Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Об утверждении Правил формирования архитектурного облика и градостроительного планирования города Алматы

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: АРВ
Дата создания: 16/04/2021
Публичное обсуждение до: 21/04/2021
Дата запуска онлайн-обсуждения: 16/04/2021 00:00:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 21/04/2021 00:00:00
Приложенные документы:

Приложение 1

к Правилам проведения и использования

 анализа регуляторного воздействия

регуляторных инструментов

 

 

Аналитическая форма по результатам анализа регуляторного
              воздействия регуляторных инструментов
 

Наименование регулирующего государственного органа или заинтересованного лица: Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан

В соответствии с пп. 18-11) п.1 статьи 25 Закона Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан».

 

Разработчик проекта документа КГУ «Управления городского планирования и урбанистики города Алматы»

Наименование НПП: Правила формирования архитектурного облика и градостроительного планирования города Алматы

 

 

Заполняется государственным органом (ГО)

Комм. и рек-ции общ. обсужд-я

Закл. ГО о комм. рек-циях общ. обсужд-я

ШАГ 1: Определение проблемы и цели регулирования

1

Определение проблемы и причины существования проблемы (текст в произвольной форме не превышающий 3 предложений, необходимо указать целевую группу и причинно-следственную связь)
 Для существующих регулирований – как проблема была определена

1. Отсутствие механизмов устанавливающие индивидуальные архитектурные и градостроительные требования к пространственной и визуальной организации территории города Алматы, эксплуатации зданий и сооружений с учетом исторических, ландшафтно-природных, функциональных и иных местных особенностей, а так же роли города Алматы в системе расселения Республики Казахстан.

2. Отсутствие механизмов по проведению публичных общественных обсуждений с вовлечением жителей, общественников, экспертов.

Целевые группы:

  1. Субьекты участвующие в архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
  2. граждане и юридические лица (далее субъекты), вне зависимости от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе и предприятия естественных монополий, участвующих в формировании, развитии, содержании территории города Алматы, а так же эксплуатирующие и обслуживающие здания и сооружения обязаны соблюдать и исполнять требования настоящих Правил.

 

 

2

Существуют ли данные (в цифровом измерении) доказывающие факт существования проблемы и показывающие ее масштаб для существующих регулирований – были ли указаны такие данные

На сегодняшний день установлены границы исторического центра города. В данных границах определены 36 земельных участков находящихся в частной собственности. Из них:

            8 участков в центральной части предлагается рассмотреть к изъятию (выкупу) на общую сумму 3,131 млрд. тенге и организацию общественных пространств с благоустройством и озеленением территории.

Данные меры приняты в связи с нахождением участков в дворовой территории, расположением на них большого количества зеленых насаждений на территории, а также не соответствии градостроительным регламентам.

Согласно поручения акима города Алматы, Управлением дополнительно предлагается включение в список изымаемых участков следующие 4 объекта:

Из них в центральной части изъять 2 участка для строительство объектов социального назначения.

2 участка за пределами исторического центра в связи с нахождением участков в дворовой территории, расположением на них большого количества зеленых насаждений на территории, а также нахождения курганов, что не  соответствует градостроительным регламентам.

Согласно данным Управления земельных отношенийстоимость изъятия данных 4-х участков ориентировочно составляет 8,03 млрд.тенге.

            По 10 участкам ранее с выдаными разрешительными документами принято решение к их завершению с учетом рекомендаций населения по блогоустройству прилигающей территории.

            По 1 объекту предлагается снести ранее недостроенное здание в связи с судебными тяжбами в рамках уголовного дела.

По 1 объекту ведутся судебные разбирательства в связи с отзывом ранее выданных разрешительных документов.

            По 5 участкам – предлагается восстановить ранее снесенные здания.

            8 земельных участков предлагается освоить в соответствии с разрабатываемыми Правилами застройки.

2 участка в квадрате ул. Шевченко, Панфилова, Курмангазы и Байсеитова возвращены в коммунальную собственность города. На этих территориях планируется разбить городской парк.

Усиление работы по привлечению общественности и по контролю за строительством

            В связи с повышением объемов строительства город сталкивается с проблемой роста плотности в исторических районах с развитой инженерной коммуникацией и социальной инфраструктуры. Растет недовольство среди горожан, увеличивается нагрузка на социальную, инженерную и транспортную инфраструктуру. Для решения этой проблемы, в соответствии с поручением Президента РК Касым-Жомарт Кемелевича о запрете точечной застройки в историческом центре, проводятся работы по выявлению участков, освоение которых может вызвать общественный резонанс из-за сноса зеленых насаждений или уплотненной застройки (микрорайоны, территории с существующими ИЖС и др.).

