Единый контакт-центр

1414

8-800-080-7777

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Об утверждении Правил разработки программы управления отходами

Краткое содержание: Программы управления отходами
Статус: На рассмотрении
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Приказ
Дата создания: 12/04/2021
Публичное обсуждение до: 23/04/2021
Дата запуска онлайн-обсуждения:
Дата окончания онлайн-обсуждения:
Приложенные документы:

ПРОЕКТ

 

 

Об утверждении Правил разработки программы управления отходами

 

В соответствии с подпунктом 1 статьи 334 Экологического Кодекса Республики Казахстан от 2 января 2021 ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Утвердить прилагаемые Правила разработки программы управления отходами.
  2. Департаменту государственной политики в управлении отходами Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан после его официального опубликования;

3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства экологии, геологии и природных ресурсовРеспублики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

  1. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан.
  2. Настоящий приказ вводится в действие с 1 июля 2021 года.

 

 

Министр экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан

Мирзагалиев М.М.

 

 

Утверждены приказом
Министра экологии, геологии

и природных ресурсов
Республики Казахстан
от «___» _________ 20___ года
№ __________________

 

 

Правила разработки программы управления отходами

 

1.Общие положения

  1. Настоящие Правила разработки программы управления отходами (далее – Правила)разработаны в соответствии с Экологическим Кодексом Республики Казахстан в целях обеспечения единого подхода к разработке и реализации программы управления отходами на объекте, а также программы по управлению коммунальными отходами (далее совместно именуемые Программы).
  2. В настоящих Правилах используются понятия в значениях, определенных в Экологическом КодексеРеспублики Казахстан, а также следующие понятия:

1) плановый период - период, на который разработана Программа;

2) приоритетные виды отходов – виды отходов, предотвращение образования и увеличение доли восстановления которых в рамках планового периода будет более эффективно с точки зрения снижения антропогенной нагрузки на окружающую среду.

 

  1. Требования по разработке Программы управления отходами на объекте

 

  1. Операторы объектов I и (или) II категории, а также лица, осуществляющие операции по сортировке, обработке, в том числе по обезвреживанию, восстановлению и (или) удалению отходов, разрабатывают Программу управления отходами на объекте в соответствии с Экологическим Кодексом Республики Казахстан и настоящими Правилами.
  2. Программа управления отходами является неотъемлемой частью экологического разрешения.
  3. Разработка Программы управления отходамидля объектов I и II категорий осуществляется лицом, имеющим лицензию на выполнение работ и оказание услуг в области охраны окружающей среды.
  4. Программа управления отходами для объектов I категории разрабатывается с учетом необходимости использования наилучших доступных техник в соответствии с заключениями по наилучшим доступным техникам, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с Экологическим Кодексом Республики Казахстан.
  5. Программа управления отходамиразрабатывается в соответствии с принципом иерархиимер по предотвращению образования отходов и управлению образовавшимися отходамии содержит сведения об объеме и составе образуемых и (или) получаемых от третьих лиц отходов, способах их накопления, сбора, транспортировки, обезвреживания, восстановления и удаления, а также описание предлагаемых мер по сокращению образования отходов, увеличению доли их повторного использования, переработки и утилизации.
  6. Программа управления отходами разрабатывается на плановый период в зависимости от срока действия экологического разрешения, но на срок не менее трех лет.
  7. Программа управления отходами утверждается первым руководителем юридического лица, в собственности или ином законном пользовании которого находится объект, который несет ответственность за реализацию Программы.
  8. Программыуправления отходами, разработанные объектами I и II категорий, а также лицами, осуществляющими операции по сортировке, обработке, в том числе по обезвреживанию, восстановлению и (или) удалению отходов, до вступления в силу настоящих Правил, пересматриваются в течение шести месяцев с даты введенияв действие настоящих Правил.
  9. Структура и содержание Программы управления отходами соответствуют разделу 4 настоящих Правил.

