Концепция проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития охтничьей отрасли и сохранения животного мира»
Краткое содержание: Концепция проекта Закона Республики КазахстанСтатус: На рассмотрении
Версия проекта: Версия 1
Тип НПА: Концепция Дата создания: 28/04/2021 15:49:12 Публичное обсуждение до: 17/05/2021 Дата запуска онлайн-обсуждения: Дата окончания онлайн-обсуждения:
- 2
- Комитет лесного хозяйства и животного мира Министерства экологии и природных ресурсов Республики Казахстан
- 1 0
- 1227
- 0
- 0
1. Наименование концепции
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития охтничьей отрасли и сохранения животного мира».
2. Название законопроекта
О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития охтничьей отрасли и сохранения животного мира
3. Обоснование необходимости разработки законопроекта
Мировой опыт показал, наиболее надежный путь охраны животного мира - организация эффективного охотничьего хозяйства. Совмещение охраны животных с экономической рентабельностью использования в Северной Америке, Западной Европе и в ряде африканских стран привело к поразительным результатам в воспроизводстве и сохранении диких животных, постоянно поддерживаемой на наивысшем уровне численности, соответствующем предельной емкости угодий.
Нужно осознать также, что при всевозрастающем антропогенном прессе сохранить биоразнообразие запретами охоты и посредством создания только особо охраняемых природных территорий (ООПТ) нереально. Наиболее надежный путь охраны животного мира - организация эффективного охотничьего хозяйства, в сочетании с государственной системой контроля и развитием сети ООПТ.
Не менее важным направлением охотничьей отрасли является вольерное разведение животных. Фермерское разведение диких копытных могло бы стать важнейшим элементом охотничьего и сельского хозяйства (альтернативным традиционному животноводству), а также экологического туризма в Казахстане. К тому же это наиболее реальный путь сохранения и восстановления ценнейших биологических ресурсов.
Процесс ведения фермерского хозяйства, дичеразведения требуют значительных финансовых вложений. Во всех странах Европы практикующим дичеразведение государством предусматривается субсидирование. При этом, поддержка со стороны государства необходима только в начале деятельности, а затем хозяйство перейдет на самоокупаемость.
В отличие от многих стран, у нас неограниченные возможности для размещения охотничьих парков – заброшены и никак не используются миллионы гектаров пахотных земель, не говоря уже о кустарниковых пустошах.
В соответствии с Конституцией Республики Казахстан, животный мир принадлежит государству.
На субъекты охотничьего хозяйства возложены обязанности по охране и воспроизводству животного мира. Они обременены различными платежами (за лесопользование, за изъятие объектов животного мира, за внутрихозяйственное охотоустройство и другие). На них возложены обязанности по охране и воспроизводству охотничьих, а также редких и исчезающих видов животных. В то же время, охотпользователи наделены минимумом прав и практически беззащитны от вмешательства государственных органов в их деятельность (запрет охоты, изъятие угодий для государственных нужд без компенсации). Существует явный экономический и правовой перекос, не позволяющий вести устойчивый бизнес в этой хозяйственной сфере. В республике экономические показатели охотхозяйственной деятельности не достигли самоокупаемости и абсолютное большинство охотничьих хозяйств являются убыточными.
Согласно статистическим данным, затраты на ведение охотничьего хозяйства в 6,6 раз превышают доходы от охотохозяйственной деятельности. Субъекты охотничьего хозяйства направляют ежегодно на развитие охотхозяйственной деятельности 2,3-2,8 млрд. тенге, а также в республиканский бюджет в виде платежей за пользование животным миром 150,0-190,0 млн. тенге.
Законопроектом планируется внести поправки в законодательство Республики Казахстан по следующим направлениям:
1) совершенствование механизма управления охотохозяйственной отраслью;
2) усиления правовой защищенности субъектов охотничьего хозяйства и закрепления за ними права на возмещение понесённых ими затрат;
3) совершенствование механизма управления популяциями диких животных и их изучения;
4) привлечение частных инвестиций в ООПТ и воспроизводство редких и исчезающих видов животных;
5) развитие иностранного охотничьего туризма;
6) государственная поддержка дичеразведения охотничьих, редких и исчезающих видов диких животных.
