Единый контакт-центр

1414

8-800-080-7777

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Проект Постановления Правительства Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 29 августа 2016 года № 486 «Об утверждении Правил проведения правового мониторинга»

Краткое содержание: Проект Постановления Правительства Республики Казахстан
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Постановление
Дата создания: 05/04/2021
Публичное обсуждение до: 19/04/2021
Дата запуска онлайн-обсуждения: 22/04/2021 09:00:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 22/04/2021 18:10:00
Приложенные документы:
  • Скачать
  • Скачать
  • Скачать
  • Скачать
  • Скачать
  • Скачать

Проект Постановления Правительства Республики Казахстан
О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 29 августа 2016 года № 486 «Об утверждении Правил проведения правового мониторинга»

 

В соответствии с пунктом 4 статьи 50 Закона Республики Казахстан от
6 апреля 2016 года «О правовых актах» Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые изменения и дополнения, которые вносятся в постановление Правительства Республики Казахстан от 29 августа 2016 года № 486 «Об утверждении Правил проведения правового мониторинга».

2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию и вводится в действие с 1 января 2022 года, за исключением порядка проведения правового мониторинга по новым законам, который вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

     

      Премьер-Министр

      Республики Казахстан                                                                    А. Мамин


 


 

 

 

Утверждены

постановлением Правительства

Республики Казахстан

от «  »  _______ 20__ года № ____

 

 

 

 

 Правила проведения правового мониторинга нормативных правовых актов и определения степени стабильности законов
1. Общие положения

1. Настоящие Правила проведения правового мониторинга нормативных правовых актов и определения степени стабильности законов (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 4 статьи 50 Закона Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года «О правовых актах» (далее – Закон) и определяют порядок проведения государственными органами правового мониторинга нормативных правовых актов и определения степени стабильности законов, принятых ими, и (или) разработчиками которых они являлись, либо относящихся к их компетенции.  

2. Правовой мониторинг проводится с целью выявления в принятых нормативных правовых актов противоречий законодательству Республики Казахстан, дублирований, пробелов, неэффективно реализуемых, устаревших и коррупциогенных норм права, и выработки предложений по их совершенствованию путём прогнозирования, анализа, оценки эффективности реализации принятых нормативных правовых актов.

3. Объектом правового мониторинга выступают:

1) новые конституционные законы, кодексы, консолидированные законы, законы (далее - законы) в течение 5 лет;

2) иные нормативные правовые акты.

Под новыми законами понимаются конституционные законы, кодексы, консолидированные законы, законы, принятые в новой редакции, вновь принятые конституционные законы, кодексы, консолидированные законы, законы, законы о внесении изменений и дополнений.   

Под  иными нормативными правовыми актами подлежащие к проведению правового мониторинга понимаются действующие:

  1. конституционные законы, кодексы, консолидированные законы, законы, за исключением новых конституционных законов, кодексов, консолидированных законов, законов;
  2. нормативные правовые указы Президента
  3. нормативные правовые постановления Правительства Республики Казахстан;
  4. нормативные правовые постановления Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и иных центральных государственных органов, нормативные правовые приказы министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов, нормативные правовые приказы руководителей ведомств центральных государственных органов; 
  5. нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов и нормативные правовые постановления ревизионных комиссий.

Правовой мониторинг не проводится по следующим нормативным правовым актам:

  1. нормативные правовые акты, содержащие государственные секреты и иную охраняемую законом тайну;
  2. нормативные правовые акты, имеющие пометки «Для служебного пользования», «Без опубликования в печати», «Не для печати»;
  3. нормативные правовые акты, утратившие силу в установленном законом порядке;
  4. нормативные правовые акты, о внесении изменений и дополнений, за исключением законов о внесении изменений и дополнений, правовой мониторинг по которым проводится в течение пяти лет со дня вступления их в силу;
  5. нормативные правовые акты, определяющие внутренние организационные вопросы государственных органов;
  6. нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан, Верховного Суда Республики Казахстан;
  7. нормативные правовые акты об утверждении республиканского бюджета;
  8. нормативные правовые акты о ратификации и денонсации международных договоров.

