Единый контакт-центр

1414

8-800-080-7777

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам внедрения трехзвенной модели с разграничением полномочий и зон ответственности между правоохранительными органами, прокуратурой и судом

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Проект Закона
Дата создания: 12/04/2021
Публичное обсуждение до: 26/04/2021
Дата запуска онлайн-обсуждения: 26/04/2021 10:10:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 26/04/2021 17:10:00
Приложенные документы:

Проект

 

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам внедрения трехзвенной модели с разграничением полномочий и зон ответственности между правоохранительными органами, прокуратурой и судом

 

 

Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:

1. В Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 4 июля 2014 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2014 г., № 15-I, 15-II, ст.88; № 19-I, 19-II, ст.96; № 21, ст.122; 2015 г., № 20-VII, ст.115; № 21-III, ст.137; № 22-V, ст.156; № 22-VI, ст.159; 2016 г., № 7-II, ст.55; № 8-II, ст.67; № 12, ст.87; № 23, ст.118; № 24, ст.126, 129; 2017 г., № 1-2, ст.3; № 8, ст.16; № 14, ст.50, 53; № 16, ст.56; № 21, ст.98, 102; № 24, ст.115; 2018 г., № 1, ст.2; № 10, ст.32; № 16, ст.53, 56; № 23, ст.91; № 24, ст.93; 2019 г., № 2, ст.6; № 7, ст.36; № 19-20, ст.86; № 23, ст.103; № 24-I, ст.118, 119; № 24-II, ст.120; 2020 г., № 9, ст.29; № 10, ст.44; № 12, ст.63; № 16, ст.77; № 19-20, ст.81):

1) в статье 7:

в пункте 19) слова «органа, ведущего уголовный процесс,» заменить словами «суда, прокурора,»;

дополнить пунктом 38-1) в следующей редакции:

«38-1) отчет о завершении досудебного расследования – выводы следователя, дознавателя, органа дознания после окончания досудебного расследования, основанные на имеющихся в материалах уголовного дела фактических данных;»;

2) в статье 35:

абзац первый части шестой изложить в следующей редакции: «6. Прокурор, обнаружив обстоятельства, исключающие уголовное преследование, выносит на любой стадии досудебного производства постановление о прекращении уголовного дела либо уголовного преследования в полном объеме либо в части.»;

в части девятой слова «Органы уголовного преследования» заменить словами «Прокурор, суд», слова «(коррупционного)» исключить;

3) в статье 36:

в части первой слова «Орган уголовного преследования,» заменить словом «Прокурор»;

в части четвертой слово «прокурору» заменить словами «вышестоящему прокурору»;

4) часть третью статьи 42-1 изложить в следующей редакции:

«3. При ведении уголовного судопроизводства в бумажном формате орган досудебного расследования вправе принимать и направлять прокурору на согласование либо утверждение процессуальные решения, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, уведомлять прокурора, направлять копии процессуальных решений и других материалов уголовного дела либо уголовное дело в полном объеме в электронном формате, за исключением требующих сохранения конфиденциальности.»;

5) в статье 43:

часть третью изложить в следующей редакции:

«3. Соединение уголовных дел производится на основании постановления органа, ведущего уголовный процесс согласованное с прокурором.»; 

дополнить частями 3-1 и 3-2 в следующих редакциях:

«3-1. После вынесения постановления о соединении уголовных дел лицо, осуществляющее досудебное расследование, в течение суток направляет его прокурору для согласования.

3-2. Прокурор в течение суток согласовывает постановление о соединении уголовных дел либо мотивированным постановлением отказывает в его согласовании и возвращает лицу, осуществляющему досудебное расследование. В случае согласования прокурором постановления лицо, осуществляющее досудебное расследование, уведомляет об этом сторону защиты.»;

6) в статье 44:

часть вторую изложить в следующей редакции:

«2. В случае расследования многоэпизодного уголовного дела, по которому истекают сроки досудебного расследования или содержания под стражей, прокурор, а также по согласованию с прокурором следователь, дознаватель, орган дознания, признав, что по части подозрения расследование проведено всесторонне, полно и объективно, вправе выделить часть дела в отдельное производство для направления его в суд, если это не будет препятствовать расследованию и рассмотрению дела в остальной части.»;

дополнить частью 5-1 в следующей редакции:

«5-1. Прокурор в течение суток согласовывает постановление о выделении уголовного дела либо мотивированным постановлением отказывает в его согласовании и возвращает лицу, осуществляющему досудебное расследование. В случае согласования прокурором постановления лицо, осуществляющее досудебное расследование, уведомляет об этом сторону защиты.»;

7) в части седьмой статьи 45:

пункт 7) изложить в следующей редакции:

«7) отсутствия реальной возможности участия подозреваемого, обвиняемого в деле в связи с решением вопроса о лишении иммунитета от уголовного преследования либо о их выдаче (экстрадиции) иностранным государством;»;

дополнить пунктами 8) и 9) в следующей редакции:

«8) действия непреодолимой силы, временно препятствующей дальнейшему производству по уголовному делу;

9) назначения по уголовному делу экспертизы»;

8) в пункте 5) части второй статьи 53 слова «следователем, дознавателем, органом дознания,» исключить;

9) пункт 8-2) части второй статьи 55 изложить в следующей редакции:

«8-2) по мотивированному ходатайству органа досудебного расследования, согласованному с прокурором, дает согласие органу досудебного расследования на неуведомление лица о проведенных в отношении него негласных следственных действиях;»;

10) в статье 58:

часть первую изложить в следующей редакции:

«1. Прокурор – должностное лицо, осуществляющее в пределах своей компетенции надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания, следствия и судебных решений, а также от имени государства уголовное преследование на всех стадиях уголовного процесса и иные полномочия в соответствии со статьей 83 Конституции Республики Казахстан и с настоящим Кодексом: Генеральный Прокурор Республики Казахстан, первый заместитель, заместители Генерального Прокурора Республики Казахстан, их старшие помощники и помощники, Главный военный и Главный транспортный прокуроры Республики Казахстан, прокуроры областей, городов республиканского значения, столицы и их заместители, начальники структурных подразделений, их заместители, старшие помощники и помощники, старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, прокуроры районов, городов и приравненные к ним прокуроры, их заместители, старшие прокуроры и прокуроры, действующие в соответствии с полномочиями, установленными настоящим Кодексом. Прокурор, участвующий в рассмотрении уголовного дела судом, представляет интересы государства путем поддержания обвинения и является государственным обвинителем.»;

в части четвертой после слова «статьями» дополнить словами «136 (частью первой), 140 (частью второй), 145 (частью второй), 147 (частью второй),», после слов «196 (частью второй)» дополнить цифрами «202, 203»;

11) в статье 59:

в пункте 2) части второй после слова «указаний» дополнить словами и «поручений»;

часть вторую дополнить пунктом 6-1) в следующей редакции:

«6-1) уведомлять прокурора о необходимости признания подозреваемым, определения квалификации деяния подозреваемого, изменения или дополнения квалификации деяния подозреваемого, квалификации  уголовного правонарушения, избрания, изменения, продления, отмены мер пресечения и иных мер процессуального принуждения, прекращении уголовного преследования в полном объеме либо в части с одновременным  направлением прокурору материалов уголовного дела либо уголовного дела в полном объеме с соблюдением требований статьи 42-1 настоящего Кодекса;»;

пункт 7) части второй изложить в следующей редакции:

«7) направлять прокурору уголовные дела с отчетом о завершении досудебного расследования, а также уголовные дела, оконченные в порядке приказного производства;»;

часть четвертую изложить в следующей редакции:

«4. Указания начальника следственного отдела по делу не могут ограничивать самостоятельность следователя, его права, установленные статьей 60 настоящего Кодекса. Указания обязательны для исполнения, но могут быть обжалованы вышестоящему начальнику следственного отдела или прокурору. Обжалование следователем действий начальника следственного отдела не приостанавливает их исполнения, за исключением указаний о направлении уголовного дела прокурору с отчетом о завершении досудебного расследования.»;

12) часть третью статьи 60 изложить в следующей редакции:

«3. Следователь обязан принимать все меры к всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств дела, осуществлять уголовное преследование лица, в отношении которого собраны достаточные доказательства, указывающие на совершение им уголовного правонарушения.