Разработка законопроекта предусмотрена пунктом 84-1 Регламента Правительства Республики Казахстан, внеплановыми законопроектными работами Правительства Республики Казахстан на 2021-2022 годы.
Объекты животного мира, обитающие в естественных условиях, а также содержащиеся в условиях культуры (полувольных условиях), подпадают под сферу регулирования законов Республики Казахстан «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» и «Об особо охраняемых природных территориях». Основные изменения и дополнения предполагается вносить в эти законодательные акты, а также связанные с ними смежные законы.
В охране животного мира значительную роль играют общественные объединения охотников, на территории которых проводится массовая любительская (спортивная) охота и частные охотохозяйственные организации, за которыми закреплено более половины охотничьих угодий Республики. Общественные объединения охотников и субъекты охотничьего хозяйства осуществляют мероприятия по охране и воспроизводству животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, за счет собственных средств. Их потенциал позволяет значительно улучшить систему охраны диких животных. Но при этом необходимо повысить правовую защищенность охотохозяйственных организаций и предусмотреть меры их дальнейшего развития.
Предлагается компетенцию уполномоченного органа дополнить нормой по разработке и утверждению правил возмещения убытков и потерь охотохозяйственным организациям в случае изъятия земельных участков с закрепленными охотничьими угодьями для государственных надобностей и правил распределения средств, полученных в качестве штрафных сумм и сумм, взысканных с нарушителей природоохранного законодательства за нанесённый ущерб. В целях усиления борьбы с браконьерством на территории охотничьего хозяйства предлагается внедрить опыт соседних с Казахстаном государств -Киргизии и Узбекистана по поощрению егерей путем отчисления части штрафов и исков за незаконную охоту, выявленных ими, в виде премии. Такая мера материального стимулирования окажет содействие в повышении эффективности работы егерской службы субъектов охотничьего хозяйства.
Также имеется необходимость внесения дополнений в компетенцию уполномоченного органа в части разработки и утверждения правил субсидирования искусственного разведения диких животных и их выпуска в природу.
Опыт целого ряда стран, достигших значительных успехов в сохранении и восстановлении диких животных, прежде всего видов, отнесенных к объектам охоты, а также редких, свидетельствует, что в основе этого лежит государственная поддержка частных инициатив на законодательном, природоохранном и экономическом уровнях. В Казахстане перспективное направление охотничьего хозяйства – дичеразведение практически не получило должного развития, поскольку отсутствует правовой механизм для привлечения частного инвестора для восстановления численности диких животных путем их искусственного разведения.
В этой связи необходимо в соответствии с пунктом 5 статьи 35 Бюджетного Кодекса Республики Казахстан внесение дополнений в компетенцию уполномоченного органа в части разработки и утверждения правил субсидирования искусственного разведения диких животных и их выпуска в природу.
Практическое применение данной компетенции уполномоченного органа позволит внедрить финансовый механизм привлечения частного инвестора в процесс развития отрасли экономики-охотничьего хозяйства путем субсидирования части расходов, понесенных субъектом, осуществляющим разведения животных и их выпуск в природу, при этом ожидается, например:
расчеты по бухарскому оленю показывают, что через 7 лет субсидирования к 18 годам ожидается прирост численности с 878 особей до 6000 особей, потом можно определить лимит их изъятия. На 7 год ожидается первый выпуск в природу, в тот же год станет возможной коммерческая реализация. Потребность в субсидировании составляет порядка 544 млн. тенге на 7 лет. Прямая выгода государства в денежном выражении составит более 300 млн. тенге, а косвенная выгода более 11 млрд.тенге за весь период;
по семиреченскому фазану по аналогичным расчетам (наблюдается сокращение численности по регионам) ожидается прирост численности с 226 600 до 1150000 особей. Уже на 2-й год возможен выпуск в природу и коммерческая реализация. Общие субсидии, выплачиваемые в течение 7 лет, составляют в размере порядка 212 млн. тенге. При этом прямая выгода государства составит более 20 млн.тенге;
аналогичные расчеты и объемы субсидирования возможно определить по другим видам животных, согласно рекомендуемого перечня, приведенного в Правилах Правилах субсидирования искусственного разведения диких животных и их выпуска в природу;
решение социальных вопросов: создание новых рабочих мест и рост благосостояния местного населения;
повышение продуктивности охотничьих угодий, увеличение доходной части и роста развития охотничьих хозяйств, охотничьих фермерских хозяйств;
содействие решению продовольственной программы путем поставки продукции дичеразведения на рынок;
содействие развитию охотничьего туризма путем организации трофейной охоты в вольерах на виды животных, разведенных в неволе, включая краснокнижных животных.
