Единый контакт-центр

1414

8-800-080-7777

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Аналитическая форма по результатам анализа регуляторного воздействия регуляторных инструментов в части введения сферы государственного надзора с применением мер оперативного реагирования в сфере пожарной безопасности

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: АРВ
Дата создания: 12/04/2021
Публичное обсуждение до: 15/04/2021
Дата запуска онлайн-обсуждения: 12/04/2021 00:00:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 15/04/2021 00:00:00

Приложение 1

к Правилам проведения и использования

анализа регуляторного воздействия

регуляторных инструментов

 

 

Аналитическая форма по результатам анализа регуляторного

воздействия регуляторных инструментов в части введения сферы государственного надзора с применением мер оперативного реагирования в сфере пожарной безопасности

 

Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан

(наименование регулирующего государственного органа или заинтересованного лица)

 

В рамках проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам внедрения новой регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности в Республике Казахстан»                                                                                                                                                                                 .

(наименование проекта документа)

 

Разработчик проекта документа Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан                                               .

 

ШАГ 1: Определение проблемы и цели регулирования

1.

 Определение проблемы и причины существования проблемы (текст в произвольной форме, не превышающий 3 предложений, необходимо указать целевую группу и причинно-следственную связь)

Проблема: Рост количества пожаров на подконтрольных объектах, несмотря на достаточное количество противопожарных государственных и негосударственных служб, их комплектацию необходимой техникой и спец/средствами для тушения пожаров. МЧС РК на постоянной основе информирует как население в целом, так и бизнес-предприятия в частности, о необходимости соблюдения требований противопожарной безопасности. Однако, за последние 6 лет вследствие нарушений требований пожарной безопасности на подконтрольных объектах погибло 705 человек, ущерб причиненный пожарами превысил 6 млрд. тенге..

Причинно-следственная связь:

На сегодняшний день, система государственного контроля создает для проверяемого субъекта лояльные условия, которые позволяют знать о предстоящей проверке, требования, по которым будет проводиться проверка, иметь достаточно времени для подготовки к ней и устранению нарушений.

В процессе проведения проверки предъявляются только требования, содержащиеся в проверочном листе, являющиеся общедоступными, для возможности подготовки к предстоящей проверке. Имеется законодательная возможность продления сроков устранения нарушений, установленных предписанием.

Однако, ежегодно порядка 2,5 тыс. предписаний по устранению выявленных нарушений остаются не исполненными, что является явным игнорированием требований государства по соблюдению законодательства, то есть деятельность субъекта представляет угрозу конституционным правам, свободам и законным интересам физических и юридических лиц, жизни и здоровью людей, окружающей среде, национальной безопасности Республики Казахстан.

Несмотря на возможность инициировать приостановку эксплуатации объекта (с нарушением требований пожарной безопасности) в виде искового производства в гражданском порядке или административного производства (часть 3 статьи 462 Кодекса об административных правонарушениях), до выхода решений (постановлений) судебных органов, объект продолжает эксплуатироваться с нарушениями.

Более того, в 80% случаях вынесенные решения судов не предусматривают приостановку эксплуатации объекта, а где санкция приостановки эксплуатации применяется – исполнительное производство прекращается по истечении установленного судом срока приостановки (до 2-х месяцев).

Пользуясь данным обстоятельством предприятия на системной основе, не изыскивая денежных средств на исполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, ограничиваются оплатой штрафов, продолжают эксплуатироваться
с нарушениями, ежедневно подвергаю угрозе людей проживающих или осуществляющих в нем трудовую деятельность.

К примеру, В 2016 году одной из причин гибели 6 человек на пожаре в батутном центре ТРЦ «Алматы Тауэрс» стало изменение функционального назначения помещений и увеличение пожарной нагрузки арендатором помещений без соблюдения соответствующих требований.

В июне 2017 года на территории нефтебазы АО «Шымкент Мұнай өнімдері» произошло загорание 1 резервуара РВ-7 объемом 3000 м.куб. с бензином марки АИ-92 с закипанием вылившегося из резервуара ЛВЖ в обваловании на площади 190 кв.м. В результате пожара погиб оператор нефтебазы 1971 г.р., в ходе ликвидации пожара получили ожоги 5 сотрудников службы пожаротушения.

Следует отметить, что ранее по результатам проверки по особому порядку выявлены многочисленные грубые нарушения требований пожарной безопасности, юридическое лицо привлечено к административной ответственности, при этом, пожар произошел до контрольной проверки.

В июне 2020 года в г. Караганда по причине бесконтрольного переоборудования жилого дома в станцию технического обслуживания пожаром уничтожено 10 автомобилей.

В ноябре 2020 горда в г. Нур-Султан также вследствие изменения функционального назначения здания (без учета требований пожарной безопасности к объектам данной категории) произошел взрыв газового баллона в кафе (мкрн. Чубары), повлекший гибель 2-х человек и травмирование 30 человек.