В предусмотренных настоящим Кодексом случаях следователь уведомляет прокурора о необходимости признания подозреваемым, определения квалификации деяния подозреваемого, изменения или дополнения квалификации деяния подозреваемого, избрания, изменения, продления, отмены мер пресечения и иных мер процессуального принуждения, а также направлении уголовного дела прокурору с отчетом о завершении досудебного расследования, а также об установлении обстоятельств, позволяющих заключить процессуальное соглашение. При наличии предусмотренных настоящим Кодексом оснований следователь применяет приказное производство.»;

13) часть вторую статьи 61 дополнить пунктом 10) в следующей редакции:

«10) органы государственной противопожарной службы – по делам дознания обо всех уголовных правонарушениях, связанных с пожарами.»;  

14) часть пятую статьи 62 изложить в следующей редакции:

«5. Начальник органа дознания согласовывает постановления о возбуждении ходатайства о наложении ареста на имущество, объявлении международного розыска, направлении подозреваемого, обвиняемого, не содержащихся под стражей, в медицинскую организацию для производства стационарной судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы; производстве обыска; отстранении подозреваемого, обвиняемого от должности; запрете на приближение; этапировании подозреваемого, обвиняемого; объявлении розыска подозреваемого, обвиняемого; согласовывает протокол об уголовном проступке; утверждает протокол о задержании лиц, подозреваемых в совершении уголовных правонарушений; направляет прокурору уголовные дела с отчетом о завершении досудебного расследования, об уголовных проступках в протокольной форме и в порядке приказного производства; согласовывает постановления о применении приказного производства и направляет их прокурору; обеспечивает принятие мер по исполнению поручений прокурора и устранению обстоятельств, способствовавших совершению уголовных правонарушений.

Начальник органа дознания незамедлительно уведомляет прокурора об установлении обстоятельств: для признания лица подозреваемым, определения квалификации деяний подозреваемого, изменении или дополнении квалификации деяния подозреваемого, квалификации  уголовного правонарушения; для применения изменения, продления, отмены мер пресечения и иных мер процессуального принуждения; об установлении обстоятельств, позволяющих заключить процессуальное соглашение; для прекращения уголовного преследования в полном объеме либо в части. Одновременно с уведомлением начальник органа дознания направляет прокурору материалы уголовного дела либо уголовное дело в полном объеме с соблюдением требований статьи 42-1 настоящего Кодекса.

При наличии предусмотренных настоящим Кодексом оснований начальник органа дознания применяет приказное производство.»;

15) часть шестую статьи 63 изложить в следующей редакции:

«6. Указания начальника органа дознания обязательны для дознавателя. Указания начальника органа дознания по уголовным делам могут быть обжалованы прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнение, за исключением указаний о направлении уголовного дела прокурору с отчетом о завершении досудебного расследования.»;

16) в статье 64:

пункты 1) и 3) части первой изложить в следующей редакции:

«1) в отношении которого прокурором вынесено постановление о признании в качестве подозреваемого;

3) в отношении которого прокурором вынесено постановление о квалификации деяния подозреваемого;»;

часть седьмую изложить в следующей редакции:

«7. Найдя подозрение необоснованным, прокурор, орган досудебного расследования обязан незамедлительно принять в соответствии с настоящим Кодексом меры к отмене примененных в отношении него мер процессуального принуждения в порядке, установленном настоящим Кодексом.»;

17) в статье 65:

пункты 1) и 2) части первой изложить в следующей редакции:

«1) прокурором вынесен обвинительный акт, постановление о применении приказного производства;

2) прокурором утвержден протокол ускоренного досудебного расследования, протокол об уголовном проступке и принято решение о направлении уголовного дела в суд по соответствующей статье (статьям) уголовного закона;»;

в пункте 2) части пятой слово «утвержденного» заменить словом «вынесенного»;

18) пункт 4) части первой статьи 97 изложить в следующей редакции:

«4) применяет в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, исключающие возможность применения (организации применения) в отношении участников уголовного процесса насилия или совершения (организации совершения) иных преступных деяний;»;

19) статью 102 изложить в следующей редакции:

«Жалобы на действия и решения дознавателя, органа дознания, прокурора, судьи или суда могут быть поданы в течение всего досудебного расследования и судебного разбирательства. Жалобы на решение о прекращении уголовного дела на досудебной стадии могут быть поданы в течение одного года с момента вынесения соответствующего постановления прокурором. Жалобы на судебные акты, постановленные судами первой, апелляционной или кассационной инстанций, подаются в сроки, установленные настоящим Кодексом.»;

20) часть первую статьи 136 изложить в следующей редакции:

«1. При наличии достаточных оснований полагать, что подозреваемый, обвиняемый скроются от органов уголовного преследования или суда либо воспрепятствуют объективному расследованию дела или его разбирательству в суде, либо будут продолжать заниматься преступной деятельностью, а также для обеспечения исполнения приговора суд, прокурор либо по его поручению лицо, осуществляющее досудебное расследование, в пределах своих полномочий вправе применить к этим лицам одну из мер пресечения, предусмотренных статьей 137 настоящего Кодекса.»;

21) статью 137 дополнить часть 2-1 в следующей редакции:

«2-1. При необходимости у лица к которому применена мера пресечения, за исключением передачи военнослужащего под наблюдение командования воинской части и содержания под стражей, может быть изъят документ, удостоверяющий личность (паспорт гражданина Республики Казахстан, дипломатически паспорт Республики Казахстан, служебный паспорт Республики Казахстан, заграничный паспорт и др.), который позволяет выехать за пределы Республики Казахстан. При изъятии такого документа, а также в случаях, если данный документ не может быть изъят по каким-либо причинам (утеря, нахождение в неизвестном месте и т.п.) лицо, осуществляющее досудебное расследование, уведомляет уполномоченный государственный орган, его выдавший, о приостановлении действия документа на период применения меры пресечения.

Документ, удостоверяющий личность, возвращается незамедлительно после отмене меры пресечения.»;

22) часть вторую статьи 140 изложить в следующей редакции:

«2. О применении меры пресечения прокурор либо по его поручению орган досудебного расследования выносят постановление, содержащее указание на уголовное правонарушение, в котором подозревается, обвиняется лицо, и основания для применения этой меры пресечения. Копия постановления вручается лицу, в отношении которого оно вынесено, и одновременно ему разъясняется порядок обжалования решения о применении меры пресечения, предусмотренный настоящим Кодексом.»;

23) статью 141 изложить в следующей редакции:

«Подписка о невыезде и надлежащем поведении состоит в отобрании от подозреваемого, обвиняемого органом досудебного расследования по поручению прокурора, прокурором, судом письменного обязательства не покидать постоянное или временное место жительства (населенный пункт) без разрешения дознавателя, следователя, прокурора или суда, не препятствовать расследованию и разбирательству дела в суде, в назначенный срок являться по вызовам органа, ведущего уголовный процесс.»;

24) часть вторую статьи 145 изложить в следующей редакции:

«2. Залог применяется только с санкции следственного судьи либо по постановлению суда.

При избрании в качестве меры пресечения залога прокурор, в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса выносит постановление о возбуждении ходатайства перед судом о даче санкции на применение данной меры и направляет его в суд. К постановлению прилагаются заверенные копии материалов уголовного дела, подтверждающих обоснованность ходатайства.»;

25) части вторую и третью статьи 147 изложить в следующей редакции:

«2. При необходимости избрания в качестве меры пресечения содержание под стражей прокурор, расследование, в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса выносит постановление о возбуждении ходатайства перед судом о даче санкции на применение данной меры. К постановлению прилагаются заверенные копии материалов уголовного дела, подтверждающие обоснованность ходатайства.