Кроме того, в рамках международного сотрудничества данная компетенция позволит уполномоченному органу в области охраны, воспроизводства и использования животного мира выполнять принятые обязательства Казахстана по реализации требовании Конвенции по сохранению и устойчивому использования биоразнообразия, в части восстановления популяции видов животных, находящихся под угрозой исчезновения.
В целях усиления борьбы с браконьерством на территории охотничьего хозяйства предлагается внедрить опыт соседних с Казахстаном государств -Киргизии и Узбекистана по поощрению егерей путем отчисления части штрафов и исков за незаконную охоту, выявленных ими, в виде премии. Такая мера материального стимулирования окажет содействие в повышении эффективности работы егерей, заработная плата которых на сегодня составляет порядка 25–30 тыс. тенге.
Например, постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «О порядке распределения штрафных сумм, и сумм, взысканных с нарушителей природоохранного законодательства», принятого в 2014 году, всем лицам, выявившим нарушения законодательства об охране животного и растительного мира, выплачивается вознаграждение в размере 30% от суммы возмещения ущерба и денежного штрафа.
Для повышения роли субъектов охотничьего хозяйства в сохранении животного мира, привлечения инвестиций в отрасль, необходимо создать благоприятную среду посредством внесения в Налоговый и Лесной кодексы дополнения и поправки освобождающие их от необоснованных финансовых нагрузок.
Ныне действующий порядок формирования и утверждения лимита основан на долгосрочном прогнозе, не отвечает биологическим основам не истощительного использования животного мира и не позволяет охотничьим хозяйствам управлять охотничьими популяциями диких животных. Добросовестный охотпользователь вкладывающий средства в охрану и воспроизводство диких животных не имеет гарантии, что получит квоту в полном объёме и не может планировать добычу охотничьих животных заранее, в том числе и заключать договора с иностранными охотниками, так как ежегодно получает квоту добычи по факту.
В связи с чем, необходимо внести в Закон «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» соответствующие изменения в порядок разработки и утверждения лимитов изъятия объектов животного мира. При этом предусмотреть разделение видов охотничьих животных на лимитируемые и не лимитируемые виды, изъятие которых регулируется путем изменения суточной нормы добычи. Кроме того, необходимо рационализировать процедуру получения разрешения на изъятие видов животных, численность которых подлежит регулированию.
Местный исполнительный орган владеет ситуацией на местах и более оперативно может реагировать на изменения условий обитания диких животных (климатические, антропогенные и другие) и на локальные изменения их численности, а также учитывать интересы предпринимателей и граждан региона. В связи с этим необходимо к его компетенции отнести перенос сроков охоты.
В течение последних 8-ми лет в Республике Казахстан осуществляется государственно-частное партнерство в управлении и учете ресурсов животного мира через аккредитованные государством ассоциации общественных объединений охотников и субъектов охотничьего хозяйства. Это нововведение одобрено казахстанскими и иностранными специалистами в области природоохранной деятельности. Необходимо расширить и детализировать роль аккредитованных государством ассоциаций общественных объединений охотников и субъектов охотничьего хозяйства в управлении охотохозяйственной отраслью, правовой защиты интересов охотников и субъектов охотничьего хозяйства.