 

  1. Требования по разработке Программы по управлению коммунальными отходами

 

  1. Местные исполнительные органы районов, городов районного и областного значения, городов республиканского значения, столицы организуют разработку и обеспечивают выполнение Программ по управлению коммунальными отходами.
  2. Программа по управлению коммунальными отходами разрабатывается с учетом приоритетов национальных стратегических, программных и концептуальных документов.
  3. Программа по управлению коммунальными отходами принимает во внимание географические особенности охватываемой территории действия и,помимо прочего,учитывает следующее:

1) организационные аспекты, связанные с управлением отходами, включая мероприятия, направленные на предотвращение и минимизацию отходов, порядок реализации раздельного сбора, описание распределения ответственности между государственными органами и субъектами предпринимательства в сфере управления отходами, осуществляющими ;обеспечение информацией о количестве проживающих в жилых домах; инвентаризацию контейнерных площадок и полигонов;

2) проведение информационных кампаний и предоставление информации, ориентированной на широкую публику или на конкретную группу образователей отходов с целью предотвращения образования отходов и минимизации отходов, а также увеличению доли восстановления отходов;

3) места захоронения коммунальных отходов, в том числе закрытые, и меры по их рекультивации, а также

  1. Целевые показатели, устанавливаемые в Программе по управлению коммунальными отходами, обеспечивают прогрессирующий результат совершенствования системы управления отходами на уровнерайонов, городов районного и областного значения, городов республиканского значения, столицы, в разбивке по годам.
  2. Целевые показатели обеспечивают выполнение стратегических и концептуальных документов Республики Казахстан.Местные исполнительные органы устанавливают целевые показатели субъектам предпринимательства в сфере управления отходами, осуществляющим централизованный сбор и транспортировку твердых бытовых отходов,по охвату населения, уровню раздельного сборау источника образования.
  3. Местные исполнительные органы районов, городов районного и областного значения, городов республиканского значения, столицы обеспечивают участие общественности и публичное обсуждение на этапе разработки Программы по управлению коммунальными отходами и ее реализации.
  4. Программа по управлению коммунальными отходами утверждается местными представительными органамирайонов, городов районного и областного значения, городов республиканского значения, столицы.
  5. Структура и содержание Программы по управлению коммунальными отходами соответствуют разделу 4 настоящих Правил.

 

4.Структура и содержаниеПрограмм

 