Прокурор, в постановлении о возбуждении ходатайства перед судом о даче санкции на содержание под стражей обязан обосновать причины избрания данной меры пресечения и невозможность применения менее строгих мер пресечения.

В течение срока задержания лица, подозреваемого в совершении уголовного правонарушения, в порядке, предусмотренном статьей 131 настоящего Кодекса, прокурор вправе знакомится с материалами уголовного дела, допрашивать подозреваемого по месту его содержания, а также допросить других участников уголовного процесса.

3. Прокурор не позднее чем за восемь часов до истечения срока задержания обязан представить следственному судье постановление о возбуждении ходатайства о санкционировании содержания под стражей с приложением копий материалов уголовного дела, подтверждающих обоснованность ходатайства.»;

26) части вторую, третью, четвертую и пятую статьи 153 изложить в следующей редакции:

«2. Отмена или изменение меры пресечения производится по мотивированному постановлению прокурора.

3. Мера пресечения, избранная прокурором может быть отменена или изменена только прокурором.

4. Обжалование постановления органа уголовного преследования об изменении либо отмене меры пресечения производятся в порядке, предусмотренном статьями 100 – 106 настоящего Кодекса.

5. Отмена или изменение меры пресечения, санкционированной следственным судьей, производится с санкции следственного судьи, за исключением случаев, предусмотренных частью восьмой статьи 145 настоящего Кодекса.

При принятии решения о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, отмена меры пресечения производится прокурором.»;

27) статью 155 изложить в следующей редакции:

«1. В целях обеспечения предусмотренного настоящим Кодексом порядка расследования, судебного разбирательства по уголовным делам, надлежащего исполнения приговора орган досудебного расследования по согласованию с прокурором, суд вправе применить к подозреваемому, обвиняемому, подсудимому иные меры процессуального принуждения: обязательство о явке, привод, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество, запрет на приближение.

2. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, орган досудебного расследования по согласованию с прокурором, суд вправе применить к потерпевшему, свидетелю и другим участвующим в деле лицам меры процессуального принуждения: обязательство о явке, привод, денежное взыскание.»;

28) заголовок статьи 156 изложить в следующей редакции:

«Статья 156. Обязательство о явке к прокурору, лицу, осуществляющему досудебное расследование, и в суд»;

29) часть первую статьи 157 изложить в следующей редакции:

«1. В случае неявки по вызову без уважительных причин свидетель, имеющий право на защиту, подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, а также свидетель, потерпевший могут быть по мотивированному постановлению лица, осуществляющего досудебное расследование, прокурора, суда подвергнуты приводу (принудительному доставлению).»;

30) в статье 158:

часть вторую изложить в следующей редакции:

«2. При наличии обстоятельств, указанных в части первой настоящей статьи, лицо, осуществляющее досудебное расследование, выносит постановление о возбуждении ходатайства перед судом о временном отстранении от должности и направляет его прокурору.

К постановлению прилагаются заверенные копии материалов уголовного дела, подтверждающих необходимость отстранения от должности.»;

дополнить частью 2-1 в следующей редакции:

«3. Рассмотрев представленные материалы, прокурор поддерживает ходатайство либо выносит мотивированное постановление об отказе в его поддержании. При поддержании ходатайства прокурор направляет ходатайство и копии материалов дела в суд.»;

часть восьмую изложить в следующей редакции:

«8. Отмена временного отстранения от должности осуществляется мотивированным постановлением органа уголовного преследования с согласия прокурора, прокурором либо в ходе судебного рассмотрения уголовного дела судом, когда в этой мере отпадет необходимость.»;

31) в статье 162:

часть вторую изложить в следующей редакции:

«2. Постановление лица, осуществляющего досудебное расследование, о возбуждении ходатайства о наложении ареста на имущество и материалы к нему должны быть представлены прокурору не позднее сорока восьми часов с момента установления имущества, подлежащего аресту.»;

дополнить частями шестой, седьмой и восьмой в следующей редакции:

«6. При решении вопроса о поддержании ходатайства о наложении ареста на имущество прокурор обязан ознакомиться со всеми материалами, содержащими основания для наложения ареста на имущество. После поступления ходатайства прокурор незамедлительно принимает решение о поддержании ходатайства о наложении ареста на имущество и направлении постановления и соответствующих материалов в суд либо отказывает в поддержании ходатайства.

7. В случае поддержания ходатайства о санкционировании ареста на имущество прокурор согласовывает постановление лица, осуществляющего досудебное расследование, а в случае отказа выносит мотивированное постановление.

8. Постановление прокурора об отказе в поддержании ходатайства о наложении ареста на имущество может быть обжаловано лицом, осуществляющим досудебное расследование, вышестоящему прокурору либо участниками процесса, защищающими свои или представляемые права и интересы в порядке статьи 105 настоящего Кодекса.»;

32) в статье 165:

часть вторую изложить в следующей редакции:

«2. При наличии реальной угрозы либо совершении подозреваемым, обвиняемым уголовного правонарушения, связанного с применением насилия или с угрозой его применения против семьи и несовершеннолетних, лицо, осуществляющее досудебное расследование, по письменному заявлению потерпевшего или иного лица подлежащего защите, выносит постановление о возбуждении ходатайства перед судом о санкционировании запрета на приближение и направляет его прокурору.

К постановлению прилагаются заверенные копии материалов уголовного дела, подтверждающие необходимость применения запрета на приближение.»;

дополнить частью 2-1 в следующей редакции:

«3. Рассмотрев представленные материалы, прокурор поддерживает ходатайство либо выносит мотивированное постановление об отказе в его поддержании. При поддержании ходатайства прокурор направляет ходатайство и копии материалов дела в суд.»;

часть восьмую изложить в следующей редакции:

«8. Отмена запрета на приближение осуществляется мотивированным постановлением органа уголовного преследования, согласованного с прокурором с санкции следственного судьи либо судом в ходе судебного рассмотрения уголовного дела, когда в этой мере отпадет необходимость.»;

33) в части шестой статьи 189 после слов «настоящего Кодекса» дополнить словами «, а также по делам ускоренного досудебного расследования.»;

34) в части 4-1 статьи 187 слова «147 (частью третьей),» заменить словами «147 (частями третьей, четвертой и пятой),»;

35) в части шестой статьи 189 слова «настоящего Кодекса.» заменить словами «настоящего Кодекса, а также по делам ускоренного досудебного расследования.»;

36) в статье 190:

дополнить частью 4-1 в следующей редакции:

«4-1. По окончании ускоренного досудебного расследования лицо, осуществляющее досудебное расследование, в порядке, предусмотренном частями первой и 1-1 статьи 527 настоящего Кодекса, выносит протокол ускоренного досудебного расследования и направляет его с уголовным делом прокурору.»;

часть седьмую изложить в следующей редакции:

«7. Прокурор, получив уголовное дело с протоколом ускоренного досудебного расследования, не позднее трех суток производит по нему одно из следующих действий:

1) утверждает протокол ускоренного досудебного расследования и направляет уголовное дело в суд;

2) направляет дело для производства дознания либо предварительного следствия;

3) выносит постановление о прекращении уголовного дела;

4) выносит постановление о прекращении уголовного преследования в полном объеме либо в части и (или) постановление об изменении или дополнения квалификации деяния подозреваемого и возвращает уголовное дело лицу, осуществляющему досудебное расследование, для составления нового протокола ускоренного досудебного расследования.»;

37) в статье 192:

часть вторую изложить в следующей редакции:

«2. Срок досудебного расследования исчисляется с момента появления в уголовном деле подозреваемого лица до дня направления уголовного дела прокурору с отчетом о завершении досудебного расследования, постановлением о применении приказного производства, протоколом об уголовном проступке или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня заключения прокурором процессуального соглашения в форме сделки о признании вины с направлением дела в суд.

Досудебное расследование по делам дознания не должно превышать один месяц и два месяца по делам предварительного следствия.