4. Мониторинг нормативных правовых указов Президента Республики Казахстан ведется на постоянной основе государственными органами, являющимися их разработчиками, в порядке, установленном Указом Президента Республики Казахстан от 27 апреля 2010 года № 976
«Об утверждении Правил подготовки, согласования и представления на рассмотрение Президенту Республики Казахстан проекта послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана, подготовки, согласования, представления на подпись проектов актов и поручений Президента Республики Казахстан, реализации послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана, осуществления контроля за исполнением актов и поручений Президента Республики Казахстан, а также поручений, содержащихся в решениях Совета Безопасности Республики Казахстан и Ассамблеи народа Казахстана, проведения мониторинга нормативных правовых указов Президента Республики Казахстан».

5. Правовой мониторинг ведется структурными подразделениями государственных органов в отношении нормативных правовых актов, принятых ими, и (или) разработчиками которых они являлись, либо относящихся к их компетенции.

При проведении правового мониторинга государственные органы имеют право привлекать общественные и научные организации, граждан в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

6. В государственных органах координацию деятельности подразделений по правовому мониторингу осуществляют юридические службы, в случае их отсутствия – структурные подразделения, определяемые руководителем государственного органа (далее – юридические службы).

7. Координацию деятельности государственных органов по правовому мониторингу осуществляет Министерство юстиции Республики Казахстан.

8. Перечень нормативных правовых актов подлежащих правовому мониторингу и ответственный государственный орган по ним, а также сроки проведения правового мониторинга формируются автоматический в информационной системе «Е-заннама».

9. При этом для обеспечения полноты проведения правового мониторинга государственные органы ежеквартально представляют в органы юстиции перечни принятых актов центральных государственных органов и органов местного государственного управления за истекший квартал (далее – перечень) к 10 числу месяца, следующего за отчетным кварталом, по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам.

Органы юстиции запрашивают соответствующие акты для решения вопроса о необходимости их государственной регистрации.

 

 

2. Порядок проведения правового мониторинга по новым законам

 

10. По новым законам орган разработчик проводит правовой мониторинг в течение 5 лет на ежегодной основе.

Истечение срока необходимости проведения правового мониторинга по новому закону начинается с момента вступления в силу закона.

При проведении правового мониторинга по новым законам, органом разработчиком оценивается уровень достижения целевых индикаторов, указанных в Консультативном документе регуляторной политики, эффективность принятых норм, а также иные последствия, наступившие после принятия закона. 

11.  Правовой мониторинг по новым законам проводится структурным подразделением государственного органа, разработавшим новый закон.

12. При проведении правового мониторинга по новым законам органами разработчиками используются:

1) информация, содержащаяся в ежегодных посланиях Президента Республики Казахстан, ежегодных посланиях Конституционного Совета Республики Казахстан Парламенту Республики Казахстан о состоянии конституционной законности в стране, нормативных постановлениях Конституционного Совета и Верховного Суда Республики Казахстан, иных актах в области системы государственного планирования;

2) обзоры практики применения нормативных правовых актов, подготовленные государственными органами;

3) результаты проведенного республиканским государственным предприятием на праве хозяйственного ведения «Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан» анализа эффективности законодательства (анализ нормативных правовых актов);

4) результаты анализа и обобщений обращений граждан, юридических лиц в государственные органы;

5) акты прокурорского надзора, относительно практики применения нормативных правовых актов;

6) результаты анализа, обобщений судебной практики;

7) материалы научно-практических конференций, семинаров, совещаний, проводимых по проблемам действующего законодательства, а также представляемые неправительственными организациями;

8) заключения (рекомендации) общественного мониторинга применения норм законодательства, проводимого общественными советами, а также некоммерческими организациями, гражданами по поручению общественных советов;