  1. Структура Программысодержит следующие разделы:
  1. «Введение»
  2. «Анализ текущего состояния управления отходами»;
  3. «Цель, задачи и целевые показатели»;
  4. «Основные направления, пути достижения поставленной цели и соответствующие меры»;
  5. «Необходимые ресурсы»;
  6. «План мероприятий по реализации Программы».
  1. В разделе «Введение» излагается обоснование необходимости Программы, срока ее действия и вводная информация.
  2. В разделе «Анализ текущего состояния управления отходами» излагаются:
  1. оценка текущего состояния управления отходами;
  2. количественные и качественные показатели текущей ситуации с отходами в динамике за последние три года;
  3. анализ управления отходами в динамике за последние три года, основные проблемы, тенденции и предпосылки на основе предварительного анализа сильных и слабых сторон, возможностей и угроз в сфере управления отходами;
  4. определение приоритетных видов отходов для разработки мероприятий по сокращению образования отходов, увеличению доли их восстановления.
  1. Информация, указанная в подпункте 1) пункта 22, соответствует следующим требованиям:
  1. в Программе управления отходами на объектеизлагается описание (характеристика) всех видов отходов (за исключением отходов горнодобывающей промышленности), образующихся на объекте и (или) получаемых от третьих лиц, а также накопленных отходов и отходов, подвергшихся захоронению, включая сведения об объеме и составе, скорости образования, классификации, способах накопления, сбора, транспортировки, обезвреживания, восстановления и удаления отходов;
  2. в Программе по управлению коммунальными отходами излагается описание (характеристика) коммунальных отходов, образующихся на соответствующей территории, включая сведения об объеме и составе, скорости образования, классификации, способах накопления, сбора, транспортировки, обезвреживания, восстановления и удаления коммунальных отходов, существующей инфраструктуры по обращению с отходами.
  1. Определение приоритетных для сбора видов отходовсогласно подпункту 4) пункта 22 осуществляется на основе анализа уровня опасности и количества отходов, а также экономических аспектов и доступности специализированных мощностей по обращению с отходами.
  2. В разделе «Цель, задачи и показатели» излагаются:
  1. цель Программы, которая заключается в достижении установленных показателей, направленных на постепенное сокращение объемов и (или) уровня опасных свойств образуемых и накопленных отходов, а также отходов, подвергаемых захоронению, увеличение доли восстановления отходов и рекультивации полигонов;
  2. задачи Программы, которые определяют пути достижения поставленной цели наиболее эффективными и экономически обоснованными методами;
  3. целевые показатели Программы, которые представлены в виде количественных (выраженных в числовой форме) или качественных значений (изменения опасных свойств; изменение вида отхода; агрегатного состояния и т.п.).
  1. Целевые показатели рассчитываются разработчиком самостоятельно с учетом производственных факторов, региональных особенностей, экологической эффективности и экономической целесообразности.
  2. В разделе«Цель, задачи и показатели» также указываются базовые значения показателей, характеризующие текущее состояние управления отходами. Базовые показатели определяются как среднее значение за последние три года. В Программе управления отходами на объекте для новых объектов базовые показатели определяются согласно проектной документации.
  3. Цель, задачи и показатели Программы являютсяобоснованными,контролируемыми, проверяемыми и оцениваемыми.
  4. В разделе «Основные направления, пути достижения поставленной цели программы и соответствующие меры» приводятся пути достижения цели и решения стоящих задач, а также система мер, которая в полном объеме и в сроки обеспечит достижение установленных целевых показателей. Пути достижения и система мер может включать организационные, научно-технические, технологические, а также экономические меры, направленные на совершенствование системы управления отходами.

В данном разделе Программы управления отходами на предприятиях операторами объектов I и II категорий обосновываются лимиты накопления отходов и лимиты захоронения отходов в соответствии с Экологическим Кодексом Республики Казахстан.

  1. Представленные в Программе меры основываются на иерархии мерпо предотвращению образования отходов и управлению образовавшимися отходами в порядке убывания их предпочтительности:

1) предотвращение образования отходов;

2) подготовка отходов к повторному использованию;

3) переработка отходов;

4) утилизация отходов;

5) удаление отходов.

  1. Под мерами, указанными в подпункте 1) пункта 30, в соответствии с Экологическим Кодексом Республики Казахстан понимаются меры, предпринимаемые до того, как вещество, материал или продукция становятся отходами, и направленные на:

1) сокращение количества образуемых отходов (в том числе путем повторного использования продукции или увеличения срока ее службы);

2) снижение уровня негативного воздействия образовавшихся отходов на окружающую среду и здоровье людей;

3) уменьшение содержания вредных веществ в материалах или продукции.

  1. Соответствие принципу иерархии обеспечивается путем выбора в отношении отдельных видов отходов, в том числе приоритетных, наиболее предпочтительных мер обращения с отходами. Соответствие принципу иерархии и выбор менее предпочтительных мер обосновывается в разделе «Основные направления, пути достижения поставленной цели программы и соответствующие меры».
  2. В разделе «Необходимые ресурсы» излагаются потребности в ресурсах для реализации Программы (финансово-экономические, материально-технические, трудовые) и источники их финансирования.

Источниками финансирования Программы могут быть собственные средства предприятий, прямые иностранные и отечественные инвестиции, гранты отечественных, международных финансовых экономических организацийили стран-доноров, кредиты банков второго уровня, и другие, не запрещенные законодательством Республики Казахстан источники.

