Единый контакт-центр

1414

8-800-080-7777

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН «Об органах военной полиции»

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Проект Закона
Дата создания: 06/04/2021
Публичное обсуждение до: 20/04/2021
Дата запуска онлайн-обсуждения: 23/04/2021 09:00:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 23/04/2021 18:00:00

ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

«Об органах военной полиции»

  

Настоящий Закон устанавливает правовые основы, принципы, задачи, систему, полномочия, компетенцию, права и обязанности  органов военной полиции Вооруженных сил, органов национальной безопасности и внутренних дел Республики Казахстан (далее - органы военной полиции),применение оружия, специальных средств и физической силы военнослужащими органов военной полиции, кадровый состав, социальную и правовую защиту, финансовое и материально техническое обеспечение личного состава органов военной полиции, а также ответственность и надзор за деятельностью органов военной полиции.

Военная полиция предназначена для защиты прав и свобод военнослужащих, лиц гражданского персонала, обеспечения в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан законности, правопорядка, воинской дисциплины, безопасности дорожного движения, а также в пределах своей компетенции для противодействия преступности, коррупции и защиты других охраняемых законом правоотношений.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Статус органов военной полиции

Органы военной полиции являются специальными воинскими подразделениями, организационно входящими в состав Вооруженных Сил, органов национальной безопасности, Национальной гвардии Республики Казахстан и осуществляющими функции по обеспечению правопорядка в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан.

 

Статья 2. Правовая основа деятельности органов военной полиции

1. Правовую основу деятельности органов военной полиции составляют Конституция Республики Казахстан, настоящий Закон, иные нормативные правовые акты Республики Казахстан, а также международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан.

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе,
то применяются правила международного договора.

 

Статья 3. Принципы деятельности органов военной полиции

Деятельность органов военной полиции строится на следующих принципах:

1) законности;

2) единоначалия;

3) гласности;

4) равенства всех перед законом;

5) уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

6) неотвратимости ответственности и наказания, за совершение правонарушения.

 

Статья 4. Система и структура органов военной полиции

1. Органы военной полиции создаются в Вооруженных Силах, органах национальной безопасности и Национальной гвардии Республики Казахстан.

2. Министр обороныРеспубликиКазахстан, Министр внутренних делРеспубликиКазахстан, Председатель Комитета национальной безопасности Республики Казахстан осуществляют руководство деятельностью органов военной полиции, принимают решения о проведении организационно-штатных мероприятий, утверждают структуру и штатную численность, а также принимают подзаконные нормативные правовые акты в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

 

Статья 5. Задачи органов военной полиции

1. Задачами органов военной полиции являются:

1) обеспечение правопорядка в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан;

2) осуществление мер профилактики, предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие уголовных, административных правонарушений в пределах компетенции, установленной законами Республики Казахстан, а такжевыявление обстоятельств, способствовавших их совершению;

3) предупреждение коррупции и выявление коррупционных правонарушений в пределах компетенции, установленной законами Республики Казахстан;

4) производство досудебного расследования в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан;

5) розыск военнослужащих, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, а также самовольно оставивших часть или место службы;

6) обеспечение безопасности дорожного движения транспортных средств органов национальной безопасности, Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан;

7) исполнение в предусмотренных законодательством случаях задержанияи меры в виде содержания под стражей в отношении военнослужащих с содержанием на гауптвахте, а также исполнение уголовного или административного наказания в виде ареста;

8) осуществление государственной регистрации механических транспортных средств и прицепов к ним Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан, за исключением Сил особого назначения Службы государственной охраны Республики Казахстан, с выдачей соответствующих документов и государственных регистрационных номерных знаков;

9) проведение обязательного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов к ним, зарегистрированных в органах военной полиции;

10) производство по делам об административных правонарушениях в пределах компетенции, установленной законами Республики Казахстан;

11) осуществление иных задач, возложенных на них настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