Данные сроки прокурор вправе пересмотреть, установив разумный срок досудебного расследования.»;

пункт 3) части третьей изложить в следующей редакции:

«3) нахождения уголовного дела у прокурора в связи с рассмотрением вопроса о согласовании процессуальных решений и (или) действий лица, осуществляющего досудебное расследование;»;

часть седьмую изложить в следующей редакции:

«7. При возвращении прокурором дела для дополнительного расследования либо отказе в согласовании постановления о прерывании сроков досудебного расследования или утверждения постановления о прекращении уголовного дела досудебное расследование производится в срок, установленный прокурором, но не более одного месяца с момента направления дела к лицу, осуществляющему досудебное расследование, а при возвращении дела для составления нового протокола ускоренного досудебного расследования в срок, установленный прокурором, но не более семи суток. Дальнейшее продление срока производится на общих основаниях и в порядке, предусмотренном настоящей статьей.»;

в части восьмой слова «уголовное преследование,» заменить словами «досудебное расследование,»;

38) в статье 193:

часть первую дополнить пунктом 3-1) в следующей редакции:

«3-1) по результатам проверки соблюдения законности досудебного расследования, прокурор вправе установить разумные сроки досудебного расследования;»;

пункт 4) части первой изложить в следующей редакции:

«4) вправе участвовать в осмотре места происшествия и других процессуальных действиях, самостоятельно производить следственные действия по уголовному делу, представленному для вынесения решения о признании подозреваемым, определении квалификации деяния подозреваемого, с отчетом о завершении досудебного расследования, а также осуществляет другие действия в рамках своих полномочий, предусмотренных настоящим Кодексом;»;    

пункт 12) части первой изложить в следующей редакции:

«12) изымает дела у органа, осуществляющего досудебное расследование, и передает другому органу досудебного расследования в соответствии с установленной настоящим Кодексом подследственностью; в исключительных случаях в целях обеспечения объективности и достаточности расследования по письменному ходатайству органа уголовного преследования, участника уголовного процесса либо по собственной инициативе передает дела от одного органа другому либо принимает в свое производство и расследует их независимо от установленной настоящим Кодексом подследственности;»;

пункт 12-1 части первой исключить.

пункт 16) части первой изложить в следующей редакции:

«16) составляет обвинительный акт, протокол об уголовном проступке, постановление о применении приказного производства, предает обвиняемого суду и направляет уголовное дело в суд для рассмотрения по существу;»;

пункт 17) части первой изложить в следующей редакции:

«17) выносит постановление о прекращении уголовного дела либо уголовного преследования в полном объеме или в части;»;

часть вторую изложить в следующей редакции:

«2. Разграничение полномочий прокуроров на стадии досудебного расследования определяется Генеральным прокурором Республики Казахстан.»;

часть третью изложить в следующей редакции:

«3. Руководитель прокуратуры вправе по конкретному уголовному делу определить прокурора, осуществляющего надзор в соответствии с настоящей статьей (процессуальный прокурор).»;

39) в части третьей статью 194 слова «в исключительных случаях» исключить.

40) части вторую и третью статьи 195 изложить в следующей редакции:

«2. Направление прокурору отчета о завершении досудебного расследования, уведомления о необходимости признания подозреваемым, определения квалификации деяния подозреваемого, изменения или дополнения квалификации деяния подозреваемого, квалификации уголовного правонарушения, избрания, изменения, продления, отмены мер пресечения и иных мер процессуального принуждения, прекращении уголовного преследования в полном объеме либо в части осуществляется только руководителем группы.

3. Решения о соединении и выделении уголовных дел, а также о возбуждении ходатайства о продлении срока досудебного расследования, о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера принимается руководителем группы.»;

41) в статье 202:

часть первую изложить в следующей редакции:

«1. При наличии данных, в том числе предусмотренных пунктами 1) – 4) части второй статьи 128 настоящего Кодекса, указывающих на то, что лицо совершило преступление, если при этом отсутствует необходимость применения к нему процессуального задержания, прокурор выносит постановление о признании лица подозреваемым. При задержании лица по основаниям, предусмотренным статьей 128 настоящего Кодекса, постановление о признании лица подозреваемым не выносится.»;

часть 1-1 исключить;

часть вторую изложить в следующей редакции:

«2. В постановлении о признании лица подозреваемым должны быть указаны:

1) время и место его составления; кем составлено постановление; фамилия, имя и отчество (при его наличии) лица, признаваемого подозреваемым, число, месяц, год и место его рождения;

2) в совершении какого уголовного правонарушения подозревается лицо.

Постановление о признании подозреваемыми адвоката, прокурора, следователя, дознавателя, начальника следственного отдела, начальника органа дознания при совершении ими преступлений, связанных с выполнением профессиональных и служебных обязанностей, согласовывается с руководителем органа прокуратуры.

Прокурор либо по его поручению лицо, осуществляющее досудебное расследование, объявляет подозреваемому постановление о признании лица подозреваемым с разъяснением его прав, о чем делается отметка в постановлении, и вручает ему копию этого постановления.»;

42) в статье 203:

часть первую изложить в следующей редакции:

«1. При наличии достаточных доказательств, подтверждающих подозрение в отношении лица в совершении им преступления, прокурор выносит мотивированное постановление о квалификации деяния подозреваемого.

Постановление о квалификации деяния адвоката, прокурора, следователя, дознавателя, начальника следственного отдела, начальника органа дознания при совершении ими преступлений, связанных с выполнением профессиональных и служебных обязанностей, согласовывается с руководителем органа прокуратуры.

Постановление о квалификации деяния подозреваемого, задержанного в соответствии со статьей 128 настоящего Кодекса, выносится прокурором одновременно с решением вопроса о согласовании ходатайства о санкционировании содержания под стражей или домашнего ареста.»;

части 1-1, 1-2, 1-3 исключить;

часть вторую изложить в следующей редакции:

«2. Прокурор либо по его поручению лицо, осуществляющее досудебное расследование, извещают подозреваемого о дне объявления ему постановления о квалификации деяния подозреваемого и одновременно разъясняет ему право пригласить защитника либо просить об обеспечении его участия.»;

43) в статье 205:

в части третьей после слов «уклонения его от яки в органы» дополнить словами «прокуратуры либо»;

в части четвертой после слов «явиться по вызову» дополнить словами «прокурора либо»; 

44) части вторую-шестую и восьмую статьи 206 изложить в следующей редакции:

«2. Подозреваемому, доставленному приводом, постановление объявляется в день привода. При этом прокурор либо лицо, осуществляющее досудебное расследование, должно принять меры к обеспечению участия защитника при объявлении подозреваемому постановления о квалификации его деяния в тех случаях, когда участие защитника обязательно по закону.

3. Прокурор либо лицо, осуществляющее досудебное расследование, удостоверившись в личности подозреваемого и поручении защитника вести защиту, объявляет подозреваемому и его защитнику постановление о квалификации деяния подозреваемого.

4. Прокурор либо лицо, осуществляющее досудебное расследование, обязано разъяснить подозреваемому сущность подозрения.

5. Выполнение действий, указанных в частях третьей и четвертой настоящей статьи, удостоверяется подписями подозреваемого, защитника, прокурора либо лица, осуществляющего досудебное расследование на постановлении о квалификации деяния подозреваемого с указанием даты и часа его объявления.

6. В случае отказа подозреваемого от подписи прокурор либо лицо, осуществляющее досудебное расследование, и защитник, если он участвовал при объявлении постановления о квалификации деяния подозреваемого, удостоверяют на постановлении о квалификации деяния подозреваемого, что текст постановления подозреваемому объявлен.

8. В случае нахождения подозреваемого вне пределов Республики Казахстан и уклонения его от явки в органы уголовного преследования прокурор либо лицо, осуществляющее досудебное расследование, а в случае явки защитника – и защитник удостоверяют на постановлении о квалификации деяния подозреваемого, что подозрение не может быть объявлено в связи с его нахождением вне пределов Республики Казахстан и уклонением от явки в органы досудебного расследования.

