Единый контакт-центр

1414

8-800-080-7777

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Об утверждении Правил повышения квалификации аудиторов, порядка получения и формы сертификата о прохождении курсов по повышению квалификации аудиторов

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Приказ
Дата создания: 02/04/2021
Публичное обсуждение до: 16/04/2021
Дата запуска онлайн-обсуждения: 16/04/2021 09:00:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 16/04/2021 18:30:00
Приложенные документы:

"Об утверждении Правил повышения квалификации аудиторов, порядка получения и формы сертификата о прохождении курсов по повышению квалификации аудиторов"

Комментарий

КАРПИЧ АЛЕКСАНДР

... посмотреть текст 07/04 - 13:13

Используемые сокращения: Закон 304 – Закон Республики Казахстан «Об аудиторской деятельности» от 20.11.1998 года № 304; Закон 358 – Закон 304 с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам аудиторской деятельности» от 3.07.2020 года № 358-VI ЗРК; Проект – рассматриваемый проект Правил повышения квалификации аудиторов, порядок получения и форма сертификата о прохождении курсов по повышению квалификации аудиторов; Разработчик – Департамент методологии бухгалтерского учета, аудита и оценки Министерства финансов Республики Казахстан; МСА – международные стандарты аудита; ПрофОрганизация – профессиональная аудиторская организация. Необходимые пояснения: в виду того, что представленный проект содержит значительные неопределенности, я не посчитал возможным предлагать какие-либо готовые формулировки, а ограничился комментариями, которые, как я очень надеюсь, помогут Разработчику выработать проработанную и обдуманную точку зрения. Ограничения: обращаю внимание, что некоторые положения Закона 358 невыполнимы в принципе, например, формирование Правления Профессионального совета, следовательно, и все его – Правления – последующие действия возможны только после внесения необходимых изменений и дополнений. Законом 358 предусматривается создание Профессионального совета, высшим органом управления которого является Правление. Согласно Закону 358, количество членов Правление должно составлять нечетное число, при этом численность представителей профессиональных организаций должна составлять одну треть от общего числа членов правления. В настоящее время численность ПАО составляет шесть организаций. Следовательно, общее количество членов должно быть 18 человек! Без всяких комментариев понятно, что условие невыполнимо – число членов Правления должно быть нечетным. Закона следует понимать буквально и исполнять неукоснительно. «Dura lex sed lex». Правила повышения квалификации аудиторов, порядок получения и форма сертификата о прохождении курсов по повышению квалификации аудиторов Общие вопросы: 1. Необходимо определить, кто финансирует повышение квалификации: ПрофОрганизация, аудитор? 2. Полагаю, что контроль, мониторинг (как угодно) за всем этим процессом следует возложить на Проф.Совет. Комментарии к пункту 2 1. Пункт 2 статьи 20 Закона 304 дополнен подпунктом 1-1) в соответствии с которым аудиторы обязаны «проходить курсы по повышению квалификации аудиторов в соответствии с требованиями правил повышения квалификации аудиторов и получать сертификат о прохождении курсов по повышению квалификации аудиторов;». Исходя из содержания приведенного подпункта следует, что аудиторы обязаны проходить курсы по повышению квалификации независимо от того, является ли аудитор членом ПрофОрганизации или нет. Однако действие Проекта распространяется только на аудиторов, которые являются членами ПрофОрганизации. Что явно не согласуется с положениями Закона 358. Напоминаю, что согласно подпункту 1-1) пункта 1 статьи 20 Закона 304 «аудитор вправе вступить в профессиональную организацию». Это право, но не обязанность. Из Проекта, следует не только отсутствие обязательства аудитора, который не является членом ПрофОрганизации, повышать свою квалификацию, но вообще отвергает даже такую возможность: что ставит аудиторов, являющихся и не являющихся членами ПрофОрганизаций в неравные условия, а также самым негативным образом скажется на качестве предоставляемых услуг, повышение которого крайне актуально в преддверии формирования единого рынка аудиторских услуг. 2. Во избежание конфликтных ситуаций требуется тщательная проработка таких используемых понятий как экономическая, финансовая, контрольно-ревизионная, правовой сферы. К примеру, работа главным бухгалтером к какой сфере относится: к финансовой или экономической? Работа в качестве внутреннего аудитора – это контрольно-ревизионная сфера? 3. Если Законом установлено, что аудитор обязан проходить курсы повышения квалификации, то это должно быть сделано независимо ни от чего. Вероятно, есть резон рассмотреть в качестве исключения занятие высших государственных должностей или тяжелой продолжительной болезни. Всё остальные случаи не могут считаться ни причинами, ни поводами для отлынивания от учебы. 