9) результаты общественного мониторинга нормативных правовых актов;

10) информация, содержащаяся в средствах массовой информации и на интернет-ресурсах в общедоступных сетях телекоммуникаций, в том числе в социальных сетях;

11) результаты социологических исследований по вопросам правоприменения нормативных правовых актов;

12) статистические данные по правоприменительной практике;

13) аналитические материалы по совершенствованию законодательства;

14) предложения и замечания Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан, объединений субъектов частного предпринимательства по совершенствованию действующего законодательства Республики Казахстан, затрагивающего интересы субъектов частного предпринимательства.

К отчету по правовому мониторингу должны в обязательном порядке прилагаться соответствующие материалы, показывающие обоснованность и достоверность сведений указанных в отчете.

13. Принятыми мерами по результатам проведенного правового мониторинга по итогам года могут быть разработка поправок в соответствующие нормативные правовые акты с целью устранения неэффективно реализуемых норм.

Структурные подразделения государственного органа представляют юридическим службам отчет, по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам ежемесячно до 5 числа отчетного месяца.

Отчет по итогам проведенного правового мониторинга по новому закону на казахском и русском языках размещаются в информационной системе
«
Е-заңнама» за 2 месяца до конца отчетного года согласно приложению 1 настоящих Правил.  

14. В целях проверки достоверности сведений, представленных государственными органами в период проведения правового мониторинга по новым законам, допускается проведение Министерством юстиции дополнительного изучения результатов проведенного правового мониторинга нормативного правового акта.

По истечении пяти лет проведение правового мониторинга по новым законам продолжается в порядке, определяемом в разделе 3 настоящих Правил, а по законам о внесении изменений и дополнений прекращается.

 

3. Порядок проведения правового мониторинга по иным нормативным правовым актам

 

15. Правовой мониторинг по иным нормативным правовым актам проводится уполномоченными органами на постоянной основе.

При проведении правового мониторинга по иным нормативным правовым актам уполномоченными государственными органами оценивается эффективность действующего регулирования, а также иные обстоятельства согласно приложению 2 настоящих Правил.

При проведении правового мониторинга по иным нормативным правовым актам государственными органами используются сведения, перечисленные в пункте 11 настоящих Правил.

16. Структурные подразделения государственного органа представляют юридическим службам отчет, по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам ежемесячно до 5 числа отчетного месяца.

17. Принятыми мерами по результатам проведенного правового мониторинга по итогам года могут являться включение соответствующих законопроектов в План законопроектных работ, разработка Консультативного документа регуляторной политики, проекта закона либо проекта иного нормативного правового акта или признания их утратившими силу.

18. По итогам проведенного правового мониторинга центральные и местные государственные органы, а также ревизионные комиссии два раза в год до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, размещают в информационной системе «Е-заңнама» отчеты на казахском и русском языках, по итогам первого полугодия (до 10 июля текущего года) и года (до 10 января года, следующего за отчетным) по формам согласно приложению 2 к настоящим Правилам.

В целях проверки достоверности сведений, представленных государственными органами в период проведения правового мониторинга нормативных правовых актов, зарегистрированных в органах юстиции, Министерством юстиции допускается проведение дополнительного изучения результатов проведенного правового мониторинга нормативного правового акта.

19. Периодически, но не реже двух раз в год, органы юстиции совместно с государственными органами рассматривают результаты мониторинга государственных органов с целью выработки рекомендаций по устранению выявленных недостатков.

20. В случае выявления в нормативных правовых актах, входящих в компетенцию государственных органов, разработчиком которых они не являются, противоречащих законодательству Республики Казахстан, устаревших, коррупциогенных и неэффективно реализуемых норм права, государственные органы направляют в течение десяти рабочих дней с момента составления отчета уведомления в государственный орган, принявший данный нормативный правовой акт, являющийся его разработчиком либо относящийся к его компетенции.

