Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Концепция по проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития земельных отношений»

Краткое содержание: Концепция по проекту Закона Республики Казахстан
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Концепция
Дата создания: 30/04/2021
Публичное обсуждение до: 19/05/2021
Дата запуска онлайн-обсуждения: 19/05/2021 10:30:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 19/05/2021 18:30:00

1. Наименование концепции

Концепция по проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития земельных отношений»


 

2. Название законопроекта

«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития земельных отношений»


 

3. Обоснование необходимости разработки законопроекта

Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития земельных отношений» (далее – проект Закона) разработан в целях исполнения поручения Главы государства, данного по итогам расширенного заседания Правительства Республики Казахстан от 26 января 2021 года и по итогам деятельности Комиссии по земельной реформе, созданной на основании поручения Президента Республики Казахстан, данного на V заседании Национального совета общественного доверия при Президенте Республики Казахстан от 25 февраля 2021 года и распоряжения Премьер-Министра Республики Казахстан от 19 марта 2021 года № 62-р.

С момента создания Комиссии по земельной реформе (далее – Комиссия) проведено 5 заседаний. 

По итогам деятельности Комиссии принят ряд решений о целесообразности сохранения института  аренды земель сельскохозяйственного назначения сроком до 49 лет гражданам Республики Казахстан, а также юридическим лицам Республики Казахстан без иностранного участия и выработаны предложения по усовершенствованию норм земельного законодательства по землям сельскохозяйственного назначения в части повышения требований к изменению их целевого назначения, отчуждения права аренды без выкупа у государства,  обеспечения открытости данных с указанием наименования сельхозземлепользователей, а также возврата функций государственного контроля за использованием и охраной земель в ведение центрального уполномоченного органа и т.д.

В этой связи, в целях законодательного урегулирования выработанных Комиссией предложений и рекомендаций по совершенствованию норм земельного законодательства предлагается внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты:

1. В Земельный кодекс Республики Казахстан по следующим направлениями

Сохранение и совершенствование института долгосрочной аренды на земли сельскохозяйственного назначения

На сегодняшний день общая площадь сельскохозяйственных угодий в земельном фонде страны составляет 202,2 млн.га. Из них 108,6 млн.га вовлечено в сельскохозяйственный оборот, 93,6 млн.га находятся в запасе. При этом, из 108,6 млн.га, используемых в сельском хозяйстве, 107,2 млн.га предоставлены в аренду более 200 тыс. субъектам АПК. Таким образом, более 98% находящихся в обороте земель сельскохозяйственного назначения в настоящее время находятся в аренде.

Согласно действующих норм Земельного кодекса РК землепользователям запрещается отчуждать и проводить любые гражданско-правовые сделки (продажа, дарение, мена, субаренда) в отношении права землепользования на землях сельхозназначения (за исключением передачи в залог, а также в качестве вклада в уставной капитал юрлиц).

В свою очередь, низкая арендная плата за землю и отсутствие возможности отчуждать свои права на землю не стимулирует приход эффективного предпринимателя вместо неэффективного землепользователя. Низкие платежи за землю позволяют фермеру, получившему когда-то от государства право аренды на землю бесплатно, не отказываться от права аренды и использовать этот участок не эффективно, либо сдавать нелегально в субаренду другим землепользователям.

Также практикуется отчуждение арендованных у государства сельскохозяйственных земель, которое совершается путем продажи доли в уставном капитале третьему лицу, или через акции акционерного общества. Это усложняет проведение государственного контроля за рациональным использованием сельхозземель.

В целом отсутствие механизма распоряжения арендуемыми сельскохозяйственными земельными участками является сдерживающим фактором инвестиционной привлекательности сельхозземель и, следовательно, тормозом развития сельского хозяйства.

Этому также способствует отсутствие эффективного механизма изъятия прав на нерационально используемые земельные участки. Предусмотренные механизмы изъятия земель сложные и длительные. Тем самым сохранится парадоксальная ситуация когда при наличии огромных земельных ресурсов в республике для ведения агробизнеса земли отсутствуют. Предприниматели, которые хотят открыть свой бизнес в аграрной сфере, или расширить уже имеющийся, сталкиваются с ситуацией, что нет подходящей земли. При этом вокруг находятся огромные неиспользуемые земельные массивы.

В этой связи, в законопроекте предусматриваются нормы по устранению барьеров на оборот сельхозземель посредством снятия ограничений на распоряжение такими землями (отчуждение  права аренды).

Также предлагается перейти на электронный формат предоставления земель сельскохозяйственного назначения, что обеспечит прозрачность механизма получения таких земель, а также конкретизировать обязательства субъектов земельных правоотношений по рациональному и эффективному использованию земель. 

В этой связи, учитывая интересы действующих арендаторов и лиц, заинтересованных в получении земель для ведения сельского хозяйства в долгосрочную аренду, проектом Закона предлагается сохранить норму по предоставлению на конкурсной основе земель сельскохозяйственного назначения в аренду сроком до 49 лет.

При этом, в целях исключения рисков спекуляции, приобретения субъектами рынка права аренды сельхоз земель у государства исключительно для последующей его продажи, с целью извлечения прибыли от сделки, предлагается установить отчуждение права аренды по истечении пятилетнего срока. 