2.Задачами органов военной полиции Комитета национальной безопасности являются:

1) производство досудебного расследования по делам об уголовных правонарушениях, совершенных военнослужащими и сотрудниками специальных государственных органов,
в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан;

2) охрана объектов органов национальной безопасности Республики Казахстан, в том числе с использованием вооружения, специальных средств, систем безопасности и иных технических средств, а также обеспечение на указанных объектах пропускного и внутриобъектового режимов в порядке и пределах, определяемых Председателем Комитета национальной безопасности Республики Казахстан;

3) координация деятельности органов национальной безопасности Республики Казахстан в сфере производства по делам об административных правонарушениях в порядке и пределах, определяемых Председателем Комитета национальной безопасности Республики Казахстан.

4) осуществление ведомственного контроля по исполнению профилактических мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения в специальных государственных органах Республики Казахстан.

 

3. Задачами органов военной полиции Вооруженных Сил Республики Казахстан также являются:

1)  осуществление внутреннего контроля за организацией планирования службы войск и суточного наряда, противодиверсионной безопасности, антитеррористической защищенности военных объектов, внутренней, караульной и гарнизонной служб, соблюдением требований по инженерно-технической укреплённости техническими средствами охраны воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Республики Казахстан.

Планирование мероприятий по совершенствованию службы войск в Вооруженных Силах Республики Казахстан;

2) обеспечение режима и безопасности Министерства обороны Республики Казахстан, в том числе с использованием вооружения, специальных средств, систем безопасности
и иных технических средств охраны, а также обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов;

3) обеспечение безопасности должностных лиц и объектов Вооруженных Сил
(по перечню определяемому Министром обороны Республики Казахстан), а также руководителей делегации военных ведомств во время их визита в Республику Казахстан по вопросам военного и военно-технического сотрудничества по решению Министра обороны Республики Казахстан;

4) проведение полиграфологических исследований в отношении военнослужащих
и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, назначаемых на должности, перечень которых утвержден Министром обороны;

5)  осуществление ведомственногоконтроля за организацией мероприятий по обеспечению безопасности воинской службы в воинских частях и учреждениях Вооруженных Сил Республики Казахстан;

6) совместное с органами внутренних дел осуществление охраны общественного порядка, пресечение массовых беспорядков, обеспечение общественной безопасности на период режимов чрезвычайного и военного положения, а также осуществление мероприятии по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

7) в предусмотренных законодательством случаях задержание военнослужащего, применениемеры пресечения в виде содержания под стражей, исполнение уголовного наказания в виде ареста или административного взыскания в виде административного ареста с содержанием на гауптвахте;

8) участие в миротворческой деятельности.

 

Статья 6. Взаимодействие и сотрудничество органов военной полиции с государственными органами и организациями, должностными лицами

1. Органы военной полиции осуществляют свою деятельность во взаимодействии с правоохранительными и другими государственными органами Республики Казахстан в пределах, установленных законодательством, и взаимно информируют друг друга по вопросам, относящимся к их компетенции.

Порядок организации и осуществления взаимодействия органов военной полиции с государственными органами, их структурными подразделениями и подведомственными организациями определяется совместными нормативными правовыми актами соответствующих государственных органов. Порядок взаимодействия органов военной полиции с организациями определяется принятием совместных меморандумов.

2. Должностные лица органов военного управления, сотрудники, военнослужащие, работники специальных государственных органов и гражданский персонал обязаны оказывать содействие органам военной полиции в решении возложенных на них задач.

 

Никто не вправе вмешиваться в деятельность военнослужащих органов военной полиции, кроме лиц, прямо уполномоченных на то законом. Противоправное вмешательство в деятельность военнослужащих органов военной полиции влечет установленную законами ответственность.

3. Органы военной полиции Вооруженных Сил Республики Казахстан разрабатывают меры по совершенствованию деятельности военной полиции, учувствуют вкоординации деятельности Вооруженных Сил других войск и воинских формирований Республики Казахстан по вопросам обеспечения безопасности воинской службы, службы войск, противодиверсионной и антитеррористической защиты оборонных объектов.