Если место нахождения подозреваемого известно, копия постановления направляется ему с использованием средств связи, в том числе по почте. В случае необходимости лицо, осуществляющее досудебное расследование, по поручению прокурора организовывает публикацию сообщения о квалификации деяния подозреваемого в республиканских средствах массовой информации, средствах массовой информации по месту нахождения подозреваемого, а также общедоступных телекоммуникационных сетях.»;

45) в статье 207:

абзац первый части первой изложить в следующей редакции:

«1. Если при производстве досудебного расследования возникнут основания для изменения или дополнения квалификации деяния подозреваемого, квалификации уголовного правонарушения, прокурор, обязан в отношении подозреваемого лица с соблюдением требований статьи 204 настоящего Кодекса, а если подозреваемое лицо не установлено – с соблюдением части 1-1 настоящей статьи составить соответственно новое постановление о квалификации деяния подозреваемого либо постановление о квалификации уголовного правонарушения.»;

в части второй слово «следователь» заменить словом «прокурор»;

46) в части первой статьи 208:

в абзаце первом после слова «вызываются» дополнить словом «прокурором,»; в абзаце третьем после слова «поручению» дополнить словом «прокурора,»;

47) в части первой статьи 209 слова «Лицо, осуществляющее» заменить словами «Прокурор, лицо, осуществляющее»;

48) в статье 210:

в части первой после слов «Перед допросом» дополнить словом «прокурор,»;

в части второй слова «Лицо, осуществляющее» заменить словами «Прокурор, лицо, осуществляющее»;

в части девятой после слов «По решению» дополнить словом «прокурора,»;

49) в статье 212:

в абзаце втором части первой после слова «отведены» дополнить словом «прокурором,»;

в части пятой после слова «допрашиваемым» дополнить словом «прокурор,»;

в части седьмой после слов «подписать протокол» дополнить словом «прокурор,»;   

50) в части первой статьи 214 после слов «Перед допросом» дополнить словом «прокурор,», после слов «При этом» дополнить словом «прокурор,»;

51) в статье 215:

в части первой после слов «по усмотрению» дополнить словом «прокурора,»;

в части третьей слова «Лицо, осуществляющее» заменить словами «Прокурор, лицо, осуществляющее»;

52) в статье 216:

в части первой после слов «Перед началом допроса» дополнить словом «прокурор,»;

в части второй после слов «сущность подозрения,» дополнить словом «прокурор,»;

53) в статье 218:

в части первой слова «Лицо, осуществляющее» заменить словами «Прокурор, лицо, осуществляющее»;

в части четвертой после слов «После этого» дополнить словом «прокурор,»

в части пятой после слов «очной ставки» дополнить словом «прокурор,»;

в части восьмой слова «Лицо, осуществляющее» заменить словами «Прокурор, лицо, осуществляющее»;

54) в статье 220:

части 13-1, 13-2, 13-4, 14, 16 изложить в следующей редакции:

«13-1. При необходимости производства принудительного осмотра жилого помещения лицо, осуществляющее досудебное расследование, выносит постановление о производстве осмотра и направляет его прокурору. К постановлению прилагаются заверенные копии материалов уголовного дела, подтверждающих необходимость производства осмотра.

13-2. Прокурор, незамедлительно рассмотрев представленные материалы, согласовывает и направляет их следственному судье либо выносит мотивированное постановление об отказе.

Отказ прокурора не препятствует повторному обращению с аналогичным ходатайством.

13-4. Рассмотрев постановление и представленные материалы, следственный судья санкционирует либо мотивированным постановлением отказывает в санкционировании осмотра. Решение следственного судьи направляется прокурору, а также лицу, осуществляющему досудебное расследование.

14. Если жилое помещение является местом происшествия и его осмотр не терпит отлагательства, то осмотр жилого помещения может быть произведен по постановлению лица, осуществляющего досудебное расследование, но с последующим направлением материалов прокурору в суточный срок.

Прокурор, незамедлительно рассмотрев представленные материалы, согласовывает и направляет их следственному судье для проверки законности. В случае, если прокурор установит, что осмотр произведен с нарушениями закона, материалы следственному судье не направляются и выносится мотивированное постановление о его незаконности.

16. Осмотр в помещениях и на территории организаций, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей производится в присутствии их администрации, представителей либо собственников.»;

дополнить частями 16-1 и 16-2 в следующей редакции:

«16-1. Если администрация, представители либо собственники помещений и территории организаций, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей возражают против осмотра, лицо, осуществляющее досудебное расследование, за исключением случаев, когда помещение либо территория организаций, юридических лиц или индивидуальных предпринимателей являются местом происшествия, выносит постановление о принудительном осмотре, которое должно быть санкционировано следственным судьей. В случае отказа в даче санкции осмотр не производится.

16-2. Порядок санкционирования следственным судьей принудительного осмотра осуществляется по правилам, предусмотренным частями 13-1, 13-2, 13-3, 13-4 статьи 220 настоящего Кодекса.»;

55) в части второй статьи 223 после цифр «13-1» дополнить цифрами «13-2»;

56) в статье 226:

часть первую изложить в следующей редакции:

«1. При необходимости производства эксгумации лицо, осуществляющее досудебное расследование, выносит постановление о производстве эксгумации и направляет его прокурору.

К постановлению прилагаются заверенные копии материалов уголовного дела, подтверждающих необходимость производства эксгумации.»;

дополнить частью 1-1 в следующей редакции:

«1-1. Рассмотрев представленные материалы, прокурор согласовывает постановление либо выносит мотивированное постановление об отказе в его поддержании. При поддержании постановления прокурор направляет согласованное постановление и материалы в суд.

Отказ прокурора в согласовании постановления не препятствует повторному обращению с аналогичным ходатайством.»;

в части третьей слово «Ходатайство» заменить словом «Постановление»;

часть четвертую изложить в следующей редакции:

«4. Рассмотрев постановление и представленные материалы дела, следственный судья санкционирует либо мотивированным постановлением отказывает в санкционировании эксгумации, а в случае проведения судебного заседания выносит постановление о санкционировании либо отказе в санкционировании эксгумации.

Постановление направляется прокурору и в орган досудебного расследования, вынесший постановление об эксгумации, для исполнения.»;

57) в статье 232 часть шестую исключить.

58) в статье 234:

часть первую изложить в следующей редакции:

«1. Негласные следственные действия проводятся с санкции следственного судьи специализированного следственного суда, специализированного межрайонного следственного суда на основании мотивированного постановления лица, осуществляющего досудебное расследование, согласованного с прокурором.»;

дополнить частью 1-1 в следующей редакции:

«1-1. Постановления о проведении негласных следственных действий, в том числе в случаях, не терпящих отлагательства, об изменении данных, о продлении срока проведения негласных следственных действий, о продлении срока уведомления лица о проведенных в отношении него негласных следственных действиях и о неуведомлении лица о проведенных в отношении него негласных следственных действиях согласовывают Генеральный Прокурор Республики Казахстан, его первый заместитель и заместители, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры.»;

части вторую и третью изложить в следующей редакции:

«2. Постановление о проведении негласного следственного действия в течение двадцати четырех часов после его вынесения вместе с материалами, подтверждающими обоснованность проведения указанного следственного действия, представляется прокурору.

Прокурор по результатам изучения постановления и представленных материалов незамедлительно согласовывает постановление и направляет его с обосновывающими материалами следственному судье либо выносит мотивированное постановление об отказе в его согласовании.

Санкционирование негласного следственного действия производится в течение двенадцати часов с момента поступления в суд соответствующего постановления.

В случаях необходимости истребования дополнительных материалов допускается рассмотрение прокурором и судом постановления свыше установленного срока, но не более двадцати четырех часов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 235 настоящего Кодекса.

По итогам рассмотрения постановления о проведении негласного следственного действия следственный судья выносит одно из следующих постановлений:

1) о санкционировании проведения негласного следственного действия;

2) об отказе в санкционировании проведения негласного следственного действия.

Санкционирование осуществляется путем проставления на постановлении лица, осуществляющего досудебное расследование штампа суда «Санкционирую», заверяемого подписью следственного судьи.