Совершение сделок по продаже права аренды земельного участка предлагается осуществлять с обязательным уведомлением уполномоченного органа по земельному отношению и последующим переоформлением договора аренды на нового арендатора.

Принимая во внимание, что продажа права аренды на земельные участки, сформированные за счет условных земельных долей, напрямую затрагивает права и интересы правообладателей указанных долей, предлагается разрешать сделки с такими земельными участками только при условии их письменного согласия.

Также, в целях регулирования вопросов по залогу сельскохозяйственных земель проектом Закона предлагается залог земельного участка, сформированного за счет условных земельных долей допускать только с согласия обладателей таких долей. В случае отсутствия такого согласования передача в залог не допускается.

Возврат контрольных функций центральному уполномоченному органу по управлению земельными ресурсами (далее – центральный уполномоченный орган)

Законом Республики Казахстан от 29 сентября 2014 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления» функции государственного контроля за использованием и охраной земель были переданы местным исполнительным органам.

Вместе с тем, проведенный сравнительный анализ показателей контроля за 2020 год по отношению к показателям 2013 года показал, что количество проверок местных исполнительных органов сократилось в 2,6 раза, а устраняемость выявленных нарушений – в 4,5 раза. Более того, наблюдается сокращение количества выборочных проверок.

При этом, в Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан поступает множество обращений от физических и юридических лиц на действия и бездействие местных исполнительных органов. Так, за последние 3 года количество таких обращений составило более 2800 (2018 год – 880 обращений, 2019 год – 990 обращений, 2020 год – 941 обращение).

Проведенный анализ показывает, что передача контрольных функций за использованием и охраной земель местным исполнительным органам оказалась неэффективной.

Вопрос передачи контрольных функций за использованием и охраной земель уполномоченному органу, в целях своевременного выявления фактов неиспользования земель, незаконного предоставления земель в собственность или землепользование поддерживается Верховным судом Республики Казахстан, Генеральной прокуратурой Республики Казахстан, а также Национальной палатой предпринимателей «Атамекен».

Необходимо отметить и наличие некоторого конфликта интересов к примеру заявления о предоставлении земельных участков, вынесение их на рассмотрение земельной комиссии и подготовка проектов решений местного исполнительного органа о предоставлении либо отказе в предоставлении права на земельные участки осуществляется уполномоченным органом по земельным отношениям.

Объединение функций по рассмотрению заявлений (ходатайств) о предоставлении земельных участков и контролю за соблюдением сроков рассмотрения указанных заявлений (ходатайств) в одном органе порождает конфликт интересов и не может не влиять на объективность и прозрачность осуществления государственного контроля.

В этой связи, проектом Закона для урегулирования данного вопроса функции государственного контроля за использованием и охраной земель предлагается передать в компетенцию центрального уполномоченного органа с созданием его территориальных органов в областях, городах республиканского значения, столице.

Передача почвенных, геоботанических лабораторий и агрохимслужбы в ведение центрального уполномоченного органа

Качество земель в системе эффективного функционирования сельского хозяйства занимает одно из лидирующих позиций. Важнейшим свойством сельскохозяйственных земель является их плодородие, от чего зависит и продовольственная безопасность страны.

На урожайность сельскохозяйственных культур большое влияние оказывает качественная характеристика почв.

В целях оценки качественного состояния сельскохозяйственных угодий, в рамках государственной программы развития агропромышленного комплекса по республике проводятся почвенные и геоботанические изыскания сельскохозяйственных земель, по результатам которых, создаются соответствующие электронные карты и вырабатываются предложения и рекомендации по восстановлению качества угодий по каждому хозяйству.

На сегодняшний день почвенные и геоботанические лаборатории находятся в ведении Государственной корпорации «Правительство для граждан» (далее – Госкорпорация).

Указанные виды работ перешли в ведение Госкорпорации в составе государственного земельного кадастра и являются не свойственными для нее, поскольку предметом деятельности и основной целью Госкорпорации является оказание государственных услуг по принципу «одного окна», кардинальное улучшение качества и сокращение сроков оказания госуслуг населению.

Вместе с тем, результаты проводимых почвенными и геоботаническими лабораториями исследований необходимы исключительно для государства и субъектов АПК.

Так, результаты почвенных и геоботанических изысканий необходимы, прежде всего, для планирования использования земель, контроля за их рациональным использованием, предотвращения деградации, опустынивания земель и других неблагоприятных последствий хозяйственной деятельности, применения к собственникам земель и землепользователям предусмотренных законом мер, в том числе административного характера.

Нахождение их в ведении Госкорпорации является не свойственными функциями, чем существенно затрудняет администрирование работ по проведению качественной оценки сельхоз земель и эффективности реализации поставленных перед МСХ РК задач.

Наряду с этим, результаты проводимых почвенных и агрохимических  обследовании показали постепенное ухудшение плодородия почв пашни.  Сохранение и воспроизводство плодородия почв являются приоритетной задачей аграрной науки и сельхозтоваропроизводителей республики.