Следует отметить, что меры оперативного реагирования на нарушения требований пожарной безопасности применяются практически во всех странах СНГ (Российская Федерация, Республика Беларусь, Украина, Узбекистан), в большинстве штатов США пожарный надзор входит в службу пожарного маршала, который входит в состав Департамента страхования штата или Департамента общественной безопасности, в Латвии также существует надзор за обеспечением пожарной безопасности.

Целевая группа:

1) 2 500 объектов высокой степени риска (организации образования, здравоохранения, с массовым пребыванием людей, дома малютки, инвалидов, престарелых, детские дома, производственные, промышленные, объекты хранения и т.д.);

2) работники организаций.

2.

Существуют ли данные (в цифровом измерении), доказывающие факт существования проблемы и показывающие ее масштаб

Да _Х_ (опишите их и приведите их величины)

За последние 6 лет на подконтрольных органам гражданской защиты объектах произошло 8 164 пожара (2015 – 1 680, 2016 – 1 423, 2017 – 1 374, 2018 – 1 284, 2019 – 1 231, 2020 – 1 172), погибло – 705 человек (2015 – 50, 2016 – 178, 2017 – 46, 2018 – 112, 2019 –146, 2020 – 173), материальный ущерб составил 6 млрд. 653 млн. 666 тыс. тенге (2015 – 2 237 431 тыс., 2016 – 1 811 869 тыс., 2017 – 423 747 тыс., 2018 – 902 195 тыс., 2019 – 598 867 тыс., 2020 – 679 557 тыс. тенге).

Только за 3 месяца 2020 года на подконтрольных объектах произошло 273 пожара, погибло 8 человек, общий материальных ущерб составил 131 млн. 729 тыс. тенге.

Это, 100 – предприятий торговли, 53 производственных объекта,
41 – административно-общественных, 23 – сельскохозяйственных объекта,
15 – объектов хранения, 24 – объекта бытового обслуживания, 7 –культурно-зрелищных, 3 – объекты здравоохранения, 4 – здания образовательных учреждений, 3 – детских учреждения.

Предлагаемая мера оперативного реагирования будет являться исключительной мерой воздействия и применяться только в случае явной угрозы при дальнейшей эксплуатации объекта с нарушениями (или участка, к примеру, трансформаторная).

Следует отметить, что процент исполнения предписаний ежегодно не превышает 85%, следовательно, из выданных в среднем 17 тыс. предписаний в год без исполнения остаются 2,5 тыс. или 15%.

При этом, за неисполнение предписаний об устранении нарушений в соотвествии со статьей 462 часть 3 КоАП в судебные органы за 6 лет направлено 9 370 административных материалов (2015 – 647, 2016 – 1 559, 2017 – 1 500, 2018 – 2 339, 2019 – 2 297, 2020 – 1 028), за 3 месяца 2021 года 144.

3.

Какова цель вводимого регулирования

Цель предлагаемого регулирования – проведение полноценных мероприятий, позволяющих предотвратить гибель людей, работающих или посещающих объекты высокой степени риска, материальный ущерб, путем принятия оперативных мер реагирования в отношении руководителей пожароопасных объектов.

ШАГ 2: Альтернативы

1. Определение планируемых для рассмотрения альтернатив (отметьте те варианты, которые уже есть и те альтернативные подходы, которые Вы рассматриваете и анализируете – необходимо выбрать не меньше 3 альтернативных подходов, возможно комбинирование. Для определения альтернатив используйте список возможных вариантов представленный ниже.

1. Действующее регулирование (текущая ситуация, то есть неизменность регулирования)

2. Информационная кампания.

3. Изменение налогов, субсидий, государственные закупки, торговля квотами, другие рыночные механизмы.

4. Обязательное страхование ответственности.

5. Обязательные маркировки.

6. Обязательная отчетность.

7. Декларирование, уведомление.

8. Правила деятельности и проверки их исполнения (без разрешительных документов). 

9. Разрешительные инструменты.

10. Запреты.

11. Введение сферы государственного контроля и надзора

12. Введение обязательного саморегулирования (далее-СРО) (при выборе данной альтернативы необходимо заполнить форму 1а)

13. Иное

14. Иное.

2.

Описание планируемых альтернатив (описываются все выбранные альтернативы в произвольной форме с указанием регуляторной конкретики (по списку выше)

Альтернатива 1. - Действующее регулирование.

Действующая система регулирования предполагает только проверки, которые проводятся в соответствии с полугодовыми графиками и при выявлении нарушений виновные лица привлекаются к административной ответственности.

На сегодняшний день Совместным приказом МВД от 30 октября 2018 года
№ 758 и МНЭ от 30 октября 2018 года № 31 утверждены Критерии оценки степени риска, применяемые для особого порядка проведения проверок в области пожарной безопасности, а также проверочные листы для однородных групп проверяемых субъектов (объектов).

