Единый контакт-центр

1414

8-800-080-7777

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Аналитическая форма по результатам анализа регуляторного воздействия при введении новых и ужесточения регулирования

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: АРВ
Дата создания: 19/05/2021
Публичное обсуждение до: 24/05/2021
Дата запуска онлайн-обсуждения: 19/05/2021 00:00:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 24/05/2021 00:00:00
Приложенные документы:

                    Аналитическая форма по результатам анализа регуляторного воздействия при введении новых и ужесточения регулирования

 

Аналитическая форма анализа регуляторного воздействия при введении новых регуляторных инструментов и ужесточения регулирования

 

Отказ в государственной регистрации транспортного средства или изменении регистрационных данных транспортного средства при наличии задолженности за проезд по платным  автомобильным дорогам (участкам)

(наименование требования/регуляторного инструмента)

 

В рамках проекта  законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам транспорта»
        (наименование проекта документа)

 

Разработчик проекта документа     Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК

 

ШАГ 1: Определение проблемы и цели регулирования

 

1

Определение проблемы и причины существования проблемы (текст в произвольной форме не превышающий 3 предложений, необходимо указать целевую группу и причинно-следственную связь)
  

Проблема – нарушение норм законодательства в области платных автомобильных дорог в части систематического уклонения пользователей от добровольной и своевременной платы за проезд.

Целевая группа – физические и юридические лица осуществляющие проезд по платным автомобильным дорогам республиканского и международного значения (участкам).

Причинно-следственная связь – должники, получив уведомление о наличии долга за проезд по платным автомобильным  дорогам, своевременно и добровольно не производят оплату за проезд, соответственно долг накапливается, и Национальный оператор автомобильных дорог вынужден обращаться с иском в суд и ожидать 90 дней (процедуры согласно ГПК РК), пока закончатся процедуры рассмотрения дела в гражданском порядке, если брать из расчета ставки платы за проезд 7350 тенге на грузовой автотранспорт с 7 классом, то в среднем за 30 дней на одного должника накапливается долг на сумму 550 тыс., тенге, в год соответственно долг в три раза увеличивается на период рассмотрения искового заявления в судебном порядке (90 дней), а, при внедрении системы взимания платы открытого типа (отсутствие пункта взимания платы) поток движения будет безостановочным, и существует вероятность увеличения должников на платных дорогах. Как практика показывает, при закрытой системе взимания платы (наличие шлагбаума) 30 % пользователей пассивны в своевременной оплате долга, соответственно при открытой системе взимания платы (отсутствие шлагбаума) должники на 50% могут увеличиться. Кроме того, за счет сборов за проезд с физ. и юр. лиц Национальным оператором осуществляется полное, самообеспечение в части содержания платных автомобильных дорог, как в зимний период, так и во все сезонные периоды.

Вместе с тем, для обеспечения сохранности автомобильных дорог республиканского значения, требуется дополнительный метод воздействия на нерезидентов, так как за счет высокой интенсивности автотранспортных средств будет наноситься ущерб в виде перегруза на ось, кроме того, существует риск, угрозы проезда транзитных транспортных средств без оплаты за проезд, через государственные границы Республики Казахстан. Национальному оператору не представляется возможным направить уведомление о наличии долга за проезд нерезидентам, так как отсутствует интеграция базы МВД РК с другими странами, а также в нормативно-правовых актах не предусмотрены условия регулирования отношений с нерезидентами в части взыскания долгов за проезд по платным дорогам.

 

2

Существуют ли данные (в цифровом измерении) доказывающие факт существования проблемы и показывающие ее масштаб

Нет ____
Да  Х  (опишите их и приведите их величины)

По данным электронной системы взимания платы Kaztoll АО «НК «ҚазАвтоЖол» Свидетельство о регистрации  исключительных имущественных прав №0104 от 10.01.2018г., задолженность АТС на иностранные ГРНЗ за проезд по всем платным автомобильным дорогам Казахстана (4 платных участка «Нур-Султан-Щучинск»- протяженность 211 км, «Нур-Султан-Темиртау» протяженность 134 км, «Алматы-Капшагай»- протяженность 41 км, «Алматы-Хоргос»- протяженность 295 км)  всего 682 км платных автомобильных дорог в РК.