Состояние плодородия почв, в связи с низкими объемами применения минеральных и органических удобрений, снижением площадей посева под многолетними травами, продолжающейся эрозией почв, прекращением работ по мелиорации (гипсованию) почв солонцового комплекса привело к усилению процессов деградации земель сельскохозяйственного назначения и их плодородия, увеличению площадей почв с низким содержанием питательных веществ.

Проведение комплекса почвенных обследований, агротехнических, агрохимических, противоэрозионных и культур технических мероприятий, направленных на повышение эффективности земледелия, требует объективной и постоянно обновляемой информации о состоянии плодородия почв.

Для оценки состояния и динамики агрохимических характеристик земель сельскохозяйственного назначения РГУ «Республиканский научно-методический центр агрохимической службы» МСХ РК проводится систематическое крупномасштабное агрохимическое обследование земель Республики Казахстан, которое является одним из главных оценочных показателей, как положительных, так и негативных последствий антропогенной деятельности землепользователя на плодородие почв в процессе сельскохозяйственного использования.

На сегодня, имеется необходимость объединения агрохимических и почвенных лабораторий для оказания полного цикла работ направленных на определение качественно состояния почвенного покрова и выработке рекомендации по дальнейшему использованию с разработкой внутрихозяйственного обустройства территорий, соблюдения севооборотов, чередование монокультур, внесение органических и других удобрений направленных на повышение урожайности и сохранения плодородного слоя пахотных земель.

В этой связи, в целях эффективной реализации политики по обеспечению рационального использования сельскохозяйственных земель, функции Госкорпорации по ведению государственного кадастра, связанные с учетом качества угодий, включающим их экономическую оценку и ведение мониторинга, проведение почвенных, геоботанических, агрохимических обследований и бонитировки почв проектом Закона предусматривается передать в центральный уполномоченный орган.

Запрет на изменение целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения на «садоводство» и «дачное строительство»

В действующем Земельном кодексе РК отсутствует прямой запрет на изменение целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения для целей садоводства и дачного строительства, что на практике возникают случаи, когда собственники больших массивов сельскохозяйственных угодий меняют их целевое назначение на «садоводство» либо «дачное строительство», сегментируя его на множество мелких участков для последующей их реализации третьим лицам.

Необходимо отметить, что все вышеуказанные земельные участки, являясь землями сельскохозяйственного назначения, расположены за пределами населенных пунктов, не входят в зону их перспективного развития и не предусмотрены градостроительными проектами.

Между тем, изменение целевого назначения таких земель на «садоводство» и «дачное строительство» за пределами населенных пунктов и образование не предусмотренных градостроительными проектами садоводческих участков может привести к их хаотичной застройке жилыми домами, появлению густонаселенных жилых массивов, не имеющих статус населенных пунктов и  возникновению в дальнейшем социальной напряженности, в связи с отсутствием соответствующей инфраструктуры и социальных объектов (дорог, школ, больниц и т.д.).

В этой связи, проектом Закона предусматривается прямой запрет на изменение целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения крестьянского или фермерского хозяйства и товарного сельскохозяйственного производства, на «садоводство» и «дачное строительство».

Недопущение незаконной застройки на земельных участках, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, в качестве полевого надела

Согласно нормам статьи 102 Земельного кодекса РК, земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства состоит из приусадебного и полевого наделов.

Приусадебный надел предоставляется в границах (черте) сельских населенных пунктов и используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также возведения жилого дома, хозяйственно-бытовых построек в соответствии с законодательством Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Полевой надел предоставляется из земель сельских населенных пунктов в соответствии с проектом земельно-хозяйственного устройства территорий населенной части либо на территории, переданной в административное подчинение, и используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции.

Вместе с тем, на практике, ввиду того что в правоустанавливающих и идентификационных документах не уточняется, какой из видов надела предоставляется гражданину (указывается как «для ведения личного подсобного хозяйства»), имеют место случаи застройки полевых наделов индивидуальными жилыми домами, что противоречит вышеуказанным требованиям.

В этой связи, в целях недопущения незаконной застройки земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства в качестве полевого надела, проектом Закона предлагается дополнить статью 102 Земельного кодекса РК нормой, согласно которой, сведения о виде надела земельного участка, предоставляемого для ведения личного подсобного хозяйства, отражаются в правоустанавливающем и идентификационном документе на земельный участок.

Обеспечение прав добросовестных собственников земельных участков и землепользователей, земельные участки которых не используются по целевому назначению ввиду наличия не зависящих от них обстоятельств

Согласно требованиям статьи 92 Земельного кодекса РК, в случае если земельный участок, предназначенный для строительства, не используется по назначению в течение трех лет со дня принятия решения о его предоставлении (если более длительный срок не предусмотрен проектно-сметной документацией), то такой земельный участок подлежит принудительному изъятию в порядке, предусмотренном статьей 94 настоящего Кодекса, за исключением земельного участка, находящегося в частной собственности граждан Республики Казахстан для индивидуального жилищного строительства.

До принятия Закона Республики Казахстан от 29 декабря 2014 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в Республики Казахстан» в статье 92 Земельного кодекса РК были предусмотрены обстоятельства, согласно которым в период использования земельного участка не включалось время, необходимое для освоения такого земельного участка, а также время, в течение которого данный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Как правило, уполномоченные органы к иным обстоятельствам, относили случаи, когда земельные участки были предоставлены на площадках без соответствующей инженерной (коммунальной) инфраструктуры, либо проводились работы по изменению генеральных планов населенных пунктов, проектов детальной планировки районов, то есть обстоятельства, не зависящие от волеизъявления собственника участка или землепользователя.