  1. «План мероприятий по реализации Программы» является составной частью Программы и представляет собой совокупность действий/мероприятий, направленных на достижение цели и задач Программы, с указанием показателей результатов по мероприятиям, с определением сроков, исполнителей, формы завершения, необходимых затрат на реализацию программы.
  2. План мероприятий включает организационные, экономические, научно-технические и другие мероприятия, результат реализации которых приведет к сокращению роста объемов образуемых отходов, постепенному сокращению накопленных отходов и уменьшению негативного влияния отходов на окружающую среду и здоровье людей. Разработчик приводит обоснование достижения запланированными мероприятиями поставленной цели и задач.
  3. План мероприятий по реализации Программы составляется по форме, согласно приложению 1 к настоящим Правилам.
  4. Разработанная Программа соответствует следующим требованиям:

1) разрабатывается в целях предотвращения загрязнения окружающей среды;

2) соответствуетпринципу иерархиимер по предотвращению образования отходов и управлению образовавшимися отходами;

3) содержит систему согласованных по срокам, ресурсам и исполнителяммер, обеспечивающих эффективное управление отходами, в том числе отраженную в Плане мероприятий по реализации Программы;

4) обеспечивает сбалансированность финансовых, трудовых и материальных ресурсов и источников их обеспечения;

5) излагается кратко и четко, в тезисном формате.

 

5.Реализация и мониторинг Программы

 

  1. Реализация Программ осуществляется посредством выполнения плана мероприятий по ее реализации.
  2. Мониторинг Программ осуществляетсяразработчиком путем формирования отчета о реализации Программы. В отчете излагается описание реализованных мероприятий, достигнутые результаты, фактические объемы финансовых средств, направленных на их реализацию, а также причины невыполнения мероприятий и (или) отсутствия результатов, запланированных на отчетный период.
  3. Мониторинг Программ осуществляется один раз в год по итогам предыдущего года. Первый мониторинг осуществляется по истечению одного года с момента утверждения Программы.
  4. По результатам мониторинга в случае обнаружившейся невозможности достижения поставленных цели, задач и целевых показателей руководство предприятия илиместного исполнительного органа выносит решения, нацеленные на:
  1. повышение эффективности реализации запланированных мероприятий (определению иных мероприятий) для достижения установленных цели и задач Программ;
  2. принятие мер по выявленным проблемным вопросам.
  1. Программа и отчеты по ее реализации должны быть доступны общественности путем размещения на общедоступном Интернет-ресурсе

 

 

 

 

Приложение 1

Форма плана мероприятий по реализации Программы управления отходами на предприятии/Программы по управлению коммунальными отходами

 

Наименованиемероприятий

Ожидаемые результаты (показатель результата)

Форма завершения

Сроки исполнения

Ответственные за исполнение

Ориентировочная стоимость

Источники финансирования

1

2

3

4

5

6

7

8

Цель Программы: _________________________________________________

Задача 1: ___________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача 2: ______________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача n: ______________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечания:

В графе 1 указывается порядковый номер планируемых мероприятий. Нумерация является сквозной для всех мероприятий Программы.

В графе 2 указывается наименований мероприятий. Наименования мероприятий формулируются таким образом, чтобы они отражали суть осуществляемых действий. Не допускается приведение наименований, представляющих собой общие формулировки, которые могут привести к неоднозначному толкованию сути мероприятий.

В графе 3 указывается ожидаемый результат от реализации мероприятия, преимущественно выраженный в виде количественно измеримого показателя, позволяющий определить уровень выполнения мероприятия.

В графе 4 указывается форма завершения мероприятия.Формой завершения мероприятия могут являться отчеты, сертификаты, протоколы, решения, приказы, договоры и т.д.

В графе 5 указывается срок исполнения. Срок исполнения представляет собой конкретную дату, месяц, квартал, до завершения которого соответствующее мероприятие будет выполнено.