Одним из перспективных направлений развития въездного туризма в Казахстане является иностранный охотничий туризм. В этой связи, необходимо в Законодательство Республики Казахстан внести соответствующие поправки, направленные на создания благоприятных условий для его развития. В том числе дать возможность выдавать субъектам охотничьего хозяйства квоту на ограниченное использование редких и исчезающих видов животных, численность которых стабильно возрастает в результате охотохозяйственной деятельности.
Для перспективного планирования мероприятий по ключевым видам и группам видов необходимо внести в Закон понятие и внедрить в работу «План действий по виду или группе видов», широко используемый в международной практике. Перспективные целевые планы, контролируемые уполномоченным органом, обеспечивают согласованность мероприятий, эффективное расходование бюджетных средств и привлечение инвестиций, включая развитие охоты.
Для обеспечения научных исследований необходимо ясно отделить отлов с целью мечения животных и взятия проб от изъятия из природы, с иными разрешительными процедурами.
Необходимо так же в Законодательство внести нормы регулирующие отношения в области обращения с животными в целях их защиты, обеспечения безопасности, прав и иных законных интересов граждан при обращении с животными, а также укрепления нравственности и соблюдения принципов гуманности общества.
В целях проведения качественного учета редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, проведение работы по их интродукции и реинтродукции, в рамках осуществления государственного заказа необходимо предусмотреть данные функции у государственных предприятий.
Принимая во внимание, что сайгак в течении года постоянно мигрирует, сохранение этого вида, не возможно без стратегического государственного управления его популяцией. Для этого предлагается внести поправки, позволяющие внедрить государственную монополию на пользование сайгаками и их дериватами, по аналогии с государственной монополией на пользование осетровыми видами рыб.
В Законе Республики Казахстан «О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия» ввести нормы, определяющие порядок приобретения и использования оружия охотохозяйственной организацией, а также позволяющие предоставлять охотникам, в том числе и иностранным, охотничье оружие во временное пользование для охоты. А так же, для развития охотничьего туризма разрешить использование лука и арбалета.
В целях создания благоприятных условий для создания охотничьих ферм, сафари парков, диче-ферм направленных на разведение в вольерах диких животных в том числе и редких, необходимо внести поправки в соответствующие статьи Земельного, Налогового и Экологического кодексов и в Закон «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира», направленные на предоставление физическим и юридическим лицам земельных участков, налоговых льгот и исключение норм, позволяющие чиновникам постоянно вмешиваться в их предпринимательскую деятельность.
В целях привлечения инвестиций, в Законе «Об особо охраняемых природных территориях» предусмотреть создание частных ООПТ и возможность передачи ООПТ без статуса юридического лица под управление частным инвесторам.
4. Цели принятия законопроекта
Основной целью принятия законопроекта является совершенствование действующего законодательства Республики Казахстан в сфере охраны, воспроизводства и использования животного мира, охотничьего хозяйства и ООПТ, а также экологического, земельного и иного смежного законодательства по вопросам, касающихся животного мира, для создания устойчивого правового и финансового механизма по охране и воспроизводству животного мира.
5. Предмет регулирования законопроекта
Предметом регулирования законопроекта являются общественные отношения по владению, распоряжению и пользованию, природными биологическими ресурсами, повышению их экологического и ресурсного потенциала.
6. Структура законопроекта
Законопроект состоит из 2-х статей:
статья 1 законопроекта предусматривает внесение изменений и дополнений в следующие законодательные акты Республики Казахстан:
Налоговый кодекс Республики Казахстан;
Лесной кодекс Республики Казахстан;
Предпринимательский кодекс Республики Казахстан;
Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях»;
Земельный кодекс Республики Казахстан;
Экологический кодекс Республики Казахстан;
Бюджетный кодекс Республики Казахстан;
Закон Республики Казахстан «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан»;
Закон Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях»;
Закон Республики Казахстан «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира»;
Закон Республики Казахстан «О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия»;
Закон Республики Казахстан «О местном управлении и самоуправлении»;
Закон Республики Казахстан «О государственном имуществе»;
Закон Республики Казахстан «О ветеринарии».
Статья 2 регулирует порядок введения в действие законопроекта.
7. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия, в случае принятия законопроекта
Правовые последствия, ожидаемые после принятия законопроекта:
стабилизация и улучшение окружающей среды, позволяющее сохранять объекты животного мира и среды его обитания, природно-заповедного фонда, повышение качества жизни и здоровья населения;
повышение эффективности мер по охране, воспроизводству и использованию ресурсов животного мира;
содействие переходу Казахстана к «Зеленой экономике» и выполнению международных соглашений, в частности, Конвенции о биологическом разнообразии, Конвенции об охране мигрирующих видов диких животных
и другие.
Принятия поправок в части устойчивого пользования объектами животного мира (интенсивное ведение охотничьего хозяйства, создание охотничьих ферм, развитие иностранного охотничьего туризма, организация спортивной охоты и промысловой добычи) позволит экономить государственные средства на охрану животного мира
и среды его обитания, контролировать эпидемиологическую ситуацию среди плотоядных животных и грызунов на больших территориях, а так же снизит пресс со стороны охотников на популяции диких копытных и редких животных, обитающих на воле, создать генетические резерваты в виде вольерных популяций охотничьих и редких диких животных, обеспечить занятость населения в отдалённых от городов, малоперспективных населённых пунктах, создать инфраструктуру для развития экологического, охотничьего туризма и организации отдыха для граждан.
8. Необходимость одновременного (последующего) проведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом
Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом отсутствует.
9. Регламентированность предмета законопроекта иными словами НПА (список НПА)
Ранее проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития охтничьей отрасли и сохранения животного мира» не вошёл в Законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам туристской деятельности».
Таким образом, предполагается внести изменения и дополнения в соответствии с формированием Правительством проекта плана законопроектных работ на 2021 год согласно пункта 84-1 Регламента Правительства Республики Казахстан.
10. Наличие зарубежного опыта
Охота, любительское рыболовство, охотничье-рыболовный и экологический туризм – важнейшие составляющие культуры и экономики многих стран и нашего государства. Даже экономически развитые страны уделяют большое значение охотничьему хозяйству.
Так в США, например, любительской охотой занимаются около 14 млн человек, любительской рыбной ловлей – 45 млн и 63 млн ведут наблюдение за животными в природе. Они ежегодно вкладывают в экономику страны 100 млрд долл., а их обслуживание создает более 2 млн рабочих мест (Дежкин и др., 2009; Сафонов, 2014). При этом не только не уничтожены, а, напротив, восстановлены ресурсы большинства охотничьих видов животных, и их численность и добыча продолжает возрастать.
Любые изменения в сфере охоты и охотничьего хозяйства сразу же сказывались на биоразнообразии. Это мы наблюдали в странах бывшего социалистического содружества, странах СНГ и Казахстане. Разрушение этой сферы приводило к разгулу браконьерства, резкому сокращению видовых ареалов и ресурсов животных, исчезновению популяций, а развитие – к восстановлению популяций и увеличению числа редких и исчезающих видов.
Животный мир в странах СНГ, Монголии, Туркмении является собственностью государства, но правом управления животным миром наделены различные институты власти. Так в Монголии и Таджикистане таким правом наделена местная власть, в России к компетенции федеральной власти отнесено право управления редкими и исчезающими видами, а охотничьими видами управляют субъекты федерации. В Турции предусмотрено делегирования этого права физическим и юридическим лицам. В большинстве Европейских государств (Англии, Германии, Австрии, Чехии и др.) собственность на животный мир связана с правом землевладения, это связано с тем, что в некоторых государствах Евросоюза практически не осталось государственных земель. Соответственно и количество добычи охотничьих животных определяется землевладельцем и охотхозяйственной организацией.
Исходя из сложившейся ситуации в различных государствах и различный подход к институционному устройству управлением животного мира, его охране и развитию охотничьего хозяйства. В Англии, Чехии, Словакии, Австрии, отчасти Германии большинство охотничьих хозяйств представлено огороженными охотничьими угодьями с разведёнными в вольерах животных и небольших по площади охотничьих хозяйств, арендуемых охотничьими коллективами на частных землевладениях. В Турции, Украине, Белоруссии, России, Западной и Центральной Азии, Канаде, Африки большая часть охотничьих хозяйств организована на государственных землях с различными формами землевладения.