            В настоящее время разработаны Правила застройки, которые позволят урегулировать вопросы поднимаемые населением, установить ограничения и запреты на:

-           точечную и уплотняющую застройку в историческом центре, включая дворовые территории;

-           превышение допустимой высотности зданий;

-           изменение фасадов исторической застройки; 

-           снос объектов, формирующих историческую индивидуальность города.

            Основные положения Правил направлены на:

•           Утверждение градостроительных требований к развитию города с установлением зон особого градостроительного регулирования для целей сохранения исторически сложившейся застройки, и упорядочивания самой застройки в данных зонах (зонирование)

•           Определение исторически значимых объектов, возле которых любое строительство возможно только после общественного обсуждения

•           Установление плотности застройки и высоты зданий

•           Требования к улучшению аэрационного режима, зеленых насаждений, комфортности городской среды

•           Требования к фасадам зданий и сооружений, для сохранения исторического облика

•           Разработку механизмов по проведению публичных общественных обсуждений с вовлечением жителей, общественников, экспертов.

 

 

3

Какая цель введения регулирования или саморегулирования, основанного на обязательном членстве (участии) в сфере предпринимательской или профессиональной деятельности (опишите в произвольной форме)
 

- Приведение в соответствии с требованиями пп. 18-11) п.1 статьи 25 Закона Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан».

- С целью устанавления архитектурного и градостроительного требования к пространственной и визуальной организации территории города Алматы, эксплуатации зданий и сооружений с учетом исторических, ландшафтно-природных, функциональных и иных местных особенностей, а так же роли города Алматы в системе расселения Республики Казахстан.

 

 

ШАГ 2: Альтернативы

1. Определение планируемых для рассмотрения альтернатив

2.

Описание планируемых альтернатив (описываются все выбранные альтернативы в произвольной форме с указанием регуляторной конкретики (по списку выше)
Для существующих регулирований – описание альтернатив существующему регулированию

Вариант 1. На сегодняшний день установлены границы исторического центра города. В данных границах определены 36 земельных участков находящихся в частной собственности. Из них: 8 участков предлагается рассмотреть к изъятию (выкупу) на общую сумму 3,131 млрд. тенге и организацию общественных пространств с благоустройством и озеленением территории. Данные меры приняты в связи с нахождением участков в дворовой территории, расположением на них большого количества зеленых насаждений на терретории, а также не соответствии градостроительным регламентам.

2 участка в квадрате ул. Шевченко, Панфилова, Курмангазы и Байсеитова возвращены в коммунальную собственность города. На этих территориях планируется разбить городской парк.

По 10 участкам ранее с выдаными разрешительными документами принято решение к их завершению с учетом рекомендаций населения по блогоустройству прилигающей территории.

По 1 объекту предлагается снесни ранее недостроенное здание в связи с судебными тяжбами в рамках уголовного дела.

По 7 участкам – предлагается восстановить ранее снесенные здания.

  1. земельных участков предлагается освоить в соответсвии с Правилам формирования архитектурного облика города.

Однако, решение данных вопросов создает ряд юридических проблем, связанных с жалобами жителей города и активистов на  застройку, где при оказаний государственной услуги отсутствуют механизм регулирования в рамках действующего законодательства.

В частности АПЗ и согласование эскизного проекта. Выдача АПЗ и Согласование эскизного проекта на новое строительство осуществляются согласно Правил организации застройки и прохождения разрешительных процедур в сфере строительства утвержденного приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 750.

На основании вышеуказанных Правил, право отказать в оказании государственных услуг в установленном законом порядке не представляется возможным, в связи с правом на частную собственность согласно поправок Земельного кодекса до 2014 года.

Вместе с этим, в соответствии пп. 18-11) п.1 статьи 25 Закона Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан», для возможности регулирования сложившейся ситуации в последующей перспективе разработан правила формирование архитектурного облика и градостроительного планирование с учетом всех поднимающих вопросов населения, по регулированию застройки территории. Управлением городского планирования и урбанистики г.Алматы был разработан проект «Правил формирования архитектурного облика и градостроительного планирования города Алматы».

В правилах указано, что собственники участков в историческом центре смогут благоустроить в соответствии с пожеланиями жителей, возвести детские площадки или общественные пространства. Главное – не нарушать сложившийся архитектурный образ.