4. Не ясно содержание конструкции: «В годичный период …» К чему относится «годичный период»? Комментарии к пункту 4 Если есть основные принципы, то имеются и не основные принципы. Исключить «Основными» Комментарии к пункту 5 1. Требуется уточнение смысловой конструкции «Курсы повышения квалификации по обязательным часам обучения проходят в профессиональной организации или организациях…» Полагаю, что место проведения курсов не является определяющим условием, более того жесткая фиксация места проведения курсов повышения квалификации может привести к сложностям с подбором места их проведения, т.к. ни в каких иных помещениях их проводить будет нельзя. Более важным условием является положение о том кто проводит повышение квалификации. 2. В целях минимизации рисков, связанных с привлечением к повышению квалификации лиц, не имеющих достаточных знаний, опыта, и иных профессиональных достоинств, в Проекте необходимо закрепить минимальные требования к таким лицам. Было бы полезно такие же минимальные требования установить и для организаций, которые будут привлекаться для повышения квалификации. 3. Необходимо привести определение понятию «курс повышения квалификации». Комментарии к пункту 6 1. В Проекте не закрепляется количество за «обязательными» и «дополнительными» часами, что самым негативным образом может сказаться на полезности повышения квалификации. В целях выработки и внедрения лучших практик по повышению квалификации аудиторов, было бы полезно объединить усилия ПрофОрганизаций и создать на единый центр повышения квалификации аудиторов, например, на платформе Профессионального совета. Такая практика позволила бы как минимум сократить расходы на проведение повышения квалификации. 2. Исключить слово «аудита», т.к. уже очень-очень давно в Казахстане никто не проводит аудит в соответствии с «национальными стандартами». Комментарии к пункту 7 1. Имеется ряд неопределенностей, связанных с использованием следующих понятий и смысловых конструкций: - «область профессионального развития» – не приводится определение смысловой конструкции, - «сертификаты по дисциплинам, по которым проводится аттестация…» – первое: отсутствует какая-либо информация о том, сертификаты каких организаций будут приниматься в зачет; второе: не приводится определение понятию «дисциплина»; третье: имеется неопределенность с конструкцией «проведением аттестации», а именно: кто проводит аттестацию, каковы итоги аттестации, условия получения аттестация и т.д.; - «написание, защита и опубликование научных работ» – первое: не ясно, что такое «научная работа», в ЗРК «О науке» приводятся следующие определения: «Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе … 11) научно-исследовательская работа - работа, связанная с научным поиском, проведением исследований, экспериментов в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей развития природы и общества, научного обобщения, научного обоснования проектов; 12) научные исследования - прикладные, фундаментальные, стратегические научные исследования, осуществляемые субъектами научной и (или) научно-технической деятельности в рамках научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, надлежащими научными методами и средствами в целях достижения результатов научной и (или) научно-технической деятельности; 15) научная деятельность - деятельность, направленная на изучение окружающей действительности с целью выявления свойств, особенностей и закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям (процессам), и использование полученных знаний на практике;»; второе: необходимо конкретизировать понятие «публикация», т.е. определить, что является публикацией, что таковой будет признаваться. 2. Имеется неопределенность с критериями, по которым будет осуществляться зачет, также не определен орган, который будет принимать решение о зачете. 3. Использование такого инструмента повышения квалификации как «зачет» будет способствовать вполне формальному прохождению повышения квалификации, а установление либеральных правил (условий) применения «зачета» низведет повышение квалификации до уровня немного обременительной, но необходимой формальности. Комментарии к пункту 8 1. В Проекте не закрепляется количество за «обязательными» и «дополнительными» часами, что самым негативным образом может сказаться на полезности повышения квалификации. В целях повышения выработки и внедрения лучших практик по повышению квалификации аудиторов, было бы полезно объединить усилия ПрофОрганизаций и создать единый центр повышения квалификации аудиторов, например, на платформе Профессионального совета. Такая практика позволила бы как минимум сократить расходы на проведение повышения квалификации. 2. Во избежание вариативности толкования перечисляемых в пункте навыков, а также таких понятий как «профессиональные ценности» и «отношения», имеется настоятельная необходимость привести соответствующие определения. 