Так системой взимания платы в 2019-2020 гг., установлены данные должников-граждан РК в количестве 4000 должников на сумму 100 млн. тенге, -нерезидентов в количестве 27 млн., должников на сумму 373 млн. тенге.

Как описывалось ранее, проблема заключается в отсутствии интеграции систем между Национальным оператором и взаимодействием с уполномоченными государственными органами, как в области дорожного движения, так и с органами пограничной службы РК.

Таким образом, на сегодняшний день основная масса должников осуществляет проезд по платным дорогам, не оплачивая, при этом необходимо отметить, что у Национального оператора нет возможности направить уведомление о наличии долга за проезд нерезиденту.

 

3

Какова цель вводимого регулирования

1. Снижение нарушения требований законодательства, связанных с несвоевременной платой за проезд по платным автомобильным дорогам;

2. Общий мониторинг и контроль за, въездом и выездом иностранцев и лиц без гражданства на территорию Казахстана, а также контроль при осуществлении проезда по платным дорогам РК;

3. Снижение коррупционных рисков путем исключения физического контакта между сотрудниками контролирующих органов, представителями Национального оператора по автомобильным дорогам и пользователями платных автомобильных дорог.

      Таким образом, при внедрении нового инструмента регулирования в отношении субъектов и ужесточения регулирования, а также дополнения регулирования новым механизмом позволит Национальному оператору снизить должников за проезд, путем взаимодействия с МВД РК (МИНЮСТ, ЦОН), мониторить поток интенсивности на платную дорогу нерезидентов. Обеспечить полноценный сбор платы за проезд.

 

ШАГ 2: Альтернативы

 

1. Определение планируемых для рассмотрения альтернатив (отметьте те варианты, которые уже есть и те альтернативные подходы, которые Вы рассматриваете и анализируете – необходимо выбрать не меньше 3 альтернативных подхода, возможно комбинирование. Для определения альтернатив используйте список возможных вариантов представленный ниже.
1. Действующее регулирование (текущая ситуация, то есть неизменность регулирования)
2. Информационная кампания.
3. Изменение налогов, субсидий, государственные закупки, торговля квотами, другие рыночные механизмы.
4. Обязательное страхование ответственности.
5. Обязательные маркировки.
6. Обязательная отчетность.
7. Декларирование, уведомление.
8. Правила деятельности и проверки их исполнения (без разрешительных документов).
9. Разрешительные инструменты.
10. Запреты.
11. Введение сферы государственного контроля и надзора
12. Введение обязательного саморегулирования (далее-СРО) (при выборе данной альтернативы необходимо заполнить форму 1а)
13. Иное (на выбор разработчика аналитической формы)

 

2

Описание планируемых альтернатив (описываются все выбранные альтернативы в произвольной форме с указанием регуляторной конкретики (по списку выше)

Альтернатива 1

Действующее регулирование (текущая ситуация, то есть неизменность регулирования)

Уполномоченный государственный орган в области дорожного движения реализующий политику государства по противодействию правонарушений в соответствии со своей компетенцией, наделенный специальными полномочиями по обеспечению законности, выявлению, предупреждению, пресечению, правонарушений, который будет способствовать уменьшению количества неплательщиков за проезд по платным дорогам, по аналогии с налоговым органом, в котором также осуществляются функции запрета предоставлении государственных услуг при наличии своевременно неисполненного постановления, также и Национальный оператор планирует внедрить инструмент с новым механизмом в отношении должников платных дорог.  Необходимо заметить, также что на сегодняшний день отсутствует инструмент в отношении нерезидентов, которые осуществляют проезд по платным дорогам, при этом долг не возможно взыскать, так как не возможно установить данные водителя или владельца транспортного средства.