Также, будут определены границы исторического центра, а также отдельные зоны в других районах города, на которые будут распространяться правила, – в микрорайонах, спальных районах. Предусматривается определение исторически значимых объектов, возле которых любое строительство будет возможно только после общественного обсуждения. В правилах будет учтена плотность застройки и высота зданий в зонах особого градостроительного регулирования. Будут прописаны требования по улучшению аэрационного режима, озеленению, сохранению и повышению комфортности городской среды, оформлению фасадов для сохранения исторического облика города и высота зданий в зонах особого градостроительного регулирования.

Вариант 2: Сохранение текущего положения. На данный момент, в городе Алматы отсутствует механизм правового регулирование устойчивого архитектурно-градостроительного развития территории города Алматы с учетом местных особенностей. Однако, данная система не может урегулировать устойчивого архитектурно-градостроительного развития территории города Алматы с учетом местных особенностей;

Вариант 3:  Ужесточение контрольно-надзорной деятельности государства путем создания мониторинговой группы. Однако, по 2020-2023гг. в Казахстане объявлен мораторий на проверку малого бизнеса Указом Президента РК.

 

 

ШАГ 3: Определение воздействия альтернатив

3.1. Воздействие на экономическую систему

 

 

Выгоды

Издержки

 

 

 

Информационные инструменты. Отсутствие эффективного механизма правового регулирование устойчивого архитектурно-градостроительного развития территории города Алматы с учетом местных особенностей.  

Не вводить дополнительные регуляторные инструменты.

Положительные.

Введение механизма правового регулирование устойчивого архитектурно-градостроительного развития территории города Алматы с учетом местных особенностей

Необходимо внедрить правовое регулирование устойчивого архитектурно-градостроительного развития территории города Алматы с учетом местных особенностей

 

 

 

 

Воздействие на свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также международную торговлю и международные инвестиционные потоки.

Отсутствуют

Отсутствуют

 

 

 

Общие последствия для экономического роста.

Отсутствуют

Отсутствуют

 

 

 

Влияние на занятость, рабочие места

Отсутствуют

Отсутствуют

 

 

 

Информационные кампании.

Положительное, население будет иметь доступ к информации о состоянии среды их обитания и жизнедеятельности, а также о намерениях по застройке (перепланировке) территории

Информирование физических и юридических лиц о состоянии среды их обитания и жизнедеятельности, а также о намерениях по застройке (перепланировке) территории осуществляется местными исполнительными органами города через средства массовой информации или посредством проведения общественных обсуждений, экспозиций и выставок.

 

 

 

Воздействие на свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также международную торговлю и международные инвестиционные потоки.

Положительное

Отсутствуют

 

 

 

Общие последствия для экономического роста.

Положительное

Отсутствуют

 

 

 

Влияние на занятость, рабочие места

Отсутствуют

Отсутствуют

 

 

 

Усиление государственного контроля

Положительное.

Анализ по мониторингу и гуманизировать городскую среду и внедрить лучшую международную практику архитектурного и градостроительного планирования, развития городской территории.

Отсутствуют

 

 

 

Воздействие на свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также международную торговлю и международные инвестиционные потоки.

Отсутствуют

Отсутствуют

 

 

 

Общие последствия для экономического роста.

Положительные

Отсутствуют

 

 

 

Влияние на занятость, рабочие места

Отсутствуют

Отсутствуют

 

 

3.2. Воздействие на бизнес

В соответствии с формой 1

 

 

Выгоды

Издержки

 

 

 

Информационные инструменты. Отсутствие эффективного механизма мониторинга безопасности и неблагоприятных событий.

Не вводить дополнительные регуляторные инструменты.

 Положительные.

Контроль за осуществлением градостроительной деятельности направлен на обеспечение реализации государственной политики в области архитектуры, градостроительства и строительства в соответствии с генеральным планом и иной утвержденной градостроительной документацией, а также настоящими Правилами.

отсутствуют

 

 

 

Издержки для бизнеса по форме 1б

 

 

 

 

 

Информационные кампании.

Население получит доступ к качественной информации и будет иметь доступ к информации о состоянии среды их обитания и жизнедеятельности, а также о намерениях по застройке (перепланировке) территории. Повысится качества строительных работ и устойчивого архитектурно-градостроительного развития

Отсутствуют.

 

 

 

Издержки для бизнеса по форме 1б

 

 

 

 

 

Усиление государственного контроля

Положительные.

Своевременное принятие мер по устранению выявленных неблагоприятных событий. Сохранение единого архитектурного стиля и придерживаться архитектурно-градостроительных традиций, природно-климатических, ландшафтных, национально-бытовых и других местных особенностей, с сохранением и улучшением окружающей среды, памятников истории и архитектуры.