3. «Этику» уже изучали в пункте 6 или эта другая «этика»? Комментарии к пункту 9 1. В целях минимизации возможных конфликтов, связанных с зачетом дополнительных часов, имеется необходимость определиться с союзами и (или), которые используются в конструкции: «защита и (или) написание или опубликование научных работ…», из которой следует, что достаточно только написать научную работу (иные результаты творчества), без необходимости ее защитить или опубликовать. Также необходимо определить содержание понятие «написать» – что это значит? Представить черновик или иное? 2. В целях недопущения формального подхода к зачету дополнительных часов необходимо: установить уровень конференций, форумов и иных мест публичных выступлений; исключить такое неопределенное понятие как « и других местах»; привести определение понятию «специальные рабочие группы». 3. Установить критерии, которым должны соответствовать преподаватели и организации, оказывающие услуги по повышению квалификации. 4. В целях выработки и внедрения лучших практик по повышению квалификации аудиторов, было бы полезно объединить усилия ПрофОрганизаций и создать единый центр повышения квалификации аудиторов, например, на платформе Профессионального совета. Такая практика позволила бы как минимум сократить расходы на проведение повышения квалификации. Комментарии к пункту 10 В целях выработки и внедрения лучших практик по повышению квалификации аудиторов, было бы полезно объединить усилия ПрофОрганизаций и создать единый центр повышения квалификации аудиторов, например, на платформе Профессионального совета. Такая практика позволила бы как минимум сократить расходы на проведение повышения квалификации. Комментарии к пункту 11 1. «Профессиональная организация ведет реестр аудиторов, прошедших повышение квалификации» - а те, кто не прошел повышение квалификации учитываются? Составляется ли такой реестр, куда представляется, какие последствия? 2. Имеется неопределенность, связанная с определением достаточности – по количеству часов – прохождения повышения квалификации, т.к. количество «обязательных» и «дополнительных часов не определено. Т.о. цель мониторинга недостижима. 3. Следует раскрыть содержание понятий «курсы повышения квалификации», «профессиональное развитие». 4. В смысловой конструкции «устанавливает требование постоянного повышения квалификации аудиторов в качестве обязательного условия продолжения их членства» имеется ряд неопределенностей, так, например: 1) что значит «постоянного», критерии оценки? 2) требование об обязательности повышения квалификации в качестве условия продолжения членства в Проф.Организации выходят за рамки рассматриваемых Правил. Такое требование уместно непосредственно в Законе. Исключение аудитора из членства профессиональной организации: какие для аудитора влечет негативные последствия? Тем более, что законодательного требования по обязательному членству нет. Комментарии к пункту 12 1. Следует раскрыть содержание понятий «курсы повышения квалификации». 2. Следует уточнить, какие документы будут признаваться в качестве подтверждающих. 3. Представляются оригиналы или копии Комментарии к пункту 13 1. В целях упорядочения проведения повышения квалификации и исключения возможных конфликтных ситуаций, связанных как с перечнем предметов, изучаемым в рамках обязательных и дополнительных часов, так и количеством самих часов, предлагаю рассмотреть следующие варианты: Первый вариант: необходимо установить, что такая информация должна содержаться в план-графике, который по согласованию с Правлением Проф.Совета утверждается уполномоченным на такое действие должностным лицом профессиональной организации и размещается на интернет-ресурсе профессиональной организации. Второй вариант: необходимо установить, что такая информация должна содержаться в план-графике, который утверждается Правлением Проф.Совета и размещается на интернет-ресурсе профессионального совета. Комментарии к Главе 3 Название главы необходимо привести в соответствие с названием Проекта Комментарии к пункту 15 Содержание пункта необходимо привести в соответствие с названием Проекта Комментарии к подпункту 1) пункта 15 Необходимо привести в соответствие с содержанием пунктов 6 (обязательные часы) и 8 (дополнительные часы) в противном случае, как минимум, имеется неопределенность, связанная с необходимостью изучения вопросов, изложенных в пунктах 6 и 8. Комментарии к подпункту 2) пункта 15 Необходимо установить каким критериям должны соответствовать учебные материалы, чтобы быть признанными «надлежащими». Комментарии к подпункту 3) пункта 15 1. Необходимо установить каким критериям должна соответствовать учебно-материальная база, чтобы она была признана «современной». 2. Кто оценивает соответствие созданной учебно-материальной базы критериям? 3. Если база не соответствует критериям или вовсе не создана, то какие следуют последствия? 4. Сроки создания современной учебно-материальной базы. Комментарии к пункту 16 1. Что значит «успешно»? Необходимо определить критерии определения «успешности». 2. Если прошел «неуспешно», то каковы последствия? Срок исправления «неуспешности»?