3. В случае установления прокурором нарушений законности при проведении негласных следственных действий, предусмотренных пунктами 1), 2), 3), 4), 5) и 6) статьи 231 настоящего Кодекса, они прекращаются следственным судьей по ходатайству прокурора. Негласные следственные действия, предусмотренные пунктами 7) и 9) статьи 231 настоящего Кодекса, при установлении нарушений законности прекращаются прокурором.»;

59) в статье 235:

часть первую изложить в следующей редакции:

«1. В случаях, не терпящих отлагательства, допускается начало и производство негласных следственных действий, указанных в части третьей статьи 232 настоящего Кодекса, с одновременным уведомлением прокурора и последующим получением санкции в течение двадцати четырех часов в порядке, предусмотренном статьей 234 настоящего Кодекса.»;

дополнить частью 1-1 в следующей редакции:

«1-1. Постановление о проведении неотложных негласных следственных действий вместе с материалами, подтверждающими обоснованность их проведения, представляются прокурору в течение двенадцати часов с момента начала негласных следственных действий.

Получив указанное постановление, прокурор незамедлительно проверяет законность проведения негласного следственного действия.

В случае законности проведения негласного следственного действия прокурор согласовывает постановление и направляет его с обосновывающими материалами следственному судье для санкционирования.

В случае незаконности проведения негласного следственного действия прокурор выносит мотивированное постановление о прекращении негласного следственного действия, результаты которого признаются недопустимыми для использования в качестве доказательств.

О принятом решении уведомляется орган досудебного расследования.»;

60) часть вторую статьи 236 изложить в следующей редакции:

«2. При необходимости продолжения проведения негласных следственных действий лицо, осуществляющее досудебное расследование, за трое суток до истечения срока выносит мотивированное постановление о необходимости его продления на срок не более тридцати суток и направляет прокурору для согласования и последующего санкционирования следственным судьей в порядке и сроки, предусмотренные статьей 234 настоящего Кодекса.

При получении санкции следственного судьи постановление направляется прокурору, а также уполномоченному органу, осуществляющему негласное следственное действие, для исполнения. Прокурор может согласовать, а следственный судья может санкционировать продление проведения негласного следственного действия, установив при этом меньший срок, чем это указано в постановлении. При отсутствии необходимости продолжения проведения негласного следственного действия прокурор отказывает в согласовании, а следственный судья отказывает в санкционировании постановления и негласное следственное действие прекращается.

В случае отпадения необходимости в дальнейшем проведении негласного следственного действия орган досудебного расследования самостоятельно прекращает его проведение, о чем уведомляет прокурора в течение 24 часов.»;

61) в статье 254 части первую и вторую изложить в следующей редакции:

«1.    Обыск и выемка производятся лицом, осуществляющим досудебное расследование, по мотивированному постановлению. Постановление о производстве обыска, а также выемке документов и других предметов, материалов, содержащих компьютерную информацию, фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, содержащих государственные секреты, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, должно быть санкционировано следственным судьей.

Санкционирование постановления о производстве обыска и выемки осуществляется в порядке, предусмотренном частями 13-1, 13-2, 13-3 и 13-4 статьи 220 настоящего Кодекса.

2. Выемка в жилом помещении против воли проживающих в нем лиц производится по правилам частей тринадцатой, 13-1, 13-2, 13-3 и 13-4 статьи 220 настоящего Кодекса.»;

62) в части третьей статьи 268 после цифр «13-1,» дополнить цифрами «13-2»;

63) заголовок и статью 289 изложить в следующей редакции:

«Статья 289. Действия лица, осуществляющего досудебное расследование, при обнаружении обстоятельств, исключающих производство по делу либо уголовное преследование, и действия прокурора после прекращения уголовного дела либо уголовного преследования

1. При обнаружении обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу, лицо, осуществляющее досудебное расследование, в течение суток направляет дело прокурору с отчетом о завершении досудебного расследования.

При обнаружении обстоятельств по уголовному делу, исключающих уголовное преследование в полном объеме либо в части, об этом прокурору в течение суток направляется уведомление с приложением соответствующих материалов уголовного дела либо уголовного дела в полном объеме с соблюдением требований статьи 42-1 настоящего Кодекса.

2. После прекращения уголовного дела либо прекращения уголовного преследования в полном объеме либо в части прокурор уведомляет подозреваемого, его защитника, законного представителя, потерпевшего и его представителя, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей о прекращении и основаниях прекращения.

Указанным лицам разъясняются право ознакомиться с материалами дела и порядок обжалования постановления о прекращении. По ходатайству этих лиц им вручается копия постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования.»;

64) дополнить статьей 289-1 в следующей редакции:

«Статья 289-1. Содержание отчета о завершении досудебного расследования при обнаружении обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу

1. В вводной части отчета о завершении досудебного расследования указываются время и место его составления, фамилия и должность лица, составившего его.

2. В описательно-мотивировочной части отчета о завершении досудебного расследования излагаются обстоятельства, исключающие производство по уголовному делу, с указанием данных о лице, подозревавшемся в совершении уголовного правонарушения (при наличии), сущности подозрения, квалификации в соответствии с уголовным законом и применявшейся мере пресечения.

3. В резолютивной части отчета о завершении досудебного расследования излагается предложение прокурору о прекращении дела со ссылкой на статью (часть, пункт) настоящего Кодекса, послужившую основанием для прекращения досудебного расследования, указание о необходимости отмены меры пресечения, ареста имущества, временного отстранения от должности, прослушивания и записи переговоров, других мер процессуального принуждения, следственных и процессуальных действий, ограничивающих права участников процесса, необходимости решения судьбы вещественных доказательств, а также решения об отмене или дальнейшем осуществлении мер безопасности в отношении лица.»;

65) часть первую статьи 290 изложить в следующей редакции:

«1. По результатам изучения уголовного дела, поступившего с отчетом о завершении досудебного расследования, а также материалов уголовного дела, поступивших с уведомлением о необходимости прекращения уголовного преследования в полном объеме либо в части, прокурор в течение десяти суток с момента их поступления принимает одно из следующих решений:

1) выносит постановление о прекращении уголовного дела либо уголовного преследования в полном объеме или в части;

2) мотивированным постановлением возвращает уголовное дело лицу, осуществляющему досудебное расследование, с указанием о производстве необходимых следственных и процессуальных действий;

3) прекращает уголовное дело либо уголовное преследование в полном объеме или в части по иным основаниям, предусмотренным статьями 35 и 36 настоящего Кодекса.»;

66) заголовок Главы 38 изложить в следующей редакции:

«Глава 38. Составление отчета о завершении досудебного расследования и направление уголовного дела прокурору для вынесения обвинительного акта»;

67) часть первую статьи 298 изложить в следующей редакции;

«1. Лицо, осуществляющее досудебное расследование, после ознакомления с материалами уголовного дела участников процесса и разрешения их ходатайств составляет отчет о завершении досудебного расследования.»;

68) заголовок статьи 299 изложить в следующей редакции:

«Статья 299. Содержание отчета о завершении досудебного расследования по уголовному делу, направляемому прокурору для вынесения обвинительного акта»;

69) в статье 299:

части первую и вторую, четвертую, пятую, шестую и седьмую изложить в следующей редакции:

«1. Отчет о завершении досудебного расследования по уголовному делу, направляемому прокурору для вынесения обвинительного акта, состоит из вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной частей.

2. Во вводной части указываются:

1) время и место составления отчета о завершении досудебного расследования;

2) должность, фамилия и инициалы лица, составившего отчет о завершении досудебного расследования;

3) фамилия, имя и отчество (при его наличии), число, месяц, год и место рождения подозреваемого.

4. В резолютивной части отчета о завершении досудебного расследования указываются фамилия, имя и отчество (при его наличии) подозреваемого, конкретная статья, часть и пункт статьи уголовного закона, по которым квалифицируется инкриминируемое ему деяние, и о направлении уголовного дела прокурору для решения вопроса о вынесении обвинительного акта и направлении уголовного дела в суд для рассмотрения по существу.

5. Отчет о завершении досудебного расследования подписывается лицом, его составившим.