В соответствии с пунктом 5 статьи 38 Закона «О гражданской защите» введен запрет на проверки объектов незначительной степени риска.

Согласно Критериям из общего количества подконтрольных объектов 175 291 к высокой степени риска отнесены 45 515 объектов.

Однако, ежегодно порядка 2,5 тыс. предписаний по устранению выявленных нарушений остаются не исполненными, что является явным игнорированием требований государства по соблюдению законодательства, то есть деятельность субъекта представляет угрозу конституционным правам, свободам и законным интересам физических и юридических лиц, жизни и здоровью людей, окружающей среде, национальной безопасности Республики Казахстан.

Однако, действующая система контроля недостаточна для обеспечения пожарной безопасности объектов, так как пожары с гибелью людей происходят, в том числе между первой и контрольной проверками, то есть, даже зная о наличии нарушений, субъект продолжает эксплуатацию объекта.

Альтернатива 2 – Введение сферы государственного надзора с применением мер оперативного реагирования

Необходима сфера, которая позволит применять меры оперативного реагирования, что станет предупреждающим инструментом в предотвращении пожаров и гибели людей.

Введение надзора позволит незамедлительно принимать меры, это несомненно влияет на скорость принятия необходимых решений, что является действенной профилактической мерой.

Мера оперативного реагирования по приостановке эксплуатации объекта будет являться исключительной мерой воздействия при наличии явной угрозы жизни и здоровью:

При проведении профилактического контроля с посещением в области пожарной безопасности, в исключительных случаях, при наличии явных условий, способствующих возникновению пожара, опасные факторы и их вторичные проявления которых могут воздействовать на людей, государственный инспектор будет иметь право приостанавливать или запрещать без судебного решения деятельность или отдельные виды деятельности индивидуальных предпринимателей, организаций, связанные с эксплуатацией пожароопасных объектов, участков, на срок не более десяти дней с обязательным предъявлением в указанный срок искового заявления в суд.

При этом, исключение явных условий, способствующих возникновению пожара, достигается выполнением требований по организации системы предотвращения пожара (пункт 9 Технического регламента «Общие требования к пожарной безопасности»),

Опасные факторы пожара являются следствием невыполнения требований по организации системы предотвращения пожара, которые изложены в пункте 3 Приложения 1 Технического регламента «Общие требования к пожарной безопасности».

Вторичные последствия опасных факторов также регламентированы пунктом 4 Приложения 1 Технического регламента «Общие требования к пожарной безопасности».

К примеру, на объекте с массовым пребыванием людей в местах хранения товарно-материальных ценностей при наличии нарушений, существенно ухудшающих противопожарную защищенность объекта и создающих условия для возникновения пожара с воздействием на людей опасных факторов и их вторичных проявлений (высокая горючая загрузка, источники открытого огня, неработающая автоматическая система пожаротушения, совместное хранение легковоспламеняющихся жидкостей с другими материалами и т.д.), будет приостанавливаться эксплуатация склада (участка) с опечатыванием до устранения нарушения.

Меры оперативного реагирования позволят исключить возникновение пожаров с гибелью, тем самым обеспечить пожарную безопасность объектов высокой степени риска, а также безопасность работников и население, посещающих данные объекты.

Альтернатива 3 – Обязательное страхование ответственности

Предлагается рассмотреть возможность страхование гражданско-правовой ответственности собственников, арендаторов, а также организаций, оказывающих услуги по охране и обеспечению противопожарной безопасности в виде вмененного страхования.

При вмененном страховании, минимальные требования и условия страхования (страховые риски, страховая сумма, срок действия, выгодоприобретатель) устанавливаются законодательными актами, а иные условия и порядок страхования (тариф, оплата, франшиза и др.) определяются соглашением между страхователем и страховщиком (статья 806 Гражданского кодекса (Особенная часть).

Установление требований об обязательном страховании и минимальных условий страхования на уровне профильного законодательного акта, а определение иных условий и порядка страхования соглашением сторон.

В обязательном перечне минимальных условий страхования должны быть определены объект страхования, страховые риски и минимальные размеры страховых сумм.

Предусматривается обязанность заключения собственниками объектов либо их арендаторами договоров страхования ответственности перед третьими лицами в связи с причинением вреда жизни и здоровью.

В целях обеспечения единого подхода при определении страхового покрытия и полной защиты имущественных интересов предлагается для введения вмененного страхования установить типовой договор страхования, при этом минимальную страховую сумму установить отдельно по каждой категории объекта в зависимости от максимально возможного количества пострадавших и размера предполагаемого возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью.

Лимит ответственности по возмещению вреда лицам, в отношении которых будет осуществляться страхование, предлагается определить (в МРП) по аналогии с действующими в обязательных видах страхования, ввиду схожести покрываемых рисков.