Помимо этого, органы военной полиции Вооруженных Сил Республики Казахстан участвуют в научной работе по вопросам, отнесенным к компетенции военной полиции, в разработке образцов вооружения и военной техники, специальных средств, специальных технических средств и оборудования.

 

Глава 2. Полномочия органов военной полиции

 

Статья 7. Полномочия органов военной полиции Комитета национальной безопасности Республики Казахстан

1. Производство досудебного расследования в отношении сотрудников и военнослужащих специальных государственных органов осуществляется органами военной полиции Комитета национальной безопасности Республики Казахстан.

2. Органы военной полиции Комитета национальной безопасности Республики Казахстан для выполнения возложенных на них задач в пределах полномочий и порядке, установленных законом, вправе останавливать, досматривать, а также задерживать транспортные средства специальных государственных органов, запрещать их эксплуатацию до устранения причин, послуживших основанием для такого запрета, а также при наличии неисправностей и условий, перечень которых утверждается Правительством Республики Казахстан, запрещать эксплуатацию транспортных средств органов национальной безопасности, которые имеют скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо государственные регистрационные номерные знаки, а равно при несоответствии маркировки транспортных средств данным, указанным в регистрационных документах, отстранять от управления транспортными средствами органов национальной безопасности лиц, подозреваемых в употреблении алкоголя, наркотических и токсикоманическихсредств, и направлять их на медицинское освидетельствование в порядке и случаях, установленных законодательством Республики Казахстан.

3.Органы военной полиции Комитета национальной безопасности РеспубликиКазахстанв установленном законодательством порядке вправе осуществлять административное задержание лиц, совершивших правонарушения, связанные с попытками проникновения и проникновением на объекты,охраняемые органами военной полиции Комитета национальной безопасности,проверять документы, удостоверяющие их личность, получать от них объяснения, осуществлять их личный досмотр, досмотр и изъятие вещей и документов, находящихся при физическом лице, досмотр транспортных средств.

 

 Статья 8.Полномочия органов военной полиции Вооруженных Сил Республики Казахстан

1. Полномочия органов военной полиции Вооруженных Сил Республики Казахстан в части производства досудебного расследования распространяются на военнослужащих Вооруженных Сил, а также на лиц имеющих статус военнослужащих.

2. Органы военной полиции Вооруженных Сил Республики Казахстан в установленном законодательством порядке вправе осуществлять административное задержание лиц, совершивших правонарушения, связанные с попытками проникновения и проникновением на объекты,на которых обеспечивается режим и безопасность органами военной полиции Вооруженных Сил, проверять документы, удостоверяющие их личность, получать от них объяснения, осуществлять их личный досмотр, досмотр и изъятие вещей и документов, находящихся при физическом лице, досмотр транспортных средств.

 

Статья 9. Права органов военной полиции

Органы военной полиции для выполнения возложенных на них задач в пределах полномочий и порядке, установленном законодательством, вправе:

  1. требовать от лиц, имеющих статус военнослужащих (далее - военнослужащих) а также лиц гражданского персонала воинских частей, соединений, учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей соблюдения общественного порядка, правил ношения военной формы одежды, прекращения противоправных действий и действий, препятствующих осуществлению задач и функций органов военной полиции,а также направлять на медицинское освидетельствование в порядке и случаях, установленных законодательством Республики Казахстан,лиц на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического и токсикоманического опьянения;
  2. требовать соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов на объектах, охраняемых органами военной полиции или на объектах где обеспечивается режим и безопасность органами военной полиции;

3) при совершении правонарушений военнослужащими на территории воинских частей и учреждений, а на территории воинских частей (военных объектов) и гарнизонов иными лицами проверять документы, удостоверяющие их личность, принимать меры, обеспечивающие прекращение правонарушения;