Действующая редакция, согласно которой, в периоды неиспользования земельного участка по назначению, не включается время, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению вследствие непреодолимой силы, при определении использования земельных участков по назначению применяется уполномоченными органами по-разному со стороны местных исполнительных органов и органов прокуратуры, собственниками земельных участков, также судами при рассмотрении гражданских дел по изъятию неиспользуемых земель.

Кроме того, имеются примеры случаев, когда местные исполнительные и уполномоченные органы необоснованно отказывают в предоставлении согласования эскизных проектов, либо АПЗ, возвращая их неоднократно по формальным основаниям и т.д.

В этой связи, проектом Закона предлагается предусмотреть в статье 92 Земельного кодекса РК случаи, когда земельный участок не подлежит принудительному изъятию за неиспользование по целевому назначению ввиду наличия обстоятельств, исключающих возможность его использования. К таким случаям предлагается отнести:

- отсутствие на территории размещения земельного участка утвержденной в установленном порядке градостроительной документации (генерального плана, проекта детальной планировки и застройки, проекта земельно-хозяйственного устройства территории), а также возможности подключения к инженерным сетям;

- изменение местными исполнительными органами утвержденных в установленном порядке генеральных планов, проектов детальной планировки и застройки, исключающее возможность использования земельного участка по целевому назначению;

- бездействие местных исполнительных и уполномоченных органов в рассмотрении заявок собственников и землепользователей на получение архитектурно-планировочных заданий и субъектов естественных монополии в рассмотрении заявок собственников и землепользователей на получение технических условий на подключение к инженерным сетям и иных согласительных процедур, предусмотренных при строительстве объектов (если такие бездействия доказаны в суде).

Обеспечение прав субъектов на обжалование решения земельной комиссии

Законом Республики Казахстан от 4 мая 2018 года № 151-VІ ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования земельных отношений» Земельный кодекс РК был дополнен нормой, согласно которой протокольное решение земельной комиссии может быть обжаловано в суд.

Вместе с тем, как показала практика, субъекты земельных правоотношений не всегда имеют возможность реализовать данное право.

Так, в большинстве случаев заявители не успевают обжаловать протокол земельный комиссии, поскольку отсутствует конкретный срок направления его заявителю.

В статье 43 Земельного кодекса РК установлено, что один экземпляр положительного заключения земельной комиссии в течение одного рабочего дня передается заявителю для подготовки им землеустроительного проекта.

При этом для отрицательного заключения такой срок не установлен.

В этой связи, проектом Закона предлагается установить аналогичный срок для вручения заявителю отрицательного заключения земельной комиссии.

Кроме того, судами протокол земельной комиссии признается правовым актом индивидуального применения, что исключает его обжалование после вынесения постановления акимата об отказе в предоставлении земельного участка.

Исходя из позиции суда, право обжалования протокольного решения земельной комиссии может быть реализовано до принятия постановления местного исполнительного органа. В случае принятия местного исполнительного органа постановления об отказе в предоставлении земли суд прекращает производство по делу по обжалованию протокола, поскольку акт индивидуального применения (т.е. протокол) исполнен, право на оспаривание протокольного решения комиссии утрачено.

При этом суд указывает, что решение местного исполнительного органа напрямую зависит от заключения, которое будет принято земельной комиссией.

Законом Республики Казахстан от 4 мая 2018 года № 151-VІ ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования земельных отношений» не предусмотрено право местного исполнительного органа на вынесение решения отличительного от заключения земельной комиссии. Таким образом отсутствие возможности обжаловать протокол, может повлиять в дальнейшем и на возможность обжалования постановления местного исполнительного органа.

Согласно Земельному кодексу РК, решение об отказе в предоставлении земельного участка принимается на основании отрицательного заключения земельной комиссии в течение семи рабочих дней с даты вынесения заключения земельной комиссии.

При этом, имеется практика, когда местный исполнительный орган принимает решение об отказе в предоставлении права на земельный участок уже на следующий день после вынесения соответствующего заключения земельной комиссии, либо в тот же день, что лишает предпринимателя возможности обжаловать протокол, поскольку действующий срок (7 рабочих дней с момента принятия решения земельной комиссией) является лишь предельным для принятия решений местным исполнительным органом, но не ограничивает его принять указанное решение раньше.

В этой связи, проектом Закона предлагается внести изменения в п.2 ст.43 Земельного кодекса РК в части установления срока обжалования протокольного решения земельной комиссии в течении семи рабочих дней с даты его получения заявителем и принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка по истечении срока обжалования протокольного решения земельной комиссии.

Запрет на предоставление сельскохозяйственных земель гражданам Республики Казахстан, состоящим в браке (супружестве) с иностранцами или лицами без гражданства

Президентом Республики Казахстан на пятом заседании Национального совета общественного доверия 25 февраля текущего года было поручено законодательно запретить продажу и аренду сельскохозяйственных земель иностранцам и иностранным юридическим лицам (соответствующий законопроект одобрен Мажилисом Парламента и 14 апреля текущего года внесен в Сенат).

