Единый контакт-центр

1414

8-800-080-7777

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Об утверждении Правил организации сбора, транспортировки, подготовки к повторному использованию, сортировки, обработки, переработки, обезвреживания, утилизации, уничтожения, отходов, содержащих стойкие органические загрязнители

Краткое содержание: Касательно организации сбора, транспортировки, подготовки к повторному использованию и др
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Приказ
Дата создания: 09/04/2021
Публичное обсуждение до: 23/04/2021
Дата запуска онлайн-обсуждения: 18/05/2021 11:05:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 18/05/2021 13:05:00
Приложенные документы:

 

Об утверждении Правил организации сбора, транспортировки, подготовки к повторному использованию, сортировки, обработки, переработки, обезвреживания, утилизации, уничтожения, отходов, содержащих стойкие органические загрязнители

 

 

В соответствии с подпунктом 14) пункта 1 статьи 388 Экологического кодекса Республики Казахстан от 2 января 2021 года ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые Правил организации сбора, транспортировки, подготовки к повторному использованию, сортировки, обработки, переработки, обезвреживания, утилизации, уничтожения, отходов, содержащих стойкие органические загрязнители согласно Приложению к настоящему приказу.

2. Департаменту государственной политики управления отходами Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан после его официального опубликования;

3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Департамент юридической службы Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан.

4. Настоящий приказ вводится в действие с 1 июля 2021 года.

 

 

Должность

 

ФИО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

к приказу Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан

от «      »              2021 года

№   

 

 

Об утверждении Правил организации сбора, транспортировки, подготовки к повторному использованию, сортировки, обработки, переработки, обезвреживания, утилизации, уничтожения, отходов, содержащих стойкие органические загрязнители

 

 

Глава 1. Основные положения

  1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с требованиями подпункт 14) пункта 1 статьи 388 Экологического кодекса Республики Казахстан и в целях реализации требований Закона Республики Казахстан от 7 июня 2007 года № 259 «О ратификации Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях» (далее – Стокгольмская конвенция), Плана выполнения обязательств Республики Казахстан по Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях на 2017-2028 годы, Закона Республики Казахстан от 10 февраля 2003 года № 389 «О присоединении Республики Казахстан к Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» (далее – Базельская конвенция).

Действие Правил распространяется на физические и юридические лица, в результате деятельности, которых образуются отходы, содержащие стойкие органическими загрязнителями и/или деятельность которых связана с управлением опасными отходами.

2. Отходы, содержащие стойкие органические загрязнители, могут находиться в твердом, жидком или пастообразном состоянии.

3. Отходы, содержащие стойкие органические загрязнители образуются:

-    в случае их преднамеренного изготовления и использования;

-    в качестве побочных продуктов промышленных и других процессов;

-    как следствие загрязнения материалов или объектов окружающей среды в результате аварии или утечки на всех этапах жизненного цикла отходов, содержащих стойкие органические загрязнители или состоящих из них;

-    как следствие загрязнения материалов в процессе обработки и использования контейнеров, одежды, респираторов и т.д., которые были загрязнены в результате контакта с пестицидо-содержащим продуктом;

-    когда отходы, содержащие стойкие органические загрязнители становятся непригодными для первоначально намеченного использования или выводятся из употребления.

4. В Настоящих Правилах использованы следующие определения:

1) отходы, содержащие стойкие органические загрязнители (далее – отходы, содержащие СОЗ) –отходы, частично загрязненные стойкими органическими загрязнителями, устойчивыми к разложению, накапливающимися в экосистемах суши и водных экосистемах, способные к разрушению иммунной эндокринной системы живых организмов и вызывающие различные заболевания, включая аллергические и онкологические;

2) стойкие органические загрязнители (СОЗ) – наиболее опасные органические соединения, устойчивые к разложению, характеризующиеся биоаккумуляцией и являющиеся объектом трансграничного переноса по воздуху, воде и мигрирующими видами животных, а также осаждающиеся на большом расстоянии от источника их выброса, накапливающиеся в экосистемах суши и водных экосистемах, разрушающие иммунную эндокринную системы живых организмов и вызывающие различные заболевания, включая аллергические и онкологические;

3) объекты, загрязненные стойкими органическими загрязнителями – почвы, грунты, придонные отложения, поверхности зданий и сооружений, где имеются или содержатся стойкие органические загрязнители и приравненные к отходам, загрязненными СОЗ;