 

Альтернатива 2

Запреты

За счет внедрения неких ограничений, пользователям платных дорог не представится возможным, снять с учета транспортные средства при наличии долгов за проезд. Вынесенное постановление уполномоченным органом способствует ограничить или запретить осуществить выезд за пределы территории РК нерезидентам, при наличии долга за проезд. В целом всевозможные запреты в виде ограничения отказа в госрегистрации транспортных средств, запрета выезда транспортных средств за пределы РК, при наличии долга за проезд, способствует порядку и соблюдения законодательных актов РК.

 

Альтернатива 3

Иное (на выбор разработчика аналитической формы)

Централизованно мониторить и контролировать должников за проезд, за счет взаимодействия уполномоченных государственных органов.

 

ШАГ 3: Определение воздействия альтернатив

 

3.1. Воздействие на экономическую систему

Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждой альтернативы при ее воздействии на экономическую систему в целом с учетом таких элементов экономической системы как:
1. Воздействие на свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также международную торговлю и международные инвестиционные потоки.

2. Общие последствия для экономического роста.
3. Влияние на занятость, рабочие места.

4. Косвенное влияние на отрасли экономики и другое
Необходимо спрогнозировать последствия предполагаемого регулирования в произвольной форме

 

 

 

Выгоды

Издержки

 


 

Альтернатива 1

Не предполагает значительного воздействия на экономический рост

Предполагает незначительную нагрузку на государственные уполномоченные органы

 


 

Альтернатива 2

Предполагает позитивное воздействие на прирост сборов за проезд по платным  автомобильным дорогам

Предполагает незначительную нагрузку на государственные уполномоченные органы

 


 

Альтернатива 3

Не предполагает значительного воздействия на экономический рост

Предполагает незначительную нагрузку на государственные уполномоченные органы

 

3.2. Воздействие на бизнес

Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждой альтернативы при ее воздействии на бизнес с обязательным учетом:
1. Влияния на производительность и конкурентоспособность предприятий, в том числе на инновации и развитие (при внедрении саморегулирования необходимо оценить возможные сложности входа в бизнес).
2. Влияния на прибыльность и устойчивость предприятий.
3. Относительное влияние издержек в зависимости от размера предприятия (является ли относительное влияние издержек для малых предприятий выше, чем для крупных).

4. Другое.
Отдельно монетизируйте и посчитайте издержки для бизнеса согласно с формой 1б

 

 


 

Выгоды

Издержки

 


 

Альтернатива 1

нет

нет

 


 

Издержки для бизнеса по форме 1б


 

-

 


 

Альтернатива 2

нет
 

нет

 


 

Издержки для бизнеса по форме 1б


 

-

 


 

Альтернатива 3

нет

нет

 


 

Издержки для бизнеса по форме 1б

 

-

 

3.3 Воздействие на органы государственной власти и общество в целом

Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждой альтернативы при ее воздействии на органы государственной власти и общество в целом с обязательным учетом:
1. Влияния на риски для здоровья жизни и безопасности (включая экономическую) населения.
2. Влияния на преступность включая экономическую.
3. Возможные коррупционные риски.
4. Влияния на экологию.
5. Изменения потребительского выбора.
6. Изменения розничных цен.
7. Влияние на информированность потребителей и их защиту.

8. Другое.
Отдельно монетизируйте и посчитайте издержки на администрирование регулирования согласно с формой 1в

 


 


 

Выгоды

Издержки

 


 

Альтернатива 1

нет

нет
 

 

Издержки на администрирование по форме 1в


-

-

 


 

Альтернатива 2

нет

нет

 

Издержки на администрирование по форме 1в

-
 

-

 


 

Альтернатива 3

нет

нет

 

Издержки на администрирование по форме 1в


 

-

 

ШАГ: 4 Выбор наиболее оптимальной регуляторной альтернативы

 

Определение баллов 5-ти бальной системы оценки результативности регулирования
5 – поставленная задача решается полностью (проблема больше существовать не будет);
4 – поставленная задача решается почти полностью (все важные части проблемы существовать не будут);
3 – поставленная задача решается частично (проблема значительно уменьшается, самые критичные аспекты проблемы существовать не будут);
2 – поставленная задача решается в некоторых аспектах (некоторые важные и критические аспекты проблемы продолжат существовать);
1 – поставленная задача не решается (проблема продолжит существовать)*.