Отстутствует. Придерживаться архитектурно-градостроительных традиций, природно-климатических, ландшафтных, национально-бытовых и других местных особенностей, с сохранением и улучшением окружающей среды, памятников истории и архитектуры

 

 

 

Издержки для бизнеса по форме 1б

 

 

 

 

3.3 Воздействие на органы государственной власти и общество в целом. В соответствии с формой 1

 

 

Выгоды

Издержки

 

 

 

Информационные инструменты. Отсутствие эффективного механизма правового регулирование устойчивого архитектурно-градостроительного развития территории города Алматы с учетом местных особенностей.  

Не вводить дополнительные регуляторные инструменты.

Положительные.

Введение механизма правового регулирование устойчивого архитектурно-градостроительного развития территории города Алматы с учетом местных особенностей

Необходимо внедрить правовое регулирование устойчивого архитектурно-градостроительного развития территории города Алматы с учетом местных особенностей

 

 

 

 

Издержки на администрирование по форме 1в

 

 

 

 

 

Информационные кампании

Положительное влияние на информированность физических и юридических лиц о состоянии среды их обитания и жизнедеятельности, а также о намерениях по застройке (перепланировке) территории

Возможно увеличение административной нагрузки.

 

 

 

Издержки на администрирование по форме 1б

 

 

 

 

 

Усиление государственного контроля

Положительное.

Анализ по мониторингу и гуманизировать городскую среду и внедрить лучшую международную практику архитектурного и градостроительного планирования, развития городской территории.

Возможно увеличение административной нагрузки

 

 

 

Издержки на администрирование по форме 1в

 

 

 

 

ШАГ 4: Выбор наиболее оптимальной регуляторной альтернативы

Определение баллов 5-ти бальной системы оценки результативности регулирования
5 – поставленная задача решается полностью (проблема больше существовать не будет);
4 – поставленная задача решается почти полностью (все важные части проблемы существовать не будут);
3 – поставленная задача решается частично (проблема значительно уменьшается, самые критичные аспекты проблемы существовать не будут);
2 – поставленная задача решается в некоторых аспектах (некоторые важные и критические аспекты проблемы продолжат существовать);
1 – поставленная задача не решается (проблема продолжит существовать)**.

 

Рейтинг по результативности (достигаемости задач в решении проблемы)

Бал результативности
(5-ти бальная система)

Объяснение присвоения соответствующего балла

 

 

 

Информационные инструменты. Отсутствие эффективного механизма правового регулирование устойчивого архитектурно-градостроительного развития территории города Алматы с учетом местных особенностей.   Не вводить дополнительные регуляторные инструменты.

3

Отсутствие эффективного механизма правового регулирование устойчивого архитектурно-градостроительного развития территории города Алматы с учетом местных особенностей не позволит увеличить  соблюдение градостроительных требовании и проводить надлежащий мониторинг

 

 

 

Информационные кампании

2

Положительное влияние на информированность физических и юридических лиц о состоянии среды их обитания и жизнедеятельности, а также о намерениях по застройке (перепланировке) территории обеспечивает развитию города согласно градостроительным проектом с учетом мнений населения, но это не может полностью решит поставленную задачу

 

 

 

Усиление государственного контроля

5

Анализ по мониторингу и гуманизировать городскую среду и внедрить лучшую международную практику архитектурного и градостроительного планирования, развития городской территории.

 

 

 

Рейтинг по эффективности

Выгоды (итог)

Издержки (итог)

 

 

 

Информационные инструменты. Отсутствие эффективного механизма правового регулирование устойчивого архитектурно-градостроительного развития территории города Алматы с учетом местных особенностей.      

Не вводить дополнительные регуляторные инструменты.

 

Вариант  имеет среднюю результативность

Отсутствуют

 

 

 

Информационные кампании

Средняя результативность, которая позволит повысить грамотность населения и информированность населения о состоянии среды их обитания и жизнедеятельности, а также о намерениях по застройке (перепланировке) территории

Отсутствуют

 

 

 

Усиление государственного контроля

Наиболее эффективный метод.