4) полихлорированные дифенилы (ПХД) – группа устойчивых жидких, смолистых или кристаллических смесей, состоящих из органических компонентов, получаемых при реакции хлора с дифенилом;

5) управление отходами – операции, осуществляемые в отношении отходов с момента их образования до окончательного удаления;

6) сбор отходов – деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их образования, для обеспечения последующих работ по обращению с отходами. Операции по сбору отходов могут включать в себя вспомогательные операции по сортировке и накоплению отходов в процессе их сбора;

7) транспортировка отходов – перемещение отходов от объектов их образования до объектов их сортировки, хранения, переработки, обезвреживания, захоронения и уничтожения;

8) подготовка отходов к повторному использованию – деятельность, направленная на проверку возможности восстановления функционального назначения продукта путем очистки, или ремонта после которых продукт или компоненты могут быть повторно использованы без какой-либо другой дополнительной обработки. Данная деятельность относится к операциям по восстановлению отходов;

9)сортировка отходов – разделение и/или смешение отходов согласно определенным критериям на качественно различающиеся составляющие. Данная деятельность является вспомогательной операцией сбора отходов;

10) обработка отходов – операции, в процессе которых отходы подвергаются физическим, термическим, химическим или биологическим воздействиям, изменяющим характеристики отходов, в целях облегчения дальнейшего управления ими и которые осуществляются отдельно или при накоплении отходов до их сбора, в процессе сбора и (или) на объектах, где отходы подвергаются операциям по восстановлению или удалению. Данная операция является вспомогательной;

11) переработка отходов – деятельность по механическим, физическим, химическим, биологическим и иным технологическим процессам, направленная на получение из отходов продуктов, материалов или веществ, которые в дальнейшем используются в производстве (изготовлении) товарной продукции вне зависимости от ее назначения. Переработка включает в себя, переработку органических материалов, но не включает в себя извлечение энергии и переработку в материалы, которые должны быть использованы в качестве суррогатного топлива. Данная деятельность относится к операциям по восстановлению отходов;

12) обезвреживание отходов – обработка отходов, имеющая целью исключение их опасности или снижения ее уровня до допустимого значения. Данная деятельность относится к операциям по удалению отходов;

13) утилизация отходов – деятельность, связанная с использованием отходов в качестве вторичного энергетического ресурса для извлечения тепловой или электрической энергии, производства различных видов суррогатного топлива, не соответствующего требованиям технических регламентов, межгосударственных (ГОСТ) и национальных (СТ РК) стандартов. Либо, деятельность, связанная с использованием отходов в качестве вторичного материального ресурса для целей строительства, заполнения (закладки, засыпки) выработанных пространств (пустот) в земле или недрах или в инженерных целях при создании или изменении ландшафтов. Данная деятельность относится к операциям по восстановлению отходов;

14) уничтожение отходов – деятельность, имеющая целью практически полное или частичное прекращение существования отходов. Для этого используются термические (температурные) процессы в виде сжигания без извлечения электрической (тепловой) энергии или в виде обработки (стерилизации)  отходов горячим паром при повышенном давлении, а также химических или биологических процессов, что влечет существенное снижение объема и (или) массы отходов и/или изменяется физическое состояние и химический состав отходов. Данная деятельность относится к операциям по удалению отходов;

15) ремедиация (очистка) – восстановление изначальных показателей объекта –почв, грунтов, придонных отложений, поверхностей зданий и сооружений  путем устранения опасных последствий загрязнения отходов СОЗ в результате биологической обработки. Данная деятельность относится к операциям по восстановлению отходов;

16) операции по восстановлению отходов– деятельность, предусмотренная терминами подготовка отходов к повторному использованию, переработка и утилизация отходов;

17) операции по удалению отходов – деятельность, связанная с проведением отдельных операций по сбору, сортировке, обработке, транспортировке, обезвреживанию отходов в целях их захоронения или полного уничтожения;

18) специализированные предприятия – организации, осуществляющие операции по восстановлению и/или удалению отходов, содержащих СОЗ;

19) хранение отходов – складирование отходов, содержащих СОЗ в специально отведенных местах в целях их последующего безопасного удаления;

20) собственники отходов – физические и юридические лица, в результате деятельности, которых образуются отходы,содержащие СОЗ;