 

Рейтинг по результативности (достигаемости задач в решении проблемы)

Бал результативности
(5-ти бальная система)

Объяснение присвоения соответствующего балла

 

Альтернатива 1

2

Отсутствие эффекта от действующего регулирования и воздействия действующего механизма на должников платных автомобильных дорог

 

Альтернатива 2

4

За счет систематических запретов (отказов) должники будут своевременно производить плату за проезд по платным автомобильным дорогам.

 

Альтернатива 3

2

Отсутствие эффекта от мониторинга всех должников ввиду отсутствия интеграции между системами.

 

Рейтинг по эффективности, в зависимости от нагрузки на субъект бизнеса

Выгоды (итог)

Издержки (итог)

Альтернатива 1

Отсутствие эффекта от действующего регулирования и воздействия действующего механизма на должников платных автомобильных дорог

нет

Альтернатива 2

За счет систематических запретов (отказов) должники будут своевременно производить плату за проезд по платным автомобильным дорогам.

нет

Альтернатива 3

Отсутствие эффекта от мониторинга всех должников ввиду отсутствия интеграции между системами связей.

нет

Выбор наилучшей альтернативы (производится на основании сопоставления данных двух предыдущих таблиц) с определением возможных рисков и механизма реализации

 

Рейтинг

Возможные риски и непредвиденные последствия

 

Механизм реализации предлагаемого

регулирования

Альтернатива 2

рекомендуемая

Запреты


 

Возможные риски и непредвиденные последствия отсутствуют

1. Сроки и этапы внедрения 13 месяцев в  2 этапа.

1-этап: внесение изменений Законы РК                        «О дорожном движении», «О государственных границах Республики Казахстан»  (12 месяцев)

2-этап: внесение изменений в Правила взимания платы за проезд по платным дорогам                          (3 месяца)
2. Уполномоченный орган, ответственный за внедрение регулирования и осуществления оценки достижения поставленных индикаторов

Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК..

 

ШАГ 5: Индикатор оценки

 

1

Определите индикаторы и рекомендуемые изменения в системы сбора и анализа информации для более полного мониторинга (возможные индикаторы и что надо сделать чтоб они стали измеряемы) и указать источники информации, на основании которых будет осуществляться оценка достижения заявленного индикатора

Данные из системы электронной системы взимания платы Национального оператора автомобильных дорог 


 

 

2

Рекомендуемая периодичность измерения индикаторов (не менее 3 лет, не более 5 лет, а при введении СРО - 3 года)

каждые 5 лет


 

 

3

Планируемое изменение данных, указанных в пункте 2 шага 1 «данные доказывающие факт существования проблемы и показывающие ее масштаб», в цифровом измерении, показывающих возможные изменения масштаба проблемы после введения регулирования (в описании укажите временные рамки планируемых изменений)

Нет ____
Да Х
Если Да – приведите их

После введения регулирования через 3 года


 

 

                                   

* – присвоение балла 1 означает, что вариант выбран неправильно и его не следует рассматривать вообще

      Подпись ____________            дата «___» ________ 201 __ г.

 

 

 

 

форма 1б Расчет издержек для бизнеса (монетизация) – Альтернатива 1


 Какие регуляторные действия предполагает использование альтернативы?