Во многих государствах сочетаются охотничьи хозяйства и охотничьи фермы. На фермах разводят как охотничьи виды животных так и редких и исчезающих животных, которые являются частной собственностью владельцев ферм и правила пользования этими животными определяет владелец, соблюдая правила гуманного обращения при их содержании и использовании. В Туркмении право собственности на животных, разведённых в вольерах и выпущенные на волю, остаётся за организациями и учреждениями их выпустившими.
Порядок закрепления охотничьих угодий и создание охотничьих хозяйств и ферм, значительно варьирует от центральных органов (Армения, Грузия) до местных мажилисов в Таджикистане и окружных собраний народных представителей в Монголии. Хорошая практика имеется в законодательстве стран объединённой Европы и Армении, наделяющая землевладельцев не только правами но и предусматривающая их ответственность за сохранение редких и исчезающих видов животных, обитающих на их землях. В Турции и Туркмении в роли социальноориентированных охотпользователей определены различные общественные объединения охотников, которым делегировано право проведения охоты в охотничьих угодьях общего пользования.
Охрана животного мира в Европейских государствах возложена на полицию, в большинстве стран СНГ, Азии и Африки на специализированные органы. Но всё больше прав передаётся егерской службе охотничьих хозяйств или специализированным службам охраны, нанимаемых владельцами хозяйств. Во всех государствах законодательно определено привлечение населения к управлению животным миром от контроля, до прямого участия в охранных мероприятиях. В Киргизии государство приняло прогрессивные законы, согласно которым 40% от платы за ресурсы возвращается охотпользователям на проведение биотехнических мероприятий и 25 % перечисляется в местный бюджет и 35 в департамент главохоты. В Киргизии существует институт общественных инспекторов, которые так же как, егеря охотхозяйств получают вознаграждение в размере 30% от суммы штрафов и исков. Опыт поощрение за выявленное нарушение фактов незаконной охоты применяется и в Узбекистане, применялся и в Казахской ССР (при его использовании количество выявляемых фактов браконьерства егерями, гражданами, общественными инспекторами превосходил таковой со стороны госорганов – охотинспекторами – это путь к всенародной охране животного мира). Правом охраны наделены и вне правительственные организации Монголии. Общественная организация Англии RSPB выявляет больше фактов незаконной добычи диких животных, чем полиция (эта организация выявляет факт нарушения, собирает первичный материал и передаёт в полицию для принятия процессуального решения).
Во всех странах предусмотрено обучение охотников и егерской службы, особо строгий подход наблюдается в странах Евросоюза.
Охотпользователь, получивший на 25 или 50 лет охотничьи угодья, вкладывает средства в их охрану, устраивает кормовые поля, заготавливает корма, организует борьбу с хищниками, закупает и выпускает в угодья кабанов, маралов, косуль, разводит уток, фазанов и другие виды. Численность животных в результате увеличивается, иногда в три-пять и более раз. В Германии, Австрии, Англии, Франции и других развитых государствах каждый участок охотничьих угодий имеет ответственное за охрану, воспроизводство и использование охотничьих животных юридическое или физическое лицо. Этого требует и здравый смысл, иначе будет процветать браконьерство.
Та же самая картина наблюдается во многих Африканских странах известных по организации Сафари (ЮАР, Намибия, Уганда и другие), Новой Зеландии, Австралии численность диких животных, в том числе и редких возросла так же благодаря охотхозяйствам, которые, в отличии от ООПТ, заинтересованы не просто в сохранении животных, а в создании высокой их плотности.
Так же мировой опыт наглядно свидетельствует, что чрезмерная численность животных, в том числе и хищных, рано или поздно уничтожающих кормовые ресурсы и самих себя, не мене вредна и опасна, как и охота сверх меры. И даже самые отъявленные поборники невмешательства человека в природу понимают, что в трасформированных экосистемах охота нужна хотя бы для регулирования населения животных, предотвращения распространения некоторых болезней и эпизоотий, для защиты самого человека и домашних животных от крупных хищников, утративших страх перед людьми.