21) емкости, сертифицированные Организацией Объединённых Наций (далее – ООН-сертифицированные емкости) – металлические бочки, контейнеры, разрешенные для транспортировки отходов в соответствии с Законом Республики Казахстан от 7 мая 2001 года № 193-II «О присоединении Республики Казахстан к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов». Такие контейнеры имеют подтверждающую документацию производителя и постоянную маркировку производителя на корпусе;

22) уполномоченный орган в области охраны окружающей среды – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию по вопросам разработки и реализации государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования, а также его территориальные органы;

23) паспорт опасных отходов – документ, содержащий стандартизированное описание процессов образования отходов по месту их происхождения, их количественных и качественных показателей, правил обращения с ними, методов их контроля, видов вредного воздействия этих отходов на окружающую среду, здоровье человека и (или) имущество лиц, сведения о производителях отходов, иных лицах, имеющих их в собственности.

5. Понятия, не указанные в пункте 1 Правил, используются в Правилах в значениях, определяемых терминологией законодательства Республики Казахстан.

 

Глава 2. Требования к сбору, транспортировки, подготовки к повторному использованию, сортировки, обработки, переработке, обезвреживанию, утилизации, уничтожения отходов, содержащих стойкие органические загрязнители

6. В целях предупреждения образования отходов, содержащих СОЗ, и сведение их появления к минимуму необходимо:

- выявлять технологии, в рамках которых используются СОЗ и образуются отходы, содержащие СОЗ, и определять возможность предупреждения образования отходов путем изменения технологии, в том числе путем модернизации оборудования, или выявления альтернативных технологий, не связанных с образованием отходов, содержащих СОЗ;

- выявлять продукцию и изделия, содержащие СОЗ, и определять возможность использования альтернативной продукции и изделий, не содержащих СОЗ;

- сводить к минимуму образующихся отходов, содержащих СОЗ, путем: предотвращения разливов и утечек; оперативной локализации разливов и утечек; обеззараживания контейнеров и оборудования, в которых содержатся отходы, содержащие СОЗ; изоляции отходов, содержащих СОЗ, во избежание загрязнения других материалов.

7. Сбор и временное хранение отходов, содержащих СОЗ осуществляется юридическими лицами при эксплуатации объектов, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в результате деятельности, которых образуются отходы, содержащие СОЗ, с последующим вывозом самостоятельно или специализированными субъектами путем заключения соответствующих договоров напроведение операций восстановления и/или удаления.

8. Собственники отходов, содержащих СОЗ, должны обеспечить их раздельный сбор и временное хранение от других видов отходов.

9. Для временного хранения отходов, содержащих СОЗ в виде почв и грунтов, могут предусматриваться хранилища.

10.Собственники, отходы содержащих СОЗ, должны хранить в специальных ООН-сертифицированных емкостях, исключая воздействие на окружающую среду и здоровье человека.

11. Запрещается смена собственника и владельца отходов, содержащих СОЗ без уведомления уполномоченного органа в области охраны окружающей среды, а также хранение и уничтожениевне специально оборудованных помещений, находящихся на расстоянии менее 1000 м от жилых (дачных) массивов, предприятий и складов связанных с производством (хранением) продуктов питания.

12. Требования к местам хранения отходов, содержащих СОЗ определяются уполномоченным органов в области охраны окружающей среды.

13. Учет отходов, содержащих стойкие органические загрязнители, проводится в журналах строгой отчетности.

14. Собственник разрабатывает Правила управления отходами и Программу экологического контроля для отходов, содержащих СОЗ.

15. Погрузка и разгрузка отходов, содержащих СОЗ, помещенных в ООН-сертифицированные емкости осуществляется с применением механизмов, исключающих возможность повреждения емкостей.

16. Упаковка и маркировка отходов, содержащих СОЗ регламентируется в соответствии с Правилами обращения со стойкими органическими загрязнителями и отходами, их содержащими.

17. Транспортировка отходов, содержащих СОЗ должна быть сведена к минимуму.

18. Транспортировка отходов, содержащих СОЗ осуществляется всеми видами транспорта – автомобильным, железнодорожным, водным и воздушным.

19. Транспорт перевозящий отходы, содержащие СОЗ оборудуется GPS-навигационным прибором.