4) по имеющимся в производстве материалам и уголовным делам вызывать военнослужащих и иных граждан в органы военной полиции, получать от них объяснения, документы или их копии, производить допросы и иные процессуальные действия, а также в установленном законом порядке подвергать приводу лиц, уклоняющихся от явки без уважительной причины;

5) в установленном законодательством Республики Казахстан порядке задерживать военнослужащих, подозреваемых в совершении уголовного правонарушения, а также обвиняемых или подсудимых, скрывающихся от органов дознания, предварительного следствия или суда;

6) проводить в установленном законодательством Республики Казахстан порядкеличный досмотр задержанных лиц, указанных в подпункте 4) настоящей статьи, досмотр их вещей, документов, транспортных средств, изымать предметы, находящиеся в незаконном обороте;

7) задерживать и доставлять в учреждения органов военной полиции или по месту службы военнослужащих,грубо нарушающих воинскую дисциплину или общественный порядок;

8) передавать материалы о дисциплинарных проступках, совершенных военнослужащими, на рассмотрение соответствующих командиров (начальников) воинских частейв соответствие с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан;

9) производить досудебное расследование в пределах полномочий, установленных уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан;

10) при преследовании лиц, подозреваемых в совершении уголовных правонарушений, угрожающих безопасности граждан, входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, юридических лиц, на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения государственных органов и организаций (кроме представительств иностранных государств и международных организаций, обладающих дипломатическим иммунитетом) и осматривать их либо при наличии достаточных оснований полагать, что там совершено или совершается уголовное правонарушение, с последующим направлением материалов следственному судье в суточный срок и одновременно копии постановления прокурору;

11) беспрепятственно и безвозмездно получать по находящимся в производстве уголовным делам информацию и материалы от физических, юридических и должностных лицс соблюдением требований, установленных законодательством Республики Казахстан;

12) вносить в пределах своей компетенции военному командованию и иным должностным лицам представленияпо устранению обстоятельств, способствующих совершению уголовных, административных и коррупционных правонарушений;

13) в безотлагательных случаях в служебных целях пользоваться средствами связи независимо от их местонахождения и принадлежности(за исключением принадлежности указанных средств представителям иностранных государств и международных организаций, обладающих дипломатическим иммунитетом);

14) при проведении мероприятий по розыску и задержанию военнослужащих, самовольно оставивших месторасположение воинской части с оружием, по согласованию с правоохранительными органами самостоятельно устанавливать контрольно-пропускные пункты, с последующимуведомлением правоохранительных органов;

15)останавливать, досматривать, а также задерживать транспортные средства Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан, отстранять от управления военными транспортными средствами лиц, подозреваемых в употреблении алкоголя, наркотических и токсикоманическихвеществ, и направлять их на медицинское освидетельствование в порядке и случаях, установленных законодательством Республики Казахстан;

16) при проведении мер по задержанию лиц, подозреваемых в совершении уголовного правонарушения, а также при обстоятельствах, угрожающих жизни и здоровью людей, по согласованию с уполномоченным органом по обеспечению безопасности дорожного движения ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на отдельных участках улиц, автомобильных дорог и других территориях;

17) в координации с уполномоченным органом по обеспечению безопасности дорожного движения регулировать дорожное движение во время прохождения колонн военных транспортных средств, организовывать и обеспечивать сопровождение этих колонн и транспортных средств специального назначения;

18) проверять в воинских частях и военных учреждениях исполнение контрольных и профилактических мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения;

19) проверять в воинских частяхи военных учреждениях соблюдение военнослужащими требований законодательства Республики Казахстан о противодействии коррупции;

20) при отсутствии иных возможностей использовать воинский транспорт для проезда к месту происшествия, доставления в лечебные учреждения военнослужащих и граждан, нуждающихся в экстренной медицинской помощи;

21) осуществлять проверку у военнослужащих и лиц гражданского персонала документов, удостоверяющих их личность, а также другие документы, необходимые для проверки соблюдения установленных правил, ведомственный контроль за выполнением которых возложен на органы военной полиции;