Известный охотовед Данилкин А.А. отмечает: «Охота в правильном понимании – не зло, с которым нужно бороться или мириться, а рациональное использование некоторых маргинальных зон, оберегаемых тем самым от неуместных преобразований, наносящих значительно больший вред делу сохранения природы в целом». Охота должна быть соразмерна с количеством дичи, а количество дичи соразмерно с кормовыми ресурсами и емкостью угодий. Основное условие охоты – ограничение ее во времени, пространстве и масштабе. По определению классика охотоведения Олдо Леопольдо, «охота есть искусство землепользования, обеспечивающее ежегодное устойчивое (сохраняющееся в течение длительного времени) снятие урожая диких животных в рекреационных целях. Если ресурсы дичи использовать разумно, они будут существовать вечно». Идея Олдо Леопольда сохранения природных ресурсов посредством разумного их использования поддержана президентом США Теодором Рузвельтом, мировой общественностью и воплощена в жизнь во многих странах. Принцип устойчивости (неистощимости) использования ресурсов живой природы во второй половине ХХ века был общепризнан и формализован.
В последние десятилетия во всем мире особенно быстро прогрессирует многоцелевое полувольное разведение диких копытных, включающее, помимо получения мясной и пантовой продукции, охоту на животных в загонах, выпуск в природу «под выстрел» или для создания вольных группировок, а также платные демонстрации зверей посетителям по типу открытого зоопарка. Это направление в несколько раз доходнее содержания на той же площади домашнего скота. Спрос на такого рода услугу, как и на экологический туризм, неуклонно растет, растут и доходы фермеров, что, в свою очередь, способствует расширению бизнеса и увеличению поголовья парковых копытных. Более того, парки и фермы повсеместно стали своеобразными резерватами генофонда видов, центрами их расселения, а в последнее время – и экологическими центрами.
Судя по литературным источникам, поголовье оленей и лани на огороженной территории в Австралии достигло 220 тыс., в Канаде – 160 тыс., в США – 200 тыс., в Китае – 600 тыс. В Западной Европе на более чем 10 тысячах ферм содержат свыше 700 тыс. особей (включая кабана) и ежегодно получают около 7 тыс. тонн мяса. В Намибии на пяти с лишним тысячах ранчо с площадью около 35 млн. га находится, зачастую вместе с домашним скотом, свыше 500 тыс. голов 11 видов копытных. В Уганде и Намибии дичефермы и крупные воспроизводственные участки занимают 10-15% территории. В Новой Зеландии, где вольерное разведение благородного и пятнистого оленей и лани начато лишь в 1969 г., сейчас содержат более 1,5 млн. особей. Эта страна в короткий срок стала основным поставщиком «дикого» мяса, шкур и пантов на мировой рынок на сотни миллионов долларов ежегодно. В Австралии, Великобритании и Австрии срезка пантов с живых животных запрещена по гуманным соображениям. Оленей здесь разводят в полувольных условиях в основном для охоты и получения высококачественного мяса (Данилкин,2006 ).
Общее количество охотничьих ресурсов, которые содержатся в вольерах на территории Российской Федерации, составляет 24 вида. Самыми распространенными по численности видами охотничьих ресурсов, которые содержатся в полувольных условиях, являются утки – 23 тыс. особей, фазаны – 16,5 тыс. особей, благородный олень – более 11 тыс. особей, кабан – 11 тыс. особей, пятнистый олень – около 5 тыс. особей, лань – около 2 тыс. особей, косули – около 3 тыс. особей), муфлон – около 4 тыс. особей, сайгак — 200 особей, лось -172 особи, белохвостый олень — 170 особей, дикий северный олень (50 особей), кабарга (20 особей), гибрид зубра с бизоном (16 особей).
11. Предполагаемые финансовые затраты
Реализация проекта закона потребует выделения дополнительных финансовых затрат из республиканского бюджета.