 

Да

Нет

Инвестиции в средства производства, изменения помещений, лаборатории, обучение персонала, иные необходимые неадминистративные издержки


 

Х

Необходимость использования третьих лиц для независимых экспертиз, оценок, заключений


 

Х

Периодическая отчетность государству (или увеличение отчетности)

 

Х

Становление субъектом специализированных государственных проверок (или ужесточение существующего режима проверок или санкций)


 

Х

Получение справок и разрешений от государственных органов

 

Х

Иное (определить)

 

Х

 

Расчет издержек на одно среднестатистическое предприятие субъект регулирования

Таблица 1

Разовые инвестиции

Расходы на тех обслуживание, поддержание (в год)

Итого

 

 

 

 

Расходы за 5 лет

 

 

Х

Таблица 2

Расходы на экспертизы и заключения

Периодическое обслуживание третьими лицами (в год)

Итого

 

 

 

 

Расходы за 5 лет

 

 

Х

Таблица 3

Государственные пошлины

Цена затраты рабочего времени (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

 

 

 

 

Расходы за 5 лет

 

 

Х

Таблица 4

Цена затраты рабочего времени на работу с проверяющими (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Вероятностные штрафные санкции (цена штрафа умножается на вероятность его наложения) в год

Итого

 

 

 

 

Расходы за 5 лет

 

 

Х

Таблица 5

Государственные пошлины, другие прямые выплаты за документы

Цена затраты рабочего времени на их получение (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

 

 

 

 

Расходы за 5 лет

 

 

Х

               

 Данные Таблиц 1-5 (расходы за 5 лет в колонках «Итого») суммируются ___ тенге
 Данная величина умножается на количество предприятий (субъектов

 предпринимательства), которые являются субъектами этой альтернативы _________ тенге

 

форма 1б Расчет издержек для бизнеса (монетизация) – Альтернатива 2


 Какие регуляторные действия предполагает использование альтернативы?

 

Да

Нет

Инвестиции в средства производства, изменения помещений, лаборатории, обучение персонала, иные необходимые неадминистративные издержки


 

Х

Необходимость использования третьих лиц для независимых экспертиз, оценок, заключений


 

Х

Периодическая отчетность государству (или увеличение отчетности)

 

Х

Становление субъектом специализированных государственных проверок (или ужесточение существующего режима проверок или санкций)


 

Х

Получение справок и разрешений от государственных органов

 

Х

Иное (определить)

 

Х

 

Расчет издержек на одно среднестатистическое предприятие субъект регулирования

Таблица 1

Разовые инвестиции

Расходы на тех обслуживание, поддержание (в год)

Итого

 

 

 

 

Расходы за 5 лет

 

 

Х

Таблица 2

Расходы на экспертизы и заключения

Периодическое обслуживание третьими лицами (в год)

Итого

 

 

 

 

Расходы за 5 лет

 

 

Х

Таблица 3

Государственные пошлины

Цена затраты рабочего времени (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

 

 

 

 

Расходы за 5 лет

 

 

Х

Таблица 4

Цена затраты рабочего времени на работу с проверяющими (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Вероятностные штрафные санкции (цена штрафа умножается на вероятность его наложения) в год

Итого

 

 

 

 

Расходы за 5 лет

 

 

Х

Таблица 5

Государственные пошлины, другие прямые выплаты за документы

Цена затраты рабочего времени на их получение (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

 

 

 

 

Расходы за 5 лет

 

 

Х

               

 Данные Таблиц 1-5 (расходы за 5 лет в колонках «Итого») суммируются ___ тенге
 Данная величина умножается на количество предприятий (субъектов

 предпринимательства), которые являются субъектами этой альтернативы _________ тенге

 

форма 1б Расчет издержек для бизнеса (монетизация) – Альтернатива 3

 

 Какие регуляторные действия предполагает использование альтернативы?