22) производить при входе (въезде) в места проведения массовых мероприятий с участием войск досмотр лиц, их вещей, транспортных средств и провозимых грузов, в том числе с применением технических средств и служебных животных;

23) использоватьтехнические средства фиксации противоправных действий при исполнении служебных обязанностей;

24) использовать технические средства для обнаружения и изъятия незаконно вносимых (выносимых), ввозимых (вывозимых) вещей, предметов, документов и иного имущества на объекты,охраняемые органами военной полиции или объекты, где органы военной полиции обеспечивают режим и безопасность;

25) обеспечивать режим и безопасность гауптвахт для содержания военнослужащих, задержанных органами военной полиции либо находящихся под следствием и судом, либо для применения ареста;

26) осуществлять проверку у физических лиц служебных удостоверений, документов, удостоверяющих личность, находящихся при них вещей, при их входе (выходе) и въезде (выезде) на объектах, охраняемых органами военной полиции или объектах где органами военной полиции обеспечивается режим и безопасность;

27) осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

 

Статья 10. Обязанности органов военной полиции

Органы военной полиции в соответствии с поставленными перед ними задачами и в пределах полномочий обязаны:

1) защищать права и свободы военнослужащих и других граждан от противоправных посягательств;

2) обеспечивать правопорядок в военных городках, воинских частях, учреждениях (военных объектах), предупреждать, выявлять, раскрывать и пресекать воинские преступления и иные правонарушения, устанавливать обстоятельства, способствующие их совершению;

3) вести учет и анализировать оперативную информацию о преступлениях и правонарушениях, совершенных военнослужащими, а также о происшествиях в воинских частяхи гарнизонах;

4) во взаимодействии с другими правоохранительными органами осуществлять розыск военнослужащих, самовольно оставивших месторасположение воинской частиили мест службы, совершивших уголовные правонарушения, скрывшихся от органов дознания, предварительного следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, и в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан;

5) производить в установленном уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан порядке досудебное расследование по делам об уголовных правонарушениях, совершенных военнослужащими и лицами, имеющими статус военнослужащих, лицами гражданского персонала воинских частей, соединений, учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей или находящимися в расположении этих частей, соединений и учреждений;

6) осуществлять в пределах своей компетенции контроль за дорожным движением военных транспортных средств и соблюдением правил их эксплуатации;

7) выполнять в установленном законом порядке поручения следователя, указания прокурора, решения суда;

8) осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов военной полиции;

9) в установленном законодательстве порядке обеспечивать правопорядок и безопасность при ликвидации чрезвычайных ситуации, а также при проведении массовых мероприятий с участием войск;

10) оказывать содействие военному командованию в обеспечении воинской дисциплины среди военнослужащих и лиц имеющих статус военнослужащих;

11) оказывать помощь гражданам, пострадавшим от противоправных посягательств, происшествий и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни;

12) участвовать в соответствии с законодательством Республики Казахстан в обеспечении режима чрезвычайного или военного положения, выполнять отдельные задачи в системе территориальной обороны Республики Казахстан в военное время;

13) задерживать военнослужащих в предусмотренных законодательством случаях с содержанием их на гауптвахте;

14) по письменным требованиям органов, ведущих уголовный процесс, обеспечивать конвоирование военнослужащих, содержащихся на гауптвахте, для проведения следственных действий;

15) осуществлять неотложные действия по спасению людей на месте дорожно-транспортного происшествия с участием транспортных средств Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, в том числе принимать меры по эвакуации людей и оказанию им первой помощи, содействовать в эвакуации поврежденных транспортных средств, а также охране военного имущество Вооруженных Сил на месте дорожно-транспортного происшествия;

17) осуществлять иные обязанности, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

 

Статья 11. Компетенция уполномоченных органов

1. Министерство обороны Республики Казахстан разрабатывает и утверждает:

1) правила организации деятельности органов военной полиции Вооруженных Сил Республики Казахстан по обеспечению безопасности дорожного движения транспортных средств Вооруженных Сил Республики Казахстан;

2) правила организации и обеспечения сопровождения колонн военных транспортных средств и транспортных средств специального назначения, регулирования дорожного движения на автомобильных дорогах и улицах во время прохождения этих колонн;

3) правила внутреннего распорядка и порядка содержания подозреваемых и обвиняемых на гауптвахте органов военной полиции Вооруженных Сил Республики Казахстан;

4) правила отбывания военнослужащими административного ареста на гауптвахте органов военной полиции Вооруженных Сил Республики Казахстан;

5) правила внутреннего распорядка и порядка содержания осужденных на гауптвахте органов военной полиции Вооруженных Сил Республики Казахстан;

6) правила организации деятельности патрульно-постовой службы органов военной полиции Вооруженных Сил Республики Казахстан;

7) правила осуществления мер безопасности органами военной полиции Вооруженных Сил Республики Казахстан;

8) правила служебной этики военнослужащих органов военной полиции Вооруженных Сил Республики Казахстан;

9) правила организации службы войск в Вооруженных Силах Республики Казахстан;

10) правила организации розыска военнослужащих Вооруженных Сил Республики Казахстан, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, а также самовольно оставивших месторасположение воинских частеймест несения службы;

11) перечень видов вооружения и боевой техники, боеприпасов,
а также специальных средств, состоящих на вооружении органов военной полиции Вооруженных Сил Республики Казахстан;

12) правила применения и нанесения государственных регистрационных номерных знаков, бортовых номеров, опознавательных, предупредительных знаков, надписей и обозначений на транспортных средствах Вооруженных Сил Республики Казахстан;

13) правила применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия органами военной полиции Вооруженных Сил Республики Казахстан;

14) правила конвоирования задержанных, арестованных и осужденных военнослужащих;

15) правила применения подразделений оперативного реагирования военной полиции Вооруженных Сил;

16) перечень должностных лиц и объектов Вооруженных Сил обеспечение безопасности, которых возложено на органы военной полиции.

 

2. Комитет национальной безопасности разрабатывает и утверждает:

1) правила отбывания военнослужащими административного ареста на гауптвахте органов военной полиции Комитета национальной безопасности;

2) правила организации и проведения патрулирований органами военной полиции Комитета национальной безопасности;

3) правила организации и обеспечения сопровождения колонн военных транспортных средств органов национальной безопасности и транспортных средств специального назначения, регулирования дорожного движения на автомобильных дорогах и улицах во время прохождения этих колонн.

 

Статья 12. Ответственность военнослужащих органов военной полиции

1. Военнослужащие органов военной полиции за совершение правонарушений несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

Порядок привлечения военнослужащих органов военной полиции к ответственности за нарушения воинской дисциплины устанавливается воинскими уставами.

2. Действия (бездействие) военнослужащих органов военной полиции могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

 

Глава 3. Применение военнослужащими органов военной полиции огнестрельного оружия,специальных средств и физической силы

 

Статья 13. Применение огнестрельного оружия

1. Применение огнестрельного оружия является крайней мерой и допускается в случае, когда другие меры оказались неэффективными или если по условиям обстановки применение других мер, является невозможным.

2. Военнослужащие органов военной полиции имеют право применять огнестрельное оружие в случаях:

1) защиты военнослужащих, других граждан от преступного посягательства, а равно освобождения заложников, захваченных объектов, сооружений и специальных грузов;

2) отражения нападения на военнослужащих органов военной полиции или членов их семей, а также других лиц;

3) отражения нападения на объекты, находящиеся под охраной, конвой, помещения, сооружения, транспортные средства, в том числе воздушные и морские суда воинских частей, а также для освобождения их в случае захвата;

4) задержания лиц, застигнутых при совершении уголовного правонарушения,либо непосредственно после совершения, оказывающих вооруженное сопротивление, а также вооруженных лиц, отказывающихся выполнить требования о сдаче оружия;

5) остановки военного транспортного средства путем его повреждения, если водитель не подчиняется законным требованиям военнослужащих органов военной полиции и создает угрозу жизни либо здоровью военнослужащих и других лиц;

6) защиты от нападения животных;

7) подачи сигналов тревоги или вызова помощи;

8) необходимой обороны и крайней необходимости;

9) в иных случаях, предусмотренных законами и актами Президента Республики Казахстан.