6. При подозрении лица в совершении нескольких уголовных правонарушений, предусмотренных разными статьями, частями или пунктами уголовного закона, в отчете о завершении досудебного расследования должна быть указана квалификация каждого из этих уголовных правонарушений в отдельности.

При подозрении нескольких лиц в совершении одного уголовного правонарушения в отчете о завершении досудебного расследования квалификация уголовного правонарушения указывается в отношении каждого подозреваемого.

7. К отчету о завершении досудебного расследования прилагается список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание. В списке указываются фамилия, имя, отчество (при его наличии) лица, его процессуальное положение, место жительства, ссылка на номер листа и тома уголовного дела с его показаниями.

Список должен состоять из двух частей: списка лиц, названных подозреваемым и защитником (список защиты), и списка, составленного лицом, осуществлявшим досудебное расследование (список обвинения).

Список помещается в опечатанный конверт и приобщается к уголовному делу.

К отчету о завершении досудебного расследования прилагается справка, в которой указываются срок досудебного расследования, мера пресечения, срок содержания лица под стражей, имеющиеся вещественные доказательства и место их хранения, меры, принятые для обеспечения гражданского иска и исполнения приговора суда, процессуальные издержки и суммы, подлежащие взысканию с обвиняемого, заявленный иск.»;

70) заголовок статьи 300 изложить в следующей редакции:

«Статья 300. Направление отчета о завершении досудебного расследования и уголовного дела прокурору»;

71) часть первую статьи 300 изложить в следующей редакции:

«1. После составления отчета о завершении досудебного расследования лицо, осуществляющее досудебное расследование, направляет его с уголовным делом прокурору.»;

72) заголовок Главы 39 изложить в следующей редакции:

«Глава 39. Решения прокурора по уголовному делу, поступившему с отчетом о завершении досудебного расследования для вынесения обвинительного акта»;

73) заголовок и статью 301 изложить в следующей редакции:

«Статья 301. Вопросы, разрешаемые прокурором при изучении уголовного дела, поступившего с отчетом о завершении досудебного расследования для вынесения обвинительного акта

Прокурор изучает поступившее с отчетом о завершении досудебного расследования для вынесения обвинительного акта уголовное дело и проверяет:

1) имело ли место деяние и содержит ли это деяние состав уголовного правонарушения;

2) нет ли в деле обстоятельств, влекущих его прекращение;

3) подлежит ли деяние подозреваемого переквалификации;

4) подтверждается ли инкриминируемое лицу деяние имеющимися в деле доказательствами;

5) по всем ли установленным уголовно наказуемым деяниям лицо признано подозреваемым;

6) приняты ли меры для привлечения к уголовной ответственности всех лиц, в отношении которых по делу добыты доказательства о совершении ими уголовных правонарушений;

7) нет ли в деле оснований для избрания, изменения либо отмены меры пресечения;

8) приняты ли меры обеспечения гражданского иска и возможной конфискации имущества;

8-1) связано ли имущество подозреваемого, обвиняемого с уголовным правонарушением, являющимся основанием для возможной конфискации, в случаях, предусмотренных статьей 48 Уголовного кодекса Республики Казахстан, и представлены ли доказательства относимости данного имущества к предмету конфискации;

9) не допущены ли в производстве досудебного расследования существенные нарушения уголовно-процессуального закона;

10) приняты ли органом уголовного преследования меры по установлению сумм процессуальных издержек и других сумм для обеспечения их взыскания судом;

11) имеются ли основания для заключения процессуального соглашения.»;

74) заголовок статьи 302 изложить в следующей редакции:

«Статья 302. Решение прокурора по уголовному делу, поступившему с отчетом о завершении досудебного расследования для вынесения обвинительного акта»;

75) часть первую и вторую статьи 302 изложить в следующей редакции:

«1. По результатам изучения материалов уголовного дела прокурор производит одно из следующих действий:

1) выносит обвинительный акт;

2) направляет уголовное дело лицу, осуществляющему досудебное расследование, для производства дополнительного расследования;

3) прекращает уголовное дело в полном объеме или в его части по основаниям, предусмотренным статьями 35 и 36 настоящего Кодекса;

4) по своему усмотрению или ходатайству стороны защиты решает вопрос о заключении процессуального соглашения;

2. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, прокурор осуществляет в течение:

1) трех суток – по уголовным делам, оконченным в ускоренном досудебном расследовании;

2) десяти суток – по уголовным делам, расследованным в общем порядке, а при необходимости самостоятельного выполнения следственных действий, предусмотренных настоящим Кодексом, - пятнадцати суток.»;

76) дополнить новой статье 302-1 в следующей редакции:

«Статья 302-1. Содержание обвинительного акта

1. Обвинительный акт прокурора состоит из вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной частей.

2. Во вводной части прокурор указывает фамилию, имя, отчество обвиняемого (обвиняемых), в отношении которого (которых) составляется обвинительный акт, уголовный закон (статья, часть, пункт), по которому квалифицируются его (их) действия.

3. В описательно-мотивировочной части излагаются: сущность обвинения, место и время совершения преступления, его способы, мотивы, последствия и другие существенные обстоятельства, сведения о потерпевшем, доказательства, подтверждающие виновность обвиняемого; обстоятельства, смягчающие и отягчающие его ответственность; доводы стороны защиты в свою пользу и результаты проверки этих доводов. Обвинительный акт должен содержать ссылки на тома и листы дела.

4. В резолютивной части обвинительного акта указываются фамилия, имя и отчество (при его наличии) обвиняемого (обвиняемых), конкретная статья, часть и пункт статьи уголовного закона, по которым квалифицируется инкриминируемое ему деяние, решение о предании обвиняемого суду и направлении уголовного дела в суд, которому оно подсудно.

5. Обвинительный акт подписывается прокурором с указанием места и даты его составления.

6. При обвинении лица в совершении нескольких уголовных правонарушений, предусмотренных разными статьями, частями или пунктами уголовного закона, в обвинительном акте должна быть указана квалификация каждого из этих уголовных правонарушений в отдельности.

При обвинении нескольких лиц в совершении одного уголовного правонарушения в обвинительном акте квалификация уголовного правонарушения указывается в отношении каждого обвиняемого.

7. К обвинительному акту прилагается список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание. В списке указываются фамилия, имя, отчество (при его наличии) лица, его процессуальное положение, место жительства, ссылка на номер листа и тома уголовного дела с его показаниями.

Список должен состоять из двух частей: списка лиц, названных стороной защиты (список защиты), и списка, составленного прокурором (список обвинения).

Список помещается в опечатанный конверт и приобщается к уголовному делу.

К обвинительному акту прилагается справка, в которой указываются срок досудебного расследования, мера пресечения, срок содержания лица под стражей, имеющиеся вещественные доказательства и место их хранения, меры, принятые для обеспечения гражданского иска и исполнения приговора суда, процессуальные издержки и суммы, подлежащие взысканию с обвиняемого, заявленный иск.»;

77) заголовок статьи 305 изложить в следующей редакции:

«Направление уголовного дела в суд»;

78) часть первую статьи 305 изложить в следующей редакции:

«1. После совершения действий, предусмотренных статьей 304 настоящего Кодекса, прокурор направляет уголовное дело в суд, которому оно подсудно.»;

79) в абзаце первом части первой статьи 368 слова «в ходе досудебной подготовки» заменить словами «им при досудебном производстве»;

80) часть вторую статьи 382 изложить в следующей редакции:

«2. Сокращенный порядок судебного разбирательства дела состоит только из допросов подсудимого, потерпевшего, выяснения обстоятельств соглашения о достижении примирения в порядке медиации, вопросов о сроке и порядке выплат по гражданскому иску и процессуальных издержек. Сокращенное судебное разбирательство должно быть окончено в срок до десяти суток, в исключительных случаях этот срок может быть продлен мотивированным постановлением судьи до двадцати суток.»;

81) в части второй статьи 475 слова «до шести месяцев» заменить словами «до одного года»;

82) в статье 527:

часть первую изложить в следующей редакции:

«1. Об обстоятельствах совершенного уголовного правонарушения в отношении подозреваемого составляется протокол, в котором указывается: время и место его составления, кем составлен протокол, данные о личности подозреваемого, место и время совершения уголовного правонарушения, событие, его способы, мотивы, последствия и другие существенные обстоятельства, фактические данные, подтверждающие наличие уголовного правонарушения и виновность правонарушителя, признаки состава уголовного правонарушения, предусмотренного Особенной частью Уголовного кодекса, данные о потерпевшем, характер и размер причиненного ему ущерба.»;

дополнить частью 1-1 в следующей редакции:

«1-1. В протоколе также указываются:

1) фамилии, имена, отчества (при их наличии), адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются;

2) научно-технические средства и электронные носители, если они использовались при фиксации либо на них зафиксированы следы уголовного правонарушения.