 

4. Определение степени стабильности законов

 

21. Степень стабильности законов определяется путем проведения государственными органами анализа степени стабильности законов (далее – анализ) по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам.

22. Государственные органы путем размещения обеспечивают своевременное обнародование в информационной системе
«Е-заңнама» результатов анализов в срок до 10 января каждого года.

23. Анализ стабильности законов состоит из исследования динамики изменений законов, количество изменений отдельных норм, а также установления обоснованной и необоснованной нестабильности законодательства. 

Под обоснованной нестабильностью законодательства понимается внесение изменений и дополнений в нормативный правовой акт в целях реализации актов и поручений Президента Республики Казахстан, а также Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы и Руководителя Администрации Президента Республики Казахстан, основанному на поручении Президента Республики Казахстан, в порядке законодательной инициативе Президента Республики Казахстан, в целях приведения в соответствие с другими нормативными правовыми актамии международными договорами, а также по результатам правового мониторинга.

Под необоснованной нестабильностью законодательства понимается внесение изменений и дополнений государственными органами в нормативный правовой акт по основаниям, не отнесенным к абзацу второму  пункта 24 настоящих Правил.

1) Стабильными нормативными правовыми актами понимаются:

законы и кодексы, которые не подвергались изменениям в течение года,

кодексы, в которые были внесены изменения нормативными правовыми актами не более 3 раз за год;

2) относительно стабильными нормативными правовыми актами понимаются:

законы, в которые были внесены изменения нормативными правовыми актами не более 2 раз за год;

кодексы, в которые были внесены изменения нормативными правовыми актами от 4, но не более 6 раз за год;

3) нестабильными нормативными правовыми актами понимаются:

законы, в которые были внесены изменения нормативными правовыми актами более 2 раз за год;

кодексы, в которые были внесены изменения нормативными правовыми актами более 6 раз за год.

24. Координацию деятельности государственных органов по определению стабильности законов осуществляет Министерство юстиции Республики Казахстан.

25. В целях обеспечения достоверности сведений, представленных государственными органами, Министерство юстиции Республики Казахстан в качестве дополнительного контроля может проводит выборочную перепроверку данных, содержащихся в результатах анализах.

26. Министерство юстиции Республики Казахстан ежегодно по результатам анализа степени стабильности законов государственных органов в срок до 15 февраля следующего за отчетным размещают сводную информацию в информационной системе «Е-заңнама».

27. Объектом определения стабильности законодательства выступают:

1) кодексы Республики Казахстан;

2) конституционные законы Республики Казахстан;

3) консолидированные законы;

4) законы Республики Казахстан.

28. Объектом определения стабильности законодательства не являются:

1) нормативные правовые акты о внесении изменений и/или дополнений в действующие нормативные правовые акты;

2) нормативные правовые акты о ратификации и денонсации международных договоров;

3) законы Республики Казахстан о Республиканском бюджете;

4) законы, принятые в течение 12 месяцев
до 1 декабря каждого года.

 

5. Итоговая информация по результатам правового мониторинга нормативных правовых актов и определения степени стабильности законов

 

29. Размещение отчетов осуществляется государственными органами с использованием информационной системы «Е- заңнама».

Поступившие отчеты по итогам проведенного правового мониторинга по новым законам анализируются Министерством юстиции Республики Казахстан за 15 дней до конца отчетного года и размещаются в информационной системы «Е-заңнама».  

30. По поступившим отчетам по итогам проведенного правового мониторинга по иным нормативным правовым актам Министерство юстиции Республики Казахстан анализирует и обобщает представленную по итогам года информацию и до 15 февраля года, следующего за отчетным, размещает в информационной системы «Е-заңнама» итоговую информацию с внесением рекомендаций о принятии мер по повышению качества проведения государственными органами правового мониторинга.

31. Министерство юстиции Республики Казахстан по итогам года размещает на своем интернет-ресурсе итоговую информацию о проведенном государственными органами правовом мониторинге.