20. До начала перевозки следует подготовить планы действий в чрезвычайной ситуации для сведения к минимуму экологических рисков и последствий, связанных с разливом, пожаром и другими чрезвычайными ситуациями, которые могут возникнуть в ходе транспортировки.

21. Транспортировку отходов, содержащих СОЗ могут осуществлять:

1) специализированные предприятия, обладающие лицензией на осуществлениеопераций по восстановлению и/или удалению отходов, содержащих СОЗ;

2) собственники отходов, при наличии договорных отношений со специализированными предприятиями, имеющими лицензию на проведениеопераций по восстановлению и/или удалению отходов, содержащих СОЗ;

3) специализированные транспортные организации, имеющие договорные отношения со специализированными предприятиями, имеющими лицензию на проведение операций по восстановлению и/или удалению отходов, содержащих СОЗ.

22. Транспортировка отходов, содержаших СОЗ осуществляется в соответствии с требованиями на перевозку опасных грузов.

23. Не допускается транспортировать совместно с отходами, содержаших СОЗ иные грузы.

24. Транспорт, использованный для транспортировки отходов, содержаших СОЗ, подлежит обязательной очистки и обезвреживанию.

25. Во время транспортировки не допускается пребывание на транспортных средствах посторонних лиц.

26. Каждое транспортное средство, предназначенное для перевозки отходов, содержаших СОЗ, комплектуется: средствами нейтрализации отходов, содержаших СОЗ, соответствующими огнетушителями, необходимым запасом песка и средствами индивидуальной защиты.

27. Перевозчик, осуществляющий погрузочно-разгрузочные работы и транспортировку отходов, содержащих СОЗ обеспечивает соблюдение следующих условий:

1) наличие договора с собственником отходов на их транспортировку, в котором указан конечный пункт проведения операций по восстановлению и/или удалению отходов, содержащих СОЗ;

2) наличие соответствующей упаковки и маркировки отходов, содержащих СОЗ для целей транспортировки;

3) наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;

4) наличие паспорта опасных отходов, и документации для транспортировки и передачи опасных отходов с указанием их количества, цели и места назначения транспортировки;

5) соблюдение требований безопасности при транспортировке отходов, содержащих СОЗ и к погрузочно-разгрузочным работам.

28. В случае проливов отходов, содержащих СОЗ при перевозке принимаются незамедлительные меры по ликвидации последствий.

29. Дополнительные требования по транспортировки отходов, содержащих СОЗ установлены в Правилах обращения со стойкими органическими загрязнителями и отходами, их содержащими.

30. Отходы, содержащие СОЗ подлежат операциям по восстановлению и/или удалению.

31. Операциям по восстановлению подлежат почва, грунты, вода, придонные отложения, здания и сооружения.

32. Потенциальные проблемы при обращении с отходами, содержащими СОЗ, связаны с их негативным воздействием на здоровье людей, непреднамеренным попаданием в окружающую среду и загрязнением других потоков отходов СОЗ. Эти отходы следует обрабатывать отдельно от отходов других видов, чтобы не допустить загрязнения последних. В этих целях следует:

- проверять контейнеры на предмет наличия утечек, отверстий, ржавчины или повышенной температуры и при необходимости проводить повторную упаковку и маркировку;

- обращаться с отходами при температуре не более + 25°С, учитывая повышенную летучесть СОЗ при более высоких температурах;

- принимать меры, обеспечивающие локализацию возможных загрязнений и позволяющие предотвратить растекание жидких отходов в случае их разлива;

- перед открытием контейнеров размещать под ними пластиковые листы или абсорбирующие подстилки, если поверхность участка удерживания разлива не имеет гладкого изолирующего покрытия;

- опорожнять емкости с жидкими отходами либо путем открытия дренажной заглушки, либо путем откачки с использованием перистальтического насоса и соответствующих труб, не подвергающихся воздействию химических веществ;

- использовать для перемещения жидких отходов специально предназначенные для этого насосы, трубы и бочки;

- очищать место любого разлива тряпками, бумажными полотенцами или абсорбирующими материалами;

- проводить трехкратную промывку загрязненных поверхностей растворителем, например, керосином;

- при необходимости обращаться со всеми абсорбентами и растворителями, использовавшимися для трехкратной промывки, одноразовой защитной спецодеждой и пластиковыми подстилками так, как с отходами, содержащими СОЗ.

33. Необходимо обеспечить применение экологически безопасных методов ремедиации (очистки) отходов, содержащих СОЗ.