В целях недопущения рисков обладания сельскохозяйственных земель гражданами Республики Казахстан, состоящих в браке (супружестве) с иностранцами или лицами без гражданства, проектом Закона предлагается установить запрет таким лицам на владение и пользование сельскохозяйственными землями.

Установление территорий пастбищных угодий, необходимых для удовлетворения нужд населения для выпаса сельскохозяйственных животных личного подворья

 Согласно статьи 23 Земельного кодекса РК, земельные участки, занятые пастбищными и сенокосными угодьями, используемыми и предназначенными для нужд населения, в том числе находящимися в пределах границы городов областного и районного значения, поселков, сельских населенных пунктов не предоставляются в раздельную собственность и землепользование граждан и негосударственных юридических лиц.

Вместе с тем, в свое время, в 90-х годах, земли вокруг сел были распределены по условным земельным долям гражданам, проживавших и работавших в указанных селах. 

В те времена поголовье скота жителей сел было гораздо меньше и пастбищ было достаточно, с учетом перспективного развития населенных пунктов.

В настоящее время потребность в пастбищах существенно увеличилась, поскольку личное подворье населения выросло в разы, по сравнению с теми годами. 

На сегодняшний день площадь пастбищных угодий населенных пунктов составляет 21 млн. га. Согласно статистическим данным, в личных подсобных хозяйствах на начало текущего года имеется 6,2 млн. условных голов сельскохозяйственных животных, подлежащих выпасу.

При этом, согласно утвержденным нормативам нагрузки на общую площадь пастбищ, требуется 50 млн. га пастбищ для выпаса скота личных подсобных хозяйств. Соответственно, расчётная нехватка пастбищ составляет 29 млн. га.

Вместе с тем, большая часть земель вокруг населенных пунктов на сегодня занята сельхоз субъектами, в том числе сформировавшимися за счет вышеуказанных условных земельных долей.

Для решения проблемы дефицита пастбищ вокруг населенных пунктов для вышеуказанных целей, в   2018 году в Земельный кодекс РК были внесены дополнения, наделяющие местные исполнительные органы правом изымать земельные участки для государственных нужд в целях удовлетворения нужд населения по содержанию их личного подворья.

Вместе с тем, в целях уточнения норм по определению территорий пастбищных угодий, необходимых для удовлетворения нужд населения для выпаса сельскохозяйственных животных личного подворья предлагается данные территории определить совместными решениями представительных и исполнительных органов в зависимости от местных условий и особенностей с обозначением их в Плане по управлению пастбищами.

Изготовление идентификационных документов на земельные участки физических и юридических лиц за счет бюджетных средств в случае изменения административно-территориального устройства

В целях предотвращения недовольства граждан и сокращения их финансовых издержек на изготовление новых идентификационных документов на принадлежащие им на праве частной собственности или землепользования земельные участки по причине изменения их идентификационных характеристик административно-территориальной принадлежности, проектом Закона предлагается замену идентификационных документов таких земельных участков осуществлять за счет бюджетных средств.

Открытие персональных данных по арендаторам земель сельскохозяйственного назначения

В ходе работы Комиссии по земельной реформе поднималась проблема закрытости сведений государственного земельного кадастра.

Согласно положениям Земельного кодекса РК сведения земельного кадастра, не содержащие государственных секретов и иных ограничений, являются общедоступными и предоставляются заинтересованным физическим и юридическим лицам на платной основе.

Иные ограничения регулируются Законом РК от 21 мая 2013 года «О персональных данных и их защите».

Согласно статье 11 Закона РК от 21 мая 2013 года «О персональных данных и их защите» собственники и операторы, а также третьи лица, получающие доступ к персональным данным ограниченного доступа, обеспечивают их конфиденциальность и не допускают их распространение без согласия субъекта, если иное не предусмотрено законодательством.

В базе данных Автоматизированной информационной системы государственного земельного кадастра имеется более 5,4 млн. сведений о земельных участках, их правовом статусе, идентификационных характеристиках, собственниках земель и землепользователях, и др. данные.

 На сегодняшний день любое заинтересованное лицо имеет возможность получения в онлайн-режиме на бесплатной основе информации о любом земельном участке, за исключением Ф.И.О. собственника земельного участка (землепользователя) либо наименования юридического лица на сайте aisgzk.kz либо интернет-ресурсах МИО, интегрированных с aisgzk.kz.

Учитывая изложенное, размещение в открытом доступе сведений о лицах, в случаях, не предусмотренных Земельным кодексом РК, противоречит нормам Закона.

При этом индивидуальные персональные данные, идентифицирующих физических и юридических лиц, в данной информации не указываются.

В этой связи, предоставление открытого доступа к информации по земельным участкам возможно только по параметрам, установленным статьей 43 Земельного кодекса РК, с указанием Ф.И.О. физического лица и наименования юридического лица (без указания персональных данных) по землям сельскохозяйственного назначения, находящихся на праве аренды.