32. По итогам проведенного правового мониторинга государственными органами при необходимости законодательного регулирования проблемы, выявленной в рамках правового мониторинга разрабатывается Консультативный документ регуляторной политики в установленном порядке.

 

6. Альтернативный правовой мониторинг нормативных правовых актов

 

33. Уполномоченной организацией, определяемой Правительством Республики Казахстан проводится анализ эффективности законодательства (анализ нормативных правовых актов).

Результаты проведенного анализа эффективности законодательства (анализ нормативных правовых актов) могут использоваться государственными органами при проведении правового мониторинга.

34. Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан проводит общественный мониторинг нормативных правовых актов, затрагивающих интересы субъектов частного предпринимательства в соответствии с Законом «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан».

35. Общественные советы вправе проводить общественный мониторинг нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан.

Порядок организации и проведения общественного мониторинга определяются Правилами организации и проведения общественного контроля, который утверждается уполномоченным органом по вопросам деятельности общественных советов.

Результаты общественного мониторинга ежегодно размещаются на официальных интернет-ресурсах соответствующего государственного органа и Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан.

36. Общественный мониторинг нормативных правовых актов может проводиться иными заинтересованными лицами.

 При проведении общественного мониторинга иными заинтересованными лицами могут направляться запросы в государственные органы и их должностным лицам, а также субъектам квазигосударственного сектора о предоставлении необходимой информации, отнесенной к предмету мониторинга, в порядке и по основаниям, установленным законодательством Республики Казахстан в области доступа к информации.

Результаты общественного мониторинга нормативных правовых актов оформляются в виде соответствующего письма в адрес уполномоченного государственного органа.

37. Результаты общественного мониторинга используются уполномоченными государственными органами при проведении правового мониторинга.

 

 

 

Приложение 1

к Правилам проведения

правового мониторинга


 

 

Форма № 1
Результаты правового мониторинга

     

Отчет по результатам проведенного правового мониторинга по принятому Закону Республики Казахстан«»

(наименование органа разработчика)

 

I РАЗДЕЛ

1. Наименование закона

2. Уровень достижения индикаторов, указанных в Консультативном документе регуляторной политики

 

Оцениваемый индикатор

Уровень достижения поставленных индикаторов

 

 

 

 

 

 

 

3. Положительные последствия принятия закона;

4. Отрицательные последствия принятия закона;

5. Отношение общественности к принятому закону, с указанием полученных данных по результатам анализа судебных решений,   обращений физических и юридических лиц (анализ информации в интернет ресурсах, социальных сетях и др.).

* При описании положительных и отрицательных последствий принятия закона необходимо указать данные, полученные по результатам анализа практики применения нового закона (в частности, с учетом анализа поступивших обращений, имеющихся судебных актов и т.д.).

 

II РАЗДЕЛ

1. Противоречащие нормы;

2. Устаревшие нормы;

3. Коррупциогенные нормы;

4. Дублирующие нормы;

5. Пробелы норм права;

6. Наличие излишних бланкетных и отсылочных норм;

7. Иное.

 

     

   ________________________________ (руководитель государственного органа)

      (Ф.И.О.)

      "___" ___________ 20__ года _____________ подпись

 

 

Приложение 2

к Правилам проведения

правового мониторинга

 

Форма № 2
Результаты правового мониторинга

     

Отчет по результатам проведенного правового мониторинга по иным нормативным правовым актам

(наименование уполномоченного органа)

 

I РАЗДЕЛ

1. Наименование нормативного правового акта 

2. Неэффективно реализуемые нормы

 

Конкретные неэффективно реализуемые нормы

Возникающие на практике проблемы

Предлагаемые пути решения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II РАЗДЕЛ

1. Противоречащие нормы;

2. Устаревшие нормы;

3. Коррупциогенные нормы;

4. Дублирующие нормы;

5. Пробелы норм права;

6. Наличие излишних бланкетных и отсылочных норм;

7. Иное.