К примеру, статьей 20 Закон «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности перевозчика перед пассажирами», за причинение вреда жизни и здоровью каждого потерпевшего, за вред, причиненный и повлекший: гибель - 5 000; установление инвалидности: I группа - 5 000, II группа - 3 500, III группа - 2 500; ребенок-инвалид - 5 000;

увечье, травму или иное повреждение здоровья без установления инвалидности, - в размере фактических расходов на амбулаторное и (или) стационарное лечение, но не более 200.

Вместе с тем, требуется на законодательном уровне определить перечень и виды объектов страхования и разделить их по категориям. К ним могут быть отнесены здания и сооружения различных классов по функциональной пожарной опасности: кинотеатры, концертные залы, клубы, спортивные сооружения, здания организаций торговли, гостиницы, больницы, дома престарелых и др.

В качестве страховых рисков в договоре страхования может быть предусмотрен риск гражданской ответственности страхователя (собственника или арендодателя) вследствие причинения вреда жизни, здоровью, имуществу третьих  лиц в ходе осуществления им своей деятельности, приведшие к смерти, утрате трудоспособности, увечью третьих лиц, в результате пожара.

ШАГ 3: Определение воздействия альтернатив

3.1. Воздействие на экономическую систему

Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждой альтернативы при ее воздействии на экономическую систему в целом с учетом таких элементов экономической системы как:

1. Воздействие на свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также международную торговлю и международные инвестиционные потоки.

2. Общие последствия для экономического роста.

3. Влияние на занятость, рабочие места.

4. Косвенное влияние на отрасли экономики и другое.

 

 

Выгоды

Издержки

 

Альтернатива 1

 

На сегодняшний день минимальная занятость населения на объектах высокой степени риска составляет примерно 1 млн. человек.

Субъекты бизнеса не понесут дополнительных финансовых затрат на противопожарные мероприятия.

Ежегодно на объектах контроля в результате пожаров фиксируется ущерб порядка 1 млрд. тенге.

 

Альтернатива 2

Профилактика и предотвращение пожаров, обеспечение безопасности граждан и сохранении материальных ценностей субъекта контроля.

При наличии нарушений требований пожарной безопасности объекты приостанавливают свою деятельность или пользование отдельным участком до устранения.

Однако, это обстоятельство стимулирует к устранению нарушения в кратчайшие сроки.

 

Альтернатива 3

Обеспечивается защита имущественных интересов, а также ответственность перед третьими лицами.

В целях снижения стоимости договора страхования будет развиваться аудит в области пожарной безопасности, что положительно скажется на жестком соблюдении требований пожарной безопасности не только режимного характера но и конструктивного.

В связи с введением значительно возрастает финансовая нагрузка на субъектов предпринимательства.

При этом, общество не защищено от пожаров.

Учитывая стоимость страхового договора на здание – от 0,15 до 0,4 % от рыночной стоимости безвозвратных средств, необходимых к уплате на ежегодной основе, возможно значительное сокращение инвестируемых средств на развитие бизнеса.

3.2. Воздействие на бизнес

Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждой альтернативы при ее воздействии на бизнес с обязательным учетом:

1. Влияния на производительность и конкурентоспособность предприятий, в том числе на инновации и развитие (при внедрении саморегулирования необходимо оценить возможные сложности входа в бизнес).

2. Влияния на прибыльность и устойчивость предприятий.

3. Относительное влияние издержек в зависимости от размера предприятия (является ли относительное влияние издержек для малых предприятий выше, чем для крупных).

4. Другое.

Отдельно монетизируйте и посчитайте издержки для бизнеса согласно с формой 1б

 

 

Выгоды

Издержки

 

Альтернатива 1

Объекты осуществляет свою деятельность с нарушениями требований пожарной безопасности.

При этом, имеется срок для устранения нарушений требований пожарной безопасности.

Субъекты бизнеса не понесут дополнительных финансовых затрат на противопожарные мероприятия

Решения судов о приостановке не исполняются, исполнительное производство прекращается по истечении установленного судом срока приостановки.

Предприятия на системной основе не выполняют мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, ограничиваются оплатой и продолжают эксплуатироваться с нарушениями, подвергая угрозе жизни людей.

 

Издержки для бизнеса по форме 1б

отсутствуют

100 МРП (291 700 тенге на 2021 год)

Ежегодно оплата штрафа в размере 100 МРП за неисполнение предписания в соответствии с частью 3 статьи 462 Кодекса об административных правонарушениях.

Следствием являются регулярные пожары и гибель людей.

За 2020 год по результатам проверок субъектами уплачено 68 млн. 186 тыс. 410 тенге.

 

Альтернатива 2

Устранение нарушений требований пожарной безопасности в кратчайшие сроки, сохранение материальных ценностей, обеспечение безопасности работников и посетителей.

1.Затраты на противопожарные мероприятия.

2.Необходимость ограничить или приостановить деятельность объекта (участка) (упущенная выгода).