Также, проектом Закона будут урегулированы вопросы порядка выхода из состава учредителей владельцев условных земельных долей, приоритетного права предоставления земель сельскохозяйственного назначения гражданам Республики Казахстан, проживающих в соответствующем регионе, ужесточение требований к залоговым землям, совершенствования земельного законодательства по предоставлению и изменению целевого назначения земель, включения в состав земельной комиссии представителя мониторинговой группы при Антикоррупционной службе, обеспечения самоотвода члена земельной комиссии, в случае выявления конфликта интересов,  выкупа юридическими лицами садовых и дачных участков в черте населенного пункта для их градостроительного освоения в соответствии с  утвержденными  генеральными планами, проектами детальной планировки и застройки, проектами земельно-хозяйственного устройства территории, а также вопросы согласования смежных собственников (землепользователей) землеустроительных проектов в части отсутствия наложений к проектируемым земельным участкам и лесоразведения.

 2. В Предпринимательский кодекс Республики Казахстан:

Согласно статье 48 Земельного кодекса РК, земельные участки для реализации инвестиционных проектов предоставляются вне торгов (конкурсов, аукционов). Вместе с тем, законодательно не установлены критерии, по которым проект может быть признан инвестиционным.

Для решения вопроса, Законом Республики Казахстан от 3 апреля 2019 года статья 282 Предпринимательского кодекса РК была дополнена пунктом 8-1, согласно которому уполномоченный орган по инвестициям разрабатывает порядок определения проекта инвестиционным для предоставления земельных участков из государственной собственности.

Вместе с тем, из-за отсутствия в редакции данного пункта слова «утверждает», до настоящего времени соответствующий нормативный правовой акт не принят.

Как следствие, земельные участки для вышеуказанных целей местными исполнительными органами без проведения процедуры торгов (аукционов) не предоставляются.

В этой связи, проектом Закона предлагается дополнить пункт 8-1 статьи 282 Предпринимательского кодекса РК компетенцией по утверждению порядок определения проекта инвестиционным для предоставления земельных участков из государственной собственности.

3. В Закон Республики Казахстан «О пастбищах»:

В целях сокращения нехватки пастбищ для выпаса скота местного населения проектом Закона предлагается в Плане по управлению пастбищами определять территории пастбищных угодий, необходимых для удовлетворения нужд населения для выпаса сельскохозяйственных животных личного подворья, пастбища в пределах которых не будут предоставляться в частную собственность и во временное землепользование, а  будут использоваться только для нужд местного населения по содержанию маточного (дойного) поголовья сельскохозяйственных животных.

4. В Закон Республики Казахстан от 30 июня 2016 года «О приостановлении действия отдельных норм Земельного кодекса Республики Казахстан и введения в действие Закона Республики Казахстан от 2 ноября 2015 года «О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Республики Казахстан»:

Указом Президента Республики Казахстан от 6 мая 2016 года введен мораторий до 31 декабря 2021 года на применение норм Закона Республики Казахстан от 2 ноября 2015 года «О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Республики Казахстан», в том числе на предоставление земельных участков сельскохозяйственного назначения в частную собственность казахстанцам.

Вопрос сохранения либо отмены института частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения для казахстанцев был обсужден на Комиссии.

По итогам обсуждений члены Комиссии согласились с неготовностью на данном этапе казахстанского общества к частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения, а также Комиссии к принятию окончательного решения по данному вопросу.

По мнению большинства членов Комиссии, данный вопрос может быть рассмотрен только при решении имеющихся вопросов в сфере регулирования использования земель сельскохозяйственного назначения, таких как отсутствие полной информации о качестве сельхоз земель, необходимость их инвентаризации, пересмотра их кадастровой стоимости, обеспечение прозрачного и эффективного контроля за их рациональным использованием

В этой связи, проектом Закона на основании принятого Комиссией решения предлагается продлить срок действия моратория на предоставление частной собственности земель сельскохозяйственного назначения сроком до 31 декабря 2025 года.

За указанный период центральными уполномоченными и местными исполнительными органами будут приняты соответствующие меры по решению вышеуказанных вопросов.

5. В Закон Республики Казахстан от 2 ноября 2015 года «О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Республики Казахстан»

Законом Республики Казахстан от 2 ноября 2015 года «О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Республики Казахстан» предусмотрено упрощение процедуры изменения целевого назначения земельного участка сельскохозяйственного назначения.

Так, были предусмотрены нормы, что при строительстве объектов, связанных с ведением сельского хозяйства на земельных участках, предоставленных для ведения сельскохозяйственного производства и при смене формы хозяйствования изменения целевого назначения такого земельного участка не требуется.

В этой связи для существенного упрощения деятельности субъектов аграрного сектора предлагается вывести из действия моратория нормы по упрощению процедуры изменения целевого назначения земельного участка сельскохозяйственного назначения и снятию ограничений на распоряжение правом аренды на сельскохозяйственные земли (отчуждение  права аренды без выкупа права у государства).


 

4. Цели принятия законопроекта

Основной целью принятия проекта закона является совершенствование земельного законодательства, регулирования института аренды земель сельскохозяйственного назначения и усиление государственного контроля за использованием земель.


 

5. Предмет регулирования законопроекта

Предметом регулирования законопроекта являются общественные отношения в области возникновения права землепользования, использования земельных участков, совершенствование государственного контроля за использованием и охраной земель направленного на предотвращение, выявление и устранение нарушений земельного законодательства.