 

     

   ________________________________ (руководитель государственного органа)

      (Ф.И.О.)

      "___" ___________ 20__ года _____________ подпись

 

 

 

Приложение 3

к Правилам проведения

правового мониторинга

 

Перечень актов

      _________________________________________________________________,

      (наименование государственного органа)

принятых в ___ квартале 20___ года

 

№ п/п

дата принятия акта (число, месяц, год)

номер акта

полное наименование акта (в случае внесения изменений и (или) дополнений в основной акт, полное наименование основного акта)

примечание

не направлен на государственную регистрацию

направлен на государственную регистрацию (дата и номер сопроводительного письма)

зарегистрирован (дата и номер государственной регистрации)

отказано в государственной регистрации (дата и номер письма органов юстиции)

принятые меры после получения отказа в государственной регистрации (дата и номер акта об отмене)

отмена государственной регистрации (дата и номер решения суда)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

Приложение 4

к Правилам проведения

правового мониторинга

 

 

Анализ степени стабильности

 ______________________________________________

_______________________________

(наименование законодательного акта)

                      

Введение

  1. Предмет правового регулирования. 
  2. Отрасль законодательства

Общая часть

Состоит из информации законодательного акта.

 

Таблица 1. Общая информация

№ п/п
 

Сведения о внесении изменений и (или) дополнений в законодательный акт

Ответственный государственный орган

Основания внесения изменения и дополнения в законодательный акт

1

2

3

4

 

В общей части указывается динамика изменений в разрезе по годам и ежемесячным показателям, количественного изменения.

 

Таблица 2. Количество законодательных актов, которыми внесены изменения и дополнения в законодательный акт в разрезе по годам и месяцам.

Год/

месяц

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

июль

август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Итого

Год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структурный анализ

Состоит из количества структурных элементов нормативного акта, количество норм которые не подвергались изменениям и количеству норм, в которые были внесены изменения (в том числе исключенные и добавленные новые структурные элемента).

Структурный анализ также состоит из исследования динамики количественного изменения отдельных структурных элементов законодательного акта (главы, параграфы, раздела, подраздела, статьи, пункта, подпункта, части).

 

Таблица 3. Постатейный сравнительный анализ

номера структурных элементов, в которые были внесены изменения с указанием заголовок

Количество

Смысл/содержание измененного положения

Наименование законодательных актов, которыми внесены изменения и дополнения в законодательный акт и дата принятия

Основания внесения изменения и дополнения в законодательный акт

1

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

 

 

 

 

2

Статья 2.

 

 

 

 

3

Статья 3.

 

 

 

 

4

Глава 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого 

 

 

 

 

 

Анализ стабильности

Указываются максимальный и минимальный период стабильности с момента принятия акта и за отчетный период.

* период стабильности нормативных правовых актов – это период времени, в течение которого не осуществлялось внесение изменений и дополнений в нормативный правовый акт;

* максимальный период стабильности нормативных правовых актов – наибольший период времени в течение, которого не осуществлялось внесение изменений и дополнений в нормативный правовой акт (наибольший период времени между изменениями в нормативных правовых актов);

* минимальный период стабильности нормативных правовых актов - наименьший период времени между изменениями и дополнениями в нормативном правовом акте.

Основные выводы

Раздел «основные выводы» определяет стабильность, относительную стабильность и нестабильность нормативного правового акта, а также причины обоснованной и/или необоснованной нестабильности законодательства.

Анализ стабильности законодательства состоит также из результатов, полученных в разный период времени (сравнения стабильности нормативного правового акта с момента принятия, в разрезе по годам и за отчетный период), показателей повышения или понижения интенсивности изменений нормативного правового акта.

 


Руководитель

государственного органа    __________ _____________________
                                                                  (подпись)    (расшифровка подписи)

 «____»______________ 20 __ г.