В графе 6 указываются ответственные за исполнение. Ответственными исполнителями мероприятий являются должностные лица, на которых возлагается выполнение соответствующего мероприятия.

В графе 7 представляется ориентировочная стоимость, включающая затраты на реализацию запланированного мероприятия.

В графе 8 указывается источник для финансирования запланированных мероприятий. Источниками финансирования Программы могут быть собственные средства предприятий, прямые иностранные и отечественные инвестиции, гранты международных финансовых экономических организацийили стран-доноров, кредиты банков второго уровня, и другие, не запрещенные законодательством Республики Казахстан источники.

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарий

СКОЛЬСКАЯ ЕЛЕНА

1.Общие положения... посмотреть текст 21/04 - 16:14 / Подписаться

Относительно соблюдения иерархии мер. Это важная часть правил, на которую необходимо посмотреть более «Приоритетно». В настоящих правилах иерархии необходимо рассмотреть выбор утилизации, одно из которых близость утилизации отходов производства и потребления. Т.е. отходы производства и потребления должны перерабатываться ближе от места образования. Это даёт возможность экономить Производителю отходов: время ( что ведёт за собой скопления на месте отходов, тем самым загрязняя ОС), финансовую часть ( производитель не будет больше думать, о том, что ему утилизировать отходы очень дорого, тем самым срывая их накопления), сокращая путь транспортировка (избегая воздействия на ОС).

КЛИМОВ ФЕДОР

ПРОЕКТ... посмотреть текст 20/04 - 14:08 / Подписаться

Прошу принять во вложении наши предложения и замечания. ТОО "Казахстанское Агентство Прикладной Экологии"


Прикреплённые файлы:     Программа управления Отходами _Правила до 22 апр КАПЭ.docx

СУХАНОВ АНДРЕЙ

Программыуправления отходами, разработанные объект... посмотреть текст 13/04 - 12:49 / Подписаться

С учетом предыдущих комментариев пункт 10 необходимо исключить из проекта рассматриваемых Правил.

СУХАНОВ АНДРЕЙ

Программыуправления отходами, разработанные объект... посмотреть текст 13/04 - 12:39 / Подписаться

Дополнение к предыдущему комментарию: «Программа управления отходами является неотъемлемой частью экологического разрешения.» (пункт 2 статьи 335 Экологического кодекса Республики Казахстан от 2 января 2021 года). При этом, проект программы управления отходами является обязательным приложением к заявлению на получение комплексного экологического разрешения (см. подпункт 3 пункта 3 статьи 114 Кодекса) либо к заявлению на получение экологического разрешения на воздействие (см. подпункт 5 пункта 2 статьи 122 Кодекса). Разработка либо пересмотр программ управления отходами вне процедуры получения экологических разрешений Экологическим кодексом РК от 2 января 2021 года вообще не предусматривается.

СУХАНОВ АНДРЕЙ

Программыуправления отходами, разработанные объект... посмотреть текст 13/04 - 12:15 / Подписаться

Предусматриваемое в пункте 10 проекта Правил, но отсутствующее в Экологическом кодексе Республики Казахстан от 2 января 2021 года требование по пересмотру ранее разработанных объектами I и II категорий программ управления отходами в течение шести месяцев с даты введения в действие настоящих Правил, т.е. до 1 января 2022 года, является неправомерным.

СУХАНОВ АНДРЕЙ

В соответствии с подпунктом 1 статьи 334 Экологиче... посмотреть текст 13/04 - 11:47 / Подписаться

В данном случае ссылка должна быть на пункт 1 статьи 335 Экологического кодекса Республики Казахстан от 2 января 2021 года.

СУХАНОВ АНДРЕЙ

Утвердить прилагаемые Правила разработки программы... посмотреть текст 13/04 - 11:44 / Подписаться

А почему одновременно не ставится на утрату аналогичный действующий приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 25 ноября 2014 года № 146 «Об утверждении Правил разработки программы управления отходами»?