 

Издержки для бизнеса по форме 1б

Косвенная выгода в минимизации пожаров, сохранении имущества бизнеса.

1. 6 540 000 тенге

В зависимости от допущенных нарушений стоимость мероприятий может быть бесплатной при нарушениях режимного характера (к примеру, загромождение лестничных маршей) либо в среднем достигать 1 млн. тенге, а в зависимости от площади эксплуатируемого объекта может увеличиваться.

В среднем на устранение 2-х нарушений на объекте с массовым пребыванием может быть затрачено от 200 тыс. тенге. Для крупного ТРЦ стоимость основных противопожарных мероприятий составляет порядка 7 млн. тенге.

Итоговые затраты для обеспечения пожарной безопасности объекта можно подсчитать только на конкретном примере.

Расчет затрат проведен на крупный объектторгово-развлекательный центр площадью 2,5 тыс. кв. метров, за основу взяты типичные для большинства объектов нарушения:

- установка и обслуживание автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения – 2 млн. 130 тыс. тенге;

- замер сопротивления силовой, осветительной сети, заземления и т.п. с составлением актов – 510 тыс. тенге;

- перезарядка 50 огнетушителей – 150 тыс. тенге;

- техническое обслуживание насосной станции пожаротушения, систем дымоудаления и подпора воздуха – 2 млн. 400 тыс. тенге;

- обработка деревянных конструкций кровли, стеллажей и т.п. огнезащитным составом площадью более 1,5 кв. метров – 1 млн. 350 тыс. тенге.

2. 875 000 тенге

Ежегодно субъектами контроля не исполняется порядка 2,5 тыс. или 15% предписаний об устранении выявленнных нарушений. При введении мер оперативного реагирования – приостановка эксплуатации объекта повлечет временный простой.

К примеру, для приостановки ТРЦ площадью 2,5 тыс. кв. м с 25 арендатароми при средней стоимости аренды 150 тыс. тенге в месяц и потенциальной выгодой самих арендаторов 750 тыс. тенге в день, день «простоя» оринтипровочно составит 875 тыс. тенге.

Следует отметить, что правоприменительная практика показывает, что объект приостанавливается не целиком, а отдельными участками (к примеру, склад), при этом, нарушения устраняеются в течении пары дней, то есть издержки по сути условны.

После применения мер оперативного реагирования вопрос противопожарного состояния буд исчерпан.

 

Альтернатива 3

При пожаре стоимость утраченного имущества возмещается, однако, нарушения требований пожарной безопасности продолжают существовать.

1. Затраты на проведение ежегодного аудита в области пожарной безопасности.

2. Оплата за заключение и ежегодную пролонгацию договора страхования ответственности собственника объекта.

3. Страхование имущества (арендаторов).

 

Издержки для бизнеса по форме 1б

Затраченная сумма на страхование будет возвращена при наступлении страхового случая.

9 млн. 266 тыс. тенге ежегодно (безвозвратных средств)

1. Для определения текущего состояния пожарной безопасности ТРЦ площадью 2,5 тыс. кв. м стоимость аудита в области пожарной безопасности составляет в среднем 766 тыс. тенге.

2. В зависимости от состояния здания ТРЦ площадью 2,5 тыс. кв. м (изношенность строительных конструкций, элементов здания, состояния систем противопожарной защиты) стоимость страхования составляет от 1,5 млн. до 4 млн. тенге, то есть при наихудшем состоянии здания рыночной стоимостью 1 млрд. тенге - стоимость страховки составит 4 млн. тенге ежегодно.

3. При наличии 25 арендаторов в ТРЦ площадью 2,5 тыс. кв. м, с учетом движения товарно-материальных ценностей (минимальный оборот 30 млн. тенге), стоимость страхового договора составляет 90 тыс. тенге.

3.3 Воздействие на органы государственной власти и общество в целом

Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждой альтернативы при ее воздействии на органы государственной власти и общество в целом с обязательным учетом:.

Влияние на здоровье и безопасность (включая экономическую) населения.

1. Влияния на преступность включая экономическую.

3. Возможные коррупционные риски.

4. Влияния на экологию.

5. Изменения потребительского выбора.

6. Изменения розничных цен.

7. Влияние на информированность потребителей и их защиту.

8. Другое.

Отдельно монетизируйте и посчитайте издержки на администрирование регулирования согласно с формой 1в

  

 

Выгоды

Издержки

 

Альтернатива 1

 

отсутствуют

Наличие высокого риска нанесения вреда здоровью и жизни населения и интересам общества. Привлечение дополнительных сил и средств государственной противопожарной службы на тушение пожаров, тем самым расходуются бюджетные средства 

Издержки на администрирование по форме 1в

1 250 625 000

Необходимо выплачивать пособия по инвалидности лицам, потерявшим трудоспособность вследствие пожаров:

- III группа 35 675 тенге

- II группа 52 483 тенге

- I группа 65 860 тенге

Ежегодно по стране от травм, полученных при пожарах, инвалидность получает порядка 70 человек.