К протоколу об уголовном правонарушении также прилагаются   документы, подтверждающие факт совершения уголовного правонарушения.

При составлении протокола определяется язык производства. Лицу, в отношении которого составляется протокол, а также другим участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается отметка в протоколе.»;

83) в статье 547:

в части четвертой после слов «орган досудебного расследования» дополнить словом «, прокурору.»;

части пятую и одиннадцатую изложить в следующей редакции:

«5. Вопрос о санкционировании меры пресечения в виде содержания под стражей или домашнего ареста подозреваемого в совершении преступления депутата Парламента Республики Казахстан разрешается следственным судьей города Нур-Султана на основании постановления начальника структурного подразделения Генеральной прокуратуры Республики Казахстан либо его заместителя, согласованного Генеральным Прокурором Республики Казахстан. Ходатайство о продлении срока содержания под стражей или домашнего ареста в отношении депутата Парламента Республики Казахстан в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, может быть направлено в суд только по согласованию с Генеральным Прокурором Республики Казахстан.

11. По окончании расследования уголовное дело с отчетом о завершении досудебного расследования передается лицом, осуществляющим досудебное расследование, в установленном настоящим Кодексом порядке Генеральному Прокурору Республики Казахстан, который выполняет действия, предусмотренные статьями 301 – 304 настоящего Кодекса. Дело, расследованное в отношении депутата, может быть принято к производству соответствующего суда только при наличии обвинительного акта, вынесенного Генеральным Прокурором Республики Казахстан.

Примечание. В статьях настоящей главы под лишением неприкосновенности понимаются дача согласия на привлечение к уголовной ответственности и применение мер процессуального принуждения.»;

84) в статье 549:

в части четвертой после слов «орган досудебного расследования» дополнить словом «, прокурору.»;

часть пятую изложить в следующей редакции:

«5. Вопрос о санкционировании меры пресечения в виде содержания под стражей, домашнего ареста подозреваемого в совершении преступления Председателя или члена Конституционного Совета Республики Казахстан разрешается следственным судьей специализированного межрайонного следственного суда города Нур-Султана на основании постановления начальника структурного подразделения Генеральной прокуратуры Республики Казахстан либо его заместителя, согласованного Генеральным Прокурором Республики Казахстан. Ходатайство о продлении срока содержания под стражей или домашнего ареста в отношении указанных лиц в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, может быть направлено в суд только при согласовании его Генеральным Прокурором Республики Казахстан.»;

85) в статье 550:

в части четвертой после слов «орган досудебного расследования» дополнить словом «, прокурору.»;

часть пятую изложить в следующей редакции:

 «5. Вопрос о санкционировании меры пресечения в виде содержания под стражей, домашнего ареста подозреваемого в совершении преступления судьи разрешается следственным судьей специализированного межрайонного следственного суда города Нур-Султана на основании постановления начальника структурного подразделения Генеральной прокуратуры Республики Казахстан либо его заместителя, согласованного Генеральным Прокурором Республики Казахстан. Ходатайство о продлении срока содержания под стражей или домашнего ареста в отношении судьи в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, может быть направлено в суд только при согласовании его Генеральным Прокурором Республики Казахстан.»;

86) в статье 551:

в части четвертой после слов «орган досудебного расследования» дополнить словом «, прокурору.»;

части шестую и восьмую изложить в следующей редакции:

«6. Вопрос о санкционировании меры пресечения в виде содержания под стражей или домашнего ареста подозреваемого в совершении преступления Генерального Прокурора Республики Казахстан разрешается следственным судьей города Нур-Султана на основании постановления начальника структурного подразделения Генеральной прокуратуры Республики Казахстан либо его заместителя, согласованного первым заместителем Генерального Прокурора Республики Казахстан. Ходатайство о продлении срока содержания под стражей или домашнего ареста в отношении Генерального Прокурора Республики Казахстан в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, может быть направлено в суд только при согласовании его первым заместителем Генерального Прокурора Республики Казахстан.

8. По окончании расследования уголовное дело с отчетом о завершении досудебного расследования, передается лицом, осуществляющим досудебное расследование, в установленном настоящим Кодексом порядке первому заместителю Генерального Прокурора Республики Казахстан, который выполняет действия, предусмотренные статьями 301-304 настоящего Кодекса. Дело, расследованное в отношении Генерального Прокурора Республики Казахстан, может быть принято к производству соответствующего суда только при наличии обвинительного акта, вынесенного первым заместителем Генерального Прокурора Республики Казахстан.»;

87) часть первую статьи 594 изложить в следующей редакции:

«1. Органы внутренних дел после вступления в законную силу постановления Генерального Прокурора Республики Казахстан или его заместителя о выдаче (экстрадиции) в течение тридцати суток организовывает этапирование и передачу выданного (экстрадированного) лица соответствующему органу того государства, которому оно выдано (экстрадировано), и об исполнении сообщить в Генеральную прокуратуру Республики Казахстан.»;

88) статью 595 дополнить частью четвертой в следующей редакции:

«4. Генеральная прокуратура Республики Казахстан дает поручение органу внутренних дел о согласовании места, времени и порядка передачи лиц, следующих транзитом через территорию Республики Казахстан.

Государственные органы в пределах компетенции оказывают содействие органу внутренних дел в осуществлении приема лиц, следующих транзитом через территорию Республики Казахстан и передачи их третьим государствам.»;

89) часть третью статьи 604 изложить в следующей редакции:

«3. После получения от уполномоченного органа иностранного государства информации о согласии на принятие осужденного для отбывания наказания или лица, к которому применены принудительные меры медицинского характера, Генеральная прокуратура Республики Казахстан дает поручение соответственно органу внутренних дел о согласовании места, времени и порядка передачи и организации передачи данного лица из учреждения уголовно-исполнительной системы или медицинской организации, осуществляющей принудительное лечение, в иностранное государство.

Государственные органы в пределах компетенции оказывают содействие органу внутренних дел в осуществлении передачи осужденного в иностранное государство.»;

90) в части первой статьи 607 после слов «их законные представители» дополнить словом «, супруг (супруга)»;

91) част первую статьи 609 изложить в следующей редакции:

«1. После удовлетворения запроса о приеме гражданина Республики Казахстан для отбывания наказания или проведения принудительного лечения и получения согласия уполномоченного органа иностранного государства на такую передачу Генеральная прокуратура Республики Казахстан дает поручение органу внутренних дел о согласовании места, времени и порядка передачи и организации передачи данного лица в учреждение уголовно-исполнительной системы или медицинскую организацию, осуществляющую принудительное лечение, в Республике Казахстан.

Государственные органы в пределах компетенции оказывают содействие органу внутренних дел в осуществлении приема гражданина Республики Казахстан для отбывания наказания или проведения принудительного лечения.».

Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие с 1 января 2024 года, за исключением:

1) норм настоящего Закона в отношении уголовных дел об убийствах, которые вводятся в действие с 1 января 2022 года;

2) норм настоящего Закона в отношении уголовных дел, подследственных антикоррупционной службе, органам военной полиции Министерства обороны Республики Казахстан, а также уголовных дел об особо тяжких преступлениях, подследственных органам внутренних дел, которые вводятся в действие с 1 января 2023 года.

 

 

         Президент

Республики Казахстан