 

6. Структура законопроекта

Законопроект состоит из 2-х статей:

Статья 1 законопроекта предусматривает внесение изменений и дополнений в следующие законодательные акты Республики Казахстан:

Земельный кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года;

Предпринимательский кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года;

Водный кодекс Республики Казахстан от 9 июля 2003 года;

Закон Республики Казахстан от 20 февраля 2017 года «О пастбищах»;

Закон Республики Казахстан «О приостановлении действия отдельных норм Земельного кодекса Республики Казахстан и введения в действие Закона Республики Казахстан от 2 ноября 2015 года «О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Республики Казахстан»;

 Закон Республики Казахстан от 2 ноября 2015 года «О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Республики Казахстан».

Статья 2 регулирует порядок введения в действие законопроекта.


 

7. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия, в случае принятия законопроекта

Правовые последствия, ожидаемые после принятия проекта закона, проявятся в урегулировании законодательством вопросов при проведении государственного контроля за использованием и охраной земель.

Положительные социально-экономические последствия принятия данного проекта закона проявятся в достижении положительного эффекта для рационального и целевого использования земель сельхозназначения, сокращении фактов неиспользования либо использования земельного участка с нарушением законодательства, создании прозрачных условий для возврата неиспользуемых земель в государственную собственность для последующего вовлечения их в экономический оборот.


 

8. Необходимость одновременного (последующего) проведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом

Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом отсутствует. 


 

9. Регламентированность предмета законопроекта иными словами НПА (список НПА)

Вопросы использования земель регулируются Гражданским кодексом Республики Казахстан, Законами Республики Казахстан «Об архитектурной, строительной и градостроительной деятельности», «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан», «О государственном имуществе», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество».


 

10. Наличие зарубежного опыта

Мировая практика показывает, что эффективность аграрной отрасли неразрывно связана с уровнем развития оборота и рационального использования земельных ресурсов в стране и аренда земли наиболее полно отвечает целям повышения эффективности использования сельхозземель.

Во многих странах мира сосуществует как частная, так и государственная формы собственности на землю.  При отсутствии права частной собственности, в отдельных странах сельхоз земли свободно обращаются на рынке (продаются, дарятся, закладываются в залог и т.д.).

Зарубежный опыт регулирования арендных земельных отношений (Канада, Австралия, Дания, Франция, Нидерланды, Новая Зеландия, Германия) показал развитость данного института с учетом интересов всех субъектов и ведения хозяйственной деятельности.

В каждой стране вопрос регулирования земельных отношений связан с национальными особенностями и экономической целесообразностью. Например, в Канаде 90% земель находится в государственной собственности, во Франции в аренде находится 50% земель. И в этих странах достигнут высокий уровень интенсивности сельхоз производства.

Анализ опыта Российской Федерации показывает, что государственный земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель осуществляется специальными уполномоченными государственными органами и организациями независимо от их организационно-правовых форм. (статья 71 Земельного кодекса РФ)

Государственный земельный контроль (надзор) осуществляют центральные уполномоченные органы:

1) Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) – за землей как объектом недвижимого имущества;

2) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) – за землей как природным объектом и природным ресурсом;

3) Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) – за землями сельскохозяйственного назначения.

Полномочия органов государственного земельного контроля распространяются на все земли в пределах территории РФ независимо от форм собственности, правового режима и целевого назначения. Решения государственных контрольных органов обязательны для исполнения. Одновременно за землепользователями сохраняется право оспорить решение, затрагивающее их права и интересы, в административном и судебном порядке.

Государственные инспекторы по использованию и охране земель наделены правами:

 посещать организации и объекты, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, а также земельные участки, занятые военными, оборонными и другими специальными объектами;

давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения требований земельного законодательства, а также об устранении нарушений, выявленных в ходе проведения проверок;

составлять по результатам проверок акты с обязательным ознакомлением с ними собственников, владельцев, пользователей, арендаторов земельных участков;

составлять протоколы о нарушениях земельного законодательства и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях с целью привлечения виновных лиц к ответственности;

безвозмездно получать сведения и материалы о состоянии, использовании и охране земель;

обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению инспекторами законной деятельности, а также в установлении личности граждан, виновных в нарушении земельного законодательства.

В Республики Беларусь государственный контроль за использованием и охраной земель является всеобщим и постоянным. Он распространяется на все категории земель Республики Беларусь и всех пользователей земли. Государственный контроль за землями – составная  часть контроля в области природопользования и охраны окружающей среды.

Земельное законодательство определяет круг органов, которые осуществляют государственный контроль. К ним относятся:

- Министерство природных ресурсов Республики Беларусь и его территориальные органы;

- землеустроительные службы в структуре соответствующих исполкомов.

Полномочия этих органов определяются земельным и экологическим законодательством, а порядок осуществления – Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

На землеустроительные службы возложено осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель в полном объеме, проведением и качеством землеустроительных, земельно-кадастровых работ, в том числе проверка соблюдения физическими и юридическими лицами законодательства об охране и использовании земель. Начальник землеустроительной службы местного исполнительного комитета является главным государственным инспектором соответственно области, района, города по использованию и охране земель (Указ Президента Республики Беларусь от 11 декабря 2009 года № 622).