 

Применение оружия должно предусматривать предупреждение о намерении его применить, за исключением внезапного вооруженного нападения, нападения с использованием боевой техники, транспортных средств, морских и речных судов, а также побега из-под стражи с оружием.

3. Запрещается применять огнестрельное оружие в сторону охраняемых лиц,в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних за исключением случаев совершения ими акта терроризма, вооруженного нападения, оказания ими вооруженного сопротивления либо совершения ими группового нападения, представляющего угрозу жизни военнослужащему органов военной полиции или другим лицам, если иными способами и средствами отразить такое нападение невозможно.

4. Во всех случаях применения огнестрельного оружия военнослужащие органов военной полиции обязаны принять необходимые меры для обеспечения безопасности окружающих, оказания неотложной медицинской помощи пострадавшим, доложить непосредственному начальнику о применении оружия.

5. О каждом случае применения военнослужащими органов военной полиции огнестрельного оружия, повлекшем гибель людей или иные тяжкие последствия, незамедлительно информируется военный прокурор.

6. По каждому факту применения огнестрельного оружия проводится служебное расследование. В случае установления факта неправомерного применения огнестрельного оружия виновный несет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

 

Статья 14. Применение специальных средств и физической силы

1. Военнослужащие органов военной полиции имеют право применять физическую силу в том числе боевые приемы борьбы и специальные средства,  служебных собак, а также специальные транспортные средства, перечень которых определяется Министром обороны, Председателем Комитета национальной безопасности и Министром внутренних дел Республики Казахстан, в случаях:

1) защиты военнослужащих, других лиц и самозащиты от нападения и иных действий, создающих угрозу их жизни и здоровью;

2) пресечения массовых беспорядков в воинских частях, а также групповых нарушений общественного порядка и воинской дисциплины военнослужащими и лицами имеющими статус военнослужащих;

3) отражения нападения на военные городки, объекты, строения, помещения, сооружения и военные транспортные средства или их освобождения в случае захвата;

4) задержания правонарушителей, если они оказывают неповиновение или сопротивление военнослужащим военной полиции, иным лицам, выполняющим возложенные на них обязанности по соблюдению воинской дисциплины и охране общественного порядка, для их доставления в воинские части и гауптвахты, конвоирования и охраны задержанных, заключенных под стражу лиц, если имеются достаточные основания полагать, что они могут совершить побег, причинить вред окружающим или себе;

5) проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение и выявление фактов незаконного хранения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, хищения и утраты оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, а также розыска военнослужащих;

6) в иных случаях, предусмотренных законами и актами Президента Республики Казахстан.

2. Запрещается применять специальные средства и физическую силу в сторону охраняемых лиц, в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних за исключением случаев совершения ими акта терроризма, вооруженного нападения, оказания ими вооруженного сопротивления либо совершения ими группового нападения, представляющего угрозу жизни военнослужащему органов военной полиции или другим лицам, если иными способами и средствами отразить такое нападение невозможно.

3. О каждом случае применения военнослужащими органов военной полиции специальных средств и физической силы, повлекшем гибель людей или иные тяжкие последствия, незамедлительно информируется военный прокурор.

 

Статья 15. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия

Военнослужащие органов военной полиции имеют право на ношение и применение оружия, специальных средств, а также физической силы. Военнослужащий органов военной полиции не несет ответственности за моральный, материальный и физический вред, причиненный в связи с применением в предусмотренных законом случаях физической силы, специальных средств, оружия, если защита соответствует характеру и опасности посягательства на охраняемые объекты или самого военнослужащего органов военной полиции.

