским бюджетом на соответствующий плановый период, не подлежат секвестру.

При уточнении, корректировке республиканского бюджета в течение текущего финансового года расходы на судебную систему, установленные республиканским бюджетом на соответствующий плановый период, не подлежат уменьшению.

Для администратора бюджетных программ судебной системы не устанавливается лимит текущих административных расходов, предусмотренный Бюджетным кодексом Республики Казахстан.

 5. Распределение бюджета судебной системы по уровням и направлениям расходов утверждается на расширенном пленарном заседании Верховного Суда, в соответствии с утверждаемым им регламентом.

6. Бюджетная заявка судебной системы, утвержденная расширенным пленарным  заседанием Верховного Суда, включается в проект республиканского бюджета без внесения изменений.

7. Порядок использования средств, выделенных из республиканского бюджета для организации деятельности международного совета, определяется уполномоченным органом.

8. Руководитель уполномоченного органа является членом Республиканской бюджетной комиссии, образуемой в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом Республики Казахстан.

 

Конституцией Республики установлено, что «финансирование судов, обеспечение судей жильем производится за счет средств республиканского бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия».

Необходимость адекватного финансового обеспечения судов регламентирована в ряде международных документов. Так, Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов, принятые VII Конгрессом ООН в г.Милане, провозглашают: «Каждое государство-член обязано предоставлять соответствующие средства, позволяющие судебным органам надлежащим образом выполнять свои функции».

Следуя этому принципу, Всеобщая хартия судей устанавливает: «Другие ветви государственной власти должны обеспечивать судебную власть средствами, необходимыми для адекватного ее оснащения в выполнении своих функций».

О фактах недостаточного материального обеспечения судей и судов отмечалось в Послании Конституционного совета Республики от 23 июня 2008 г. № 09-6/1 «О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан»: «Не в полной мере реализуется в законодательстве и на практике конституционное требование о том, что финансирование судов и обеспечение судей жильем «должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия», что нередко ставит судей в зависимое положение от органов исполнительной власти и способствует коррупционным проявлениям.

Национальное законодательство ряда зарубежных стран гарантирует финансирование судов в необходимом объеме (Украина, Армения, Беларусь, Грузия, Россия).

В Болгарии, Испании, Канаде, Польше и США органы судебного управления наделяются полномочиями не только в традиционной области отбора претендентов в судьи, но и в сфере составления бюджета и распределении бюджетных средств, финансирование судебной ветви власти является независимым от исполнительной ветви.

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» размер бюджетных средств, выделенных на финансирование судов в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, может быть уменьшен лишь с согласия Всероссийского съезда судей или Совета судей.

Финансирование судов производится из федерального бюджета в полном объеме, при этом даже Правительство при исполнении бюджета не может использовать свои полномочия по сокращению расходов на финансирование судов.

Бюджет судебной системы определяется в процентах от общей суммы расходов по бюджетной программе 001 всех государственных органов, предусмотренных республиканским бюджетом на соответствующий плановый период.

При этом порядок освоения средств будет осуществляться органами судейского самоуправления. Контроль за расходованием бюджетных средств сохраняется за Счетным комитетом.