Также, необходима оплата пособий по потере кормильца в случае его гибели – 40 946 тенге

 

Альтернатива 2

Введения сферы государственного надзора с применением мер оперативного реагирования в области пожарной безопасности

1. Повышение пожарной безопасности на объектах высокой степени риска.

2. Безопасность населения путем снижения риска нанесения угрозы жизни, ущерба при посещении объектов высокой степени риска (защита потребителя).

Снижается нагрузка на бюджет по выплате пособия по инвалидности, потере кормильца, погибших и пострадавших на пожарах граждан.

3. С учетом имеющихся ресурсов отсутствует необходимость привлечения сил и средств государственной противопожарной службы, тем самым не будут расходоваться бюджетные средства.

4. Сохранность материальных ценностей.

отсутствуют

Издержки на администрирование по форме 1в

1 250 625 000 тенге за 5 лет

отсутствуют

 

Альтернатива 3

Введение обязательного страхования ответственности

Пострадавшие получают страховую выплату.

за вред, причиненный и повлекший, в МРП: гибель - 5 000; установление инвалидности: I группа - 5 000, II группа - 3 500, III группа - 2 500; ребенок-инвалид - 5 000;

увечье, травму или иное повреждение здоровья без установления инвалидности, - в размере фактических расходов на амбулаторное и (или) стационарное лечение, но не более 200.

Несмотря на возмещение ущерба пострадавшим, проблема не решается, нарушения требований пожарной безопасности остаются.

Более того, в случае одновременных пожаров с крупными суммами возмещения ущерба, система страхования имеет риски не реализовать свои обязательства и нагрузка ляжет на финансового регулятора.

Издержки на администрирование по форме 1в

отсутствуют

Учитывая, что в среднем на объектах торговли происходит порядка 400 пожаров в год, то сумма возмещения составит 926 млрд. 600 млн. тенге (2 млрд. 316 млн. 500 тыс. тенге).

Также, необходимо выплачивать пособия по инвалидности лицам, потерявшим трудоспособность вследствие пожаров:

- III группа 35 675 тенге

- II группа 52 483 тенге

- I группа 65 860 тенге

ШАГ: 4 Выбор наиболее оптимальной регуляторной альтернативы

Определение баллов 5-ти бальной системы оценки результативности регулирования

5 – поставленная задача решается полностью (проблема больше существовать не будет);

4 – поставленная задача решается почти полностью (все важные части проблемы существовать не будут);

3 – поставленная задача решается частично (проблема значительно уменьшается, самые критичные аспекты проблемы существовать не будут);

2 – поставленная задача решается в некоторых аспектах (некоторые важные и критические аспекты проблемы продолжат существовать;

1 – поставленная задача не решается (проблема продолжит существовать)**.

Рейтинг по результативности (достигаемости задач в решении проблемы)

Балл результативности

(5-ти бальная система)

Объяснение присвоения соответствующего балла

Альтернатива 1

Действующее регулирование (текущая ситуация, то есть неизменность регулирования)

2

1. Поставленная задача решается в некоторых аспектах (некоторые важные и критические аспекты проблемы будут продолжать существовать).

2. Сохраняются высокие риски угрозы жизни и здоровью граждан, что не сопоставимо с выгодами, получаемыми предпринимателем.

Альтернатива 2

Введения сферы государственного надзора с применением мер оперативного реагирования

4

Поставленная задача решается практически полностью (обеспечена безопасность детских садов, школ, больниц, домов престарелых, интернатов, ТРЦ, крупных предприятий). Данный вариант позволяет обеспечить должную противопожарную защиту охраняемых объектов, снизить риски угрозы жизни и здоровью граждан.

Альтернатива 3

Введение обязательного страхования ответственности

3

Данный вариант позволяет защитить имущественные интересы предпринимателей даже при не устранении нарушений. Вместе с тем, предусматриваются значительные затраты на ежегодное страхование ответственности.

Рейтинг по эффективности, в зависимости от нагрузки на субъект бизнеса

Выгоды (итог)

Издержки (итог)

Альтернатива 2

 

1. Исключается угроза жизни и здоровью людей, снижается материальный ущерб.

2. Минимизация рисков,  связанных с возможным возникновением ЧС,  сопряженных с незапланированными государственными расходами по ликвидации последствий.

3. Снижается нагрузка на бюджет по выплате пособий по потере кормильца, инвалидности.

Дополнительные затраты для бизнеса при выполнении противопожарных мероприятий.

Альтернатива 3

 

Имущественная защита субъектов предпринимательства. Стремление устранить нарушения для снижения стоимости страховки.

Значительные затраты на страхование, отсутствие или не желание развивать бизнес.

Альтернатива 1

 

Снижение рисков по возникновению пожаров, при этом из-за отсутствия мер оперативного реагирования, не на должном уровне обеспечена пожарная безопасность.