 

Да

Нет

Инвестиции в средства производства, изменения помещений, лаборатории, обучение персонала, иные необходимые неадминистративные издержки


 

Х

Необходимость использования третьих лиц для независимых экспертиз, оценок, заключений


 

Х

Периодическая отчетность государству (или увеличение отчетности)

 

Х

Становление субъектом специализированных государственных проверок (или ужесточение существующего режима проверок или санкций)


 

Х

Получение справок и разрешений от государственных органов

 

Х

Иное (определить)

 

Х

 

Расчет издержек на одно среднестатистическое предприятие субъект регулирования

Таблица 1

нет

 

Итого

 

 

 

 

 

 

Расходы за 5 лет

 

 

 

 

Таблица 2

нет

 

Итого

 

 

 

 

Расходы за 5 лет

 

 

 

Таблица 3

нет

 

Итого

 

 

 

 

 

 

Расходы за 5 лет

 

 

 

 

Таблица 4

нет

 

Итого

 

 

 

 

 

 

Расходы за 5 лет

 

 

 

 

Таблица 5

нет

 

Итого

 

 

 

 

 

 

Расходы за 5 лет

 

 

 

 

Таблица 6

нет

 

Итого

 

 

 

 

 

 

Расходы за 5 лет

нет

 

 

 

                                 

Данные Таблиц 1-6 (расходы за 5 лет в колонках «Итого») суммируются ________
Данная величина умножается на количество предприятий (субъектов предпринимательства), которые являются субъектами этой альтернативы: __________________________

На основании вышеизложенного следует, что в целом на сферу регистрации/перерегистрации автотранспортных средств пользователей имеющих задолженность за проезд по платным автомобильным дорогам и ограничение выезда с территории Казахстана иностранцам и лицам без гражданства,  не требует дополнительного финансирования из бюджета государства, а также не требует каких-либо трудозатрат и выплаты заработной платы.  

 

Альтернатива 1.

 

форма 1в Расчет издержек на администрирование регулирования
         для государственных органов (монетизация)

 

Какие действия предполагает использование альтернативы?
Если альтернатива предполагает работу нескольких государственных органов, Таблица 1 заполняется по каждому из них отдельно с указанием государственного органа

Таблица 1

Цена затраты рабочего времени (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Получение и анализ отчетности

Итого: 0

0

Проведение проверок

 

 

Выдача разрешений

 

 

Иные формы контроля (определить)

 

 

Итого за 5 лет

 

0

Предполагает ли альтернатива создание нового государственного органа, либо нового структурного подразделения существующего органа Да ____ Нет  Х
Если да – определите полный планируемый годовой бюджет нового органа или структурного подразделения ____ х5 = _____

 

Альтернатива 2.

 

форма 1в Расчет издержек на администрирование регулирования
         для государственных органов (монетизация)

 

Какие действия предполагает использование альтернативы?
Если альтернатива предполагает работу нескольких государственных органов, Таблица 1 заполняется по каждому из них отдельно с указанием государственного органа

Таблица 1

Цена затраты рабочего времени (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Получение и анализ отчетности

0

0

Проведение проверок

 

 

Выдача разрешений

 

 

Иные формы контроля (определить)

 

 

Итого за 5 лет

 

0 тг

Предполагает ли альтернатива создание нового государственного органа, либо нового структурного подразделения существующего органа Да ____ Нет  Х
Если да – определите полный планируемый годовой бюджет нового органа или структурного подразделения ____ х5 = _____

 

 

Альтернатива 3.

форма 1в Расчет издержек на администрирование регулирования
         для государственных органов (монетизация)

 

Какие действия предполагает использование альтернативы?
Если альтернатива предполагает работу нескольких государственных органов, Таблица 1 заполняется по каждому из них отдельно с указанием государственного органа

Таблица 1

Цена затраты рабочего времени (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Получение и анализ отчетности

 

 

Проведение проверок

 

 

Выдача разрешений

 

 

Иные формы контроля (определить)

 

 

Итого за 5 лет

 

 

Предполагает ли альтернатива создание нового государственного органа, либо нового структурного подразделения существующего органа  Да ____ Нет  Х
Если да – определите полный планируемый годовой бюджет нового органа или структурного подразделения ____ х5 = _____