34. Отходы, содержащие СОЗ должны подвергаться ремедиации (очистке) как правило, по месту нахождения.

35. Почва, грунты, вода, придонные отложения, здания и сооружения загрязненные отходами, содержащими СОЗ подлежат ремедиации (очистке) как правила по месту образования и нахождения.

36. Требования к ремедиации (очистке) данной категории отходов регламентированы и устанавливается в соответствии с национальным стандартом СТ РК 3697-2020 «Отходы. Ремедиация (очистка) почв, грунтов, воды, придонных отложений, зданий и сооружений, загрязненных стойкими органическими загрязнителями. Требования безопасности при обращении».

37. Отходы, не входящие в перечень предусмотренный пунктом 32 настоящих Правил могут быть обезврежены термическим способом наравне с «чистыми» СОЗ.

38. К установке термического обезвреживания отходов, содержащихСОЗ и не входящих в перечень предусмотренный пунктом 32 настоящих Правилпредъявляются следующие основные требования:

-температурный режим в камере сжигания (основная камера) не менее 1100 °С, которая достигается в течение как минимум двух секунд для газа, образующегося в результате сжигания отходов. Температурный режим в камере дожигания (дополнительная камера) не менее 1250 °С, которая достигается в течение как минимум двух секунд для газа, образующегося в результате сжигания отходов;

-установка оборудуются отдельной «мокрой» комплексной системой очистки отходящих газов, которая должна обеспечивать резкое охлаждение до температуры 250 – 300 °C с целью исключения повторного образование диоксинов (фуранов), которая очищает дымовые газы как от мелкодисперсных частиц (пыли), так и опасных газов;

-загрузка отходов, содержащих СОЗ должна исключать контакт камеры сжигания с окружающей среды с установлением на внутренние стены камер сжигания и дожигания датчиков температурного режима с выводом показателей на дисплей оператора.

39. Запрещается принимать для захоронения на полигонах отходы, содержащие стойкие органические загрязнители.

40. Запрещается захоронение отходов, содержащих стойкие органические загрязнители, предусмотренные международными договорами Республики Казахстан о стойких органических загрязнителях. Экспорт и импорт таких отходов разрешаются только для целей их уничтожения с согласованием уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.

  • 5
  • Министерство экологии, геологии и природных ресурсов РК
  • 0 1
  • 150
  • 0
  • 0

Комментарий

СУХАНОВ АНДРЕЙ

Об утверждении Правил организации сбора, транспорт... посмотреть текст 18/05 - 11:08 / Подписаться

Исправлений по предыдущим комментариям не было внесено в эту версию проекта.

СУХАНОВ АНДРЕЙ

1. Утвердить прилагаемые Правил организации сбора,... посмотреть текст 10/04 - 18:10

Указанная в преамбуле Вашего проекта ссылочная статья 388 Экологического кодекса Республики Казахстан от 2 января 2021 года определяет направления деятельности оператора расширенных обязательств производителей (импортеров). В частности, ссылочный подпункт 14) пункта 1 этой статьи Кодекса регламентирует определение уполномоченным органом в области охраны окружающей среды порядка и условий направления денег оператором расширенных обязательств производителей (импортеров) на организацию сбора, транспортировки, подготовки к повторному использованию, сортировки, обработки, переработки, обезвреживания, утилизации, уничтожения отходов, содержащих СОЗ. Ни о деятельности оператора расширенных обязательств производителей (импортеров), ни о порядке и условиях направления денег Оператором РОП на организацию сбора, транспортировки, подготовки к повторному использованию, сортировки, обработки, переработки, обезвреживания, утилизации, уничтожения отходов, содержащих СОЗ, в рассматриваемом проекте речи не идет.

18/05 - 11:03

Учтено

СУХАНОВ АНДРЕЙ

В соответствии с подпунктом 14) пункта 1 статьи 38... посмотреть текст 10/04 - 18:05

«Обращение со стойкими органическими загрязнителями регулируется ПРАВИЛАМИ обращения со стойкими органическими загрязнителями и содержащими их отходами, утвержденными уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.» (пункт 6 статьи 403 Экологического кодекса Республики Казахстан от 2 января 2021 года). Полагаю, что именно такие ПРАВИЛА должны быть рассмотрены в данном проекте.

18/05 - 11:03

Учтено