 отсутствуют

 

 

 

Выбор наилучшей альтернативы (производится на основании сопоставления данных двух предыдущих таблиц) с определением возможных рисков и механизма реализации

Наилучший вариант  – комплексный вариант усиление государственного контроля плюс информационные инструменты, что позволит решить критические аспекты проблемы путем внедрения эффективного механизма правового регулирование устойчивого архитектурно-градостроительного развития территории города Алматы с учетом местных особенностей

 

 

 

Рейтинг

Возможные риски и непредвиденные последствия

Отсутствуют

Механизм реализации предлагаемого регулирования –  внедрение нормативного правового акта, регулирующих устойчивого архитектурно-градостроительного развития территории города Алматы с учетом местных особенностей

 

 

 

Усиление государственного контроля – рекомендуемый вариант

1. Сроки и этапы внедрения 2-е полугодие 2021 года
2. Уполномоченный орган, ответственный за внедрение регулирования и осуществления оценки достижения поставленных индикаторов КГУ «Управления городского планирования и урбанистики города Алматы»

 

 

             
 

 

ШАГ 5: Индикатор оценки

 

 

Рекомендуемая периодичность измерения индикаторов

1 раз в год.

Решение данной проблемы возможно в перспективе и процесс достижения цели является длительным.

 

Планируемое изменение данных, показывающих возможные изменения масштаба проблемы после введения регулирования

Нет

 

Определите индикаторы и рекомендуемые изменения в системы сбора и анализа информации для более полного мониторинга (возможные индикаторы и что надо сделать чтоб они стали измеряемы) и указать источники информации, на основании которых будет осуществляться оценка достижения заявленного индикатора

Регуляторный механизм направлен на выявление и своевременное проводение контроля за строительством, реконструкцией, ремонтом объектов недвижимости в целях получения информации о выполнении субъектами градостроительной деятельности требований градостроительной и проектной документации, государственных градостроительных нормативов и правил, разрешений на строительство. Один из индикаторов – увеличение количества судебных разбирательств.

На момент разработки АРВ, отсутствуют данные возможных индикаторов измерения эффективности решения предполагаемой проблемы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Форма 1

Расчет издержек для бизнеса (монетизация) альтернатив при усилении государственного контроля

 

Да

Нет

Инвестиции в средства производства, изменения помещений, лаборатории, обучение персонала, иные необходимые неадминистративные издержки

 

     Х

Необходимость использования третьих лиц для независимых экспертиз, оценок, заключений

 

      Х

Периодическая отчетность государству (или увеличение отчетности)

       Х

 

Становление субъектом специализированных государственных проверок (или ужесточение существующего режима проверок или санкций)

 

      Х

Получение справок и разрешений от государственных органов

 

      Х 

Издержки, связанные с введением саморегулирования, основанного на обязательном членстве (участии)

 

      Х

 

 

Расчет издержек на администрирование регулирования для государственных органов (монетизация) альтернатив при усилении государственного контроля

 

Выгоды

Издержки

Воздействие на органы государственной власти и общество в целом

Бюджетное влияние для государственных органов

отсутствуют

 Отсутствуют  

Непропорциональное воздействие на отдельный регион или сектор

отсутствуют

отсутствуют

Влияние на риски для здоровья, жизни и безопасности населения

Положительные

отсутствуют

 

Влияние на преступность, включая экономическую

Отсутствуют

отсутствуют

Влияние на сохранение культурного наследия

Положительные

отсутствуют

Влияние на культурное разнообразие

Отсутствуют

отсутствуют

Влияние на выбросы вредных загрязнителей воздуха и парниковых газов

Положительные

отсутствуют

Влияние на количество и разнообразие флоры и фауны

Положительные

отсутствуют

Влияние на грунты и воду

Положительные

отсутствуют

Дополнительная часть

Относительное влияние издержек в зависимости от размера предприятия

Является ли относительное влияние издержек для малых предприятий выше чем для больших? Нет.

Устанавливает ли вариант прямое регулирование цен

Нет

 

 

           Отчет о проведении общественных обсуждений

 

В рамках проекта Правил формирования архитектурного облика и градостроительного планирования города Алматы. Подпункт 18-11) п.1 статьи 25 и статья 13 Закона Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан».

Разработчик проекта документа: КГУ «Управления городского планирования и урбанистики города Алматы»

 

1

Общественное обсуждение:
 укажите дату информирования об их проведении, дату начала общественных обсуждений


15.04.2021г.

2

Способ проведения общественного обсуждения (онлайн обсуждение, посредством форумов, совещания, опрос и так далее). При проведении мероприятий в виде совещаний, круглых столов, форумов, опроса и других необходимо указать даты проведения и количество участвовавших.

Онлайн обсуждение и Открытые НПА

3

С кем проводились обсуждения (перечислить все организации, в том числе государственные органы, ассоциации, предпринимателей, общественные объединения и так далее)

Национальная Палата Предпринимателей, Общественный совет города Алматы и др.

4

Полученные комментарии, замечания и предложения

положительные