В Республике Узбекистан государственный контроль за использованием и охраной земель осуществляется в порядке, определенном Законом Республики Узбекистан «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов» и актов законодательства.

Государственный контроль осуществляется должностными лицами центральных уполномоченных органов и областей, столицы, как Госкомэкология Республики Узбекистан, Республики Каракалпакстан, Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, Комитета Республики Каракалпакстан по экологии и охране окружающей среды, управлений по экологии и охране окружающей среды областей и города Ташкента в соответствии с их полномочиями.

Также в Узбекистане приняты дополнительные меры по дальнейшему повышению эффективности использования земельных ресурсов республики.

В этом направлении приняты Указ Президента Республики Узбекистан от 31 мая 2017 года № УП-5065 «О мерах по усилению контроля за охраной и рациональным использованием земель, совершенствованию геодезической и картографической деятельности, упорядочению ведения государственных кадастров» и постановление Президента Республики Узбекистан от 31 мая 2017 года № ПП-3024 «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру».

Принятыми документами определены основные задачи и направления деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру:

- осуществление системного государственного контроля за рациональным использованием и охраной земель, а также государственного геодезического надзора за неукоснительным соблюдением законодательства;

- разработка и реализация государственных программ по повышению плодородия почв, рациональному использованию и охране земель;

- проведение мониторинга сельскохозяйственных угодий, посева и выращивания сельскохозяйственных культур с применением беспилотных летательных аппаратов, обеспечение функционирования систем спутниковой навигации, с использованием геодезических данных и картографических материалов и другие.

Анализ опыта Российской Федерации по использованию земель не по целевому назначению показал, что существует две формы ответственности за нарушение обязанности по использованию земли для всех лиц, осуществляющих владение и (или) пользование земельными участками: наложение административного взыскания в виде штрафа и последующее изъятие, которые предусмотрены за неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства в течение установленного федеральным законом срока, а также за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. При этом результатом нарушения обязанности по использованию земельного участка может стать его изъятие, которое, однако, осуществляется строго в рамках установленной законом процедуры, включающей в себя несколько этапов.

Неиспользование земельного участка ввиду наличия объективных препятствий может быть оценено судом как недостаточное основание для привлечения лица к административной ответственности и для последующего прекращения права на неиспользуемый земельный участок при наличии фактов, подтверждающих действия собственника, арендатора, землевладельца, землепользователя по устранению такого рода препятствий и осуществлению действий, направленных на использование земельного участка в соответствии с его назначением.

В ходе осуществления проверки такой орган обязан установить фактический размер неиспользуемого земельного участка, а также период, в течение которого он не используется. Выводы судебной практики свидетельствуют о том, что для установления объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.8 КоАП РФ, необходимо выяснить не только факт отсутствия работ по началу строительства, но и, исходя из требований статьи 284 ГК РФ, время, необходимое для освоения участка. Так, в частности, в случае предоставления земли для жилищного и иного строительства в трехлетний срок неиспользования не засчитывалось время, необходимое для освоения земельного участка (Постановление ФАС Московского округа от 28 января 2008 года № КА-А40/14350-07 по делу № А40-31495/07-153-207).

В настоящий момент вопросы, связанные с определением срока неиспользования земельного участка, а также характера и признаков правонарушения, урегулированы законодательством. В такой срок не включается время, в течение которого земельный участок не использовался в силу объективных обстоятельств, а также период, необходимый для освоения земельного участка, который, тем не менее, не может составлять более двух лет. Срок неиспользования сельскохозяйственных земель, по истечении которого такие земли подлежат изъятию, составляет три года, земель под строительство - пять лет.

В последнее время все более очевидными становятся стремления российских судов обеспечить наиболее полную защиту прав собственников, землевладельцев, землепользователей, арендаторов, о чем свидетельствует практика по делам, связанными с земельными правонарушениями, носящими незначительный характер. Так, нередко при условии соблюдения всех этапов процедуры изъятия в связи с неиспользованием и доказанности факта неиспользования в течение предусмотренного периода времени суд принимал решение об отмене постановления о прекращении права на земельный участок в силу незначительности правонарушения, неустранение которого послужило основанием для изъятия.

Анализ персональных данных показал, что во всем мире в целях безопасности запрещается размещение в открытом доступе сведений о владельцах и пользователях земли.

К примеру, во Франции, Германии, Эстонии и Литве земельные кадастры и регистры ведутся государственными органами, часть информации в соответствии с законодательством о персональных данных не подлежит раскрытию в открытых источниках. Общедоступными являются только адрес, кадастровая карта и общее описание земли.

Данные о собственниках и переходе прав предоставляются через государственные порталы при условии обязательной идентификации лица, запрашивающего информацию, указания цели и уплаты стоимости услуги.

Кроме того, сведения о собственниках, содержащиеся в кадастровых реестрах, в большинстве стран используются налоговыми органами и могут частично относится к охраняемой законом тайне (налоговой, коммерческой и т.д.).


 

11. Предполагаемые финансовые затраты

Реализация проекта закона потребует выделения дополнительных финансовых затрат из республиканского бюджета.