15/04 - 18:31

Комментарии к пункту 2 1. Не принимается согласно Закону РК «Об аудиторской деятельности» обеспечить повышение квалификации аудиторов входит в обязанность ПАО. 2. Не принимается согласно п1 ст 13 ЗЗРК «Об аудиторской деятельности» 3. Не принимается, занятие высших государственных должностей не является причиной, при этом тяжелая продолжительная болезнь уже учтена в части возможного перерыва в стаже. 4. Принимается/ Комментарии к пункту 4. Не принимается, есть стандарты аудита, образования Комментарии к пункту 5. 1.Не принимается, согласно ЗРК «Об аудиторской деятельности» новым подпунктом 5-1) п2 ст 11./2.Не принимается, отсутствие компетенции. 3. Не принимается, не является понятием Комментарии к пункту 6. 1.Принято по количеству часов. 2.Принято Комментарии к пункту 7. Не принимается согласно пункта 5 данного проекта. Аттестация проводится Квалкомиссией профсовета согласно новой статье 14 ЗРК «Об аудиторской деятельности». Комментарии к пункту 8. 1.Принимается, учтено в п 6 проекта. Обязательные часы засчитываются по перечню дисциплин, которые были пройдены на аттестации. Остальное повышение квалификации дополнительные часы. Комментарии к пункту 9 Не принимается согласно Закону РК «Об аудиторской деятельности» обеспечить повышение квалификации аудиторов входит в обязанность ПАО. Обязательные часы засчитываются по перечню дисциплин, которые были пройдены на аттестации. Остальное повышение квалификации дополнительные часы, которое определяет ПАО. Комментарии к пункту 10. Не принимается согласно Закону РК «Об аудиторской деятельности» обеспечить повышение квалификации аудиторов входит в обязанность ПАО. Комментарии к пункту 11. 1. Не принимается согласно Закону РК «Об аудиторской деятельности» обеспечить повышение квалификации аудиторов входит в обязанность ПАО. 2. Принимается, учтено в п 6, при этом, членство аудитора в ПАО влияет на имидж аудитора. Комментарии к пункту 12. Не принимается, прямое толкование смысла по курсам повышения квалификации. В части представления документов по обязательным часам представляются сертификаты согласно п.7 проекта, по дополнительным часам согласно п.9 проекта и п. 10 (в профессиональной организации или организациях, оказывающих услуги по повышению квалификации аудиторов, список организаций, оказывающих услуги по повышению квалификации аудиторов, определяет профессиональная организация, Оценку и зачет дополнительных часов осуществляет профессиональная организация в соответствии с внутренними правилами). Комментарии к пункту 13. Не принимается согласно Закону РК «Об аудиторской деятельности» обеспечить повышение квалификации аудиторов входит в обязанность ПАО (п5-1)п2 ст11 Закона). Комментарии к Главе 3. Принимается, юртехника Комментарии к пункту 15. Не принимается, согласно пп5-1) п 2 ст 11 Закона профорганизации обязаны в том числе обеспечивать прохождение курсов по повышению квалификации аудиторов, по окончании которых выдавать сертификаты о прохождении курсов. Комментарии к подпункту 1) пункта 15. Принимается. Комментарии к подпункту 2) пункта 15. Не принимается, не требуется толкование смысла. Комментарии к подпункту 3) пункта 15. Не принимается, учитывая пп5-1) п 2 ст 11 Закона ПАО определяет содержание учебно-материальной базы. Комментарии к пункту 16. Не принимается, слово не является многозначным. Общие вопросы: Не принимается, согласно новому пп 5-1) п2 ст 11. ЗРК «Об аудиторской деятельности».

СУХАНОВ АНДРЕЙ

... посмотреть текст 05/04 - 12:32

Замечание к пункту 2 проекта приказа: Указывать дату и источник официального опубликования НПА в подобных случаях теперь не требуется (см. пункт 3 статьи 27 Закона РК от 6 апреля 2016 года «О правовых актах» в редакции Закона РК от 12 марта 2021 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования нормотворчества»).

07/04 - 16:13

Здравствуйте! Спасибо большое, Ваш комментарий будет учтен.

СУХАНОВ АНДРЕЙ

... посмотреть текст 03/04 - 15:06

Размещение проектов НПА и приложений к ним на Портале для их публичного обсуждения только во вложенных файлах создает дополнительные трудности и неудобства пользователям по внесению комментариев с замечаниями и предложениями непосредственно и только в отношении конкретных структурных элементов проекта, как это предусмотрено подпунктом 1) пункта 7 Правил, утвержденных приказом Министра информации и коммуникаций РК № 22 от 30.06.2016г.

07/04 - 16:43

По подпункту 1) пункта 7 Правил размещения и публичного обсуждения проектов концепций законопроектов и проектов нормативных правовых актов на интернет-портале открытых нормативных правовых актов, утвержденных приказом Министра информации и коммуникаций Республики Казахстан от 30 июня 2016 года № 22 сообщаем, что согласно пункту 3 статьи 60 Закона РК «О правовых актах» официальное разъяснение нормативных правовых актов, указанных в подпунктах 6), 7), 8) и 9) пункта 2 статьи 7 Закона, дают уполномоченные органы или должностные лица, их принявшие (издавшие). В соответствии с пунктом 4 статьи 60 Закона РК «О правовых актах» государственные органы, проводящие государственную политику, осуществляющие регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) или к компетенции которых отнесено решение соответствующих вопросов, либо иные государственные органы в соответствии с предоставленными им полномочиями могут давать в пределах своей компетенции разъяснения нормативных правовых актов в отношении конкретных субъектов или применительно к конкретной ситуации.