1. Недостаточная противопожарная защищенность субъектов предпринимательства.

2. Существует опасность игнорирования выполнения жизненно важных требований пожарной безопасности.

Выбор наилучшей альтернативы (производится на основании сопоставления данных двух предыдущих таблиц) с определением возможных рисков и механизма реализации

Рейтинг

Возможные риски и непредвиденные последствия

Механизм реализации предлагаемого регулирования

 

Альтернатива 2 –

рекомендуемая

отсутствуют

Дополнить статью 139 Предпринимательского кодекса пунктом 23) следующего содержания
«23) в области пожарной безопасности.».

В случае внедрения оперативных мер реагирования на нарушения, несущие явную угрозу жизни, будет обеспечена должная противопожарная защита объекта, тем самым снизятся риски человеческих потерь и ущерб от пожаров.

Должную противопожарную защиту на объектах высокой степени риска, планируется обеспечить в течение 2-х лет с момента вступления в силу поправок в действующее законодательство.

 

Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан

ШАГ 5: Индикатор оценки

1.

Определите индикаторы и рекомендуемые изменения в системы сбора и анализа информации для более полного мониторинга (возможные индикаторы и что надо сделать чтоб они стали измеряемы) и указать источники информации, на основании которых будет осуществляться оценка достижения заявленного индикатора

 

По итогам государственного контроля

2.

Рекомендуемая периодичность измерения индикаторов (не менее 3 лет не более 5 лет, а при введении СРО-3 года)

 

Раз в пять лет

3.

Планируемое изменение данных, указанных в пункте 2 шага 1 «данные доказывающие факт существования проблемы и показывающие ее масштаб», в цифровом измерении, показывающих возможные изменения масштаба проблемы после введения регулирования (в описании укажите временные рамки планируемых изменений)

Нет ____

Да _Х_

 

В случае принятия предлагаемого регулирования будет повышен уровень безопасности объектов, сократиться частота привлечения сил и средств государственной противопожарной службы на 800. пожаров в год.

Гибель людей сократиться до 70 человек в год, ущерб до 300 млн. тенге в год в течение двух лет после внесения дополнений в статью 139 Предпринимательского кодекса.

Процент исполнения предписаний ежегодно увеличиться до 96%.

               

      * – присвоение балла 1 означает, что вариант выбран неправильно и его не следует рассматривать вообще

 

      Подпись ____________                                дата «___» ________ 2021 г.

 

 

Форма 1б Расчет издержек для бизнеса (монетизация)

Альтернатива 1-

 Какие регуляторные действия предполагает использование альтернативы

 

Да

Нет

Инвестиции в средства производства, изменения помещений, лаборатории, обучение персонала, иные необходимые неадминистративные издержки

 

+

Необходимость использования третьих лиц для независимых экспертиз, оценок, заключений

 

+

Периодическая отчетность государству (или увеличение отчетности)

 

+

Становление субъектом специализированных государственных проверок (или ужесточение существующего режима проверок или санкций)

+

 

Получение справок и разрешений от государственных органов

 

+

Иное (оплата штрафа)

+

 

 

 

Альтернатива 2

 Какие регуляторные действия предполагает использование альтернативы

 

Да

Нет

Инвестиции в средства производства, изменения помещений, лаборатории, обучение персонала, иные необходимые неадминистративные издержки

 

+

Необходимость использования третьих лиц для независимых экспертиз, оценок, заключений

 

+

Периодическая отчетность государству (или увеличение отчетности)

 

+

Становление субъектом специализированных государственных проверок (надзорная функция с применением мер опер реагирования)

+

 

Получение справок и разрешений от государственных органов

 

+

Иное

 

+

1. Ежегодно субъектами контроля не исполняется порядка 2,5 тыс. или 15% предписаний об устранении выявленных нарушений. За невыполнение предписаний субъекты привлекаются к административной ответственности по ст. 462 ч. 3 КоАП в размере 100 МРП.

2. В зависимости от допущенных нарушений стоимость мероприятий может быть бесплатной либо в среднем достигать 1 млн. тенге в зависимости от площади эксплуатируемого объекта может увеличиваться. В среднем на устранение 2-х нарушений на объекте с массовым пребыванием может быть затрачено 200 тыс. тенге. Для крупного ТРЦ площадью 2 500 кв. метров стоимость основных противопожарных мероприятий составляет порядка 7 млн. тенге.

 

Альтернатива 3

 Какие регуляторные действия предполагает использование альтернативы

 

Да

Нет

Инвестиции в средства производства, изменения помещений, лаборатории, обучение персонала, иные необходимые неадминистративные издержки

 

+

Необходимость использования третьих лиц для независимых экспертиз, оценок, заключений (обязательное страхование ответственности)

+

 

Периодическая отчетность государству (или увеличение отчетности)

 

+

Становление субъектом специализированных государственных проверок (или ужесточение существующего режима проверок или санкций)

+

 

Получение справок и разрешений от государственных органов

 

+

Иное

 

+

1. Для определения текущего состояния пожарной безопасности ТРЦ площадью 2,5 тыс. кв. м стоимость аудита в области пожарной безопасности составляет в среднем 766 тыс. тенге.