Применение физической силы, специальных средств и оружия военнослужащими органов военной полиции с превышением полномочий влечет за собой ответственность, установленную законом.

 

 

Глава 4. Кадровый состав, социальная и правовая защита личного состава органов военной полиции

 

Статья 16. Кадровый состав органов военной полиции

1. Органы военной полиции комплектуются военнослужащими и гражданским персоналом в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

2. Кандидатыдля прохождения службы в органах военной полиции, перед назначением на должности проходят обязательную специальную проверку в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Лица, впервые поступающие на службу в органы военной полиции, в обязательном порядке проходят специальное первоначальное обучение и стажировку, для них может быть установлен испытательный срок. Порядок и условия прохождения ими испытательного срока и стажировки определяются министром обороны, министром внутренних дел, председателем Комитета национальной безопасности Республики Казахстан.

3. На службу в органы военной полиции не могут быть приняты лица в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан, регламентирующими прохождение воинской службы или службы в соответствующих органах, в структуру которых входит военная полиция.

4. Вопросы приема на работу и условия труда гражданского персонала органов военной полиции регулируются трудовым законодательством Республики Казахстан и законодательством Республики Казахстан о государственной службе.

5. Военнослужащие органов военной полиции Вооруженных Сил проходят переподготовку в военных учебных заведениях и учебных центрах Министерства обороны Республики Казахстан.

6. Военнослужащие, переведенные из других войск и воинских формирований, специальных государственных органов, правоохранительных органов, а также перемещенные из структурных подразделений Вооруженных Сил Республики Казахстан в органы военной полиции Вооруженных Сил проходят обязательную переподготовку в военных учебных заведениях и учебных центрах Министерства обороны Республики Казахстан, за исключением лиц,ранее проходивших службу в органах военной полиции.

 

 

Статья 17. Социальная и правовая защита личного состава органов военной полиции

1. На военнослужащих органов военной полиции распространяется законодательство Республики Казахстан, регламентирующее прохождение воинской службы, устанавливающее правовые и социальные гарантии, льготы, медицинское, пенсионное и другие виды обеспечения, а также не противоречащее этим условиям законодательство Республики Казахстан, регламентирующее прохождение службы в соответствующих органах, в структуру которых входит военная полиция.

2. Военнослужащие органов военной полиции являются представителями государственной власти и находятся под защитой государства,в целях выполнения возложенных задач им выдаются служебные удостоверения и жетоны, а также обмундирование, специальные средства, оружие и техника.

Военнослужащим срочной службы органов военной полиции, служебные удостоверения и жетоны не выдаются, для отражения принадлежности военнослужащих срочной службы к органам военной полиции им выдается форменная одежда и знаки различия установленного образца.

3. Воспрепятствование выполнению военнослужащими и лицам гражданского персонала, органов военной полиции, возложенных на них обязанностей, оскорбление, сопротивление, угроза насилием или посягательство на их жизнь, здоровье, честь и достоинство, имущество в связи с исполнением ими своих должностных обязанностей влекут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

4.Законные требования военнослужащих и лиц гражданского персонала органов военной полиции обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами.

 

Статья 18. Надзор за соблюдением законности в деятельности органов военной полиции

Высший надзор за соблюдением законности в деятельности органов военной полиции осуществляют Генеральный прокурор Республики Казахстан и подчиненные ему военные прокуроры.

 

Статья 19. Финансовое и материально-техническое обеспечение органов военной полиции

Финансовое и материально-техническое обеспечение органов военной полиции осуществляется за счет бюджетных средств, выделяемых соответственно Министерству обороны, органов национальной безопасности и Национальной гвардии Республики Казахстан.

 

Президент

Республики Казахстан                                                                                                        К. ТОКАЕВ