2. В зависимости от состояния здания ТРЦ площадью 2,5 тыс. кв. м (изношенность строительных конструкций, элементов здания, состояния систем противопожарной защиты) стоимость страхования составляет от 1,5 млн. до 4 млн. тенге, то есть при наихудшем состоянии здания рыночной стоимостью 1 млрд. тенге - стоимость страховки составит 4 млн. тенге ежегодно.

3. При наличии 25 арендаторов в ТРЦ площадью 2,5 тыс. кв. м, с учетом движения товарно-материальных ценностей (минимальный оборот 30 млн. тенге), стоимость страхового договора составляет 90 тыс. тенге.

 

 

 

Форма 1в Расчет издержек на администрирование регулирования

для государственных органов (монетизация)

Альтернатива 1- Сохранение текущего положения

 

 

Какие действия предполагает использование альтернативы?

Если альтернатива предполагает работу нескольких государственных органов, Таблица 1 заполняется по каждому из них отдельно с указанием государственного органа

Таблица 1

Цена затраты рабочего времени (человек дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Получение и анализ отчетности

нет

нет

Проведение проверок

200 000 тенге - ср. заработной плата государственных инспекторов в области пожарной безопасности

200 000 тенге /30 рабочих дня = 6 670 тенге, зар.плата за один раб.день.

 

6 670 тенге* 15 рабочих дней = 100 050 тенге

 

100 050 тенге * 2 500 предприятий высокой степени риска  = 250125000 тенге /год

250 125 000 тенге /год

Выдача разрешений

нет

-

Иные формы контроля (определить)

нет

-

Итого за 5 лет

250 125 000 * 5 лет = 1 250 625 000

1 250 625 000

      Предполагает ли альтернатива создание нового государственного органа, либо нового структурного подразделения существующего органа Да ____ Нет _Х__

      Если да – определите полный планируемый годовой бюджет нового органа или структурного подразделения ____ х5 = _____

 

 

 

 

Форма 1в Расчет издержек на администрирование регулирования

для государственных органов (монетизация)

Альтернатива 2- Введения сферы государственного надзора с применением мер оперативного реагирования

 

 

Какие действия предполагает использование альтернативы?

Если альтернатива предполагает работу нескольких государственных органов, Таблица 1 заполняется по каждому из них отдельно с указанием государственного органа

Таблица 1

Цена затраты рабочего времени (человек дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Получение и анализ отчетности

нет

нет

Проведение проверок

200 000 тенге - ср. заработной плата государственных инспекторов в области пожарной безопасности

200 000 тенге /30 рабочих дня = 6 670 тенге, зар.плата за один раб.день.

 

6 670 тенге* 15 рабочих дней = 100 050 тенге

 

100 050 тенге * 2 500 предприятий высокой степени риска  = 250125000 тенге /год

250 125 000 тенге /год

Выдача разрешений

нет

-

Иные формы контроля (определить)

нет

-

Итого за 5 лет

250 125 000 * 5 лет = 1 250 625 000

1 250 625 000

      Предполагает ли альтернатива создание нового государственного органа, либо нового структурного подразделения существующего органа Да ____ Нет _Х__

      Если да – определите полный планируемый годовой бюджет нового органа или структурного подразделения ____ х5 = _____

 

 

 

 

Форма 1в Расчет издержек на администрирование регулирования

для государственных органов (монетизация)

Альтернатива 3- Введение обязательного страхования ответственности

 

 

Какие действия предполагает использование альтернативы?

Если альтернатива предполагает работу нескольких государственных органов, Таблица 1 заполняется по каждому из них отдельно с указанием государственного органа

Таблица 1

Цена затраты рабочего времени (человек дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Получение и анализ отчетности

нет

нет

Проведение проверок

200 000 тенге - ср. заработной плата государственных инспекторов в области пожарной безопасности

200 000 тенге /30 рабочих дня = 6 670 тенге, зар.плата за один раб.день.

 

6 670 тенге* 15 рабочих дней = 100 050 тенге

 

100 050 тенге * 2 500 предприятий высокой степени риска  = 250125000 тенге /год

250 125 000 тенге /год

Выдача разрешений

нет

-

Иные формы контроля (определить)

нет

-

Итого за 5 лет

250 125 000 * 5 лет = 1 250 625 000

1 250 625 000

      Предполагает ли альтернатива создание нового государственного органа, либо нового структурного подразделения существующего органа Да ____ Нет _Х__

      Если да – определите полный планируемый годовой бюджет нового органа или структурного подразделения ____ х5 = _____